Контрольный диктант правописание причастий и прилагательных

Контрольный диктант правописание причастий и прилагательных

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 1-й четверти по теме «Причастие».

контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения программного материала, а также уровня сформированности орфографической зоркости и пунктуационных умений и навыков:

— правописание проверяемых безударных гласных;

— правописание непроверяемых безударных гласных;

— написание корней с чередованием;

— написание е-и в суффиксах существительных;

— написание не с причастиями;

— н-нн в причастиях;

— правильное написание глагольных окончаний;

— написание не с глаголами.

— запятая при однородных членах предложения;

— запятые при причастном обороте;

— запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— определять разряды причастий;

— разбор слова по составу;

— синтаксический разбор предложения;

— разбирать слово морфологически и фонетически.

Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. Трава, не орошённая дождём, сиротливо приникла к земле. Внезапно налетевший ветер быстро затих. Вот медленно приближается огромная свинцовая туча. Она закрывает всё небо и грозно висит над притихшей землёй.

Озеро уже не взволновано, оно затихло. Вдруг блеснула яркая молния, раздался оглушительный удар грома. Крупный летний дождь зашумел по запылённым листьям деревьев. Земля жадно пила бодрящую влагу. На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела освежённая трава. Омытые дождём деревья ярко засверкали нарядной листвой. Туча бледнела. Не закрытое тучей солнце снова осветило успокоенную землю.

Неглубокие лужицы ярко блестели на солнце. Последние небольшие тучки убегали, гонимые лёгким ветерком.

Природа, оживлённая дождём, казалась одетой в блестящий праздничный наряд.

(119 слов) (По Л. Виноградовой)

1. В тексте диктанта найти причастия и указать: действительное или страдательное (д. или с.)

В первом и третьем абзацах — 1-й вариант

Во втором — 2-й вариант

2. Выписать из текста слова и объяснить:

Правописание не с прилагательными и причастиями — 1-й вариант

Правописание н-нн в причастиях — 2-й вариант

3. Разобрать по составу слово:

Расстилающихся — 1-й вариант взволнованное — 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Трава, не орошённая дождём, сиротливо приникла к земле. — 1-й вариант

На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела освежённая трава. — 2-й вариант

Осенние леса были наискось освещенные солнцем

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ст..ит поз..няя ос..нь в со..нце и туманах. Скво(з/с)ь обл..тевшие л..са виднеют..с далёк..е обл..ка и син..й густой воздух. По н..чам в зар..слях вокру(г/к) (1) нас шевелились др..жали ни(з/с)кие звёзды.

У нас на стоянк.. горел костёр. Мы жгли его весь день и ноч.. напролёт, чтобы отг..нять в..лков. Волки тихо выли по дальн..м (3) б..р..гам оз..ра. Их бе(з/с)покоили дым костра и в..сёлые ч..ловеческ..е крики.

Мы были уверены, что огонь отпугива..т (2) зв..рей. Но однажды веч..ром в тр..ве у костра начал с..рдито сопеть неизвес..ный зверь. Его (не)было видно. Он озабоченно бегал вокру(г/к) нас фыркал и с..рдился. (4)

глаг. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

в — — согласный, звонкий, твёрдый

о — — гласный, безударный

к — — согласный, глухой, твёрдый

р — — согласный, звонкий, твёрдый

у — — гласный, ударный

г — — согласный, глухой, твёрдый

6 букв, 6 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

от пуг ива ет / от пуг ива ет

(по) дальним (3) (берегам)

1) (по) дальним (берегам) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: (по) берегам (каким?) дальним;

2) начальная форма — дальний; во множественном числе, в дательном падеже;

3) в предложении является определением.

мест. Он нар. озабоченно глаг. бегал предл. вокруг мест. нас , глаг. фыркал с. и сердился . (4) (повеств., невоскл., простое, распростр.)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: он (подлежащее, выражено местоимением) бегал, фыркал (и) сердился (однородные сказуемые, выражены глаголами).

Второстепенные члены предложения: (бегал) вокруг нас — обстоятельство, выражено местоимением с предлогом (возможно: местоимением); (бегал) озабоченно — обстоятельство, выражено наречием.

Стоит поздняя осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса виднеются далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг (1) нас шевелились, дрожали низкие звёзды.

У нас на стоянке горел костёр. Мы жгли его весь день и ночь напролёт, чтобы отгонять волков. Волки тихо выли по дальним (3) берегам озера. Их беспокоили дым костра и весёлые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь отпугивает (2) зверей. Но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть неизвестный зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, фыркал и сердился. (4)

Источник

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Черникова О.В.МБОУ гимназия №1

Слайд 2

Текст слайда:

Русский язык

Слайд 3

Текст слайда:

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению  напоминаю.  П.Чесноков

Слайд 4

Текст слайда:

Причастие. Повторение и обобщение изученного.

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.В. Даль

Слайд 5

Текст слайда:

Орфоэпическая разминка

БалованныйДышащийЗвонящийНачатыйНовоприбывший

ПремированныйУглубившийСозданныйПосаженый отецНазваный брат

Слайд 6

Текст слайда:

Исправьте ошибки

1) Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.2) Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.3) Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и освещенному яркими лучами солнца.

Слайд 7

Текст слайда:

Объяснительный диктант

Скачущие кони, неизученная дорога, программа выполнена, раненый боец, слабо озаряемая, рассматриваемый проект, запущенный на Луну, лечащий врач, услышанные шаги, маринованные грибы, едва видимая, рассыпанный по небу, растаявший снег, крашеное покрытие, кованые листья.

Слайд 8

Текст слайда:

Дополните предложения подходящими  по смыслу причастиями

Мы вошли в лес………………… . ………………… дорожка вела к морю. Мы часто останавливались …………………………. . На ….…траве лежали ……….. листья. Березы покрылись золотой листвой ………………………………. Очень красивы клены .……………… Часто мы видим желтые листья ………………….. И на дорожках листья ……………………………… Иногда попадается дача ………………………  Слова для справок: расчищенная, опавшие, сверкавшей на солнце, освещенный лучами осеннего солнца, окруженная деревянным выкрашенным забором, пораженные яркой красотой леса, тихо падающие на землю, печально шуршащие под ногами, пожелтевшей, одетые в багряную листву.

Слайд 9

Текст слайда:

Проверь себя

Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.

Слайд 10

Текст слайда:

Улыбнись

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.В. Ардов «Суконный язык»

Слайд 11

Текст слайда:

Причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде стихов.М.В. Ломоносов Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет и пр. — заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом. А.С. Пушкин

Слайд 12

Текст слайда:

Домашнее задание

Выполнить тестовые задания, повторить § 140.

Слайд 13

Текст слайда:

Спасибо за урок!

Слайд 14

Текст слайда:

Черникова О.В.МБОУ гимназия №1

Спишите. Объясните орфограммы. ГДЗ, Упр. 305, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Спишите. Объясните орфограммы «Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова».

А осен(?)ий, ясный, (н..)мно..ко х..лодный, утром м..розный день, когда б..рёза, словно сказ..чн..е дерево, вся з..л..тая, красиво рисует(?)ся на (бледно)голубом неб. когда ни..кое со(?)нце уже (н..)греет, но бл..стит ярче летн..- го, (не)большая осиновая роща вся св..ркает (на)скво(зь, сь), словно ей весело и ле..ко стоять голой, изморо(зь, сь) ещёб..леет на дне д..лин. а свеж..й ветер тихоньк.. ш..в..- лит и гонит упавш..е покороблен(?)ые листья, — когда по рек.. радос(?)но мчат(?)ся син..е волны, мерно взды­мая рас(?)еян(?)ых гусей и уток; вдали мельница стучит, (полу)закрыт..я вербами, и, п..стрея в светлом воздух. голуби кружат(?)ся над ней.(И. Тургенев)

1. Какие другие орфографические правила вы использовали при написании этого текста?2. Сравните звуки речи в словах изморозь и изморось. Различаются ли эти слова по смыслу? Составьте с ними предложения, в которых было бы видно смысловое различие этих слов.Укажите выразительные средства языка в этом тексте. Дайте их харак­теристику.

А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща всё сверкает насквозь, словно ее весело и легко стоять голой, изморозь ещё белеет на дне долины, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом возду­ хе, голуби кружатся над ней.Сравнения: береза, словно сказочное дерево, сверкает, словно ей весело и легко.Метафоры: роща сверкает; мчатся волны; ветер шевелит. Эпитеты: сказочное дерево; золотая береза.Олицетворения: мельница стучит, радостно мчатся.3 Изморозь — род инея — рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане. Серебристая изморозь по­ крыла поля и деревья.Изморось — очень мелкий, моросящий дождь. Осенняя изморось поряд­ ком надоела Ивану.4. Роняет лес багряный свой убор.Сквозь чернеющие стволы и ветки деревьев виднеется небо, по кото­ рому плывут редкие пушистые облака. Вся земля усеяна опавшими листь­ ями. Желтые, красные, бурые, они покрывают все вокруг, словно искус­ ный ковер, сотканный самой природой. Листья все падают и падают, и при свете уже не яркого осеннего солнца лес кажется сказочным и таин­ ственным.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: