Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического процесса и их психологическое обоснование
Педагогическая деятельность — это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность – объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий. Содержание и психология педагогической деятельности определяется социальными факторами — местом и функциями учителя в обществе, требованиями общества к учителю; затем социально-психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности.
Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:
- в темпераменте;
- в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения;
- в подборе средств воспитания;
- в стиле педагогического общения;
- в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;
- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта. Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних учителей бесперспективны, т.к. такой опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты неизбежно оказываются другими.
Понятие педагогической системы. Его структура. Иерархия педагогических систем
Всем известно, что процесс образования и воспитания
происходит в различных объединениях людей: в семье, в школьном классе, в
студиях и кружках, в неформальных группах.
Эти ассоциации, по сути, являются социальными системами. С
помощью термина «педагогическая система» мы можем отразить и обобщить
различные организации педагогов и воспитателей, учителей и учеников.
Педагогическая система (далее ПС) — это совокупность
взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям
воспитания, обучения и образования подрастающих поколений и взрослых.
Структурные компоненты — это обязательные и постоянные
составляющие ПС: субъект деятельности, субъект-объект деятельности, их
отношения.
Функциональные компоненты изменяются в различных ПС: цель,
содержание, методы, средства, формы организации деятельности.
Такой системный подход позволяет целостно (во взаимосвязи)
рассматривать, планировать и организовывать различные объединения людей с точки
зрения их взаимодействия для раскрытия взаимосвязей управления.
Можно предположить, что ПС возникает тогда, когда есть
потребность в образовании, воспитании и просвещении некоторых групп людей.
В то же время ПС — это сложная, постоянно изменяющаяся
система социального управления, в которой решаются педагогические и
воспитательные задачи, достигаются педагогические цели.
Существует четкая иерархия педагогических систем, которая
представлена ниже.
Крупные ПС образования в стране (система высшего и среднего
специального образования) подчиняют себе средние ПС, такие как государственные
и частные школы, внешкольные учреждения. В свою очередь, им подчиняются
небольшие ПС: Классы, учебные группы, ученические производственные отряды и
бригады, кружки, секции, группы по интересам.
К малым СП относятся учащиеся, учителя, родители, которые
непосредственно вовлечены в образовательный процесс.
«В небольших педагогических системах учителя и ученики
взаимодействуют напрямую. Их гражданские и дидактические отношения реализуются
в повседневном общении.
Учителя направляют учебный процесс в подсистемах, участвуют
в организации различных объединений учащихся, устанавливают соответствующие
(или не очень соответствующие) педагогические отношения, которые способствуют
либо позитивному становлению учащихся, формированию и закреплению положительных
черт характера и форм поведения, отражающих соответствующий уровень
потребностей и мотивационный план личности; либо способствуют формированию
девиантного (отклоняющегося) поведения на фоне зачастую негативных
эмоциональных состояний, приводящих к расколу Как правило, деятельность учителя
является одним из эффективных способов оказания помощи осужденным.
Фактором педагогической поддержки является грамотная
организация учащихся на различные виды школьной и внеклассной работы на основе
их индивидуально-типологических особенностей» (Л.Ф. Спирин).
В любой ПС всегда есть девять основных компонентов: цель
деятельности, субъект педагогической деятельности (тот, кто управляет
системой), субъект-объект деятельности (тот, кем управляют: ребенок, ученик,
студент), отношения «субъект-субъект-объект», содержание
деятельности, методы деятельности, средства обучения, формы организации и
результат деятельности. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют.
Каждый из ПС возникает с определенными целями и выполняет
определенные функции. Например, рассмотрим цели малого ПС — спортивного
отделения: укреплять здоровье студентов, развивать их физические качества — и
большого ПС — педагогического института: профессионально готовить человека к
овладению педагогической специальностью.
Это означает, что ПС различаются в основном по своим целям.
В системе есть как управляющие педагогические системы (учителя, воспитатели),
так и управляемые педагогические системы (ученики).
Сделаем уточнение: личность каждого ученика — это не только
объект педагогической деятельности, но и субъект собственной деятельности,
саморазвития, самовоспитания. В образовательном процессе студенты участвуют в
конкретных видах деятельности (образовательной, эстетической, трудовой,
спортивной и т.д.). В этой деятельности действительно происходит саморазвитие и
формирование личности.
Какие виды педагогической деятельности существуют
Педагогическая деятельность способна успешно реализовываться только в целостном педагогическом процессе, добиваясь намеченных целей за счёт комплексного использования всех средств и способов донесения знаний до обучающегося, и применяя для этого разнообразные её виды.
Выделяют семь основных видов педагогической деятельности.
- Образовательная – глобальный процесс, предполагающий своей целью целостное развитие и становление личности обучающегося в течение длительного периода с помощью комплекса систематических действий, предусмотренных образовательными стандартами. Это процесс формирования знаний, умений и навыков по разным аспектам жизни общества, предлагаемый в объёме, который способны усвоить обучающиеся обусловленного возрастного уровня и развития.
- Воспитательная — совокупность целенаправленных действий, направленная на организацию оптимальных условий для личностного роста и становления у воспитуемого специальных знаний; идей, принципов, нравственных и политических ориентиров, а также его подготовки к дальнейшей бесконфликтной жизни в обществе.
- Обучающая – представляет собой целенаправленный академический процесс формирования совокупности знаний, умений и навыков учащегося, в котором они доводятся учителем до определённого уровня, являющего собой цель обучения, за счёт организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности.
- Инженерно-педагогическая – сложное многокомпонентное явление, включающее в себя как педагогическую деятельность – дающую возможность организовать систему профессионального обучения и воспитания и производственно-технологическую – обеспечивающую учебно-производственный процесс в мастерских и лабораториях учреждения. Педагогическая практика в этом тандеме выступает доминантной составляющей, в то время как производственно-технологическая часть имеет инструментальный характер, являясь средством обучения.
- Социально-педагогическая – направлена, на социальную защиту несовершеннолетних, а также организацию помощи для нормализации их психологического состояния, межличностных, семейных и общественных отношений. Ставит целью социализацию обучающихся, получение ими образовательного и социокультурного опыта и создание условий их самореализации и адаптации в обществе.
- Общественно-педагогическая – учебно-воспитательная работа, основанная на добровольных началах и выходящая за пределы должностных обязанностей педагога, а иногда и образовательного учреждения. Выражается в неформальном учебно-воспитательном общении с обучающимися, руководстве и организации их внеклассной и внешкольной активности (учебной, досуговой, развивающей), участием в школьных и внешкольных культурно-спортивных мероприятиях.
- Научно-исследовательская педагогическая – направлена на получение новых знаний об учебно-воспитательных взаимоотношениях в паре учитель – ученик, а также о формах их развития, совершенствования и реализации. Изучая совокупность таких взаимоотношений, она разрабатывает предписания, стандарты и модели формирования практической деятельности, к которой относятся все вышеназванные виды.
Стили преподавания (педагогического руководства)
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным, впоследствии, с приходом к власти в Германии нацистов, эмигрировавшим в США. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:
1.
Авторитарный.
2.
Демократический.
3.
Попустительский (либеральный)
При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».
Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношениях он воздвигает, по словам Г. И. Щукиной, непроницаемую стену, смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками. При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба. Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги». Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.
При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры. Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель—ученик». Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет». Заметим, что в чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко.
Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности. Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Психологические особенности педагогического коллектива
А.С. Макаренко писал: «… я не представлял и не представляю, можно ли воспитать… детский коллектив, если не будет коллектива педагогов». Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру. Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет, методические объединения учителей-предметников и классных руководителей, администрация школы. В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и кооперация в процессе его. Разделение и кооперация труда требует от учителя владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместно добывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументированно отклонить. Эти, и многие другие умения и навыки делового сотрудничества приобретает учитель в педагогическом коллективе.Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности. Отношения, которые складываются между учителями можно условно назвать официальными и неофициальными. Первая — общая система межличностных нравственно-психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив. Вторая — сеть избирательных отношений, основанная на взаимных симпатиях между отдельными учителями. Успешность деятельности педагогического коллектива оценивается пятью критериями: обученность школьников, их воспитанность, способность педагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи, профессиональная квалификация и личностное самосовершенствование педагогов.
Эффективность деятельности педагогического коллектива зависит от морально-психологического климата в нем. От него зависит самочувствие учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической деятельности. Климат коллектива в немалой степени определяет и меру творчества каждого учителя. Климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств: стиля руководства администрации школы, условий труда, социально-психологической совместимости учителей — членов коллектива; социально-психологических установок, реализуемых учителем, администрацией школы. Благоприятный климат предполагает наличие в коллективе радости труда, оптимизма, радости общения, доверия, чувства локтя, чувства защищенности, бодрости. Педагогический коллектив, который объединен не только общей целью, но и узами дружбы, взаимного уважения и симпатий, становится могущественным воспитателем детского коллектива.
2.4. Функции педагогической деятельности
Функции (функции (от лат.) — обязанность, назначение) педагогической деятельности. В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций — целеполагающие и организационно-структурные.
1. В целеполагающую группу входят следующие функции:
— ориентационная;
— развивающая;
— мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);
— информационная.
Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.
2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:
— конструктивная;
— организаторская;
— коммуникативная;
— гностическая.
Так, конструктивная функция обеспечивает:
а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;
б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;
в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
Организаторская функция реализуется через организацию:
а) информации в процессе сообщения ее учащимся;
б) различных видов деятельности учащихся;
в)собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.
Коммуникативная функция предполагает:
1 стр., 378 слов
Стили педагогического общения в 3 направлениях
Перед каждым педагогом стоит задача завоевать расположение ученика. Для этого ему необходимо использовать приемы динамического влияния на ученика, которые помогают наладить деловые и эмоциональные контакты.
В некоторых случаях ему понадобится применить одну из тактик:
- заражение — имеет невербальный характер;
- внушение — постановка мотивации с помощью лозунгов;
- убеждение — приведение доводов, аргументов;
- подражание — личный пример.
В первую очередь педагог обязан определить модель взаимоотношений с учеником. Далее ему нужно поставить перед ним цель и составить план ее достижения. Сделать это поможет детальное рассмотрение стилей педагогического общения, разработанных психологами.
Авторитарный стиль — тандем строгости и наказания
Правила, ограничения и запреты — особенности этого стиля взаимодействия с учеником. Любое неподчинение в таком «королевстве» карается наказанием.
Следствием авторитарной власти являются:
- постоянные конфликты;
- обиды;
- недоброжелательные отношения с учеником;
- отчужденность ребенка;
- злоба.
Находясь в таком напряженном состоянии, ученик будет испытывать тревогу, а также неуверенность в себе. При этом чувство незащищенности станет его верным спутником. Тем не менее такие последствия не мешают многим преподавателям использовать эту методику при воспитании детей дошкольного возраста.
Они считают, что достичь отличных результатов в обучении можно только с помощью:
- строгой дисциплины;
- наказаний;
- чрезмерной опеки;
- диктаторского тона.
Корень проблемы авторитарного стиля педагогического общения — низкий уровень психологической культуры воспитателя. Вдобавок педагог отказывается учитывать индивидуальные особенности воспитанника. В итоге между ними пропасть только увеличивается.
Демократический стиль — власть народа
Эта система взаимодействия строится на доверии, уважении, а также обратной связи. Тесное общение с учеником позволяет педагогу наладить с ним эмоциональную связь. В итоге личность ребенка полноценно развивается, а не подавляется разного рода наказаниями или строгими рамками.
Такое дружеское общение с учащимися:
- способствует умственному развитию детей;
- раскрывает их творческий потенциал;
- формирует эмоционально положительные отношения в коллективе;
- развивает уверенность детей в своих силах;
- побуждает к тесному и слаженному сотрудничеству.
Педагоги-демократы готовят полноценных членов общества, готовых к совместной деятельности. Такие учащиеся четко понимают свою роль в коллективе. При этом они готовы брать на себя ответственность и способны признавать свои ошибки.
Либеральный стиль — успешный старт анархии
Отсутствие ответственности и последовательности в принятии решений — особенности либерального педагога. Зачастую он забывает об установленных ранее правилах, поэтому предъявляет другие. Из-за этого подрывается его авторитет.
К тому же учитель способен переоценивать возможности своих воспитанников. Для него они:
- достаточно самостоятельны;
- необычайно честные;
- всегда инициативные;
- общительные.
По этой причине учитель доверяет им многое и всегда на них рассчитывает. Основная задача такого воспитателя — сохранить хорошие отношения с учениками.
Перечисленные стили педагогического общения редко встречаются в «чистом» виде. Благодаря тому, что преподаватели комбинируют разные приемы и способы общения, они могут находить подход к каждому воспитаннику.
Структура педагогической деятельности
Выделяют три компонента педагогической деятельности:
- конструктивный;
- организаторский;
- коммуникативный.
Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности.Организаторский компонент
Важное место в структуре педагогической деятельности занимает организаторская деятельность, составляющей единое целое с конструктивной. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс
Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями. Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы. Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение (умело подобрал учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет. Это же относится и к остальным направлениям организаторского компонента структуры.Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный. Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу. Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения. А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет психологические функции педагогической деятельности. Это информационная функция (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).