Учение как вид познавательной деятельности обучающегося в целостном процессе обучения Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения Учение как особый вид познавательной деятельности компоненты

Что такое метод обучения

В педагогике существует множество определений этого термина. Например, известный советский педагог Юрий Бабанский называл методом обучения «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». А советский и российский педагог Исаак Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» сформулировал это понятие так:

«Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения».

Определения могут различаться в деталях, но сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность учителя и ученика для достижения целей обучения.

Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания — юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее. Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся.

Философы во все времена искали и практиковали наиболее действенные методы обучения. Например, Сократ стал родоначальником эвристического метода, в котором учитель не просто передаёт ученику знание, а с помощью специально выстроенной беседы помогает самостоятельно его отыскать. А французский гуманист Мишель Монтень в XVI веке пропагандировал индивидуализацию обучения, поощрял любознательность и самостоятельное изучение явлений природы.

Методы, методика, методология, приёмы — в чём разница?

Не стоит путать методы с приёмами. Каждый метод складывается из отдельных элементов — методических (или дидактических) приёмов. Например, лекция — это метод обучения, а запись ключевых тезисов на доске преподавателем и ведение конспекта студентом — приёмы.


Фото: Pressmaster / Shutterstock

Одни и те же приёмы могут реализовываться в разных методах. И в то же время разные учителя могут включать разные приёмы и их сочетания в одни и те же методы. Скажем, работа с книгой может состоять из таких приёмов, как чтение вслух, заучивание текста наизусть, поиск ответа на вопрос, описание иллюстрации и так далее.

С понятием метода связаны также понятия методики и методологии. В отличие от метода, приёмы внутри которого могут варьироваться, методика обучения подразумевает совокупность конкретных алгоритмов и правил. И если один метод могут использовать в разных концепциях обучения, то у методики есть определённая теоретическая основа. Часто методики бывают авторскими: например, девять событий преподавания Роберта Ганье или eduScrum Вилли Вейнандса.

Психологический анализ урока

Форма психологического анализа урока

увидеть, подготовлен ли класс к уроку;

наблюдать в течение урока за дисциплиной;

замечать психофизическое состояние детей;

воспринимать реакцию детей на свои вопросы;

внимательно слушать ответы учащихся;

постоянно держать весь класс в поле зрения;

организовать наблюдение учащихся за ответами товарищей и учебным материалом;

воспринимать реакцию на свое объяснение;

воспринимать реакцию на свои вопросы;

заметить особенности учебной деятельности класса в целом (тем работы, затруднения, глубину усвоения материала, типичные ошибки);

заметить и учесть особенности учебной деятельности отдельных групп учащихся (сильных, средних, слабых); осознание материала, умение самостоятельно применять знания на практике, темп работы;

отметить особенности учебной деятельности отдельных учащихся; объем и качество знаний, наличие умений и навыков по предмету, качество выполняемых работ, особенности познавательной деятельности, продвижение в учебе;

заметить черты, свойственные отдельным учащимся; особенности поведения, речи, склонности, способности, интересы, продвижение в развитии;

наблюдать за своим поведением и речью;

заметить взаимосвязь своей деятельности и деятельности учащихся;

наблюдать за ходом урока;

распределить внимание при наблюдении за несколькими объектами.

Похожие:

Организация работы по устранению пробеловРабота по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся — неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и… Учебное заведениеЦелью else является обучение английскому языку на очень высоком уровне по привлекательной цене. Школа расположена в районе Whitechapel,…
М. Т. Умаралиева Работа представлена кафедрой методики обучения биологии и охраны жизнедеятельности человека тдпу им. Низами. Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Ж. О. Толипова. СтатьяРоль учебно исследовательской деятельности в развитии самостоятельности учащихся Методические рекомендации для учителя по использованию этих дидактических материалов. Методические задачи проектаЦель проекта – это короткое (одним предложением) описание того, что будет достигнуто в результате проектной деятельности. Например,…
Кафедра: Педагогики, психологии и педагогического менеджмента. Курсовая работа по методическому менеджменту. Тема: «Информатизация школы как инновационный процесс»Введение. «Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него.» Документы1. /Авторитет учителя-воспитателя как.doc
Современный компьютер – это единство Современный компьютер – это единствоОни являются необходимой принадлежностью компьютера и обеспечивают взаимодействие человека, всех устройств и программ Практические… Об исполнении приказа по институту№153-уб от 28. 12. 2007г «Об утверждении временного положения о курсах Дистанционного обучения»Одной из прямых форм обучения на курсах пк является дистанционная форма обучения
Приказ №128 «О проведении конкурса «Лучшие веб-сайты системы народного образования»»О совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере информатизации, а также с целью повышения интереса к информационно-коммуникационным… 6 – класс. (для школ с узбекским языком обучения по новой программе)Цель: Проверить знания умения и навыки учащихся по обозначению признаков предметов, употреблению изученной лексики в речи

Документы

Документы

Похожие термины:

  • технология обучения, ставящая своей целью организацию активности обучаемых. В процессе обучения моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности обучаемы

  • предполагает активизацию учебного процесса путем внедрения методов активного обучения. К ним относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, проблемные и другие виды

  • обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.

  • применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов

  • методика включения в учебный процесс глубокого и детального исследования реальной или имитированной ситуации, выполняемого для того, чтобы выявить ее частные и/или общие характерные свойства. Эт

  • (offline learning) – обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети.

  • (mobile learning, m-learning) – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося.

  • формирование у обучающегося как можно более широкого и упорядоченного читательского кругозора на основе типа правильной читательской деятельности (Светловская н.н., 1993).

  • обучение, при котором приобретение новых знаний и умений осуществляется путем применения их к новой ситуации и представлений об аналогичных случаях.

  • организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта.

  • обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизич. развития в учреждения общей системы образования вместе с нормально -развивающимися детьми.

  • audiovisual education) – процесс развития личности с помощью и на материале аудиовизуальных средств (массовой) коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативны

  • одно из средств воспитания аномальных детей дошкольного возраста.

  • образование и профессиональная подготовка, ориентированные на трудоустройство. Литература: .

  • (online learning) – обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети.

  • метод преподавания, при котором ученики остаются относительно пассивными, а учитель полностью определяет ход и содержание урока при использовании незначительных учебных ресурсов.

  • определенным образом спроектированная организация процесса обучения, создающая условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, само

  • система обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей. Б. о. применяется как один из альтернативных подходов наряду с орализмом (использование словесного языка, преимущественно в устной форм

  • разработанная в Америке система обучения математике в начальных классах, когда индивидуальные занятия сочетаются с организацией работы учащихся в малых группах.

  • форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой — взаимосвязи обучающихся между с

Психологические теории учения

Структура процесса учения всегда притягивала к себе внимание психологов и специалистов-дидактиков. Разные психологические школы в соответствии со своими воззрениями по-разному представляли содержание и сущность учения

К основным психологическим теориям, рассматривавшим проблему учения, относятся бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, теория деятельности и гуманистическая психология (мы рассматривали их ранее в приложении к психологии обучения).

Представители бихевиоризма (Д. Уотсон, Э. Торндайк) рассматривают учение (научение) как приобретение организмом новых форм поведения. «Формула “ситуация – ответная реакция» выражает любой процесс учения» – так сформулировал исходную позицию бихевиоризма американский психолог и педагог Эдуард Торндайк. В дальнейшем эту теорию интенсивно разрабатывал американский психолог Беррес Фредерик Скиннер, выдвинувший концепцию оперантного научения: организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакцию. Важнейшим положением бихевиоризма в обосновании теории учения выступает структура «стимул – реакция – подкрепление». Индивид является пассивным элементом, который лишь реагирует на внешнее воздействие, внешние стимулы. Деятельность обучающегося в данном случае сводится к механическому выполнению конкретных операций.

Гештальтпсихология занимает иную позицию в трактовке сущности учения. Согласно данной концепции (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин) деятельность ученика в обучении сводится к роли стимулятора внутренних изменений целостных структур и мотиваций, основанных на усмотрении, постижении, озарении (инсайт) . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Также в гештальтпсихологии процесс учения ребенка рассматривается как преобразования личного опыта.

Когнитивная психология, представленная, в частности, американским психологом Джеромом С. Брунером, рассматривают учение как процесс создания учащимся собственного «культурного опыта», имеющего социальный характер и обусловленного культурно-историческим контекстом. Согласно другому представителю этого же направления, швейцарскому психологу Жану Пиаже, учащийся в процессе обучения овладевает структурированной информацией, выполняет формально-логические операции. Его деятельность полностью детерминирована возрастными стадиями умственно-познавательного развития: от сенсорной и дооперационной стадии (дошкольный возраст) через стадию конкретных операций (младший школьный возраст) до стадии формально-логических операций (15-летний возраст).

Особая роль в обосновании теории учения принадлежит общепсихологической теории деятельности, сформулированной А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и др. Эта теория позволила представить обучение как деятельность обучающего и обучающегося и обосновать усиление роли последнего в процессе обучения. Согласно данной теории ученик в процессе обучения выполняет конкретные формально-логические и творческие операции, предусмотренные запрограммированной и полностью социально детерминированной деятельностью, при этом у обучающегося высока степень осмысления учения.

На фоне представленных концепций особую значимость в раскрытии сущности учения как деятельности приобретают идеи представителей гуманистической психологии (К. Р. Роджерс, А. Маслоу). Учение в их понимании представляет собой самоуправляемое структурирование личного опыта в целях саморазвития и самоорганизации личности. Обучение они воспринимают и трактуют как самостоятельную деятельность обучающегося, признавая за ним ведущую роль в процессе обучения; обосновывают необходимость использования учащимся личного опыта в решении учебных и творческих задач и сохранения за ним свободы выбора форм деятельности.

Краткий обзор представленных психологических теорий учения свидетельствует о том, что их авторы исходят либо из механистической, либо из органической модели мира, человека и его психики, и выводы, сделанные ими, во многом остаются только теоретическими посылками обучения, а следовательно, и учения как познавательной деятельности обучающегося в целостном процессе обучения.

В педагогической науке общепризнано, что учение – это специфический вид деятельности человека, способного регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Компонентами учения являются мотивы, учебные действия, контроль, оценка и анализ результатов обученности, воспитанности и уровня личностного развития обучающегося. Важнейшими составляющими учения как деятельности являются ее и форма.

Как выбирать методы обучения

Методов обучения существует огромное множество, и исследователи сходятся во мнении, что среди них не бывает «плохих» и «хороших» — каждый будет более или менее действенным в разных образовательных контекстах. Нельзя сказать, например, что инновационные методы всегда эффективнее традиционных, а обучение на практике лучше теории — в каких-то образовательных ситуациях работа с учебником или лекция будут полезнее проектной работы или ролевой игры.

Юрий Бабанский сформулировал принцип оптимальности в выборе методов обучения, исходя из того, что каждый из них ориентирован на решение определённых педагогических и учебных задач

Поэтому педагогу, тренеру или методисту очень важно понимать преимущества и недостатки разных методов, чтобы применять их наиболее эффективно

Кроме целей и задач обучения, на выбор методов влияют, конечно, особенности возрастного и индивидуального развития учащихся (детей и взрослых учат по-разному), прочие психологические факторы, особенности учебного курса и конкретной темы. Например, гуманитарные дисциплины предлагают больший простор в формулировании проблем для дискуссий, чем технические, а для развития командных навыков отлично подходит групповая проектная работа. Конечно, большое значение имеет и фактор времени — чтобы внедрить и постоянно использовать некоторые методы обучения, нужно гораздо больше времени и усилий, чем на применение более простых и привычных методов.

При использовании совсем новых, инновационных методов обучения важно полагаться не на моду и хайп, а на доказательный подход: брать в работу только то, эффективность чего доказана, или, по крайней мере, внедрять новые методы с осторожностью. Есть примеры, когда некогда очень популярные подходы не оправдывались. Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик

Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик.

Основные компоненты процесса обучения

Структура процесса обучения указывает, во-первых, на то, что
обучение имеет двусторонний характер и требует тесного взаимодействия между
субъектами преподавания и обучения на всех этапах учебного процесса, начиная с
постановки целей и заканчивая анализом и оценкой результатов. «Отказ»
обучающегося на любом этапе обучения приводит к прекращению процесса его
учебно-познавательной деятельности.

Во-вторых, она дает педагогам четкое понимание ключевых
взаимосвязей.

Например, задача педагога:

  • Ставить цели и задачи для учебной деятельности студентов;
  • Формировать значимые, эмоционально окрашенные мотивы и мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
  • Определить содержание учебного материала, который должен быть обработан и усвоен учащимися;
  • Планировать и организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • Выбирать методы, формы и средства проведения урока, определять и редактировать методику каждого вида учебной деятельности;
  • Проведите специальное обучение;
  • Помочь учащимся регулировать свою учебную и познавательную деятельность;
  • Контролировать учебную и познавательную деятельность студентов;
  • Оценить результаты и т.д.

Соответственно, основные звенья учебно-познавательной
деятельности учащихся:

  • Осознание целей и задач этой деятельности;
  • Формирование, развитие и обогащение его мотивов и мотивации;
  • Понимание темы нового материала и основных проблем, которые необходимо решить;
  • Восприятие, осмысление, запоминание и обобщение знаний, применение их на практике и дальнейшее повторение;
  • Демонстрировать эмоционально-волевое отношение к собственным учебным и познавательным действиям;
  • Самонаблюдение и самооценка учебно-познавательной деятельности и внесение соответствующих корректировок и изменений.

В-третьих, она дает педагогу четкое представление о динамике
и постоянстве процесса обучения.

Кратко проанализируем назначение и содержание каждого
структурного компонента дидактического процесса.

Целевой компонент обеспечивает осознание преподавателями
целей обучения и формирует положительное отношение студентов к
учебно-познавательной деятельности, профессиональной деятельности в целом и
конкретной специальности в частности. Цели обучения определяются
государственным стандартом, комплексом документов органов государственного
управления, а для отдельных специальностей — образовательными и
квалификационными характеристиками. Затем они устанавливаются в образовательные
и профессиональные программы, программы по отдельным дисциплинам, учебники,
учебные пособия для преподавателей, дидактические материалы для студентов.

Таким образом, цель обучения — это идеальное мысленное
предсказание педагогами и учащимися конечного результата всего процесса
обучения.

Стимулирующий, мотивирующий компонент необходим для процесса
обучения.

Формирование мотивации к учебной деятельности —
ответственный этап деятельности учителя. Глубокие, сильные, эмоционально
окрашенные и осмысленные мотивы обеспечивают эффективность
учебно-познавательных действий учащихся и придают им конкретную направленность.

В своих исследованиях E.N. Ильин, А.К. Маркова, Т.А. Матис,
М.Э. Мильман, А.Б. Орлов и другие авторы обосновали внутреннюю и внешнюю
мотивацию учебной деятельности и условия ее формирования. Положительная
мотивация к обучению и личностному развитию, изначально созданная и
поддерживаемая учителем, является главным условием конструктивной социализации
учащихся. Отсутствие или сбои в формировании такой мотивации приводят к
опасности социальной изоляции и возникновению отклонений в социальном поведении
подростков.

Мотивация учебно-познавательной деятельности состоит из ряда
определенных мотивов. Мотивация учебно-познавательной деятельности — это
стремление студента достичь определенного уровня развития в учебной и
профессиональной деятельности на основе глубоких, прочных и разносторонних
общеобразовательных научных и профессиональных знаний, умений и навыков.

Безусловно, учебно-познавательная деятельность студентов
всегда полимотивирована, то есть мотивы обучения сочетают в себе внешние и
внутренние. Внешние мотивы включают желание достичь определенного развития в
обучении, приобрести новые знания, навыки и умения, а также взаимодействовать
со сверстниками. Поэтому учитель должен научиться выявлять истинные мотивы
учебно-познавательных действий учащихся и способствовать целенаправленной и
осмысленной работе с каждым из них.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: