Слушайте сердцем, а не головой
Слушать классику стоит в хороших наушниках или на качественном акустическом оборудовании, а еще лучше — вживую. Приходите на концерты и открывайте для себя не только классические произведения прошлых эпох, но и талантливых современников, исполняющих эти великие произведения. Заодно вы заметите, что одну и ту же композицию можно исполнить совершенно по-разному.
Если слушаете запись, сосредоточьтесь на музыке и не отвлекайтесь ни на что. Закройте глаза, настройке оптимальные параметры звука вашего устройства и внимательно слушайте произведение от начала до конца. Не стоит ограничиваться короткими отрезками, ведь вам доступны полные версии балетов Чайковского, скрипичных концертов Моцарта и Мендельсона, Бранденбургских концертов Баха. Вслушивайтесь в детали, чтобы понять характер каждого композитора.
Метод № 5: уточняющий
Важно понять, что вы и так окружены классикой, осталось только её распознать. Вы уже знакомы с очень многими классическими произведениями, просто не знаете, как они называются
Есть мелодии, которые мы постоянно слышим в кино, рекламе, телевизионных заставках и звонках на чужих телефонах. Например, вы много раз слышали устрашающую кантату Carmina Burana Карла Орфа, завораживающий «Дуэт цветов» из оперы «Лакме» Лео Делиба, арию Nessun Dorma из оперы «Турандот» Пуччини, сюиту «Утро» из «Пер Гюнта» Грига. Метод заключается в том, что, когда вы в очередной раз услышите знакомую мелодию в фильме, вы просто должны найти в интернете её название и затем прослушать полностью.
Лунный свет (Клод Дебюсси)
Произведение было навеяно композитору сочинениями французского поэта Поля Верлена. В названии произведения очень тонко передаются трогательные и мягкие интонации мелодии, оказывающей влияние на душу слушателя. Это музыкальное произведение вошло в звуковые дорожки более, чем 120 фильмов. Оно включено композитором в цикл сочинений под общим названием «Бергамская сюита». Написано в 1890 году, Произведение сразу получило одобрительные оценки большинства музыкальных критиков, отмечавших точно переданные автором интонации внутреннего гармоничного мира Луны, её магию и романтику.
Классическая музыка ТОП-100 (100)
-
№ 1: Петр Ильич Чайковский «Лебединое озеро. Танец маленьких лебедей»
ТОП-100Народный рейтинг: 607483
Под эту музыку в рекламах обожают подпрыгивать упитанные дядьки в балетных пачках. Официально это один из «танцев лебедей» — Allegro Moderato, но все так упорно называли его «танцем маленьких лебедей», что именно под таким названием мелодию знают во всем мире.
-
№ 2: Людвиг ван Бетховен «Соната 14 (Лунная соната)»
ТОП-100Народный рейтинг: 602747
Лично мне запомнилось использование Лунной сонаты в мультфильме «Маша и медведь» («До весны не будить»), где в финальных титрах Медведь, намаявшись с Машей, вместе с Волком в ночном лесу ест кашу и воет на луну.
-
№ 3: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Вальс цветов»
ТОП-100Народный рейтинг: 601957
Гениальный вальс от гениального композитора. А картинка из гениального мультфильма )))
-
№ 4: Николай Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане. Полет шмеля»
ТОП-100Народный рейтинг: 585477
Очень быстрый, очень сложный, очень известный
-
№ 5: Арам Хачатурян «Гаянэ. Танец с саблями»
ТОП-100Народный рейтинг: 583662
Джигиты с саблями взмывают в воздух в стремительном танце.
-
№ 6: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Танец феи Драже»
ТОП-100Народный рейтинг: 583652
Эта мелодия на Западе считается едва ли не гимном Рождества (интересно, дело в колокольчиках или чем-то другом).
Что примечательно, в России под Рождество все чаще звучит колокольчик Джингл Белл…
-
№ 7: Людвиг ван Бетховен «К Элизе (Fur Elise)»
ТОП-100Народный рейтинг: 581290
Написано от безответной любви. Любовь не сложилась, зато сложился шедевр.
-
№ 8: Феликс Мендельсон «Сон в летнюю ночь. Свадебный марш»
ТОП-100Народный рейтинг: 580907
Вряд ли Феликс Мендельсон мог предположить, что его музыка станет ежедневно звучать в каждом ЗАГСе России.
Этот известнейший мотив навевает светлые грёзы множеству незамужних дам. Что примечательно, многие неженатые кавалеры боятся его как огня.
-
№ 9: Антонио Вивальди «Времена года. Зима: I. Allegro non molto (Декабрь)»
ТОП-100Народный рейтинг: 573168
Рекламу пива снова разрешили, а значит, мы готовимся опять услышать из всех телевизоров этот шедевр Вивальди, как аккомпанемент к «восхитительному» бархатному вкусу недорогих сортов.
-
№ 10: Петр Ильич Чайковский «Концерт № 1»
ТОП-100Народный рейтинг: 560229
Первые аккорды в первой части концерта являются одними из самых узнаваемых в истории музыки.
-
№ 11: Иоганн Себастьян Бах «Токката и фуга ре минор»
ТОП-100Народный рейтинг: 560148
Передача «Человек и Закон». Вспомнили?
-
№ 12: Людвиг ван Бетховен «Симфония № 5»
ТОП-100Народный рейтинг: 553393
Знаменитый «па-ба-ба-бам», известный также как «мотив судьбы» или «тема судьбы».
-
№ 13: Антонио Вивальди «Времена года. Лето: III. Presto (Летняя гроза)»
ТОП-100Народный рейтинг: 550811
Эту музыку скрипачка Ванесса Мэй использовала для своей популярной в недавнем прошлом композиции «Шторм» (Storm)
-
№ 14: Рихард Вагнер «Валькирия. Полет Валькирий»
ТОП-100Народный рейтинг: 541544
По меркам XIX века это была очень грозная музыка, изобразившая полёт ведьм и их боевой клич.
Однако современные музыканты легко переплюнули Вагнера на этом поприще. Впрочем, я всегда подозревал, что некоторым группам музыку пишет разная нечисть…
-
№ 15: Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкий марш (Rondo Alla Turca)»
ТОП-100Народный рейтинг: 529370
Рондо «А ля Турка», или «Турецкий марш» – одно из самых известных произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Любовь турок к этой мелодии воистину не знает границ. Простые люди не помнят автора, но все поют. Большинство уверены, что мелодия — народная.
-
№ 16: Никколо Паганини «Каприс № 24 ля минор»
ТОП-100Народный рейтинг: 503031
Современные музыканты часто обращаются к этой мелодии. В 1989 году группа «Ария» задействовала фрагмент «Каприса №24» для вступления песни «Игра с огнём», а текст песни обыгрывает миф, будто бы Паганини продал душу дьяволу взамен на скрипичное мастерство.
-
№ 17: Иоганн Себастьян Бах «Сюита № 2 (Шутка)»
ТОП-100Народный рейтинг: 497730
Эта мелодия играет на звонке мобильного у целой кучи истинных ценителей классики. Причем половина из них затрудняется назвать композитора. А вторая половина уверены, что это Моцарт.
-
№ 18: Вольфганг Амадей Моцарт «Маленькая ночная серенада (Серенада № 13)»
ТОП-100Народный рейтинг: 488294
Является одним из самых известных и наиболее узнаваемых произведений композитора.
-
№ 19: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Марш»
ТОП-100Народный рейтинг: 428247
-
№ 20: Людвиг ван Бетховен «Ода К радости (из Симфонии № 9)»
ТОП-100Народный рейтинг: 401174
Гимн Евросоюза, между прочим
- 1
Изучаем классику последовательно
Это более системный подход. Вы можете слушать классическую музыку в хронологическом порядке: от шедевров эпохи Барокко двигаться к музыке эпохи Модернизма.
Это совершенно иной подход, если сравнивать его с первым. Никакого хаоса — слушаем все по порядку. Главное преимущество: несмотря на разницу в жанрах и школах, вы сможете глубже исследовать настроение и атмосферу, тенденции, характерные для определенной эпохи.
Эпоха Барокко
- Клаудио Монтеверди (1567-1643). Итальянца считают “отцом оперного искусства”. Именно он в 1607-м году представил первое в мире произведение в этом жанре — “Орфей”. А его опера “Коронация Поппеи. Дуэт Нерона и Поппеи” спустя 4 века не утратила своей художественной ценности;
- Антонио Вивальди (1678-1741). Его “Времена года”, пожалуй, слышали все — это четыре скрипичных концерта. Итальянец заслужил признание еще при жизни, он был известен как один из самых выдающихся скрипачей Европы;
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Бетховен называл его “отцом гармонии”. Бах написал свыше 1000 композиций, среди них самые известные — “Токката и фуга ре минор”, “Сюита №2”, “Хорошо темперированный клавир”. Последнее — эталон музыкальной гармонии, обязательно к прослушиванию всем, кто открывает для себя классическую музыку;
Эпоха Классицизма
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). Один из самых одаренных и популярных композиторов в мировой истории. Несмотря на свою недолгую жизнь, оставил важнейший след в музыкальной культуре. Его опера “Дон Жуан” — возможно, лучшее произведение в данном жанре: идеальный баланс настроений. Обязательно послушайте полную версию его симфонии №40 и “Концерт для фортепиано №21”;
- Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Как и Моцарт, представитель венской классической школы. Но если первый проявил себя еще будучи ребенком, то второй заставил всех говорить о себе позже. Обязательно изучите не только известные “Симфонию №5” и “Лунную сонату”, но также “Симфонию №7” — она диссонирует с остальным творчеством Бетховена — несколько мрачным и тревожным;
Эпоха Романтизма
- Никколо Паганини (1782-1840). Известнейший скрипач-виртуоз. Ознакомьтесь с его “Кампанеллой” и “Каприсом №24”;
- Франц Шуберт (1797-1828). Работал в разных жанрах, но наибольшую известность получил как автор песен. Его “Аве Мария” стала всемирно известной;
- Михаил Глинка (1804-1857). Именно его “Патриотическая песня” стала основой для первого гимна России в 1990-м году. Русский композитор оказал огромное влияние на последователей — Чайковского, Мусоргского и других;
- Ференц Лист (1811-1886). Выдающийся пианист 19-го века, чьи навыки считаются эталоном для современных музыкантов. В детстве он удостоился похвалы от самого Бетховена, а сегодня его именем назван международный аэропорт Будапешта. Откройте для себя его “Венгерскую рапсодию №2” и “Грезы любви”;
- Джузеппе Верди (1813-1901). Один из главных оперных деятелей 19-го века. Среди его работ неизменно выделяют “Аиду”, “Фальстаф” и “Отелло”;
- Петр Чайковский (1840-1893). Один из лучших композиторов не только своей эпохи, но и вообще в истории музыки. Его симфонии, работы для фортепиано, романсы и сюиты известны во всем мире. Пожалуй, главное детище композитора — балет “Лебединое озеро”;
Эпоха Модернизма
- Имре Кальман (1882-1953). Известный композитор венгерского происхождения. Его главной работой считают трогательную “Арию мистера Икс” из оперетты “Принцесса цирка”;
- Карл Орф (1895-1982). Немецкий композитор и педагог. Обязательно вдохновитесь его кантатой “Carmina Burana” — скорее всего, вы ее узнаете с первых секунд.
Здесь мы привели лишь ключевых композиторов каждой эпохи. С более полным списком можно ознакомиться здесь.
Хронология композиторов классической музыки
В этом посте мы собрали хронологию композиторов классической музыки, в которой представлены некоторые из самых влиятельных композиторов в истории. От Баха до Бетховена, от Дюфэ до Веберна эти композиторы внесли большой вклад в современную музыку и часто считаются одними из лучших за все время.
Классическая музыка существует уже много веков и сильно изменилась с момента своего скромного зарождения в эпоху средневековья. Интересно проследить ее историю и увидеть, как каждое поколение влияло на ее развитие на всем пути от монофонического григорианского пения до сериализма и далее.
Вкратце отметим, что некоторые из этих композиторов охватывают несколько музыкальных эпох, и поэтому мы сделали все возможное, чтобы классифицировать их, хотя они легко могут принадлежать к нескольким!
Открываем классику
Один из методов познать академическую музыку — слушать ее неупорядоченно. Бах, Малер, Орф, Стравинский, Чайковский — слушайте все, без привязки к конкретной эпохе или направлению. Главное — слушать музыку внимательно, чувствовать “глубину” и “настроение” композиции. Так у вас со временем появятся любимые композиторы и произведения, которые захочется переслушивать снова и снова. А вместе с этим — желание углубиться в творчество конкретного творца.
Например, у Чайковского есть довольно драматичные, даже трагичные, но при этом необычайно пронзительные работы: пятая симфония и трио “Памяти великого художника”. Кого-то именно они, а не знаменитый “Щелкунчик”, заставят углубиться в творчество и биографию великого русского композитора.
Немец Феликс Мендельсон известен многим как автор свадебного марша. Но в его коллекции есть немало работ не менее достойных вашего внимания. Одна из них — “Скрипичный концерт”. А послушав его “Песни без слов”, Мендельсон откроется вам как автор весьма лиричных и романтичных композиций.
Есть композиторы, экспериментировавшие с музыкой всю свою жизнь. Один из таких — Игорь Стравинский. В его творческом пути выделяют “русский” этап (“Петрушка”, “Прибаутки” — здесь четко прослеживаются фольклорные нотки) и “серийный” этап (“Движения”, “Потоп” и другие работы из позднего творчества). Одно из лучших произведений композитора — “Весна священная”. Оно стало словно предзнаменованием надвигающихся катастроф первой половины 20-го века.
В отличие от Стравинского, вся музыка Моцарта выдержана в едином стиле. Он представляет венскую классическую школу и, несмотря на выдающийся талант и неоспоримый музыкальный дар, Вольфганг Амадей редко решался на эксперименты. Пожалуй, самая нетипичная работа Моцарта — “Ave verum corpus”.
Фридерик Шопен тоже узнаваем благодаря собственному стилю. Его важная особенность — привязка к пианино. Работы Шопена трудно исполнить на другом инструменте, не утратив индивидуальности и обаяния. Музыку Шопена вы вряд ли услышите в исполнении оркестра.
Так, шаг за шагом открывая для себя новых исполнителей и их композиции, вы постепенно начнете разбираться в академической музыке. Не прав тот, кто говорит о недостатке разнообразия в классических произведениях — мол, все они похожи друг на друга. Достаточно лишь сравнить “Турецкое Рондо” Моцарта, торжественный “Венгерский танец №5” Брамса и оперы Верди (“Аида, “Травиата”). Уже на основе этого станет ясно, что классика — богата и разнопланова. Каждый найдет здесь что-то для себя.
Риголетто (опера Джузеппе Верди)
Премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года в Венеции, в театре Ля Фениче. Автор либретто — друг автора, поэт Франческо Мария Пьяве. В премьерной постановке оркестром дирижировал сам маэстро. В основу сюжета положена пьеса Виктора Гюго «Король развлекается», премьера которой в 1830-е годы в Париже закончилась скандалом. В опере Верди главным действующим лицом выступает шут при дворе герцога Мантуанского Риголетто (в пьесе Гюго — Трибуле). Ведущий праздный образ жизни герцог похищает дочь шута и тот клянётся отомстить. Однако наёмный убийца Сперафучилле по ошибке смертельно ранит кинжалом дочь шута, надевшую плащ герцога.
Доклад: «Классическая музыка в современном мире»
Тема доклада:
«Классическая музыка в современном мире»
Принято считать, что современная музыка – это музыка, идущая в ногу со временем. Понимание современной музыки у каждого разное. Для кого-то это рок или рэп, а для кого-то классика, потому что если я слушаю классику сейчас, в это время, значит она для меня современна.
Понятие «Классическая музыка» не такое сложное, как может показаться на первый взгляд и как мы привыкли воспринимать этот термин. Это музыка, которая прошла испытание веками и не потеряла актуальности в наше время. Это музыка, которая была создана в определенное время (вторая половина 18 и начало 19 веков), когда культурно-эстетическое направление достигло расцвета и в дальнейшем получило название «классицизм».
Современная классическая музыка – на первый взгляд довольно странное сочетание слов. У многих при словах «классическая музыка» возникает представление о чем-то скучном и совсем древнем. Но это не так. Современная классическая музыка присутствует на нынешней эстраде в компьютерной обработке и надо признать, что это не портит ее и придает новой звучание и позволяет не быть отвергнутой и урбанизированной молодежью. Поскольку технологии прочно вошли в современную жизнь, то и классической музыке приходится подстраиваться под них, переходить на новые форматы – из залов на компьютеры, с пластинок на мр3-диски, чтобы сохранить прежние и приобрести новые позиции в умах и сердцах слушателей. Но было бы ошибочно считать, что классическая музыка в своей традиционной форме отошла в прошлое. Концерты симфонических оркестров становятся все более популярнее и теперь довольно часто в наушниках рядом стоящего или сидящего в транспорте человека слышатся популярные отрывки и произведений И.С. Баха, А. Вивальди, А. Моцарта или Л-В. Бетховена или другого классика.
Классическая музыка продолжает жить в современности наряду с той музыкой, которая создается сегодня. Она подвергается новым интерпретациям, получает свежее звучание на театральных сценах и в кинозалах, нередко ее можно услышать в самом неожиданном контексте, например, в рекламных роликах. Она вошла в современный звуковой мир и с этим не поспоришь. К этому можно относиться по-разному, но это позволяет классической музыке вступить в диалог с современностью и доказать свою актуальность и вечность.
Конечно, надо помнить, что классическая музыка, наполненная серьезным содержанием, нравственными, религиозными и философскими проблемами, создавалась не для сотовых телефонов. И слушать ее, конечно, рекомендуется в концертных залах. А мелодии мобильного телефона давайте воспринимать как напоминание о красивом и нестареющем.
Еще несколько лет назад мы говорили о том, что наши дети и родители основную часть времени проводят дома за компьютером или телевизором, то сейчас ситуация начинает немного меняться. Мы начинаем чаще посещать концертные, театральные и кинозалы и тем самым получаем возможность услышать классическую и современную музыку.
Вообще людям нужны все виды музыки – от простого напева до звучания огромного симфонического оркестра, от популярной эстрадной песни до симфоний и сонат Моцарта, Бетховена.
Использованная литература:
1. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. – М., 1972; Алексеев Э.Е., Головинский Г. и др. Молодежь и музыка сегодня //Социальные функции искусства и его видов. М., 1980; Человек в мире художественной культуры /Под ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина – М., 1982.
2. Давлетшина Д.М Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: — Казань, 1998.
Ссылки на интернет ресурсы:
https://school-collection.edu.ru/collection/ https://www.musenc.ru/
1
Произведения Вивальди стимулируют работу мозга
Антонио Вивальди — один из ярчайших представителей композиторов эпохи барокко. Это время ознаменовалось новым направлением в классической музыке, преобладавшим в 1600–1750 годах. Музыка барокко отличается размеренным темпом композиций (около 60 ударов в минуту) и наличием высокочастотных гармонических обертонов — дополнительных нот, подкрепляющих мелодию и привносящих в музыку оттенок экстравагантности и эмоциональной наполненности.
Проверить влияние барочной музыки на настроение может каждый: неспешный ритм приводит к успокоению, но при этом не парализует умственные процессы. Наличие данного эффекта подтвердили и учёные.
Например, в 2007 году команда исследователей из Стэнфорда, в которую входили сотрудники Школы медицины и музыкального факультета, провела эксперимент Music moves brain to pay attention, organize events. , в ходе которого проверялись способности испытуемых к концентрации, запоминанию и составлению прогнозов. Исследователи изучали с помощью томографа работу мозга при прослушивании музыки барокко.
Выяснилось, что пиковая активность мозга фиксируется в краткие моменты тишины между музыкальными частями. Это связано с тем, что музыка барокко обладает определённой долей непредсказуемости: мы строим прогнозы и анализируем будущие мелодические сочетания в следующем музыкальном фрагменте.
Подобный эффект возникает при прослушивании не только Вивальди, но и Баха, Генделя, Альбинони. Вслушиваясь в барочные произведения, мы тренируем мозг, заряжаем его на активную работу. Стоит отметить, что такого рода музыкальная терапия должна не сопровождать умственную деятельность, а предшествовать ей. Тем, кто не знает, с чего начать, поможет наша подборка.
Аве Мария (Шуберт)
Франц Шуберт написал это произведение для отрывка поэмы Вальтера Скотта «Дева озера». Произошло это летом 1825 года. В его планы не входило написание религиозного, церковного произведения. Прошло определённое время и некий неизвестный музыкант, пребывающий под глубоким впечатлением от молитвы «Аве Мария», положил её слова на музыку Шуберта. Произведение состоит из нескольких песен, специально отобранных и аранжированных Шубертом. Написано оно было в австрийском городке Гмунден, расположенном на северном побережье живописного острова Траун, что тянется в южном направлении.
Метод № 6: ходить на концерты
Слушать классику в записи — это хорошо, но большего эффекта вы достигнете, если начнёте слушать её вживую. В Рахманиновском зале Московской консерватории чуть ли ни ежедневно проходят недорогие, а порой и бесплатные концерты. Кого из современных исполнителей, часто выступающих в Москве, стоит услышать обязательно? Пианиста Алексея Любимова, Геннадия Рождественского, Михаила Плетнёва, виолончелистку Наталью Гутман, альтиста Максима Рысанова
Среди дирижёров следует обратить внимание на Владимира Юровского, возглавляющего Госоркестр, и Александра Рудина, руководящего одним из лучших камерных оркестров России Musica Viva
Произведения Моцарта помогают учиться и творить
О физиологическом влиянии музыки австрийского композитора спорят не один десяток лет. Многие исследователи заявляют о положительном воздействии композиций Моцарта не только на умственную деятельность, но и на здоровье. Термин «эффект Моцарта» был введён в 1991 году отоларингологом Альфредом Томатисом, который использовал произведения композитора в своей работе.
В 1993 году Фрэнсис Роше, Гордон Шоу и Кэтрин Ки исследовали Music and spatial task performance. влияние прослушивания одной из сонат Моцарта на умственную деятельность. Они дали испытуемым один и тот же тест на пространственное мышление, разница заключалась только в музыке, сопровождающей прохождение задания.
Выяснилось, что лучшие результаты испытуемые демонстрировали при прослушивании Моцарта. Такого эффекта не наблюдалось при тишине или устных расслабляющих инструкциях. К сожалению, подобное воздействие не долговременное: эффект наблюдался только в течение 15 минут после прослушивания.
В скором времени эффект Моцарта стал зарегистрированным товарным знаком, а в рамках его популяризации было выдвинуто немало смелых тезисов, к которым мы советуем отнестись скептически. Но если физиологическое воздействие остаётся предметом споров учёных, то благотворное влияние музыки австрийского композитора на настроение и концентрацию — факт, который каждый может проверить на себе. Для ознакомления с произведениями Моцарта Лайфхакер предлагает следующую подборку.
Метод № 2: слушать близких по духу
Музыкальный критик Илья Овчинников считает, что традиция начинать знакомство с классикой через музыку Баха и Моцарта не совсем верна. Ведь есть несколько классических композиторов, музыка которых более созвучна внутренней жизни современного человека. Среди них — Малер, Шостакович и Стравинский. Рубеж веков породил гениев, которые разговаривают с нами на одном языке. Если музыка XIX века, которая составляет основной массив репертуара современных исполнителей, могла уже заранее вам надоесть, то эти произведения наверняка покажутся вам свежими, интересными и близкими по духу.
Слушаем Малера
Эпоха романтизма (1820-1900)
Эпоха романтизма, охватывавшая 1820-1900 годы нашей эры, была временем эмоциональной, выразительной музыки.
Композиторы теперь писали музыку, чтобы выразить такие чувства, как горе и любовь, с помощью экстремального динамического диапазона, сложных последовательностей аккордов, использования рубато и других музыкальных приемов.
В нем также развивались новые формы, такие как тональные поэмы, песни, ноктюрны и рапсодии, среди прочих.
Ниже приведены некоторые из известных композиторов эпохи романтизма:
- Vincenzo Bellini (1801-1835)
- Луи-Гектор Берлиоз (1803-1869)
- Иоганн Штраус I (1804-1849)
- Феликс Мендельсон (1809-1847)
- Фредерик Шопен (1810-1849)
- Роберт Шуман (1810-1856)
- Franz Liszt (1811-1886)
- Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883)
- Giuseppe Fortunino Frencesco Verdi (1813-1901)
- Charles François Gounod (1818-1893)
- Jacques Offenbach (1819-1880)
- Clara Wieck Schumann (1819-1896)
- Сезар Франк (1822-1890)
- Антон Джозеф Брукнер (1824-1896)
- Johann Strauss II (1825-1899)
- Иоганнес Брамс (1833-1897)
- Eduard Strauss (1835-1916)
- Жорж Бизе (1838-1875)
- Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
- Петр Ильич Чайковский (1840-1893)
- Antonín Dvorak (1841-1904)
- Жюль Массне (1842-1912)
- Эдвард Хагеруп Григ (1843-1907)
- Gabriel-Urbain Fauré (1845-1924)
- Сэр Эдвард Уильям Элгар (1857-1934)
- Giacomo Puccini (1858-1924)
- Gustav Mahler (1860-1911)
- Клод Дебюсси (1862-1918)
- Рихард Штраус (1864-1949)
- Жан Сибелиус (1865-1957)
- Эрик Сати (1866-1925)
- Siegfried Wagner (1869-1930)
- Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)
- Ральф Вон Уильямс (1872-1958)
- Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
- Густав Теодор Хольст (1874-1934)
? С чего лучше всего начинать?
Так же как с любым другим миром, я бы отталкивалась от того, что вам уже нравится, и постепенно делала из этой точки вылазки в другие стороны, постепенно расширяя границы своих знаний.
Если любите Клауса Шульце, Tangerine Dream и всю эту немецкую космическую тянучку, то с большой вероятностью, вам понравится музыка Вагнера, на которого то и дело ссылаются немецкие электронщики. Зафанатели от Филипа Гласса? Поэкспериментируйте с чуть более сложным минимализмом.
Tangerine Dream. Концерт в соборе Ковентри, 4 октября 1975Фото: Michael Putland / Getty Images
Рихард Вагнер, гелиографияФото: Imagno / Getty Images
Нет чего-то, что вам заведомо нравится? Можно пойти другой дорогой, послушав яркого исполнителя, и следовать за ним как за проводником. Если билет на его концерт дороговат, слушайте записи. Сравнивайте разные интерпретации одного сочинения — фантастическое преимущество, которое есть только у классики.
Походите на лекции; сейчас их очень много, каждый уважающий себя концертный зал старается перед концертом поймать слушателя за пуговицу и напомнить ему, как не спутать Шопена и Шумана. Если времени на офлайновые лекции не хватает, то всегда можно послушать их в интернете.
Вы справедливо возразите, что все эти знания только частично пересекаются с любовью (предположим, что наша цель — именно полюбить большую музыку, а не просто узнать, кто в каком году родился). Здесь у меня, с одной стороны, нет рецепта — возникновение любви всегда иррационально.
С другой — иррационального в музыке и так достаточно; самое чувственное из искусств, она ворочает абстракциями и выстраивает свою замысловатую архитектуру из чистого эфира. Вполне можно позволить себе узнать что-то конкретное, фактологическое, терминологическое, чтобы в этом эфире чувствовать себя увереннее.