Виды педагогической деятельности

Введение

Педагог – ключевая фигура реформирования образования.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). 

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Что такое педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность — это особый вид человеческих отношений, обеспечивающий процесс передачи жизненного опыта как духовного, так и практического от обучающего обучающемуся.

Это один из древнейших видов деятельности возникший ещё на заре человечества. Его появление было обусловлено необходимостью сохранить знания и умения рода и передать их новым поколениям. Однако как вид профессиональных занятий, имеющий определённые требования к реализации, она оформилась только с возникновением письменности, ставшей приоритетной формой закрепления знаний. В этот период сформировалась специальная группа людей, не только владеющая письменностью, но и способная обучить других этому уникальному способу сохранения и распространения культурных и социальных основ общества.

Важнейшей отличительной чертой педагогической деятельности является её совместная форма осуществления, предполагающая реализацию через обязательное донесение необходимых знаний педагогом до ученика. Такая работа не подразумевает одностороннюю трансляцию знаний без учёта их усвоения другой стороной. Её сущность именно в их переходе к обучающемуся и усвоении им. Таким образом, в этом виде деятельности осуществляется не только самореализация педагога, но и проводится работа над совершенствованием ученика: повышением уровня его знаний, умений, культурных и бытовых навыков, а также социализации и адаптации в обществе.

Основные виды педагогической деятельности

1.Инструкторский (учителя-предметники, тренеры, EAP и т.д.)

2.Педагогический (учителя, классные руководители, воспитатели и т.д.),

3.Административные (руководители школ, центров ECE и т.д.),

4.Организационные (организаторы детского движения, все учителя),

5.Методические (методисты школ, центров ECE и т.д.),

6. Исследования (учителя-экспериментаторы),

7.Внеклассные (кружки, центры ECE, комнаты детской милиции).

Независимо от того, какой вид деятельности выполняет учитель, ведущими направлениями в его работе будут:

1) Диагностическая и планирующая деятельность, т.е. изучение состояния и эффективности организуемого процесса и на этой основе планирование дальнейшего развития учащихся и группы детей, определение стратегии своей педагогической деятельности и ожидаемых результатов.

2) Ценностно-ориентированная деятельность, т.е. создание условий для формирования ценностного восприятия мира, ценностных ориентаций учащихся, владение соответствующими методами и формами воспитательной работы.

3) Коммуникативная деятельность — т.е. организация взаимодействия учащихся в различных видах совместной деятельности, выбор оптимального стиля общения, управление взаимодействием.

4) Организаторская деятельность — т.е. умение организовать интересную и разнообразную индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, владение различными формами работы и т.д.

5) Рефлексивно-аналитическая деятельность — т.е. способность анализировать не только деятельность учащихся, но и собственную педагогическую деятельность, делать выводы и т.д.

Функции педагогической деятельности

В педагогическом процессе реализуются следующие взаимосвязанные функции (виды деятельности) педагога: диагностическая, прогностическая, конструктивно-формативная, организаторская, информативная, коммуникативная, творческая, рефлексивная.

Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением учащихся и определением уровня их обучения, развития и воспитания. Для этого учитель должен знать соответствующие методы диагностики.

Прогностическая функция педагогической деятельности выражается в способности педагога определять направление педагогической деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе педагогической работы, прогнозировать ее результаты, характеристики изменений в развитии личности. При этом результаты педагогической деятельности часто отдалены во времени от непосредственного воздействия на личность ребенка. Поэтому учитель должен уметь прогнозировать свою деятельность на несколько шагов вперед, видеть варианты решения одной и той же задачи с учетом конкретной ситуации, видеть возможные последствия своих профессиональных действий.

Конструктивно-созидательная функция деятельности учителя органически связана с прогностической функцией. Эта функция предусматривает отбор и организацию содержания учебного материала, подлежащего усвоению учащимися; проектирование деятельности учащихся, в которой эта информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения в процессе общения с детьми. Функция проектирования также включает в себя постановку долгосрочных, перспективных целей обучения и воспитания и планирование стратегий и путей их достижения.

Организующая функция деятельности педагога связана с вовлечением учащихся в образовательный процесс и стимулированием их активности. Эта функция реализуется путем отбора и структурирования информации в процессе ее донесения до студентов; организации собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия со студентами.

Информационная функция педагогической деятельности связана с передачей научной, философской, нравственной и эстетической информации. Большое значение имеет глубокое знание своего предмета, профессиональная и общая эрудиция преподавателя, владение предметом, умение доступно объяснить и изложить ту или иную информацию.

Коммуникативная функция подразумевает установление доброжелательных отношений со всеми участниками педагогического процесса — учениками, учителями, родителями, администрацией и другими работниками школы. Эта функция характеризует специфику взаимодействия учителя с учениками.

Творческая функция определяет отношение учителя к педагогической деятельности как к творческому процессу. Творческий характер педагогической деятельности не позволяет дать конкретный «рецепт», как вести себя в той или иной ситуации.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Системообразующий фактор педагогического процесса
  2. Воспитание гуманистических межличностных отношений в обществе старшеклассников
  3. Умственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой
  4. Закономерности процесса обучения
  5. Методика профессионального обучения
  6. Сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей подросткового возраста
  7. Организационно-педагогические условия формирования позитивных лидерских качеств у младших школьников
  8. Комплексный метод преодоления заикания у дошкольников
  9. Вклад е. А. Флериной в развитие теории и методики дошкольного образования
  10. Задачи духовно-нравственного воспитания

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

5.1. Общие подходы

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.

5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

5.3. Возможные способы достижения и демонстрации учителем соответствия требованиям настоящего профессионального стандарта приведены в Приложениях № 1–2.

5.4. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

5.5. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита). Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.

5.6. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.

Проблемы педагогического общения

Педагогическое общение — это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики у которого перегружены, скованы, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:

  • взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
  • взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
  • мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
  • взаимодействие и организация совместной деятельности;
  • разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;
  • взаимная удовлетворенность участников общения.

Такой широкий спектр задач требует оптимизации педагогического общения — по задачам, по средствам, по результату.Взаимодействие учителя с учащимися — один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель, в принципе, достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства педагога (т.е. от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися).Стиль руководства. Охарактеризуем пять наиболее часто встречающихся у учителей стилей руководства учащимися. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение в конечном счете всегда принимает учитель в соответствии со своими установками. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель. При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства. Стиль руководства накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений учителя с учащимися: на то, как воспринимает учитель своих учеников, как часто его конфликты с учащимися и т.д. Складывающиеся взаимоотношения учителей с учащимися зависят также от того, насколько педагоги учитывают возрастные особенности школьников, в частности свойственное подросткам и юношам стремление к взрослости. Уважение воспитателем личности школьника является обязательным психологическим условием возникновения доверительных взаимоотношений учащихся с учителями. В противном случае возникают конфликты учащихся с учителями. Наблюдается «возрастное своеобразие» в протекании конфликтов. В начальных классах они проявляются как недовольство ученика учителем. У подростков нередки открытые столкновения с учителем. В старших классах конфликт может принять форму скрытого состояния неудовлетворенности у ученика, упорного несогласия с действиями (точкой зрения) учителя.) Стиль руководства учителя формируется под влиянием субъективных и объективных факторов. Под субъективными факторами понимают характерологические особенности личности учителя. К объективным факторам относят стиль руководства администрации школы, характер взаимодействия в учительском коллективе и ряд других факторов.

Научная и практическая педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность — это деятельность, обеспечивающая взаимоотношения между людьми в процессе передачи интеллектуального и практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Взрослое поколение граждан всегда стремится передать накопленный интеллектуальный и практический опыт человечества — культуру — молодому поколению, чтобы общество сохранялось и развивалось. Поэтому одной из главных целей общества является овладение человеком культурой. Для достижения этой цели общество организует специальную деятельность — образовательную.

Но невозможно обеспечить всю культуру через педагогическую деятельность. Для этой деятельности отбирается необходимая и обязательная часть культуры, которая представляет собой определенную совокупность умственного и практического опыта в виде знаний и умений ими пользоваться, в виде высших нравственных качеств. Личность, способная использовать эту часть культуры, является целью педагогической деятельности. Результатом педагогической деятельности должен стать человек, овладевший этой частью культуры.

Педагогическая деятельность может осуществляться социально образованным человеком, имеющим педагогическую (профессиональную) подготовку. Предметом педагогической деятельности является то целое, которое было отобрано и должно быть передано молодому поколению, особое отношение к которому позволит достичь поставленной цели.

Педагогическая деятельность основывается в основном на следующих природных свойствах и качествах, присущих человеку: Органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность понимать, воспринимать, применять знания и навыки); орудия труда: инструменты различных видов, включая книги, письменные принадлежности и т.д.

Педагогическая деятельность осуществляется через ряд действий, которые приводят к результату, соответствующему поставленной цели. Этот набор представляет два вида педагогической деятельности: научную и практическую.

Научная педагогическая деятельность — это вид педагогической деятельности, направленный на получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной.

Научная деятельность изучает совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и разрабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.

Практическая педагогическая деятельность — это вид педагогической деятельности, направленный на передачу значительной части культуры и опыта старшего поколения младшему.

В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) молодому поколению.

Характеристика выборки

Комплексное исследование проводилось в школах г.Магнитогорска и на факультете педагогики и методики начального обучения (ПиМНО или педагогический факультет) Магнитогорского государственного г. -Дс.гогического института (МГПИ). В нем приняло участие 275 студентов и учителей.

На факультета ПиМНО четырехгодичное обучение. С 1995 года, в связи с появлением нового государственного стандарта, студенты будут обучаться г ять лет. Каждый курс состоит из 2-3 групп, в каждой группе, в среднем, .:5 человек. В исследовании принимали участие 95 студентов первого Kvpca и 70 студентов 4-го (выпускного) курса (табл.2.1.1.). Все у пь у мне являются представителями женского пола, что для данной специальности является традиционным. Возраст студентов от 17 до 23 лет. Такое распре еление по возрасту обусловлено тем, что абсолютное большинство е ул ентов — вчерашние выпускники школ или педагогических \ іилищ (колледжа). Стажа работы в школе нет ни у кого.

В исслел звании также пр.їм імали участие учителя начальної! школы, всего ПО человек. Все учителя с высшим специальным образованием, прои ящше обучение по очной и заочной форме. В соответствии с целями исследования педагоги были разбиты на группы. Нами выделены три группы в соответствии с квалификацией учителей (рис. 2.1.1, табл.2.! .1.).

Квалификация определялась в соответствии с делением учителей на категории. Учителя не имеющие категории (0 категория) — это, как правило, выпускники вузов и педучилищ, имеющие небольшой стаж работы в школе. К ним отій сятся все учителя до 11 разряда единой трудовой сетки (ETC).

Ко второй группе мы отнесли учителей, имеющих 2- ю категорию (12 разряд ETC). Чтобы получить вторую категорию, учителю необходимо пройти аттестацию на уровне районного отдела народного образования. В аттестацию входят как теоретические задания, так и практические: учителя характеризует администрация школы, он проводит «открытые» уроки и мероприятия, отвечает на теоретические вопросы. Учитель первой категории аттестуется на городском уровне (13 разряд ETC). Тарификационный разряд является мерой соответствия стиля обучения социальному стандарту качес гва рабо ы (67).

В пер зо і группе 34 человека, к ней мы отнесли учителей без категории (О категория). Вторую группу составили учителя со второй категорией -всего 33 человек. Как мы видим из таблицы, это в основном люди со стажем от 6 до 10 лет. Третья группа состоит из учителей с первой категорией — 43 человек.

Вторую категорию имеют в основном учителя со стажем работы до 10 лет (60,61%), а также по убывающей со стажем от 11 до 30 лет (39%). Первую категорию имеют лица со стажем от 6 лет и вы їж. При стаже 16-20 лет доля лиц с первой и второй категорией уравнивает я. а затем резко повышается процент учителей первой категории.

Таки- образом, при стаже от 6 до 10 лет начинается качественное повышение квалификации учителей, при стаже от 16 лет и выше доля высококвалифицированных учителей возрастает.

В основе данного методического инструментария лежит методика изучения профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием (138), а также методика изучения частоты обращения оператора к .араметрам технологического процесса (28). Предлагаемая методика предназначена для измерения и структурирования феномена профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием по заранее заданным параметрам. Цель данной методики — получить индивидуальную картину деятельности каждого члена обследуемой выборочной совокупности специалистов. Осуществляя принципы эмпиричности и изучения реального состояния деятельности, методика исследует не мн -ния людей о том, как надо или не надо работать, а реально сложившиеся обстоятельства, элементы и взаимосвязи деятельности. Мы считаем, что данная методика позволяет изучать КМ профессиональной деятельности педагога. Обобщение индивидуальных данных дает материал для построения концептуальной модели профессиональной деятельности специалистов данной категории.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: