Педагогика сотрудничества

2.2. Причины конфликтных ситуаций.

При всем разнообразии конфликтов можно выделить их основные причины:

В последние годы учащиеся сильно изменились, тогда как некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся десять – пятнадцать лет назад, поэтому отношения с учениками складываются напряженные.

Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается учителями как негативное отношение к их личности.

Консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств.

Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность

Такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей.

Оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье.

Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.

Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними.

Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность); настроение учителя при взаимодействии с учениками; жизненное неблагополучие учителя.

Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

2.1. Виды педагогических ситуаций и конфликтов

В процессе педагогической деятельности можно выделить два основных типа ситуаций, требующих разрешения:

  • типичная – это часто повторяющаяся при одних и тех же обстоятельствах ситуация. Она имеет сходные источники и причины. Например: опоздание и пропуски занятий учащимися, невыполнение домашних заданий и т. д.
  • Нетипичная – ситуация, нехарактерная для данного учащегося или группы. Например: совершение правонарушения, случаи воровства в группе или в общежитии, уход учащегося из училища.

Такие ситуации требуют выявления причин и обоснованного их анализа для организации работы по предотвращению подобных случаев. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

  • ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
  • ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения;
  • ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Пути развития педагогического взаимодействияна современном этапе

В законе Российской Федерации сказано: «Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства», то есть сегодня основное внимание уделяется задачам образования. Учитель должен воспитывать гуманистов, развивать свободную личность, способную принимать осознанное решение в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина

В условиях гуманистически ориентированного образования каждый педагог должен стремиться организовать обучение на основе взаимодействия.

Способами развития педагогического взаимодействия являются:

1) Организация совместной деятельности;

2) объективность и всестороннее понимание друг друга участников взаимодействия;

3) овладение способами организации совместной деятельности и общения (психологическая, теоретическая и практическая подготовка).

Важнейшим способом развития сотрудничества участников образовательного процесса является организация их совместной деятельности, эффективность которой возрастает, когда:

  • формируется позитивное отношение взаимодействующих сторон к совместной работе, они осознают свои цели и находят в ней личный смысл;
  • осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически обоснованное распределение ролей и функций педагогов и учащихся в этом процессе
  • Создаются ситуации, в которых участники могут свободно выбирать виды и методы деятельности;
  • Позиция и стиль работы преподавателя способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

Большой педагогический потенциал для формирования взаимоотношений между преподавателями и студентами заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны находятся в равных условиях, а сама деятельность носит творческий характер. Наиболее эффективной в данном случае является техника организации коллективной творческой деятельности, которая позволяет лучше узнать друг друга, способствует развитию взаимоотношений и укреплению взаимного влияния.

Успех деятельности и способность участников работать вместе зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопонимание преподавателей и студентов в первую очередь связано с объективностью и полнотой их информации друг о друге. Для того чтобы установить успешные отношения с детьми, учитель должен знать их возрастные особенности, потребности, намерения, индивидуальные способности, склонности и интересы, воспитательный потенциал деятельности, степень готовности детей участвовать в той или иной деятельности (беспомощность детей часто принимают за безответственность), уровень развития коллектива, характер взаимоотношений между учениками и учителями, факторы, влияющие на взаимодействие членов коллектива, а также собственные способности

Информация по этим темам очень подвижна и требует постоянного изучения, и важно, чтобы учителя получали информацию по каждой теме от разных сторон (других учителей, детей, родителей) и из разных источников (из общения, в деятельности со сверстниками, учителями, наедине с собой)

Классификация уровней и типов педагогического взаимодействия

Выделяется несколько уровней образовательного взаимодействия.

  • Взаимодействие человека с самим собой (способность человека взаимодействовать с самим собой определяет конструктивность его отношений с другими).
  • Взаимодействие человека с другим человеком (необходимо научиться относиться к себе как к другому, тогда человек будет воспринимать другого как себя).
  • Взаимодействие с определенной системой (например, школьной командой).

В связи со сложностью и многогранностью образовательного процесса, большим количеством участников выделяют множество видов взаимодействия, что отражается в различных подходах к их классификации. Классификации основаны на том или ином ведущем признаке.

Например

по субъекту и объекту-субъекту: лицо — лицо (ученик — ученик, учитель — ученик, учитель — учитель, учитель — родитель и т.д.); коллектив — коллектив (младший коллектив — старший коллектив, класс — класс, ученический коллектив — учительский коллектив и т.д.);

По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.

По содержанию деятельности: взаимодействие в учебе, работе, спорте и других видах деятельности);

По типу взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, безразличие, противостояние, конфликт.

М.И. Рожкова и Л.В. Байбородова изучают типы взаимодействия по наличию или отсутствию цели деятельности (целенаправленное или спонтанное); по степени управляемости (управляемое, полууправляемое и неуправляемое); по типу взаимодействия (управление или «на равных»); по содержанию деятельности (учебное, трудовое, эстетическое и т.д.).

Кроме того, проводится различие между случайным или намеренным, частным или публичным, долгосрочным или краткосрочным, вербальным или невербальным взаимодействием, продуктивным и непродуктивным. Каждый из типов взаимодействия оказывает соответствующее влияние на психологическое состояние взаимодействующих сторон.

Таким образом, продуктивное взаимодействие приносит удовлетворение, ведет к открытости, искренности, откровенности.

Непродуктивное взаимодействие сопровождается негативными эмоциями: Страх, тревожное ожидание, паника приводят к недоверию, скрытности, враждебности.

Все виды взаимодействия взаимосвязаны, они сопровождают друг друга, сливаются при изменяющихся условиях. В данной педагогической ситуации задача учителя — найти ведущий, оптимальный способ взаимодействия. Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику характера взаимодействия участников образовательного процесса и требует быстрого принятия решения.

В организации учебного взаимодействия ведущая роль принадлежит педагогу (имплицитно или эксплицитно), но это не означает пассивности учащихся, так как их стремления, интересы, потребности часто определяют выбор содержания и форм работы педагогов.

В связи с изменяющимися условиями жизни меняются требования к личности и требования к организации педагогического взаимодействия учителя и ученика. В зависимости от того, как организовано взаимодействие, будет и образование. «Образование — это тот аспект человеческого взаимодействия, особенностью которого является постановка специальных — образовательных — задач, а результатом — изменение психологических характеристик личности.

Проблема педагогического взаимодействияв научной литературе

Взаимодействие имеет всеобщий и объективный характер и рассматривается в науке как явление, методологическая категория, основной принцип философии. Взаимные отношения между явлениями существуют независимо от человеческого сознания, и практически нет такого явления, закона, категории, которые нельзя было бы объяснить взаимодействием (работы Аристотеля, Р. Декарта, П. Гольбаха, Ф. Энгельса, В. Вернадского, П. Флоренского, К. Циолковского, И. Фролова, И. Шбанковой и др.)

Интерес к педагогическому взаимодействию в сфере образования проявляется с конца 1960-х годов в области теории обучения (работы С.П. Баранова, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, В. Окона, М.Н. Скаткина и др.)

В 1970-е годы акцент сместился в сферу воспитательной работы, появились сборники педагогических научно-практических работ, в которых взаимодействие трактовалось как механизм достижения воспитательной цели, обеспечивающий взаимосвязь функционирования школьных подразделений, школы и ближайшего социума (В.А. Караковский, Х.Я. Лийметс, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.).

В 1980-е годы сфера взаимодействия школы и среды значительно расширилась: в некоторых регионах страны были созданы социально-педагогические комплексы (СПК), затем появились молодежные жилищные комплексы (МЖК) и культурно-спортивные комплексы (КСК). Ф.Г. Зиятдинова (1986) утверждала, что СПК — это «единое педагогическое взаимодействие трудовых, учебных коллективов, семей, предприятий и учреждений всех ведомств, расположенных в территориальных рамках микрорайона с целью создания оптимальных условий для воспитательного воздействия на детей и взрослых…».

Последнее десятилетие ХХ века можно образно охарактеризовать как своеобразный «золотой век» в развитии и становлении педагогического взаимодействия как базовой категории соответствующей отрасли знаний. В этот период она прочно входит в содержание большинства учебников по педагогике и включена в большинство педагогических словарей.

Современные исследователи (Ю.K. Бабанский, В.С. Безрукова, Е.Н. Гусинский, О.С. Гребенюк, Г.М. Коджаспирова, Е.В. Коротаева, К.М. Левитан, А.В. Мудрик и др.) рассматривают личностный подход как основу взаимодействия, а само взаимодействие понимают как взаимовлияние не только субъектов образовательного процесса между собой, но и на их ближайшее социальное окружение.

Проблема образовательного взаимодействия привлекает внимание многих исследователей. В научной литературе она рассматривается в рамках деятельностного подхода (Б.П

Битинас, А.Н. Леонтьев, М.И. Смирнов и др.) и личностного подхода (Ю.К. Бабанский, Я.Л. Коломинский, Н.Ф. Родионова и др.), а также как явление, возникающее в образовательном процессе при реализации учебных и воспитательных задач (И.Я. Лернер). В этой связи исследователи отмечают, что педагогическое взаимодействие включает в себя как обмен информацией (педагогическое общение), так и обмен действиями.

Внимание к проблеме педагогического взаимодействия стало особенно актуальным в связи с парадигмальными изменениями в педагогике во второй половине 20 века в связи с гуманитарной парадигмой образования и вытекающей из нее психологической парадигмой субъектности (В.А. Петровский)

Теоретической основой поиска и разработки новых ракурсов понимания взаимосвязи характера педагогического взаимодействия и качества образовательного процесса являются положения культурологического подхода в образовании, подтвержденные фактами экспериментальных педагогических исследований о том, что степень и глубина культурного развития личности в высшей школе во многом зависят от качества педагогического взаимодействия преподавателя и студентов; в частности, от культуры этого взаимодействия (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя).

4) Педагог — родитель:

  • добровольность в сотрудничестве.
  • искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
  • уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
  • признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
  • уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).
    4 стр., 1697 слов

    Задание по акмеологии профессионально-педагогической деятельности …

    … приемы в работе учителя Рекомендации ·      обсуждение плана деятельности учащихся ·      количество узловых вопросов, обсуждаемых на занятии … к выполнению контрольных заданий сообщаются заранее ·      оценка результатов деятельности (а не личности) ·      разнообразие форм контроля ·& …

  • конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).            

Список литературы.

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001.
  2. Горелов И.Н., Житников В.Ф. Умеете ли вы общаться?: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов н/ Д.: Изд-во «Феникс», 1997.
  4. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учебное пособие. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999.
  5. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  7. Ночевник М.Н. Человеческое общение. – М.: Плитиздат, 1988.
  8. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  9. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
  10. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  11. Абульханова К. Личность в условиях дефицита общения.: Психологический аспект. // Воспитание школьников, 2000.
  12. Егидес А. Психотехника общения. // Воспитание школьников, 1996.
  13. Зарецкая Е. Нравственность речи: культура коммуникации. // Экономика и жизнь, 1996.
  14. Квасков В. Роль общения в деятельности человека. //Социально-политический журнал, 1996.
  15. Щиголева Н. О курсе общения для младших школьников. // Начальная школа, 2000.

Что такое педагогика сотрудничества?

Педагогика сотрудничества – это направление в российской педагогике, возникшее в середине 80-х годов 20-го века, представляющее собой систему методов и приемов воспитания и обучения и основанное на принципах диалога, гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Данное направление объединило в себе опыт и лучшие традиции советской школы, а также достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки

В его основе лежит глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к образовательному учреждению

Идеи педагогики сотрудничества впервые были выражены педагогом Симоном Львовичем Соловейчиком, ставшим идейным вдохновителем концепции.

Именно он, опубликовав в «Учительской газете» несколько своих статей, первым заявил коллегам о новом современном подходе к обучению и воспитанию.  Педагогика сотрудничества была основана на совершенно ином взгляде на образовательный процесс: вместо традиционного авторитета учителя она предполагала переход к формату сотрудничества между ним и учениками.

Симон Львович предложил педагогам уйти от навязывания собственного мнения к открытому диалогу, в котором учащиеся смогли бы открыто озвучивать собственные взгляды, не боясь осуждения и наказания. Автор методики был уверен, что она сможет объединить педагогов с разными стилями работы и подходами к воспитанию, но преследующих общую цель сделать систему образования более демократичной и гуманной.

Концепцию Соловейчика поддержало большое количество советских педагогов, а в сентябре 1986 года ими были сформулированы «Тезисы педагогики сотрудничества», которые закрепили основные идеи методики и стали ориентиром для представителей всего педагогического сообщества не только страны, но и мира.

n1.doc

      4      

Глава IV. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯПедагогическое взаимодействие: сущность и принципы • Методы, приемы и средства воспитания • Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫПедагогическое воздействие 2. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯМетоды воспитания 1Педагогическая ситуация Прием 1А.В.Мудрик. — Средства воспитанияМетоды убеждения.Методы упражнения.Педагогическое требование Перспектива — Методы самооценки.Поощрение и наказание — Косвенные требования

Вид требования Характер отношения педагога к воспитаннику Приемы
Положительное Выражение поло­жительного отноше­ния Просьба, одобре­ние, доверие
Нейтральное Отношение отчет­ливо не проявляется, но основывается на уже сложившемся от­ношении воспитан­ников к той или иной деятельности Совет, намек, ус­ловное требование, требование в игровой форме
Отрицательное Негативное отно­шение к деятельности и поведению воспи­танников Осуждение, выра­жение недоверия, предостережение
ПЕРСПЕКТИВЫ
Дальние Средние Близкие
Жизненные планы детей, связан­ные, как правило, с выбором профес­сии, на осуществ­ление которых уходят годы Ожидаемое событие, несколько ото­двинутое во време­ни (подготовка к праздникам, к лет­ним каникулам, к многодневному по­ходу) То или иное радостное, интерес­ное событие, кото­рое ожидает уча­щихся в ближай­шее время (через несколько часов, завтра, через неде­лю)

Общественное мнение — 3. АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИИ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАлгоритм анализа педагогической ситуацииАлгоритм решения педагогической задачи.Рекомендуемая литератураБелухин Д. А. Натанзон Э.Ш. Поляков С. Д. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Глава V. ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВВ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕОсновные характеристики детского коллектива • Этапы разви­тия детского коллектива • Самоуправление в коллективе • Со­трудничество взрослых и детей • Организация коллективной дея­тельности • Разновидности детского коллектива1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВАКоллектив collectivusСтруктура коллективаформальную (офици­альную) структуру, Неформальная (неофициальная) структура Поле коллективаценности, об­щественное мнение, традиции, Роли и статусы в коллективероль нормативно за­данный одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека; статус степень его авторитетности, положение в системе коллективных отношений. (Немов Р. С. (Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., ШияновЕ.Н. — 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВАпер­спективы, совместную деятельность, самоуправления традиции, актива всех членов первом этапеВторой этаптретьем этапе3. САМОУПРАВЛЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕСамоуправление — специфическая организация коллективной дея­тельности, которая основана на развитии самостоятельности де­тей в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей. — адаптационную — интегративную — прогностическую — освоения управленческой культуры

  1. СОТРУДНИЧЕСТВО ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

сотрудничестве и под руководством, (Выготский Л. С. Со-бытие — со-участво­вание для другого. со-знание. совместно диалогического со-творчестве

  • децентрализацию личности как способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность, субъективность мнений, обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников совместной деятельности;
  • инициативность (добывание недостающей информации с по­мощью вопросов, готовность предложить партнеру план общего действия);
  • разумное разрешение конфликтов, т.е. не агрессивное, а ра-

5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИколлективное творческое дело

Дело это общая работа, важное событие, в организации которого участвует каждый член коллектива. коллективное, творческое, предварительная работа воспитателей коллективное планированиесовет дела — коллективная подготовка

проведение дела. коллективный анализ последействие

  1. РАЗНОВИДНОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Школьный класс — индивидуальность — Клубное объединение. добровольно. разновозрастные формирования, Детские организации Временный детский коллектив автономность — сборность — Рекомендуемая литератураИванов Лутошкин А.Н. Лутошкин А.Н. Макаренко А. С. Немое Р. Кирпичник А. Г. Немое Р. С. Новикова Л.И. Новикова Л.И. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Титова Е. В.
      4      

Глава IV. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Психолого-педагогические условия взаимодействия:

   Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие:

13 стр., 6423 слов

Аналитическая профессиограмма деятельности психолога в процессе …

… взаимодействия человека и техники; 6) инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д. Каждый конкретный вид трудовой деятельности … места. Объект нашего исследования – профессиональная деятельность психолога. Предмет исследования – структура деятельности психолога в процессе профотбора кандидатов на вакантные места. Глава …

1)        применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;

2)        создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;

3)        формирование системы обратной связи  педагогов с  родителями посредством информационных технологий;

4)        разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации  во взросло-детском сообществе;

5)        внесение в предметно-развивающую среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.

 Эффективность такого взаимодействия обеспечит:

       — Для детей: приобретение социального опыта, повысит  качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность  активно-познавательной позиции и школьно-значимые навыки;  

       — для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения,  постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами,  детьми и их родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя  ИКТ;  осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

       — для руководителей поможет создать: коллектив творческих единомышленников; комфортный психологический климат в коллективе; инновационное дошкольное учреждение; повысить эффективность образовательных проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки и общественной экспертизы; создать привлекательный имидж учреждению;

       — для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Методика организации педагогического взаимодействия

Для того чтобы педагогическое взаимодействие было эффективным, методология его организации должна основываться на педагогической поддержке как особой позиции учителя, скрытой от глаз учеников, основанной на системе их взаимосвязанного и взаимодополняющего деятельностного общения.

Основные идеи педагогической поддержки (желание видеть в ребенке личность, гуманное отношение и любовь к нему, учет его возрастных особенностей и природных задатков, опора на взаимопонимание и помощь в развитии) можно найти в трудах мыслителей прошлого (Демокрит, Платон, Аристотель и другие).

Эти идеи были подкреплены Я.А. Коменским, который в своей известной «Великой дидактике» утверждал, что «детям будет приятнее учиться в школе, если учителя будут добры и милостивы, если они будут относиться к ним с добротой, отеческим расположением, манерами, словами, общими действиями без превосходства, если они будут относиться к ученикам с любовью».

Подлинно гуманное образование, основанное на уважении к личности ребенка и учитывающее его природные склонности и стремления, отстаивал в своих работах Ж.Ж. Руссо. Он решительно выступал против жесткой дисциплины, телесных наказаний и подавления личности в воспитании, стремился найти благоприятные формы и средства для каждого этапа развития ребенка. Согласно Руссо, педагог не должен навязывать ребенку свою волю, а должен создавать условия для его развития, организовывать образовательную среду, в которой ребенок может приобретать жизненный опыт и развивать свои природные дарования.

Я.Г

Песталоцци подчеркивал особую важность искренней и взаимной любви между воспитателем и детьми, побуждения ума к действию, развития познавательных способностей. Для И

Г. Песталоцци цель образования — помочь человеку развиваться, приобретать культуру, идти к совершенному состоянию. По сути, это помощь в саморазвитии присущих человеку природных сил и способностей.

К. К.Д

Ушинский, сторонник свободы в образовании и воспитании, уделял большое внимание личности учителя, считая, что «влияние воспитателя на молодую душу есть воспитательная сила, которую нельзя заменить ни учебниками, ни нравственными максимами, ни системой наказаний и поощрений»

Идеи педагогики свободы и педагогической поддержки встречаются во взглядах Л.Н. Толстого, который считал, что школа должна быть создана для ребенка, чтобы вовремя поддержать его свободное развитие.

Теоретическое обоснование аспектов профессиональной деятельности учителя, близких к идеям педагогической поддержки, можно найти в работах

Н. Ф. Бунаков, который в ряде работ подчеркивал, что поддерживать студента необходимо исключительно в том случае, когда он в этом нуждается. Учитель должен сдерживать свою помощь только там, где она действительно необходима, и в то же время использовать ее так умело, тактично и целенаправленно, чтобы в конце концов она стала совершенно излишней, уничтожила сама себя.

Для понимания сути педагогической поддержки важна педагогическая концепция Я. Корчака. Педагогическая концепция Корчака важна для понимания сути педагогической поддержки. Согласно ей, ребенок рассматривается как субъект воспитания, личность, независимая от воли других субъектов. Необходимым условием воспитания является создание атмосферы доброжелательности, взаимной открытости и доверия, которая гарантирует ребенку защиту от насилия, стабильность его положения и свободы, удовлетворение его интересов и потребностей.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

Божович Лидия Ильинична, советский психолог — Новаторство в изучении проблематики самосознания, самооценки, эмпатии личности
Оксфордский тест анализа личности
Особенности психической средовой дезадаптации у несовершеннолетних с аномалиями в сфере характера
Социально-психологические проблемы малой группы
Методы нлп — Общие представления о системе НЛП
Внимание
Понятие и функции семьи
Младшие подростки с конфликтным поведением из многодетных семей в условиях образовательного учреждения
Большие социальные группы и массовые явления психики — Сущность и типы больших социальных групп
Методы и методики психодиагностики

Заключение

Образование должно быть мощным и доступным инструментом для личностного роста и продвижения. Превращение образования в более эффективный и качественный процесс должно стать одним из ключевых приоритетов в социальном плане .

Помня об этой цели, педагогическое партнерство превратилось в сильный инструмент обучения, который, как было доказано, способствует повышению успеваемости учащихся и удержанию их интереса к обучению, одновременно обеспечивая ряд других положительных результатов. Педагогика сотрудничества как раз и является таким современным подходом к формированию нового, качественного стиля обучения.

И напоследок хотим поинтересоваться вашим мнением о педагогике сотрудничества:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: