Отсутствие “музыкальной культуры” в россии: почему мы слушаем шлак

«У них такой путь, у меня другой»

— Как вы познакомились с Николаем Носковым?

— Заочно мы с ним познакомились на просторах Интернета. Он одобрил мое творчество и связался со мной. Знаю, что Николай Иванович тепло ко мне относится. Но лично мы увиделись только на концерте. Поэтому для меня это был уникальный, и не скрою, очень волнительный момент. Конечно, это человек-легенда. На меня серьезно повлияло творчество Николая Носкова. Я перепел много его песен. А на концерте исполнил одну из самых любимых своих композиций «Исповедь».

— Недавно видела ваше выступление на ледовом шоу «Союз чемпионов»…

— Меня туда пригласили мои хорошие друзья – Яна Рудковская и Евгений Плющенко. В шоу «Союз чемпионов» катались потрясающие ребята. И для меня было честью исполнить три свои авторские песни: «Ты моя», «До самого неба» и «Встанем».

— А как вы начали работать с Виктором Дробышем?

— Мы познакомились осенью прошлого года, в середине октября. Но я бы не смог назвать это работой, потому что мы с ним партнеры. Виктор является моим концертным агентом. Мы с ним видимся в его офисе, чаевничаем, разговариваем о жизни и делах. Но что касается творчества, музыкального материала, то этим я полностью занимаюсь в своей студии. И здесь мне никто ничего не может посоветовать и сказать, потому что все свои песни, музыку, слова, аранжировку, сведение я делаю самостоятельно.

Я могу только приехать к Виктору и сообщить, что у меня продан очередной концерт, что у меня там-то, там-то аншлаг. И мы с ним разговариваем о каких-то приятных вещах. Виктор видит, что все прекрасно работает, функционирует, поэтому дает свободу и не вмешивается в процесс.

— Вы ведь и в «Голосе» дошли до финала, и в шоу «Фактор А» выступали, часто удостаивались похвалы Аллы Пугачевой

Почему, на ваш взгляд, именно сейчас к вам такое большое внимание?. — Я думаю, что наконец-то паззл сложился

Пришло время. Я шел к этому 15 лет. Но, конечно, ключевым моментом стало то, что я начал писать песни, которые стали нравиться людям и подняли меня на вот такой уровень

— Я думаю, что наконец-то паззл сложился. Пришло время. Я шел к этому 15 лет. Но, конечно, ключевым моментом стало то, что я начал писать песни, которые стали нравиться людям и подняли меня на вот такой уровень.

— Еще в шоу «Фактор А» Алла Борисовна хвалила вас. Похоже, вы ей нравились…

— Вы можете посмотреть эти выпуски и послушать ее высказывания. Конечно, Алла Борисовна говорила приятные вещи, но я старался показать все, на что я способен. Потому что любой телевизионный проект – это сложная история, рамки, в которые ты загнан, условия, в которых ты должен жить, а где-то даже и выживать.

Поэтому я не очень хорошо отношусь к телепроектам, они дают популярность на время

И там не позволяют исполнять свои песни, поэтому сейчас для меня важно, что я могу реализоваться благодаря собственным композициям. У меня это получается и слава Богу!

 — А как вы относитесь к сплетням, что Алла Борисовна может навсегда остаться в Израиле?

— Слухи ходят разные. Даже если это и так, то это ее выбор. Вообще, я могу сказать, что с момента окончания нашего проекта мы не общались. В рамках телешоу все между собой общаются. Но как только проект заканчивается, все принадлежат самим себе. Вот и все.

— А как вообще относитесь к тенденции эмиграции некоторых наших звезд?

ГШ

Московская группа, образованная в 2012 году под именем Glintshake, начала как альт-рок коллектив с песнями на английском языке. Их материалу, возможно, и удавалось зацепить слушателя, но для прорыва не хватало здоровой творческой наглости. Спустя четыре года Glintshake, став русскоязычной ГШ, врываются в музыку с обновленной формой и содержанием. Эту веху для артистов открывает альбом «ОЭЩ МАГЗИУ», одно название которого ассоциативно вынуждает говорить об авангарде.

Однако сами участники ГШ выступают против подобного определения жанра – они относят себя к поп-музыке, доступной широкой публике. Авангард, по мнению группы, остался в 20 веке с его революционным взрывом и принципиально новым искусством. Несмотря на это, ГШ использует опыт прошлого столетия, вдохновляется им и ведет творческий диалог – музыканты интересуются как академической музыкой, так и эстрадой.

В 2018 году ГШ выпустила третий альбом, который продолжает тенденции, заложенные в «ОЭЩ МАГЗИУ».

Интурист

Евгений Горбунов, который в ГШ работает сообразно масштабной концепции коллектива, успевает заниматься и сольной карьерой. В Интуристе он реализует сферу личных интересов: проект пестрит культурой перестроечного Советского Союза и угловатостью андеграунда 80-х.

Здесь Горбунов воплотил то, что практически несовместимо с ГШ – импровизацию и интуитивный подход к созданию музыки. Интурист, как набитый чемодан, удачно сочетает ударные от пост-панка, эмбиент, джазовые вставки, записи с лупера, кларнет и гитару.

Тексты Интуриста строятся на привычных вещах, которые с обывательской точки зрения напрочь лишены поэтичности. Горбунов берет за основу объявления, рекламные буклеты, расхожие фразы и причитания из магазинных очередей – и конструирует из них абсурдную мантру. Вкупе с энергичными аранжировками они гипнотизируют и завораживают слушателя.

В прошлом году Интурист успешно дебютировал с альбомом «Командировка».

Lovozero

Проект Анастасии Толчневой навеян путешествием на Кольский полуостров. Именно там реальное Ловозеро подарило название виртуальному. Так, родившись из прикосновения с природной Россией, Lovozero использует две основные переменные: народную традицию и экспериментальную электронную сцену.

Общая эклектика проекта с медитативным вокалом и ломаной, стиле Bjork или Arca, аранжировкой больше говорит о его направленности в искусствоведческое исследование, чем о явлении именно музыкальном. Между тем, Анастасия живо интересуется современным искусством и танцем. В Lovozero она полагается на интуитивное творчество, на синтез чувственного и интеллектуального.

Последний релиз, «Moroka», пришелся на 2017 год. Анастасия также участвует в save.co.lab – проекте, который направлен на интеграцию научного и перформативного искусства.

Shortparis

Shortparis преодолели ухабистый путь: от глухой Сибири и питерских стрип-клубов до крупных площадок и европейских фестивалей. Уже на старте они не вписывались в жанры и получали довольно нелепые ярлыки, которые не могли в полной мере охватить творчество группы. Однако как тогда, так и сейчас Shortparis настаивают на своей оппозиции по отношению к любой музыкальной сцене. Определяют же себя они лаконично: post-pop.

Продолжая тезис Медузы о «самой дикой группе страны», можно сказать, что Shortparis еще и самая парадоксальная группа в России. Они слишком размашисты для андеграунда, слишком экспериментальны и непонятны для массовой публики, слишком насмешливы для того, чтобы стать рок-звездами, и слишком искренние для выхода в тираж. Во времена повального юродства и иронии Shortparis слишком серьезны. Но за их серьезностью, театральностью и претенциозностью на деле стоит тонкая интеллектуальная игра – игра постмодернистов в музыку.

И в этой игре органично переплетаются символы далеких друг от друга культур: французского шансона и русской поп-музыки 90-х, христианства и подчеркнутого гомоэротизма, глэма и народного творчества. Shortparis ведут диалог – или монолог – не с аудиторией, а с пространством культуры. Само слово у них подвержено инфляции и обесцениванию – логические связи в куплетах и строках разорваны.

Под занавес 2018 года Shortparis выпустили крайне смелую видеоработу – клип на сингл «Страшно». Коллектив пошел нетипичным для себя путем, ударив по триггерам и не отрефлексированным травмам российского общества. Удар такой силы окончательно разрушил информационный вакуум вокруг творчества группы, и их популярность теперь растет с каждым месяцем.

Глава 5. Интернет обесценил музыку

Мы – поколение, живущее в мире высокоскоростного интернета. Мы можем скачать что угодно, прикоснуться к любым знаниям и развиваться бесконечно. В наших смартфонах памяти больше, чем в некоторых современных ноутбуках.

Казалось бы – вот он, безграничный простор для музыкального образования, доступ к миллионной фонотеке всего мира в кармане, на расстоянии одного прикосновения пальцем к экрану.

Но увы. Для нас доступность контента сыграла злую шутку. Мы не воспринимаем информацию всерьез, пропускаем её сквозь себя.

В том числе и музыку.

В наше время песни играют из каждого утюга. Однако, вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Мы просто отвыкаем слушать музыку всерьез.

Нынешняя эпоха требует музыки для всех, а не для немногих избранных. На наших глазах складывается принципиально новая музыкальная культура, понимание которой невозможно с позиций, выработанных на материале и в социальных условиях прошлых музыкальных этапов.

Музыке, которая в прошлом веке звучала для нескольких сот человек, собравшихся в концертном зале, а то и нескольких десятков, заполнивших салон, в нашем веке представилась возможность объединять человечество.

Но если в салон или концертный зал приходили люди, подготовленные к встрече с музыкой своим образом жизни, уровнем знаний и общей культуры, то сейчас величайшие произведения музыки в наилучшем исполнении звучат перед сотнями миллионов не всегда готовых к ее восприятию людей.

Синекдоха Монток

В 2012 году Синекдоха Монток выпустил альбом «Внеклассное чтение» – и пропал из эфира на пять лет. За эти пять лет жизнь перевернулась с ног на голову: рок отправился на антресоли, воцарился рэп, играть инди в бабушкиной кофте стало моветоном, звезды нулевых ушли на пенсию, появились фестивали, туры, сотни групп и Антоха МС на Первом канале. Однако летом 2017 года Савва Розанов (так зовут исполнителя в миру) неожиданно для всех опубликовал второй полноформатник, открывающий личную аудио-трилогию музыканта.

Музыкальная ткань, положенная на тонкий и робкий голос Розанова, сперва заставляет вспомнить начало десятилетия, когда на смену субкультурам пришли хипстеры с вереницами своих альбомов. Но Синекдоха Монток – экспериментатор со сложносочиненными произведениями. В его творчестве гармонично переплетаются акустические гитары, электронные лупы, укулеле, фальцет, резкие переходы и причудливая лирика. Как и в случае с Хадн Дадн, стихи Саввы Розанова не дополняют песню, а выступают ее центром тяжести. Они уходят корнями в литературу символистов и обостряют фантазию слушателя, вовлекая его в хрупкий мир Синекдохи Монток.

Под конец 2018 года появилась заключительная часть трилогии «MMXVIII». Каким будет продолжение истории Саввы Розанова и как далеко он зайдет в творческом поиске – покажет время.

Moa Pillar

Федора Переверзева, который работает под псевдонимом Moa Pillar, журналисты успели окрестить «надеждой электронной музыки в России». Его приглашают на европейские фестивали, им интересуется западная пресса, а на родине Федор хорошо известен тусовке.

Moa Pillar – разножанровый проект, лишенный конкретных тэгов. Поэтому музыку Переверзева определяют просто: «экспериментальная электроника».

Какое-то время Федор интересовался этническими мотивами, и это вылилось в совместный с Lovozero проект – Tikhie Kamni. Также Moa Pillar нередко выступает на концертах с Синекдохой Монток в составе группы. Однако музыка Федора, в отличие от медитативных и даже интимных работ коллег, более размашиста и агрессивна. И, наверное, более универсальна для восприятия.

Помимо прочего, Федор отметился работой с Владимиром Мартыновым, получил премию Сергея Курехина и снялся в документальном фильме «Костры и звезды».

Глава 3. Раньше было лучше

Меня удивляет тот факт, что в 18-19 веках в России были замечательные композиторы, ничем не уступающие западным и европейским.

В то время правительство рекомендовало допускать “пение и вообще музыку” в школу; все школьные уставы предлагали местному начальству позаботиться о преподавании музыки и других искусств “по мере возможности“, “когда есть довольные к тому способы“.

В монархические времена Россия была обществом, в котором музыка ценилась очень высоко: духовная – еще со времен крещения Руси (988 г.), светская – с реформ Петра I (конец XVII в.). Ценилось и наличие у человека музыкального образования.

Можно привести в пример Императорское училище правоведения для дворян в возрасте 12–17 лет, которое было основано в 1835 г. на средства принца Петра Ольденбургского (племянник Николая I). Оно состояло в ведомстве Министерства юстиции и готовило будущих правоведов.

Достижения выпускников училища, в котором большое значение придавалось развитию музыкальной культуры, были впечатляющи: среди них поэты, дипломаты, один чемпион мира по шахматам, министры юстиции, председатель Совета Министров, выдающиеся деятели культуры, к которым в первую очередь следует отнести братьев Чайковских и В.В. Стасова.

Училище же, напоминаю, готовило просто юристов!

Отношение к искусству было настолько всеобъемлющим, что В 1859 году, с целью сделать серьезную музыку доступной широкой публике и способствовать распространению музыкального образования, создается Русское музыкальное общество (с 1868 г. – Императорское Русское музыкальное общество, ИРМО), прекратившее свое существование после революции 1917 года.

«Я не могу радоваться по щелчку»

— Ваша песня «Встанем» стала такой жизнеутверждающей композицией для тех, кто остался…    

— Я написал ее 2 января этого года ровно за день, а выложил на YouTube 23 февраля до всех этих событий. После этого песню подхватил народ. И может, это звучит нескромно, но она стала хитом. Этому способствовал исключительно Интернет, потому что композицию не крутят по радио и телевидению.

 — Получается, Муза посетила вас, когда все вокруг отмечали Новый год, ели салаты и смотрели телевизор…

— Вы знаете, я особо не отмечаю праздники, потому что не умею радоваться по щелчку. Вот в день концерта Николая Носкова у меня в душе был праздник. Я не заглядываю в календарь с мыслью, что сегодня такое число, и мне нужно радоваться. Кстати, и не праздную свой день рождения, потому что тоже не могу заставить себя испытать чувство радости.

— Но ведь в этот день именинника все любят, поздравляют…

— Это просто день. Очень мало людей знают, когда у меня день рождения на самом деле. И я этому очень рад.  

— В одном из своих интервью вы говорили, что сами создаете свой стиль…

— Абсолютно верно. Более того, я езжу в магазины, выбираю и покупаю ткани, самостоятельно занимаюсь этим вопросом. После этого портная шьет мне одежду по моим задумкам.

— Так было всегда?

— Недавно стал этим пользоваться. Мне кажется, что это дико круто, потому что даже брендовые и люксовые магазины – это все-равно, по большему счету, масс-маркет. И он сделан, скажем так, для общего потребления. Там все равно все не будет сшито по тебе, так чтобы тютелька в тютельку. А здесь можно сделать чуть-чуть уже или шире и так далее. Вот это и есть свобода действия.

К тому же я получаю удовольствие, когда просто смотрю на фактуру ткани и думаю: «А вот это можно сделать сюда, а это туда». Это фантазия. Одежда для меня – это способ выразить настроение.

— А как на счет дред?   

— С такой прической я хожу уже три года. Дреды – это мои натуральные волосы. Просто они заплетены таким образом. Кстати, это тоже визуальная фишка, которая повлияла на мою узнаваемость.

Это необычная экзотическая история, но в моем мире она прекрасно вписывается в творчество. Такая прическа принесла мне много хорошего, поэтому пока я не хочу с ней расставаться.  

— В одном из своих интервью вы говорили, что псевдоним SHAMAN появился благодаря поклонникам. Но, возможно, вы обладаете мистическими способностями….

— Я вообще считаю, что то, что у меня сейчас получается с моей музыкой и песнями, — это в данных реалиях тоже мистика. Там нет ничего провокационного типа голых поп или грудей, а только музыка. Если через музыку и слова мои мысли и чувства доходят до сердец людей, то это настоящее чудо, шаманство. 

ИльяМазо

Илья Мазо – это человек-проект, который сделал из своего творчества мультиформатную площадку для самовыражения. Из-под пера Илья вышли: спектакль, книга, короткометражка, синглы и альбом – и в скором времени появится игра. Но в первую очередь москвич видит себя как поэта и музыканта.

Недавно, в январе 2019 года, Илья релизнул полноформатник. Неожиданная и напряженная работа за счет удачных экспериментов уводит слушателя в сторону от раннего творчества музыканта. Три-четыре года назад Илья прощупывал почву инструментальными аранжировками и яркими текстами. Сегодня же он предстает бо́льшим формалистом, чем прежде: Илья делает акцент на игре именно с формой произведения, его фактурой и внешним лоском.

Но альбом проработан и содержательно. Стихи Ильи – выпуклые в образности – написаны под ощутимым влиянием народной песни. Вокал же, впитавший традиции русского романса, наслаивается на резкую, прерывистую музыку.  Эти зарисовки по воспоминаниям и бытовые этюды тенденциозно лишены сторителлинга и скорее выстраивают гамму ощущений мелкими штрихами.

Глава 4. Как наступил конец

Все закончилось в 1917 году.

Революция, приход к власти “красных”. Бандиты и лентяи дорвались до господских особняков и просторных кабинетов. Погромы, “люстрации”, ссылки и страх. О какой музыке могла идти речь в то время?

Почти все великие композиторы и музыканты, жившие в то время, покинули нашу страну. Большинство из них получило признание на Западе и умерли так и не вернувшись в кровавую Россию.

Большевики, выходцы из крестьянских семей, разбойники и необразованные в большинстве своем люди были чужды саморазвитию и музыкальному вкусу. Треньканье на балалайке и простые деревенские песни да частушки – вот чем наполнились умы русского народа того времени.

Это очень наглядно передано в великолепной экранизации романа “Собачье сердце” Булгакова, когда профессор Преображенский едет в театр на “Аиду” ко второму акту, а большевики в это время тянут гнусавую песню про то, как “суровые годы уходят”.

Пропасть между интеллигенцией и простым людом огромна.

Благодаря тогдашней революции, Россия на данный момент отстает в плане продюсирования и вообще отношений “артист-лейбл” лет на 25, если не на 30, от тех же Штатов. Ведь у них там не было таких потрясений, и музыкальная индустрия развивалась, не останавливаясь.

Пока наша страна приходила в себя, у них уже начали записывать чернокожих музыкантов. Появился блюз, первые робкие признаки рок-н-ролла, устанавливались и обкатывались правила для наилучшего взаимовыгодного сотрудничества между артистами и звукозаписывающими компаниями, культура развивалась без остановок.

У нас ничего этого не было. Мы пропустили целый исторический пласт и до сих пор пожинаем плоды тех ужасных деяний.

В современном шоу бизнесе совершенно нет культуры сотрудничества продюсерских центров и музыкальных лейблов с молодыми группами и музыкантами, точно как на западе в начале прошлого века.

Из-за событий тех лет нам крутят коммерческую музыку. Не талантливую, интересную или осмысленную, нет. Просто кто-то заплатил много денег, чтобы попасть в ротацию. Чтобы потешить свое эго, мол, “я – звезда!”

Хадн Дадн

Московская группа хоть и существует уже три года, но дебютировала с «Тайным альбомом» только прошлым летом. Их песни наполнены гаммой бытовых впечатлений: в спектре творческого осмысления коллектива оказались непримечательные ситуации («Мы сегодня дома», «Сегодня 25»), локальные географические открытия («Таганрог», «Новосибирск»), настроения («Батон», «Старый ДК») и воспоминания («Москва», «Песня школьника»). Хадн Дадн, по утверждению вокалистки Варвары Краминовой, ставит перед собой простую задачу: придать поэтическую огранку обыденности.

Коллектив тяготеет к текстоцентричности – их работы стоят на слове и раскрываются скорее на уровне языка и фолкового вокала, нежели благодаря инструментальной части. Даже сочетание «Хадн Дадн» родилось в детской языковой игре вокалистки и выросло в название коллектива, который жанрово идентифицирует себя как «ляоакын».

Поп-мотивы в аранжировках с несколько обэриутским взглядом на словесность позволили группе удачно стартовать – проект быстро привлек внимание публики и прессы. Вполне вероятно, что гибкая структура материала позволит Хадн Дадн успешно войти в поток и занять прочное место в плеяде популярных музыкантов

Глава 6. Это еще не конец

Есть только один способ исправить сложившуюся ситуацию. Нужно внимательно фильтровать потребляемый аудио контент. Читать тематические форумы. Находить и слушать подборки качественной музыки, благо месячные подписки на потоковые сервисы вроде Apple Music стоят дешевле одного бургера в Макдоналдсе.

На самообразование нужно тратить время.

Окружающие будут смеяться и не понимать, зачем вы этим заморачиваетесь. Все, кто ступит на этот тернистый путь обречены на дискомфорт в окружающей реальности, из-за повсеместного распространения русского шансона и русского рока.

Евгений Григорьев (Жека), Катерина Голицына и Сергей Любавин. Шансон года 2015. Сразу видно – звезды!

Это тяжелый труд, почти подвиг. Но тем, кто не сдается и продолжает самосовершенствоваться в музыкальном плане – я салютую вам. Нас мало, но в будущем мы передадим свой опыт и свой вкус нашим детям.

Мы не пустим эту важную часть образования на самотек.

Наши дети будут расти в окружении правильной музыки, чтобы стать лучше, самореализоваться в духовном плане и занять достойное место в этом мире.

Большой путь начинается с одного маленького шажка, так надо сделать его прямо сейчас. И лучше всего шагать вместе с правильным “боекомплектом”. Взять хотя бы официальное приложение для iOS от Sonos, которое позволяет транслировать отличную потоковую музыку от лучших стриминговых сервисов, многие из которых стали для меня настоящим открытием качественного аудиоконтента.

Разумеется, приложение Sonos работает только в паре с одноименной акустикой, о которой я расскажу очень скоро. Незаменимый друг и товарищ в этом нелегком деле просто необходим, и лучше акустики Sonos в этом качестве не найти.

Вперед, друзья!

Автор в , , Instagram

iPhones.ru

Мы живем в болоте. По радио и телевидению одни и те же лица, набившие оскомину. Новые песни мы слышим лишь в маршрутках. Наша страна отстает от Запада в плане продвижения музыки на 25-30 лет. Глава 1. Вместо предисловия. Как часто ты слушаешь музыку? Радио не считается; в Москве 82 радиостанции, и все они вызывают отвращение…

Рассказать

Микк Сид

Пишу обо всём, что интересно и познавательно — гаджеты, события, репортажи. Увлекаюсь игрой на барабанах, меломан со стажем.

Глава 2. Зачем слушать хорошую музыку

Музыка, как один из видов искусства, дает человеку возможность познавать и развиваться в процессе познания. Для этого общение с музыкой должно быть всесторонним, начиная от танцев и заканчивая внимательным слушанием оркестра на концерте и чтением литературы о музыке.

Звуковые образы помогают художественному познанию мира, поэтому музыка должна занимать значительное место в системе воспитания разносторонне развитой личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

Если заняться своим музыкальным воспитанием прямо сейчас, и привлечь к этому всех друзей, знакомых и родственников, уже следующее поколение потомков будет лучше и креативнее во многих областях.

Начав слушать хорошую музыку, мы можем помочь появиться сотням тысяч потенциальных художников, композиторов, архитекторов и многих других.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: