Можно ли улучшить память
На данном этапе возлагаются огромные надежды, что действительно в мозге существуют специфичные биохимические системы, работающие на память, которые мы сможем описать, возможно, контролировать, тем самым, улучшая или ухудшая свою память. В изучении данного явления очень помог случай знаменитого пациента С. Шерешевского — человека с феноменальной памятью.
Исследования в области молекулярных механизмов памяти за последние два-три года не набрали масштабных оборотов в своем развитии, но при этом ученые выявили наличие белковых молекул, увеличение которых в определенной части нервной системы способствует повышению эффективности деятельности представленной системы. Молекулы имеют собственное устройство самовоспроизведения.
В сущности, проблема хорошей крепкой памяти волнует большое количество людей. Лучшие умы человечества работают над созданием новых способов улучшения и стимулирования процессов запоминания. Особенно это касается людей, работающих с большим количеством информации. Именно от них идёт основная потребность, и рынок медицины и биотехнологий отвечает своими разработками.
В частности, на сегодняшний день самым доступным решением является употребление стимулирующих биологически активных добавок по типу Optimentis, помогающих улучшить память, внимание и активировать все ресурсы головного мозга. Российские ученые нейрофизиологи уже начали активно проводить клинические исследования, поэтому в ближайшее время можно ожидать появление научных статей с результатами в ведущих научных журналах
А пока что можно довольствоваться лишь мнением независимых врачей, например, главного специалиста НИИ фундаментальной медицины РАМН Евгения Симанюка. Любите науку, читайте ВикиНауку!
Российские ученые нейрофизиологи уже начали активно проводить клинические исследования, поэтому в ближайшее время можно ожидать появление научных статей с результатами в ведущих научных журналах. А пока что можно довольствоваться лишь мнением независимых врачей, например, главного специалиста НИИ фундаментальной медицины РАМН Евгения Симанюка. Любите науку, читайте ВикиНауку!
- Видео 1
- Видео 2
- Видео 3
Сохраните ссылку на статью, чтобы использовать в спорах!
Немного истории
Процессы формирования и закрепления воспоминаний интересовали ученых издавна. Еще Аристотель в Древней Греции выдвинул гипотезу о том, что объекты испускают материальные частицы, затем они проникают в голову и оставляют отпечаток на мозге, как на глине.
Активным изучением нейрофизиологических основ памяти ученые занялись в начале 20 века. И.Павлов выявил основные механизмы формирования и закрепления новых связей. Физиолог описал условия возникновения связей, предпосылки для их удержания в учении о высшей нервной деятельности.
Механизмам перемещения информации из кратковременного хранилища в долговременное нейрофизиологи уделяли много внимания в середине 20 века, но до сих пор это вопросу остается дискутабельным.
В 2011 году американские ученые воссоздали цепь нейронов, которая является основой долговременной памяти. Проведенные исследователями эксперименты показали, что входящий сигнал в течение 10 минут формирует прочные соединения, которые долго не распадаются и сохраняются в мозговых структурах всю жизнь.
При каких болезнях нарушаются долговременная и кратковременная виды памяти
Аномальное функционирование памяти принято разделять на:
- гипомнезии (состояния, при которых нарушена долговременная и кратковременная виды памяти);
- гипермнезии (патологическое обострение памяти);
- парамнезии (воспроизведение воспоминаний носит сильно искаженный характер).
К гипомнезиям приводят, как правило:
- интоксикации;
- ЧМТ;
- сосудистые поражения мозга.
Причиной гипермнезии, в большинстве случаев, становятся нарушения работы мозга, связанные с приемом определенных психоактивных соединений, парафреническом синдроме, прогрессивном параличе.
Парамнезии являются частым симптомом экзогенных психических расстройств.
Нарушение памяти: виды и причины
Причины нарушения памяти довольно разнообразны. В первую очередь к таковым относятся травмы и поражения головного мозга, а также заболевания других органов, отражающиеся на общем состоянии человека. Частое злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками, систематический прием сильных лекарственных средств могут привести к нарушению памяти. Причиной этой проблемы является также неправильный образ жизни человека, наличие постоянных стрессов, хроническое недосыпание и переутомление. Многие люди с возрастом начинают замечать, что у них стала плохая память. Если проблемы с памятью, вызванные неблагоприятными жизненными факторами, устранить довольно легко, то нарушения, спровоцированные серьезными травмами, очень сложно поддаются лечению.
Как и виды памяти в психологии, ее расстройства также многообразны. Они подразделяются на несколько групп. К первой относятся амнезии. Это заболевание характеризуется нарушением способности индивида хранить, запоминать и воспроизводить информацию. Иногда человек не может вспомнить события, которые происходили до получения травмы. В некоторых случаях он, наоборот, прекрасно помнит далекое прошлое, но не способен воспроизвести то, что случилось с ним пару минут назад.
Ко второй группе относятся частичные нарушения памяти. Они делятся на гипомнезию, то есть снижение памяти, и гипермнезию – заболевание, характеризующееся чрезмерным повышением способностей сохранять информацию.
Третья группа включает в себя нарушения, связанные с искажением информации или ложными воспоминаниями. Заболевания такого рода носят название парамнезии. Люди могут присваивать себе чужие мысли и действия, смешивают в своем сознании прошлое и настоящее, считают реальностью вымышленные события.
Столкнувшись с любым из перечисленных нарушений памяти, человеку необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Вовремя начатое лечение во многих случаях делает начавшиеся изменения обратимыми.
Влияние белковых молекул
Нервные клетки принимают и отправляют данные. Эта «передача» происходит за счет электрической передачи по внутри нервной клетке, а в соседней клетке — при помощи химической передачи, в локализации контакта, где электрическая энергия перемешается в химическую энергию, а затем сообщается далее в электрическую. Белковая молекула регулирует и контролирует транспорт веществ, мембрану, т.е. осуществляет контроль над другими белками.
Представленная белковая система не принимает участия в других процессах и не активируется до тех пор, пока не настанет время для создания долговременной памяти. Эти белковые молекулы способны к самовоспроизведению, т.е. если они в определенном количестве появились и находятся в конкретном месте нервной системы, то они там остаются, сами воспроизводятся, увеличивая количество.
Свойства памяти
На свойства памяти оказывают влияние такие параметры, как:
- возраст;
- регулярность мозговой деятельности, сопровождающейся использованием памяти;
- генетически обусловленные особенности конкретного индивида;
- патологические процессы, оказывающие прямое или косвенное влияние на работу мозга.
В соответствии с функциональной значимостью, выделяют следующие свойства памяти:
- точность (характеризует соответствие полученной информации воспроизведенной);
- объем (характеризует количество данных, которые мозг способен зафиксировать);
- скорость запоминания (позволяет оценить эффективность обработки и фиксации информации);
- скорость воспроизведения (говорит о способности мозга к воссозданию когда-то фиксированной информации);
- скорость забывания (характеризует процесс потери когда-то полученных данных).
Благодаря этим свойствам памяти можно оценить как степень ее развития, так и выраженность ее нарушений. Хорошая память характеризуется, как правило, высокими показателями точности, объема и скорости запоминания, в отличие от плохой, когда наряду с высокой скоростью забывания может наблюдаться выраженное ухудшение процессов обработки и фиксации материала.
Диагностика
Для выявления того, насколько развита ДВП у индивида, существуют различные тестовые методики.
Первая методика основывается на запоминании слов, логически не связанных между собой. Каждое слово должно быть пронумеровано. Испытуемые получают 2 списка с 10 словами. Детям от 6 до 12 лет достаточно 1 списка. Слова могут быть записаны на доске или напечатаны на отдельных листочках. Можно читать их вслух, не разрешая испытуемым их записывать.
Примерные списки слов.
Список №1:
- волшебник;
- экран;
- катер;
- рецепт;
- шар;
- кошелёк;
- ужин;
- золото;
- цирк;
- совесть.
Список №2:
- лилия;
- балет;
- остров;
- поэзия;
- квадрат;
- экстрасенс;
- воздух;
- свобода;
- печаль;
- шоколад.
После внимательного прослушивания или прочтения надо по памяти записать слова на бумаге, желательно в том же порядке. Затем испытуемых отвлекают на другую деятельность. Через 30 минут слова ещё раз слушают или читают, затем воспроизводят.
На следующий день и через неделю процедуру повторяют при однократном прочитывании или прослушивании списков. Результаты 4 процедур получают по формуле: С = В: А х 100, где С – коэффициент долговременной памяти, В – количество правильно воспроизведённых слов, А – общее количество слов.
Показатели в диапазоне 75-100 свидетельствуют о высоком уровне ДВП, 50-75 – о среднем уровне, 30-50 – о низком уровне, 1-29 – об очень низком уровне.
Вторая методика рассчитана на запоминание смыслового текста. Суть техники схожа с предыдущей методикой, но текст вслух не читают. Примеры текстов раздаются каждому испытуемому. Выделенные в тексте главные мысли впоследствии должны быть воспроизведены.
Данную методику используют для диагностирования долгосрочной памяти у подростков с 13 лет и взрослых. Результаты тестирования получают по той же формуле, отличия лишь в том, что здесь В – количество правильно воспроизведённых мыслей, А – общее количество выделений в тексте.
Примерный текст.
Сколько людей, столько и характеров. Оказывается, дождь тоже может проявлять свой норов и темперамент. Что же такое ДОЖДЬ? Это АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ, возникающие в облаках и ВЫПАДАЮЩИЕ НА ЗЕМЛЮ В ВИДЕ ЖИДКИХ КАПЕЛЬ СО СРЕДНИМ ДИАМЕТРОМ ОТ 0,5 ДО 7 ММ.
Самым лучшим на свете является ЛЕТНИЙ ТЁПЛЫЙ ДОЖДЬ. Он напоминает беззаботное детство, когда вся деревенская РЕБЯТНЯ БЕГАЕТ БОСИКОМ ПО МОКРОЙ ТРАВЕ. Иногда на нас внезапно обрушивается ЛИВЕНЬ. Нередко он ДОСТИГАЕТ 100 ММ/Ч И СОПРОВОЖДАЕТСЯ ШТОРМОМ. Про такой дождь мы говорим: «ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА». Из-за бурных осадков наша одежда прилипает к телу. Куда же укрыться от него?
В ХОЛОДНЫЕ ОСЕННИЕ ДНИ наблюдаются ЗАТЯЖНЫЕ ДОЖДИ. Мы смотрим в окно и мечтаем о скорейшем прекращении этой ПРОТИВНОЙ НЕНАСТНОЙ ПОГОДЫ. А бывает, РОБКИЙ ДОЖДИК окропит несколькими капельками человека и остановится, будто размышляет, что же делать дальше. Может быть, он чего-то опасается или стесняется? Такой дождь НАПОМИНАЕТ ТРЕПЕТНОЕ ЧУВСТВО ПЕРВОЙ ЛЮБВИ. Но вот и УПАЛА ПОСЛЕДНЯЯ КАПЕЛЬКА, ПОХОЖАЯ НА СЛЕЗИНКУ.
Гипотезы о материальных основах памяти
Представленный вид памяти базируется на довольно нелегких процессах, понять материальные основы которых является одной из основополагающих задач нейрофизиологии на данном временном промежутке.
Более совершенные белки синтезируются для комплектации и сохранения сведений в памяти, т.е. зависит от белкового синтеза. Каждое воспроизведение конкретного события не обходится без каких-либо материальных следов: в памяти обязательно остаются те или иные сведения (см. Пациент HM — человек без памяти).
Нейрофизиологами неоднократно производился поиск по биохимическим и молекулярным системам организма с намерением найти характерные молекулы, подходящие для этого вида памяти. Первоначально было доказано, что исключительно все системы нужны для осуществления процессов запоминания в головном мозге.
Поскольку, если мы видоизменим систему, контролирующую мембрану нервной клетки, то вся целостность данной клетки будет подвергнута разрушению. И как следствие, память не будет способна выполнять своих прямых функций (см. процесс забывания в психологии).
Что это такое
Существует несколько определений долговременной памяти. С точки зрения нейрофизиологии ДВП — это способность всех организмов, имеющих нервную систему, обучаться и запоминать информацию.
Длительное и качественное хранение знаний, при котором выученная информация максимально сохраняет объем и точность, обеспечивается за счет сложных биохимических процессов и формирования надежных нейронных связей.
Долговременная память с позиции психологии — высшая психическая функция. Благодаря ей информацию можно:
- накапливать;
- удерживать;
- сохранять;
- воспроизводить.
Говоря о том, что такое долговременная память, важно не разделять психологическое и нейрофизиологическое видение — они дополняют друг друга. Долговременная память состоит из нескольких уровней
Сенсорный, кратковременный, долговременный уровни отличаются механизмами, которые обеспечивают запоминание и длительное хранение материала
Долговременная память состоит из нескольких уровней. Сенсорный, кратковременный, долговременный уровни отличаются механизмами, которые обеспечивают запоминание и длительное хранение материала.
Алгоритм формирования воспоминаний в ДВП выглядит так:
- информация воспринимается на уровне органов чувств, обрабатывается в течение долей секунды;
- отправляется в кратковременное хранилище на 30 секунд;
- перемещается на долговременное хранение в архив.
Процесс формирования ДВП:
- кодирование (запоминание);
- архивация;
- воспроизведение воспоминаний.
Способность человека запоминать и удерживать информацию в течение долгого времени не имеет ограничений. То, насколько точно и в каком объеме запомнится материал, как долго он будет сохраняться, зависит от способа запоминания (кодирование информации), ее структурированности.
Перемещение информации в долговременное хранилище происходит при условии, что материал тесно связан с эмоциями. Повышает эффективность запоминания также наличие стойкой мотивации и понимание цели, зачем нужно запомнить что-либо.
Осмысленность запоминания проявляется в способности:
- контролировать, анализировать и структурировать информацию;
- находить и выделять основные мысли;
- устанавливать логические связи между отдельными фрагментами;
- повторять информацию несколько раз.
У человека с хорошо развитой и неповрежденной из-за патологий и травм центральной нервной системой долговременная память удерживает большой объем информации в течение десятилетий. Неспособность удерживать воспоминания надолго ведет к нарушению целостности личности. Такая проблема возникает из-за неправильного кодирования и неумения воспроизводить запомненное. При регулярных тренировках удается преодолеть проблему.
Стадии
1. Кодирование
В отличие от краткосрочной, долговременная память человека не предполагает какого-то конкретного вида репрезентации вербального материала. Это значит, что кодирование не бывает здесь ни зрительным, ни слуховым. Оно основано на элементах, главный из которых — смысл. Из-за этого удерживаемая и воспроизводимая потом информация редко бывает 100% точной.
2. Воспроизведение
Человек не может воспроизвести информацию из КВП потому, что она угасает или вытесняется новыми образами. В долговременной памяти это исключено. Всё, что человек сознательно запоминал, остаётся в хранилище на всю жизнь. Тут вполне логичен вопрос: но почему же мы тогда не можем вспомнить некоторые события из прошлого? И как же те, у кого наблюдаются провалы?
Здесь уместно сравнить склад информации с огромной библиотекой из миллиона книг. Те полки, к которым мы обращаемся часто, всегда под рукой, так что материал из них легко и быстро воспроизводятся. А вот если человека в возрасте, чья сфера деятельности не пересекается с математикой, спросить, как выглядит формула бинома Ньютона, которую он изучал в курсе алгебры 10 класса, он вряд ли вспомнит, хотя в школьные годы заучивал её. Она есть в хранилище его памяти, но слишком далеко, и он вряд ли её отыщет без повторения.
В психологии воспроизведение информации в долговременной памяти может идти двумя путями — через её поиск и активацию.
3. Хранение
Эта стадия связана по большей части с нейрофизиологией, так как здесь на первый план выступает гиппокамп — отдел лимбической системы мозга. Его задача — консолидация памяти (переход от краткосрочной к долгосрочной), складирование информации в том самом хранилище.
На сегодняшний день его функции продолжают активно изучаться.
Что это такое?
Определение термина долговременной памяти (ДВП) зафиксировано во многих словарях
В нейрофизиологии акцентируется внимание на способности всех живых организмов, обладающих центральной нервной системой, к обучению и запоминанию материала
В психологии этот уровень памяти считают высшей психической функцией, дающей возможность накапливать, удерживать, сохранять и воспроизводить огромное количество знаний и навыков, приобретённых на протяжении длительного времени.
Структура памяти состоит из сенсорного, кратковременного и долговременного уровней. Эти виды различаются механизмами, с помощью которых запоминается материал, объёмом и длительностью сохранения информации. Характеристика трёхкомпонентной модели согласованно работающих блоков сводится к первоначально задействованному сенсорному регистру с хранением информации в течение 1 секунды, отправлению материала в кратковременное хранилище на 20-30 секунд и помещению знаний на длительный срок в архив.
В основе долговременной памяти лежит 3 процесса: кодирование, архивация и извлечение знаний. Работа памяти начинается с запоминания, затем происходит архивация и актуализация, то есть извлечение информации из памяти путём воспроизведения. Объём ДВП и длительность хранения безграничны. Все зависит от способа кодирования, систематизации материала и субъекта, который воспринимает и запоминает информацию.
На помещение воспринятого материала в хранилище мозговых структур оказывают влияние 2 фактора: активность и осмысленность. Активность заключается в прочной связи знаний с определёнными эмоциями, появлении осознанной цели и мотивации включения запоминания информации в процесс деятельности.
Долгосрочная память прочно сохраняет воспринятый материал. Она представляет собой своеобразное хранилище знаний в мозговых структурах. Её можно назвать надёжным архивом, в котором вся информация разделена на множество рубрик и разложена по полочкам.
Наличие памяти свидетельствует о личностной целостности человека. Потеря памяти приводит к распаду личности. Нарушение возникает из-за неумения правильно кодировать и воспроизводить информацию.
Кроме того, память может быть нарушена вследствие амнезии. В первом случае помогают регулярные тренировки. Прогнозы во второй ситуации предсказать невозможно. К амнезии может привести стресс или травма.
Причинами нарушения долговременной памяти могут стать физиологические особенности: астения, повреждение центральной нервной системы и головного мозга, состояние после инсульта, расстройство интеллекта, алкогольная или наркотическая интоксикация. Причиной психических нарушений являются психологические травмы, депрессия, неврозы, переутомление, хронически плохое настроение, сильные эмоциональные и психические нагрузки.
О нарушении ДВП свидетельствуют следующие симптомы:
- трудности с осознанным запоминанием стихов, дат, экзаменационного материала;
- спутанность сознания, нарушение причинно-следственных связей;
- снижение уровня работоспособности и умственных возможностей;
- невозможность сконцентрироваться и сосредоточиться, невнимательность;
- провалы в памяти;
- социальная дезадаптация;
- забывчивость в бытовых ситуациях;
- рассеянность и растерянность.
Долговременная память способствует повышению качества жизни человека, достижению успехов в различных сферах.
Особенности слуховой памяти
Многим людям гораздо легче запомнить информацию на слух, нежели при зрительном контакте. Так, при разучивании стихотворения некоторым детям необходимо, чтобы родители сначала несколько раз прочитали им его. Слуховая память – это способность человека запоминать и усваивать, сохранять и впоследствии воспроизводить звуковую информацию.
Каждый человек в той или иной степени обладает слуховой памятью. Кто-то с легкостью дословно воспроизведет мельком услышанную им информацию. Кому-то же это дается труднее. Но даже если, внимательно прослушав лекцию, вы из нее ничего не запомнили, не стоит думать, что данный вид памяти вам совершенно не свойственен. Возможно, ваш мозг просто не хочет воспринимать информацию, которая вам не интересна, ведь в разговоре с товарищем практически каждый запомнит, о чем именно он вам рассказывал.
Понятие и функции памяти
Память – это способность сознания человека накапливать, сохранять, а также воспроизводить полученные некогда знания, навыки, информацию о нашем мире. В различных формах она присуща всем живым организмам. Однако у людей, по сравнению с остальными существами, память находится на самом высшем уровне развития.
Различные типы памяти способствуют тому, что человек может не только овладевать некими сведениями, но и повторять и воспроизводить всевозможные действия. Память позволяет нам переноситься мыслями в прошлое, заново переживать эмоции и волнения, которые мы когда-то испытали. Эта функция человеческой психики обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего, делает возможным обучение и личностное развитие.
Память способствует координации работы различных подсистем нашей психики. С ее помощью человек способен добиваться цели, поставленной перед собой, благодаря запоминанию и воспроизведению в нужный момент необходимой информации.
К основным функциям памяти относится способность накапливать и сохранять полученные знания в течение длительного промежутка времени. Также она необходима для воспроизведения информации с максимальной точностью.
Разновидности
Все виды ДВП тесно связаны между собой. Автобиографический вид может сохранять событие собственной жизни продолжительное время. В некоторых случаях этот вид соотносят с эпизодической памятью, когда фиксируется отдельный фрагмент и отправляется в архив мозга надолго. Репродуктивный вид даёт возможность припомнить и воспроизвести сохранённый ранее объект.
Совокупность наследственных реакций, которые передаются из поколения в поколение посредством генов, относится к биологической, родовой, генной памяти. Генетическая память призвана хранить информацию о предках на бессознательном уровне. Считается, что такая информация остаётся на всю жизнь в долговременном хранилище мозговых структур.
По критерию доступности воспоминания различается имплицитная и эксплицитная память.
Имплицитная
Бессознательный долгосрочный уровень памяти скрыт и не осознаваем человеком. Индивид не прилагает волевых усилий и умственного напряжения для запоминания. Казалась бы, забытая навсегда информация неожиданно извлекается из архива в нужный период жизни.
Люди, набирающие регулярно тексты на компьютере, не помнят порядок клавиш, пока не приступают к печатанию. Пальцы сами знают, где находятся клавиши. А человек не имеет сознательного доступа к этому знанию.
След имплицитной памяти имеет большую силу. Люди, страдающие амнезией, приобретённой вследствие контузии, черепно-мозговой травмы или эмоционального шока, могут забыть прошлую жизнь. Но двигательные и профессиональные навыки сохраняются, потому что информация не стёрлась из имплицитной части хранилища памяти.
Эксплицитная
Этот вид памяти связан с сознательностью и стремлением целенаправленно удерживать и сохранять накопленный опыт. Так запоминают правила, формулы, даты, осваивают иностранные языки. Индивид при необходимости извлекает знания из памяти и озвучивает.
Существует 2 типа эксплицитной памяти: эпизодический и семантический.
- Эпизодический тип связан с воспоминаниями конкретного индивида, его личным жизненным опытом, приобретённым в далёком или недавнем прошлом.
- Семантическая (историческая) память связана с накопленным опытом всего человечества. Любые теоретические знания, правила, математические формулы, исторические даты и события имеют непосредственное отношение к этому типу памяти.
Что важно для прочности запоминания информации, подлежащей сохранению в долговременной памяти?
В ходе исследований учёные выяснили, что улучшает память и работу мозга, а именно два фактора оказывают наиболее сильное влияние на прочность запоминания: это его активность и осмысленность.
Показатели активности:
- Наличие осознанной цели и достаточной мотивации.
- Связь запоминания материала с эмоциями.
- Включение запоминания в процесс деятельности.
Показатели осмысленности:
- Структурирование запоминаемой информации.
- Установление логических связей между частями материала.
- Самоконтроль в процессе запоминания.
- Неоднократное повторение.
Осмысление информации – важный момент, от которого зависит прочность запоминания. Алгоритм осмысления может быть таким:
- Понимание цели запоминания и прикрепление новых знаний к актуальным потребностям.
- Понимание смысла изучаемого материала.
- Анализ информации.
- Поиск главного, выделение наиболее важных мыслей.
- Обобщение.
- Запоминание обобщенного материала.
Как формируется долговременная память
В нашем мозге находятся моменты, которые держатся в памяти на протяжении многих лет, а порой даже и всей жизни. К примеру, до нас доносится определенная музыка, и в том случае, если мы ее уже слышали ранее (у нас сохранены воспоминания о конкретной мелодии), то при прослушивании нескольких первоначальных тактов, затем после прерывания прозвучавшей музыки, у нас появится возможность воссоздать в своей голове последующие такты.
Одна их первых и основных теорий памяти заключалась в том, что, предположим, в мозге человека имеется что-либо на подобии глиняных табличек, на которых 300 тыс. лет назад записывали конкретные данные и хранили, а по мере необходимости использовали. Эти таблички из глины на тот период времени выполняли одну из основных функций памяти – сохранение и удержание определенной информации. Но на сегодняшний момент никаких материальных следов выявить не получается.
Механизм
В то же время, многократные эксперименты, проеденные большим количеством специалистов с помощью методики гипноза, довольно убедительно свидетельствуют в пользу того, что на самом деле память человека содержит практически всю полученную им на протяжении жизни информацию. Под гипнозом человек оказывается способным вспомнить все, что с ним происходило когда-либо — все, что он видел и слышал, вплоть до мельчайших подробностей
Это говорит о том, что архитектура памяти, ее способность структурировать информацию по степени важности, быстро извлекать, или наоборот — забывать ее в случае необходимости — механизм скорее фильтрующий и оберегающий наше сознание от огромного объема полученных данных, в постоянном присутствии которых мы не нуждаемся, и вероятно не смогли бы нормально функционировать и мыслить
Не удивительно, что самые приятные и радостные впечатления навсегда сохраняются этим механизмом в области немедленной доступности, а неприятные и болезненные воспоминания быстро забываются и приводятся в активную стадию обычно только в случае возникновения каких-либо схожих ситуаций и опасностей. Вряд ли мы смогли бы чувствовать себя хоть сколько-нибудь комфортно, постоянно находясь под прессом негативных воспоминаний о пережитых страданиях и неприятностях.
С учетом знаний этих нюансов работы механизмов и архитектуры памяти, современная психология способна формировать довольно эффективные методики корректировки и планирования процесса запоминания и усваивания необходимой информации, а так же снижения негативного воздействия стрессовых факторов в воспоминаниях
Поскольку основными критериями надежности и доступности долговременной памяти являются их эмоциональная важность и позитивный ракурс восприятия, теоретически не так уж и сложно выстроить оптимальную методику, позволяющую усилить именно те области воспоминаний, которые мы сами планируем сделать долговременными. Именно поэтому игровая форма обучения оказывается в современной педагогике и преподавании настолько актуальной, а такие понятия, как «муштра», или «зубрежка», постепенно становятся пережитком прошлого, хотя еще не так давно были основными орудиями обучения, и считались непререкаемым стандартом. Практически, естественные природные механизмы запоминания довольно длительное время использовались людьми в некой противоположной, искусственной форме — в «противофазе», при которой важность — один из основных критериев успешного запоминания, создавалась за счет нудного, гиперактивного подавления второго основного критерия — позитивного эмоционального фона, буквально выворачивая наизнанку естественный смысл механизма памяти
Практически, естественные природные механизмы запоминания довольно длительное время использовались людьми в некой противоположной, искусственной форме — в «противофазе», при которой важность — один из основных критериев успешного запоминания, создавалась за счет нудного, гиперактивного подавления второго основного критерия — позитивного эмоционального фона, буквально выворачивая наизнанку естественный смысл механизма памяти
Память
Под памятью понимают сложный процесс, протекающий в головном мозге человека, при котором осуществляется накопление, хранение данных и их воссоздание. Благодаря этому важнейшему механизму адаптации люди способны хранить данные об ощущениях, умозаключениях, событиях и двигательных навыках. На основании хранящейся информации осуществляются процессы, связанные с восприятием и мышлением, лежащими в основе сознательной деятельности индивида.
Функционирование памяти включает три основных компонента:
- фиксации полученных данных (регистрация);
- хранения информации (ретенция);
- воссоздания (репродукция).
Как правило, эти компоненты тесно связаны между собой, в связи с чем даже незначительные отклонения в работе одного приводят, как правило, к снижению эффективности всего процесса.
В зависимости от продолжительности хранения данных, существует кратковременная и долговременная память. Принято считать, что в основе кратковременной памяти лежит непродолжительная, временная фиксация определенного состояния нейронов головного мозга, в то время долговременная память основана на активации биохимических процессов.
Как правило, как и с большинством ментальных способностей, с памятью происходят динамические изменения как по мере взросления организма, так и по мере старения.