Содержание:
В разлив нефти в Мексиканском заливе В 2010 году это была крупнейшая экологическая катастрофа в США в результате взрыва, пожара и крушения полупогружной платформы. Глубоководный горизонт отвечает за компанию British Petroleum (BP).
Платформа добывала нефть на глубине 5 976 м из скважины Macondo, расположенной к северу от Мексиканского залива в 75 км от побережья Луизианы, в исключительной экономической зоне США.
Разлив продолжался более 100 дней подряд, с 20 апреля 2010 г., когда произошел взрыв платформы, до 5 августа того же года, когда скважина была окончательно закрыта.
Расследования показали, что этот инцидент произошел из-за принятия решения, которое уделяло приоритетное внимание скорости и снижению затрат в процессе добычи нефти. По оценкам, в воды Персидского залива было сброшено почти 5 миллионов баррелей, что имело тяжелые последствия для экосистем водно-болотных угодий и морского биоразнообразия
Однако реальные последствия этого разлива еще предстоит оценить
По оценкам, в воды Персидского залива было сброшено почти 5 миллионов баррелей, что имело тяжелые последствия для экосистем водно-болотных угодий и морского биоразнообразия. Однако реальные последствия этого разлива еще предстоит оценить.
Среди мер по смягчению последствий, которые были приняты во внимание во время разлива и в последующие дни, выделяются прямой сбор и сжигание сырой нефти, промывка заболоченных территорий и химические диспергенты
Взрыв нефтяной скважины Deepwater Horizon
Платформа Deepwater Horizon для добычи нефти со дна Мексиканского залива была построена в 2001 году. Она принадлежала швейцарской компании Transocean и, в 2009 году, пробурила самую глубокую на тот момент скважину глубиной 10 680 метров. Сначала добыча нефти велась в районе месторождения нефти Тайбер, а потом была начата работа над бурением скважины в регионе Макондо.
До взрыва платформа Deepwater Horizon выглядела так
В апреле 2010 года, когда платформа находилась в Центральной части Мексиканского залива, произошел взрыв и возгорание. Столб дыма поднялся на высоту 3 километров — длившийся 36 часов пожар потушить не удалось и судно пошло ко дну. В момент взрыва на платформе находилось 126 человек и большинство из них удалось спасти при помощи вертолетов. К сожалению, 11 человек пропали без вести и вполне могли утонуть вместе с судном, который на данный момент находится на глубине 1500 метров.
Взрыв платформы Deepwater Horizon
Хронология событий
Взрыв и пожар
20 апреля 2010 года в 22:00 по местному времени на платформе «Глубоководный Горизонт» (Deepwater Horizon) произошел взрыв, вызвавший сильный пожар. Незадолго перед этим была проведена проверка герметичности скважины, во время которой было израсходовано в 3 раза больше бурового раствора, чем предполагалось. В результате взрыва семь человек получили ранения, четверо из них находятся в критическом состоянии, без вести пропали 11 человек. Всего на момент ЧП на буровой платформе, которая по размерам больше, чем два футбольных поля, работали 126 человек, и хранилось около 2,6 миллиона литров дизельного топлива. Производительность платформы составляла 8 тысяч баррелей в сутки.
Нефтяная платформа «Deepwater Horizon» затонула 22 апреля после 36-часового пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом. После взрыва и затопления нефтяная скважина была повреждена и нефть из нее стала поступать в воды Мексиканского залива.
Разлив нефти
Нефтяное пятно окружностью 965 километров приблизилось на расстояние примерно 34 километра к побережью штата Луизиана, создало угрозу пляжам и районам рыболовного промысла, которые играют важнейшую роль в экономике прибрежных штатов. 26 апреля четыре подводных робота компании BP безуспешно пытались устранить утечку. Работе флотилии, состоящей из 49 буксиров, барж, спасательных катеров и других судов, мешали сильные ветры и волнение на море. Аварийные службы США начали процесс контролируемого выжигания нефтяного пятна у побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе. Первое пламя на нефтяном пятне было зажжено в среду, 28 апреля около 16.45 по местному времени (01.45 четверга мск).
По оценкам, в Мексиканском заливе в воду выливается до 5 тысяч баррелей (около 700 тонн или 795 000 литров) нефти в сутки. Однако специалисты не исключают, что в ближайшее время эта цифра может достигнуть 50 тысяч баррелей в день из-за появления в трубе скважины дополнительных мест протечки. В обнародованном 20 июня внутреннем отчёте BP сообщается, что объём утечки может составлять до 100 тысяч баррелей (около 14 000 тонн или 16 000 000 литров) ежедневно без учёта объёмов нефти, которую удаётся собрать при помощи защитного купола (а это около 15 тысяч баррелей в день). Для сравнения: объём разлива нефти, произошедший в результате аварии на танкере Эксон Вальдез, которая ранее считалась наиболее разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море, составил около 260 тыс. баррелей нефти (около 36 000 тонн или 40 900 000 литров).
По состоянию на 17 мая, пятно нефти по поверхности Мексиканского залива растеклось к северу (берегу США) незначительно в сравнении с данными от 28 апреля, что безусловно связано с мерами по предупреждению растекания нефти и ее сбору силами и средствами BP, аварийных служб США. Особый вклад вносят граждане США, на добровольной основе помогающие спасателям. Тем не менее, распространение пятна к югу (в открытое море) довольно выражено.
4 июня Национальный центр атмосферных исследований США на основе имеющихся климатических данных смоделировал шесть вариантов распространения нефти. Согласно всем шести вариантам, в начале августа этого года водно-нефтяная эмульсия достигнет северного побережья Кубы, включая пляжи Варадеро..Во второй половине августа нефть может оказаться и на северном побережье мексиканского полуострова Юкатан. Модель американских ученых показывает, что нефтяное пятно в любом случае покинет акваторию Мексиканского залива и начнет движение в северную Атлантику в направлении Европы.
30 апреля нефть достигла устья реки Миссисипи, а 6 мая побережья штата Луизиана. 5 июня нефть достигла побережья штата Флорида, 28 июня — побережья штата Миссисипи, а 6 июля нефть достигла побережья штата Техас. Таким образом, от разлива нефти пострадали уже все штаты США, имеющие выход к Мексиканскому заливу.
Герметизация скважины
По состоянию на 16 июля 2010 года скважина загерметизирована и выброс нефти в открытый океан прекращён. Однако, надёжность констукции находится под вопросом и представители BP подтверждают, что она является временным решением. Также нет сообщений о других 2-х утечках нефти. Таким образом, на протяжении почти трёх месяцев мировой океан загрязнялся нефтью в промышленных масштабах.
Piper Alpha. 6 июля 1988 года
Нефтяная платформа Piper Alpha была построена в 1976 году. Она работала в связке еще с двумя платформами и прокачивала через себя на берег, приблизительно 25% добываемой нефти в Северном море. Катастрофа произошла 6 июля 1988 года. На платформе работало в момент происшествия 226 человек, 167 из них погибло.
Платформа Piper Alpha конструировалась изначально как нефтяная, но позднее была переоборудована еще и в газодобывающую. На платформе было установлено два насоса, качающих газоконденсат на берег. Утром один из них был остановлен на плановую профилактику. Предохранительный клапан сняли, поставили заглушку. Но выполнить все работы первая смена не успела, произошла пересменка. И тут встал второй насос. Он забился газогидратами, которые при определенной температуре и давлении кристаллизуются. В 21:55 дежурный менеджер включил первый насос. Из-за отсутствия предохранительного клапана давление резко начало расти, заглушку выбило и прогремел взрыв. Следом произошел второй взрыв.
Офис управления платформой находился за стенкой газовых насосов и хранилищ с газом. После первого взрыва система контроля аварийной сигнализации, а так же система связи с берегом и другими нефтяными платформами была уничтожена. План эвакуации и спасения, был основан на том, что все, кто находится в жилых блоках, должны были оставаться на своих местах до поступления распоряжения об эвакуации. Но офис управления был уничтожен взрывом, поэтому инструкций по эвакуации не последовало. Спаслись только те, кто смог прыгнуть в море и всплыть, их подобрали спасатели.
Из-за отсутствия связи с Piper Alpha, уже горящую платформу закачивали нефтью и газом с отдаленных платформ. Пожар, бушующий на платформе, от этого становился только сильнее. В результате платформа Piper Alpha была уничтожена. Нефтяная платформа принадлежала компании Occidental Petroleum. Все застрахованные потери составили около 3,4 млрд долларов.
Работы по ликвидации последствий аварии на платформе Deepwater Horizon
Тушение пожара на нефтяной платформы Deepwater Horizon
Именно на этой цифре настаивал в мае 2010-го года министр внутренних дел Соединенных Штатов Америки.
Последствия аварии были ужасающими. В конце апреля нефтяное пятно добралось до устья американской реки Миссисипи, а в июле этого же года сырую нефть обнаружили на пляжах штата Техас. Подводный нефтяной шлейф опустился на глубину более километра и растянулся в длину на тридцать пять километров.
После затопления платформы Deepwater Horizon сразу начались попытки герметизации нефтяной скважины, чтобы прекратить попадание нефти в водную среду и приступить к локализации и устранению уже попавшего в море сырья. Почти сразу после катастрофы на поврежденную трубную колонну специалистами были установлены заглушки.
Затем начались работы по монтажу и последующей установке стального купола, задачей которого было накрыть затонувшую платформу с целью предотвращения дальнейших нефтяных разливов. Однако с первой попытки установить купол не удалось. 13 мая было принято решение уменьшить его диаметр и повторить попытку.
Полностью нефтяную утечку удалось ликвидировать лишь четвертого августа, когда в поврежденную скважину удалось закачать буровую жидкость с цементом. Чтобы добиться полной герметичности скважины, ликвидаторы аварии были вынуждены пробурить еще две дополнительные скважины разгрузочного назначения, которые впоследствии также зацементировали. О том, что герметизация скважины полностью завершена, официально объявили 19-го сентября 2010-го года.
В ликвидации последствий катастрофы принимали участие многочисленные суда разного назначения – спасательные катера, баржи. Буксиры и даже принадлежащие ВР подводные лодки. На помощь им Соединенные Штаты выделили корабли и самолёты своих ВМФ и ВВС, а также множество единиц специальной военной техники. Что касается человеческого ресурса, то в этой грандиозной по своим масштабам работе принимали участие более тысячи человек, к которым в помощь было придано почти шесть тысяч военнослужащих американской Национальной гвардии.
Чтобы максимально ограничить площадь нефтяного загрязнения, были применены распыляемые диспергенты (активные вещества, способствующие осаждению нефтяных пятен). Помимо этого, были установлены многокилометровые боновые заграждения, которые локализовали зону аварийного разлива.
Нефть собирали механическим способом, причем как с применением специальных кораблей-нефтесборщиков, так и вручную – с помощью многочисленных добровольце, помогавших очищать загрязненное побережье. Помимо этого, был применен и термический способ ликвидации загрязнения, заключающийся в контролируемом выжигании нефти с водной поверхности.
Причина взрыва Deepwater Horizon
В сентябре 2010 года был опубликован 193-страничный доклад о расследовании причин взрыва нефтяной платформы Deepwater Horizon. Согласно ему, платформа взорвалась как из-за наличия неисправностей в конструкции, так и из-за принятых персоналом неправильных решений. Взрыв был спровоцирован тем, что резервуар в нижней части платформы перестал удерживать нефть и в буровую колонну начали просачиваться газы и конденсат. Сотрудники компании Transocean неправильно поняли результаты измерений давления в скважине и допустили распространение газа по вентиляционной системе. Произошло воспламенение газа, что и привело к взрыву. Система, которая должна была закупорить скважины в случае аварии, не сработали.
Отрывок из фильма «Глубоководный горизонт»
Хроника событий
Проблемы на платформе начались практически с первого дня ее установки, то есть — с начала февраля 2010 года. Бурение скважины производилось в спешке, а причина проста и банальна: платформа DeepWater Horizon была взята компанией BP в аренду, и каждый день обходилась в полмиллиона (!) долларов!
Однако настоящие проблемы начались ранним утром 20 апреля 2010 года. Скважина была пробурена, достигнута глубина чуть более 3600 метров под уровнем дна (глубина океана в этом месте достигает полутора километров), и оставалось завершить работы по укреплению скважины цементом, чтобы надежно «запереть» нефть и газ.
Этот процесс в упрощенном виде происходит так. В скважину через обсадную колонну подается специальный цемент, затем — буровой раствор, который своим давлением вытесняет цемент и заставляет его подниматься вверх по скважине. Цемент достаточно быстро затвердевает и создает надежную «пробку». А потом в скважину подается морская вода, которая вымывает буровой раствор и всякий мусор. Сверху на скважину устанавливается большое защитной устройство — превентор, который в случае утечки нефти и газа просто-напросто перекрывает им доступ наверх.
С самого утра 20 апреля в скважину закачивается цемент, и к обеду уже были проведены первые тесты на испытание надежности цементной «пробки». На платформу прилетели двое специалистов для проверки качества цементирования. Эта проверка должна была продлиться около 12 часов, но руководство, которое не могло больше ждать, решило отказаться от стандартной процедуры, и в 14.30 специалисты со своим оборудованием покинули платформу, а вскоре в скважину начали подавать буровой раствор.
Неожиданно в 18.45 в бурильной колонне резко возросло давление, за несколько минут достигшее 100 атмосфер. Это значило, что из скважины просачивается газ. Однако в 19.55 была начата закачка воды, чего просто нельзя было делать. В последующие полтора часа закачка воды велась с переменным успехом, так как резкие скачки давления заставляли прерывать работу.
Наконец, в 21.47 скважина не выдерживает, вверх по буровой колонне устремляется газ, и в 21.49прогремел чудовищный взрыв. Через 36 часов платформа сильно накренилась и благополучно ушла на дно.
Устранение последствий аварии
До этого предпринимались попытки перекрыть три прорыва, но удалось перекрыть лишь один из них, наименьший. Два других невозможно перекрыть из-за их размеров.
Сжигание сопутствующего газа на месте гибели «Deepwater Horizon». «Q4000» (справа) и «Discoverer Enterprise». 8 июля 2010 года.
Основные операции выполняются находящимися на месте аварии буровым судном Discoverer Enterprise и многоцелевой полупогружной платформой Q4000. 7 мая началась установка защитного купола на место аварийной нефтяной скважины.
9 мая образование газовых гидратов вынудило поднять защитный купол со дна.
К 16 мая удалось с помощью трубы длиной в одну милю наладить откачку нефти из скважины. Но это временная мера, окончательные способы устранения течи пока не разработаны. 28 мая предпринята попытка цементирования скважины, 30 мая пришли сообщения, что это сделать не удалось.
3 июня с помощью дистанционно управляемых роботов удалось срезать деформированную часть буровой трубы и установить защитный купол. Однако это не помогло полностью остановить утечку нефти.
9 июня администрацией Президента Б.Обамы был выдвинут ультиматум компании Бритиш Петролеум, которой было предоставлено 72 часа на представление окончательного плана устранения последствий взрыва и прекращения выброса нефти.
В ночь на 12 июля Бритиш Петролеум установила новое защитное устройство (заглушку) весом 70 тонн. Предыдущую заглушку, которая не справлялась с удержанием нефти, сняли 10 июля, при этом в залив могло вылиться около 120 тысяч баррелей нефти.
Экологические последствия
В начале мая 2010 года Президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой». В толще вод Мексиканского залива обнаружены пятна нефти (одно пятно длиной 16 км толщиной 90 метров на глубине до 1300 метров). Нефть, возможно, будет вытекать из скважины до августа.
Учёные из Национального центра атмосферных исследований США сделали компьютерное моделирование 6 возможных вариантов распространения нефтяного пятна. Все 6 вариантов заканчивались выходом пятна из Мексиканского залива и попаданием в так называемую петлю Гольфстрима. Далее Гольфстрим уносил его к берегам Европы. Различия лишь были во времени выхода пятна из залива, максимальное — 130 дней. Однако учёные указывают, что это моделирование не является точным прогнозом и просто служит предупреждением об опасности, так как погодные условия и ликвидация последствий человеком могут сильно повлиять на перемещение нефтяных загрязнений. На момент моделирования в воду попало до 800 000 баррелей нефти.
Для борьбы с нефтяными пятнами на поверхности воды широко используется диспергенты семейства Corexit.
Экология СПРАВОЧНИК
Как известно, потребление нефти и газа на планете, происходящее в огромных количествах, значительно превышает скорость и количество образования их в недрах земли. Вместе с тем значительная доля нефти и газа (до 10%) утрачивается в процессе переработки и транспортировки, загрязняя окружающую природную среду. Через факельные системы нефтеперерабатывающих заводов постоянно происходит выброс нефтепродуктов в атмосферу. Сбрасываются в окружающую среду жидкие и твердые отходы предприятий нефтехимии.
Источниками загрязнения среды нефтепродуктами также являются наливные эстакады нефтепродуктов, вакуумсоздающие системы, печи крекинга и другие технологические узлы нефтеперерабатывающих предприятий.
Даже при безаварийном функционировании крупных комплексов нефтяной и газовой промышленности в атмосферу, водоемы и почву в мире ежегодно выбрасывается более 3 млрд.тонн твердых отходов, 500 км3 сточных вод и около 1 млрд. тонн аэрозолей, разных по дисперсному и химическому составу. Экологические последствия этих выбросов для человека проявляются в том, что население в районах нефтехимии чаще страдает от раковых, респираторных, кожных и других опасных заболеваний, чем в других регионах.
При авариях количество выбросов, а, следовательно, и экологический ущерб значительно увеличиваются.
Согласно статистике, суда и танкеры составляют 41% источников загрязнения нефтепродуктами окружающей среды, различного рода морские сооружения нефтедобычи еще 7,5%.
Другими источниками загрязнения, вносящими ощутимый вклад в общее количество нефтепродуктов, попадающих в окружающую среду, являются нефтеперерабатывающие заводы, нефтебазы, буровые скважины и т.п.
Тяжелые экологические последствия возникают на морских акваториях и в прибрежных районах в случаях вылива нефти из танкеров при авариях, а также при загрязнении нефтепродуктами подземных и наземных пресных вод и почвы.
Вместе с тем серьезную экологическую опасность представляют компоненты нефти, поступающие в атмосферу при испарении. По разным оценкам, их общее количество в год составляет 20-100 млн.тонн. Максимальные концентрации углеводородов над сушей составляют Ю 4 г/м3. Они довольно устойчивы, способны накапливаться в окружающей среде и вызывать разные виды онкологических заболеваний. Особую опасность представляет бензопирен, большое количество которого содержится в атмосфере городов.
Существует достаточно много типов классификации нефтей, исходя из их химического состава. По критерию содержания в нефти углеводородов они подразделяются на парафиновые, парафино-нафтено-арома-тические, ароматические.
К нефтепродуктам обычно относят различные углеводородные фракции, получаемые из нефти: бензины, керосины, дизельные топлива, а также котельные топлива и т.д.
Рисунки к данной главе:
Длительность сохранения нефтяных загрязнений на побережье морей |
Разлив нефти
С 20 апреля по 19 сентября продолжалась ликвидация последствий аварии. Тем временем, по оценкам одних экспертов, в воду ежесуточно попадало порядка 5000 баррелей нефти. По другим данным, в воду попадало до 100 000 баррелей в сутки, о чём в мае 2010 года заявил министр внутренних дел США.
К концу апреля нефтяное пятно достигло устья реки Миссисипи, а в июле 2010 года нефть была обнаружена на пляжах американского штата Техас. Кроме того, подводный нефтяной шлейф растянулся на 35 км в длину на глубине более чем 1000 метров.
За 152 дня в воды Мексиканского залива через повреждённые трубы скважины вылилось порядка 5 млн баррелей нефти. Площадь нефтяного пятна составила 75 тысяч км².
Фото: www.globallookpress.com
Млекопитающие
К млекопитающим, затронутым разливом, относятся как те, которые населяют морскую среду, так и те, которые распространены в наземных средах обитания, затронутых разливом, причем морские млекопитающие являются наиболее уязвимыми.
Морские млекопитающие, такие как дельфины и кашалоты, пострадали из-за прямого контакта с сырой нефтью, вызывающего раздражение кожи и инфекции, отравления в результате проглатывания зараженной добычи и вдыхания газов, полученных из нефти.
Федеральная служба США по рыболовству и дикой природе по состоянию на начало ноября 2010 г. выявила 9 живых млекопитающих, из которых 2 были залиты нефтью. Из них только двое были возвращены на свободу. Также были захвачены 100 убитых, 4 из которых были залиты маслом.
Судебное разбирательство и назначенные компенсации
Судебный процесс, рассматривавший дело о разливе нефти в Мексиканском разливе, ответчиком на котором выступала британская корпорация BP, был начат 25-го февраля 2013-го года. Местом его проведения был выбран Новый Орлеан (США). Помимо исков, выставленных федеральными властями страны, британской компании также вчинили отдельные иски пострадавшие от последствий катастрофы американские штаты и муниципалитеты.
Результатом рассмотрения Федеральным судом в американском Нью-Орлеане стало утверждение размера штрафа, который ВР должна выплатить истцам, пострадавшим от последствий нефтяного разлива в Мексиканском заливе 2010-го года.
Около двух миллиардов четырехсот миллионов долларов должны быть переведены на счета Национального фонда дикой природы и рыбных ресурсов США, 350 миллионов долларов – на счета американской Национальной академии наук. Помимо этого, 525 миллионов должно быть выплачено в течение трех лет в качестве компенсации по искам, выдвинутым в адрес ВР Комиссией по биржам и ценным бумагам Соединенных Штатов Америки.
ВР подала несколько апелляций, но Апелляционный суд США 25-го декабря 2013-го года вынес постановление, что британская корпорация должна продолжать назначенные Федеральным судом выплаты, несмотря на то, что в деле есть факты недоказанности наличия убытков у некоторых истцов, причиненные разливом нефти в Мексиканском заливе. С самого начала свою вину в произошедшей аварии в BP признавали лишь частично, часть ответственности возлагая на владельца платформы Deepwater Horizon компанию Transocean и подрядную организацию Halliburton.
Расследование инцидента
Согласно внутреннему расследованию, проведённому сотрудниками безопасности компании BP, причинами аварии были названы ошибки рабочего персонала, технические неисправности и погрешности конструкции самой нефтяной платформы. В подготовленном отчёте говорилось о том, что сотрудники буровой установки неверно истолковали показания измерений давления при проверке скважины на герметичность, в результате чего поток углеводородов, поднявшихся со дна скважины, заполнил буровую платформу через вентиляцию. После взрыва, в результате технических недостатков платформы, не сработал противосбросовый предохранитель, который должен был в автоматическом режиме закупорить нефтяную скважину.
Статья по теме
Спасательная операция в Мексиканском заливе провалилась
В середине сентября 2010 года был опубликован доклад Бюро по управлению, регулированию и охране океанских ресурсов и Береговой охраны США. В нём содержалось 35 причин аварии, при этом в 21 из них единственным виновником признана компания BP. В частности, главной причиной названо пренебрежение нормами безопасности для сокращения расходов на разработку скважины. Кроме того, сотрудники платформы не получили исчерпывающей информации о работе на скважине, и в результате их неосведомлённость наложилась на другие ошибки, что и привело к известным последствиям. Кроме того, среди причин названа неудачная конструкция скважины, не предусматривающая достаточного количества барьеров для нефти и газа, а также недостаточное цементирование и изменения, внесённые в проект по разработке скважины в самый последний момент.
Частично виновными были названы компания Transocean Ltd, собственники нефтяной платформы, и компания Halliburton, проводившая подводное цементирование скважины.
Комментарии
Череп барана и сердце «скрепоносца»
А Сидороввалуа
12 августа в 07:53
Фрагменты реальности
Валерий Вагин
12 августа в 05:03
Авто, как символ эпохи
А Сидороввалуа
11 августа в 22:19
Опендосивание Росии продолжается
Александр собянинбуржец
8 августа в 16:42
Несостоятельность экономической науки
upiter48
2 августа в 21:26
«Смешарики»: Бочка дёгтя с ложкой мёда
Акакий
1 августа в 18:56
Матрица православного ренесанса — 3
Алексей Михайлович
31 июля в 23:48
Как правильно бояться санкций.
Mstislav
31 июля в 15:36
Вперёд, вам светит Мидлинтерн! (Ульяна Громова и Андрей Фурсов)
Александр собянинбуржец
25 июля в 22:55
Алтайский вор из ФКТ «Алтай»
Дми
25 июля в 21:45
«Матрица православного ренессанса»-3 или перечитывая заново
Емеля
24 июля в 09:46
Прости нас Государь!
Mstislav
22 июля в 13:20
Борозда на скандал и Код Мира
Александр Сибиряк
13 июля в 13:12
Геополитика, фашизм и Небополитика
Валерий Вагин
13 июля в 12:50
Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова)
Олег Алексеевич
9 июля в 02:19
Финансы войны и мира
А Сидороввалуа
8 июля в 07:48
ОТ МЮНХЕНА-4 К Нюрнбергу-2
Тимур
8 июля в 06:00
Россия, Украина, СВО. Геополитический момент
Mstislav
7 июля в 07:23
Материальная культура и «грядущий» голод
Олег Алексеевич
3 июля в 00:04
Игры в поддавки раньше и теперь
Александр Вершинин
23 июня в 05:38
Муха, Правда и всадники Апокалипсиса
А Сидороввалуа
20 июня в 08:08
Экологические последствия катастрофы
В результате этой аварии одна треть акватории Мексиканского залива была закрыта для рыбного промысла с полным запретом на ловлю рыбы в этом районе.
Результатом это нефтяного разлива в течение нескольких лет, прошедших со дня аварии, стало увеличение смертности среди таких морских обитателей, как дельфины и киты. По предварительным оценкам специалистов – экологов, смертность, к примеру, дельфинов – афалин возросла в пятьдесят раз.
Колоссальный урон был нанесен расположенным в акватории этого залива тропическим коралловым рифам.
Океанологи США, тщательно следившие все это время за ростом образующих тропические рифы кораллов, которые в загрязненной нефтью воде жить попросту не могут, пришли к выводу, что размножение этих морских живых организмов возобновилось, и рост вернулся на прежний уровень. Что касается биологов, то ими было отмечено небольшое увеличение значения средней температуры воды в этой морской акватории.
Даже высказывались предположения, что температура Гольфстрима понизилась на десять градусов, что привело к его разделению на отдельные подводные течения. Стоит отметить, что с тех пор, как произошел этот грандиозный аварийный нефтяной разлив, кое-какие погодные аномалии были отмечены синоптиками (взять хотя бы аномальные зимние морозы в европейских странах).
Однако, на сегодняшний момент мировая наука так и не пришла к единому мнению по вопросу того, явилась эта экологическая катастрофа первопричиной описанных климатических изменений или нет. Нет согласия в научной среде и по поводу влияния этой аварии на Гольфстрим. В любом случае, катастрофы такого масштаба бесследно не проходят, и повторения таких инцидентов глобального масштаба следует ни в коем случае не допускать.
Список используемой литературы:
- Нефть и Нефтепродукты — Википедия
- Хаустов, А. П. Охрана окружающей среды при добыче нефти/ Хаустов, А. П., Редина, М. М. Издательство: «Дело», 2006. 552 с.
- Алекперов, В.Ю. Нефть России: прошлое, настоящее и будущее /Алекперов В.Ю. М.: Креативная экономика, 2011. – 432 с.
- Издательство: «Нефть и газ», 2006. 352 с. Сургутнефтегаз.
- Экономидес, М. Цвет нефти. Крупнейший мировой бизнес: история, деньги и политика/ Экономидес М., Олини Р. Издательство: «Олимп-Бизнес», 2004. 256 с.
- Эрих В.Н. Химия нефти и газа. — Л.: Химия, 1966. — 280 с. — 15 000 экз.
Последствия взрыва
Авария на нефтяной платформе переросла в экологическую катастрофу, масштабы которой просто поражают воображение.
Главная причина экологического бедствия — разлив нефти. Нефть из поврежденной скважины (а также сопутствующие газы) беспрерывно вытекала на протяжении 152 дней (до 19 сентября 2010 года), и за это время океанские воды приняли более 5 миллионов баррелей нефти. Эта нефть нанесла непоправимый ущерб океану и многим прибрежным районам Мексиканского залива.
Всего нефтью было загрязнено почти 1800 километров побережий, белые песочные пляжи превратились в черные нефтяные поля, а нефтяное пятно на поверхности океана было видно даже из космоса. Нефть стала причиной гибели десятков тысяч морских животных и птиц.
Борьба с последствиями нефтяного загрязнения велась десятками тысяч людей. С поверхности океана «черное золото» собиралось специальными судами (скиммерами), а пляжи очищались только вручную — современная наука не может предложить механизированные средства для решения этой задачи, настолько она сложна.
Основные последствия разлива нефти были устранены только к ноябрю 2011 года.
У аварии были не только экологические, но и колоссальные (и самые негативные) экономические последствия. Так, компания BP потеряла около 22 миллиардов долларов (это и убытки от потери скважины, и выплати пострадавшим, и затраты на устранение последствий катастрофы). Но еще более значительные убытки понесли прибрежные районы Мексиканского залива. Это связано с крахом туристической сферы (кто поедет отдыхать на грязные нефтяные пляжи?), с запретом рыбной ловли и другого промысла, и т.д. В результате разлива нефти без работы остались десятки тысяч человек, которые к этой самой нефти не имели никакого отношения.
Однако были у катастрофы и совсем неожиданные последствия. Например, при изучении разлива нефти были открыты неизвестные науке бактерии, питающиеся нефтепродуктами! Сейчас считается, что эти микроорганизмы значительно уменьшили последствия катастрофы, так как поглотили огромное количество метана и других газов. Возможно, что на основе этих бактерий ученым удастся создать микроорганизмы, которые в будущем помогут быстро и дешево справляться с разливами нефтепродуктов.
Рабочие ликвидируют последствия разлива нефти. Port Fourchon, Луизиана. Фото: Greenpeace
Причины катастрофы
У крупных катастроф нет одной-единственной причины, что подтвердил и взрыв нефтяной платформы DeepWater Horizon. Эта авария стала результатом целой цепочки нарушений и технических неисправностей. Специалисты говорят, что катастрофа на платформе должна была произойти, и это было лишь вопросом времени.
Интересно, что было проведено сразу несколько параллельных расследований причин катастрофы, которые привели к неодинаковым выводам. Так в докладе, сделанном BP, указывается всего 6 основных причин аварии, а главной причиной аварии назван человеческий фактор. А более авторитетный доклад, сделанный Бюро по управлению, регулированию и охране океанских энергоресурсов (BOEMRE) и Береговой охраной США, называет уже 35 основных причин, и в 21 из них вина полностью ложится на BP.
Так кто же виноват во взрыве DeepWater Horizon и последующей экологической катастрофе? Ответ прост — компания BP, которая гналась за прибылью, и в этой погоне пренебрегала элементарными правилами техники безопасности и технологиями глубоководного бурения. В частности, были нарушены технологии цементирования скважины, а специалисты, прибывшие сделать анализ цемента, просто были выдворены с буровой. Также были отключены важные системы контроля и безопасности, поэтому никто не знал, что же на самом деле происходит под океанским дном.
В результате — взрыв и пожар на платформе, колоссальный разлив нефти и звание одной из крупнейших экологических катастроф за всю историю цивилизации.
Химические диспергаторы
Химические диспергаторы представляют собой смесь поверхностно-активных веществ, растворителей и других химикатов, которые, как и мыло, работают, разбивая масло на мелкие капли, которые позже распространяются в толще воды и могут разлагаться микроорганизмами.
По оценкам, этим методом было рассеяно 8% разлитой нефти.
BP применила количества химических диспергаторов, превышающие допустимые. Кроме того, они применяли его как на поверхности океана, так и на уровне подводных лодок, хотя последняя процедура находилась в стадии экспериментальных испытаний для оценки побочных эффектов.
Химические диспергаторы губительно влияют на морскую жизнь, поэтому многие авторы считают, что в этом случае «лекарство может быть хуже болезни”.
С одной стороны, он потребляет кислород в больших количествах, вызывая большие бескислородные области, которые вызывают гибель фитопланктона, влияя на основу трофической цепи. С другой стороны, известно, что молекулы химического диспергатора накапливаются в тканях живых организмов.
Долгосрочные последствия использования химических диспергаторов для смягчения воздействия разлива в Мексиканском заливе на морскую жизнь еще предстоит оценить.
Как природа избавляется от загрязнений?
Несмотря на все попытки, на данный момент Мексиканский залив все еще загрязнен. Но природа пытается очистить ее самостоятельно, при помощи бактерий, водорослей и так далее. Недавно, на страницах научного журнала Science Advances появилось объяснение того, какую роль в этом деле играет солнечный свет. Уже более 50 лет ученым известно о существовании «фоторастворения», при котором излучение Солнца вызывает окисление, которое превращает нерастворимые компоненты нефти в соединения, которые легко растворяются в воде. Ранее ученые не думали, что он приносит настолько большую пользу, но теперь они в этом уверены.
Солнечный свет помогает устранить нефтяное пятно в Мексиканском заливе
Чтобы узнать, насколько хорошо фоторастворение помогает очищать океан от нефти, исследователи провели эксперимент. Они взяли сосуды с нефтью и облучали их светом с разной длиной волны, начиная от ультрафиолета и видимого диапазона. Они воссоздали разные сценарии разлива нефти, каждый раз изменяя толщину слоя с нефтью, окружающие условия и так далее. Оказалось, что фоторастворение нефти происходит при свете с любой длиной волны. Эффективнее всего загрязнение устраняется при высокой интенсивности излучения, причем лучше, чтобы слой нефти был как можно более тонким.
Немаловажное открытие также заключается в том, что фоторастворение нефти может работать и в арктических водах. Грузовое судоходство постоянно развивается, поэтому в будущем могут возникнуть новые разливы нефти — от этого никто не застрахован
Если спасатели будут знать, как быстро очищать воды от загрязнений, ужасных экологических катастроф можно будет избежать.