Кто же такой православный атеист?

Атеизм: понятие и суть

В общем понимании атеизм — неверие в Бога. Но если рассматривать это понятие в более широком смысле, в него входит отрицание любой религии и сверхъестественных явлений.

Атеизм – позиция, которая определяет весь стиль жизни и мышления человека

Современные исследователи называют атеизм — особым мировоззрение, имеющим под собой основания в области науки, морали и социальной жизни общества. К ним относятся следующие утверждения:

  1. Окружающий человека природный мир, организован по рациональным законам, которые человек может изучить в ходе экспериментальной научной деятельности. В философии это утверждение называется натурализмом.
  2. Антропоцентризм — это утверждение, что человек, являясь часть природного мира, благодаря наличию разума и сформированных личностных качеств занимает в нём особое положение. Оно позволяет людям чувствовать себя важнее любых социальных и религиозных институтов.
  3. Атеисты утверждают, что научное познание, заключающееся в изучении явлений и предметов окружающего мира с помощью математических и экспериментальных методов, позволяет раскрыть естественно-природную сущность таинственных и чудесных явлений. По мнению приверженцев атеистического мировоззрения, рационализм может объяснить любое сверхъестественное явление с объективной, логической точки зрения.
  4. К социальным основам атеистической мысли относится мнение о прогрессивном развитии человеческой цивилизации, которая в процессе существования накапливается знания, технический потенциал и степень личной свободы человека.

Интересно: современное понимание термина атеизм, дословно переводимого с греческого языка как безбожие, сложилось в начале текущей эры на основе библейского учения.

Кто такой атеист?

Изначально термин «атеист» применялся по отношению к любому человеку, находящемуся в конфронтации с официальной религией, независимо от его взглядов на сверхъестественное. Со временем данный термин стал означать конкретную философскую позицию человека. Сегодня это слово используется, в том числе и как самоопределение.

На сегодняшний день однозначного значения слова «атеист» не существует. В первую очередь потому что не существует четкого определения понятий «божество», «сверхъестественное». Атеистом может быть как человек, не принимающий идею бога как самостоятельной и активно действующей личности, творца, так и человек, отрицающий возможность существования нематериальных сфер, вплоть до буддистских концепций.

Также существует разделение на стихийных и научных атеистов. Научный атеизм основывается на естественных науках, и отрицает существование сверхъестественного при помощи научного метода и работает с вполне конкретными данными. Стихийные атеисты научными разработками и методами не руководствуются, они зачастую являются скептиками или просто не интересуются нематериальным миром и религией.

В отдельную группу выделяются практические атеисты. Они ничего не отрицают и не утверждают, но могут признавать существование нематериального мира бессмысленным и необязательным.

Есть несколько предпосылок к появлению практического атеизма:

  • Отсутствие интереса или незнакомство с религиозными вопросами, течениями, учениями о сверхъестественном и нематериальном.
  • Игнорирование вопросов религиозного характера как в теории, так и на практике.
  • Отсутствие серьезной мотивации. Наличие или отсутствие веры в бога или нечто нематериальное практически не влияет на человеческую жизнь. Что значит, атеист в этом практически ничем не отличается от религиозного человека.

Видео о мировоззрении атеистов

Это интересно: Что такое крыжма для крещения?

Работают ли молитвы?

По мнению авторов исследования, подобные результаты могут отражать политическую обстановку в стране. При этом, ранее проведенные исследования показывают, что люди часто находят утешение в соболезнованиях — особенно христиане, которые нередко просят окружающих помолиться за них, так как верят в исцеляющую силу молитвы.

Специалисты, проводившие исследование, пришли к выводу, что за нерелигиозных людей лучше не молиться. Несмотря на частое и искреннее предложение христиан помолиться за тех, кто оказался в беде ценность молитв для получателей остается неизвестной. Из-за того, что религиозные взгляды — острая и неоднозначная тема, общественные дебаты об эффективности и ценности молитв могут приобрести острый характер и вызвать широкое неприятие общественности во многих странах мира.

Быть священником — легко?

С одной стороны, у городского священника при соборе больше обязанностей, послушаний и больше постных дней, чем у сельского. С другой стороны, священник в селе думает о том, как отопить храм, где взять средства на жалование сотрудникам из скудного храмового дохода. Говорить, что какому-то священнику легко служить, я бы не стал. Я служил и в соборе города Славянска, и на сельском приходе, могу сравнивать и утверждать, что лёгкого служения нигде нет.

Большое заблуждение — думать, что если в сельском храме службы проходят лишь раз в неделю, в остальное время священник там сидит и скучает. Я служу в прифронтовом посёлке Зайцево. Расскажу о том, как проходит неделя обычного сельского священника. Вечер пятницы и субботы — всенощное бдение, утро субботы и воскресенья — литургия. Среди недели — молебен. Участие в общегородских богослужениях в соборах. Обязательно богослужения во все праздники. Требы. Забота о каждом члене общины. Постоянная забота о том, чтобы достойно содержать свой храм. Где найти средства на то, чтобы отопить здание? Как выплатить в срок жалование хористам, свечницам, просфорнице? А если зданию нужен ремонт?

Я бы не сказал, что это чересчур лёгкий труд. Если кто-то желает попробовать себя на этом поприще — пожалуйста, милости просим. Окончите семинарию и приезжайте служить в село. Это работа с самой скромной зарплатой и очень многими обязанностями.

Зная нашего правящего архиерея, могу с уверенностью сказать, что если вдруг у нас появится приход, где «всё уже сделано» и священник целыми днями просто сидит на лавочке и радуется жизни, то такой настоятель у нас долго не задержится. Всё переделать никогда не возможно. Даже если храм уже построен, должны развиваться хор и воскресная школа, проводиться миссионерская и просветительская работа.

У каждого священника нашей епархии есть социальная карта прихода, где отмечены детские дома, садики, школы, больницы, интернаты для престарелых людей и инвалидов, исправительные колонии и прочие учреждения, которые он обязан посещать. Не просто приезжать раз в неделю послужить, а принимать самое активное участие в их жизни и откликаться на их нужды. Многие священники ведут занятия по христианской этике в школах, выступают перед студентами иняза и других учебных заведений.

Атеист ищущий – это человек в прыжке

– Отец Сергий Желудков предложил такой термин: «христиане воли», в противоположность «христианам веры», – это анонимные христиане, которые себя христианами не считают, но живут по христианским заповедям и, как считал отец Сергий, вся их жизнь устремлена ко Христу, просто они не могут назвать Его по имени. Известна его переписка с другом, атеистом, ученым Кронидом Любарским, из которой можно почерпнуть много интересного на тему, как строить диалог с атеистами. Как вы относитесь к этому термину – «христиане воли»?

– Я не стал бы это ограничивать какими-то терминами, как говорил Мандельштам: «Не сравнивай: живущий несравним». Когда мы всё запаковываем в термины, то начинается механизм вместо жизни. Все случаи жизни уникальны.

Я думаю, что этих «христиан воли» нельзя никуда запаковать, потому что они всегда находятся в процессе, прыжке. Как у апостола Павла: Царство Божье уже пришло, но еще не пришло. Люди на пути ко Христу, но еще не знают Его по имени, на самом пороге пока находятся.

Страшнее порнографии только баптист

– Мы с вами выросли в атеистическом государстве, но вряд ли получили атеистическое воспитание. Вы считали себя атеистом или нет?

Священник Сергий Круглов

– Нет, не считал. У меня не было, конечно, религиозного воспитания, потому что все дедушки были коммунистами. Я вырос в Сибири, на Ангаре, там не было храма – в селе Богучаны, где прошло мое школьное детство. Если и встречались упоминания о религии, то редко, и больше негативные, в житейском плане.

Были такие коробейники, которые ходили и продавали разные картинки, представляясь глухонемыми, – перефотографированные календарики, котят, розочки, порнографию (из-под полы). И там же были иконки, раскрашенные от руки. И к ним было такое же отношение, как и ко всему остальному – что-то запретное, манящее, интересное, но совершенно непонятное.

У нас на улице жил баптист. Это слово звучало страшно: как вампир, враг народа, пятая колонна, жидобандеровец – если всё это смешать в одном флаконе, то и получится «баптист». Такое было отношение людей. Причем это был самый красивый дом на улице, самый замечательный, там было шестеро детей, хозяин сам работал с утра до вечера, дети ему помогали – была идеальная семья, до которой многим жителям улицы было далеко в нравственном плане.

«С праздниками зимы вас!»

– В вашем эссе об атеистах есть история о вашем друге-атеисте, который соблюдает Рождественский пост…

– Я уже упоминал таких людей – это «атеисты застенчивые», которые ищут Бога, но не хотят из благородства и деликатности показывать свои внутренние борения, «грузить» других людей. И я в эссе вспоминал товарища, который прочел много книг по истории религии, разных духовных учителей, но внутреннее благородство не позволило образоваться каше в голове – он постепенно перестал читать религиозные книги. Он редко делился своими переживаниями, зато был настроен на помощь другим: у него был приют для больных животных, он ходил с детдомовскими детьми куда-то в горы, в пещеры. Очень хороший, добродушный человек.

И поиск Бога не стоял для него на первом месте, что, мол, срочно надо прийти к какому-то Богу, в какую-то общину. Он считал, что рано искать Бога, пока у нас тут такой бардак творится, люди страдают.

Он тянулся к православию: когда наступал пост – он постился. Он вел здоровый образ жизни, соблюдал всякие диеты, поэтому когда он начинал поститься, то на это никто внимания не обращал. Но я видел, что в его лице что-то меняется, что для него это не просто диета. Он деликатно относился к моему сану, не лез с вопросами, с которыми обычно пристают к священникам, а поздравлял меня с «праздниками зимы». И я в ответ с чистым сердцем поздравлял его с тем же самым, хотя, возможно, мы с ним имели в виду совсем разные праздники.

Сочельник. До первой звезды

В глухой ночи рыдает атеист: Нет Бога, словно не было, исчез, Ушел послушно, канул в никуда, Но вот Его отсутствие – во всём! Невидимые миру, эти слёзы, Морозные и ясписные, всходят Созвездий россыпью в небесной черноте. В глухой ночи рыдает прихожанин, Уставясь в мириады звёзд, в бессильи Одну из них, избрав, назначить первой, Чтобы закончить бесконечный пост.

Вот два типа людей, и у каждого своя мировая скорбь. Атеист рыдает, потому что у него нет Бога, и ему от этой пустоты очень плохо. И он пока еще в прыжке, пока еще в пути. В нем еще не созрело осознание того, что надо признаться себе: мне плохо без Бога – я не знаю, какой Он из себя, но то, что Его нет – меня убивает.

А есть верующие, которые ждут, когда можно разговеться…

Как хоронят атеистов

Атеисты не признают загробную жизнь, поэтому они противники церковных обрядов.

Их хоронят светским обычаем, без богослужений. В ходе гражданской панихиды все желающие могут проститься с покойным.

Нередко атеисты соглашаются на кремацию, некоторые из них завещают свои органы для пересадки. На могилах воинов-атеистов в советский период устанавливали пятиконечные звёзды вместо крестов. Сейчас эту роль играют различные памятники. Таким образом, по захоронению человека можно определить, верил ли он при жизни в Бога.

В наши дни каждый свободен выбирать, отдать ли предпочтение какой-либо религии или все их игнорировать. Главное, чтобы это было не ширмой, попыткой уйти от важных жизненных вопросов, а собственной выстраданной позицией.

Не доисторический динозавр

Может ли священник заниматься спортом или быть болельщиком? Есть азартные виды спорта, где делают ставки, играют на деньги. Тогда человек волей-неволей впадает в грех. Болеть за любимую команду тоже можно по-разному. Если есть раздражение, гнев, злость, агрессия, это неприемлемо. К самому спорту я отношусь с большим почтением. С детства я занимался футболом, посещаю бассейн. Здесь нет запретов.

По поводу настольных и компьютерных игр — играть на деньги недостойно священника. Карты и прочие азартные игры также под запретом как те, которые будят в человеке страсти. Компьютерные игры тоже бывают разными. Есть те, где пропагандируется жестокость, льётся кровь. А есть популярные игры в «танчики» с техникой времён Великой Отечественной войны или «корабли», вполне безобидные. Есть масса интересных стратегий — всевозможных империй, цивилизаций. В них есть возможность подучить иностранный язык, развить мышление.

Я только «за», если священник в курсе интернет-игр и может об этом поговорить с молодёжью, которая приходит в его храм, объяснить, что хорошо, а что нет

Очень важно, чтобы в глазах молодых прихожан священник выглядел не неким динозавром доисторической эпохи, который вообще не разбирается в реалиях современной жизни, а был человеком образованным и понимал, о чём идёт речь

То же касается и выхода священника в интернет. Сегодня в соцсетях мы видим массу не просто священников, но и монахов, иеромонахов, архимандритов, епископов и митрополитов. Они активно несут свою миссию проповеди о Христе через интернет. Очень важны форумы, где священники могут узнать мнение других по тем или иным актуальным современным вопросам, разные точки зрения.

Сегодня весомая часть общественного служения священника приходится на интернет. Задать священнику вопрос в интернете гораздо проще, чем уделить этому время в реальной жизни, приехав в храм и дождавшись, когда у него появится свободное время.

Распространённый образ семьи священника в сознании многих верующих — супруга в длинной серой одежде до пят и куча детей. Неверно считать, что священник должен иметь много детей, осуждать его за малодетность или бездетность. Этим мы уподобляемся иудеям, которые осуждали родителей святого пророка Иоанна Предтечу и других праведников за бездетность. Всё совершается в нашей жизни по воле Божией.

Часто Господь испытывает веру людей и даёт им детей в более позднем возрасте. Семья священника не может, например, как думают некоторые, рожать каждый год по ребёнку. Не допуская и мысли об аборте, священник и его супруга заботятся о своём здоровье и знают физические силы своего организма.

Стиль священника и его семьи в обычной жизни тоже может быть достаточно современным и при этом оставаться скромным. Например, носить длинную бороду вовсе не обязательно. Это форма миссионерской проповеди: православный — не значит древний динозавр.

Кто такой атеист?

Атеист уверен: только ему в полной мере дано оценить всю ценность человеческой жизни и степень заблуждения верующих.
Он считает аморальным верить в милость бога, который, спасая одних в катастрофах, топит младенцев в колыбелях.
Религиозные утверждения, как и любые другие утверждения, претендующие на описание мира и истину в последней инстанции должны иметь доказательный характер.
А слепая вера в бога, считает он, — не более чем приторная фантазия о вечном блаженстве. Отдавая себя догме, вознаграждающей за труды праведные,
верующий забывает, насколько ценно каждое мгновение этой жизни.

Райские кущи, как место абсолютного комфорта, как и их вечный страж на вратах — грандиозный исторический обман. Это очевидно и это необходимо отстаивать.
Энергия термоядерного синтеза дает свет нашему солнцу, его тепло — источник эволюционных и генетических последствий.
И эта грандиозная мистерия разворачивается на Земле миллиарды лет.
При этом — скептически улыбается атеист, — Рай в представлении верующих обустроен с обстоятельностью фешенебельного карибского лайнера.
Что ж получается: рай, как и его вечный сторож — Господь Бог, созданы по образу и подобию человеческому?

Так рассуждает атеист, приводя бесчисленные примеры земных бед и страданий — от урагана Катрина,
унесшего жизни тысяч и лишившего крова десятки тысяч жителей Нового Орлеана — до жертв Холокоста, геноцида в Руанде,
300-х миллионах жертв, погибших от оспы в XX веке и костров святой инквизиции.
Где был всеведущий, всемогущий и всемилостивейший? Чем занимался он в тот момент, когда ураган крушил город, когда старики,
женщины и дети понуро брели в газовые камеры со словами последней молитвы, обращенной к их лучшему другу и защитнику?
Куда был обращен взор его, когда руандийские священники убивали мачете детей во имя его? Каких масштабов должны быть катастрофы и жертвы,
чтобы поколебать веру этих фанатиков?

Атеист отрицает то утверждение, что всякий разумный человек должен верить в бога, поскольку вера — это единственный способ преодолеть страх смерти,
придать смысл жизни и стать счастливей. Вера, по его мнению — всего лишь лицензия на отрицание разума, выписываемая себе адептами религий.
«Бог», «бессмертие души», «апокалипсис» — все эти понятия не актуальны и неприемлемы, а разум и вера — вечные и непримиримые антагонисты.

— Так рассуждает атеист, выступая против идей бога и веры. Против того, что по его мнению недоказуемо, а значит, — безответственно, цинично и преступно.

Следите за тем, во что вы верите! Не все блондинки – тупые, не все
лебеди – белые.

1.3. Основные психоаналитические концепции

1.3.1. Концепция З.Фрейда

Крайняя точка зрения на природу религии
высказывается в классическом психоанализе. Свое убеждение о том, что
«религия — общечеловеческий невроз навязчивости», З.Фрейд обосновывал
не только внешним, но и внутренним сходством между отправлениями
религиозного культа (молитвы, посты, заклинания, жертвоприношения и т.
д.) и приобретающими защитный характер ритуалами при
обсессивно-фобическом неврозе . Используя метод аналогий, Фрейд
утверждал, что в основе невроза и религиозного переживания лежит
подавление природных инстинктов человека. В работе «Воспоминания
Леонардо да Винчи о раннем детстве» рассматривается идея
взаимосвязи образа собственного отца и индивидуального образа Бога. В
исследовании «Тотем и табу» говорится о возникновении первобытных
религиозных представлений. Ядром концепции Фрейда является положение о
бинарной роли религии как явления, генерирующего невроз и одновременно
являющегося средством защиты от него. Видя в культуре, социальности
человека основную причину невроза, автор полагает, что не будь религии,
невроз принял бы еще более грубые формы и протекал бы тяжелее.

1.3.2. Концепция К.Г.Юнга

Иных взглядов придерживался К.Г.Юнг. В религии он
видел установку человеческого ума на внимательное рассмотрение,
наблюдение за некими динамическими факторами, понятыми как «силы, духи,
демоны, боги, законы, идеалы — и все прочие названия, данные человеком
подобным факторам, обнаруженным им в своем мире в качестве
могущественных и опасных» . Создав новое направление в психоанализе
— аналитическую психологию, он исследовал роль прошлого опыта и
первобытных архетипов (символов, представлений, идей, образов) в
формировании стадий сознания. Многие из концепций Юнга о религии были
погружены в суеверие и оккультизм, так что в итоге его роль в
психоаналитическом движении становилась все более двойственной и
неоднозначной. В отличие от З.Фрейда, он не только не рассматривал
религию как «невроз навязчивости», но и считал одним из факторов
возникновения психических расстройств утрату религиозных взглядов.
Причину психических расстройств он видел в динамическом факторе:
рассогласовании между сознательным и бессознательным. Он рассматривал
религию в качестве необходимого условия психического здоровья личности и
эффективной системы психотерапии.

1.3.3. Концепция Э.Фромма

Для Э.Фромма религия была важна как
предшественница психотерапии, накопившая тысячелетний опыт заботы о
душевном здоровье человека. Он считал, что в настоящее время две группы
людей занимаются душой человека — священники и психоаналитики. Понимая
религию как систему взглядов и действий, которой придерживается
определенная группа людей и которая дает индивиду систему ориентации, он
подразделял ее на авторитарную и гуманистическую. Авторитарная
религиозность состоит в подчинении и послушании. Утрачивая
независимость и цельность, индивид приобретает чувство безопасности и
защищенности. В гуманистической религиозности, напротив, человек
достигает веры в себя, собственные силы, полную самореализацию.
Религиозность по Фромму заключается в служении не только божеству, но и
вождям, классам, нации, партии, успеху, силе .

1.3.4. Концепция В.Е.Франкла

Воззрения Юнга были подвергнуты критике со стороны
основателя логотерапии В.Е.Франкла. Считая основной движущей силой
поведения и деятельности человека стремление к смыслу своего
существования, он видел принципиальную ошибку Юнга в локализации образа
бога в сфере бессознательного, а религии — в сфере инстинктивного. По
Франклу истинная религиозность имеет не инстинктивный характер, а
характер решения, поскольку религиозность либо экзистенциальна, либо ее
нет вообще. Бог в логотерапии — «партнер в самых интимных разговорах
человека с самим собой» . Для логотерапии религия является только
лишь предметом, но не основанием. Она рассматривает веру в бога как
поиск смысла человеческого бытия.

Философы атеисты

Леонардо да Винчи

Философия атеизма возникла ещё в древности. Первым зафиксированным свидетельством можно считать древнеегипетскую «Песнь Арфиста», в которой ставится под сомнение жизнь после смерти.

В духе безбожия размышляли древнегреческие мыслители Диагор, Демокрит и Эпикур. Римский философ Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» поставил на место религии научное знание. Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли и Франсуа Рабле выступали с критикой католицизма в эпоху Возрождения.

В Новое время Томас Гоббс и Дэвид Юм разрабатывали аргументацию против теологии. Великая Французская революция ознаменовалась волной антиклерикализма. Затем, уже в XIX веке, критиковали религиозное сознание Людвиг Фейербах, Карл Маркс и Фридрих Ницше.

Как стать атеистом?

Перед тем как стать атеистом, нужно определиться, действительно ли вы этого хотите, и почему. Стоит познакомиться с основными религиозными течениями, их плюсами и минусами. Если человек становится не спонтанным, стихийным, а научным атеистом, нужно изучить соответственные естественнонаучные дисциплины. В любом случае, это должен быть полностью сознательный выбор. Многие остаются агностиками, не будучи абсолютно уверены в существовании или несуществовании высших сил.

Сегодня многие считают, что дети рождаются атеистами. До 19 века такой теории не существовало, она появилась с развитием вольнодумства. То, что происходит в сознательном возрасте – это результат воспитания, внешней среды и собственных мыслей.

Кем может быть священник?

Зачастую священник сегодня не только не владеет мерседесами и прочими предметами роскоши, но и вынужден работать ещё кем-то для того, чтобы прокормить свою семью. При этом есть работа, совместимая с саном священника, и несовместимая с ним по моральным соображениям. Например, священнику нельзя быть актёром. Лицедейство не подобает священному сану. Такие примеры, как Иван Охлобыстин, всегда будут вызывать общественный резонанс. Я ни в коей мере не пытаюсь осуждать его жизнь, но лично для меня эти профессии несовместимы.

То же касается депутатской, судебной, прокурорской должностей. Священник не может судить и иметь властных полномочий. Это каноническое правило. Не всяким бизнесом ему можно заниматься. Бизнес, основанный на спекуляции, ростовщичестве для священника неприемлем. Мне никогда не встречались священники-полицейские или пожарные. Я думаю, что священник не сможет заниматься такой работой, которая будет отнимать практически всё его время. Как говорится, Богу Богово, а кесарю кесарево.

Вопреки распространённым предрассудкам, священник может быть охотником или рыбаком. Заповедь «не убий» общая для всех христиан, при этом христиане могут охотиться или держать собственное хозяйство и, например, зарезать курицу для супа. Некоторые думают, что священнику нельзя даже убить комара. Скажу честно, что не убиваю комаров, а ловлю их пылесосом, но о таком запрете не слышал.

Некоторые думают, что священнику нельзя работать врачом, чтобы ненароком не убить человека. Но у нас на слуху прекрасный пример ведущего хирурга, по учебникам которого продолжительное время преподавалась гнойная хирургия — святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Сегодня он причислен к лику святых. Очень много прославленных Церковью святых угодников тоже были врачами.

Священник может обороняться от преступников, защищать свою или чужую жизнь. Если он видит беззаконие, угрозу жизни кому-либо, как гражданин, он обязан этому помешать. Я не вижу необходимости священнику носить оружие, но вызвать полицию и помешать преступнику — его святая обязанность. Помимо того, что он священник, он также и законопослушный гражданин.

Что будет, если, обороняясь, священник убьёт человека? Такие вещи рассматривает церковный суд. В Евангелии сказано: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Многие священники принимали участие в обороне городов и сёл в годы Великой Отечественной войны. Говорить о том, что священник не может противиться преступлению и должен подражать примеру преподобного Серафима Саровского, подчинившегося разбойникам, было бы неправильно.

Не боятся священники и водить автомобиль, хотя это тоже связано с риском для жизни. Единственное, если священник едет причащать больного, желательно посадить за руль кого-то другого, потому что он должен быть сосредоточен только на Святых Дарах, которые везёт.

Я знаю священников, которые владеют несколькими языками и занимаются переводами. Некоторые пишут статьи и даже художественные книги. Сельские священники стремятся что-то делать своими руками. Они вырезают из дерева двери, рамы, делают мебель. Священник может возглавить иконописную мастерскую, цех по производству свечей. Есть священники, которые работают в школе или даже подрабатывают в такси, чтобы выжить.

Как стать священником: жизненные примеры

Не бывает единого для всех, стандартного пути к священству. Для каждого христианина он индивидуален.

Так, святитель Лука Крымский (1877-1961), будучи известным врачом-хирургом, принял сан священника в возрасте 43 лет. Это произошло через два года после смерти жены, от которой у него было четверо детей. Не желая лишать детей материнского тепла, он заключил фиктивный брак с медицинской сестрой своей больницы Софьей Белецкой. Сам же в 1923 году принял монашество.

Один из наиболее почитаемых старцев в России Иоанн Крестьянкин (1910-2006) с детства мечтал посвятить свою жизнь на служение Господу и Церкви. По Божьему Промыслу его желание исполнилось, когда он уже работал главным бухгалтером на одном московском предприятии. В 1945 году он принял сан безбрачного иерея.

Протоиерей Александр Мень (1935-1990) сначала учился в Московском пушно-меховом институте. Однако из-за религиозных убеждений его отчислили. Тогда он поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, по окончании которой в 1960 году принял сан священника.

Старец Николай Гурьянов (1909–2002) с детства прислуживал в сельском храме. В 1928 году он окончил педагогический техникум, затем учился в педагогическом институте. Однако в конце 1930-х годов его арестовали. Ему пришлось пройти лагеря и ссылки. Во время тяжких событий отец Николай повстречал много подвижников. Тогда он дал обет, что станет священником. В феврале 1942 года был рукоположен.

Патриарх Кирилл (1946 года рождения) после окончания восьми классов в школе поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления. Там он работал более трёх лет техником-картографом. В 19 лет поступил в Ленинградскую духовную семинарию. А после принятия монашества в 1969 году стал священником, то есть иеромонахом.

Кого церковь не отпевает

Под запретом проведение богослужения над людьми, которые были крещены, однако по разным причинам добровольно отказались от веры, а также над еретиками, пренебрежительно отзывающимися о Боге, если они при жизни отрицали основы религии. Но есть и другие группы людей, над которыми не совершается Чин погребения.

Иноверцы

Представители другой веры (исповедующие ислам, буддизм и т. д.) не отпеваются в православных храмах. Богослужение над ними совершают в церкви соответствующей религии. Хоть Бог и един, но основы конфессий могут несколько отличаться. Православие не отрицает возможность произнесения молитвы за умершего иноверца, но это лучше делать келейно – дома.

Православная церковь не отпевает иноверцев, атеистов и некрещёных

Самоубийцы

Человек, который лишил себя жизни, но являющийся крещеным, более не принадлежит к церкви. Его нельзя отпевать, запрещено даже упоминать имя грешника во время панихиды. Причина заключается в том, что самоубиенный отказался от великого дара – жизни, которую дал Господь. После этого священнослужители не будут настаивать на проведении традиционного обряда отпевания крещеного человека – по принуждению нельзя прийти к Отцу Небесному.

В ряде случаев душа умершего, покончившего с собой, все еще может вернуться к Богу:

  • есть справка о психических нарушениях;
  • смерть наступила в момент, когда человек находился под действием наркотических веществ, алкоголя, но иногда священнослужители отказывают отпевать такого грешника, даже если есть смягчающие обстоятельства;
  • человек отдал себя в жертву, спасая других;
  • смерть была следствием совершения неосторожных действий (например, если человек употребил блюда из грибов, которые содержали ядовитые вещества).

Самоубийц в православной церкви не отпевают

Преступники

Некоторое время назад церковь не отпевала людей, которые при жизни совершали преступления. Считалось, что они отошли от веры, отказались от основ религии, поэтому нарушают заповеди. Но сегодня преступников отпевают. Церковь относит их к порочным людям, которые нуждаются в исправлении. Но отпевание проводится, только если человек крещеный, обратился к Господу, посещает храм, бывает на исповеди.

Преступников нельзя отпевать и хоронить рядом с набожными и чистыми людьми

Атеисты

Когда человек отказывается от веры (через злодейские деяния, слова, мысли), он лишается права присутствовать во время совершения религиозных обрядов. Атеисты отрицают само существование Бога, основы религии. Вероятно, перед смертью многие из их числа начинают думать по-другому, т. к. осознают, что не могут контролировать течение жизни, видят, что есть силы, которые гораздо масштабнее возможностей человека, но пути назад нет.

Нерожденные младенцы

Богослужение не проводят над теми, кто не приобщился к церкви через священный обряд. Нерожденные дети – одни из них. Но это не значит, что они не заслуживают молитвы, как выше рассмотренные алкоголики, преступники. Дети безгрешны по умолчанию, так считает церковь (если не учитывать первородный грех).

Отпевание нерожденного ребенка невозможно

Не прошедшие таинство крещения

Любой человек, будь то взрослый или ребенок, не может предстать перед Господом после смерти, если не прошел обряд крещения. Это лишает возможности стать членом Церкви, попасть в Царствие Божие. Душа не получает помощи при переходе от земной жизни к загробной, испытывает мучения.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
12.08.22 21:33

Можно ли есть яблоки до Преображения?
15.08.22 09:28

В Иерусалимском Патриархате призвали всех Предстоятелей к переговорам о единстве Церкви
11.08.22 12:58

Митр. Антоний (Паканич): Возможно ли вести духовную жизнь в тяжелые времена?
10.08.22 09:22

9 августа — день памяти великомученика и целителя Пантелеимона
09.08.22 08:35

Против кого направлен Божественный гнев?
09.08.22 16:42

Мученики Маккавеи – святые, превратившие смерть в свою собственность
12.08.22 16:10

Великомученик Пантелеимон
09.08.22 08:24

От Эразма Роттердамского до фюрера: Библия для народа и без Бога?
09.08.22 17:42

12 августа — день памяти мученика Иоанна Воина
12.08.22 08:51

Обряд отпевания: понятие, смысл, особенности проведения

Отпевание проводится лишь однажды. Этот обряд означает оказание помощи душе, пособничество прощению грехов через произнесение молитв. Отпевание – народное название обряда, официальное определение – Чин погребения или Последование мертвенное.

Богослужение в храме

Чин погребения представляет собой вид богослужения. Его цель – помочь умершему преодолеть мытарства, уменьшить груз грехов, которые живущий на земле часто берет на себя. Это способствует очищению нетленной оболочки. Она может предстать перед Господом более чистой. Но прощение возможно, если сам покойный успел перед смертью покаяться.

Богослужение проводится особым образом, его нельзя повторять, как это делается в случае с панихидой, литургией. Отпевание проводится при условии, что умерший – человек крещенный. Особенности проведения службы:

  • принято читать молитвы в храме, но иногда церковь делает исключение: умерших отпевают дома, на кладбище, в специальных траурных залах (например, в морге);
  • в храм гроб заносится под колокольный звон;
  • начинают службу с прочтения Начальных молитв, затем переходят к псалму 90, произносят кафизмы, тропари, псалом 50 и т. д. – служба длительная – около 90 минут, но обеспечивает существенную помощь душе покойного;
  • когда читают стихиры, следует провести целование – родные подходят к гробу, касаются губами венчика на лбу покойного;
  • по окончании службы продолжают процессию – идут на кладбище, где проводится погребение.

Чтение молитвы в храме

Умерший должен обязательно исповедоваться перед смертью, т. к. прощение грехов возможно через покаяние. Отпевание крещеного совершается при условии предварительной договоренности со священнослужителем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: