Что такое метод обучения
В педагогике существует множество определений этого термина. Например, известный советский педагог Юрий Бабанский называл методом обучения «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». А советский и российский педагог Исаак Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» сформулировал это понятие так:
«Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения».
Определения могут различаться в деталях, но сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность учителя и ученика для достижения целей обучения.
Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания — юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее. Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся.
Философы во все времена искали и практиковали наиболее действенные методы обучения. Например, Сократ стал родоначальником эвристического метода, в котором учитель не просто передаёт ученику знание, а с помощью специально выстроенной беседы помогает самостоятельно его отыскать. А французский гуманист Мишель Монтень в XVI веке пропагандировал индивидуализацию обучения, поощрял любознательность и самостоятельное изучение явлений природы.
Методы, методика, методология, приёмы — в чём разница?
Не стоит путать методы с приёмами. Каждый метод складывается из отдельных элементов — методических (или дидактических) приёмов. Например, лекция — это метод обучения, а запись ключевых тезисов на доске преподавателем и ведение конспекта студентом — приёмы.
Фото: Pressmaster / Shutterstock
Одни и те же приёмы могут реализовываться в разных методах. И в то же время разные учителя могут включать разные приёмы и их сочетания в одни и те же методы. Скажем, работа с книгой может состоять из таких приёмов, как чтение вслух, заучивание текста наизусть, поиск ответа на вопрос, описание иллюстрации и так далее.
С понятием метода связаны также понятия методики и методологии. В отличие от метода, приёмы внутри которого могут варьироваться, методика обучения подразумевает совокупность конкретных алгоритмов и правил. И если один метод могут использовать в разных концепциях обучения, то у методики есть определённая теоретическая основа. Часто методики бывают авторскими: например, девять событий преподавания Роберта Ганье или eduScrum Вилли Вейнандса.
Психологический анализ урока
Форма психологического анализа урока
увидеть, подготовлен ли класс к уроку;
наблюдать в течение урока за дисциплиной;
замечать психофизическое состояние детей;
воспринимать реакцию детей на свои вопросы;
внимательно слушать ответы учащихся;
постоянно держать весь класс в поле зрения;
организовать наблюдение учащихся за ответами товарищей и учебным материалом;
воспринимать реакцию на свое объяснение;
воспринимать реакцию на свои вопросы;
заметить особенности учебной деятельности класса в целом (тем работы, затруднения, глубину усвоения материала, типичные ошибки);
заметить и учесть особенности учебной деятельности отдельных групп учащихся (сильных, средних, слабых); осознание материала, умение самостоятельно применять знания на практике, темп работы;
отметить особенности учебной деятельности отдельных учащихся; объем и качество знаний, наличие умений и навыков по предмету, качество выполняемых работ, особенности познавательной деятельности, продвижение в учебе;
заметить черты, свойственные отдельным учащимся; особенности поведения, речи, склонности, способности, интересы, продвижение в развитии;
наблюдать за своим поведением и речью;
заметить взаимосвязь своей деятельности и деятельности учащихся;
наблюдать за ходом урока;
распределить внимание при наблюдении за несколькими объектами.
Похожие:
Организация работы по устранению пробеловРабота по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся — неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и… | Учебное заведениеЦелью else является обучение английскому языку на очень высоком уровне по привлекательной цене. Школа расположена в районе Whitechapel,… | ||
М. Т. Умаралиева Работа представлена кафедрой методики обучения биологии и охраны жизнедеятельности человека тдпу им. Низами. Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Ж. О. Толипова. СтатьяРоль учебно исследовательской деятельности в развитии самостоятельности учащихся | Методические рекомендации для учителя по использованию этих дидактических материалов. Методические задачи проектаЦель проекта – это короткое (одним предложением) описание того, что будет достигнуто в результате проектной деятельности. Например,… | ||
Кафедра: Педагогики, психологии и педагогического менеджмента. Курсовая работа по методическому менеджменту. Тема: «Информатизация школы как инновационный процесс»Введение. «Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него.» | Документы1. /Авторитет учителя-воспитателя как.doc | ||
Современный компьютер – это единство Современный компьютер – это единствоОни являются необходимой принадлежностью компьютера и обеспечивают взаимодействие человека, всех устройств и программ Практические… | Об исполнении приказа по институту№153-уб от 28. 12. 2007г «Об утверждении временного положения о курсах Дистанционного обучения»Одной из прямых форм обучения на курсах пк является дистанционная форма обучения | ||
Приказ №128 «О проведении конкурса «Лучшие веб-сайты системы народного образования»»О совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере информатизации, а также с целью повышения интереса к информационно-коммуникационным… | 6 – класс. (для школ с узбекским языком обучения по новой программе)Цель: Проверить знания умения и навыки учащихся по обозначению признаков предметов, употреблению изученной лексики в речи |
Документы
Похожие термины:
-
технология обучения, ставящая своей целью организацию активности обучаемых. В процессе обучения моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности обучаемы
-
предполагает активизацию учебного процесса путем внедрения методов активного обучения. К ним относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, проблемные и другие виды
-
обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.
-
применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов
-
методика включения в учебный процесс глубокого и детального исследования реальной или имитированной ситуации, выполняемого для того, чтобы выявить ее частные и/или общие характерные свойства. Эт
-
(offline learning) – обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети.
-
(mobile learning, m-learning) – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося.
-
формирование у обучающегося как можно более широкого и упорядоченного читательского кругозора на основе типа правильной читательской деятельности (Светловская н.н., 1993).
-
обучение, при котором приобретение новых знаний и умений осуществляется путем применения их к новой ситуации и представлений об аналогичных случаях.
-
организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта.
-
обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизич. развития в учреждения общей системы образования вместе с нормально -развивающимися детьми.
-
audiovisual education) – процесс развития личности с помощью и на материале аудиовизуальных средств (массовой) коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативны
-
одно из средств воспитания аномальных детей дошкольного возраста.
-
образование и профессиональная подготовка, ориентированные на трудоустройство. Литература: .
-
(online learning) – обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети.
-
метод преподавания, при котором ученики остаются относительно пассивными, а учитель полностью определяет ход и содержание урока при использовании незначительных учебных ресурсов.
-
определенным образом спроектированная организация процесса обучения, создающая условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, само
-
система обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей. Б. о. применяется как один из альтернативных подходов наряду с орализмом (использование словесного языка, преимущественно в устной форм
-
разработанная в Америке система обучения математике в начальных классах, когда индивидуальные занятия сочетаются с организацией работы учащихся в малых группах.
-
форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой — взаимосвязи обучающихся между с
Психологические теории учения
Структура процесса учения всегда притягивала к себе внимание психологов и специалистов-дидактиков. Разные психологические школы в соответствии со своими воззрениями по-разному представляли содержание и сущность учения
К основным психологическим теориям, рассматривавшим проблему учения, относятся бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, теория деятельности и гуманистическая психология (мы рассматривали их ранее в приложении к психологии обучения).
Представители бихевиоризма (Д. Уотсон, Э. Торндайк) рассматривают учение (научение) как приобретение организмом новых форм поведения. «Формула “ситуация – ответная реакция» выражает любой процесс учения» – так сформулировал исходную позицию бихевиоризма американский психолог и педагог Эдуард Торндайк. В дальнейшем эту теорию интенсивно разрабатывал американский психолог Беррес Фредерик Скиннер, выдвинувший концепцию оперантного научения: организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакцию. Важнейшим положением бихевиоризма в обосновании теории учения выступает структура «стимул – реакция – подкрепление». Индивид является пассивным элементом, который лишь реагирует на внешнее воздействие, внешние стимулы. Деятельность обучающегося в данном случае сводится к механическому выполнению конкретных операций.
Гештальтпсихология занимает иную позицию в трактовке сущности учения. Согласно данной концепции (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин) деятельность ученика в обучении сводится к роли стимулятора внутренних изменений целостных структур и мотиваций, основанных на усмотрении, постижении, озарении (инсайт) . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Также в гештальтпсихологии процесс учения ребенка рассматривается как преобразования личного опыта.
Когнитивная психология, представленная, в частности, американским психологом Джеромом С. Брунером, рассматривают учение как процесс создания учащимся собственного «культурного опыта», имеющего социальный характер и обусловленного культурно-историческим контекстом. Согласно другому представителю этого же направления, швейцарскому психологу Жану Пиаже, учащийся в процессе обучения овладевает структурированной информацией, выполняет формально-логические операции. Его деятельность полностью детерминирована возрастными стадиями умственно-познавательного развития: от сенсорной и дооперационной стадии (дошкольный возраст) через стадию конкретных операций (младший школьный возраст) до стадии формально-логических операций (15-летний возраст).
Особая роль в обосновании теории учения принадлежит общепсихологической теории деятельности, сформулированной А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и др. Эта теория позволила представить обучение как деятельность обучающего и обучающегося и обосновать усиление роли последнего в процессе обучения. Согласно данной теории ученик в процессе обучения выполняет конкретные формально-логические и творческие операции, предусмотренные запрограммированной и полностью социально детерминированной деятельностью, при этом у обучающегося высока степень осмысления учения.
На фоне представленных концепций особую значимость в раскрытии сущности учения как деятельности приобретают идеи представителей гуманистической психологии (К. Р. Роджерс, А. Маслоу). Учение в их понимании представляет собой самоуправляемое структурирование личного опыта в целях саморазвития и самоорганизации личности. Обучение они воспринимают и трактуют как самостоятельную деятельность обучающегося, признавая за ним ведущую роль в процессе обучения; обосновывают необходимость использования учащимся личного опыта в решении учебных и творческих задач и сохранения за ним свободы выбора форм деятельности.
Краткий обзор представленных психологических теорий учения свидетельствует о том, что их авторы исходят либо из механистической, либо из органической модели мира, человека и его психики, и выводы, сделанные ими, во многом остаются только теоретическими посылками обучения, а следовательно, и учения как познавательной деятельности обучающегося в целостном процессе обучения.
В педагогической науке общепризнано, что учение – это специфический вид деятельности человека, способного регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Компонентами учения являются мотивы, учебные действия, контроль, оценка и анализ результатов обученности, воспитанности и уровня личностного развития обучающегося. Важнейшими составляющими учения как деятельности являются ее и форма.
Как выбирать методы обучения
Методов обучения существует огромное множество, и исследователи сходятся во мнении, что среди них не бывает «плохих» и «хороших» — каждый будет более или менее действенным в разных образовательных контекстах. Нельзя сказать, например, что инновационные методы всегда эффективнее традиционных, а обучение на практике лучше теории — в каких-то образовательных ситуациях работа с учебником или лекция будут полезнее проектной работы или ролевой игры.
Юрий Бабанский сформулировал принцип оптимальности в выборе методов обучения, исходя из того, что каждый из них ориентирован на решение определённых педагогических и учебных задач
Поэтому педагогу, тренеру или методисту очень важно понимать преимущества и недостатки разных методов, чтобы применять их наиболее эффективно
Кроме целей и задач обучения, на выбор методов влияют, конечно, особенности возрастного и индивидуального развития учащихся (детей и взрослых учат по-разному), прочие психологические факторы, особенности учебного курса и конкретной темы. Например, гуманитарные дисциплины предлагают больший простор в формулировании проблем для дискуссий, чем технические, а для развития командных навыков отлично подходит групповая проектная работа. Конечно, большое значение имеет и фактор времени — чтобы внедрить и постоянно использовать некоторые методы обучения, нужно гораздо больше времени и усилий, чем на применение более простых и привычных методов.
При использовании совсем новых, инновационных методов обучения важно полагаться не на моду и хайп, а на доказательный подход: брать в работу только то, эффективность чего доказана, или, по крайней мере, внедрять новые методы с осторожностью. Есть примеры, когда некогда очень популярные подходы не оправдывались. Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик
Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик.
Основные компоненты процесса обучения
Структура процесса обучения указывает, во-первых, на то, что
обучение имеет двусторонний характер и требует тесного взаимодействия между
субъектами преподавания и обучения на всех этапах учебного процесса, начиная с
постановки целей и заканчивая анализом и оценкой результатов. «Отказ»
обучающегося на любом этапе обучения приводит к прекращению процесса его
учебно-познавательной деятельности.
Во-вторых, она дает педагогам четкое понимание ключевых
взаимосвязей.
Например, задача педагога:
- Ставить цели и задачи для учебной деятельности студентов;
- Формировать значимые, эмоционально окрашенные мотивы и мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
- Определить содержание учебного материала, который должен быть обработан и усвоен учащимися;
- Планировать и организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся;
- Выбирать методы, формы и средства проведения урока, определять и редактировать методику каждого вида учебной деятельности;
- Проведите специальное обучение;
- Помочь учащимся регулировать свою учебную и познавательную деятельность;
- Контролировать учебную и познавательную деятельность студентов;
- Оценить результаты и т.д.
Соответственно, основные звенья учебно-познавательной
деятельности учащихся:
- Осознание целей и задач этой деятельности;
- Формирование, развитие и обогащение его мотивов и мотивации;
- Понимание темы нового материала и основных проблем, которые необходимо решить;
- Восприятие, осмысление, запоминание и обобщение знаний, применение их на практике и дальнейшее повторение;
- Демонстрировать эмоционально-волевое отношение к собственным учебным и познавательным действиям;
- Самонаблюдение и самооценка учебно-познавательной деятельности и внесение соответствующих корректировок и изменений.
В-третьих, она дает педагогу четкое представление о динамике
и постоянстве процесса обучения.
Кратко проанализируем назначение и содержание каждого
структурного компонента дидактического процесса.
Целевой компонент обеспечивает осознание преподавателями
целей обучения и формирует положительное отношение студентов к
учебно-познавательной деятельности, профессиональной деятельности в целом и
конкретной специальности в частности. Цели обучения определяются
государственным стандартом, комплексом документов органов государственного
управления, а для отдельных специальностей — образовательными и
квалификационными характеристиками. Затем они устанавливаются в образовательные
и профессиональные программы, программы по отдельным дисциплинам, учебники,
учебные пособия для преподавателей, дидактические материалы для студентов.
Таким образом, цель обучения — это идеальное мысленное
предсказание педагогами и учащимися конечного результата всего процесса
обучения.
Стимулирующий, мотивирующий компонент необходим для процесса
обучения.
Формирование мотивации к учебной деятельности —
ответственный этап деятельности учителя. Глубокие, сильные, эмоционально
окрашенные и осмысленные мотивы обеспечивают эффективность
учебно-познавательных действий учащихся и придают им конкретную направленность.
В своих исследованиях E.N. Ильин, А.К. Маркова, Т.А. Матис,
М.Э. Мильман, А.Б. Орлов и другие авторы обосновали внутреннюю и внешнюю
мотивацию учебной деятельности и условия ее формирования. Положительная
мотивация к обучению и личностному развитию, изначально созданная и
поддерживаемая учителем, является главным условием конструктивной социализации
учащихся. Отсутствие или сбои в формировании такой мотивации приводят к
опасности социальной изоляции и возникновению отклонений в социальном поведении
подростков.
Мотивация учебно-познавательной деятельности состоит из ряда
определенных мотивов. Мотивация учебно-познавательной деятельности — это
стремление студента достичь определенного уровня развития в учебной и
профессиональной деятельности на основе глубоких, прочных и разносторонних
общеобразовательных научных и профессиональных знаний, умений и навыков.
Безусловно, учебно-познавательная деятельность студентов
всегда полимотивирована, то есть мотивы обучения сочетают в себе внешние и
внутренние. Внешние мотивы включают желание достичь определенного развития в
обучении, приобрести новые знания, навыки и умения, а также взаимодействовать
со сверстниками. Поэтому учитель должен научиться выявлять истинные мотивы
учебно-познавательных действий учащихся и способствовать целенаправленной и
осмысленной работе с каждым из них.