Классификация волевых качеств человека в психологии

Как развить силу воли?

Хотите одновременно бросить курить и похудеть, а всё вместе это называется – выработать силу воли? Придётся прибегнуть к лёгкой форме мазохизма.

Определитесь с мотивацией

Бросить курить и похудеть не являются сильным толчком. За этими действиями стоят другие цели. То есть, хочется похудеть, чтобы быть похожей на модель, носить 42-й размер одежды, позволить облегающие наряды, избавиться от целлюлита, наладить личную жизнь.

Бросить курить человеку сложнее из-за физической и психологической зависимости от никотина, поэтому мотивация должна быть сильнее её. Здесь отличным стимулом является страх за собственное здоровье и жизнь. Появляется он при кашле, слабости, тахикардии от никотина. Подкрепить мотивацию можно идеей о ежемесячной экономии денег на сигаретах.

Читайте далее: Мотивация и мозг — как мотивировать себя в 100 раз сильнее

Примеры

Чтобы развить силу воли в целом и в частности для отказа от переедания, можно найти картинку с идеальной фигурой. Смотреть ежедневно, ограничивать себя в еде, заниматься кардиотренировками и двигаться к конечному результату. Чем сильнее желание похудеть, тем жёстче диета и спорт. Не останавливайтесь на достигнутом результате, преодолевайте слабости, работайте над собой.

Чтобы бросить курить, ежедневно смотрите на картинки здоровых и больных лёгких, считайте сэкономленные деньги. Делайте многокилометровый забег. Сравнивайте ощущения от самочувствия в былые времена и после курения. Когда до вас дойдёт, что курением вы сгубили здоровье, но его ещё можно восстановить, сила воли переборет привычку.

Хотите выучить иностранный язык, но опять не хватает силы воли? Возьмите за правило ежедневно учить урок и выполнять задание. Не усидели? Пропустили лекцию из-за недостатка силы воли? Выполните двойной объём работы. Со временем придёт понимание, что легче развить силу воли.

Есть ещё отличный способ для развития качества. Заключается в отказе от сладкого. Тренировка рассчитана на 30 дней. Если в течение месяца сила воли подвела, была съедена маленькая шоколадка, нужно себя наказать: Посмотрите на этикетке от шоколадки содержание калорий на 100 г. Посчитайте, сколько вы употребили. В среднем во время пробежки расстояния в 1 км сгорает 25 ккал. Разделите съеденные с шоколадкой калории на 25. Получите цифру в километрах. Столько км вам придётся бежать. Пробежку не откладывать на завтра! Утром шоколадка – вечером бег.

Таким образом, воспитывая себя и контролируя каждое действие, воспитывается сила воли.

Читайте далее: Развитие силы воли

Упорство

Стремление достигать. В настоящий отрезок времени достичь желаемого, несмотря на все трудности и невзирая на неуспешные попытки. Это стремление достичь цели во что бы то ни стало. Пример морально-волевого качества: спортсмен, которому не дается трудный элемент. Если он не пасует после первой — десятой неудачной попытки, то проявляет тем самым упорство.

У этого качества есть и негативное проявление — упрямство. Это проявление упорства вопреки здравому смыслу. Часто человек проявляет данное качество, потому что решение принадлежит ему, а отказ от достижения цели подрывает его авторитет. Говоря о детях, — это форма протеста, вызванная желанием проявлять самостоятельность и инициативу. Иногда это грубое обращение взрослых, игнорирование их потребностей или, наоборот, потакание всем детским капризам.

Это также следствие стремления самоутвердиться, хотя рационально – бесполезная трата ресурсов. Упрямство основывается на убежденности человека в достижимости цели, вопреки чужому мнению.

Нужно учитывать, что мнение о целесообразности работы в каком-то направлении – также субъективно. По сути, оно тоже показывает упрямство, стоящее на том, что это невозможно «просто потому что».

Упрямство путают с негативным проявлением настойчивости, тогда как это негативное проявление именно упорства. Данные понятия не тождественны.

Характер и его классификация

Характер состоит из устойчивых черт, которые объясняют поведение и особенности деятельности человека. Типология характера человека проявляется в его работе, общении с людьми, почерке.

Проявление характера в общении

В психологии существует несколько научных подходов к пониманию характера:

  • Конституционно-биологический подход. Основателем данной концепции является Э. Кречмер. Согласно его воззрениям, характер представляет собой совокупное сочетание особенностей телосложения и темперамента человека.
  • Психоаналитический подход. Данную характерологическую теорию разработали мастера психоанализа З. Фрейд, К.Г. Юнг и А. Адлер. Проявления характера они объясняли наличием у человека бессознательных влечений.
  • Идеологический подход. Автор данной концепции – Робек, который полагал, что характер формируется в результате того, что человек подчиняет свои желания установленным правилам и нормам общества. Кроме того, Робек полагал, что социальное положение личности во многом определяет его характерологические черты.

Занимаясь изучением структуры характера, Б.Г. Ананьев выделил в ней такие компоненты, как направленность личности, уровень развития коммуникативных навыков, привычки, особенности эмоционально-волевой сферы.

Н.Д. Левитов полагал, что характер образуется на основе отношения человека к обществу и другим людям, к самому себе и своей деятельности, вещам.

Сходство разных подходов усматривается в том, что все исследователи с уверенностью заявляли о том, что характер зависит от условий жизни человека и его темперамента. Основу характера составляют устойчивые черты, которые человек может принимать и осознавать, а может и отрицать или не осознавать.

Внимание! В отличие от типа темперамента, характер не является врожденным свойством личности, он формируется в процессе жизни

Основные понятия

Волевые качества личности , что это такое? Это совокупность тех качеств, которые необходимы для достижения поставленных целей.

Одни из наиболее известных: целеустремленность, настойчивость, дисциплинированность, стратегичность.

Данные качества базируются на силе воли , особому состоянию, привычке психики. Силу воли можно тренировать, успешно реализуя задуманные цели, мотивации, желания.

Волевая сфера личности состоит из двух параметров: силы воли и стойкости воли.

Сила воли , способность мобилизовать тело и психику для реализации целей. Если человек готов в течение длительного срока не отступать, регулярно стремиться к успеху , его воля развита.

Если же человек бросает дело на полпути, не заканчивает его до конца или опускает руки после первой-второй неудачи , наблюдается проблема с силой воли.

Стойкость воли , способность удерживать степень волевых усилий. Это значит сохранять волю в течение долгого времени. Собраться с силами на день , может любой. Пробиваться месяцы и годы , далеко не каждый.

В легкой атлетике есть два типа бегунов: спринтер (быстрый бег на короткие дистанции) и стайер (бег на длинные дистанции, на выносливость). Стойкость воли , это как раз про стайеров.

Определение понятия характер

Ещё древнегреческий учёный Теофраст изучал характер и ввёл этот термин в науку. Он считал, что данное определение должно отражать черты, особенности, приметы и признаки личности. Аристотель понимал характер как определение деяний человека, он использовал такое понятие как этос (греч. ἦθος), обозначающее нрав, душевный склад. В переводе с древнегреческого характер (χαρακτήρ)- это отличительная черта. Высказываясь о натуре любой личности имеют в виду совокупность качеств манер, жизненного образа, психическое и общее состояние. В истории изучения данного понятия были выведены разные определения.

Марк Самуилович Лебединский и Владимир Николаевич Мясищев определяли характер в психической индивидуальности, выраженной в своеобразном поведении, сформированной на базе темперамента и поведения личности. Константин Константинович Платонов считал характер совокупностью устойчивых черт, выражающихся в поступках и действиях. Советский психолог, Константин Николаевич Корнилов, видел характер в особенностях личности, проявлявшихся в выраженном мировоззрении, моральных убеждениях, идеалах, интересах.

Характер проявляется в деятельности, общении, обнаруживает поведение и специфические особенности, оттенки. Одним нравятся трудные виды деятельности, они получают удовольствие, когда преодолевают препятствия. Другие выбирают более простую работу, пытаются избежать проблем

Для некоторых важно значение выполненной работы и полученного результата, который должен быть наилучшим, иные могут относиться к работе спустя рукава и будут удовлетворены тем, что справляются с обязанностями не хуже остальных. Всё это характеризуют различия в натурах людей. Так, что же обозначает такое понятие как характер? Это объединённые черты определённой личности, выраженные в действиях или поступках по отношению к людям, деятельности, событиям, происходящим вокруг

Характер у каждого уникальный и проявляется в общении, поведении, социально-психологическом, нравственном, духовном мировоззрении и действиях

Так, что же обозначает такое понятие как характер? Это объединённые черты определённой личности, выраженные в действиях или поступках по отношению к людям, деятельности, событиям, происходящим вокруг. Характер у каждого уникальный и проявляется в общении, поведении, социально-психологическом, нравственном, духовном мировоззрении и действиях.

Можно сказать, что в обществе существует деление на людей с сильным и слабым характером. Лицо с сильной натурой ведёт себя настойчиво, упорно, целенаправленно. Слабохарактерный человек проявляет слабоволие, непредсказуемость, неуравновешенность. Задача в изучении структуры характера должна определять его черты, проявления, и их взаимосвязь.

Характер тесно переплетается с волей и темпераментом. Ещё Гордон Олпорт заметил, что темперамент и характер выглядят как синонимы и предназначены для личности. Он отмечал, что высказываясь о человеке с хорошим характером, подразумевают оценку личности, а не качества социальные и этические. Поэтому понятие носит оценочный образ. Темперамент Олпорт представлял как первичный материал, конституцию интеллекта, особенности генетики.

Воспитание и воля

Школа играет важную роль в формировании волевых качеств. Школа предъявляет к ребенку ряд требований, без выполнения которых само школьное образование не может нормально осуществляться, но она также формирует определенную степень дисциплинированности.

Например, ученик должен сидеть за партой определенное время, он не должен вставать без разрешения учителя, разговаривать с одноклассниками, он должен выполнять заданное ему домашнее задание и т.д. Все это требует достаточно высокой степени развития силы воли и одновременно развития необходимых качеств воли для соблюдения этих правил. Поэтому личность учителя и школьного коллектива очень важна для формирования воли у учеников.

Учитель, который контактирует с ребенком в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование определенных личностных качеств и яркой индивидуальности, оставляет неизгладимый след в жизни ребенка. Часто это вызывает у ребенка желание подражать поведению учителя, и если у него хорошо развиты волевые качества, то велика вероятность, что такие же качества будут успешно развиты и у его учеников.

Аналогичная картина складывается и в отношении школьного сообщества. Если деятельность ребенка проходит в коллективе, где царит атмосфера высоких требований, то у него могут развиться соответствующие черты личности.

Не менее важным является физическое воспитание ребенка, а также приобщение к художественным ценностям. Более того, формирование волевых качеств не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельной трудовой деятельности, во время которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля часто считается одной из центральных и наиболее выразительных черт личности.

Развитие волевой регуляции поведения у человека происходит в нескольких направлениях. С одной стороны, это преобразование непроизвольных психических процессов в волевые, с другой — приобретение контроля над поведением человека, с третьей — развитие волевых качеств человека. Все эти процессы начинаются онтогенетически с того момента жизни, когда ребенок овладевает языком и учится использовать его как эффективное средство психической и поведенческой саморегуляции.

В рамках каждого из этих направлений развития воли по мере их усиления происходят специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. Таким образом, в рамках когнитивных процессов воля сначала проявляется в форме внешней вербальной регуляции и только потом в форме интравербального процесса. В поведенческом аспекте волевой контроль касается сначала добровольных движений отдельных частей тела, а затем планирования и контроля сложных комплексов движений, включая торможение одних и активацию других мышечных комплексов.

В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее к третичным волевым качествам.

Другое направление развития воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более сложные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение длительного времени. Например, школьник-подросток может поставить перед собой цель развить такие навыки, к которым у него нет выраженных природных задатков. В то же время он может поставить перед собой цель получить сложную и престижную работу, требующую таких навыков.

Есть много примеров из жизни, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, достигали своих целей, не имея хорошей работы, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Шкала депрессии
  2. Защитный механизм: отрицание
  3. Взаимосвязь креативности и темперамента в юношеском возрасте — Особенности развития креативности в подростковом возрасте
  4. Психологические проблемы воспитания
  5. Стадии психосексуального развития ребенка
  6. Взаимосвязь эмоциональной сферы личности и типа мышления — Подсознание и эмоции
  7. Эксперименты, проводимые психологами
  8. Самооценка младших школьников
  9. Деструктивное сознание
  10. Депрессия

Воля и волевые составляющие характера

Наличие воли отличает человека от животных, поведение которых ученые называют полевым (лишенным какого-либо волеизъявления). Понятие воли подразумевает сознательную организацию и регуляцию личностью своей жизни, сознательную постановку целей и изыскание способов достижения этих целей.

Развитие качеств личности происходит по мере взросления каждого из нас, то есть волевые черты характера не являются врожденными.

Богатый спектр проявления личностной воли составляют:

• решительность – способность оперативно определять цели и эффективно действовать в условиях повышенного риска;

• целеустремленность – уверенное достижение желаемого, способность положить все силы и средства на то, чтобы добиться цели;

• смелость – умение побеждать страх даже при наличии реальной опасности;

• настойчивость – упорное доведение начатого дела до конца, неотступность в достижении поставленной цели;

• дисциплинированность – добровольное подчинение своего поведения к общепринятым нормам и правилам;

• выдержка – способность волевым решением отказываться от того, что может препятствовать реализации намеченных планов;

• самостоятельность – способность принимать решения и действовать в одиночку, без оглядки на мнение окружающих.

Как развить целеустремленность?

Чтобы восстановить или развить целеустремлённость, нужно постоянно ставить цели, двигаться к ним и анализировать результат.

Начните с малого. Например, при желании заняться велопрогулками, поставьте цель: купить велосипед. На момент постановки задачи не нагнетайте, что он дорогой, а для езды не хватает времени. Купите копилку или откройте пополняемый банковский счёт. Ежемесячно откладывайте 5–10% от доходов. Через полгода загляните в тайник. Узнайте, сколько денег получилось собрать. Зайдите в интернет и посмотрите, какой велосипед вы можете купить за накопленные деньги.

Таким образом, можно найти работу с устраиваемой зарплатой или продвинуться по карьерной лестнице. Если на имеющейся работе повышение не светит, нужно поставить цель: должность начальника отдела за год. Опишите возможные способы реализации плана и действуйте. Составьте хорошее резюме. Ежедневно после работы рассылайте его на электронные ящики потенциальных работодателей. Подавайте объявления в бесплатные и платные газеты, принимайте приглашения на собеседования. В течение года вы встретитесь с работодателем, который согласится взять человека без управленческого опыта.

Читайте далее: Развитие целеустремленности

Как развить решительность?

Самый простой способ развить решительность – начать действовать, отбросив все сомненья. Пережить первую неудачу и удачу, после чего все последующие решения и их реализация дадутся легко.

Начните с малого

Заведите тетрадь, запишите планы. Ставьте плюсы на реализованных задачах, минусы – на остальных. Вы когда-то отучились в автошколе, но не смогли сдать экзамены в ГИБДД? Доведите дело до конца! Пусть вас не пугает, что придётся снова ходить на автодром, тратить деньги.

Запишите в тетради цель:

  1. доведение начатого дела до конца,
  2. получение прав.

Читайте далее: Ежедневник для постановки задач

Действуйте!

Не откладывайте дела до лучших времён. Не ищите поводы в нехватке времени, денег, здоровья, идей. Знайте, такое время никогда не наступит. Ближе к сроку появятся новые дела, старые уйдут на второй план и останутся навечно нереализованными.

Нет ни одного уверенного в банкротстве предпринимателя, который вкладывает десятки тысяч $ в собственное дело.

Просчитанный до мелочей бизнес-план не даёт 100% гарантии. Взбалмошные предприниматели рискуют всеми накопленными деньгами, а менее рискованные – выработали чёткое правило: не вкладывать в бизнес более 10% от своего капитала.

Читайте далее: Как составить бизнес-план: инструкция и структура

Это поможет не раскиснуть в случае провала, и приумножить состояние при удаче в делах. Но все они не боятся действовать, потому что обладают решительностью. Поэтому главное правило развития решительности – действовать!

Черты характера

Устойчивые свойства психики — «протоптанные нейронами дорожки» — это и есть черты характера. Они проявляются с завидным постоянством и позволяют делать прогнозы в поведении человека. Так, зная скупость сотрудника, нетрудно предположить, что он не займёт денег до получки. А тот, кто сейчас шепчет вам на ушко очередную сплетню, завтра будет говорить гадости и про вас. Однако не все оттенки поведения личности являются для неё важными, судьбоносными.

Доминантные черты

Американский психолог Гордон Олпорт черты характера объединил в три категории:

Доминирующие — определяют стержень личности, обнаруживаются в системных взаимоотношениях с миром: эгоизм — альтруизм

Обычные — проявляются в повседневной жизни: честность — двуличность

Второстепенные — проявляются в различных сферах деятельности: старательность, послушание, любовь к чтению

Приоритетные черты характера особенно ярко проявляются в критических ситуациях, когда нет времени на раздумывание, человек действует на «автомате». К примеру, в обычной обстановке все люди предпочитают надевать на себя маску скромности, некоторые искренне считают себя таковыми. Но когда хвалят других, они вдруг выходят из себя, начинают перечислять свои заслуги и достижения, обнаруживают глубоко скрытое тщеславие.

Психическая сфера проявления характера

Второй способ классификации характерных черт личности — по проявлению устойчивых психических свойств.

Интеллектуальные черты — любознательность, находчивость, легкомысленность, рассеянностьЭмоциональные — жизнерадостность, сентиментальность, угрюмость, бесстрастностьВолевые качества — настойчивость, смелость, трусость, покорностьНравственные черты — справедливость, отзывчивость, чёрствость, жестокость

Положительные качества формируются только в том случае, если личность заинтересована в их приобретении. Насильно интеллектуальные свойства навязать невозможно. Все черты характера, связанные с психическими свойствами человека — это результат его свободного выбора в детстве и юности.

Системные черты характера

Стержневые качества личности определяют её отношения с миром, накладывают печать на её поведение.

В отношении к самому себе доминантными являются проявления гордости на одном полюсе и противоположного ему качества — смиренияХарактеризуя связи с другими людьми, надо обращать внимание на коммуникативность или замкнутость в себе, альтруизм или эгоизмВ отношении к работе — главными качествами являются трудолюбие или леньСвязь с объектами окружающего мира проявляется в таких чертах, как бережливость и аккуратность или неряшливость и расточительность

Создать чёткий портрет человека в соответствии с его характером трудно ещё и потому, что не всегда ясны истинные мотивы поступков. Борцы за справедливость, бравирующие своей принципиальностью, вполне могут оказаться элементарными завистниками, равнодушными ко всему, кроме собственной выгоды. А замкнутые молчуны обнаружат смелость и находчивость в минуту решительных действий. Французский писатель В. Гюго сказал по этому поводу:

Самоконтроль и самооценка

Выполняемые действия осуществляются только тогда, когда человек имеет контроль над деятельностью. В противном случае совершаемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает преобладание руководящих мотивов над второстепенными. Качество самоконтроля, его адекватность во многом зависит от самооценки личности. Таким образом, низкая самооценка может привести к тому, что человек потеряет уверенность в себе.

В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угаснуть, и план так и не будет реализован. Иногда, наоборот, человек переоценивает себя и свои способности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет правильно координировать и корректировать свои действия на пути к цели. В результате достичь запланированных целей становится гораздо сложнее, и нередко то, что было запланировано ранее, не полностью реализуется на практике. Таким образом, совокупность проявлений положительных (базальных и системных) качеств воли формирует силу воли человека. Отрицательные качества: упрямство, капризность.

Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Таким образом, новорожденный ребенок управляется рефлекторными движениями, а также некоторыми инстинктивными действиями. Добровольные, сознательные действия начинают формироваться гораздо позже.

Первые желания ребенка характеризуются нестабильностью. Желания быстро становятся отстраненными и очень часто неопределенными. Только с четвертого года жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.

В этом же возрасте у детей впервые возникает борьба мотивов. Например, двухлетние дети после некоторого колебания могут сделать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, сделанный в соответствии с мотивами морального порядка, становится возможным для детей только к концу третьего года жизни. Это происходит только тогда, когда ребенок уже способен контролировать свое поведение. Это требует, с одной стороны, достаточно высокого уровня развития, а с другой — определенного развития моральных установок. И то и другое формируется под влиянием образования и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми.

Характер сформированных моральных установок во многом зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок старается подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе психического развития начинает анализировать действия взрослых и делать соответствующие выводы.

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Иногда высокий уровень развития воли можно встретить в молодом возрасте. Кроме того, достаточно высокий уровень развития воли обычно наблюдается у детей творческих натур, увлеченных каким-либо занятием, например, у детей, одаренных художественно или музыкально, которые могут часами заниматься любимым делом. Это происходит потому, что постепенно увлечение каким-либо занятием, сопровождаемое систематической работой (рисование, лепка, занятия музыкой или спортом), способствует формированию воли, которая проявляется и в других сферах жизни.

Каковы основные виды формирования завещания? Успех этого процесса зависит в первую очередь от родителей. Исследования показывают, что родители, которые хотят обеспечить ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляют к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией действий. Такие дефекты волевого поведения детей, как мелочность и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, возникают из-за ошибок родителей в воспитании волевых качеств ребенка.

Если родители стараются во всем угодить ребенку, выполнить каждое его желание, не предъявляют ему требований, которые он должен обязательно выполнить, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаток волевого развития.

Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование сознательной дисциплины. Развитие волевых качеств у ребенка родителями является необходимым условием для формирования у него дисциплинированности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: