Особенности логопедической работы с группой детей с онр

Занятия по формированию лексики и грамматики

Когда планируются содержание и задачи коррекционного воздействия при работе с дошкольниками, страдающими общими нарушениями речи, нужно учитывать их логопедическое обследование. Также нужно стараться выявить потенциальные возможности дошкольников и соотнести их с существующими требованиями в программе детского образовательного учреждения. Занятия по логопедии проводятся как в индивидуальном формате, так и с подгруппами и группами. Учитывая статус речи и неврологии у детей, нужно реже проводить занятия с целой группой, ведь материал в таком случае будет усваиваться недостаточно хорошо.

Во время занятий по формированию лексики и грамматики, нужно активно пополнять и активизировать словарный запас у дошкольников. Они должны хорошо знать названия предметов, уметь обозначать их составляющие элементы, называть их качества и действия, которые с этими предметами можно совершать. Также нужно обучать их правильно соотносить слова с образами предметов.

Проводятся специальные занятия, в которых принимают участие небольшие подгруппы. На этих занятиях формируется связная речь. Для этого дети практикуются в составлении предложений по разным моделям, учатся пересказывать, также учатся составлять собственные рассказы. Один ребенок демонстрирует действия, а второй комментирует их. Также рассказы составляются на основе серии из сюжетных картин, по одной сюжетной картине. Детей учат рассказывать то, что произошло с ними. Они практикуются в описательных видах речи и в творческих рассказах.

Логопедическая карта обследования дошкольника

После осмотра логопед должен заполнить речевую карту по федеральной форме. В ее содержание включены данные о речи, слухе, дыхании, заикании, звукопроизношении, строении артикуляционного аппарата, моторике.  Логопед делает заключение на основании изложенных проблем.

Данные детей с ОНР передаются в логопедическую карту обследования школьника. Учащиеся тоже должны проходить профессиональное обследование речи. Их оценивают еще и по чтению учебника.

Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ

Перед обследованием малыша родители должны подписать заявление на согласие об исследовании. После этой процедуры родитель будет проинформирован в полной мере о состоянии своего малыша. Эта информация не разглашается посторонним. Логопед в свою очередь обязан продумать план лечения при обнаружении проблем и дать рекомендации. Родитель должен обеспечить сопровождение малыша на занятия.

Занятия для развития мышления

Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка

После составления речевой карты продумывается план лечения. В нем указаны все процедуры, необходимые для устранения дефектов. Открыв его, можно увидеть всю информацию о заключении.

https://youtube.com/watch?v=VoBDuDlRmXA

В нем описаны необходимые занятия:

  • Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
  • Изучение звуков и внедрение их в разговор.
  • Изучение фонетики.
  • Коррекция предложений и слов.
  • Уроки лексики и грамматики.
  • Улучшение связи между словами.
  • Общение с психологом.
  • Подготовка к письму.
  • Игры для развития мелкой моторики.

Дошкольная логопедия это важный элемент в жизни будущего школьника. Она поможет поставить речь, научиться произносить звуки правильно. Это избавит будущего ученика от психологических проблем в школе.

Как попасть в спецгруппу?

Как вообще дети попадают в логопедическую группу? Для того чтобы малыша определили в такую спецгруппу или сад, необходимо будет утверждение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). В свою очередь, на саму комиссию изначально малыша могут направить по итогам обследования логопедом состояния речи детей массового детского сада. Как правило, такую проверку проходят воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.

Рекомендации по прохождению комиссии могут быть получены от сотрудников сада, в который изначально ходил ребенок. В этом случае воспитатели, психолог и логопед пишут характеристику на воспитанника, которая и будет являться основанием для посещения специализированного учреждения или логогруппы. Заключение психоневролога ускоряет этот процесс, если проблема действительно имеет место. Для ПМПК необходимо собрать и другие документы: заключение психиатра, педиатра, ЛОРа, окулиста.

https://youtube.com/watch?v=k_DcL35CSZA

Как проходит логопедическая работа

Патологии речи носят системный характер, поэтому коррекция проходит в тесном сотрудничестве с другими медицинскими работниками. Часто план логопедической работы включает не только коррекцию речи, но и медикаментозное лечение, психотерапевтическое консультирование. Различают следующие основные причины нарушений речи:

  1. Физиологические. Наиболее частая патология, с которой сталкивается огромное количество детей — неправильный прикус, он становится причиной проблем с произношением звуков. В таких случаях, помимо логопедической работы, требуется консультация ортодонта, который подбирает оптимальные методы терапии. Недоразвитость органов слуха или неправильная артикуляция также могут стать причиной недостатков речи.
  2. Психологические. Если ребенок с детства находится в неблагоприятных условиях, испытывает дефицит общения с членами семьи и сверстниками, не получает достаточно внимания, регулярно подвергается стрессу, могут возникнуть различные виды нарушений речи (дислалия, заикание). В случае если затронут социальный фактор, требуется вмешательство психотерапевта и психолога.

Многие патологии, связанные с речью, проявляются по причине нескольких причин как физиологического, так и психологического характера

В этом случае важно учитывать этиологию нарушений, содержание логопедической работы включает комплекс мер: психологическое, педагогическое и медикаментозное вмешательство

Актуальны ли логогруппы?

С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садиков с логопедическими группами

В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость в среднем 20-25 детей на группу, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником

Обычный сад предусматривает работу с дошкольниками не только с сохранным интеллектом, но и с нормой речи. Поэтому нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать.

Если не учесть всех особенностей в развитии дошкольника, проблема никуда не исчезнет, напротив, в школе с ней будет намного сложнее справиться. Так, проблемы с произношением могут повлечь за собой нарушение письменной речи – дисграфию.

Формирование звуков на логопедических занятиях

Формируя звуковые составляющие речи, нужно развивать речевое восприятие у детей. Следующие упражнения в этом могут помочь:

  • среди нескольких слов нужно выделить заданное. Например, если ребенок услышал заданное слово, он тут же должен поднять специальный яркий знак;
  • упражнение на дифференциацию слов, имеющих похожее звучание, но отличающихся по значению;
  • задания на дифференциацию предложений, похожих по составу звука.

Чтобы увеличить способность запоминать цепочки слов на слух, и способность сохранять в памяти последовательность из названных слов, дети могут выполнять инструкции, состоящие из двух-трех ступеней.

На этом этапе развитию звукопроизношения не уделяется основное внимание. Однако все же детям иногда задаются отдельные упражнения на артикуляцию и проводится работа по коррекции звукопроизношения

Это позволяет не отклоняться от основного направления деятельности и в то же время оказывать положительное влияние на речь детей с точки зрения звукопроизношения.

Проговариваются разные типы слогов. Например, это могут быть одинаковые повторяющиеся слоги. Это могут быть слоги, состоящие из разных звуков или слоги, закрытые в обратные.

Индивидуальная работа с детьми с ОНР

Индивидуальные занятия с дошкольниками подразумевают использование следующих видов деятельности:

  1. Гимнастика для дыхания (работа над длительностью выдоха и вдоха, над силой и плавностью воздушной струи);
  2. Гимнастика для артикуляции (выполнение упражнений на формирование мышц для артикуляции);
  3. Гимнастика для пальчиков (упражнения, формирующие мелкую моторику);
  4. Коррекционная работа над звукопроизношением;
  5. Автоматизация произнесение звуков;
  6. Дифференциация звуков;
  7. Пополнение лексического запаса слов;
  8. Прочное усвоение знаний, полученных на подобных занятиях.

Все подобные занятия включат в себя совершенствование навыков моторики и координации, ориентации в пространстве. Эту работу проводят для формирования навыков речи и для развития соответствующих понятий. В ее основе лежит развитие более глубоких представлений, пополнение копилки знаний о мире вокруг. Эта предметная база и становится основой формирования речи дошкольников.

Предметная среда в развитии лексических и грамматических навыков

Одно из самых эффективных направлений в коррекционной работе для исправления дефектов речи у дошкольников – это развитие лексических и грамматических языковых средств. Чтобы реализовать это направление, нужно проводить занятия по логопедии, музыкальные упражнения, привлекать к работе не только воспитателей, но и других специалистов, работающих в детском саду.

Развивающая предметная среда и меры по оказанию педагогического воздействия направлены на формирование у дошкольников представлений об окружающем их мире, на развитие полноценной личности.

Логопедические занятия позволяют решить множество задач, связанных с речевыми и неречевыми функциями психики, что дает возможность достаточно эффективно корректировать имеющиеся дефекты речи.

Также нужно развивать умения использовать разные синтаксические структуры.

Опираясь на ведущую деятельность дошкольников, Нужно помогать им осваивать и закреплять лексический материал. Для этого полезно использовать игры.

Логопедическая работа, направленная на развитие лексики и грамматики в речевых высказываниях дошкольников, имеющих ОНР, по мере их взросления может включать в себя разные дидактические игры, разработанные с учетом изучаемой лексики.

В образовательных учреждениях дети активно усваивают русский язык. Они также получают прекрасную возможность овладеть главной формой общения – устной речью. Речь и общение – это навыки, которые формируются постепенно. Главные закономерности грамматики дети запоминают к пяти годам. В это время они уже активно используют все существующие падежные формы, работают со сложными предложениями и придаточными. Лексический словарь детей включает в себя практически все элементы речи.

Когда зародилось направление

История логопедии не имеет точной даты возникновения, а насчитывает несколько тысячелетий. Можно выделить четыре этапа развития данного направления (самостоятельного на сегодняшний день) коррекционной педагогики. Как демонстрирует тенденция развития отрасли, она формировалась на основании знаний, полученных медициной и педагогикой, а потому имеет непосредственную связь с ними.

Научное познание речевых расстройств и нахождение методов для их коррекции началось не так давно, когда медицине стали известны основные механизмы анатомического и физиологического аспектов, благодаря которым человеку удается осуществлять речевую деятельность. Примерно в середине 19 столетия появились первые заметки относительно теории расстройств речи, автором которых был врач-невропатолог П. Брок. Немногим позднее свой научный труд с описанием центра сенсорной стороны речевых возможностей опубликовал другой невропатолог – К. Вернике.

Рекомендуем: Заикание: причины и лечение

Обе эти работы стали причиной многочисленных споров и дискуссий относительно механизмов, обеспечивающих систему речи. Стоит заметить, что этот научный конфликт стал отличным предлогом для сбора новых данных и знаний о возможных нарушениях речевой деятельности человека.

В связи с этим постепенно стали появляться результаты исследований речевых нарушений, которые проводили с экспериментальной целью не только невропатологи, но и лингвисты, психологи, физиологи, педагоги и другие специалисты.

Таким образом, логопедия как наука, зарождалась постепенно, на фоне развития и совершенствования других наук. И теперь, являясь самостоятельной отраслью коррекционной педагогики, логопедия не изолирована от других направлений. Более того, она тесно взаимодействует с прочими направлениями научного познания индивидуумов.

На просторах России прорывом в становлении логопедии стало событие, когда государство решило оказывать помощь детям с речевыми отклонениями. В не таком далеком 1917 году были изданы особые декреты о необходимости включения дошкольных и школьных учреждений (в т.ч. частных) в общую систему просвещения советского народа.

Рекомендуем: Наука дефектология

Согласованием этих документов занимались ведущие советские инстанции. Благодаря этим декретам, побуждающим правительство вплотную заняться вопросом оказания помощи детям с дефектами речи (в т.ч. аномальными), в области организации воспитательного и обучающего процессов было положено начало кардинальным изменениям.

Использование вопросов

Используются вопросы, которые подразумевают понимание модификации словесных форм и того, как они связаны в предложениях.

Чтобы дети учились использовать простейшие речевые формы, практикуются задания по использованию предложений, состоящих из нескольких слов.

Дошкольники будут успешно обучаться лишь в том случае, если они будут понимать значение всех членов в предложении.

Дошкольников учат правильно отвечать на заданные вопросы, продуцировать предложения, опираясь на заданные модели.

Дети учатся на слух работать с существительными в разных падежах. Предложения с изучаемыми формами сначала произносит взрослый, а дети за них эти предложения повторяют. Это позволяет также внедрить в детскую речь простые определения, которые касаются описания признаков предметов по разным аспектам.

Также детей вовлекают в беседы на знакомые для них ситуации. Детям задаются вопросы, а они должны отвечать.

Мотивация к речевой деятельности

Работая с дошкольниками, страдающими общими речевыми нарушениями, необходимо последовательно развивать отношение детей к активной речевой деятельности.

Большего эффекта для достижения нужного результата удается достичь, если занятия проводить с внедрением интересных игр, эмоционально вовлекающих детей в процесс обучения.

В зависимости от того, какие задачи должны выполнить игра, она имеет те или иные мотивы, игровые цели и ситуации в содержательной части.

В результате того, что речевая деятельность дошкольников постоянно находится под многоаспектным воздействием, большинство из них приобретают следующую степень сформированности речи. Они начинают в разных ситуациях прибегать к тем или иным инструментам разговорной речи. Также дети становятся более активными в познавательных видах деятельности, чаще говорят.

Практическая логопедия и ее роль в коррекции динамике речевого развития

По практической логопедии написан целый ряд учебников, пособий и монографий, направленных на коррекцию динамики речи и устранение ее дефектов. В целом, эта отрасль посвящена методам, способам и практическим советам для узкопрофильных специалистов. Практическая логопедия и есть то воплощение целей, которые преследует логопедия как наука в целом. Некоторые из учебных пособий имеют более широкую целевую аудиторию и рассчитаны так же на родителей, гувернеров, и других лиц, принимающих непосредственное участие в процессе воспитания ребенка. Заниматься с малышом можно с 3-4 лет, и при правильном подходе методики дают ощутимые результаты. В ходе воспитательного процесса широко применяются общедидактические принципы логопедии.

Специфика работы воспитателя в логопедической группе

Компенсация речевого дефекта ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшей школьной карьере требуют освоения под руководством тьютора тех видов деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общего типа

Особое внимание педагог должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового и тактильного), мнемических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления и мотивации

Важным аспектом работы в логопедической группе является развитие познавательной активности и познавательных интересов детей. Необходимо учитывать своеобразную задержку формирования познавательных процессов в целом, которая формируется у детей под влиянием недоразвития речи, сужения контактов с окружающими, неадекватных методов семейного воспитания и других причин.

Правильное, педагогически обоснованное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющих свои усилия в интересах коррекции речи детей, основано на создании доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет уверенность детей в собственных силах, позволяет сгладить негативные чувства, связанные с нарушением речи, формирует интерес к учению. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должен обладать знаниями в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Они должны уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, своевременно замечать признаки усталости, истощения, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает возникновение стойких нежелательных отклонений в поведении, создает в логопедической группе коллектив доброжелательных, социально приемлемых отношений.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическому обучению, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, создавая необходимую когнитивную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель концентрируется на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит ежедневный контроль за состоянием речевой деятельности детей в каждый период коррекционного процесса, проверка правильности употребления поставленных или исправленных логопедом звуков, приобретенных грамматических форм и т.д

Воспитатель должен уделять особое внимание детям с поздним началом речевой деятельности, со сложной историей болезни и психофизиологической незрелостью. Воспитатель не должен фиксировать внимание детей на появлении возможных ошибок или заикания в речи, повторении первых слогов и слов

О таких проявлениях следует сообщать логопеду. В обязанности учителя также входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, которые по-разному реагируют на свой дефект, на трудности в общении, на изменения в условиях общения.

Методы обучения

Принципы логопедической работы с детьми раннего возраста при нарушениях речи предполагают использование нескольких различных методик. Как правило, все они применяются в комплексе, а специалисты нашего Центра подбирают упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Совместная деятельность педагога и ребенка направлена на получение знаний и навыков, развитие умственных способностей, воспитание чувств и формирование личности. К основным формам логопедической работы относятся:

  1. Практические. В их число входят упражнения, игры и моделирование различных ситуаций. При осуществлении такой деятельности ребенок задействует свои творческие способности, развивает мелкую моторику, тренирует воображение.
  2. Наглядные. Педагог использует пособия, которые способствуют усвоению материала, в их число входят рисунки, картины, фильмы, музыка.
  3. Словесные: рассказ, беседа, чтение.

Организация логопедической работы в ДОУ

Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:

  • Поиск речевых проблем.
  • Коррекция.
  • Профилактика.

Первый визит к логопеду

Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ. Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:

  • Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
  • Постановкой звуков.
  • Закреплением полученных навыков.

Для чего нужен логопед в детском саду

Вот чем занимается логопед в детском саду:

Помощь в постановке звуков.
Развитие мелкой моторики.
Развивает память и внимание.
Учит правильной постановке предложения.

Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:

Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:

  • Укреплять мышцы рта.
  • Делать артикуляционную гимнастику.
  • Играть с мелкими предметами.
  • Учить выделять звуки.

Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС

ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.

ФГОС направлен на осуществление принципов:

  • Раннего выявления проблем.
  • Сопоставления речи и развития ребенка.
  • Сравнение речи в разных ситуациях.
  • Индивидуальный подход к ребенку.

При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.

Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы

Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:

  • Планирование занятий.
  • Обмен информацией.
  • Развитие интереса к изучению.
  • Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
  • Благоприятную атмосферу в коллективе.
  • Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
  • Совместное закрепление результатов.
  • Наблюдение.

Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.

Важно! В игровой форме воспитатель вызывает интерес к буквам, укрепляет отношения в группе, расширяет кругозор, увеличивает словарный запас. Упражнения проходят с использованием дидактического материала, книг, игрушек

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.

Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.

Педагогическое кредо учителя-логопеда

Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.

Гимнастика для улучшения речевой функции

Какие варианты и приемы использует наука

Методы, которые использует эта отрасль науки, позволяют осуществлять основную логопедическую практическую деятельность, подкрепленную теоретическими знаниями. Все методы логопедии, как показала практика, могут быть разделены на группы:

1. Методы организации процессов изучения речевых механизмов (сравнение, комплексное изучение, исследование в динамике).

2. Эмпирические (основанные на приобретенном опыте) методы. В частности, это наблюдение, эксперимент и изучение в психодинамике. Также к ним относится метод биографический, основанный на сборе, систематизации и анализе данных, и праксиметрические примеры по рассмотрению деятельности речи.

3. Методы, связанные с анализом и обработкой посредством ЭВМ данных, полученных в ходе применения количественного и качественного методов.

4. Методы интерпретации, изучающие пути применения теории на практике в отношении изучаемых явлений.

Обучение грамматике

Грамматические формы на практике могут быть усвоены лишь в том случае, если дети имеют развитое слуховое восприятие, богатый лексический запас, хорошее звукопроизношение.

Когда дошкольники смогут правильно отвечать на вопросы, создавать предложения, демонстрируя действия к картинкам, можно переходить на этап развития способности объединять короткие предложения в небольшие рассказы.

Эффективно для этого вместе с детьми запоминать короткие стихи.

Чтобы овладеть правильным произношением, нужно использовать разные упражнения, развивающие артикуляцию, произношение звуков, устное различение фонем.

Корифеи логопедии. Филичева Татьяна Борисовна

Татьяна Борисовна Филичева — внесла огромный вклад в развитие системы методов устранения дефектов речи. Ее имя известно как среди дефектологов, так и среди логопедов. Специализация Татьяны Борисовны — дошкольная логопедия. Филичева Т.Б. – является доктором педагогических наук, имеет профессорскую степень и является автором более чем сорока опубликованных научных статей. Ее печатные работы пользуются популярностью как среди отечественных логопедов, так и врачей соответствующего направления за пределами страны. Ее исследования и наработки стали основой для разработанного комплекса мероприятий по преодолению недоразвития у детей младшего школьного возраста. Ряд работ Татьяны Борисовны отмечен почетной премией «Грант». Логопедия – родная ее среда, ее жизнь и ее наследие.

Говоря о значении в логопедии Филичевой Т.Б. невозможно не упомянуть о ее широком участии в написании учебных пособий для врачей — логопедов. Она вошла в число соавторов фундаментальных пособий, использующихся в образовательном процессе, написав для них целые разделы. Некоторые работы Филичевой Т.Б. переведены на другие языки, а затем изданы отдельными тиражами за рубежом. Наглядный материал, который разработала Татьяна Борисовна, широко популярен среди практикующих врачей – логопедов и отмечен особой наградой – премией АН СССР.

Логопедия — принципы науки. Общедидактические принципы логопедии

К главным принципам логопедии относятся:

  • комплексность;
  • системность;
  • принцип использования обходного пути;
  • учет особенностей индивидуального развития ;
  • выделение первоочередных задач;
  • принцип комплексного подхода к изучению дисфункции речи и психического развития малыша;
  • деятельностный и этиопатогенетический принципы;
  • общедидактические принципы логопедии.

Некоторые принципы, в силу их особого значения, стоит рассмотреть более подробно. Принцип системности подразумевает изучение недостатков речи в тесной взаимосвязи с иными компонентами системы. Соответственно, воздействовать необходимо на все составляющие компоненты.

Речевые дисфункции могут сопутствовать нервно-психическим или нервным заболеваниям. Устранить подобные недостатки можно лишь комплексным целенаправленным воздействием, носящим медико-психолого-педагогический характер. Принцип развития подразумевает под собой постановку первоочередных задач и выделения этапов, работать с которыми необходимо в первую очередь.

Онтогенетический принцип состоит в разработке методологической базы коррекционно-логопедического воздействия, с обязательным учетом последовательного появления речевых форм, а так же индивидуального развития малыша.Принцип обходного пути состоит в формировании нового звена функциональной системы речи, заменяющего пострадавшее

Отдельно стоит обратить внимание на общедидактические принципы логопедии, которым относят наглядность материала, его доступность для восприятия, сознательность ребенка, индивидуальный подход к каждому и др. Они вносят ощутимый вклад в систему всех принципов данной науки и занимают в ней одно из наиболее важных мест

И они же учитываются при применении здоровьесберегающих технологий в логопедии.

Анализ логопедического занятия

Анализ занятия выявляет эффективность организаторских способностей логопеда. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении занятия намечаются коррективы в методической деятельности педагога.

Оценивать составляющие занятия можно при помощи балльной системы. Для этого заполняется технологическая карта.

Бланки самоанализа заполняются самим логопедом и хранятся в методической папке специалиста

Таблица: фрагменты анализа логопедического занятия

Составляющая занятия Анализ
Мотивация воспитанников Принцип мотивации к учению достигался через методы:
  • постановки законченных инструкций;
  • включение в занятие современных реалий;
  • создание условий для достижения, а не получения похвалы;
  • проблемные задания, познавательные вопросы.
Дидактические цели Реализованы. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. Во время занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а также развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления).
Коррекционно-развивающие упражнения Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой:
  • включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
  • задания с опорой на несколько анализаторов.
Источник

Грамотная и красивая речь является показателем развития интеллектуальных способностей. Случается, что ребёнок испытывает трудности в произнесении отдельных звуков или при построении фраз. Своевременное диагностирование речевых дефектов и занятия со специалистом помогут избежать серьёзных проблем в дальнейшем.

Плюсы и минусы логогруппы

В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:

  • Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
  • Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.

На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.

Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:

  • В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
  • Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
  • Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.

Методы работы с детьми с 3-й группой ОНР

Дошкольники, имеющие третий уровень ОНР сегодня составляют большинство обучающихся в специальных учреждениях. В пятилетнем возрасте их зачисляют в старшую группу, затем они идут в подготовительный класс или в первый школьный класс, предназначенный для детей, имеющих тяжелые речевые нарушения.

Главные задачи коррекционных занятий с этими детьми следующие:

  • усвоение средств грамматики и лексики родного языка на практике;
  • развитие полноценной звуковой речевой составляющей (развитие навыков артикуляции, правильного произношения звуков, воспроизведение слогов и восприятия фонематики);
  • развитие грамматических навыков;

Развитие практики речи, как базы для приобретения знаний о закономерностей родного языка, возможно лишь при выполнении следующих задач: развитие восприятия фонематической составляющей речи, формирование правильного звукового произношения, восприятия словесной структуры, способности различать и определять важные части слова, наблюдать за связью слов внутри предложения.

По мере того, как планомерно накапливаются знания в области различных сторон речи, у дошкольников формируется языковое чутье, они начинает овладевать средствами речи, на базе которых может самостоятельно формировать собственную речь, обогащать ее во время самостоятельного общения со сверстниками.

Благодаря тому, что дети выполняют эти задания, их познавательные интересы растут, они учатся обобщать и сравнивать то, что происходит в окружающей их жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: