«Мы с тобой бестолковые люди»
Что же касается личной жизни поэта, то она была очень странной, люди её не понимали и пытались даже насмехаться. Некрасов с молодых лет был влюблен в А. Панаеву, которая на момент их знакомства состояла в браке. Некрасову удалось добиться её расположения лишь в 1846 году, после чего он начал проживать с супругами в одном доме.
Этот роман развивался очень необычно, из-за чего постоянно возникали ссоры, скандалы и недопонимания. Плюс ко всему оба влюбленных имели весьма вспыльчивый характер, поэтому для скандала хватало даже самого незначительного события. Но после любого выяснения отношений влюбленные мирились, и начинали жить какое-то время спокойно.
В 1851 году Некрасов пишет свое произведение под названием «Мы с тобой бестолковые люди…», в котором описывает их достаточно сложные отношения.
Некрасов именно так и относится к самому себе и своей любимой, поэтому неудивительно, что общество так же считает их «бестолковыми людьми». Супруг А. Панаевой был в курсе того, что между его женой и Некрасовым состояла любовная связь. Стоит вспомнить, что данные события происходили в то время, когда подобные отношения в обществе вызывали шок. Но поэту было все равно на отношение общества к его личной жизни.
Поэт просит любимую, чтобы она не держала в себе раздражение и недовольство, а сразу давала волю своим чувствам. Он прекрасно понимал, что если эмоции не выплеснуть изначально, то это чревато серьезным скандалом в будущем.
Хоть супруг и был в курсе происходящего, все же они не позволяли выяснять свои отношения в его присутствии. Скандалы и ссоры начинались в тот момент, когда они оставались один на один. Поэт даже получал своего рода удовольствие от ссор, поскольку знал, что за любым скандалом последует примирение. Именно в этом он и видел искренность и взаимность чувств.
В данном стихотворении, которое смело можно назвать образцом любовной лирики поэта, отображены все глубочайшие переживания поэта, которые он выплескивает на бумагу.
«Тройка»
Творчество Некрасова богато не только на любовную лирику, он так же воспевал долю русских женщин, которыми неустанно восторгался. Да и было чем. Они были красивы, хозяйственны, но, к сожалению, наказаны судьбой.
Хорошим примером является его произведение «Тройка», которое он пишет в 1846 году. В это время на Руси еще было крепостное право, поэтому судьба русских женщин была очень и очень нелегкой. С самых ранних лет они трудились наравне с взрослыми.
Но не все красавицы соглашались мириться с участью, которая выпала на их долю. Они продолжали мечтать и верить в сказку, в которой обязательно присутствовал принц. Поэтому, когда мимо проезжала тройка с кучером, в которой находился молодой барин, каждая из них принималась мечтать, что возможно в одной из них находится её судьба.
Образы и символы
Лирический герой «Элегии» близок самому поэту. Это образованный человек, способный наблюдать и анализировать, он не довольствуется видимым благополучием явлений, а стремится проникнуть в самую их суть. Некрасов никогда не боялся смело говорить на неудобные темы и прямо указывать на бедственное положение народа. Он не скрывает боли и негодования, когда видит, что даже после отмены крепостного права положение народа не сильно улучшилось.
В центре авторского внимания оказывается сам образ народа, за жизнью которого наблюдает Некрасов. Его восхищает красота и поэтичность увиденных картин, а также способность простых людей честно и с достоинством нести выпавшие на их долю тяготы и лишения. Более того, народ как будто не замечает своего угнетенного положения, о чем автор печально вздыхает в последних строках текста.
«Панаевский цикл»
История этих произведений начинается с периода его отношений с А.Я. Панаевой, которая была гражданской женой поэта. Их совокупность образует некий дневник, состоящий из лирических произведений поэта. В них он запечатлел все свои чувства и эмоции, которые испытывал к этой женщине.
В данном цикле мы можем наблюдать, что отношения лирического героя с его возлюбленной преподносятся в форме мучительного диалога двух личностей, равных между собой. Они являются свободными и независимыми, но при этом очень ранимыми. В них присутствуют и ссоры, и недопонимания, которые возникают на бытовом фоне.
Автору удалось передать всю сложность женского характера, доброго от природы, но пострадавшего от жизненных испытаний. Отсутствие внутренней гармонии и становится причиной срывов, и необдуманных поступков.
Мы можем наблюдать то, что Некрасов первым создал женский характер и раскрыл его многогранность в своих стихотворениях. Причем ушел от стандарта, и показал не только положительные стороны, а и отрицательные. Он показал те чувства, на которые способна женщина, но о которых принято было молчать. Это и самоотверженность с жестокостью, любовь с ревностью, а так же другие неожиданные проявления личности. Она страдает сама и заставляет страдать других – вот тот образ, который осветил Некрасов в своем творчестве.
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова
Сколько у меня было души, страсти, характера и нравственной силы – все этой женщине я отдал, вce она взяла… Н.А. Некрасов о А.Я. Панаевой.
Традиционно Н.А. Некрасов воспринимается нами как поэт глубоко гражданский, повествующий о народной жизни, о социальных проблемах общества. Однако этому художнику принадлежат глубокие философские стихи о любви, объединенные литературоведами в так называемый «панаевский цикл». Эти произведения, навеянные отношениями поэта с его гражданской женой, А.Я. Панаевой, образуют единый лирический дневник, запечатлевший все оттенки чувств лирического героя. Сила этих стихов – в реалистической конкретности переживания, в стремлении правдиво и точно передать сложный процесс душевной жизни. Отсюда – напряженный драматизм этой бурной лирической исповеди, свежесть и выразительность поэтической речи, свободное использование богатых возможностей «прозаизированного» стиха. В «панаевском цикле» отношения лирического героя и его любимой женщины раскрываются как мучительный диалог двух равноправных личностей, независимых и вместе с тем душевно ранимых. Закономерным следствием такого диалога предстает «проза любви»: ссоры, дрязги, мелочи быта, истерики и т. п. Некрасов впервые открывает сложный, внутренне надломленный женский характер, судьба которого впоследствии будет детально прослежена в романах Ф. М. Достоевского (Настасья Филипповна в «Идиоте», Грушенька в «Братьях Карамазовых»). Это героиня с добрым от природы, но ожесточившимся от жизненных невзгод сердцем. Это внутренний надлом становится причиной постоянного душевного надрыва и эксцентричных поступков. Таким образом, Некрасов в своих стихах не просто создает характер героини, что уже само по себе ново, но и рисует новый характер в развитии, в разных, подчас неожиданных, проявлениях – самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать. «Я не люблю иронии твоей. » – уже в одной этой первой фразе вступления есть характеры двух людей и бесконечная сложность их отношений: Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты – Не торопи развязки неизбежной! Сквозным сюжетом «панаевского цикла» является драматическая борьба сильного чувства с пошлостью повседневной жизни. Некрасов не боится лишить любовь романтического ореола и показать ее как неустанный, «черновой» труд души любящих, в котором возвышенное и низменное попеременно одерживают верх. И, как всегда бывает в лирике Некрасова, интимная, задушевная интонация «пробивает себе дорогу» сквозь «прозаизмы»: Кто ночи трудные проводит, Один, ревнивый и больной, А утром с ней по лавкам бродит, Наряд торгуя дорогой? Некрасов дал формулу, которую охотно приняли при разговоре о его лирике, – «проза любви». Однако эта проза состоит не в особой приверженности к быту и дрязгам. Некрасов погружает нас в мир сложных, «достоевских» страстей, ревности, самоутверждений и самоугрызений. Целый ряд сквозных примет объединяет «панаевские» стихи. Таков лейтмотив мятежности. Стихотворение «Если мучимый страстью мятежной. » переходит в «Да, наша жизнь текла мятежно. ». Вступлению «Тяжелый год – сломил меня недуг. » соответствует «Тяжелый крест достался ей на долю. ». «Прости» соотносимо с «Прощанием». Все эти стихи следуют как бы парами, которые поддерживают «сюжет» лирического романа. Вообще же некрасовские вступления – это продолжения вновь и вновь начинаемого спора, длящейся ссоры, непрерываемого диалога: «Я не люблю иронии твоей. », «Да, наша жизнь текла мятежно. », «Так это шутка, милая моя. ». Характерны в этом цикле многоточия – ими заканчиваются почти все произведения интимной лирики Некрасова. Думаю, это указание на фрагментарность, на неисчерпанность ситуации, своеобразное «продолжение следует». Но, несмотря на все трудности, несмотря на финальное расставание героев, «панаевский цикл» Некрасова – это, в первую очередь, прославление любви и любимой женщины, которые стали для лирического героя поддержкой, опорой, вдохновением: Все, чем мы в жизни дорожили, Что было лучшего у нас, – Мы на один алтарь сложили – И этот пламень не угас! Интимная лирика Некрасова глубоко лирична, психологична, оригинальна. Раскрывая эту поистине вечную тему, поэт привнес в нее свой взгляд на отношения мужчины и женщины, постарался максимально полно и достоверно раскрыть специфику этих отношений, показать значимость любви в жизни человека.
Своеобразие сатирических стихов Некрасова
Во втором разделе сборника Некрасов выступает как очень оригинальный сатирический поэт. В чем заключается его своеобразие? У предшественников Некрасова сатира была по преимуществу карающей: Пушкин видел в ней «витийства грозный дар». Сатирический поэт уподоблялся античному Зевсу-громовержцу. Он высоко поднимался над сатирическим героем и метал в него молнии испепеляющих, обличительных слов.
Послушаем начало сатиры поэта-декабриста К. Ф. Рылеева «К временщику»:
Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный…
А у Некрасова все иначе, все наоборот! В «Современной оде» он старается, напротив, как можно ближе подойти к обличаемому герою, проникнуться его взглядами на жизнь, подстроиться к его самооценке:
Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И — беру небеса во свидетели —
Уважаю тебя глубоко…
Более того, в стихах «Нравственный человек» и «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» герои уже сами о себе и сами за себя говорят. А мы смеемся, мы негодуем! Почему? Да потому, что Некрасов «приближается» к своим героям с издевкой: намеренно заостряет враждебный ему образ мыслей. Вот его герои как бы и не нуждаются в обличении извне: сами себя они достаточно глубоко разоблачают. При этом мы проникаем вместе с поэтом во внутренний мир сатирических персонажей, явными оказываются самые потаенные уголки их мелких, подленьких душ. Именно так обличает Некрасов впоследствии и знатного вельможу в «Размышлениях у парадного подъезда». Почти буквально воспроизводит он взгляд вельможи на счастье народное и пренебрежение к заступникам народа:
Щелкоперов забавою
Ты народное счастье зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Повествование о вельможе выдержано в тоне иронического восхваления, подобного тому, какое использует поэт и в «Современной оде». В поэме «Железная дорога» мы услышим монолог генерала. Некрасов дает герою выговориться до конца, и этого оказывается достаточно, чтобы заклеймить генеральское презрение к народу и его труду. Некрасовская сатира, давшая толчок юмористической поэзии В. В. и Н. В. Курочкиных, Д. Д. Минаева и других поэтов — сотрудников сатирического журнала «Искра», по сравнению с поэтической сатирой его предшественников последовательно овладевает углубленным психологическим анализом, проникает в душу обличаемых героев.
Нередко использует Некрасов и сатирический «перепев», который нельзя смешивать с пародией. В «Колыбельной песне (Подражание Лермонтову)» воспроизводится ритмико-интонационный строй лермонтовской «Казачьей колыбельной», частично заимствуется и ее высокая поэтическая лексика, но не во имя пародирования, а для того, чтобы на фоне воскрешенной в сознании читателя высокой стихии материнских чувств резче оттенялась низменность тех отношений, о которых идет речь у Некрасова. Пародийное использование («перепев») является здесь средством усиления сатирического эффекта.
Отношения с Панаевой
В 1842 году Николай Алексеевич встретил на поэтическом вечере Авдотью Панаеву. Жгучая брюнетка тогда считалась самой красивой женщиной Петербурга. Но она была и очень умна, содержала собственный литературный салон.
Авдотья вышла замуж за писателя Ивана Панаева, знаменитого повесу. Хотя сама она оставалась ему верной
Из-за ее принципов Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы женщина обратила на него внимание. Когда поэт признался ей в чувствах, она ответила отказом
Тогда Николаю было 26 лет, и он практически решился на самоубийство.
Хотя Некрасова обсуждало общество, многие друзья перестали с ним общаться, он был счастлив. В порыве чувств он написал множество стихотворений, которые вошли в знаменитый «Панаевский цикл». О начале отношений говорят строки нескольких произведений:
- «Когда огонь в твоей крови»;
- «Я не люблю иронии твоей».
В первом стихотворении Некрасов приводит анализ отношений. Он описывает, как влюбленные должны себя вести. Для него любовь — это чувство, зажигающее огонь в сердцах. Влюбленные должны быть равны во всем, иметь общие убеждения. Женщине не нужно покоряться мужчине, иначе она превратится в рабыню. Возлюбленный должен почитать ее, давать ей личную свободу и позволять выражать разумный эгоизм.
Но во втором стихотворении описаны последствия союза с независимой женщиной. Хотя лирический герой все еще испытывает к ней страсть, он страдает от ее иронии. Немного эгоистичный характер Панаевой постоянно задевает ранимое сердце Некрасова. Ему сложно мириться с ее капризами и самостоятельностью.
Поэт постоянно ревнует Авдотью, замечает, что спустя три года отношений им все тяжелее общаться друг с другом. Кризис отношений делает их более холодными. Тоска поселяется в душе Некрасова. Тема любви в лирике того времени преобладает над другими направлениями.
При этом в стихотворениях появляется много сравнений страсти и эмоций с силами природы. Особенностью лирики 1948−1950 г. стало воспевание утихших чувств. Забыта тема дружбы между мужчиной и женщиной, Некрасов говорит только о своем оскорбленном достоинстве, эгоистичности возлюбленной.
«Панаевский цикл» Некрасова и «Денисьевский цикл» Тютчева
Несмотря на яркую самобытность сборника, в анналах русской поэзии есть подобный ему сборник другого великого поэта. Речь о «Денисьевском цикле» Федора Тютчева.
Этот цикл поэт также посвятил своей любимой женщине – Елене Александровне Денисьевой. Эта девушка была студенткой Смольного института, где обучались дочери Тютчева. Двадцать лет разницы в возрасте и семья Федора Ивановича не стали преградой всепоглощающей страсти и любви между этими такими разными людьми. Их чувство породило множество осуждений и обсуждений в обществе, однако разлучить их смогла лишь болезнь, которая унесла жизнь еще совсем молодой Елены.
Как и «Панаевский цикл» Некрасова, «Денисьевский цикл» посвящен искренней и сильной любви, которая меняет человека, облагораживает и превозносит его чувства.
В июле 1850 года, когда Тютчев впервые встретил свою Елену, появилось стихотворение «Пошли господь, свою отраду…». Здесь лирический герой молит о любви и сравнивает себя с опаленным солнцем нищим, который видит богатый свежий сад и мечтает попасть туда. В этом иносказании лежит глубокий скрытый смысл. Поэт ассоциирует себя с нищим, которому недоступны услады богатых. Он понимает, что сад чужой, но молит об «отраде».
О Елене Денисьевой известно очень мало. Но ее имя в истории и литературе живет, благодаря посвященным поэтом стихам.
Лирический герой цикла
Даже не углубляясь в литературоведческие приемы анализа цикла, можно смело сказать, что лирический герой – это не отвлеченный или собирательный образ, а духовное воплощение самого поэта. Это подчеркивает эпистолярный стиль поэзии (стихи напоминают письма поэта к любимой). Цикл – это своеобразный дневник поэта, он создавался на протяжении десятилетий, отображая духовные искания, зрелость и взросление автора.
Эмоции лирического героя постоянно меняется в зависимости от его чувств и настроения любимой.
Он то «уныл и угрюм», то «весел». Биографичность цикла дает нам возможность проследить развитие отношений поэта с Авдотьей, их взлеты и падения, переживания невзгод вместе и порознь. В этом — колоссальная ценность цикла, благодаря ему мы имеем возможность узнать о драматических безумных чувствах поэта к его единственной в жизни музе.
Сочинение на тему: «Да, наша жизнь текла мятежно…» (любовная лирика Н. А. Некрасова)
Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора.
Н. А. Некрасов
О, как убийственно мы любим…
Ф.И. Тютчев
Он был человек высокого благородства души», — сказал о Некрасове Н. Г. Чернышевский. Эти слова вспоминаются, когда читаешь некрасовские стихотворения о любви, оставляющие неизгладимый след в душе.
Новатор в поэзии, Некрасов открыл новые страницы и в русской любовной лирике. Если великие поэты первой половины XIX века воспевали любимую как чудо, совершенство, если для них она была «гением чистой красоты», недосягаемым идеалом, мечтой, далекой от прозы жизни, то героиня интимной лирики Некрасова — живая женщина с трудной, а иногда и трагической судьбой, с непростым характером. У нее «веселый, насмешливый ум», она резка, иронична и в то же время способна на большое, глубокое чувство.
Многие стихотворения некрасовской любовной лирики автобиографичны, их героиня узнаваема. Это А. Я. Панаева — яркий, талантливый человек, друг, соратник, гражданская жена поэта. Почему Некрасов не скрывал, кто адресат его стихотворений о любви? Наверное, потому, что стихи эти исповедальны: в них раздумья о прошлом, горькое признание своей вины (а ведь каждый, наверное, в чем-то виноват перед любимой, близкими людьми, и эта вина особенно горько ощущается, когда они уходят навсегда), попытка объяснить необъяснимое, в чем-то оправдаться…
«Когда из мрака заблужденья…», «Давно — отвергнутый тобою…», «Я посетил твое кладбище…», «Ах ты, страсть, роковая, бесплодная…» и т. п. буквально заставляют меня рыдать», — писал поэту Н. Г. Чернышевский.
Раскрывая сложные отношения любящих, Некрасов идет новым путем: в его лирике появляется «проза любви», поэт позволяет читателю войти в мир противоречивых чувств и отношений любящих. Он создает своеобразный лирический роман-дневник, куда входит ряд стихов «панаевского цикла».
Героиня Некрасова совсем не «небесное созданье»: она может быть самоотверженной и непримиримой, любящей и ревнивой, доброй и жестокой.
«Я не люблю иронии твоей» — уже в этой первой строке, вступлении к стихотворению, есть и характеры двух людей, и волнующая сложность их отношений. Интересно, что почти все произведения любовной лирики поэта заканчиваются многоточиями, будто диалог продолжается, спор не закончен. Но за внешней конфликтностью всегда — высокая человечность, понимание и сопереживание, сострадание и уважение.
Вот стихотворение «Тяжелый крест достался ей на долю» — одно из самых трагичных у Некрасова. В нем гениально найден основной образ — образ креста — как символ страдания и жертвенности: тяжелый крест — это и судьба, и надмогильный памятник.
А какой сложный и прекрасный мир нелегкой любви воспет в небольшом стихотворении «Прости»:
Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья, —
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, —
Благослови и не забудь!
В некрасовской антитезе — вся жизнь с ее взлетами и падениями, бурями, слезами и светилом счастья. Так «проза любви» становится темой высокой поэзии.
А как мудры и гуманны одноименные стихотворения «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право…» и «Двести уж дней…»), созданных смертельно больным, мучительно страдавшим поэтом, благословляющим юную жизнь.
Я не знаю, можно ли отнести к любовной лирике стихотворение «Еду ли ночью по улице темной», но для меня это бесспорно.
Жизнь несчастной проститутки стала темой лирического стихотворения. Рассказ о трагической истории «падшей» женщины проникнут таким сочувствием и пониманием, что ее реальная история становится фактом высокой поэзии.
В этом лирическом стихотворении Некрасов словно предсказывает открытия гениального Достоевского. Ситуация повторится в «Преступлении и наказании», в истории «вечной Сонечки Мар-меладовой», быть может, самой высоконравственной героини русской литературы, ради спасения семьи вынужденной «пойти на панель».
Не было для Некрасова «низких» тем. В своей лирике он раскрыл внутренний мир современников, людей разных социальных слоев. Высокое благородство его души проявилось в способности понять и близких, и далеких, протянуть руку помощи страдающим, быть не судьей, а другом и защитником обездоленных, воспеть те чувства, которые делают человека Человеком.
Образ матери
Нельзя обойти знаменитое стихотворение «Арина, мать солдатская», написанное по воспоминаниям, и основанное на реальных событиях. Когда автор работал над этим произведением, он несколько раз специально ходил в деревню к этой Арине, чтобы не потерять никаких деталей, чтобы правильно передать глубину её горя. Чтобы донести до читателя, что жить было плохо и когда все были живы, но после смерти сына женщина начинает понимать насколько хуже стало её состояние. Плачет бедная женщина, рассказывая свою историю. Всё произведение пропитано болью и страданием. Из стихотворения мы узнаём, что всего лишь перед самой смертью, когда померещилось Ванюшке облегчение, падая, произнёс он «Ваше благородие», и становится понятно, что забит был солдат, пострадал не в бою, пришёл изувеченным от армейского беспредела того времени.
Этим произведением автор отражает горе матерей намного десятилетий вперёд, вплоть до нашего времени.
Мало слов, а горя реченька, Горя реченька бездонная!..
В произведениях Некрасова, старухи и возрастные героини, вообще, живут полной жизнью. Вот хотя бы стих «О чём думает старуха, когда ей не спится».
В произведении образ старухи рисуется в перечислении её грехов. Перебирая собственные грехи, с самой молодости, пожилой человек корит себя, бичует: раз ушла с крестного хода на свидание, в другой раз взяла из-под соседской курочки пару яиц, из-за желания встретить мужа, в самую страду притворилась больной, да и перед праздником спала с ним, а один раз чуть не изменила с солдатом Федькой, молока попила в пост.
То-то я грешница! то-то преступница! С горя валялась пьяна… Божия матерь! Святая заступница! Вся-то грешна я, грешна!..
Такое заключение делает автор устами старухи. Всё написано очень простым языком. Поэт будто желает, чтобы читатель разобрал все прегрешения русской простой бабы и пришёл к заключению, что перед ним образ почти святой женщины.
Композиция
Стихотворение состоит из трех строф, в каждой из которых высказывается своя мысль, но все они являются частью последовательно раскрывающейся идеи.
Так, в первой строфе лирический герой признает, что во взаимном чувстве уже нет прежнего огня, но он считает, что это не повод иронизировать, ведь любовь еще жива, а значит, ее можно сохранить.
Во второй строфе эта мысль развивается – и мужчина, и женщина хотят быть вместе, однако оба уже понимают, что неизбежной развязкой их истории станет угасание отношений.
Третья строфа показывает, что лирический герой перестал считать, что отношения все же могут быть продлены, он понимает, что конфликты и скандалы – это неизбежные знаки того, что холод разрыва уже совсем близко.
LiveInternetLiveInternet
Воскресенье, 12 Октября 2014 г. 05:26 + в цитатник Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821-1878) Стихи о любви
Некрасов Николай Алексеевич Источник иллюстрации: Некрасов Н.А. Сочинения. М.: Правда, 1954, Т.3 стр. 384
Великий русский поэт оставил замечательный лирический цикл, связанный с сильным и долгим чувством, соединявшим его в течение шестнадцати лет с Авдотьей Яковлевной Панаевой (1819—1893). Незаурядная писательница (ей принадлежат широко известные «Воспоминания» и написанные в соавторстве с Некрасовым романы «Три страны света» и «Мертвое озеро», повесть «Семья Тальниковых» и ряд рассказов), А. Я. Панаева была женщиной не только редкой красоты, но и большого ума, который признавали такие выдающиеся люди, как Н. Чернышевский и Н. Добролюбов, Т. Шевченко и В. Белинский. Любовная лирика Некрасова, связанная с именем А. Я. Панаевой, по замечанию В. Евгеньева-Максимова, образует «как бы целую поэму, в которой нашли свое отражение различные моменты в тех длительных, подчас надрывающе-мучительных отношениях, которые связали героя с его избранницей. Впрочем, сам поэт вовсе не желал «биографического» прочтения его стихов. Поэтому, публикуя некоторые из них, он менял их датировку или просто выдавал за перевод «Из Шенье». К. Чуковский — один из крупнейших «некрасоведов» — писал: «Любовные стихотворения Некрасова замечательны тем, что они написаны от лица утомленного труженика, задавленного непосильной работой. Тем-то и полюбились эти стихи тогдашней трудовой молодежи, что в них она увидела свое, — то, чего не находила у поэтов-дворян: изображение труженической, жесткой, ненарядной любви разночинца». Это суждение можно подтвердить отрывком из письма, которое Н. Г. Чернышевский написал Н. А. Некрасову в ноябре 1856 года. Сообщая о колоссальном успехе, какой имеет только что вышедшая книжка его стихов («Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли «Ревизор» или «Мертвые души» имели такой успех, как Ваша книга»), критик подчеркивал, что этот успех обусловлен не только идейной тенденцией: «Я сам по опыту знаю, что убеждения не составляют еще всего в жизни — потребности сердца существуют, и в жизни сердца истинное горе или истинная радость для каждого из нас… Поэзия сердца имеет такие же права, как и поэзия мысли,— лично для меня первая привлекательнее последней, и потому, например, лично на меня Ваши пьесы без тенденции производят сильнейшее впечатление, нежели пьесы с тенденцией.