Составляющие личностно-ориентированного подхода в педагогике
Подход включает в себя целый комплекс концепций, составляющих, технологий. Все они вместе направленные на индивидуальный подход к каждому ученику.
В отличие от традиционного метода обучения, где преподаватель спикер, а ученики слушатели, то есть, подчиненные, подход основан на модели сотрудничества. В этой методике нет главных, а есть проблема, которую решают и рассматривают все вместе, независимо от статуса и звания.
Подход включает в себя три составляющих: понимание, принятие, признание.
Понимание
Понимание является начальным этапом в личностном подходе. Его можно сравнить со знакомством, то есть этот шаг нацелен на познание внутреннего мира ребенка. Включает в себя командную работу между учеником и учителем.
Самый важный аспект степень внушаемости ребёнка, которую должен определить педагог в процессе общения с ним.
Понимая окружение его, учитель может определить, что для ребенка важно, что нет, чего он боится, чем он гордится и так далее. Дети часто боятся, истерят, плачут, отказываются от учебы, разговоров, не хотят что-то понимать
Это нормальное поведение для ребенка, потому что он большую часть времени находится в стрессе от нового коллектива, от требований, от массы информации, которую он получает ежедневно.
Задача педагога выявить все негативные факторы и внушить ребенку веру в собственные силы. Как только у него это получится, этот подход переходит на следующую ступень, где ребенок начинает чувствовать себя комфортно и уверенно.
Методика обучения подходит всем категориям учащихся. Это могут быть дошкольники, школьники, студенты, или даже взрослые люди, которые проходят обучающие курсы, тренинги личностного роста, или просто попадают в новый коллектив, где также испытывают стресс, как первоклассник в школе.
Принятие
По названию понятно, что на данном этапе педагог должен научить ребёнка принимать себя, как целую позитивную, умную, творческую личность. На этом этапе важную роль играет похвала и внушение типа ты все можешь, я в тебя верю, у тебя всё получится, без сомнений ты с этим справишься. Кроме сознания у человека есть подсознание, в котором откладывается много информации, осознанно она не запоминается, но формирует личность. Если учащемуся ежедневно внушать, что он всё сможет, со временем он действительно все сможет, и у него не будет возникать страха и сомнений насчет своих умений.
На этом этапе очень важно сотрудничество школы и дома. То есть, личностный подход должен быть со стороны учителей и родителей
Если в школе учителя будут внушать ребенку, какой он умный и у него всё получится, а дома родители будут его гнобить и говорить, что он «неумеха» из этого ничего не выйдет.
Признание
Это самый важный этап в работе. Он наступает тогда, когда ребенок начинает себя понимать, принимать, и любить таким, какой он есть. На этом этапе нет страха, негатива и нежелания что-то делать (в данном случае учиться).
В классической модели образования большинство детей (студентов) не любят учебу, некоторые из них катастрофически боятся учителей или родителей, потому что их ругают, наказывают, возможно, даже бьют.
В личностном подходе такого нет, ребенок чувствует себя полноценным и уверенным членом общества. Он признает все свои достоинства и недостатки, он их принимает, и спокойно к ним относятся. Если ученику что-то непонятно или он чего-то не знает, он не боится спросить, потому что на 100% уверен в том, что его не будут высмеивать или ругать, а наоборот помогут.
Этот этап ведет к самореализации и самосовершенствованию, причем это касается как дошкольников, так и взрослых людей, учащихся в высших учебных заведениях. Основное правило признания не критиковать и не осуждать.
Самую большую часть работы и все сложные задачи должен взять на себя педагог, чтобы учащийся чувствовал себя комфортно и уверенно.
Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности
В современной педагогической деятельности данный подход используется очень часто, так как его эффективность доказана на практике. Действительно, дети, которых обучали по этой методике, становятся более строительными, любознательны, всесторонне развитыми. В группах с таким обучением нет двоечников, зажатости закомплексованных детей, как при классической форме обучения.
Этот подход предполагает создание комфортных условий для обучения детей или студентов. В этом случае обучающий процесс должен быть максимально интересным и разносторонним, поэтому задача учителя внести в него как можно больше педагогических приемов.
Для раскрытия личности отлично подходит работа в парах или коллективная работа. Для дошкольников и младших школьников на первом месте должна быть игра, так как самые маленькие могут воспринимать информацию исключительно в игровой форме. Задача учителя, найти сильные стороны каждого из учеников и раскрывать их, но при этом не игнорировать «слабинки» и подтягивать их.
Понятие и назначение личностно-ориентированного обучения
Определение 1 Личностно-ориентированное обучение – это обучение, которое ставит личность ребенка на первый план и направляет учебно-воспитательный процесс на формирование всесторонне развитой личности с сохранением ее самобытности.
Личностно-ориентированная технология обучения – это специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребенка.
При личностно-ориентированном обучении, педагог не оказывает авторитарного влияния на процесс воспитания и обучения. Учащемуся не приходится подстраиваться под его индивидуальный стиль. Взаимоотношения между участниками образовательного процесса носят согласованный характер и базируются на равноправии сторон. Учащийся теперь становится активным субъектом процесса обучения, проявляя активность и инициативность в его организации, используя творческие направления деятельности. Мышление учащихся, обучающихся по технологии личностно-ориентированного подхода, развивается в направлении рефлексии т.е. имеет ориентацию на достижение конкретного результата.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Личностно-ориентированная технология обучения 440 руб.
- Реферат Личностно-ориентированная технология обучения 270 руб.
- Контрольная работа Личностно-ориентированная технология обучения 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Личностно-ориентированное обучение нацелено на формирование у ребенка механизмов самореализации, навыков саморазвития и самосовершенствования, обеспечение оптимального прохождения процесса социальной адаптации и всестороннего развития личности, с раскрытием ее творческого потенциала.
Личностно-ориентированная технология обучения имеет следующие особенности применения:
Проведение оценки и устранение недостатков психологического состояния учащихся во время различных этапов обучения;
Опора на мотивацию учащихся к познавательной деятельности;
Подача учебных программ с учетом психологических особенностей коллектива учащихся, проведение педагогико-психологического анализа характеристик развития каждого учащегося;
Преподнесение учебных программ на основе применения сенсорных методов;
Использование индивидуальных методов организации обучения, а также различных вариантов диалоговой, парной и групповой работы;
Применение дидактических приемов и средств в ходе обучения;
Обеспечения условий для осознания каждым учащимся ценности и важности своей личности, осознание своей роли в учебном процессе;
Проведение анализа учебного занятия или курса в целом совместно с детьми, при котором учитывается их мнение по поводу важности изученного материала, внесения поправок в курс, исключение бесполезного материала или дополнение значимого, описание самых интересных моментов и поиск путей решения различных задач.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Личностно-ориентированное обучение опирается на оптимистический подход педагога к организации обучения и развития каждого ребенка. Педагог должен видеть потенциал ребенка и верить в возможность его развития, мотивируя к нему ребенка. К ребенку необходимо относиться, как к личности, способной сделать самостоятельный верный выбор. Педагог только направляет ребенка, ориентируя его на достижение конкретного результата.
Рисунок 1. Технология личностно-ориентированного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
У каждого учащегося есть собственное понимание смысла обучения и свои интересы в этом процессе. На них и должен опираться педагог. Учащему необходимо помочь сформировать свою линию поведения и жизненную позицию, сделать выбор в пользу важных ценностей и овладеть конкретной системой знаний и навыков.
Технология проведения урока для студента педагогического ВУЗа
Основной целью уроков в рамках личностного подхода должно быть создание положительных условий для ученической деятельности. Педагог, отталкиваясь от индивидуальных особенностей учеников своего класса должен подготовить к уроку актуальные и действенные методы и приемы, которые позволят выявить у учащихся индивидуальные качества. Студент ВУЗа, то есть будущий педагог, за время учебы должен научиться понимать и чувствовать детей с первых минут знакомства.
Это поможет создать максимально ясную картину, описывающую личность ребенка и раскрывающую его знания, умения и навыки. Это даст возможность подготовить конспект урока таким образом, чтобы укрепить сильные стороны и подтянуть слабые, устранить комплексы, внушить веру в себя.
При подготовке к практическому уроку с детьми студент должен настроиться на положительную атмосферу, забыть схоластические методы обучения, где присутствовали только доска, указка, ругань. При подходе, ориентированном на личность ребенка, должен царить позитив, товарищество, доверительная атмосфера, в которой ученики уважают учителя, доверяют ему, не боятся его, и стремятся по максимуму проявить свои способности.
Технология проведения урока основана на постоянном взаимодействии учителя и ученика. В классической модели обучения учитель на уроке даёт информацию, проводит 3-5 практических заданий, направленных на понятие и закрепления материала и дает работу на дом, или же дети дома отдыхают.
На уроках, при личностном подходе, учитель взаимодействует с учениками. То есть, такого нет, что учитель объясняет материал, нагружает детей информацией, и бросает на произвол (домашнее обучение, самообразование). На протяжении урока длится сотрудничество, в котором позиции учителя сменяют ученики, и наоборот. Кроме подачи новой информации, студент-педагог должен создать оптимальные условия для развития личных качеств ученика.
В отличие от традиционного обучения при личностных уроках деятельность учителя заключается в организации учебного процесса, при котором больше активничают учащиеся. Их нужно подвести к тому, чтобы они сами выявили проблему, и нашли пути ее решения, а педагог в этот момент лишь курирует процесс, намекает и подсказывает.
В классическом обучении на уроке главный не ученик, а учитель. Он объясняет, требует, диктует, заставляет, контролирует, а ребенок выполняет. При этом у него развивается комплекс неполноценности, страх, ненависть к учебе и т.д. Да, раньше так учились, и это считалось нормальным, но наука развивается, педагоги изобретают новые методики, практикуют их и выявляют максимально эффективные способы обучения.
В подведение итога отметим, что в центре личностного подхода в образовании состоит личность человека (вне зависимости от его качеств, возраста, знаний, умений и навыков). Основная цель стремление этой личности к реализации своего потенциала, раскрытие всех возможностей, самоактуализации и принятию себя как личности.
Ключевыми терминами в данной системе является свобода личности, развитие и творчество. Данный подход не допускает негатива, критики, осуждения. Он выстроен на том, чтобы учитель дал возможность ученику поверить в себя, внушил ему его всемогущество, из-за чего у учащихся просыпается огромный потенциал и желание к обучению, творчеству, принятию себя и окружающей среды.
Следующее видео о личностно-ориентированном подходе в образовательном процессе:
Существующие проблемы и трудности и пути разрешения
Сейчас, к сожалению, есть много трудностей на пути к полному переходу на личностное обучение. В последние годы внедряется новая социальная ситуация, меняются технология обучения, подходы к ученикам и восприятия их. Но, несмотря на это, сейчас невозможно переписать все программы, перевести все учебники и методические пособия за один год на такое обучение. В педагогике есть и другие подходы, которыми нужно пользоваться, чтобы сформировать у ребенка всесторонне развитую личность.
На сегодня единственный выход время. Оно нужно для проведения экспериментов, проб, выявление ошибок и пробелов в данном подходе. Говорить о полном внедрении системы можно только тогда, когда она будет изучена на 100%.
Применение на практике
Существует несколько видов личностно-ориентированного подхода, которые применяются на практике. Все они взаимосвязаны друг с другом через понятия дифференциации и индивидуализации.
Дифференцированный подход
Дифференциация — это распределение учеников на разные категории групп по определенному принципу с целью оптимизации учебного процесса и создания наилучших условий для саморазвития каждого конкретного ребенка.
В качестве примера можно привести разделение учащихся первого класса на три категории:
- Те, кто совсем не умеет читать.
- Дети, знающие все буквы и умеющие складывать из них слоги и простые слова.
- Хорошо читающие дети.
Дифференцированный подход к обучению означает построение учебного процесса, при котором учитываются его возрастные характеристики, интеллектуальный уровень развития ребенка (имеющиеся способности и знания), степень его обучаемости (как быстро он способен усвоить материал).
Индивидуальный подход
Индивидуализация — это процесс выявления и учета психических, физиологических и иных особенностей личности.
На основе проведенного анализа выстраивается концепция по применению наиболее подходящих форм и методов воспитания и обучения. Для этого учитель или воспитатель должны обладать знаниями в области психологии. Необходимо учитывать степень дисциплинированности, активности ученика, его уверенности в себе, особенности восприятия информации (какая память лучше развита — зрительная или слуховая), темперамента (выполняет задание быстро, но с помарками или же медленно и скрупулезно) и другие характеристики.
Индивидуальный подход к обучению означает разделение детей на группы по таким признакам, как наличие определенных способностей, скорость и качество усвоения материала, успеваемость, склонность к тому или иному предмету и виду деятельности.
С каждой группой проводится отдельная работа. К примеру, те дети, которые быстро справились с работой, получают дополнительное задание. Есть дети активные и пассивные. Активный, уверенный в себе ребенок всегда тянет руку, даже если не знает правильного ответа, он не боится ошибиться. Пассивный ребенок испытывает чувство неуверенности в своих знаниях и страх ошибиться — даже зная правильный ответ, он вряд ли станет проявлять инициативу. Все это педагог должен учитывать при индивидуальной работе с каждым ребенком, обязательно похвалить робкого ученика за правильный ответ.
Субъектно-личностный подход
Субъектно-личностный подход предполагает работу с каждым учащимся, как с самостоятельным субъектом, имеющим свою волю, проявляющим активность и независимость в своей деятельности и проявлении желаний. Проявление субъектности тесно завязано на личности ребенка, на его уникальности и непохожести ни на кого другого. Для наилучшего развития характеристик субъектности создаются предпосылки для проявления учеником своей избирательности и осознанности в выборе, а также для ее закрепления, что положительно сказывается на его познавательных способностях.
Разноуровневый подход
Разноуровневый подход подразумевает дифференциацию по разному уровню сложности. Так, на уроках математики детям, имеющим гуманитарный склад ума, дают более простые задания. А дети с явно выраженными математическими способностями решают задачи повышенной сложности.
Список использованной литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! / Пособие для учителей / Ш.А. Амонашвили.- М.: Просвещение, 1988.- С.324
2.Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике.
/ Ш.А. Амонашвили. – М., Изд. Дом Ш.Амонашвили, 1996.- С.342
3.Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония:В 3 частях.
/ Ш.А. Амонашвили. — Екатеринбург,1993.- С.354
4.Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. Подготовка ребенка к школе.
/ Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д. Забрамная. – М., 2002.- С.487
5.Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход.
/ М.К. Акимова, В.П. Козлова. – М., 2002.- С.453
6.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.
/ Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова.– М.,2004.- С.324
7.Бондаревская Е,В. Гуманистическая парадигма личностно – ориентированного образования.// Педагогика, 1997.- С.67
8.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно – ориентированного образования.
/ Е.В. Бондаревская .Ростов-на-Дону, 2002.- С.456
9.Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. //Начальная школа. – 2007. — № 12.-С.65
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.,
/ Л.С. Выготский . -1991.- С.456
11. Гессен С.И. Основы педагогики.
/ С.И. Гессен. – М.,1995.- С. 354
12. Гомон И. Путешествия по сказкам.//Начальная школа. -2006. — № 11. – С.56
13. Гладких В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье.
/ В.И. Гладких. – Пенза.,2000.- С.234
15. Диагностика готовности детей к обучению в школе/ Сост. Г.Т.Дмитриев. – М.,2004.
16. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации.
/ З.В. Дощицина. – М., 1994.- С.548
17.Джуринский А.Н. История педагогики.
/ А.Н.Джуринский.– М.,2000. С. 540
18Еремеева В.Д. Нейропсихолог о дифференциации обучения //Практика образования. – 2007. – № 3 (14).
– С. 28-31.
19.Занков Л.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников.
/ Л.В. Занков. – М., 1973. — С. 321
20. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.
/ Е.А. Климов. — Казань, 2000. — С.431
21.Конев А.Н. Индивидуально – типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения.
/ А.Н. Конев.- М., 2000. С.324
22.Коджаспирова Г.М. Педагогика.
/ Г.М. Коджаспирова.– М.: Гардарики, 2004. — С.543
23.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.
/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М., 2003. — С.432
24.Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий.
/ С.В. Кульневич. – Ростов-на-Дону, 2003.- С.234
25.Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Не совсем обычный урок.
/ С.В. Кульневич, Т.Н. Лакоценина.– Ростов-на-Дону: «Учитель», 2007.- С.328
26.Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.
/ Д.Г. Левитес. – М: Воронеж, 2005.- С.239
27. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т.
/ А.Н. Леонтьев. – М., 2000.- С.549
28.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.
/ И.Я. Лернер. — М.,1981. С.186
29. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников. – В Н..: Психологические проблемы неуспеваемости школьников/ Под.ред. Н.А. Менчинской.
/ Н.А. Менчинская.- М. 2001.-С.54
30.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.
/ Р.С. Немов.- М.: Просвещение, 1994. — С. 549
31.Огородникова А. Урок-игра «Звездный час»//Начальная школа – 2010. -№ 8
32.Олейник С.А. Особенности взаимодействия учителя и ученика в зависимости от типа учебной ситуации. Взрослые и дети в образовательном пространстве.
/ С.А. Олейник. – М.: Академия, 2002.- С. 456
33.Селевко Н.А. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация.
/ Н.А. Селевко. — М.:НИИ школьных технологий, 2005.- С.144.
34.Якиманская И.С. Личностно – ориентированная школа. Взрослые и дети в образовательном пространстве.
/ И.С. Якиманская. – М.: Академия, 2002.- С. 564
35.Пономарева Н.А. Личностно- ориентированный подход [Электронный ресурс: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/117-music/3431-2013-09-15-05-37-26]
Личностно-ориентированный подход к образованию
Образование, сложившееся в нашей школе, имеет тенденцию быть
авторитарным, то есть в нем доминирует авторитет педагога, а ученик остается в
положении подчиненности и зависимости. Иногда такое обучение называют
директивным, потому что решения принимает и процессом руководит учитель, а от
ученика требуется только подчиняться. Так вырастает ребенок: пассивный
исполнитель, которому все равно, что он делает и как он это делает.
Инструктивная педагогика основана на принципе «требовать — воспринимать —
действовать».
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно
принимать решения и отвечать за их последствия, необходим иной подход.
Необходимо воспитывать умение думать, прежде чем действовать, всегда поступать
правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение человека,
считаться с его позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим
требованиям отвечает гуманистическое, личностно-ориентированное образование.
Она создает новые механизмы нравственной саморегуляции учащихся и постепенно
заменяет устоявшиеся стереотипы принудительной педагогики.
Современные научные разработки теории и практики
личностно-ориентированной педагогики основаны на принципе личностного
(личностно-ориентированного) подхода к ученику как к самосознающему,
ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту педагогического
взаимодействия. Их концептуальные идеи были развиты в 60-е годы XX века
представителями зарубежной гуманистической психологии К. Роджерсом, А. Маслоу,
В. Франклом и другими, которые утверждали, что полноценное образование возможно
только тогда, когда школа служит лабораторией для раскрытия уникального
«Я» каждого ребенка.
В отечественной педагогике идея личностного подхода
разрабатывалась с 80-х годов XX века К.А. Абульхановой, И.С. Коном, А.В.
Петровским и другими в связи с трактовками образования как субъект-субъектного
процесса. В начале XXI века Е.В. Бондаревская, В.П. Давыдов, В.В. Сериков и
другие сформировали концептуальные положения теории личностно-ориентированного
образования в условиях образовательных учреждений разного уровня. Несмотря на
некоторые различия в подходах к интерпретации содержания ученых, представляется
возможным выявить в них общие методологические позиции. К наиболее важным из
них относятся следующие положения.
Каждая концепция фокусируется на человеке как уникальном социально-биологическом существе с уникальной системой индивидуально-психологических характеристик, моральных и этических ценностей и ориентиров. Это можно объяснить тем, что в современном российском обществе меняются представления о личности, которая, помимо социальных качеств, наделена различными субъективными качествами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и так далее.
Исследователи педагогических проблем личностно-ориентированного образования видят одно из главных условий его реализации в изменении структуры образования — переносе его из сферы субъект-объектных отношений в сферу субъект-субъектных отношений. Следовательно, образование рассматривается не как «педагогическое воздействие» на личность ученика, а как своего рода «педагогическое взаимодействие» с ней.
В содержании образования авторы предлагают перейти от
формирования личности с предписанными обществом качествами к созданию условий
для ее самореализации и последующего раскрытия (реализации) собственного
личностного потенциала (психологических способностей, духовно-нравственных
ценностных ориентаций и т.д.).
Ведущим типом личностно-ориентированного образования считается самообразование. Он считается наиболее эффективным в формирующейся новой образовательной среде. В этом случае образование реализует потребности общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать необходимые знания и адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным и общественным условиям государства.
Обобщение представленных методологических позиций позволяет
представить личностно-ориентированное образование как деятельность по
формированию образовательной системы (образовательной среды), позволяющей в
полной мере реализовать личностный потенциал студента для достижения ценностных
(жизненных) ориентаций в интересах его образовательной подготовки и
профессиональной деятельности. Такой подход придает образованию определенную специфику
— он предполагает субъект-субъектные отношения педагогов и учащихся, а также
признает приоритет личностных ценностей последних в образовательной
деятельности педагога.
Примеры в процессе обучения ребенка
Хорошим примером применения личностно-ориентированного подхода в обучении может служить его сравнение с классическим подходом. Последний ориентируется на среднестатистического учащегося и нацелен на простое воспроизведение полученной информации, на повторение действий преподавателя («повторяй за мной», «делай, как я»). Для всех учеников подбирается одинаковый объем изучаемого материала, построенного по принципу «от простого к сложному». При выстраивании обратной связи учитель обращается сразу ко всей группе учащихся. Урок проводится по стандартной схеме:
- повторили пройденный материал;
- прослушали лекцию на новую тему;
- закрепили материал на практике (учитель показал, как это применяется);
- выполнили самостоятельную работу по образцу, предложенному учителем.
При этом педагог сам выбирает одну общую для всех тему и характер работы (индивидуальный или групповой). Оценку работе учащегося, его ответу на уроке дает единолично преподаватель, используя принятую в баллах оценочную шкалу. Задание для самостоятельной работы дома (его количество, степень сложности и форма выполнения) определяется учителем и является одинаковым для всех.
При личностно-ориентированном подходе обучение в первую очередь нацелено на индивидуальное развитие личности каждого конкретного ученика, призвано сформировать его критическое мышление и жизненные ценности. Объем получаемых знаний, их уровень сложности подбирается с учетом индивидуальных возможностей учащегося и его пожеланий.
Каждый ученик в меру своих способностей, склонностей активно вовлекается в учебный процесс и сам выбирает индивидуальный или групповой характер работы. Изучаемые на уроке темы могут отличаться для разных категорий учеников в зависимости от их познавательных особенностей. Учащемуся предоставляется возможность самому критически оценить свой ответ или результат работы на уроке. Последующая оценка со стороны преподавателя показывает не только количество набранных баллов, но и качество выполненной работы или данного ответа. Каждый ученик сам выбирает степень сложности домашнего задания, его количество и форму выполнения.
Понятие и главные принципы, этапы и направления внедрения в педагогическую систему России
Такое обучение — метод образования, в основе которого стоит ученик с его личными качествами, характером, ценностями. Вся учебно-воспитательная работа направлена на раскрытие потенциала ребенка и вселении в него уверенности в собственные силы. Это формирует доброту, командные качества, уверенность, способности к самообразованию, пробуждают интерес к окружающему миру, без страха и злобы.
Данный подход является комплексным, и выполняет ряд функций:
- Социализация — процесс, обеспечивающий ученику социальный опыт, который в будущем поможет ориентироваться по жизни, контактировать с людьми, вливаться в коллектив, находить выходы из любых ситуаций. Обучение и воспитание устроено так, что дети адаптируются к социуму, сохраняя при этом собственную личность и характер.
- Культурообразующая функция подразумевает воспитание у ребенка чувство прекрасного посредством образования. Духовное развитие является непременной частью учебного процесса.
- Гуманитарная функция направлена на признание своего «Я», развитие личных качеств, поднятия самооценки, возможность реализации потенциала.
Внедрение такого подхода в системе образования в России происходит посредством смены школьных программ и изменения в Федеральной Государственной Образовательной Системе. В учебниках добавилось больше заданий, направленных на воспитание личных качеств. В младших классах по базовым предметам практически нет заданий на самостоятельное обучение. Большинство из них – работа в парах, работа в группах, коллективная работа.
Подход требует, чтобы педагог придерживался норм и правил поведения и следовал правилам, предусмотренным этой методикой:
запрещено критиковать, упрекать, насмехаться или повышать голос на учащихся;
важным аспектом является любовь, доверие, уважение и положительное отношение к ребенку, восприятие его как личности;
нельзя заставлять ребенка учиться, процесс нужно построить таким образом, чтобы пробудить желание, стимулировать ребенка к учебе (его не нужно заставлять, он сам должен хотеть обучаться и стремиться к новым знаниям);
важно опираться на личные потребности и интересы каждого ученика, это поможет развить в каждом из них личность.
Данный подход только начал внедряться в систему обучения, но уже завоевал популярность, благодаря своей эффективности.