Монографический анализ стихотворения бальмонта «безглагольность»

Какие тропы, рифмы и жанр

Стихотворение написано в смешанном жанре философской и пейзажной лирики и имеет перекрестную рифмовку (нежность – печали – безбрежность – дали), где открытые рифмы сочетаются с закрытыми.

Средства художественной выразительности (тропы):

  1. Эпитеты (безвыходность горя, безмолвная боль, затаенная печаль, застывший бор, безмолвная боль, усталая нежность и т д.).
  2. Олицетворения (уходящие дали, луга убегают, душа просила, сердце плачет).
  3. Сравнение (как в свежие волны).

Часть олицетворения является и метафорами (например, «сердце плачет»), которые помогают с помощью метафорического сравнения наделить явления нужными для поэта свойствами.

Образ лирического героя

В анализе стихотворения «Безглагольность» Бальмонта следует рассмотреть лирический образ героя. Несмотря на то что в природе поэт видит только печальную красоту, он восхищается ею. И герой находится в томительном ожидании человека, который смотрит на мир так же, как и он. В продолжении стихотворения он чувствует, что эта важная встреча произойдет, и в этот момент внезапно охладевает к печально-торжественным пейзажам природы. Герой оправдывает это тем, что она сама не отвечает на его восторженные душевные порывы.

В анализе стихотворения «Безглагольность» Бальмонта следует также отметить и то, что поэт должен был всегда находиться в состоянии влюбленности. И свои чувства он отражал в стихах. Это творение не стало исключением: в конце герой обращается к некому женскому образу с просьбой о встрече. Он надеется, что она сможет разделить с ним его чувства.

В анализе стихотворения «Безглагольность» Бальмонта стоит особое внимание уделить его окончанию. Оно написано в излюбленной манере поэта: герой становится в театральную позу

Его по-прежнему никто не понимает, но он всех прощает и обретает утешение. В душе русского человека это произведение находит особый отклик потому, что в сознании народа еще сохранилась память о языческом прошлом. Поэтому любые образы, связанные с природой, вызывают теплые чувства.

Анализ стихотворения Бальмонта «Безглагольность»

К. Бальмонт в свое время был чуть ли не популярнее Блока. Молодежь выхватывала отдельные строчки из знаменитого бальмонтовскош стихотворения «Безглаголыюсть», записывала их в свои дневники, цитировала на поэтических вечерах. Ничего удивительного пет: Бальмонт и его лирический герой не представляли себя вне любви. Редкий дар. Бальмонт всегда влюблен. Нередко оп переносил всю лирическую нежность своей души на природу:

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Душа лирического героя, восторгаясь величием Божьего мира, все же подсознательно жаждет свидания с подобной себе душой:

Приди на рассвете на склон косогора,—

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Далее лирический герой, словно почувствовав приближение желанного свидания, как бы оправдывает свое сиюминутное охлаждение к природе тем, что она сама не может ответить на его чувства:

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далеко-далеко.

Во всем у томленье, глухое, немое.

В следующий момент лирический герой уже прямо обращается к некоему женскому образу, предлагая разделить с ним красоту и светлую печаль:

Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада,—

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны.

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Концовку Бальмонт драматизирует. Это его излюбленная «поза»:

Как будто душа о желанном просила

И сделала ей незаслуженно больно.

И сердце простило, но сердце простило,

И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Итак, стихотворение завершается почти театральной позой лирического героя: он не понят, но все прощает и в этом находит утешение и даже наслаждение, равное любви. По сути, это брачная песня соловья, со всеми классическими символами. Безглагольность — образ, который символисты использовали в своей творческой работе очень часто. Ритм стиха завораживает, чередование шипящих с мягкими, длящимися концовками слов придает поэтическому веществу особую нежность, почти физически ощущаемую. Популярным это стихотворение стало еще и потому, что Россия по духу — страна все еще языческая. Наши гены четко реагируют на образы природы, созвучные любви русского человека к избраннику или избраннице.

  • Анализ стихотворения Бальмонта «Придорожные травы»
  • Анализ стихотворения Бальмонта «В безбрежности»

Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓

Анализ стихотворения «Безглагольность» Бальмонта

Писатели и поэты во все времена обращались к образу русской природы. Прежде всего, для того чтобы лучше выразить состояние души, в котором творит автор. Если он счастлив и спокоен, то природа изображается как нечто гармоничное, прекрасное, умиротворяющее. Но если поэт тоскует, если ему тяжело и больно, то и в окружающем мире он видит только печаль и горе. «Безглагольность» Константина Бальмонта — одно из таких произведений.

Само слово «безглагольность» обозначает отсутствие «глагола», действия. Русская природа изображается Бальмонтом как раз такой: бездеятельной, недвижимой, утомленной. Застыла она от горя, которое нельзя выразить ничем — ни словом, ни жестом. Мир вокруг лирического героя как будто устал, он не в силах пошевелиться, а может только остановиться, замереть в своей печали.

В этом автор видит отличительную черту и характера русского человека, который переживает горе молча, внутри, не стремясь говорить о нем или просто не в состоянии это делать. Все лишения и тяготы, всю несправедливость мира русский человек терпит, будучи лишенным голоса, чтобы высказаться. Насколько широка и многогранна его душа, настолько же скрытна и терпелива. Социальный подтекст стихотворения, таким образом, тоже чрезвычайно силен.

В первой строфе произведения природа изображается безбрежной и бесконечной, но абсолютно безмолвной и безгласной. Как будто само горе автора не имеет границ и не может быть выражено ничем. Пейзаж, безусловно, полон и нежности, и печали, но не светлой и возвышенной, а безвыходной и горькой. Как и душа самого поэта полна тоски.

Следующие четыре строфы раскрывают эту мысль

Неважно ни место, ни время дня. «И сердцу так больно, и сердце не радо» утром, на рассвете, над рекою

Но «сердцу так грустно, и сердце не радо» также и вечером, на закате, в деревенском саду. Ведь не окружающий мир делает человека несчастным. Наоборот, несчастный человек склонен видеть все вокруг темным и мрачным.

Эти переживания, безусловно, связаны с личной жизнью Бальмонта. Поэт пережил тяжелый разрыв с женой, предпринял попытку самоубийства, которая закончилась тем, что он оказался прикован к постели. Тяжело оставаться жизнерадостным человеком, переживая подобное.

В финале произведения поэт говорит о том, что боль, с которой приходится жить, незаслуженна. И даже простив обиды, он продолжает страдать, а сердце его застыло и плачет.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 класс А.С.Пушкин написал стихотворение «Во глубине сибирских руд» в 1827 году. В основу лирического произведения вошли реальные события 1825 года. Именно этот год для автора стал трагическим, так как после неудачного декабристского восстания
  • Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилы Свои выступления В. Высоцкий начинал стихотворением «Братские могилы», которое было написано им в 1964 году. В. Высоцкий часто писал о войне, писал глубоко и проникновенно, хотя сам никогда в боевых действиях не участвовал
  • Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс Утес — это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приёма олицетворения.
  • Анализ стихотворений Тютчева
  • Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова 8 класс Произведение является стихотворением зрелого творчества поэта, основной тематикой которого представляется проблема вынужденного затворничества в виде узничества, связанного с трагическим одиночеством.

Анализ строф

Давайте начнем с разбора неологизма и параллельно названия стиха «Безглагольность», чтобы понять, какой смысл Бальмонт вложил в произведение. Безглагольность – это отсутствие глаголов, отсутствие действия, отсутствие движения. Это прорисовано с помощью образов природы, застывшей в бездействии грусти, замершей в кружевах печали.

Это мы видим уже с первых строк, задающих тон всему стихотворению:

Такая же «усталая нежность» бывает и в душе человека, она же сейчас есть состояние и поэта-символиста Бальмонта.

Интересное определение мы видим в третьей строфе стиха:

Безглагольность покоя – это полный покой без намека на действие, когда у камыша и осоки нет сил даже на тихий шелест, когда и человек хочет раствориться в бытие, дать покорить себя на время тоске и тихой печали.

Причина такой грусти отчасти объясняется в последний строфе, где пером поэта говорится, что душа обманута в своих ожиданиях, она просила о желанном, не получила его и свернулась мехом внутрь, чтобы внутри себя отдаться грусти.

«Безглагольность» — это очень образное и, вместе с тем, грустное и печальное стихотворение, созданное Бальмонтом в момент душевной апатии, когда желание грустить доминирует над радостью и временно побеждает её.

Популярные темы анализов

С самого детства, Марина Цветаева, верила о загробной жизни и мире, в котором находятся уже умершие родственники, но с возрастом эта мысль ей, уже не казалась правдоподобной. Но однажды Валерий Брюсов пригласил молодых поэтов

Как иногда бывает необходимо человеку побыть одному, отдохнуть от общения с людьми привести свои мысли в порядок и просто пополнить свои силы. Особенно это хорошо проводить на природе, в ее безмятежной, упоительной тишине,

Иван Алексеевич Бунин начал взрослую жизнь довольно таки рано. Уже в возрасте семнадцати лет он покинул родной дом, отправившись в самостоятельный путь. Таким образом он хотел показать не только свое право на личные взгляды,

В России существовало учебное заведение как Царскосельский лицей, который был создан не без помощи Александра 1. А.С. Пушкин был зачислен в данный лицей в 1811 году. Учились в этом месте предпочтительно дети дворянского рода. Учебное

Борис Леонидович Пастернак признан одним из лучших литераторов ХХ века. Свой путь на литературном поприще поэт начал в 1913 г. Именно тогда в альманахе издательства «Лирика» впервые опубликовали несколько его стихотворений.

Источник

От суицида до тоски

В 1900 году выходит очередной сборник Бальмонта «Горящие здания», сам же поэт находится в психологической зоне разочарования от жизни. Вместе с тем, это состояние нельзя назвать глубокой депрессией, Константин Дмитриевич, даже в периоды грусти, строит планы на будущее и ищет новые дороги в творчестве.

В конце 1900 года Бальмонт пишет:

Однако между поисками «руды» бывают и минуты, когда доминирует грусть, в такой момент и пишется стих «Безглагольность», где автор пытается показать свою тоску с помощью образов природы.

Природа в стихотворении показана синонимом русской души, которая в минуты тоски может закрываться в себе и плакать внутри, лишь роняя на землю слезы-листья осени и посыпая её снежинками зимы.

Анализ стихотворения Бальмонта Безглагольность 11 класс

Константин Дмитриевич Бальмонт был одним из самых знаменитых и популярных поэтов. Многие критики и специалисты в области литературы сравнивали его творчество и популярность с такими известными поэтами, как Пушкин, Лермонтов, Достоевский и так далее. Каждое произведение данного поэта было очень проникновенным и удивительно наполненным по своему смысловому содержанию.

Молодежь из поколения в поколение заучивала его произведения наизусть, выхватывала некоторые строчки, вставляя их в свою разговорную речь, записывали его фразы в свои дневники и записки. Стихотворение «Безглагольность», написанное в 1900 году, не стало исключением. Его так же, как и все другие произведения поэта, очень быстро признали и полюбили, назвав одним из неповторимых стихотворений.

Основной идеей данного произведения становится человеческая душа. Уже с самых первых строчек произведения можно понять русскую душу, увидеть всю её многогранность и так далее. Автор в данном произведении считал своей главной задачей показать, как отличается русская душа, и русский человек в целом от людей другой национальности.

Самым главным отличием русских людей от других Константин Дмитриевич считал умение русской души сдерживать все в себе, все свои мысли, переживания, обиды и так далее.

Образ русской природы, так или иначе, присутствует в произведениях различных русских поэтов, но именно Бальмонт мог показать ее по особенному индивидуализировав каждую её составляющую.

В данном стихотворении использовано большое количество различных литературных приемов, здесь легко можно встретить и метафору, и эпитеты, и красочные прилагательные. Всё это помогает автору показать ту самую неповторимость каждой русской души, её уникальность, красоту и чистоту.

Прочитав данное произведение, ни один читатель не сможет остаться равнодушным, так как он непременно найдет отражение самого себя.

«Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта

Образ родной стороны, русской природы присутствует в стихотворениях почти каждого поэта. Чаще всего это пейзажная лирика, исполненная умиротворения и красоты. Константин Дмитриевич Бальмонт, русский поэт и прозаик, ключевая фигура символизма в поэзии, иначе видит окружающий его мир. В его стихотворении «Безглагольность», созданном поэтом в 1900 году, картина русской природы лишена светлых и радостных тонов, она печальна и сумрачна. Куприяновский писал об этом времени так: «В условиях больших изменений в общественной жизни России происходят существенные сдвиги в мироощущении русских символистов. С середины 1900-х годов реальная жизнь все более вторгается в их творчество, и Россия, иногда в мистифицированном виде, становится их темой. Бальмонта можно считать ее зачинателем».

Через призму пейзажа Бальмонт хочет донести философские смыслы и думы о славянской культуре, о ее людях. Русские люди, особенно человек маленький, долгие годы терпели тиранию государственного строя, классовое неравенство и нищету, не имея права голоса и свободы. Это выражено в следующих строках: «Есть в русской природе усталая нежность, безмолвная боль затаенной печали». Родная природа зачастую рождает тоску в душе человека, опустевший сад и утренняя река, скрытая в клубах тумана вселяют в сердце неизбывную печаль. Стихотворение написано будто бы «без глагола», без действия, в нем как бы застыла невыразимость чувства.

Душа русского человека — вот о чем хочет рассказать поэт. О сердце русского человека, что «плачет невольно», которое не радуют бескрайние просторы родной земли, а деревья, что «так сумрачно-странно-безмолвны», чернеющая «громада застывшего бора» вселяют в него грусть. У человека отняли возможность высказаться, распахнуть душу, открыться, безглагольность — это невозможность говорить, это вынужденное молчание. «Безглагольность покоя» — это безглагольность тоски, пронизывающей пейзаж вокруг героя и его самого. Настроение этого стихотворения перекликается с трагическими событиями жизни Бальмонта, переживающего неудачный брак и неудавшееся самоубийство, приковавшее его к постели. Произведение выражает и личную драму поэта, и трагическое положение русского народа.

Русскому человеку присущи душевная чуткость, глубоко сокрытая внутри печаль, безбрежность души, ее широта и милосердие, именно об этом говорит первое четверостишие стихотворения. Тоска — это ключевой концепт русского языка и культуры, как пишет Вержбицкая. Второе четверостишие — это обращение к ближнему, кто сможет понять. Переломный момент произведения — это третье четверостишье, где отрицается надежда, отрицается возможность действовать, говорить, звучать, быть услышанным: «Во всем утомленье — глухое, немое». Четвертое четверостишие погружает в атмосферу прохладной глуши, которая окутывает человека, заставляющая его душу застыть в безмолвии. Пятое четверостишие — это мечта о лучшей жизни, о красоте и любви, которой душе не досталось: «Как будто душа о желанном просила, и сделали ей незаслуженно больно».

В произведении использовано большое количество красочных эпитетов, таких как «безмолвная боль», «усталая нежность», «безвыходность горя», «затаенная печаль». Присутствуют также метафоры и олицетворения: «сердце плачет», «сердце простило», «душа о желанном просила», «луга убегают далеко-далеко». Использование Бальмонтом однородных подлежащих, повторений слов с компонентом «без», предложений, близких по лексическому содержанию создает почти музыкальный ритм в стихотворении. Также поэт применяет аллитерацию буквы «б» и ассонансы буков «а», «е».

  • «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Люби», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Белладонна», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Осень», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
  • «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
  • Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества

По произведению: «Безглагольность»

По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – любовь как самое сильное чувство, побуждающее к действию и рождающее саму жизнь.

Основная мысль стихотворения – призыв любить, ведь только любящий может быть счастлив. Поэт объясняет свою философскую мысль параллелями из культурного наследия человечества, которые нужно увидеть в подтексте.

Стихотворение имеет композицию классического сонета, то есть в нём есть сюжетно-эмоциональный перелом, который происходит между катренами и терцетами. Первый катрен – повторение лирическим героем призывов к любви самой природы. Второй катрен не отрицает призыва любить, но показывает заключённое в нём противоречие. Есть ли смысл любить, если жизнь коротка. Любовь сопряжена с болью и смертью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: