Лекция 2 тема 2. понятие коммуникации ее основные виды и функции. план: 1. определение коммуникации, обучения. 2. соотношение этих понятий. 3. виды коммуникаций. — презентация

Основные виды коммуникации

Классификация видов коммуникации на основе уровня или
контекста, в котором она происходит, является общепринятой. Согласно этому
критерию, наиболее распространенными видами коммуникации являются:
межличностная, групповая и массовая.

Межличностное общение — это прямой, «лицом к лицу»
контакт между людьми. Такое общение предполагает определенную психологическую
близость партнеров, наличие понимания и сопереживания. Межличностное общение
можно разделить на три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (в узком смысле
слова «общение»), перцептивную и интерактивную. Коммуникативная
сторона (в узком смысле слова) межличностного общения заключается в обмене
информацией между партнерами по общению, передаче и приеме мнений и чувств,
передаче информации, содержащей знания о предметах и объектах действительности.
Интерактивная сторона межличностного общения (от слова «interaction»
— взаимодействие) заключается в обмене действиями между взаимодействующими
сторонами (например, вопрос — ответ, просьба — отказ или согласие).
Перцептивная сторона межличностного общения включает в себя процесс восприятия
и понимания друг друга (на основе личностных установок, особенностей
эмоциональной сферы и мировоззрения человека), формирование определенных
межличностных отношений.

В ситуациях, когда люди общаются в малых группах (количество
их членов может варьироваться от 3 до 20-30 человек), принято говорить о
групповом общении. В групповой коммуникации продолжают действовать все
закономерности межличностного общения, но есть и явления, специфические для
этого вида коммуникации: Лидерство и руководство в группе, т.е. процесс
межличностного влияния, который стимулирует группу, направляет ее на выполнение
определенных задач; процесс принятия решений в группе, т.е. обсуждение значимых
для группы проблем, в ходе которого происходит обсуждение значимых для группы
проблем.I.e. Обсуждение значимых для группы проблем, выявление позиций членов
группы, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура
групповой коммуникации, т.е. набор позиций членов группы относительно получения
и хранения значимой для группы информации.

Наконец, массовая коммуникация — это процесс распространения
информации и влияния в обществе с помощью определенных средств: печать,
телевидение, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение достигает сразу
больших групп людей.

Канал связи — это реальная или воображаемая линия связи
(контакт), по которой сообщения передаются от коммуникатора к получателю.
Общение является предпосылкой для любой коммуникативной деятельности, в какой
бы форме она ни осуществлялась (имитация, контроль, диалог). Канал связи
предоставляет коммуникатору и получателю средства для производства и восприятия
сообщения, т.е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений,
технические устройства.

Важно отметить следующий факт. Коммуникационные каналы не
обеспечивают движение смыслов, а только материальное воплощение сообщений,
выражающих смысловое содержание

Более того, движение происходит в физическом
(геометрическом) пространстве и астрономическом времени. Коммуникативная
деятельность, как известно, представляет собой движение смыслов в социальном
пространстве, а результатом этой деятельности является распространение
образования, формирование общественного мнения и общественного чувства и т.д.
Коммуникативная деятельность — это умственная деятельность, но для ее
осуществления необходимы материально-технические средства, которыми являются
каналы связи. Итак, каналы связи — это материальная сторона социальной
коммуникации.

Эволюция человечества от первобытного варварства до
постиндустриальной цивилизации сопровождалась постоянным увеличением каналов
связи, благодаря сложению естественных каналов, созданных в процессе
антропогенеза, с каналами, созданными человеком.

Естественные каналы коммуникации — это те, которые
используют врожденные средства, естественно присущие Homo sapiens, для передачи
значимых сообщений в физическом пространстве. Существует два таких канала:
невербальный (невербальный) и вербальный (вербальный).

Причины неудачных коммуникаций

Недостаточно изучить компоненты коммуникативного акта

Важно научиться правильно манипулировать ими. Неумелое общение часто приводит к коммуникативным неудачам

Можно выделить такие основные причины этого негативного явления:

  1. Неподходящая коммуникативная среда, которая сводит на нет все усилия собеседников наладить контакт и качественно воспринимать информацию. Обычно такое случается, когда в коммуникативном акте вольно или невольно принимают участие посторонние лица. Также причиной может послужить недостаточная «степень знакомства» собеседников, что мешает установлению контакта.
  2. Нарушение паритетности в общении, а также пренебрежение правилами кооперации или солидарности собеседников. Чаще всего причиной является стремление одного из участников к доминированию над остальными. Это начинается с выбора темы, продолжается постоянными перебивающими вопросами. В конечном счете диалог превращается в монолог. При этом не последнюю роль в поведении «лидера» играет его социальный статус, чрезмерная эмоциональность или низкие культурные навыки.
  3. Ритуализация живого речевого общения. Это значит, что все реплики прагматичны и строго соответствуют шаблонам и этическим нормам. При таком общении трудно донести свои мысли и понять собеседника. Вполне естественно, что возникает атмосфера недопонимания и недосказанности.
  4. Неуместные замечания личного характера. Нередко неумение говорящего вызвать симпатию и понимание со стороны собеседника побуждает его к тому, чтобы затрагивать недопустимые темы, критиковать личные качества оппонентов.
  5. Неоправданные ожидания слушателя. В силу социокультурных стереотипов, определенных убеждений, психологических барьеров и прочих факторов, слушатель может не понять того, что хочет донести оратор. Также причиной может быть неумение говорящего правильно оформить и донести свою мысль.

Виды коммуникаций

Организационные коммуникации — это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.

Внешние коммуникации — это коммуникации между организацией и средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации. От этих факторов зависят коммуникационные потребности организации.

Внутренние коммуникации — это коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями.

Формальные коммуникации — это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.

Вертикальные — Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т. е. с высших уровней на низшие. Наиболее очевидным компонентом вертикальных коммуникаций в организации являются отношения между руководителем и подчиненным.

Горизонтальные коммуникации (между подразделениями) — это коммуникации между различными отделами организации. В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация — это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.

Неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами». Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня.

Межличностные коммуникации — устное общение людей в одном из перечисленных видов. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Коммуникации
по нисходящей (руководитель-подчиненные).

Коммуникации
между руководителем и подчиненными связаны с прояснением задач, приоритетов и
ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; с
обсуждением проблем эффективности работы; достижение признания и вознаграждения
с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со
сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением
подчиненного о грядущем изменении; а также получением сведений об идеях,
усовершенствованиях и предложениях.

Коммуникации
по восходящей (снизу вверх)

Коммуникации по восходящей выполняют функцию оповещения руководства организации о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.

Вербальные коммуникации

Подобный вид общения люди используют практически каждую минуту своей активной жизни. Ведь каждый из нас постоянно обменивается с друзьями и коллегами информацией, кого-то поучает, выслушивает чьи-то мысли т. д. Подобное слушание, а также говорение и понимается под вербальной коммуникацией.

Средствами подобного вида общения являются слово, речь и язык. Последний из них служит средством передачи информации с давних времен. Язык — один из самых основных инструментов различных видов коммуникации. Слова же в этом случае являются знаковыми символами, обладающими одновременно несколькими значениями.

Также вербальная коммуникация невозможна без различных форм речи. А именно устной и письменной, внешней, внутренней и т. д. С помощью речи человек кодирует определенную информацию. Только после этого она подлежит передаче собеседнику.

К видам речевой коммуникации относят устную и письменную форму общения между людьми. Помимо этого, в зависимости от того или иного развития событий, передача информации может иметь признаки монолога или диалога. Чаще всего в повседневной жизни мы сталкиваемся со вторым из этих видов вербальной коммуникации. При этом диалог может иметь различную форму. Так, он бывает:

  • фактическим, когда обмен информацией с собеседником имеет целью только поддержку разговора и не предполагает выслушивания ответа;
  • информационным, представляющим собой активный процесс обсуждения какой-либо темы;
  • исповедальным, который является доверительным видом диалога, служащим для выражения глубоких переживаний и чувств.
  • дискуссионным, возникающим при возникновении противоречий в точках зрения.

Не так часто, как с диалогами, мы можем встретиться в повседневной жизни с монологами. Они, как правило, имеют место при произнесении доклада или лекции.

К основным видам коммуникаций вербального типа, помимо речи, относят также разговор. Что он представляет собой? Это обмен знаниями, мыслями и мнениями с помощью звуковых символов. В данном процессе задействуется двое и более людей, общение которых происходит в непринужденной обстановке. Только в определенных случаях используется подобный тип коммуникации. И виды информации, и освещение проблемы, и пояснение какого-либо вопроса в этом случае представлены в неформальной обстановке. Несколько иное направление характерно для собеседования. Оно также относится к вербальным видам коммуникации, и функции его состоят в передаче информации, касающейся общественных, научных или профессиональных вопросов.

Общение людей может происходить и с помощью диспута. Этот вид вербальной коммуникации является спором на общественно важные, а также научные темы. Жесткие рамки диспута ограничивают общение между людьми.

В вербальных коммуникациях различают также дискуссию. Она, как и диспут, относится к публичной форме передачи информации, но при этом для нее важен конкретный результат. Во время дискуссии происходит обсуждение различных мнений по поводу поднятого вопроса и имеет место предъявление людьми своих позиций и точек зрения. Результатом подобной коммуникации должно стать решение поставленной проблемы.

Еще один вид вербальной передачи информации – спор. Он представляет собой противостояние мнений, выражающихся в словесной борьбе между людьми, каждый из которых отстаивает свою точку зрения.

Сравнение

Пониманию сходства и различий между терминами поможет сравнение. Для продуктивного общения требуется особое свойство – универсальность. Если оно развито у человека, то ему будет легко объединить все доступные ему виды взаимоотношений между людьми, чтобы быть интересным для окружающих, вызывать желание поддерживать беседу. Одновременно с этим каждый из участников общения не перестают осознавать себя уникальными личностями. Коммуникация является одним из видов деятельности, которые можно применить в процессе общения. В результате два собеседника могут вести продуктивный диалог или общаться в составе группы.

Коммуникация, в свою очередь, обладает важнейшими для общения функциями. В состав включены речевые, визуальные и тактильные (прикосновение) способы восприятия информации. Значимыми в этом случае являются такие показатели, как тембр голоса или поза, которую выбрал собеседник. В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию беседы, а также к самому собеседнику. Выражается это не всегда в непосредственной беседе. Человек может улыбаться, смотреть в глаза, хмуриться, произносить фразы с иронией. Все это указывает, какие эмоции испытывает один собеседник по отношению к другому. Позитивный настрой выражается, когда возникает непроизвольное желание дотронуться или приблизиться к человеку. Удаление от собеседника может означать недоверие. Вербальный контакт дополняется получаемой в процессе общения, невербальной информацией. Подобный комплекс является полноценным для процесса взаимодействия между людьми, желающими получить новую информацию, обрести опыт и знания в различных областях деятельности.

Цели общения

Цели общения — комплекс причин, побуждающих человека начать процесс коммуникации.

Цели делятся на функциональные и объектные.

К функциональным целям относятся:

  • предоставление помощи окружающим;
  • принятие помощи;
  • поиск партнёра для взаимодействия (для разговора, игры, иного вида деятельности);
  • поиск собеседника, который проявит эмоциональный отклик (сопереживание, сочувствие, похвала);
  • выражение себя в какой-либо деятельности — коммуникация с партнёром, позволяющая проявить свои умения и способности;
  • присоединение окружающих к моральным ценностям посредством воспитания или обучения;
  • приятное времяпровождение;
  • преобразование взглядов и поведения других людей.

Объектные цели относятся к вопросу выбора партнёра по коммуникативным взаимоотношениям. Он может быть постоянным или ситуативным.

Наиболее распространённый фактор, который влияет на выбор собеседника — это его притягательность как личности по моральным, деловым, физическим характеристикам и выражение к нему эмоциональных ощущений.

Коммуникативная психология

Коммуникация , это обмен информацией между субъектами общественных отношений.

Умение общаться с окружающими , залог достижения успеха в современном обществе.

Высокий уровень коммуникативных способностей помогает человеку решать личностные проблемы, устанавливать социальные контакты, достигать профессиональных успехов.

Коммуникативная психология изучает механизмы взаимодействия социальных субъектов между собой.

В каждой сфере общественных отношений существуют свои правила коммуникации. Характер передачи информации при межличностном общении и во время деловых контактов значительно отличается.

Так, в сфере бизнеса психологи рассматривают коммуникативные навыки как способность вести переговоры, оказывать влияние, завоевывать уважение и т.д.

Коммуникативные навыки являются не только проявлением врожденных способностей, но и результатом работы над собой. Психологические тренинги помогают вырабатывать и закреплять умения, которые позволят более эффективно взаимодействовать с окружающими.

Хорошие коммуникативные навыки — залог успеха в карьере

Использование сильных коммуникативные навыков в работе позволяет добиваться успеха в карьере и бизнесе. Коммуникативная компетентность позволяет брать сложную ситуацию под контроль, решать конфликты, достигать цели переговоров.

Если вы чувствуете, что вам не хватает коммуникативной компетентности, вы можете развивать навыки общения. Для этого существуют специальные тренинги, на которых искусственно создаются условия, препятствующие эффективной коммуникации. Также можно выбрать услугу личный коуч. Таким образом, обучающиеся могут расширить собственный коммуникативный опыт, посмотреть на различные ситуации под разными углами и, как результат — выработать желаемые коммуникативные навыки.

Теория межкультурной коммуникации

Появление Интернета сделало проблему, возникающую между представителями разных культур, более наглядной. Это непонимание влечет за собой конфликтные ситуации.

Межкультурная коммуникация – коммуникация как связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации.

Т. Н. Персикова выделяет три правила межкультурной коммуникации:

  1. Для достижения понимания при общении нужно обучать участников активному слушанию.
  2. Информация, передаваемая на невербальном уровне, представляет большие трудности для интерпретации членами другой культуры.
  3. Необходимо научиться предвидеть и предотвращать возможные ошибки при коммуникации с представителями разных культур.

Представителя иной культуры нужно изучать отдельно, потому что отношение к паузам, молчанию, темпу речи у других национальностей может быть разное. В некоторых странах принято обращаться по имени, в других – по фамилии, в странах СНГ – по имени-отчеству. Помимо этого, какие-то темы могут быть приветливо встречены в одной стране и быть совершенно неприемлемыми в другой.

Теория коммуникации предлагает свое определение таких важных терминов как «язык» и «культура»:

  • Язык – это совокупность всех слов народа и верное их сочетание для передачи мыслей, система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил.
  • Культура – закрепленные в совокупности «кодов» общественного производства человеческой жизни отношения, выступающие, например, в виде традиций, обычаев, верований.

Язык и культура незнакомой страны – это то, что вы должны изучать в первую очередь, чтобы не попасть в неловкие или конфликтные ситуации.

В дополнение к этому мы не можем не упомянуть и о теории массовой коммуникации.

Модели коммуникации

К настоящему времени в учебной и специальной литературе накопилось множество моделей коммуникации. Большинство из них описано исследователями в 20 веке. Однако еще Аристотель предложил первую из известных нам моделей. На основании ее можно определить задачи, функции коммуникации и ее значение. В своих работах «Риторика» и «Поэтика» мыслитель представил следующую модель: «оратор-речь-слушатель». Он указал на то, что данная классическая модель является универсальной, так как в полной мере отражает акт коммуникации как в письменной, так и в устной формах.

Тем не менее в первой половине 20 века, когда начали развиваться такие средства массовой информации, как кино, радио, телевидение, классическая модель была несколько изменена. В 21 веке, в связи с развитием компьютерной техники, экономической интеграцией и политической глобализацией данная модель требует еще более углубленного толкования. Вновь перед исследователями встает задача определить основные функции массовой коммуникации.

Типы коммуникантов

Существует несколько типов коммуникантов:

1. Доминантный коммуникант — стремится завладеть инициативой, не любит , когда его перебивают, говорит резко, насмешливо, громко. При взаимодействии с таким коммуникантом бесполезно использовать его методы и способы общения, лучше занять стратегию «речевого изматывания» (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы).

2. Мобильный коммуникант – легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения, увлекается в процессе разговора настолько, что иногда следует возвращать её к теме разговора.

3. Ригидный коммуникант— испытывает трудности при установлении контакта. Поэтому рекомендуется «разогревать» коммуниканта, вести с ним разговор о погоде, о последних политических, международных событиях. После этого коммуникант будет чётко и логично излагать свою позицию.

4. Интровертный коммуникант не стремится овладеть инициативой в процессе общения, характеризуется застенчивостью и скромностью, ощущает скованность в неожиданной ситуации. При общении с такой личностью следует постоянно осуществлять фатическую функцию, при вербальном и невербальном общении, не перебивать.

Коммуникативная
личность и индивид не одно и то же. В одном индивиде могут уживаться разные
личности.

В
психологии существует концепция множественности личности (многоголосие по
М.Бахтину). Российский исследователь теории коммуникаций В.Кашкин отмечает, что
крайним проявлением множественности личности является клиническая раздвоенность
(психическое расстройство), но и здоровый человек может проявлять себя в
различных сферах, на различных «лингвистических рынках» ( в терминологии П.
Бурдье)..

Коммуникабельность — самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникации занимают 80 % всего человеческого существования.

Что такое коммуникативный акт?

Понятие коммуникативного акта формулируется как сегмент процесса коммуникации, в ходе которого происходит обмен информацией посредством языковых средств, знаков и символов. Это наиболее обобщенное определение понятия. Также различные лингвисты дают такие определения:

  • это речевое взаимодействие между двумя или более носителями языка;
  • взаимодействие между отправителем и получателем информации;
  • единица общения, состоящая из речевого аспекта, аудитивного акта (слушания), а также коммуникативной ситуации, определяющей взаимоотношения между ораторами;
  • двусторонний процесс общения, в ходе которого говорящий передает информацию, а адресат реагирует на нее определенным образом.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: