«признание» — анализ стихотворения гавриила романовича державина

Ода «Бог» Державин Г.Р. краткое содержание

Анализ стихотворения «Бог» Державина Г.Р. отличается гениальными поэтическими открытиями. Над этим произведением поэт работал в 1780-1784 годах. Впервые ода «Бог» была напечатана в журнале «Собеседник любителей российского слова».

Вот как вспоминал о создании этого произведения сам Державин: «Автор первое вдохновение, или мысль, к написанию сей оды получил в 1780 году, быв во дворце у всенощной в Светлое Воскресение, и тогда же, приехав домой, первые строки положил на бумагу; но, будучи занят должностью и разными светскими суетами, сколько ни принимался, не мог окончить оную, написав, однако, в разные времена несколько куплетов.

Потом, в 1784 году, получив отставку от службы, приступал было к окончанию, но также по городской жизни не мог; беспрестанно, однако, был побуждаем внутренним чувством, и для того, чтоб удовлетворить опое, сказав первой своей жене, что он едет в польские свои деревни для осмотрения оных, поехал и, прибыв в Нарву, оставил свою повозку и людей на постоялом дворе, нанял маленький покой в городке у одной старушки-немки с тем, чтобы она и кушать ему готовила; где, запершись, сочинял оную несколько дней, но, не докончив последнего куплета сей оды, что было уже ночью, заснул перед светом; видит во сне, что блещет свет в глазах его, проснулся, и в самом деле, воображение так было разгорячено, что казалось ему, вокруг стен бегает свет, и с сим вместе полились потоки слёз из глаз у него; он встал и ту ж минуту, при освещающей лампаде написал последнюю сию строфу, окончив тем, что, в самом деле проливал он благодарные слёзы за те понятия, которые ему вперены были».

Державин «Признание» краткое содержание

Многие писатели в своем творчестве когда-нибудь да и подводили некие итоги своей жизни. Это сделал и Г.Р. Державин в своем стихотворении Признание. Там писатель предстает честным, прямым и искренним человеком. Ниже представляем краткое содержание произведения для читательского дневника.

Краткое содержание стихотворения

В стихотворении Державина Признание лирическим героем выступает сам автор, который пишет о своей жизни, раскрывается перед читателем и смело говорит о том, чего достиг в литературном мире.

Автор уже с первых строк говорит, что никогда святошей не был, никогда не притворялся и не строил из себя философа

Для него было важно чистосердечье, а его гением были ум и сердце человека

За свою профессиональную деятельность он не раз блистал восторгом, но не собой он блистал, а как пишет Державин, блистал богом, его и воспевал в своих работах, как воспевал и царей, которыми восхищался писатель. Их он считал добродетелями и приравнивал к божеству. Признается Державин и в том, как не раз венцы сплетал вождям, но при этом не закрывал глаза на проблемы, а смело мог брякнуть правду вслух без всякого пристрастия.

В конце своего признания Державин признается в том, как поддавался женскому очарованию, ослеплялся роскошью устраиваемых раутов, о чем и писал в своих стихотворениях. Да, на такие пустяки грешно тратить свой талант, признается поэт, но в то же время он говорит, что он же такой человек, как все, а значит и у него могут быть слабости. Поэтому в конце писатель и восклицает, призывая мудреца бросить камень ему на гроб, если тот не будет человеком.

Гавриил Романович Державин. Краткое содержание стихотворений

«Признание»

В этом стихотворении ярко проявилось художественное от­крытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх шти­лей» Ломоносова.

Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высо­ких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка.

Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».

Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:

…Ум и сердце человечье Были гением моим.

«На птичку»

Стихотворение «На птичку» написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насиль­но заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свобод­ный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе.

«Река времён в своём стремленьи…»

Это философское произведение — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют заду­маться над тем, что останется от деяний человека после его смерти.

«Властителям и судиям»

Автор выступает против таких пороков, как пресыщенность (усталость от удовольствий), предвзятость, взяточничество, без­различие к судьбе народа.

«Памятник»

Пафос «Памятника» в том, что творчество, поэзия долговеч­нее самых прочных, казалось бы, предметов — металлов и выше самого высокого — пирамид. Только чело музы венчает подлин­ная «заря бессмертия».

В стихотворении всего два восклицательных знака — при ут­верждении «Так!» и при обращении к музе. Это говорит о том, что поэт не молит, не просит о бессмертии, но твёрдо и спокойно уверен в том, что поэтическое слово нетленно.

На этой странице искали :

  • анализ стихотворения державина признание
  • анализ стихотворения признание державина
  • державин признание анализ
  • анализ стихотворения признание державин
  • державин признание краткое содержание

Художественное своеобразие произведения

С точки зрения звукописи, обращает на себя внимание аллитерация со звонкими согласными «б» и «д»: «люблю», «бешусь», «вдруг», «день». Они передают напряжённость момента, тревогу и решимость лирического героя

Когда он описывает возлюбленную, его речь становится похожей на шёлковый шёпот, благодаря аллитерации с «ш»: «Ваш лёгкий шаг, ваш платья шум».

Ассонансы с «о», «у», «э», «и» передают интонацию восторга и робкой просьбы.

Лексика стихотворения общеупотребительная, близкая к разговорной. Речь поэта обращена к юной девушке, а потому она естественна и проста.

Чувства автора красноречиво выдаёт синтаксис. Предложения сложные, с придаточными уступками и противительными отношениями. Так подчёркнут конфликт чувства и разума, внутреннего и внешнего.

Текст «Признания» изобилует вопросительными и восклицательными предложениями, обращёнными к предмету страсти героя.

Имеются предложения, вторая часть которых имеет значение следствия (они пишутся с тире). Они подчёркивают напряжённость момента, спонтанность высказывания.

Стихотворение Державина Г. Р. «Русские девушки»

Зрел ли ты, певец Тииский! Как в лугу весной бычка Пляшут девушки российски Под свирелью пастушка? Как, склонясь главами, ходят, Башмаками в лад стучат, Тихо руки, взор поводят И плечами говорят? Как их лентами златыми Челы белые блестят, Под жемчугами драгими Груди нежные дышат? Как сквозь жилки голубые Льется розовая кровь, На ланитах огневые Ямки врезала любовь? Как их брови соболины, Полный искр соколий взгляд, Их усмешка — души львины И орлов сердца разят? Коль бы видел дев сих красных, Ты б гречанок позабыл И на крыльях сладострастных Твой Эрот прикован был.

Стихотворение Державина Г. Р. — Русские девушки

См. также Гавриил Державин — стихи (Державин Г. Р.) :

Сафы второй перевод (Счастлив, подобится. ) Счастлив, подобится в блаженстве тот богам, Кто близ тебя сидит и по.

Скромность Тихий, милый ветерочек, Коль порхнешь ты на любезну, Как вздыханье ей.

Строфы вторая и третья: сотворение из хаоса

Они иносказательно рассказывают о сотворении земли. Также в этих стихах говорится, что полностью постичь замысел Творца невозможно, можно только догадаться, что это был не произвольный процесс, а направленный: создание из хаоса целого, подчиненного неведомым пока еще человеку законам. Человеку еще долгое время придется постигать замысел Творца, измерять глубины океанов, исследовать свет, идущий от звезд и планет.

Поэт предвидел то, чем займется впоследствии астрофизика, постигая тонкие закономерности. Он не базировался на библейском создании нашего мира в течение семи дней. Во всяком случае, поэт об этом ничего не говорит. О вечном существовании Творца говорит нам ода «Бог» Державина. Анализ и открытия, который делали в своих работах великие ученые, такие как Ньютон, Эйнштейн, Пастер, Павлов (люди верующие), только подтверждает сказанное поэтом.

Основная мысль произведения

Основной мыслью произведения является неразделенная любовь лирического героя, в котором можно увидеть самого поэта. Он доверил все свои чувства, которые переполняли его, бумаге. Здесь мы можем увидеть нежность и любовь поэта. Конечно, ведь он делится самым сокровенным и интимным. В произведении «Послание» вино душу автора, которую он не стесняется раскрыть и показать.

Любовь переполняет поэта, но, к сожалению, она не взаимна. Его возлюбленная так же влюблена, но, увы, не в него. Он страдает от этого, ревнует её. Он готов заниматься самообманом, ведь это доставляет ему хотя бы мимолетное облегчение и радость.

В самом конце стихотворения автор принимает свою участь и желает своей любимой ответного и взаимного чувства, пусть и не с ним. Только по-настоящему любящий человек способен пойти на самопожертвование во имя любимого человека.

Данное стихотворение являлось личным посланием, поэтому большую часть своей жизни провело в личном архиве поэта. Александр Сергеевич признает, что Александра Осипова стала одной из тех женщин, которая оставила в судьбе поэта существенный след. Её даже можно назвать музой, благодаря которой мы имеем возможность наслаждаться прекрасными строками произведения. Она воплотила в себе образ невинности и красоты.

Анализ 3

Стихотворение восхваляет красоту и кротость простых русских девушек. Они ничуть не хуже иностранок, не хуже принцесс или тех дев, которых воспевали поэты древности. Это приятное стихотворение состоит из одной большой строфы.

В первой же строке автор обращается к некоему певцу, под которым подразумевает, оказывается, древнегреческого поэта. (Это обращение эмоционально – даже с восклицательным знаком, а дальше следует вопрос сам.) Анакреонт тот воспевал девушек своей эпохи, вот Державин и спрашивает давно ушедшего гения, а видел ли тот русских красавиц. Так как тому их явно не посчастливилось их увидеть, Гаврила Романович рисует их портрет в своем стихотворении.

Эти девушки весной особенно радуются, пляшут в полях (тоже прекрасных) под звуки пастушьей свирели. Героини движутся в танце, склонив головы, стучат башмачками ритмично. (То есть у них даже не мягкие деревенские лапти, а именно башмаки с каблуком!) Красавицы тихо ведут взглядом, руками… А плечами – говорят! То есть это метафорично выражено, что они двигают плечами в ритм музыки, будто рассказывают историю. И это всё описание опять заключено в вопрос. Конечно, и этого не видел древний поэт, а то бы воспел такую красоту.

Теперь читатель уже приблизился к девушкам, видит, как блестят их золотые ленты, как чиста и нежна их кожа, как прекрасен жемчуг на них… (Опять золото и жемчуг показывают, что это совсем не крестьянки, а девушки богатые.)

Поэт добавляет цвета: по голубым жилкам бежит кровь розовая! Но это такое авторское допущение, так как всем известно, что кровь или алая, или бардовая. На румяных щеках героинь читатель уже видит ямочки, которые создала, будто бы, сама любовь. Опять красивое описание: соболиные брови, соколиный взгляд, полный искр. И теперь переход, что их улыбка может сразить хоть орла, хоть льва. Одном взглядом и улыбкой русская девушка может влюбить в себя самого смелого и богатого мужчину!

И вот делается вывод, что древнегреческий творец, увидь он русских красавец, забыл бы своих гречанок. Он бы просто влюбился в них, мечтал бы о них и воспевал их. Героини почти идеальны.      

Написано стихотворенье устаревшим языком, тут много уже не используемых и слов (златые, ланиты, зреть, то есть видеть), и грамматических форм (российски, драгими, главами). И всё-таки читается произведение довольно легко, мысль в нём легка тоже и очень приятна (для русских).

Анализ стихотворения Русские девушки по плану

«Признание» Г.Державин

«Признание» Гавриил Державин

Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим.

Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел, Не собой блистал я — богом; Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям, — Добродетельми казались Мне они равны богам. Если за победы громки Я венцы сплетал вождям, — Думал перелить в потомки Души их и их детям. Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. Если ж я и суетою Сам был света обольщен, — Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен. Словом: жег любви коль пламень, Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.

Анализ стихотворения Державина «Признание»

Каждый поэт рано или поздно подводит итоги своей литературной деятельности и, оглядываясь назад, пытается определить то самое важное, ради чего он прожил жизнь. Подобное стихотворение под названием «Признание», написанное в 1807 году, есть и у Гавриила Державина

Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.

Поэт признается, что никогда не был святошей и не умел притворяться, не важничал и не философствовал. «Я любил чистосердечье, думал нравиться лишь им», — отмечает Державин. Однако жизнь внесла в идеалистически мировоззрения поэта свои коррективы, и на каком-то этапе он осознал, что мир устроен несколько иначе. Оказывается, что люди нередко ценят себе подобных не за прямолинейность, талант и стремление к совершенству, а за внешний вид, положение в обществе и финансовое благополучие. Впрочем, в этом отношении Державину действительно повезло, так как он был не только востребованным придворным поэтом, но и сумел сделать блестящую политическую карьеру. Возможно, по этой причине ему было позволено говорить вслух многое из того, о чем другие предпочитали молчать.

Правда, не стоит забывать, что сам Державин был ярым приверженцем монархии и никогда не скрывал своих политических взглядов. В то время, как Европа переживала политический кризис и увлекалась вольнодумством, поэт посвящал оды императрице Екатерине, искренне восхищаясь ее умом и предприимчивостью. «Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам», — признается поэт. При этом он сам даже не пытается возвести себя в ранг высшего существа, отмечая, что блистал не собой, а богом, который у него в душе.

Патриотизм и желание сохранить для истории подвиги русских воинов, презрение к богатству и чванству – вот отличительные черты Державина как поэта. «Если где вельможам властным смел я правду брякнуть в слух, — мнил быть сердцем беспристрастным им, царю, отчизне друг», — отмечает поэт. Он подчеркивает, что никогда не завидовал тем, в чьих руках сосредоточены власть и деньги, но не умел молчать тогда, когда люди используют свое могущество не на благо государству, а в корыстных целях.

Конечно же, в творческом наследии Державина есть и лирические произведения, чего поэт нисколько не стыдится. Он также поддавался женскому очарованию и нередко был ослеплен роскошью светских раутов, отражая свои чувства в стихах. На склоне лет Державин признается, что для истинного поэта и патриота недопустимо растрачивать свой талант на такие пустяки. Тем не менее, автор убежден, что у каждого из нас могут быть свои слабости, за которые не стоит судить строго и с пристрастием. Державин знавал и взлеты, и падения, но каждый раз поднимался и упорно продолжал свой путь. «Брось, мудрец, на гроб мой камень, если ты не человек», — восклицает Державин, считая, что свою жизнь прожил достойно, и ему не в чем себя упрекнуть, когда речь идет о литературных достижениях.

Образ лирического героя

Лирический герой «Признания» — сам автор, потому понимание его характера — главный ключ к раскрытию произведения. В нём поэт подводит итог собственной жизни, рассказывает о себе — стих можно считать автобиографическим. Первым делом герой заявляет, что «не умеет притворяться» и «ценит честность превыше всего» и рассказывает, как никогда не терпел несправедливость и неверность родине, которые мог заметить. Это отражает личность автора при жизни.

Державин представляет себя как поэта, творящего на благо отечества и желающего сохранить память о великих героях и делах для потомков

Но одновременно с этим он уделяет внимание и простым людям, ценя индивидуальность каждого из них. Выстроив доверие с читателем, Державин признаётся, что был далёк от совершенства

Он освещает свои недостатки — чрезмерное увлечение женщинами, пристрастие к светским удовольствиям, споры с правительством. Это показывает его как человека смелого, не стесняющегося публично признать ошибки.

В раннем творчестве он восхищался императрицей Екатириной II, но когда стал её секретарём и узнал о государственных делах поближе, не смог сказать о ней почти ничего хорошего. Этот момент тоже кратко освещается в строках стиха («Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам») — поэт признаётся в разочаровании правителями, которые издалека казались безупречными. Бегло затрагивается и тема религии — автор упоминает свой талант как божий дар, но не заостряет на этом внимания.

Лирический герой не скрывает своего несовершенства — он доверительно рассуждает с воображаемыми собеседниками, что из себя представляет и как прошла его жизнь, признаётся в помыслах и желаниях, раскрывает тайны

Он понимает, что далеко не святой, но акцентирует внимание, что у всех людей есть изъяны — и свои он не боится признать.. Чёткое воплощение образа автора стало новаторством, вышедшим за пределы классицизма

Поэт обратился к индивидуальным характеристикам человека, подчеркнул особенность и важность каждой личности. Он хотел, чтобы потомки поняли эти идеи и запомнили его честным, порядочным, добрым, человечным, несмотря на приверженность к слабостям и искушениям

Произведение наполнено искренностью — через лирического героя читатель искренне проникается тем, что писатель любил и ценил.

Чёткое воплощение образа автора стало новаторством, вышедшим за пределы классицизма

Поэт обратился к индивидуальным характеристикам человека, подчеркнул особенность и важность каждой личности. Он хотел, чтобы потомки поняли эти идеи и запомнили его честным, порядочным, добрым, человечным, несмотря на приверженность к слабостям и искушениям

Произведение наполнено искренностью — через лирического героя читатель искренне проникается тем, что писатель любил и ценил.

https://youtube.com/watch?v=VyG6OcyN38A

Анализ стихотворения «Русские девушки» Державина

Гавриил Романович Державин в своей поэзии охотно воспевал женскую красоту. Его восторг был посвящен исключительно русским красавицам.

Стихотворение написано в 1799 году. Его автору исполнилось 56 лет, он сделал головокружительную карьеру, управлял Тамбовской губернией, успел побыть кабинет-секретарем самой императрицы, а в данный период председательствовал в Коммерц-коллегии. По жанру – ода красоте русских девушек, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, деления на строфы нет. Лирический герой – сам автор. Начинает он почти насмешливо: зрел ли ты. Обращается при этом он к давно умершему античному поэту Анакреону, известному своей любовной лирикой. «Бычка пляшут»: народный танец с притоптываньем. Все стихотворение – сплошное любование, град перечислений, долженствующих убедить Анакреона, что он зря воспевал гречанок, присмотрелся бы к российским девам красным. Уменьшительные суффиксы, подчеркивающие удовольствие автора: пастушка, башмачками, бычка. Анафора: как. Поэт дает привлекательный портрет русской красавицы. Надо отметить, что похвалы его достались девушкам простого сословия. Характер танца, незамысловатость музыкального сопровождения (свирель) свидетельствуют об этом. Автор рисует с натуры: чела белые, груди нежные, жилки голубые, розовая кровь, ямочки на щеках (ланитах), брови соболины, соколий взгляд. Он пытается передать движения танца: склонясь главами, стучат, руки, взор поводят, плечами говорят. Есть и описание деталей костюма: лентами златыми, жемчугами драгими. Лексика и возвышенная, и нейтральная, местами устаревшая. Интонация пылкая, с обилием риторических вопросов, с явным фольклорным звучанием. Инверсия – один из основных приемов этого произведения: зрел ты, льется кровь, врезала любовь. Множество эпитетов словно из народной сказки: соколий, огневые, соболины. Улыбку он передает ярким словом «усмешка», тем самым, которое украсит впоследствии ранние сочинения Н. Гоголя. Метафоры: души львины, полный искр, сердца орлов. Тут подразумеваются храбрецы, воины, чьи бастионы устояли перед натиском врагов, но пали под огненным женским взором. «Тииский»: Анакреон – уроженец греческого города Теос. «Эрот прикован»: имеется в виду божество страсти.

Стихотворение «Русские девушки» Г. Державина впервые было опубликовано спустя 9 лет после создания.

Перу Г. Р. Державина принадлежат оды – хвалебные лирические произведения. Но в его стихотворении «Русские девушки» восхваляющий характер граничит с простотой быта. Он воспевает в нем русских молодиц. Для этого описывает он их во время традиционного танца, получившего в народе название «бычок».

Действия, описываемые в стихотворении происходят весной на лугу. Не зря выбрано это время года: все расцветает и приходит в движение. Этот период отлично дополняет картину, изображающую группу молодых и красивых девушек, в которых так и пылает юность и любовь. Происходит все это под звучание пастушьей свирели.

В первых строках произведения он обращается к греческому поэту с вопросом. А дальше он расписывает этот танец молодиц. Сначала говорится о их движениях. Они плавны и красивы. Использованное им при описании танца большое количество глаголов передает его ритм. Сами строки живы и динамичны. А движения девушек – красноречивы.

Затем Державин переходит к описанию внешних достоинств девиц. Они прекрасны. За их улыбками скрываются смелые и сильные души – «львины». Эти юные красавицы способны сразить любого мужчину.

Такими описывает поэт русских девушек. Он подчеркивает их достоинства и превосходство над другими. В конце произведения Державин вновь обращается к иностранному певцу со словами о том, что если бы он видел собственными глазами картину, которая представлена в этих строках, то навек забыл бы гречанок. Ведь русские девушки не только красивы, но и полны жизни.

За доказательствами превосходства русских женщин над другими, скрывается и другая мысль: превосходство русской культуры и духовности народа. Именно это и старается, так живописно расписав, доказать Державин в этом лирическом произведении.

Авторский посыл

По содержанию «Признание» походит на откровение. Автор строит произведение в форме доверительной беседы с гипотетическим читателем, которому рассказывает о своём характере, жизненных ценностях, неудачах и свершениях, планах и мечтах. Он подводит итоги собственной творческой деятельности, рассуждает о своей ценности для народа как поэта и политического советника. При чтении можно понять, что признание адресовано не только аудитории, но и самому себе — он выясняет мотивы собственных действий, проводит самоанализ.

Цель автора — обрисовать свой образ, с которого потомки и современники смогут взять пример. Он подчёркивает свою честность, добропорядочность, желание служить родине — качества, которыми можно восхищаться. Одновременно с этим Державин совсем не пытается возвысить или приукрасить себя — наоборот, он акцентируется на недостатках и спорных моментах.

Этим поэт доносит вторую важную мысль — каждый человек имеет изъяны, с этим ничего не сделать. Чтобы прожить достойную жизнь, достаточно развивать хорошие качества, оставаться человечным и порядочным, не пускаясь в самокритику и не стремясь к мнимому совершенству, ведь никто не безгрешен. Авторский посыл заключается в призыве к действию — человек не может быть идеальным, но должен стремиться стать как можно лучше, чтобы подать пример современникам и потомкам.

История создания

Ода «К Фелице» стала одним из самых знаковых произведений Державина. История публикации этого произведения весьма интересна. Изначально поэт не хотел его печатать, так как в тексте он смело и сатирически изображает фаворитов Екатерины II. Он даже хотел опубликоваться под псевдонимом, потому что боялся мести вельмож. Но в 1783 году ода быстро распространилась среди аристократических кругов и дошла до императрицы. На удивление, та оценила содержательную часть и новаторские методы Державина. При ее содействии работа «К Фелице» была напечатана в новом литературном журнале княгини Е. Р. Дашковой «Собеседник любителей русского слова». Сама Екатерина II пожаловала золотую табакерку с пятьюстами червонцами и довольно саркастической надписью: «Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину».

Кому посвящена ода «К Фелице»? В произведении есть подзаголовок:

Автор использует имя «Фелица» неслучайно – так звали героиню «Сказки о царевиче Хлоре», написанной самой Екатериной II. Таким образом, он практически прямолинейно говорит, к кому обращается в оде.

Широкая публика узнает о поэте в 1782 году после публикации оды «К Фелице». Державин получает императорское признание своего таланта. После этого он занимается более патриотичными одами, и в печать выходят «На взятие Измаила», «Водопад», «На смерть князя Мещерского» и другие. Кроме того, он увлекается переводами античной поэзии. Впоследствии он начал писать свои собственные стихотворения, основанные на произведениях древних авторов, однако он добавлял туда национальный колорит – русский быт и родные пейзажи.

Одним из самых знаменитых трудов поздней лирики Державина является стихотворение «Памятник», написанное в 1795 году. Здесь он выражает свое видение одной из вечных проблем – памяти человека и памяти о человеке.

Литература

Первым произведением, вышедшим в печать в 1773 году и принадлежащим перу Державина, стала ода на бракосочетание великого князя Павла Петровича. Поначалу поэт подражал стилю Ломоносова. К сожалению, Гавриилу Романовичу не удавалось повторить «воздушную» манеру творчества Михаила Васильевича.

Вскоре, последовав совету более опытных в литературном творчестве друзей, Державин избрал образцом оды Горация. По мнению творца, основная задача литератора — прославление благородных поступков и порицание дурных дел.

За оду «Фелица» Екатерина II щедро одарила Державина

Первоначально произведения поэта печатались без подписи в «Санкт-Петербургском вестнике». Свет увидели «Ключ», «Властителям и судиям». Однако возвышенные и напыщенные стихотворения сделали Державина известным среди литераторов, но не среди общества.

Имя Гавриила Романовича прогремело после написания им оды «Фелица», воспевающей Екатерину. За восторженные стихи поэт получил от императрицы шкатулку, усыпанную бриллиантами, в которой лежали 500 червонцев.

Поэт эпохи Просвещения Гавриил Романович Державин

После этого в «Собеседнике» печатались стихотворения «Водопад», «Видение Мурзы», «Бог». Последняя ода стала венцом творчества Гавриила Романовича, а сам поэт вошел в число классиков и кумиров. Всего литератором созданы сотни произведений, которые составляют десяток книг-сборников. Интересным фактом является простота Державина в быту.

В 1815 году уже признанный литератор посетил Царскосельский лицей. К удивлению студентов, первый вопрос, который задал автор возвышенных стихотворений, был о расположении уборной. К слову, самый известный и талантливый выпускник лицея Александр Сергеевич Пушкин считал Державина идеалом поэзии. Произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» написано им по образцу «Памятника» Державина.

Гавриил Державин и лицеист Александр Пушкин (картина И. Е. Репина)

Достоверным фактом является любовь Державина к эротической прозе. Литератор писал произведения, придавая им особую мягкость, стараясь исключить из текста слова со звуками «р». При этом Гавриил Романович предпочитал, чтобы его творения зачитывались в обществе дам.

Конечно, в основном Державин занимался серьезным творчеством. Так, к числу литературных достижений относится неофициальный гимн Российской Империи «Гром победы, раздавайся!», написанный после взятия крепости Измаил русскими войсками во время турецкой войны. Музыку на стихи написал Осип Козловский.

Стихотворения Гавриила Державина

1770РазлукаСонет1776Пикники1777КружкаПравило жить1778НевестеПрепятствие к свиданию с супругой1779КлючКнязю Кантемиру, сочинителю сатирК портрету Михаила Васильевича ЛомоносоваНа рождение в севере порфирородного отрокаНа смерть князя Мещерского1780БогК первому соседуНа модное остроумие 1780 года1781На новый годНа выздоровление Мецената1782Фелица1783Благодарность ФелицеРешемыслу1784Видение Мурзы1787На кабаке БореяВластителям и судиямЖелание зимы1788На смерть графини РумянцовойОсень во время осады ОчаковаСправки1789Философы, пьяный и трезвыйИзображение ФелицыНа счастиеПраведный судия1790На взятие Измаила1791Анакреон в собранииК силуэту Ивана Ивановича ХемницераКупидонЛюбителю художествНа гроб вельможе и героюПрогулка в Сарском селе1792На умеренность1793Амур и ПсишеяГорелкиХраповицкомуНа птичку1794БуряК лиреЛасточкаМеркуриюМой истуканНа смерть Катерины Яковлевны, 1794 году июля 15 дня приключившуюсяПчелкаПризывание и явление ПленирыСафеСоловейВельможаВодопад1795Анакреон у печкиФельдмаршалу графу Александру Васильевичу Суворову-РымшжскомуФлотГостюХаритыНа кончину великой княжны Ольги ПавловныПамятникПавлинПриглашение к обеду1796Афинейскому витязюДоказательство творческого бытияДругуНа рождение царицы ГремиславыПослание Мурзы Багрима к царевне ДоброславеПотопление1797ДарГорючий ключКапнистуПеть Румянцева сбирался…К музеК женщинамЛюсиНа возвращение графа Зубова из ПерсииПришествие ФебаРазвалиныРождение красотыСафоСоловей во снеВенерин судВозвращение весныУрнаЖелание1798АрфаБогатствоЦепиГеркулесКо второму соседуК портрету В. В. КапнистаК самому себеНа ворожбуО удовольствииПохвала сельской жизниПохвала за правосудиеСкромностьВенец бессмертия1799На переход Альпийских горНа победы в ИталииЖуковскому и Родзянке1800ГитараНа смерть графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского, князя Италийского, в С.-Петербурге 1800 годаСнигирьВсторжествовал и усмехнулся…Утро1801На разлукуПриношение красавицамТишинаТончиюВенчание ЛеляЗаздравный орел1802Анакреоново удовольствиеДеревенская жизньХмельК царевичу ХлоруКузнечикЛюбушкеМахиавельМореходецОхотникПламидеШуточное желание1803Свобода1804Фалконетов КупидонФонарьКолесницаЛебедьЛетоМужествоНа гроб N.N.На пастуший балетОленинуОсеньПамять другуВеснаВолхов Кубре1805Четыре возрастаЦыганская пляскаКто вел его на Геликон…МщениеЗима1806ГромОблако1807Атаману и войску ДонскомуГрафу СтейнбокуМилорду, моему пуделюНа прогулку в грузинском садуПерсей и АндромедаПохвала комаруПоминкиПризнаниеЕвгению. Жизнь Званская1808АльбаумИздателю моих сочиненийК ПравдеПривратникуТебе в наследие, Жуковской…ВодометУж я стою при мрачном гробе…Задумчивость1809АспазииНезабудкаСиничка1810НадеждаНа гробы рода ДержавиныхЯвление1811Аристиппова баняКасаюсь струн и гром за громом…К МеценатуНа храм при ГапсалеРимскому народу1812Царь-девица1816Ареопагу был он громом многократно…К портрету Ивана Ивановича ДмитриеваПолигимнииРека времен в своем стремленьи…Враги нам лучшие друзья…

Личная жизнь

Первой супругой поэта в 1778 году стала 16-летняя Екатерина Яковлевна Бастидон. Еще молодая женщина, в возрасте 34 лет Екатерина скоропостижно скончалась и похоронена на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Екатерина Бастидон и Гавриил Державин

Державин уже спустя полгода женился повторно. На этот раз избранницей стала Дарья Алексеевна Дьякова, с которой прожил до конца жизни. Обе жены поэта воспеты в произведениях.

Дарья Дьякова, вторая жена Гавриила Державина

Родных детей у дворянина не было, но на попечении в семье воспитывались племянницы Дьяковой и осиротевшие отпрыски друга Державина, Петра Лазарева. Один из сыновей — Михаил Лазарев, позже открыл Антарктиду, будучи талантливым адмиралом.

История создания

«Признание» Г. Р. Державина относится к позднему творчеству писателя — к тому моменту он уже успел приобрести известность в политических и литературных кругах. Осознав, насколько его поэтические идеи и методы отличаются от признанных канонов и устав от критики за смешивание жанров и злоупотребление просторечиями, пожилой (на тот момент ему было 65 лет) поэт счёл необходимым объяснить свои взгляды на искусство в форме стихотворения. Так и появилась идея произведения.

Написано «Признание» было в 1807 году. Почувствовав потребность подвести итоги своей творческой деятельности, Державин решил не останавливаться на своём литературном пути, но и объяснить жизненную позицию, политические взгляды и отношение к поэзии в целом.

https://youtube.com/watch?v=H83RoZZhFjw

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: