Упражнения
Как правильно читать вслух
Итак, подытожим всё выше написанное.
1. Не проблема.
Если вы (или кто-то другой) плохо читаете вслух – это не проблема
. Это – задача
. Нужно начать читать вслух, и этот навык быстро разовьется.
Причем, очень быстро. Только нужно начать это делать.
О том, как как увеличить словарный запас очень подробно написано здесь:
Как увеличить словарный запас
3. Как читать вслух
Да. Именно. Сомневаетесь? И – правильно делаете. Ведь в Инете есть много рекомендаций где рекомендуют читать со скоростью “120 слов в минуту”
Но я – тренер по ораторскому искусству, знаю, что рекомендую.
При обычной скорости чтения нет времени уделять внимание паузам, интонациям, жестам, мимике. При такой скорости, 120 и более, мозг успевает только читать.
А когда же запоминать слова?
При такой скорости (120 слов в минуту) можно читать, только глядя в текст
Но ведь смотреть нужно не в текст, а прямо, на слушателя или слушателей, или на себя в зеркале.
Об этом подробно написано в моей книге “Ошибки ораторов”: .
4. Читая вслух медленно, вы сможете читать красиво.
Старайтесь, чтобы фразы были разные: что-то громче, что-то тише, что-то быстрее, что-то размеренно, рас-стягивая звуки, что-то интонационно выше или ниже.
Читая медленно, можно успевать переключать эмоции, и – любоваться ими в зеркале.
Публичное чтение
Правильное публичное чтение.
Почему “правильное” – потому что есть правило: нужно смотреть в глаза тем людям, которым адресуется речь, не важно, написанная или нет.
Публичное чтение (чтение перед аудиторией), действительно сложнее обычной речи, и требует особых навыков.
Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.
И не только видеть
, но и чувствовать
, насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.
Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.
Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.
Вспомним наши замечательные лекции в институте…
На что обратим внимание: паузы, зрительный контакт и скорость нашей речи. С какой скоростью вы, можете читать вслух
? Предполагаю, что быстро, а нам нужно так, чтобы каждое ваше слово было воспринято аудиторией
Важная техника: читайте во время паузы, а когда говорите – смотрите в зал. И так попеременно.
Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.
Как правильно читать ребенку
Знакомство ребенка с хорошей литературой — важный этап воспитательного процесса. В досуге малыша обязательно должно оставаться немного времени для чтения. Желательно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок уже умел более или менее уверенно читать — вреда от этого в любом случае не будет.
Поскольку обучение всегда начинается с прочтения книг родителями вслух, взрослым нужно сосредоточиться на выборе хорошей литературы. Для ребенка прекрасно подойдут не только сказки, но и короткие рассказы классиков, басни и былины, мифы и стихотворные произведения.
Время для чтения нужно находить ежедневно. И это должна быть не скучная обязательная процедура, а своего рода игра
И ребенок, и родители должны находиться в хорошем настроении.
При чтении вслух для ребенка взрослым очень важно соблюдать выразительность. Необходимо, чтобы малыш мог образно представить происходящие в книге события, только тогда он сумеет ими заинтересоваться.
После чтения очень полезно обсудить с малышом то, что он только что узнал из книги — это поможет закрепить информацию и усилит интерес.
Важно! Родители должны учитывать собственные пожелания ребенка при подборе книг — от этого не будет вреда.
Любовь к чтению можно привить лишь при условии, что ребенку действительно интересно такое занятие.
Правила ораторского искусства
Хороший оратор должен обладать особым умением, знаниями основ психологии и актерского мастерства. Задача выступающего – донести до аудитории информацию и вызвать интерес у аудитории.
На качество речи влияют следующие составляющие:
Объективность. Информация должна быть правдивой, а речь – непредвзятой.
Лаконичность. Слишком длинные монологи вызывают у слушателей отрицательные эмоции и раздражительность.
Ясность
Важно умение объяснять сложные темы простыми фразами.
Образность. В качестве примеров рекомендуется применять истории из реальной жизни.
Напряжение
Слушателей необходимо заинтересовать и заинтриговать, чтобы сохранять напряжение.
Неожиданность. Нестандартные решения позволяют повысить интерес аудитории.
Стиль. Не рекомендуется во время речи применять возвышенных и пафосных слов.
Свести на нет подготовку к выступлению, может сильное волнение. Страхи и неуверенность в себе мешают новичкам выражать свои мысли. Для решения проблемы стоит разобраться со своими страхами, и определить их причину. Это могут быть детские комплексы, последствия строгого воспитания и болезненное самолюбие. Чтобы преодолеть волнения применяются различные методики. Успокоиться поможет аутотренинг, медитация, отдых и подготовка.
Умение правильно говорить требует всестороннего и комплексного подхода, предполагающего применение аудио- и видео материалов, а также печатной литературы. Регулярные тренировки позволят добиться хороших результатов и стать профессиональным чтецом с листа.
Чтение про себя: кратко
«Про себя» — это следующий этап. Технически он идет еще до чтения «вслух», ведь сама суть чтения про себя — это узнавание и интерпретирование печатных символов — букв. Но кураторы настаивают на изначальном чтении вслух, чтобы «поставить» навык. Научившись же правильно воспроизводить и интерпретировать написанное, ребенок может переходить на этап «про себя», уже подбирая не только саму литературу (по своему вкусу и желанию), но и ее сложность (уровень). За счет скорости мыслительных процессов «про себя» выходит значительно быстрее и продуктивнее, поэтому подавляющее большинство взрослых так и останавливаются на такой модели чтения.
Как надо читать, чтобы было интересно и продуктивно
В этом разделе я приведу несколько рекомендаций, которые помогут проводить время за чтением с наибольшей пользой и удовольствием:
Относитесь к выбору книг внимательно. Не стоит читать все подряд, гнаться за модными новинками, браться за то, что попадается под руку. Ищите отзывы, рецензии, изучайте содержание. Убедитесь, что внутри именно то, на что вы рассчитываете. Так вы будете иметь больше возможностей избегать литературы, на которую откровенно жаль потраченного времени.
Читайте с карандашом в руках. Это поможет вам более основательно подойти к процессу, выделяя важные или непонятные для себя моменты, чтобы потом вернуться к ним и обдумать. Также можно обзавестись стикерами и закладками для важных пояснений, заметок или собственных мыслей и идей.
Ставьте конкретную цель
Для чего вы читаете эту книгу? Какие вопросы хотите для себя прояснить, что узнать? Так ваше внимание будет оставаться сконцентрированным, а вы не пропустите важные моменты.
Помните о подведении итогов. Просто почитать, положить на полку и забыть – это вовсе не сложно
А вот сделать выводы, обосновать личное мнение по поводу прочитанного, взять на заметку важные практические рекомендации или идеи – совсем другой уровень.
Не зацикливайтесь на одном жанре. В мире очень много интересного. Если вы всю жизнь предпочитали детективы, попробуйте почитать что-то из фэнтези или осилить исторический роман. Не бойтесь открываться новому и расширять границы кругозора.
Делитесь впечатлениями от прочитанного. Лучший способ выразить свое мнение – это написать письменную рецензию или рассказать о своих эмоциях и мыслях другу. Опишите основную мысль, какие идеи выдвигал автор, какие аргументы приводил в их защиту, какие цитаты вам пришлись по душе, что для себя вы вынесли из всего произведения.
Отдельно хочется затронуть вопрос того, как лучше читать – вслух или про себя. На самом деле нет таких исследований, которые бы однозначно выделяли преимущества одного и недостатки другого способа. Чтение вслух хорошо подходит тем, кто наделен слуховой памятью, оно позволяет прокачивать дикцию и образное мышление. Зато молчаливое чтение создает условия для лучшей концентрации, когда ничего не отвлекает и можно погрузиться в “проживание” содержания.
Несмотря на то, что бумажные книги остаются самой приятной формой, многие считают более удобным чтение с помощью электронных устройств. Для вас я оставлю ссылку на подборку приложений для чтения книг.
Различия этих методов чтения
Различия не слишком заметны при первом рассмотрении, но при ближайшем — кардинальны. Стоит поговорить о них.
Скорость. Чтение «про себя» быстрее, нежели «вслух». Это происходит за счет ненужности задействования речевого аппарата, что отнимает немного времени (поначалу, а по факту разница значительна).
Влияние на дикцию. При всем желании читающего «про себя» его дикция не развивается, в то время как чтение «вслух» значительно улучшает навык построения предложений. Речь становится красивее, иными словами.
Применение в общественном месте. Считается, что «вслух» произносить прочитанное среди других людей могут только дети, в ином случае это считается неприличным (и раздражающим окружающих).
Пополнение вокабуляра. Да, словарный запас пополняется и в том, и в том случае. Но привычка использовать новые слова развивается, если человек все-таки произносит их вслух.
Избавление от слов-паразитов. Считается, что методика «вслух» лучше справляется с данной задачей. Хотя, конечно, нужно учитывать, что именно читает человек.
Поставление ораторских навыков. «Про себя», безусловно, можно набрать базу знаний, но дикцию и уверенность развивает именно вариант «вслух». Человека с поставленной речью слушать будут больше — и это прямое доказательство улучшенных умений оратора.
Развитие памяти и грамотности. Да, и в том, и в том случае человек будет потреблять информацию, но считается, что произнесенное во всеуслышание запоминается лучше
А грамотность повышается, если обращать свое внимание преимущественно на грамотную литературу.
Повышение эрудиции и коммуникативных навыков. И в том, и в том случае улучшается
Однако, считается и подтверждается статистически, что люди, читающие «вслух», более коммуникативны и остры/быстры на язык.
Развитие речевого аппарата. Тут очко просто сразу уходит варианту «вслух».
Как правильно читать прозу?
Многие мамы мечтают читать детям с ранних лет сказки, как это делают дикторы и актеры. Но почему-то никак не выходит передать эмоции, донести смысл сказки, устроить настоящее представление. Это происходит потому, что мы стараемся сразу, на одном дыхании, прочитать несколько строчек. Потом дыхание сбивается, ритм теряется, и чтение напоминает монотонный рассказ, который быстро надоедает малышу. Здесь нужно действовать, как и при декламации стихов. Старайтесь делать паузы, расставляйте акценты на нужных словах, следите за дыханием.
Когда нужно прочитать диалоги, родители начинают вживаться в роли, изменять голос и интонацию. Но такое под силу только профессиональным актерам, а мамам в простой жизни сложно перевоплотиться сразу в нескольких персонажей. Поэтому продолжайте читать диалоги, выдерживая паузы. Если герой говорит громко – кричите, если тихо – шепчите. Авторы, как правило, добавляют описания к диалогам, поэтому родителям будет не сложно прочитать текст так, чтобы он заинтересовал маленького слушателя.
Польза чтения классической литературы
У многих людей русская и зарубежная классика не вызывает особенного восторга — книги кажутся скучными, слишком оторванными от реальности, тяжелыми для восприятия. Но испытывают такие ощущения в основном те люди, которые не привыкли читать много или знакомятся преимущественно с развлекательной литературой.
Для настоящих поклонников чтения классика занимает очень высокие ступени. В классических произведениях рассматриваются непростые философские и психологические проблемы. И даже если сюжет, на первый взгляд, никуда не движется, активная работа происходит в душах персонажей. Читать классику очень полезно для лучшего понимания людей и процессов, происходящих вокруг, но, конечно, без «тренировки» к ней приступать не рекомендуется. Если чтение еще не вошло в привычку, начинать лучше с более простых для восприятия книг.
Важно! Очень полезное свойство классической литературы — ее глубокая образность и широкий словарный запас.
Даже углубленное изучение русского языка иностранцами предполагает чтение классической литературы — только так можно по-настоящему «почувствовать» язык, ощутить его оттенки и нюансы.
Почему тяжело читать вслух
Читать вслух действительно сложнее, чем про себя. Почему? Во-первых, потому что мы быстро устаем: наши мышцы лица и голосовые связки не привыкли так много работать. Во-вторых, потому что сложно вникнуть в текст. Читая про себя, мы молча «поглощаем» информацию. Читая вслух, мы задействуем еще слух и речь, то есть наш мозг занят прослушиванием и проговариванием, а не восприятием информации. Получается, мы сами себя отвлекаем от основного занятия? Вовсе нет.
Эти трудности очень легко преодолеть, так как они вызваны привычкой: вы просто привыкли читать про себя, а читали вслух, скорее всего, очень давно, еще в начальной школе. Поэтому этот навык не развивался. И зря, ведь он очень полезен для совершенствования английского языка.
Почему полезно читать вслух на английском языке
На самом деле, если регулярно читать вслух, то все трудности станут преимуществами. Чтение вслух — это целый комплекс мероприятий, развивающий сразу 3 речевых навыка: чтение, говорение и аудирование. Вы видите текст, вы его воспроизводите, вы его слышите.
Что дает чтение вслух по-английски:
1. Вы тренируете произношение
Когда вы читаете про себя, то не задумываетесь о том, как красиво звучит язык. Вместе с тем вы и не задумываетесь о том, как некрасиво звучит неправильно произнесенное слово, потому что вы не проговаривайте его вслух и не слышите ошибку. Читая вслух, хотите этого или нет, вы будете «спотыкаться» о труднопроизносимые слова. А значит, с большей вероятностью заглянете в словарь, чтобы узнать, правильно ли вы прочитали новое слово.
2. Вы работаете над скоростью речи
Наверняка вам казалось, что англичане и американцы говорят слишком быстро и понять их невозможно. Но в действительности для них это привычная скорость речи. Чтение английского текста вслух поможет вам наработать темп, приближенный к темпу речи носителей языка. В разговоре нам приходится параллельно говорить и думать над тем, что сказать. Это существенно замедляет нашу речь. Читая вслух, ваш мозг не пытается лихорадочно генерировать идеи, слова и предложения, как в разговоре. Вы произносите уже готовый текст и отрабатываете исключительно скорость речи.
3. Вы увеличиваете словарный запас
При чтении вслух английские слова запоминаются намного лучше, чем при чтении про себя. И все по тем же причинам: вы видите слово, вы его проговариваете, вы его слышите. Если вы встретите это слово еще раз, оно обязательно всплывет в слуховой, зрительной или речевой памяти.
4. Вы тренируете разговорную речь
Когда вы читаете вслух, то сразу и проговариваете слова, то есть уже тренируетесь использовать их в разговоре. Проговаривая слова вслух, вы лучше их запоминаете. Нередко случается так, что человек говорит целыми фразами из книги. Особенно если вы любите читать произведения одного автора, то не исключено, что через некоторое время вы заговорите его языком: будете использовать его стиль речи, любимые слова и приемы.
К кому обращаться во время молитвы
Поэтому когда люди молятся, лучше всего обращаться к конкретному святому, Владыке, духу, Высшему учителю, или к самому Творцу. То есть обращения должны быть конкретными, «именными». Почему так? Потому что если ты не знаешь, к кому обращаться, молитва не дойдет.
Ведь молитва — это своего рода мысль, энергия, которая идет в конкретное место, к конкретному духу. Поэтому люди, когда молятся, прежде всего произносят обращение: мусульмане обращаются к Аллаху; христиане — к Христу; буддисты – к Будде или Владыке Майтрейе.
Вообще люди делятся на несколько основных религиозных конфессий, верований и на атеистов. По процентному соотношению картина выглядит так:
- Христианство – 33%, среди них православные, католики, протестанты и другие мелкие подразделения христианства;
- Ислам – 23%;
- Индуизм – 15%;
- Буддизм – 7%
- Атеизм – 17-20%
Остальные относятся к самым разным верованиям, перечисление которых займет много времени. Это разные ответвления от основных религий, которые в чем-то не сходятся с ними.
Как получить максимум пользы от чтения вслух по-английски
Конечно, возможность одновременно учиться читать, слушать и говорить многим кажется привлекательной. Но тренировать сразу три навыка сложно. Поэтому не переживайте, если с первого раза у вас не все получается. Когда чтение вслух станет для вас привычным занятием, тогда параллельно будут развиваться и другие навыки. Мы предлагаем несколько советов, следуя которым вы получите максимум пользы от чтения вслух на английском языке:
1. Читайте медленно
Четко и выразительно проговаривайте каждый звук и каждое слово, делайте паузы. Если вы будете гнаться за скоростью, то многого не добьетесь. Даже если скорость вы и наработаете, то произношение, интонация, красивые звуки — все это уйдет в никуда. Для выразительной речи в первую очередь нужно хорошее произношение и правильная интонация. А скорость появится со временем сама, она нарабатывается практикой.
2. Прочитайте текст и только потом ищите новые слова
Не забывайте, что при чтении вслух бывает сложно понять содержание текста. Сначала полностью читайте текст, не обращая внимания на незнакомые слова. Старайтесь уловить главную мысль и понять, о чем текст. После того как вы прочитали первый раз, можно уже работать с незнакомыми словами: искать значения в словаре, смотреть, как произносятся. Чтобы расширить словарный запас, учите новые выражения, повторяйте сложные и труднопроизносимые слова. Чтобы вам было легче читать, необходимо выбирать книгу, соответствующую вашему уровню знаний. В этом вам поможет наша статья « », в которой вы найдете подробную таблицу с рекомендациями по чтению для каждой из ступени знаний.
3
Обращайте внимание на грамматику. Читая про себя, можно бегло просмотреть текст, не вдаваясь в подробности содержания
Читая английский текст вслух, вы никуда не торопитесь, поэтому можете увидеть, как употребляются времена и артикли. То есть вы запоминаете правильные модели использования грамматических правил
Читая про себя, можно бегло просмотреть текст, не вдаваясь в подробности содержания. Читая английский текст вслух, вы никуда не торопитесь, поэтому можете увидеть, как употребляются времена и артикли. То есть вы запоминаете правильные модели использования грамматических правил.
5. Читайте разные тексты
Читайте художественные произведения, стихи, научные публикации, статьи в газетах и журналах. Разнообразные тексты помогут развить навык чтения со всех сторон. Для каждого текста будут разные темпы речи и паузы, интонация.
Причины чтения молитвы вслух и про себя
Вопрос: Есть ли конкретные причины того, почему молитвы Зухр и Аср читаются про себя, а все остальные обязательные молитвы — вслух?
Ответ: Хвала Аллаху
Во-первых: чтение молитв вслух и про себя, как это делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) является Сунной, а не обязанностью. Но лучше для верующего не противоречить Сунне Посланника (да благословит его Аллах и приветствует).
Сказал шейх Ибн Усеймин (да смилостивится над ним Аллах): «Чтение молитвы вслух не является обязательным, хоть это и лучше. Если человек читает про себя ту молитву, которую предписано читать вслух, то его молитва считается действительной, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет молитвы у того, кто не прочитал Мать Писания (т.е. аль-Фатиху)». И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не уточнил, должна ли она читаться вслух или про себя. Поэтому если человек прочитал то, что требуется, вслух или про себя, то он выполнил свой долг. Но лучше следовать Сунне и читать такие молитвы, как Фаджр и Джуму’а (пятничная коллективная молитва), вслух.
Если имам умышленно не произносит молитву вслух, то его молитва считается действительной, но не полной.
Если человек молится один, то он сам может выбрать между чтением вслух и про себя. При этом он должен думать о том, какое чтение сделает его более сосредоточенным и смиренным в молитве».
«Маджму Фатава Ибн Усеймин», 13/73
Во-вторых: мусульманин должен следовать приказам Аллаха вне зависимости от того, известна ли ему причина и мудрость этих приказов. Однако это не означает, что ему запрещено делать попытки постичь эту мудрость, после того как он последовал приказу и руководству от Аллаха.
Смотрите вопросы №20785 и №26862
В-третьих: ученых Постоянного Комитета спросили: «Почему мы читаем молитвы Зухр и Аср про себя, а Магриб и Иша — вслух?».
Они ответили: «Мы делаем это, следуя примеру Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Мы читаем вслух те молитвы, которые читал вслух он, и читаем про себя те молитвы, которые читал про себя он, потому что Аллах говорит:
لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (Сонмы 33:21)
И сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Молитесь так, как вы видели молящимся меня». Передано в «Сахихе» аль-Бухари».
Фетвы Постоянного Комитета, 6/394,395.
Шейху Абдуль Азизу Ибн Баазу был задан вопрос: «Почему чтение вслух предписано в молитвах Магриб, Иша и Фаджр, но не в других обязательных молитвах? Есть ли для этого какие то основания?».
Он ответил: «Аллах лучше знает причину того, почему эти молитвы предписано исполнять вслух
Самая вероятная причина — и Аллаху ведомо лучше — может заключаться в том, что человек извлекает больше пользы из чтения вслух ночью и утром, потому что факторов, отвлекающих его внимание, в это время значительно меньше, чем днем»
«Маджму Фатава аш-Шейх Ибн Бааз», 11/122.
Спросили шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина (да смилостивится над ним Аллах): «Почему пятничная коллективная молитва читается вслух?»
Он ответил: «Во-первых, причина чтения вслух — и Аллаху ведомо лучше – состоит в том, чтобы объединить всех людей за имамом, потому что если люди собрались за имамом и внимательно слушают его, то их единство лучше, чем если бы каждый из них читал молитву самому себе. Чтобы воплотить эту мудрость, необходимо собрать всех людей вместе, если это возможно.
Вторая причина заключается в том, что чтение молитвы вслух является дополнением в двум хутбам. Поэтому во время пятничной молитвы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал подходящие суры: «Собрание» и «Лицемеры», потому что в первая рассказывает о пятничной молитве и призывает к ее посещению, а вторая — о лицемерии и обличении лицемеров. Или он читал суры «Всевышний» и «Покрывающие», потому что первая рассказывает о начале сотворения и божественных законах, а вторая — о Дне Воскресения, награде и наказании.
Третья причина — это проведение различия между пятничной и полуденной молитвой.
Четвертая причина — это уподобление праздничной молитве, потому что пятничная молитва — это еженедельный праздник».
«Маджму Фатава Ибн Усеймин», 16/112
И Аллах знает лучше
Диалоги из теней
Из идеи Выготского можно сделать вывод: по структуре внутренняя речь должна напоминать внешнюю — это должен быть диалог
Для обычного диалога важно некоторое представление о позиции собеседника, которое будет уточняться по мере разговора: через вопросы и ответы, аргументы и контраргументы, выражение согласия и несогласия
Если структура внутренней речи чем-то похожа на обычный диалог, значит, в мозге должны активироваться области не только языковых зон, но и те, что задействованы в распознавании позиции собеседника. Это предположение ученым удалось подтвердить. Однажды они попросили добровольцев, заботливо уложенных в МРТ-сканер, сначала провести внутренний монолог (представить, будто они выступают перед школьниками), а затем — диалог (представить, будто разговаривают с директором). На было заметно, что в условиях диалога, но не монолога активными были не только речевые зоны, но и центры социального познания, расположенные в правом полушарии. Эти области мозга формируют представление об образе жизни, желаниях и убеждениях других людей и, вероятно, для выдуманного собеседника проделывают то же.
Методика Павла Палагина
Павел Палагин, российский эксперт по скорочтению и развитию памяти, владелец нескольких бизнесов, с 2006 года занимается исследованием методики скорочтения. Сначала он изучал техники быстрого чтения по книгам, и спустя 3 года стал работать тренером по скорочтению и мнемотехнике со школьниками. К слову, сам Павел является уроженцем Волгоградской области, он окончил школу на отлично и поступил на бюджет на факультет автоматики в МИФИ.
На данный момент Павел Палагин владеет собственным тренинговым центром, где обучает своей методике быстрого чтения. Его курсы посетили более 31 тысячи человек, а богатый опыт практики скорочтения сподвигнул его на написание книги «Скорочтение на практике». Как раз об упражнениях из этой книги мы и поговорим.
«Путеводная звезда скорочтения» – так назвал свою методику Павел. Автор считает, что это совершенно новый подход к быстрому чтению и обработке информации, несмотря на то, что какие-то из приемов уже давно нашли свое применение на практике. Основой его подхода является осознанность всего процесса чтения в сочетании с анализом полученных результатов. Это помогает делать каждый шаг более эффективным.
Итак, эксперт предлагает изучать скорочтение, используя следующие 5 шагов:
Просмотр (п): сориентироваться перед любым действием нам помогает интуитивная оценка происходящего. Замечали когда-нибудь за собой, как вы предварительно оглядываете ситуацию, в которой оказались? То же самое нужно делать перед чтением: бегло просмотреть весь текст и понять основную мысль.
Цель (ц): после оценки ситуации приходит понимание, чего же на самом деле мы хотим. Это этап определения цели. Забегая в переполненную аудиторию, студент понимает, что ему нужно найти своего преподавателя – это и есть его цель
Просматривая документ, мы ищем ключевые моменты, которые для нас важны.
Внимание (в): когда цель поставлена, необходимо максимально сосредоточиться на ней, иначе шансы выполнить ее качественно и в срок снижаются
Студент, который ищет своего преподавателя в аудитории, может отвлечься на разговор со своим однокурсником и в итоге не добиться своей цели
При работе с текстом важно понимать, что именно вам нужно извлечь из него, и направить на это все свое внимание.
Чтение (ч): чтобы студент нашел преподавателя, ему нужно совершать действие (идти). Но сделать это можно, затратив несколько минут или в 10 раз больше времени
Также и тексты можно читать с разной скоростью и с разной степенью понимания прочитанного.
Запоминание (з): в идеале любое действие должно приводить к результату. Первый результат чтения – понимание текста, затем – долговременное запоминание.
В книге «Скорочтение на практике» Павел Палагин приводит упражнения к каждому лучу пятиконечной звезды, одно из которых называется «Сбор урожая». Его цель – научить понимать и запоминать текст.
Техника состоит из следующих шагов:
- Стоп: по итогу прочтения законченного смыслового блока (параграфа, главы), нужно сделать короткую паузу, отведя глаза в сторону. У автора такая пауза занимает меньше секунды.
- Суть: представьте прочитанный текст в виде ситуации, образа, схемы. Ваша задача – создать в своей голове основные аспекты полученной информации и «изобразить» смысл. Человек лучше запоминает образы, а не текст. На это уходит, как правило, примерно 10 секунд.
- Проговаривание основы: коротко опишите своими словами суть текста. Можно это делать шепотом или вслух. На этот этап необходимо выделить 10-30 секунд.
Выполнение этого упражнения занимает примерно 40 секунд, а после 50 «собранных урожаев» вы и не заметите, как «садоводство» войдет у вас в привычку. Для достижения наибольшего эффекта автор советует добавить еще три шага: осмысление применения, визуализацию желаемого результата и внедрение в жизнь. Подумайте, где и как вы могли бы применить полученные знания на практике? Представьте себе ситуацию, когда вы реализуете свои выводы, и действуйте.
Если вы понимаете, что полученные знания можно применить за 1-3 минуты, то отложите книгу и внедряйте прочитанное сразу, если 3-5 минут, оцените возможность этого действия, а если больше 5 минут, то автор рекомендует воспользоваться приемом «Лист на внедрение». Методика очень простая: возьмите лист бумаги формата А4, сложите пополам и напишите название «Лист на внедрение из книги…» Читая каждый параграф и «собирая урожай», выписывайте в этот лист идеи из книги, которые вы могли бы реализовать .
Еще одно упражнение называется «Техника 2-3-5» – это разминка для глаз, которая поможет повысить скорость чтения уже с первой практики. Вооружитесь книгой и сделайте это упражнение прямо сейчас вместе с экспертом:
Почему полезно читать вслух
Дети впервые учатся читать именно вслух. Но большинство взрослых людей читает молча, иными словами, про себя. Однако исследования подтверждают, что на самом деле чтение вслух полезно взрослым — рекомендуется регулярно отводить для него немного времени.
Если молчаливое чтение развивает интеллект и фантазию, то ценное свойство чтения вслух состоит в том, что в процессе улучшается дикция и ораторские способности. А это никому не наносит вреда, и будет особенно полезно для тех, чья работа напрямую связана с выступлениями перед публикой. Польза от чтения книг вслух состоит в том, что это помогает запоминать правильную расстановку ударений, делать паузы на месте знаков пунктуации, придает выразительность и артистизм речи.
Совет! Читать вслух можно не только в полном одиночестве, но и в кругу домочадцев — это дополнительно сближает семью.
Родители могут читать как ребенку, так и друг другу, а для людей, проживающих в одиночестве, будет полезно пользоваться диктофоном, чтобы оценивать качество своего чтения.
Что лучше читать
Какие полезные книги выбрать для прочтения — вопрос, ответ на который каждый человек определяет самостоятельно. Но первым делом рекомендуется определить, в чем именно заключается цель.
- Если книга нужна для общего развития, стоит выбрать классическую литературу. Ее главное свойство — то, что классика развивает чувство прекрасного, стимулирует мышление и воображение и расширяет кругозор.
- Научная литература будет интересна тем, кто увлечен конкретными проблемами точных или естественных наук, астрономией, физикой, биологией или медициной.
- С поэзией рекомендуется ознакомиться даже тем, кто не является поклонником стихосложения. Хорошая поэзия развивает образное мышление, учит понимать необычный ассоциативный ряд.
- Философская литература. Без подготовки в таких книгах легко можно запутаться, поэтому начинать лучше со сборников притч, адаптированных для среднестатистического читателя, а затем переходить к трудам знаменитых авторов.
Совет! При выборе книг-бестселлеров стоит внимательно читать аннотации и знакомиться с отзывами.
Иногда короткую популярность приобретают произведения, обладающие сомнительной художественной ценностью.
Как тебе такое, Илон Маск?
Чарлз Фернихоу, профессор психологии Даремского университета, в книге «Голоса внутри» (Voices Within) предполагает, что внутренняя речь — это еще и допинг для творческих способностей. Он приводит в пример физика Ричарда Фейнмана, который мог остановиться посреди улицы и, активно жестикулируя, начать беседовать с самим с собой… или кем-то в голове. Всё потому, что пытаясь решить научную проблему, Фейнман проводил внутренний допрос:
В голове мы можем завести непринужденную беседу с любым собеседником: живущим или умершим, реально существующим или вымышленным. Люди в голове проигрывают несбыточные диалоги: придумывают, что бы ответили, оказавшись на интервью у Юрия Дудя или Ирины Шихман; как бы извернулись, отвечая на вопросы времен Марселя Пруста в программе у Владимира Познера; какое «Особое мнение» могли бы высказать на «Эхе Москвы».
Беседы с воображаемыми собеседниками могут быть непредсказуемыми и захватывающими, и не исключено, что они способствуют рождению новых идей.
Вывод
Несмотря на то, что более «прогрессивным» и «взрослым» считается вариант чтения «про себя», вариант «вслух» способствует улучшению коммуникативных навыков и повышению эрудиции куда больше. И несмотря на то, что громко произносить прочитанное среди людей может показаться странным (а кого-то и вовсе раздражать), дома тренироваться никто не мешает. Рекомендуется уделять этому занятию не менее получаса в день, не торопиться и произносить слова «со смакованием», чтобы лучше понимать, какой вариант интонации подойдет.
Но, разумеется, все это — лишь советы для тех, у кого на это есть время. От чтения «про себя» также много пользы, так что не стоит пересиливать себя, если не хочется (или нужно усвоить материал быстро). Вопрос лишь в том, что нужно конкретному человеку. В конце концов, для кого-то книги и статьи — это хобби и отдых, а для кого-то — необходимость по работе. И лишь сам человек выбирает, на что и как ему тратить свое время.