Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный учитель

Внедрение стандарта педагогического образа

Педагогическая деятельность включает не только научную, но и практическую работы. Чтобы следить за последними разработками в области воспитания и преподавательской деятельности, предусмотрена https://ooo-ado.ru/stm_lms_course_category/perepodgotovka-pedagogov/ переподготовка педагогов в зависимости от имеющегося профиля.

Создана комплексная модель учителя, которая включает:

  • педагогические технологии и методики;
  • профессиональные позиции;
  • ключевые компетенции;
  • профессиональные качества;
  • цели и принципы преподавания.

Сегодня преподаватель обязан комбинировать преподавательские методики, сохранять компетентность в профессиональной сфере. Для создания подобного сценария Министерство образования внедряет постоянные преобразования, которые дают комплексный подход.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем

Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:

  1. Любовь к детям, процессу воспитания в них человечности и правильных жизненных ценностей.
  2. Понимание минусов профессии учителя.
  3. Стремление к самосовершенствованию.
  4. Умение в каждом найти положительные качества.
  5. Правильная оценка своих возможностей как учителя.

Пример основных личностных качеств учителя (педагога)

Предлагаем ознакомиться с перечнем личностных качеств педагога, которые могут быть отражены в вашем резюме.

Любовь к детям и к профессии

Это самое важное качество, без которого невозможно представить хорошего учителя. Труд педагога связан с множеством ситуаций, испытывающих его на «прочность»

В конечном итоге в профессии остаются лишь по-настоящему увлечённые люди, искренне любящие детей и свою профессию, которая является для них призванием.
Доброжелательность. Учитель должен уметь расположить к себе, вызвать доверие и создать такую рабочую обстановку, при которой ученикам захочется овладевать новыми знаниями и умениями, а родителям – открыто обсуждать важные вопросы, касающиеся их детей. Доброжелательность и спокойствие, исходящие от педагога, будут надёжным фундаментом, на котором он сможет выстроить свою деятельность.
Стрессоустойчивость. Любая профессия, связанная с постоянным общением с другими людьми, может стать причиной стресса у работника. Особенно это характерно для профессии учителя, каждый день взаимодействующего с детьми и подростками, среди которых часто встречаются «трудные» ученики (двоечники, хулиганы, гиперактивные и т.д.). Общение с родителями и коллегами также не является простой задачей. Умение противостоять стрессу и справляться со сложными ситуациями, не теряя самообладания, – большой плюс для педагога.
Коммуникабельность
Считается, что хорошие педагоги получаются из экстравертов, любящих общаться много и с разными людьми, являющихся «душой компании» и притягивающих к себе внимание. Общительность и умение выстраивать взаимоотношения на разных уровнях помогают учителю не только находить общий язык с людьми, но и расти в профессиональном плане.
Высокие нравственные принципы
Невозможно представить хорошего педагога без строгих моральных принципов и установок. Во все времена учитель считался эталоном нравственности: честный, скромный, неподкупный, без вредных привычек. Именно такому человеку родителю могут доверить самое дорогое – своих детей.
Справедливость. Это качество в педагоге особенно ценят и уважают дети. Они даже могут простить учителю излишнюю строгость и требовательность. Если педагог одинаково ко всем относится, не делит учеников на «хороших» и «плохих» и честно оценивает их знания и достижения, то его дети вспоминают с благодарностью.
Оптимизм. Учитель только в том случае может считаться педагогом от бога, если он искренне верит в лучшие качества своих учеников, в то, что они умные, способные, добрые. Ему же остаётся только тактично направлять их и поддерживать в трудных ситуациях. Хороший учитель также никогда не теряет оптимизма и веры в себя.
Творческий подход. Профессия педагога предполагает творческий подход к своей работе. Учитель ни в коем случае не должен быть роботом, скучным и монотонным голосом, объясняющим учебный материал. Умение преподнести даже сложную информацию живо и интересно, найти подход к каждому ученику – необходимые качества личности учителя, которые также ценятся работодателем.
Умение работать в команде. Педагог, как правило, работает не в одиночку, а в коллективе. Ему очень важно понимать то, какой вклад он вносит в общее дело, как может принести пользу. Если педагогический коллектив состоит из единомышленников, то от этого выигрывают все: и руководство, и ученики, и сами педагоги.
Обучаемость. Учитель не только обучает других, но и всю жизнь учится сам. Педагог, как никто другой, должен стремиться к новым знаниям. Эта профессия связана с необходимостью повышения квалификации и своего мастерства.
Юмор. Конечно, педагогическую профессию не назовёшь легкомысленной, но это не означает, что учитель должен быть скучным и слишком серьёзным человеком. Иногда от вовремя сказанной шутки и улыбки зависит очень многое: и настрой учеников на урок, и их отношение к педагогу в целом. Особенно важно учителю уметь посмеяться над собой, хотя бы изредка.

Больше примеров и информации о том, какие личные качества указывать в своем резюме в разделе личные качества.

Отличия профессии педагога от других

Образовательная деятельность обладает рядом отличительных характеристик. Какие же есть особенности профессии учителя?

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. «Объект» деятельности учителя — это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель — это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом — это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

Личностные качества человека:

А) способность к эмоционально-волевой саморегуляции ( формируюется с детских лет).

4 стр., 1539 слов

Роль музыкальных способностей в формировании профессиональных …

… деятельность, которая способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, сообразительности, мобильности памяти, живости … и явлениям воплощающими человеческие способности у человека прижизненно формируются способности осуществлять эту деятельность. … художественного образа связано с педагогической деятельностью учителя музыки и занимает определяющее значение в …

Способность дошкольника затормаживать свои желания, эгоистические потребности и интересы А.Н.Леонтьев назвал «первым рождением личности».

Б) наличие у человека развитого сознания и самосознания. Человек становится личностью, считал немецкий философ И.Кант, благодаря самосознанию. Последнее формируется в процессе и в результате познания человеком самого себя, рефлексии и имеет довольно сложную структуру (состоит из 5 звеньев).

В начале у человека формируется более или менее целостная система представлений, понятий и оценочных суждений о самом себе (образ «Я»).

Затем возникает противоречие между реальными качествами и субъективными идеализированными представлениями о себе самом. В процессе самоусовершенствования в той или иной мере преодолевается указанное противоречие между реальными качествами и идеальным образом самого себя, т.е. образом «Я», и достигается внутренняя гармонизация индивида. Такая внутренняя гармонизация является предпосылкой целостности личности и формирования всей ее направленности.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Какими хотят видеть учителей дети и родители

У каждого человека могут быть своим представления, каким должен быть, современный учитель. Но есть качества, которые выделяет большинство детей и взрослых.

1. Саморазвитие и умение признавать ошибки

Умение признать неправоту — одно из возможных требований, каким должен быть учитель школы. Ведь ошибки — естественная часть человеческой сущности, и никто не ждёт, что педагог будет никогда не допускающим помех роботом. А если преподаватель допускает явную ошибку, но старается скрыть либо выдать за правильный поступок, дети чувствуют обман и теряют доверие.

2. Техническая грамотность

Одна из актуальных компетенций, которой должен обладать учитель в 21 веке, — это компьютерная грамотность

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия проходят онлайн, поэтому наши преподаватели составляют яркие презентации к урокам, используют интерактивные возможности платформы и специально обучаются удерживать внимание учеников сквозь монитор компьютера

3. Опыт работы

Профессионализм всегда нарабатывается опытом. У педагогов домашней онлайн-школы «Фоксфорда» в среднем около 10 лет стажа. Многие из них являются кандидатами наук, экспертами ГИА и олимпиад.

Учитесь бесплатно

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Получить демодоступ на неделю

4. Умение общаться

Хорошего педагога отличает манера общения. Умение выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию — это ещё одно требование, какими личностными качествами должен обладать учитель. В «Фоксфорде» педагоги обращаются на «вы» к детям независимо от возраста. Занятия проходят в атмосфере взаимного уважения. Учитель никогда не повысит голос и не перейдёт границы допустимого в общении с учениками.

5. Понимание, что волнует подростков

Детям скучно слушать консерватора, который не интересуется сегодняшним днём и не адаптируется к течению времени. Современный педагог понимает, чем живут подростки, и находит с ними общий язык. А иногда учителей и детей даже объединяют общие увлечения — например, преподаватель литературы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» Юлия Дэль обожает кей-поп, как и многие школьники.

Изображение на обложке: Meredith Schomburg / Dribbble

Вопросы терминологии

В сущности, они охватывают примерно одни и те же вопросы, но при этом принципиальный подход авторов, если не сказать, гносеологический (т.е. методологический), к раскрытию содержания разный .
Термин «требования к учителю» (Н.Е.Ковалев, В.В.Воронов, Т.А. Ильина и коллеги), на наш взгляд, изначально неправомерен. Совершенно неясно, от кого, откуда и на каком основании исходит это «требование»? Оно было порождением соответствующей идеологии и сегодня следует от него отказаться как от научно-педагогического термина.
Термин «качества педагога» используется многими педагогами и психологами (Э.И. Моносзон, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, И.А. Зимняя и др.). Мы также предпочитаем этот термин. Наши доводы таковы.
«Качество» формулируется не как произвольное и властное «требование» диктатора, а выводится из законов развития общества, социальных групп, т.е. истории, социологии, а также закономерностей педагогики. Другое дело, что мы не можем говорить о системе законов педагогики: многие процессы проявляют себя как тенденции. Это затрудняет вывод о содержании некоторых понятий и терминов педагогики. Мысль о зависимости качеств учителя от законов и закономерностей педагогики и социологии выражена в социальных функциях педагога и специфики (особенностей) педагогической деятельности. Если эти законы, функции и особенности на основе научных данных определены верно, то и «качества» педагога будут определены не волевым образом, не субъективно, а объективно.
Кстати, «качество» в словаре русского языка определяется как «существенный признак, свойство, отличающие один предмет или одно лицо от другого» , т.е. именно об этих признаках и свойствах идет речь, когда мы хотим отличить педагога, учителя от представителей других профессий.

Значимые качества и свойства личности педагога

Сегодня к личностным характеристикам преподавателя предъявляются повышенные требования. Специалист должен давать ученикам не только новые знания, но и должен быть образцом для поведения, давать пример правильных манер и внешнего вида. Каждый педагог должен стремиться быть гордостью своего учебного заведения. Только в этом случае к нему будут хорошо относиться ученики, ценить коллеги и родители.

Способности и личностные качества сводятся к следующим направлениям:

  1. Профессионально-педагогическому. Направление представляет стремление педагога к совершенствованию и саморазвитию, постоянному повышению собственного мастерства в педагогическом плане и умении взаимодействовать с людьми.
  2. Социально-нравственному. Представляет нравственные потребности, чувство долга, моральные ценности, гражданскую ответственность. Все это характеризует социальную активность педагога. При этом он не замыкается в рамках собственных забот, а ведет общественную жизнь. Это помогает расширить круг общения, привлечь в свое поле больше людей со схожими интересами.
  3. Познавательному. Не менее важным становится познавательная активность учителя в рамках образовательного процесса, обновления информации по своей дисциплине.

В результате комбинации всех направлений преподаватель начинает применять разносторонний подход. Он обладает необходимыми знаниями для повседневной работы, дает требуемый объем материала ученикам, обладает высокими моральными качествами.

Среди основных качеств можно выделить стремление к развитию и становлению личности, заботу и интерес к интересам детей. Преимуществом становится педагогическое призвание, природная склонность к работе учителем, положительное отношение к педагогике в целом.

Любовь к детям

Учитель должен любить детей и работать только из таких позиций. Только в этом случае правильно строится педагогический процесс. У учеников появляется интерес к преподаваемой дисциплине, а педагог получает уважение со стороны родителей и коллектива преподавателей в учебном заведении.

Стремление к совершенствованию

Преподаватель должен постоянно узнавать новую информацию о своем предмете, детской психологии и воспитании. Для этого можно пройти переподготовку или повысить квалификации. Современные образовательные программы включают не только дисциплины по специальности, но и дают общее понимание о взаимодействии с детьми и современными коммуникативными технологии.

Правильная оценка своих возможностей

Важно учитывать текущий уровень знаний и навыки. Если предмет освоен в недостаточной степени, необходимо совершенствоваться

Также важно улучшать качества, которые не дотягивают до совершенства.

Гуманизм

Гуманизм представляет собой систему воззрений, которая признает ценность человека, его право на счастье, свободу, проявление и развитие собственных способностей. Данная система учитывает интересы не только совершеннолетних, но и подрастающего поколения.

Важно гуманно относиться к детям, следить за отстающими учениками, давать дополнительную нагрузку тем, кто быстро осваивает преподаваемый предмет. В современных условиях родители не занимаются своими детьми

Многие забывают о потребностях во внимании и общении. Педагог может частично решить проблему, став наставником для учеников.

Характеристика «идеального педагога»

Педагог должен выступать в качестве образца профессионализма, носителя личностных и производственных функций на высоком уровне. При этом идеальным можно назвать учителя, который обладает специфическими качествами:

  1. Как специалист, знает теорию педагогики и психологии. Педагог владеет мастерством, технологиями воспитания и обучения. Он имеет способности рациональной организации труда. Среди профессиональных и личных качеств можно выделить эмоциональную уравновешенность, щедрость, точную и быструю реакцию, убедительную и ясную речь.
  2. Как работник, учитель умеет ставить и достигать цели, а также правильно распределять время. Специалист планомерно и систематически повышает свою квалификацию, нацелен на повышение производительности труда. Также можно выделить способность к творчеству, оптимизм и всестороннее развитие.
  3. Как человек, педагог должен принимать активное участие в жизни общества, иметь высокие моральные принципы и активную позицию в жизни.

Современному учителю частных и общеобразовательных школ присущи такие характеристики, как духовность, религиозность и гуманизм. Кроме того, он должен быть открытым, высоконравственным, иметь критическое отношение к собственным действиям.

Таким образом, преподаватель должен обладать не только профессиональными, но и моральными качествами. Это позволяет добиться контакта с учащимися, воспитывать в детях правильный подход к образованию и коммуникативным навыкам.

Стандарты педагогического образа

Профессия «учитель» стоит в особом ряду среди видов профессиональной деятельности категории «человек–человек». Она является одновременно преобразующей, коммуникационной и управляющей. В ее основе лежит становление и преобразование личности, поэтому к работе педагога предъявляются особые повышенные требования.

В России экспертами под эгидой Министерства труда и социальной защиты выработаны профессиональные стандарты педагогической деятельности.

Профессиональный стандарт педагога — программные рамочные документы, отражающие структуру и содержание профессии учителя, необходимый набор знаний и умений работников педагогического труда.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В профессиональном стандарте выделяются 3 вида функций учителя:

  1. Общепедагогические (обучение).
  2. Воспитательные.
  3. Развивающие.

Разработаны стандарты педагогической деятельности следующих видов образования:

  • дошкольного;
  • начального общего;
  • основного и среднего общего.

Примечание 1

Отдельно выделены модули стандартов для учителей русского языка и математики как наиболее важных предметов в образовании.

Среди перечня необходимых знаний и умений учителя указывается не только способность грамотно планировать и проводить уроки и воспитательные занятия, но и владение специальными формами и методами работы:

  • проектная деятельность;
  • лабораторные эксперименты;
  • полевая практика;
  • современные психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные);
  • знание специфики работы с детьми, для которых русский язык не является родным;
  • ИКТ-методы.

Инклюзивные методы — педагогические методы, позволяющие реализовывать эффективное совместное обучение детей, имеющих особенности развития, с остальными учащимися.

Пример 1

Ребенок с ДЦП, обучающийся в обычном классе — пример инклюзивного образования.

​ИКТ-методы — методы проведения учебных занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Пример 2

Примеры ИКТ-методов: презентации, интерактивные доски, мультимедиа-проекты.

Педагоги должны в совершенстве владеть нормативной базой ФГОС и реализовывать свою деятельность, опираясь на эти документы.

ФГОС — федеральные государственные образовательные стандарты. Документы, содержащие совокупность требований, которые обязательны для реализации в учебных заведениях на территории всей Российской Федерации.

Впервые ФГОС были введены в 2004 году, с тех пор ежегодно подвергаются обновлениям.

Примечание 2

В документах ФГОС на 2021 год особое внимание уделяется формированию междисциплинарных и коммуникационных навыков

Значимые свойства в профессии

Своеобразие профессии педагога заключается в том, что она сочетает в себе несколько начал:

  1. Гуманистическое.
  2. Коллективное.
  3. Творческое.

Гуманистическое начало подразумевает выдвижение на первый план личности ребенка, учет его индивидуальных возможностей, способностей и интересов. Учитель работает на будущее, прививая ребенку лучшие достижения человеческой культуры. Конечная цель педагога — помощь в становлении всесторонне развитой, гармоничной личности.

Для того чтобы работать в русле гуманистической педагогики учитель должен обладать следующими качествами:

  • гуманизм;
  • доброта;
  • отзывчивость;
  • демократичность;
  • эмпатия.

Эмпатия — способность к осознанному сопереживанию эмоциональному состоянию другого человека.

Примечание 3

Своим нравственным обликом учитель должен показывать пример гуманного отношения к окружающим.

Коллективный характер педагогической деятельности имеет 3 измерения:

  1. Учитель работает в профессиональном коллективе и должен уметь взаимодействовать с коллегами.
  2. Педагог имеет дело с ученическими коллективами. Он должен знать механизмы их функционирования и уметь ими управлять. Особенно это актуально для классных руководителей.
  3. Качественно преобразование личности ребенка — это результат коллективных усилий: воспитателей, преподавателей, родителей, администрации учебных заведений. Сложно оценить конкретный вклад каждого человека в этот многогранный процесс. Для того чтобы коллективные педагогические воздействия были продуктивными, они должны вписываться в единую систему, а не противоречить друг другу.

Пример 3

Бесполезно требовать от ученика выполнения определенных этических норм в школе, если он не выполняет их дома. Для начала нужно объяснить значимость этих норм родителям, а затем совместными усилиями корректировать поведение ребенка.

Для того чтобы успешно взаимодействовать с коллегами, учениками и их родителями, педагог должен воспитывать в себе следующие свойства:

  • коммуникабельность;
  • умение слушать;
  • способность доходчиво доносить мысли;
  • знание механизмов функционирования коллектива;
  • речевая культура;
  • презентабельность.

Примечание 4

Многие законы жизнедеятельности коллектива были открыты и детально описаны выдающимся советским педагогом Антоном Макаренко. Он подчеркивал, что без единства педагогического коллектива не возможна эффективная работа отдельного учителя.

Творческий потенциал личности учителя проявляется в его умении находить нестандартные способы решения педагогических задач. Для того чтобы искать и правильно применять оригинальные методы и приемы работы, педагог должен обладать:

  • творческим воображением;
  • креативностью;
  • смелостью;
  • умением просчитывать разные варианты развития событий;
  • аналитическими способностями.

Примечание 5

Учителя с сильно развитым творческим началом способны создавать собственные педагогические технологии и системы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: