История как наука и спор подходов к оценке исторических событий

Содержание:

В история служит для изучения прошлое, чтобы иметь возможность объяснить текущую ситуацию, то есть настоящее. С историей мы можем понять, почему вещи такие, какие они есть в настоящем; традиции, культура, политика, экономика, технологии… Без этого мы не можем понять настоящее, но и не могли бы знать, куда идет человечество.

Например, знание истории колонизации Латинской Америки или Африки может позволить нам узнать, как возникли их традиции, культура, политика, язык и даже границы их границ. Без истории мы не смогли бы узнать, почему испанский является преобладающим языком в Латинской Америке, а английский — наиболее распространенным.

История — это повествование о событиях, которые произошли в человечестве, включая взлет и падение великих наций, а также другие соответствующие изменения, которые повлияли на политические и социальные условия человечества.

Однако люди часто задаются вопросом, для чего изучается история, поскольку она проживается в настоящем и планируется на будущее. В этом смысле пребывание в настоящем и предвидение того, что еще не произошло, требует времени; Так почему мы должны беспокоиться о том, что уже произошло?

Ответ прост: потому что вы не можете избежать прошлого и потому что все мы живые истории. Обычно существует тенденция думать, что история не представляет собой полезного исследования, потому что продукт ее изучения не так ощутим, как у других дисциплин.

Однако эта наука незаменима, потому что она не только изучает события, которые уже произошли, но и создает мосты, связывающие эти события с настоящим. Например, каждое общество говорит на одном языке и придерживается традиций, унаследованных от общин, живших в прошлом.

Таким же образом используются технологии, которые не были созданы в этом столетии, а являются результатом процесса, инициированного людьми тысячи лет назад. Следовательно, понимание прошлого необходимо для понимания настоящего.

Точно так же это основная причина, по которой эта дисциплина все еще изучается

Однако ниже приведены другие причины, подтверждающие важность и полезность этой истории

История помогает нам понять людей и общество

История дает информацию о том, как ведут себя люди в общественной жизни. Если бы мы полагались исключительно на современные данные, это затруднило бы нашу жизнь. Прошлое порождает настоящее, а значит, и будущее. Каждый раз, когда мы пытаемся понять, почему что—то произошло — будь то изменения в политике, войны, катастрофы — мы должны искать факторы, которые сформировались ранее. Часто нам нужно заглянуть в прошлое, чтобы определить причины изменений. Только изучая историю, мы можем понять, как все меняется.  Только через историю мы можем начать понимать факторы, которые вызывают изменения.

История, которая хорошо рассказана, прекрасна

Многие историки, которые больше всего привлекают читателей, знают о важности рассказывать интересно и точно. Истории, которые показывают, как люди и общество на самом деле функционировали, наводят на мысли о человеческом опыте в другие времена и в других местах

То, как люди в далекие века строили свою жизнь, — это чувство красоты и волнения, и, в конечном счете, другой взгляд на человеческую жизнь и общество.

Средневековый авторитет

С воцарением в Европе христианства пространственно-временные координаты существенно поменялись. Цикличность сменилась «стрелой», направленной от сотворения мира к Страшному суду. По крайней мере, такова популярная трактовка, не учитывающая сельскохозяйственный круговой хронотоп (крестьяне написанием трактатов не занимались).

Смысл истории понимали как раскрытие и воплощение божественной воли в тварном мире. Человек на протяжении Средних веков воспринимался не как создатель истории, а как ее смиренный зритель. Это не то, что творит человек, а сакральная история с библейскими событиями и соответствующее ей священное время. Кроме того, были множественные «истории» из мира людей. (Например, сочинение Жана Бодена называется «Метод легкого чтения историй» — во множественном числе.)

Такие истории, от хроник и анналов до свидетельств паломников, часто были хаотичными и причудливыми. Известная фальшивка XII века, «Письмо пресвитера Иоанна», рассказывала о легендарном правителе Трех Индий, который владычествует над амазонками, сатирами и пигмеями. В эпоху крестовых походов и на фоне сюжетов из исторических манускриптов, это никого не смутило, и римские папы неоднократно пытались ответить восточному пресвитеру.

Идея судить людей прошлого по законам их времени была так же чужда средневековым историкам, как и древним. События трактовали исходя из собственных представлений, а прошлое подтверждало идеи настоящего. Концепция свидетельств и показаний, унаследованная от Античности, существовала. Однако главным средневековым гарантом истины был церковный авторитет, и эмпирические проверки были не в чести: яркий пример — легенда о схоластах и кроте:

Всё это позволяло, переписывая манусткрипы, подправлять источники, если те казались неправильными.

По понятным причинам тексты язычников считались куда менее значимыми, чем ветхозаветные предания. Уважением пользовались произведения отцов церкви, которые имели преимущественно богословский характер. Существовало и направление «истории варваров», которое имело значение для осмысления прошлого собственного народа — например, сочинение испанского архиепископа Исидора Севильского по истории готов, вандалов и свевов. В силу религиозно-политической принадлежности Исидор принципиально не привлекает источники франков и «еретических» византийцев.

Средневековые историки были равнодушны к исторической достоверности: это подтверждается тем, что людей прошлого изображали в одежде своей эпохи до Нового времени. Художники того времени знали, что раньше одевались как-то иначе, но это не слишком их интересовало. Их задача была в том, чтобы приблизить изображаемых героев к себе, сделать сюжет нравоучительным и затрагивающим душу. События реального мира соотносились со священной историей по принципу средневекового аллегоризма.

Какие качества и навыки нужны учёному

Любопытство

И не просто любопытство, а определённая въедливость. Нужно стремление докопаться до сути, до причин конкретного явления. Сейчас так, а если что-то поменять, какие произойдут изменения? Где корень этих изменений, когда они начались, что изначально их спровоцировало? Что ещё могло повлиять на процесс? Есть ли другие возможности, которые могут привести к такому же результату? Вот вопросы, которые двигают науку вперёд.

Активность, инициативность

Сейчас очень ценится способность исследователя к самостоятельной работе, постоянному развитию, серьёзной работе по выбранной теме. Просто отбывать время в лаборатории не получится.

Внимание к мелочам

В науке нет пустяков. Неправильно интерпретированный результат может завести исследователя в тупик. Нельзя игнорировать исходные данные, нужно детально описывать используемые методики и реактивы, сохранять ссылки на источники информации. Зачастую открытие можно сделать даже в той области, где, казалось бы, всё уже исследовано.

Понимание причинно-следственных связей

Учёному важно различать, где причина, а где следствие, и не путать этих понятий. Собственно говоря, очень часто исследования проводятся как раз для того, чтобы это установить

Например, уже давно известно, что состояние микробиоты кишечника влияет на человека, его поведение, настроение, самочувствие. Наш организм тоже влияет на состав микробиоты, стимулируя размножение определённых видов бактерий через питание, гормоны, особенности пищеварения. Однако, что первично в развитии некоторых патологий, изменения в организме или изменение микробиоты, пока не ясно.

Самоотверженность

Особенно это важно при работе с живыми объектами. Бактерия не будет планировать свое развитие в угоду исследователю и его удобству

Чтобы увидеть нужное явление в нужный момент, учёный должен быть готов перестроить свою жизнь под потребности науки, в том числе работать во внеурочное время.

Умение общаться и поддерживать социальные связи

Это помогает не только продвинуться в своих исследованиях, но и сделать карьеру. Разговоры с коллегами, обсуждения дают новый взгляд на проблему и порой экономят время — часто оказывается, что коллега знаком с вопросом и может поделиться информацией.

Английский язык

Актуальные научные данные сейчас можно найти только в зарубежных источниках. Собственные статьи тоже приходится переводить на английский, чтобы они котировались в международном научном сообществе. Научные журналы предлагают услуги переводчиков, но знание языка всё равно необходимо, чтобы проверить их работу. 

Переводчики не разбираются в вашем вопросе так же хорошо, как вы, и могут неправильно понять вашу мысль или что-то напутать.

Грамотность

Написание статей, научных работ, заявок на гранты требует хорошего знания русского языка. Нужно уметь точно описать, что сделано другими, что делал ты и для чего это нужно. Иначе невозможно донести открытие до коллег или получить финансирование для проекта.

Критическое мышление

Получив результат эксперимента, необходимо ещё раз проверить, всё ли правильно сделано, нет ли ошибок, есть ли похожие результаты у коллег. Если никаких ошибок не нашлось, нужно выдохнуть и провести эксперимент повторно. Только так можно гарантировать точный результат.

Ссылки

Стернс, Питер (1998). Зачем изучать историю? Получено 8 марта 2017 г. с сайта Historians.org.
Кеттлер Сара (2015). «Суфражистка»: настоящие женщины, которые вдохновили фильм. Получено 8 марта 2017 г. с сайта theguardian.com.
Такур, Арен (2013). 10 главных причин изучать историю. Получено 8 марта 2017 г. с сайта topyaps.com.
Хан, Мухаммед. Почему история так важна. Получено 8 марта 2017 г

с сайта quora.com.
Почему так важно изучать историю? Получено 8 марта 2017 г. с сайта reference.com.
7 причин, почему так важно изучать историю

Получено 8 марта 2017 г. с сайта allwomenstalk.com.
Адам, Кларк. 7 причин, по которым вам нужно знать о важности истории. Получено 8 марта 2017 г. с сайта historyguru.org.
Корфилд, Пенелопа. Все люди — живые истории, поэтому история имеет значение. Получено 8 марта 2017 г. с сайта history.ac.uk.
Херст, Кирст (2017) Что такое история? — Сборник определений. Получено 8 марта 2017 г. с сайта archeology.about.com.

Экономический подход

Первая точка зрения делает акцент на экономику. Для людей, которые стоят на этих позициях, самым важным в исторических событиях является то, как эти события воздействуют на материальную жизнь общества. Становятся ли люди от этого богаче или беднее? Кто именно становится богаче или беднее? Насколько люди там-то и тогда-то имели возможность удовлетворять свои материальные потребности? Как это влияло на их быт, здоровье, благосостояние?

Для людей, стоящих на позициях материализма и экономизма, в истории оценивается положительно всё то, что позитивно влияет на благосостояние той группы населения, которая занята в производстве пищевых и промышленных продуктов и тех, кто занимается распределением этих продуктов (торговлей, ростовщичеством). Эта точка зрения иногда может делиться ещё на две точки зрения: социалистическую (крестьяне, рабочие, служащие) и буржуазно-капиталистическую (производственная, торговая и финансовая буржуазия). Каждая из этих групп оценивает исторические события в зависимости от пользы для их группы.

Крайним выражением этой точки зрения является разделение людей на полезных и бесполезных. Революционные деятели (как со стороны буржуазии, так и со стороны крестьян и пролетариата), которые исповедовали экстремальные формы этого подхода, были согласны между собой в одном: духовенство, аристократия и интеллигенция являются экономическими нахлебниками, и полезны только в виде ширмовых правителей, деполитизированных священников, учителей, врачей, ученых и деятелей искусства, которые обслуживают исключительно интересы либо рабоче-крестьянско-служебного класса, либо интересы производственно-торгово-финансовой буржуазии.

Идеологи экстремисты от этого подхода и сегодня продолжают делить людей на полезных и бесполезных. Если человек способствует экономическому росту – он оценивается положительно. Если человек тормозит экономический рост, то он оценивается отрицательно. Поэтому тормозящих экономику аристократов и духовенство вчера можно было уничтожать (это делали и буржуазия, и пролетариат), а избыточное для экономики большинство населения сегодня нужно сокращать разными способами.

Для этой группы Пётр I и его реформы характеризуются скорее с положительной стороны. Он развивал промышленность и торговлю, даруя большие преференции ремесленникам, промышленникам и торговцам (особенно иностранным) – буржуазии.

Ну и что, если Пётр I закрепостил крестьянский (православный) народ, разрешив, его продавать как скот, разделяя семьи? Ведь он одновременно сильно ослабил духовенство и военную аристократию Руси, которые не давали развернуться нарождающейся местной и приехавшей за гешефтом иностранной (протестантской) буржуазии. За это Петру можно многое простить! Не так ли?

О карьере учёного

Чтобы правильно построить карьеру, нужно грамотно планировать своё будущее. Профессиональный вес учёного определяется несколькими факторами.

Во-первых, это научные статьи и сообщения. Их желательно публиковать в англоязычных журналах — сейчас они котируются намного выше, чем российские. У каждого учёного есть индекс его популярности и активности — индекс Хирша. Его величина зависит, в том числе и от цитируемости статей, соавтором которых он является.

Во-вторых, это участие в научных конференциях, проектах и исследованиях, полученные гранты и патенты на изобретения

Чем более перспективным и актуальным направлением вы занимаетесь, тем больше шансов обратить на себя внимание научного сообщества, получить государственное финансирование и значительно продвинуться в своих исследованиях

В-третьих, это учёная степень. Работать в лаборатории можно и без неё, но чтобы получить хорошую работу в институте, выступать на значимых международных конференциях или регулярно получать государственные гранты, требуются регалии и научная степень в первую очередь.

Сейчас я учусь в аспирантуре, готовлюсь защитить диссертацию и стать кандидатом биологических наук. Это ступень, которую я пропустила после окончания вуза. Лучше сразу поступать в аспирантуру — учиться после большого перерыва труднее

Это важно ещё и потому, что сейчас в нашей стране есть программы поддержки молодых учёных. Чем раньше вы защититесь, тем больше возможностей для участия в грантах и проектах у вас будет

Ступени карьерной лестницы учёного в научно-исследовательском институте:

Позиция Как достичь
студент / лаборант обучение в вузе
аспирант / специалист обучение в магистратуре
младший научный сотрудник (м.н.с.) кандидат наук либо 3 года стажа
научный сотрудник (н.с.) кандидат наук либо 5 лет стажа
старший научный сотрудник (с.н.с.) кандидат наук либо 10 лет стажа
ведущий научный сотрудник (в.н.с.) доктор либо кандидат наук
главный научный сотрудник (г.н.с.) доктор наук

Античные историки и ораторы

Историческое повествование и накопление знаний о прошлом оформилось еще в глубокой древности, вместе с изобретением письменности. В этом плане сборниками сведений можно считать эпосы и Ветхий Завет. В античном мире появились первые известные историки: Геродот, Ксенофонт, Плутарх (у греков), Тит Ливий и Тацит (у римлян).

Советский историк Михаил Барг полагал, что «сферичный» мир Античности не придавал большого значения времени, поскольку не знал эсхатологии. Например, Фукидид, которого называют основателем исторической науки, воспринимал историю как статичный порядок вещей. Это означает, что история становится поучительной (а этого требовала древняя этика), только когда обращается к неизменным основам. А вот философ Александр Лосев считал, что мир древности динамичен, но всегда возвращается на круги своя, к «исходной точке». При этом античное чувство драматизма позволяло тогдашней философии истории мыслить в категориях постоянной борьбы, взлетов и падений.

Борьба случалась и на пересечении исторических и политических интересов. Исследуя сочинения древних, французский гуманист XVI века Жан Боден отмечал, что сочинители особенно охотно хвалят себя и указывают на дурные деяния врагов

К таким пассажам он советовал отнестись с осторожностью и больше обращать внимание на суждения беспристрастных сторон, например какого-то третьего арбитра

Независимо от того, как Филин оценивал храбрость римлян, дальнейшая судьба Карфагена известна. Но очевидно, что ни римляне, ни карфагеняне не могли бы быть только лишь позорными и трусливыми. Комментируя эти эпитеты, Боден проводил разницу между оратором и историком: задача первого — не исторические штудии, а политтехнологии. Такой талант он тоже признавал — отмечая, что один и тот же человек не может выполнять обе функции одинаково хорошо.

Итак, античные сочинители были не чужды ораторских искушений и порой создавали истории, рассказывающие только о бесконечных подвигах соотечественников. Впрочем, другие древние авторы (как правило, с третьей стороны) изобличали необъективность.

Евгеника: за и против

Как известно, все в нашем мире происходит из любопытства. Человек всегда задавался вопросом “А что, если…?”, однако не всегда это приводило к положительным результатам. В случае с учением о евгенике, наука выступила в качестве мощного оружия для перемен в руках людей, наделенных большой властью. Так, в 1913 году в Великобритании был введен закон о психическом дефиците, согласно которому, те люди, которые по тем или иным причинам были признаны “слабоумными”, должны были быть отделены от общества и буквально заперты в специализированных колониях.

Чуть позднее, в нацистской Германии официально была введена программа Aktion Tiergartenstrasse 4 или Программа умерщвления Т-4, в рамках которой было уничтожено более 300 000 инвалидов, основным мотивом чего послужила вера в “очищение” арийской расы и мира в целом от “лишних” людей.

Основным мотивом евгенической программы было создание совершенной расы людей без каких-либо физических и психических недостатков

Из-за того, что премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль был ярым сторонником евгеники, под понятие “слабоумных” попадали по его мнению не только страдающие психическими недугами люди, но и едва ли не половина земного шара. Так, Черчилль открыто говорил о своей неприязни к индийцам, курдам и даже немцам, у которых под категорию слабоумных могли попасть абсолютно здоровые женщины в случае медицинских осложнений во время рождения ребенка.

Несмотря на то, что евгеника в настоящее время находится под официальным табу, некоторая ее часть все же начинает возрождаться в виде исследований ДНК человека. Так, уже сейчас за определенную плату можно произвести на свет “дизайнерского” человека с заданным цветом глаз, волос и другими внешними характеристиками. Кроме того, исследования ДНК в скором будущем смогут позволить человечеству навсегда забыть о генетических заболеваниях, предупредив их еще на самой ранней стадии развития плода. Однако как же можно найти эту тонкую грань, которая делает евгенику и поддерживающую ее науку аморальной? Поделитесь своими мыслями в нашем Telegram-чате.

История готовит вас ко многим профессиям

Одно из критических замечаний, часто высказываемых в адрес этой дисциплины, — это воспринимаемое отсутствие ценности на рынке труда. В то время как студенты, изучающие коммерческое дело, продолжают работать в бизнесе, а студенты, изучающие естественные науки, имеют широкий выбор вариантов карьеры, квалификация по истории, по-видимому, предлагает несколько прямых путей к трудоустройству (кроме преподавания истории, академической или музейной работы).

Навыки и знания, полученные в результате изучения истории, ценятся многими профессиями.

Будучи эффективными писателями и ораторами, многие выпускники истории становятся успешными журналистами, копирайтерами, авторами, редакторами, контент-менеджерами и специалистами по маркетингу. Способность находить, организовывать и управлять информацией позволила многим выпускникам исторических факультетов стать выдающимися исследователями, библиотекарями, информационными менеджерами и администраторами.

Многие выпускники исторических факультетов также проходят дополнительное обучение, чтобы стать юристами, дипломатами и государственными служащими. Политика — это еще один карьерный путь для выпускников исторических вузов, некоторые из которых достигли высоких постов. История также является полезной платформой для карьеры в вооруженных силах или полиции – или для дальнейшего изучения экономики, управления бизнесом, ведения документации, социальной работы или психологии.

Фальсификация и современность

В ХХ столетии структуралистские и постструктуралистские теории подвергли критике поиск объективности и вообще рефлексию как способ удостоверения истины. В «Мифологиях» Ролан Барт дал понять, что мифологизация — признак всех социумов. Особенно это заметно в эпоху новых медиа. Даже фальшивки — особенно фальшивки — оказывают на людей реальное влияние. Когда сама реальность виртуализируется, разница между фейком и нефейком теряется. Кадры военных действий дополняются спецэффектами или вовсе замещаются сценами из видеоигр, которые выдаются за актуальные события.

О таком параде гиперреальности писал Жан Бодрийяр в книге «Войны в Заливе не было»: конфликт превратился в медийный симулякр.

Зритель готов ее принять в качестве истинной, потому что ее удобно воспринимать и она эмоционально заряжена — так работает всякий медиафастфуд, особенно идеологический. Бывают и обратные процессы: явление, которое воспринималось всеми как теория заговора, существовало как гиперреальный шарж и получило соответствующую мифологию, внезапно оказывается правдой. Однако оно уже не может существовать в качестве правды, потому что попадает в заготовленное пространство, которое уже полно симуляций, клише и мемов.

Есть мнение, что для разговора о «настоящей истории» (то есть такой, которая лишена спекуляций) необходимо, чтобы прошлое было достаточно далеким. В этом смысле история ХХ века — еще свежая тема, которая является личной болью ныне живущих людей, не говоря уже о событиях 1990-х или 2010-х годов. Если события являются травмой, то они как будто делаются нефальсифицируемыми.

С другой стороны, медийными манипуляциями можно менять и события вчерашнего дня, и даже настоящее — прямо во время нанесения травм. Поэтому аргумент о том, что сфальсифицировать историю получится только после ухода поколения, не вполне соответствует актуальной ситуации. Трудно не согласиться с Аристотелем, который говорил, что «истории баснословны и не доставляют удовольствия не только когда слишком древние, но и когда совсем недавние».

Романтическая историография

XIX век был невероятно богат на проекты историографии. Активное развитие и специализация наук привели к появлению множества разных теоретических подходов к истории — экономических, культурологических и культурфилософских, которые, в свою очередь, дробились на авторские теории, по-своему видевшие прошлое. Никуда не делись позитивистские способы осмысления истории. Так, Огюст Конт выделял в истории человечества определенные стадии: от теологической и метафизической общество переходит к позитивной, где главной и единственной гносеологической формой становится научное знание.

Тем не менее разочарование в сциентизме Просвещения привело к появлению романтической историографии. В отличие от критического метода, романтическое понимание истории обращается не к рациональности, а к чувствам и традициям.

Для консервативных историков, от Эдмунда Берка до Жозефа де Местра, идеалом был прежний монархический порядок — в русле этого направления ушедшие эпохи становились всё привлекательнее. По мере развития индустриального мира с его нигилизмом и атомизацией людей возникает потребность в поиске новых смыслов и идеалов веры, чести, красоты. Одни романтики искали его в прошлом, другие — в незападных странах.

В XIX веке на первый план вышли понятия нации, народности и патриотизма. Прежде слово «нация» имело политический или сословный смысл — так называлось дворянство, имеющее право участвовать в государственной жизни, или прибывшее из какой-то области сообщество студентов средневекового университета. В новоевропейских государствах, где сложились общий рынок, образование, право, этническая и языковая общность, появилась новая коллективная идентичность. Вдохновляющим и объединяющим повествованием для этих общностей стал национальный миф.

Иногда речь идет о народном эпосе, который вообще не обязан быть исторически достоверным, поскольку речь идет о вдохновляющих легендах, которые обитают в поле символического. Также в основу национальных мифологий легли реальные исторические события. Им сообщался углубленный смысл, и порой сакрализация выводила их из истории в пространство гражданской религии.

В России времен наполеоновских войн статус патриотического символа получило Смутное время, к которому в ориентированные на Запад петровские времена были довольно равнодушны. В США Война за независимость и отцы-основатели, истории о которых отдаленно напоминают жития святых, стали для американцев сплочающими символами после противостояния между Севером и Югом. Таких примеров переоценки и мифологизации во все времена существовало множество. А кроме государственной героизации всегда были оппозиционные линии трактовки, нарочито приуменьшавшие значимость событий национального наследия.

В философии истории за разоблачение мифов отвечает конструктивистская теория, заложенная концептом британского историка Эрика Хобсбаума «изобретение традиции»: многие «вековечные» традиции являются модернистским новоделом. Национальные символы часто действительно удревняются, по крайней мере, в пропагандистских нарративах. Например, шотландский килт с тартаном, каким мы знаем его сейчас, появился только в начале XVIII века, а какими были пледы средневековых шотландцев, неизвестно. Существует и множество поддельных текстов, перепридумывающих древние народные традиции, например «Велесова книга» с развитым славянским пантеоном и духовным учением.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: