Mustelide — «Ginseng Woman»
На лейбле Ивана Дорна «Мастерская» вышла одна из самых умных русскоязычных поп-записей последних несколько лет «Ginseng Woman» белорусской певицы и продюсера Mustelide, сконструировавшей ее исключительно из семплов сломанных инструментов.
Обычно подобного рода концепты на поверку оказываются намного интереснее, чем, собственно, получившаяся музыка.
Один из последних подобных примеров — «Plastic Anniversary» от культовых электронщиков Matmos, записавших альбом с помощью звуков различных пластиковых объектов — мусорных пакетов, грудных имплантов, пленки с пупырышками и так далее.
Но Наталья Куницкая, скрывающаяся под псевдонимом Mustelide, умудрилась собрать жутковатые семплы неисправных виолончелей, арф, труб, саксофонов, флейт и скрипок в доходчивые и бойкие поп-песни о сильных женщинах, свободе и творчестве. И для того, чтобы все эти треки зацепили, слушателю вовсе необязательно знать о концепте.
Gruppa Skryptonite — «Solitude» EP
Мини-альбом от Gruppa Skryptonite — по сути экспериментальная музыка летнего выходного дня, когда хочется не в клуб на вечеринку (про это в определенной степени был «Праздник на улице 36»), а в лес за псилоцибиновыми грибами.
После эпохальных релизов Адиль расслабился и просто получает удовольствие от создания музыки, особо не переживая из-за того, понравится это его публике или нет. Слова на Solitude разобрать еще сложнее, чем на предыдущих релизах артиста — но, кажется, почти все песни здесь про танцы.
Скриптонит в этих странных и текучих треках ломает традиционную песенную структуру — так и напрашивается слово «джем», хотя вряд ли это будет верным, зная дотошное отношение Адиля к своей музыке. И все же есть на Solitude какая-то нарочитая необязательность, ценой которой покупается свобода от каких-либо жанровых рамок и ожиданий поклонников, требующих очередной бэнгер в духе «Цепей».
Хаски, Масло черного тмина — «У»
Хаски на протяжении долгого времени отделывался от публики перфомасами, клипами на старые треки, фильмами — короче, всем, кроме новой музыки (если не считать издевательского «Бла бла бла бла» в треке Pixelord). Масло черного тмина в свою очередь выпустил в этом году мутный нуарный альбом, неоднозначно воспринятый публикой.
Cовместный же EP рэперов «У», посвященный, судя по всему, наркотическим опытам, оказался на поверку одним из самых убедительных и нестандартных релизов за этот скудный на открытия год в русском рэпе. Хаски здесь экспериментирует с флоу и всячески хулиганит — то читает фальцетом, то шепотом, то как нормальный человек (в кои-то веки!)
Масло черного тмина в свою очередь раздает здесь с такой силой, стилем и виртуозностью, что все многочисленные друзья Адиля Жалелова из Павлодара нервно курят в сторонке. Конечно, три коротких трека от Хаски и его казахского коллеги — крайне мало, зато на «У» нет ни одного слабого места.
«Nucleus»
Anthem
Даже в нашу эру цифрового глобализма японские хэви-группы первого поколения остаются малоизвестными за пределами своей родины. Тем более это странно для квартета Anthem, созданного бас-гитаристом Наото Сибато в 1981 году и заслужившего в 1990 году чести быть изданным в Европе в количестве аж трех альбомов. Однако студийных работ у Anthem далеко не три, а 17, в том числе культовый альбом «Heavy Metal Anthem» (2000), где ранние хиты коллектива перезаписаны с участием не нуждающегося в представлении вокалиста Грэма Боннета. «Nucleus» также представляет нам перезаписанный материал, но уже 2002-2017 годов и безо всяких знатных гостей, просто в современном составе группы. Как это всегда бывает с японскими составами «первого призыва», Anthem и сейчас, мягко говоря, ошарашивает европейского и американского меломана: Сибато и его коллеги исполняют и записывают сверхмелодичный и вроде бы банальный по аранжировкам восьмидесятнический хэви-метал с такой энергетикой и самоотречением, какие белому человеку в принципе недоступны. Все же для нас музыка если и дело жизни, но не настолько, чтобы записывать в общем-то ординарный альбом так, как будто это последнее деяние в жизни. Конечно, если бы подобные работы почаще выходили за пределами Японии, то ничего удивительного в них не было, но коль скоро «Nucleus» – первый неяпонский релиз Anthem за 29 лет, то он заслуживает попадания во все и всяческие чарты просто за подобную энергетическую экзотику и непоколебимую верность корням стиля.
«The Door To Doom»
Candlemass
Порядком утомившая всех поклонников главного дум-металлического состава Скандинавии чехарда с вокалистами решилась в абсолютно современном духе – на 12-м альбоме шведов Candlemass к микрофону встал Йохан Лангквист, в далеком 1986-м фигурировавший в качестве специального гостя на дебюте группы в грамзаписи, LP «Epicus Doomicus Metallicus». Может показаться, что это не более чем рекламный ход, как и гостевое соло лидера Black Sabbath Тони Айомми в номере «Astorolus – The Great Octopus», однако ничего подобного. «The Door To Doom» – это совершенно классический, несложный музыкально дум-металлический альбом, в очередной раз при этом продемонстрировавший совершенно незаурядные таланты лидера состава, бас-гитариста Лейфа Эдлинга как выдающегося композитора-мелодиста с совершенно узнаваемым индивидуальным почерком. Огромным плюсом альбома видится и его намеренно простое, точнее говоря – классическое продюсирование: никаких модных обработок на гитарах, все умения создать совершенно апокалипсический звук, не выходящий за рамки хэви-мэйнстрима – по-прежнему в руках дуэта гитаристов и в умениях Лейфа как саунд-продюсера. Наверное, к альбому может быть применена лучшая похвала в дум-метале: создается впечатление, что альбом создан и записан не в нашу эру высоких технологий, и даже не в 1986 году, а как бы вообще не в середине 70-х. Какие еще нужны комплименты для подобной хэви-классики?
«Wired For Madness»
Jordan Rudess
Вы все еще сомневаетесь, что нынешний музыкант Dream Theater Джордан Рудесс – один из лучших и самых оригинально мыслящих рок-клавишников современности? Тогда к вам спешит его новая и, без сомнения, самая амбициозная работа, идейно-музыкальным стержнем которой является двухчастный 35-минутный (!) титульный трек, наглядно показывающий всякому желающему, кто на заре 2020-х годов оказывается истинным наследником покойного Кита Эмерсона. И несмотря на то, что среди знатных гостей на записи оказались коллеги Рудесса по Dream Theater, вокалист Джеймс Лабри и гитарист Джон Петруччи, параллелей с основным составом музыканта особо не просматривается – помимо наследий Кита ему, как всегда, ближе классическое творчество соотечественников Kansas 70-х и – новинка! – поп-джаз совершенно кабаретного разбора. Впрочем, здесь имеются и отсылки к блюз-року – еще одним гостем альбома оказался сверхпопулярный ныне условно молодой блюзмен со стажем Джо Бонамасса. Как говорится – слушать не переслушать, но еще больше восхищает, что «Wired For Madness» является именно тем альбомом клавишника-виртуоза, какие существовали исключительно во времена расцвета сложных музыкальных арт-роковых форм, то есть в 70-е. Параллели с работами не только Emerson, Lake And Palmer, но и Рика Уэйкмана и Дэйва Гринслейда тех времен напрашиваются сами собой – и не только инструментарием главного героя. Как и те великие альбомы, новинка от Джордана Рудесса требует нетипичного для нынешней цифровой эпохи сосредоточенности слушателя и вдумчивого знакомства с материалом альбома, предпочтительнее на качественной звуковой аппаратуре.
«Kill Or Get Killed»
Iron Savior
Какое бы не стояло десятилетие на дворе, а немецкий состав Iron Savior, начинавшийся как чисто студийный проект еще школьных друзей, поющего продюсера и гитариста Пита Зилька и лидера Gamma Ray, гитариста и вокалиста Кая Хансена (экс-Helloween), так и остался едва ли не единственным рок-коллективом единой Германии, избегающий некоторой обидной бесхозяйственности в написании и записи студийного материала. Причем после ухода Хансена проект, обратившийся в полноценную рок-группу, стал только краше – благо наступили новые времена, когда ретро-метал вошел в небольшую, но устойчивую моду. Нельзя сказать, что «Kill Or Get Killed» радикально отличается от всех работ, записанных составом с 2002 года, и тем не менее нельзя лишний раз порадоваться за продюсерскую работу Зилька, идущую от его профессионализма как продюсера, четкого целеполагания и явного желания не быть похожим на все остальные группы немецкой нелегкой сцены. Новый альбом вновь звучит как работа загадочной американской хэви-группы из такой глубинки, куда модные новшества не доходят, но при этом безо всякой низкобюджетности и продюсерской халтуры
Конечно, кто-то заметит, что все, что сыграно на «Kill Or Get Killed», мы слышали уже примерно миллион раз, но для меломана, хоть что-то понимающего в студийном звучании, здесь важно не то, что сыграно, а то, как сыграно и записано.
«The End Of Chaos»
Flotsam and Jetsam
Поздней осенью далекого 1986 года аризонские трэш-металлисты Flotsam And Jetsam, имея в активе более чем приличный дебют «Doomsday For The Deceiver» (1986), пожертвовали своим лидером, бас-гитаристом Джейсоном Ньюстедом в пользу коллег-конкурентов Metallica. После этого творческого запала у группы хватило ровно на один альбом, а дальше ее материал скатился в совершеннейшую невнятицу – создается впечатление, что квинтет держался вместе только благодаря вышеупомянутой исторической заслуге. Но три года назад все изменилось: новый контракт с AFM Records даровал слушателю безымянный альбом (2016), после которого только и оставалось, что задать вопрос: а почему это Flotsam And Jetsam еще не причислены к лику величайших имен трэш-метала? Конечно, говорить о чистом трэш-метале и тогда не приходилось, а сейчас уж тем более: материал «The End Of Chaos» – это пауэр-трэш, скроенный по лекалам второй половины 80-х, но сыгранный и записанный с совершенно нечеловеческой энергетикой. Все, что можно сказать об этом альбоме, укладывается в два слова: инструменталисты взбесились, но эта исполнительская ярость очень идет к удивительно мелодичным номерам и совершенно изменившейся вокальной манере одного из старожилов группы Эрика Натсона, ныне удачно творящего себе кумира из фронтмена Iron Maiden Брюса Дикинсона.
«Distance Over Time»
Dream Theater
Наверное, даже самый дотошный поклонник нью-йоркских королей прогрессив-метала согласится с тем, что лучшим у группы так и остался ее второй, стилеобразующий альбом «Images And Words» (1992). Однако сами музыканты группы до позапрошлогоднего концертного турне «Images And Words Revisted», посвященного как раз четвертьвековому юбилею этой работы (и на концертах которого альбом игрался целиком) делали вид, что лично им это то ли неизвестно, то ли неинтересно. К счастью, выводы были сделаны правильные: «Distance Over Time», несмотря на уже давнее отсутствие в группе ее создателя, барабанщика Майка Портного, оказался самым близким к «Images And Words» альбомом со времен столь же достойного его последователя «Awake» (1994). Причем большая часть материала решена здесь даже не в стилистике прогрессив-метала, но на стыке коммерческого хард-н-хэви и технократического AOR’а («рока для взрослых») при весьма совершенной вокальной мелодике и заманчивых инструментальных хуках в припевах и даже вне их. Проявляя некоторую смелость, можно с легкостью сравнить материал нового альбома с классикой Kansas и Deep Purple – что ж, музыканты квинтета никогда не скрывали, какие группы 70-х оказали на них гигантское влияние.
Shortparis — «Так закалялась сталь»
При прослушивании альбома Shortparis «Так закалялась сталь» перфоманс разворачивается прямо у нас в голове. «Так закалялась сталь» — своего рода манифестация страха, стыда, злости и беспомощности — ровно тех эмоций, которые вызывает российская действительность на сегодняшний момент.
Навязчивое чувство тревоги и обреченности преследует тебя на протяжении всего альбома, но Shortparis не дают никакой надежды или даже утешения. «Всё только хуже стало», — отчаянно поет Комягин в хаотичной и внезапно обрывающейся финальной песне. Эта фраза рифмуется с известным слоганом «Будет хуже!», пропагандируемым главным редактором «Медиазоны», выпустившим в свое время коллекцию брендированных ватников c соответствующей надписью. Альбом «Так закалялась сталь» и есть этот ватник — в хорошем смысле.
Loqiemean, «Сожги этот альбом»
Влияние саунда Скриптонита на «Сожги этот альбом» сложно переоценить — здесь тот же вязкий, животный грув, та же музыкальная незашоренность и продюсерская изощренность, и та же любовь к большим формам.
Длительность альбома одновременно впечатляет и пугает — всего 21 трек, однако Локимин ни на минуту не дает слушателю заскучать. Даже в рамках одного и того же трека здесь происходит столько событий, сколько у иных рэперов не случается и на протяжении всего альбома. Слушая начало песни Локимина никогда невозможно предугадать, как она закончится. Он постоянно ломает структуру своих треков, делая их совершенно непредсказуемыми — здесь трэп то переходит в русский рок, то мутирует в какой-то пародийный бростеп или хмурый заторможенный хаус.
Loqiemean выпустил прорывной и однозначно свой самый сильный релиз за все время — и, возможно, лучшую хип-хоп пластинку этого года на русском языке.
Archanga, «Лучик внимания (Детские песни)»
Альбом имеет подзаголовок «Детские песни», и это в действительно в определенной мере так — его можно без опасения ставить самым маленьким. Безхитростный месседж «Лучика внимания» диаметрально противоположен тому, о чем читают юные фрешмены, воспевающих секс, наркотики и статусное потребление.
В текстах Арчанги нет ненормативной лексики и они действительно доступны даже ребенку. В них нет типичной для рэпа мизогинии — напротив, исполнитель воспевает противоположный пол в треке «Женщина». Арчанга постоянно читает словно от лица сыплющего пословицами и народными мудростями оптимистичного фрика, чудака-сектанта от почвы, который временами даже может не попадать в бит.
Именно эта интонация и превращает на первый взгляд необязательные песни в настоящее произведение искусства, и сравнить Арчангу совершенно не с кем — это единичное явление на отечественной хип-хоп сцене, чем он и ценен.
«40»
Stray Cats
Консервативная рок-пресса всего мира сходит с ума от счастья и уже величает юбилейный альбом в честь собственно 40-летия главного рокабилли-трио планеты не иначе как лучшей работой группы со времен ее третьего LP «Built For Speed» (1982). Радость понятна и объяснима, тем более чnо два последних альбома Stray Cats, «Choo Choo Hot Fish» (1992) и кавер-сборник «Original Cool» (1993), обе записанные после второго реюниона, не отражали всей задорной прямолинейности, которым трио и прославилось. Другое дело, что между 1993 и 2019 годами лежала славная эпоха работы лидера группы, певца и гитариста Брайана Сетцера с собственным биг-бэндом The Brian Setzer Orchestra, и идиомы свинга так крепко въелись в сознание Сетцера, что «40» не слишком схож музыкально с ранними, совсем музыкально простыми работами Stray Cats
Теперь гитарные партии безусловно красивы, хотя и в меру усложнены, но все равно трио исполняет не «актуальную музыку», но откровенный ретро-материал, причем не важно, происходит это 40 лет тому назад или прямо сейчас. Однако этот легкий отход от канонов былого и очевидное превращение группы в крайне усеченную версию The Brian Setzer Orchestra нисколько не мешает тем, кто готов плясать под эти песни до упаду
В Германии и Финляндии «40» попал в национальные альбомные Top-10, на шестое и седьмое места соответственно.
Kakora — «Какорины глазки»
Дебютный релиз белорусского артиста Kakora «Какорины глазки» продолжает линию, заданную ранее его соотечественниками Максом Коржем и Бакеем. Это крайне мелодичный поп-рэп с распевными мелодиями, электронными битами и уличным шармом.
Наиболее впечатляющее на «Какориных глазках» — это невероятно мелодичные хуки в припевах, мгновенно запоминающиеся даже при фоновом прослушивании. Артура в некоторые моменты так и тянет назвать белорусским Young Thug — тем более, что в иных местах манера пения минчанина действительно сильно напоминает Таггера (послушайте, например, летний бэнгер «Ай я йо»).
При этом у завываний Какоры в припевах столь же общего с рэп-героями из Атланты, сколь и с русским фолком и постсоветской поп-музыкой. В частности, трогательные и сказочно уютные треки «Тихо-тихо тут так» и «Зима» можно сравнить как с творчеством ранней Линды, так и с песнями увязшего в бесконечных скандалах проекта «Мы».
«Stray From The Flock»
Mike Tramp
В тот самый момент, когда уже никто не ждал от бывшего лидера групп Freak Of Nature и White Lion, певца и «немного гитариста» Майка Трампа ничего, кроме акустических концертных программ и столь же тихих альбомов, он ошарашил мир как бы не лучшей студийной работой со времен своего дебютного сольника «Capricorn» (1997), причем записанным с нормальным рок-составом. Еще бы, 22 года назад то был последний альбом, записанный Майком почти безо всяких влияний со стороны альтернативного рока. Но с такими новыми песнями он смело может выступать хоть в клубе на 200 слушателей, хоть – причем вполне успешно – на серьезном стадионе в немаленьком поселке городского типа где-то на просторах Аризонщины или Огайщины. «Ничего особенного не делал, оно само так получилось», – так с легким сердцем мог бы сказать Майк Трамп о «Stray From The Flock». И что тут действительно особенного? Майк очень ловко балансирует между поп-роком и совсем простым и неагрессивным байкер-роком – на выходе получились эдакие песни мотоциклетных ковбоев, которые не задумываются о длине своих творений и даже неочевидных источниках вдохновения: «едет и поет». Если совсем кратко – давненько не приходилось получать от ветеранов 80-х такого альбома, который хочется назвать и пошло, и политкорректно – то есть личным и с человеческим лицом. Только в данном случае это никакая не пошлость, а правда.
«Flesh & Blood»
Whitesnake
Хождение бывшего фронтмена Deep Purple Дэвида Ковердейла по второму кругу собственной музыкальной эволюции началось еще в 1997 году с выходом альбома Whitesnake «Restless Heat», носившему имя группы исключительно в силу коммерческих (и несбывшихся) расчетов издателей, а на деле являвшегося сольной блюз-роковой работой вокалиста. Понадобилось 22 года студийных проб и ошибок, а равно и отменных концертных программ со старым материалом, пока Ковердейл и его музыканты добрались до вообще-то давно чаемой поклонниками попытки записать новую версию исторического, без преувеличения, альбома «1987», он же – просто «Whitesnake». Поздравим рок-ветерана – альбом определенно удался, причем группа сумела избежать и продюсерской «оструганности» «1987», и не лучшего цифрового звука двух последних студийных работ. На сей раз группа комбинирует технократический исполнительский подход, свойственный двум ее американским альбомам (1987 и 1989) и манеру написания материала в духе незабвенных номеров «джинсового» периода существования группы (1978-1984), да еще внимательно следит за звуком. Результат прекрасен: украшенный неотразимыми балладами, «Flesh & Blood» ни в коем случае не роняет имя группы Whitesnake.
Тальник — «Пыль летит долго»
В каком-то смысле «Пыль летит долго» можно назвать продолжением полюбившегося многим «Музыкайфа» двухлетней давности, но не все так просто. Музыку дуэта вообще невозможно сейчас каким-либо образом каталогизировать. В загадочных песнях Тальника появилось еще больше странностей, пустот и тревожной тишины, звенящей, словно на минном поле. Нечто подобное делали Hype Williams, а затем Дин Блант и Инга Коупленд по-одиночке.
Есть на альбоме «Пыль летит долго» и радикальные манипуляции с вокалом в духе Amnesia Scanner (см. «Менуэт»). Это очень «укуренная» и в хорошем смысле неправильная музыка — и при этом очень русская. Как и на «Музыкайфе», здесь есть мелодии, словно услышанные 20 лет назад, а затем приснившиеся во сне, однако теперь этот сон все больше начинает походить на коматозный. Это отечественная эстрадная поп-музыка 90-х годов, оказавшаяся никому не нужной на свалке потерянного времени, сгнившая, покрывшаяся ржавчиной и полуразложившаяся.
Петля Пристрастия — «Гул»
Альбом Петли Пристрастия «Гул» уже назвали пластинкой, которая делает русский рок снова великим, и с этим сложно поспорить. Пожалуй, за всю 10-летнюю историю белорусская группа еще не выдавала песен такой силы и красоты. В музыкальном плане Петля пристрастия сейчас напоминает Interpol времен расцвета — на «Гуле» царит та же атмосфера обреченности и высокой трагедии.
В то же время злободневные тексты белорусской группы как нельзя доходчивее и точнее живописуют безысходность постсоветской реальности. «Гул» — это прежде всего очень нужная пластинка-утешение в общечеловеческом смысле, которая в буквальном смысле помогла пережить 2019 год, несмотря на пессимистичный взгляд на мир ее авторов.
«Brotherhood Of Metal»
The Rods
Кажется, со смертью лидера Motörhead Лемми Килмистера на Земле не осталось группы, почти также незамысловато выражающей суть хэви-метала – кроме, собственно, The Rods. До сего момента The Rods рассматривались как эдакая сноска в истории стиля, ведь бессменным гитаристом группы является двоюродный брат покойного Ронни Джеймса Дио – Дэвид Файнштайн, некогда игравший с Дио еще в группах Electric Elves и Elf. Но сейчас у парней есть все шансы вернуть себе гордое и реальное звание первопроходцев «американского металла» 80-х. Главным же преимуществом «Brotherhood Of Metal» видится как раз его теоретически глупая, а на самом деле идейная одномерность, выражаемая и его названием, и обложкой, и уж тем более музыкальным материалом, имеющим тем не менее известное сходство с дебютным альбомом как раз группы Dio «Holy Diver» (1983). Предыдущий альбом трио, «Vengeance» (2011), прошел фактически незамеченным из-за отсутствия европейского релиза, однако текущая моде на ретро-рок и ретро-метал просто взывает к тому, чтобы обратить имя The Rods в не менее значимое, чем у другого упомянутого здесь трио.