Схема аналитического процесса
Самоанализ педагога дополнительного образования должен охватывать следующие важные моменты:
Организационную сторону подготовки к занятию
Этот компонент включает в себя пунктуальность педагога, наличие плана, необходимого методического и материального обеспечения (пособий, намеченного к использованию оборудования), санитарное состояние помещения и готовность к урокам учеников.
Принимается во внимание не только насыщенность преподносимого материала и его соответствие цели урока, но и грамотность педагога, использование дополнительных информационных ресурсов и различных методов стимулирования учеников
По содержанию ответов учащихся определяется уровень их знаний, владение грамотной речью, заинтересованность в предмете.
Воспитательную сторону
Важно обратить внимание, стремится ли педагог связывать преподносимый материал и методы проведения уроков с нравственной стороной жизни: обращает ли внимание учеников на необходимость взаимопомощи и честности, поощряет ли стремление к хорошей дисциплине на занятиях и общей культуре поведения, является ли в этом для них примером.
Методический компонент. Изучаются и анализируются способы и приемы, задействованные педагогом в течение урока, например, как объясняется материал и проводится опрос, эффективно ли используются наглядные пособия и технические средства, качество практических работ, способы закрепления полученных знаний, ведение учащимися тетрадей.
Манеру поведения педагога
Этот критерий позволяет оценить степень уверенности и заинтересованности преподавателя в своем предмете, его взаимоотношения с учащимися и их доверие друг к другу, тактичность, авторитетность и владение мастерством педагогического и воспитательного влияния на учеников.
Результаты наблюдения заносятся в оценочный лист педагога дополнительного образования, полученная информация анализируется, а затем формулируются замечания и рекомендации.
При комплексном подходе анализ каждого критерия позволит дать объективную оценку деятельности педагога и подготовить обоснованные советы по дальнейшему улучшению работы.
Как составить отчет по анализу деятельности учителя
Общая аналитическая справка, оценивающая всю педагогическую деятельность учителя обычно составляется по следующей схеме:
- Общая информация об учителе (ФИО, предмет, классы, в которых работает, стаж, стаж работы в данном учреждении, образование, категория).
- Тема или проблема, над которой работает учитель.
- Выбранные формы и методы обучения.
- Какие задачи ставит перед собой учитель в своей работе.
- Ожидаемые результаты работы, которые были запланированы в начале года.
- Как осуществляется деятельность учителя по достижению поставленных целей.
- Результаты работы учителя: средний балл ЗУН, количество успевающих, отстающих, итоги ГИА, ЕГЭ по предмету, открытые уроки, участие детей в предметных олимпиадах, конкурсах, тематических неделях, фестивалях, индивидуальная работа с учениками, работа кружка по предмету.
- Результаты методической работы учителя: разработка методических материалов, участите в заседании методобъединения, обобщение опыта, обмен опытом, материалы выступлений на педагогических конференциях, анализы работы коллег.
- Результаты работы педагога как воспитателя: работа с родителями, трудными, одаренными учениками, ведение классного руководства, совместная работа с психологом и т.д.
- Работа учителя как члена педагогического коллектива: соблюдение трудовой дисциплины, участие в общественной жизни школы, отношения с коллективом, администрацией.
- Культура ведения документации: планов, конспектов уроков, своевременность подачи отчетов и пр.
Это образец общей схемы составления аналитической справки, который может быть дополнен или сокращен в зависимости от цели проводимого анализа.
Основы анализа и самоанализа деятельности педагога
Когда мы говорим об анализе, то больше представляем внешнюю часть деятельности. С помощью анализа мы мысленно разделяем предмет изучения на части, сопоставляем их для выявления определённых свойств и качеств предмета. Педагогическая деятельность не является исключением и может рассматриваться как решение многообразных задач. Это могут быть организационные, психологические, познавательные и т.д. В педагогическом анализе рассматривают диагностическую, познавательную, преобразующую и самообразовательную стороны. Оценка качества – задача администрации. Главная задача в этой работе – это оказать помощь педагогу в случае возникших трудностей и, конечно, обобщить опыт его работы. При этом практикуется заслушивание самоанализа педагога. Этот приём может показать степень осмысления им не только решения конкретной задачи, но и его кругозор. Самоанализ – это не афишируемая сторона педагогической деятельности. В этом случае педагог, давая оценку своему труду, сопоставляет тенденции, которые происходят в окружающем мире, со своей деятельностью. Самоанализ проводится по предварительно разработанным темам и вопросам. Он направлен на выявление, изучение и, при необходимости, корректировку, каких-то сторон педагогической деятельности. В большинстве случаев он ограничен конкретной темой и направлен на изучение её развития или корректировку.
Самоанализ как средство решения задач
Задача есть цель, которая ставится в определённых условиях. Решение задачи обусловлено объективными и субъективными обстоятельствами. Субъект, т. е. педагог, является главной движущей силой, способной добиться решения задачи. От его знаний и воли зависит, найдёт ли задача своё решение или её выполнение прервётся на полпути. Что в первую очередь предпринимает педагог? Он проводит самоанализ своих знаний и умений, насколько они соответствуют поставленной задаче и только после этого намечает пути её выполнения. Решение образовательной задачи можно сравнить с мыслительной деятельностью, в ходе её проведения, идёт постоянный обмен между накопленными знаниями и способами их реализации, идёт самоанализ собственных возможностей. Здесь уместно сказать о стратегической стороне, поскольку рассматриваются последствия, которые произойдут после решения задачи и тактической — ибо здесь рассматриваются способы решения задачи. В чём здесь проявляется самоанализ? Оселком образовательной деятельности является единство целей и содержания. Без самоанализа просто невозможно добиваться достижения целей и решения конкретных задач. Педагог начинает с познавательной задачи. Далее, идёт включение в этот процесс собственных знаний, которые воплощаются в поиск средств, а исходя из этого, предполагается результат. По сути дела, это процесс постоянного самоанализа своей деятельности.
Стадии и мыслительные операции аналитической деятельности
Общую логику анализа (его стадии) можно условно представить с помощью двух взаимосвязанных мыслительных операций, анализа и синтеза:
синтез 1 — анализ — синтез 2
Поскольку основу анализа, как правило, составляют воспитательные задачи, покажем, как можно описать эти стадии.
Синтез 1: вывод о том, как в целом решена поставленная задача, факты, цифры, подтверждающие этот вывод.
Анализ: что делалось для решения поставленной задачи, какая воспитательная работа проводилась, что и как повлияло на ее решение (характеристика степени влияния различных педагогических средств на решение задачи).
Синтез 2: выводы о наиболее эффективных педагогических средствах, неиспользованных возможностях и резервах, причинах снижения результативности воспитательной работы.
На всех стадиях в большей или меньшей степени осуществляются следующие мыслительные операции:
- описание явления в целом, обобщенная характеристика элемента, предмета (системы) анализа;
- расчленение явления, предмета анализа (системы, элемента) на составные части;
- сравнение с тем, что было и что стало, с идеальным состоянием явления, его состоянием для различных ситуаций и условий;
- установление причинно-следственных связей;
- классификация признаков в предмете анализа, выделение основной характеристики, обобщение, синтезирование, позволяющее сделать выводы по результатам анализа;
- абстрагирование, предложение о возможных путях развития данного элемента (системы).
Анализ решения воспитательной задачи включает следующие действия:
- а) четкая, конкретная формулировка задачи;
- б) выделение составных частей, компонентов задачи и краткая их характеристика;
- в) определение в задаче основных, актуальных для данной ситуации характеристик;
- г) разработка критериев и показателей уровня решения задачи с учетом основных характеристик;
- д) разработка методик для изучения результатов решения задачи;
- е) составление перечня педагогических средств с целью решения задачи, а также факторов, влияющих на ее решение;
- ж) разработка методик изучения эффективности используемых средств и степени влияния различных факторов на решение задачи;
- з) проведение методик, сбор информации;
- и) обработка информации по блокам с помощью таблиц, схем;
- к) написание результатов анализа;
- л) обсуждение и утверждение анализа в педагогическом коллективе.
Вышеизложенные действия педагоги могут осуществлять при проведении аналитической работы в конце учебного года в школьном или первичном коллективах; при подготовке вопросов на педагогический совет, если обсуждение этих вопросов связано с анализом состояния в школе какой-либо проблемы; при анализе решения задач конкретного дела.
Анализ — наиболее сложный для педагогов, а тем более для школьников этап в организации совместной деятельности. За основу анализа берутся воспитательные задачи, стоящие перед педагогами, жизненнопрактические задачи, сформулированные школьниками на этапе целе- полагания и планирования. Педагоги помогают детям вычленить наиболее существенные моменты, установить причинно-следственные связи; ориентируют детей на анализ не только деятельности, но и отношений, которые складывались в ходе ее.
При проведении общешкольных, особенно «ключевых», дел важно организовать анализ коллективной работы так, чтобы у каждого ученика была возможность выразить свое суждение и мнение, ощутить причастность к проблемам школьного сообщества. Можно предложить следующие этапы организации коллективного анализа общешкольного дела:
- 1) коллективный анализ дела в первичных объединениях, группах и классах (в зависимости от подготовки и проведения дела), результатом которого является мнение определенной группы участников, представленное в наглядной форме;
- 2) сбор представителей первичных коллективов и групп, на котором они сообщают информацию о результатах анализа; организаторы дела подводят общие итоги совместной работы различных первичных коллективов и групп;
- 3) анализ общешкольного дела его организаторами, советом дела, оценка и самооценка деятельности каждого как организатора работы;
- 4) педагогический анализ общешкольного мероприятия с точки зрения воспитательных и организационно-педагогических задач;
- 5) информация о результатах аналитической работы через школьную печать, радио, представителей первичных коллективов (классов, кружков), объединений и групп.
При анализе общешкольного дела важно оценить развитие связей между классами, клубными объединениями, старшими и младшими, педагогами и учащимися. Формы сбора информации в ходе анализа могут быть различными, в том числе с использованием игры, наглядного оформления, анкетирования, интервью
Цели и задачи проведения самоанализа в детском саду
Самоанализ — это разбор содержания (тематики, целей, задач, приёмов) и формы (соблюдения хронометража, логичности и последовательности видов работы) проведённого элемента образовательной деятельности, то есть занятия, развлечения, утренника или режимного момента.
Умение делать самоанализ и использовать его в работе является важной составляющей успешного педагога
Целями проведения самоанализа является:
- выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы (эта цель проведения самоанализа становится основной при разборе занятий в старшей и подготовительной группах, так как данный параметр является главным показателем готовности детей к школе);
- определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми (например, в первой младшей группе акцент на практические способы взаимодействия, вместо игровых и наглядных, которые детьми 1,5–3 лет воспринимаются лучше);
- установление организационных просчётов (например, слишком затянутая физминутка в основном этапе занятия и, как следствие, скомканная рефлексия в заключительном).
Для осуществления поставленных целей самоанализа образовательной деятельности этот вид диагностики призван решить следующие задачи:
- оценить объективность поставленных целей, то есть то, насколько соотносятся между собой время на их реализацию и уровень подготовленности детей (критерий реалистичности часто «хромает» на занятиях молодых педагогов, которые задаются целями «глобального» масштаба, например, в старшей группе развивать навык чтения длинных отрывков сказок, не учитывая того, что некоторые дети в 5–6 лет не читают вовсе или делают это очень медленно);
- выявить уровень усвоения детьми программного материала и определить пробелы, которые затем будут устранены в процессе дальнейшей работы со всей группой или индивидуально;
- выбрать оптимальный для группы способ интеграции разных образовательных областей в рамках одного вида НОД (так, для некоторых групп, хорошо усваивающих материал, допустимо совмещать математику с рисованием, когда как для других, неуспевающих детей, интеграция возможна только в рамках близких направлений, к примеру, рисование и лепка);
- определить психологическую оправданность содержания форме занятия, то есть выбора приёмов работы (игр, наглядности и т. д.) под конкретную тему;
- оценить эффективность использования мотивационных приёмов, формы подведения итогов и способов поддержания интереса ребят (особенно актуальной эта задача становится в работе с детьми первой и второй младших групп, так как малыши не обладают в нужной мере способностью самостоятельно переключаться с той или иной деятельности, указанной педагогом).
Самоанализ включает элементы проблемного анализа, который проводится методистом или коллегами
Виды и уровни анализа воспитательной работы
Учитывая классификацию видов педагогического анализа, предложенную Ю. А. Конаржевским, выделим виды анализа педагогической деятельности по различным признакам.
По объекту (что анализируется): а) анализ работы школы в целом;
б) анализ работы отдельных структурных подразделений (начальных классов, клубных центров и т. п.); в) анализ работы класса, кружка, группы; г) анализ работы учителя, классного руководителя, руководителя кружка и т. д.
По субъекту (кто анализирует): а) анализ, проводимый директором, его заместителем; б) анализ, проводимый учителем, классным руководителем, руководителем кружка; в) анализ, проводимый учащимися;
г) анализ с участием педагогов, учащихся, родителей и т. д.
По цели (для чего анализируется): а) объективная оценка педагогической деятельности; б) подведение итогов работы и определение задач на будущее; в) преодоление, ликвидация недостатков в работе;
г) выявление педагогических резервов; д) регулирование хода воспитательного процесса на основе оперативной информации и данных внутришкольного контроля; е) обобщение передового педагогического опыта; ж) изучение результатов воспитательного процесса.
По содержанию (каков характер анализа): а) комплексный анализ, т.е. охватывающий различные стороны, виды педагогической деятельности; б) тематический или локальный; в) параметрический, позволяющий ежедневно анализировать основные показатели педагогической деятельности.
По повторяемости (как часто осуществляется анализ): а) периодически повторяющийся; б) постоянный (оперативный или текущий);
в) итоговый.
Приведенная классификация позволяет увидеть совокупность признаков, характеризующих анализ, и в то же время она не исчерпывает все многообразие аспектов и ситуаций аналитической работы педагога.
Анализ педагогической деятельности на практике осуществляется на нескольких уровнях: стихийно-эмпирическом, эмпирическом и теоретическом.
На стихийно-эмпирическом уровне цель аналитической деятельности не осознается педагогом. Это приводит к не связанным друг с другом и не до конца осознанным действиям по изучению явлений, что служит свидетельством несистематической работы по анализу воспитательного процесса. При эмпирическом уровне анализа его целью является установление внешних связей между отдельными фактами, характеризующими воспитательный процесс с различных сторон. Предметом аналитической деятельности на этом уровне выступают педагогические явления и факты. Педагог ограничивается изучением внешних связей явлений, не раскрывая их сущности, он формулирует цель анализа, но не умеет ее расчленить на подцели.
Для научного уровня характерна единая целевая организация. С одной стороны, педагог формулирует цели анализа, достижение которых окажет позитивное воздействие на стабилизацию всей управляемой системы, а с другой — конструирует те из них, которые влияют на стабилизацию самой функции педагогического анализа. На своем высшем (научном) уровне развития анализ позволяет соотнести между собой изначальные цели и полученные результаты, тем самым раскрывая причины и сущность изучаемого педагогического явления. Научный уровень означает переход в аналитической деятельности от описания к объяснению и прогнозированию. Такой уровень анализа воспитательной работы предусматривает участие в этой деятельности всего педагогического коллектива, а также учащихся и родителей.
Уровень аналитической деятельности — это яркий показатель профессионализма педагога.
Актуальность самоанализа
Профессиональное совершенствование представляет собой постоянный рост и саморазвитие личности. Чтобы грамотно планировать свою деятельность, необходимо владеть методами научного исследования
Педагогу важно видеть процесс, как бы со стороны, замечать изменения, которые происходят в профессиональной среде, в обществе. Жизнь постоянно выдвигает новые подходы к подготовке, и в связи с этим необходимо вовремя и корректно вносить изменения в свою профессиональную деятельность
Анализ, сопоставление, обобщение – отправные точки для проведения самоанализа. На это даётся не так много времени, и стоит лишь потерять эту ниточку, как происходит отставание и непонимание ситуации.
Проведение самоанализа
Проведение самоанализа необязательно приурочено к какому–либо этапу деятельности, педагог может его проводить самостоятельно, работая:
- по совершенствованию обучения,
- по использованию технических средств,
- по применению методов воспитания,
- по совершенствованию форм обучения,
- по результатам применения новых методов в педагогической науке,
- по результатам применения собственных разработок для обучения и новых технологий,
- по практическому применению новых, экспериментальных методов воспитания,
- по результатам организации самообразования.
При помощи самоанализа можно сделать предварительные выводы о результатах своей работы, акцентировать внимание на сложных вопросах, наметить способы улучшения недоработанных моментов. Нельзя, чтобы самоанализ превратился в отчёт о проделанной работе, а содержал выводы и оценки ключевых моментов, которые были намечены ранее
После самоанализа формулируется вывод по результатам решения поставленной задачи, почему им была поставлена именно эта задача, какие подходы применил педагог при решении задачи, и как это повлияло на конечный результат.
В самоанализе есть необходимость указывать информацию, которая несёт содержательный смысл
Важно то, почему были использованы именно эти технологии для достижения поставленной цели и насколько они сказались на конечном результате
Если в самоанализе не говорится о трудностях, с которыми столкнулся педагог в процессе решения задачи, то может сложиться мнение, что всё получается само собой. Только в практической деятельности возможен профессиональный рост
Важно показать, как решалась на практике, возникшая в процессе работы, трудность. Можно отразить собственный диалог с самим собой о том, как вёлся поиск путей выхода из создавшейся проблемы
Самоанализ – это возможность осмысления принятых решений и собственного опыта.
Устный самоанализ для себя не даёт должного результата. Он должен быть оформлен в письменной форме, чтобы в любой момент можно было вернуться к нему, чтобы ещё и ещё раз можно было пройти путь, который привёл к определённому результату. Как мы говорили выше, самоанализ строится по определённому алгоритму.
Первое, с чем нужно определиться – это тема. Причём, она должна быть актуальной для настоящего времени и соответствовать общим тенденциям.
Второе – это формирование проблемы в рамках предложенной темы.
Третье – это необходимость решения проблемы и какие методические приёмы применялись в ходе исследования.
Четвёртое – это какие собственные наработки лежали в основе исследования, чем они обоснованы, применительно к решению данной проблемы. Если это связано с учащимися, то даётся характеристика уровня их развития.
Пятое – это в чём состоит новизна предлагаемого метода или вида деятельности. Здесь возможно сравнение с уже существующими методами и программами.
Шестое – это обоснование предлагаемой технологии или метода и насколько они носят развивающий характер.
Седьмое – это само описание работы, деятельности по реализации предлагаемой темы. В содержании отражаются формы и методы, посредством которых был достигнут результат, а также сравнительная характеристика с существующими.
Восьмое – это подтверждение аргументами необходимости применения новых методов на основании диагностического материала.
Девятое – это выводы, которые доказывают необходимость применения предлагаемого метода или вида деятельности, его оригинальность и, конечно, новизну по сравнению с другими.
Подготовка самоанализа
Чтобы представить самоанализ достаточно полным и последовательным, можно воспользоваться примерным перечнем вопросов для подготовки. Их можно считать точкой отсчёта для разговора с собой и своими коллегами.
1.Можно начать с того, как согласуются цели педагога с деятельностью учебного заведения?
2.Насколько удаётся решать проблемы, которые ставит педагог в учебном процессе, и каков результат их решения?
3.Каков вклад педагога при реализации программы развития учебного заведения?
4.Есть ли возможность учитывать тягу детей к знаниям при осуществлении своей деятельности? Можно ли сказать, что деятельно педагога удовлетворяет запросам учащихся?
5.Используются ли обучающиеся технологии и новые приёмы в повседневной работе? Как воспринимаются они учащимися?
6.Как складываются взаимопонимания с учебной группой во время занятий и вне их? Можно ли говорить о рабочей обстановке при проведении уроков?
7.Проявляют ли учащиеся интерес к работе на уроке и предмету?
8.Есть в учебной группе учащиеся, которые проявляют повышенный интерес к предмету и как он удовлетворяется?
9.Каковы успехи учащихся по конкретному предмету за отдельно взятый промежуток времени?
10. Что является главным критерием оценки учащихся при изучении предмета? Как он соответствует решению поставленных задач?
11.Как вы оцениваете свой контакт с учащимися? Можно ли говорить о предпосылках доверия и уважения?
12.Насколько удаётся контакт с родителями, и прислушиваетесь ли к их мнению?
13.Как складываются взаимоотношения с коллегами по работе?
14.Как вы относитесь к самообразованию и что делаете для повышения профессионального уровня?
15.Есть ли трудности в повседневной работе? Удалось ли их преодолеть и каков результат?