Краткое содержание
Стихотворение начинается с описания того, как герой обращается к своему сердцу. Он признает, что память печальна и не всегда способна пленить его. Только сердце пробуждает в человеке сильные эмоции, которые способны очаровывать в любом месте.
Разум не может властвовать над героем в вопросах любви. Постепенно его охватывают воспоминания о любимой женщине
Он с особым трепетом воссоздает ее образ, особенно уделяя внимание следующим деталям:
- голос;
- голубые глаза;
- вьющиеся волосы золотого цвета.
Стихотворение написано в виде монолога героя. Оно наполнено детальным описанием образа женщины, которая так потрясла автора. У нее нет особенных черт, поэт намеренно подчеркивает: она носит простую одежду. Все эти детали позволяют показать, что не только роковые девушки могут покорять.
Поэт не зря назвал работу «Мой гений». Это отсылка к духам-покровителям места. Именно им является его возлюбленная. Она оберегает его творчество, сердце, спасает от печали и отчаяния. Без нее Батюшков давно бы трагически погиб или закончил свое существование на дне жизни.
Анализ стихотворения «Элегия»
(0)
Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракону. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Поводом же к написанию этого произведения стало выступление историка литературы О. Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться и что «непосредственное описание страданий народа Некрасовым исчерпано».
Жанр произведения указан в его названии — элегия. В переводе с древнегреческого языка элегия — жалоба; она передаёт грустные переживания, как правило, любовные. К этому жанру обращались многие поэты-романтики: Баратынский, Жуковский, Батюшков. Некрасов изменил традицию — написал грустные размышления о судьбе русского народа после реформы 1861 года, отменившей крепостное право. Композиционно стихотворение делится на три части. Первая часть — зачин, в котором поэт обращается к юношеству и определяет тему своего произведения. Вторая часть — развитие темы; автор формулирует своё представление о назначении поэта. Третья часть — концовка; поэт размышляет о судьбе русского народа. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом — автор говорит о народных страданиях, а значит, композицию стихотворения можно назвать кольцевой. Лирический герой стихотворения считает, что для поэта нет предмета достойнее и значительнее, чем «Толпе напоминать, что бедствует народ / В то время, как она ликует и поёт, / К народу возбуждать вниманье сильных мира … » , Эти строки звучат взволнованно и даже торжественно. Поэт определяет тему своего творчества в целом и этого произведения в частности — «страдания на- рода». Есть в «Элегии» строки, которые явно перекликаются со стихотворением Пушкина «Деревня». Некрасов: … Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза! .
Пушкин: Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам … Этой реминисценцией Некрасов хочет обратить внимание читателя на то, что со времён Пушкина в жизни народа ничего не изменилось, хотя уже 13 лет прошло после отмены крепостного права. Как и полагается в элегии, в «Элегии» Некрасова тоже есть описательная часть
Поэт рисует картину жизни послереформенной русской деревни. Он восхищается и природой, и трудом крестьян. Но заканчивается строфа риторическими вопросами: Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев … Но размышления эти слышит лишь окружающий его пейзаж: «И песнь моя громка! .. / Ей вторят долы, нивы, / и эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы, / и лес откликнулся … Природа внемлет мне … ». А как же народ, о чьей судьбе так беспокоится поэт? « Увы! не внемлет он — и не даёт ответа … » .
Автор использует умолчание не только после риторических вопросов и восклицаний, но и в конце стихотворения. Народ не слышит его вопросов. Поэта поражает долготерпение крестьян. Они так привыкли быть зависимыми, что продолжают по привычке нести трудовую повинность. Освобождение от крепостного права не принесло ожидаемых перемен в судьбе русского народа. В этом и заключается идея «Элегии» Некрасова. Оглядывая свой жизненный путь, лирический герой восклицает: «Я лиру посвятил народу своему … » — эта строчка стала лейтмотивом, девизом, сущностью всего творчества Некрасова. Поэт использует самые разнообразные средства художественной выразительности. В стихотворении много ярких эпитетов (сладкие слёзы; красный день; золотая жатва; довольное дитя, тайные вопросы), использовано олицетворение (и лес откликнулся), метафора (служить им будет Муза), сравнение (как тощие стада по скошенным лугам), анафора (И эхо дальних гор … И лес откликнулся).
Поэт включает в произведение высокую лексику (лира, внемлет, внимаю, влачатся, рок, девы). Он использует восклицательные предложения (каждый в бой иди!), риторические вопросы (Чему достойнее служить могла бы лира?), фразеологические обороты (сильные мира) и умолчания — это приближает стиль произведения к публицистическому. Стихотворение написано шестистопным ямбом с пропусками ударений (традиционной для элегий строкой), рифмовка — перекрестная.
0 / 5. 0
.
Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений». Очарован навеки
Искусство и развлечения 13 декабря 2015
Судьба Константина Николаевича Батюшкова трагична и неординарна. Он написал свое стихотворение «Мой гений» под влиянием очень сильных чувств, которые не умерли, не забылись с течением времени. Они привели к тяжелой душевной болезни. Чтобы провести анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений», следует ознакомиться с биографией поэта.
Радость и полнота жизни
Константин Батюшков (1787 – 1855) родился в Вологде в дворянской семье, принадлежащей к старинному роду. До десяти лет он получал домашнее воспитание, позже его отдали в Петербург, в иностранные пансионы.
Образование юный дворянин получил отличное и владел несколькими иностранными языками. С 17 лет он жил в доме своего родственника, где с увлечением изучал все, что написали французские просветители, а также античную литературу и произведения итальянского возрождения.
Особое влияние, как потом покажет время, на него оказал Тассо.
В этот период он писал эпиграммы. В 1807 г. Батюшков вступил в народное ополчение и, даже будучи тяжело раненым, остался в армии и продолжил военную карьеру в 1808 г. в Швеции. Но в 1909 г.
он вышел в отставку и начал заниматься только литературой. К 1910 году он уже стал зрелым поэтом, познакомился с кружком Карамзина, Жуковского, Вяземского.
Вечера проходили в дружеских рассуждениях о поэзии, которые одухотворяли прекрасные женщины салонов.
Много позже он встретит в салоне Оленина ту, которая станет музой на всю его дальнейшую жизнь. Ей он посвятит цикл произведений.
Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений» подробно расскажет об этой юной покорительнице сердец.
Но пока он пишет свои произведения «Веселый час», «Счастливец».
Анна Федоровна Фурман
Во время войны Батюшков не ушел в действующую армию, но принял участие в 1813 – 1814 гг. в заграничном походе, храня в душе прекрасный образ, встреченный в 1813-м. После ужасов войны появился некий перелом в его настроении и разочарование в просветительских идеях.
В салоне А.Н. Оленина он вновь встретил его дальнюю родственницу, жившую в этом гостеприимном доме. Анна Фурман отличалась редкой красотой. Она была очаровательна и внешностью, и скромным поведением. Многие ей отдавали свои сердца.
Но юная красавица пока еще не сделала свой выбор.
Раз и навсегда ею пленился Константин Батюшков и твердо решил жениться на Анне Федоровне. Даже здороваясь с ней, он каждый раз краснел и быстро терял нить разговора.
Важно
А комплименты, которые он делал, не отличались оригинальностью. Он никак не мог завоевать сердце девушки. Он посватался, получил согласие, но чувствовал, что девушка его не любит, и разорвал помолвку в 1815 г.
Родители и друзья не поняли этого и обиделись.
Покорившая воображение: анализ произведения
После того как с болью в сердце он принял такое решение, через несколько месяцев родилась элегия «Мой гений», написанная четырехстопным ямбом. Благодаря этому, текст очень ясен, а композиция его стройна.
В это время поэт много путешествовал, но нигде не находил себе места – рассудок и сердце его были не в ладу между собой, о чем говорит первое двустишие. И расстояние, разделившее его с любимой, – только мираж. Милый образ и в дальней стране неизменно вместе с ним.
Анализ элегии «Мечта»
ЭЛЕГИЯ (от греч. жалобная песня) – жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали.
Начнем с элегии «Мечта», над которой автор работал почти в течение 10 лет, построив стихотворение таким образом, что его можно длить до бесконечности. А поскольку центральная ситуация этого произведения – это разговор поэта с мечтой, то элегия могла превратиться в бесконечность. Но нас волнует то обстоятельство, что это не просто мечта, а мечта, которая является в творчестве Батюшкова эквивалентом традиционной музы. Он называет ее подругой муз, и более того, мечта становится воплощением той самой темы, темы поэта. И что же здесь нового и необычного? Когда речь идет о романтической поэзии, то, в первую очередь, она противопоставляется традициям классической поэзии и самого классицизма, где все-таки под творчеством, и поэтическим в том числе, помимо таланта и необходимого поэтического гения, в первую очередь, следовала необходимость учиться и подражать образцам, прежде всего античным. Поэтому классицизм носил оттенок учености, в то время как романтический автор принципиально выстраивает свою фигуру как персонажа, не связанного с разумом и рассудком. Более того, в данной элегии мечте убийственно противостоит житейский опыт, человеческий рассудок, от которого поэт Батюшков убегает, поскольку прерогатива мечты – это прерогатива юности, свободного, нескованного ничем воображения. Поэтому, обращаясь к мечте, он выстраивает своеобразный воображаемый полет, который совершает поэт, сидя в своей скромной и бедной хижине, и маршруты этого полета по-своему важны. Потому что он то уносится в далекое северное средневековье, то неожиданно отправляется в Древнюю Грецию и Древний Рим и вспоминает античных поэтов и как бы ведет с ними разговоры, то возвращается в Петербург, то вспоминает фрагменты собственной биографии, связанные с войной. И в этом смысле перед нам открывается полет в разные времена, эпохи, культуры, что расширяет сферу прекрасного, куда теперь может обращаться поэт. Она не ограничена только античной традицией и классическими образцами, она обращена ко всему миру. Важным становится и то, что этот мир воображения, в котором живет поэт, противопоставлен в Батюшковском стихотворении миру реальному: наш поэт бедный, несчастный, у него не сложилась жизнь. И это не случайность, это принципиальный мотив, связанный с тем, что в нормальном мире, в котором живут нормальные люди, поэт не может найти своего достойного места, он не хочет служить, двигаться по служебной лестнице, накапливать богатства, потому что это не составляет его ценностного интереса. А поскольку он уходит от этого реального мира, то возникает такая не всегда внятно прочитываемая оппозиция официальному миру, который осознается здесь отрицательно, потому что он враждебно относится и к поэту, и к мечтам, не видя в них никакой ценности. Но возможность жить в этих самых мечтах – это значительна компенсация, то, чего вы не можете достигнуть в реальности, то с легкостью вы осуществляете в мечтах. Более того, не нужно думать, что мечты – это хрупкая вещь. Поскольку для Батюшкова это эквивалент музы, поэзии, то он не случайно вспоминает и Горация, и Анакреона, и, в первую очередь, обращается к авторам любовно-эротической поэзии, имея в виду, что эти переживания совсем частные, интимные, не имеющие глобального смысла для человечества. Но человечество их помнит, и эти легкие, крылатые порывы на века запечатлелись. Вот примерно в таком виде вырисовывается эта тема, с одной стороны, музы, поэзии, творчества, с другой стороны, поэта в этой столь значимой и любой Батюшковым элегии «Мечта».
Тема
В стихотворении раскрывается тема искренней любви к женщине. Для ее раскрытия автор создает пейзажные и психологические зарисовки. В центре произведения два образа – лирический герой и его возлюбленная. Написаны строки от первого лица. Такая форма позволяет передать все нюансы внутреннего состояния влюбленного мужчины.
В первых стихах лирический герой обращается к «памяти сердца», признаваясь, что она сильнее рассудка. Воспоминания, которые хранятся в сердце, пленят влюбленного даже в дальних краях. Эти признания показывают, что разум не имеет власти над героем в вопросах, касающихся любви.
Постепенно память мужчины воссоздает образ любимой. Он состоит из отдельных деталей, которые сохранились в душе героя: голос, голубые глаза и вьющиеся волосы золотистого цвета. Женщину он нежно называет пастушкой, любуясь ее простой одеждой. Именно такой светлый образ всегда рядом с влюбленным. Мужчина верит, что это ангел, который оберегает его и утешает, приникнув к изголовью.
В стихотворении К. Батюшков реализовал идею о том, что над настоящей любовью не властны ни время, ни расстояния. Поэт показал, что милый сердцу образ является ангелом-хранителем, который всегда готов утешить печальную душу.
Анализ стихотворения К.Батюшкова «Элегия» («Как счастье медленно приходит»)
К творчеству К.Батюшкова относились и относятся до наших дней с большим интересом, поскольку сам поэт далеко незаурядная личность. Судьба его была поистине трагична. На мой взгляд, он так и не успел написать своего главного произведения: «Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было!» — говорил он о себе. С именем Батюшкова прочно связалось понятие «легкой поэзии». Творчество этого поэта по своей сути было неоднородным, поскольку он затрагивал с своих стихотворениях разные темы и проблемы действительности. По моему мнению, именно легкость и актуальность были основой такого интереса, благоговения и восхищения со стороны читателей, критиков и исследователей. Батюшков не раз в своем творчестве обращается к элегии, считая ее одним из лучших способов передать чувства и внутреннее состояние, потому что именно в форме элегии писали в 19 веке философские размышления, грустные раздумья. Таково лирическое произведение «Как счастье медленно приходит». Здесь автор размышляет о зыблимости всего сущего, о искаженности наших представлений о счастье, которое люди ждут все время, несмотря на то, что оно недолговечно. Батюшков говорит о том, что люди, не бегущие за счастьем, а умеющие видеть его в себе, в окружающих, по-настоящему достойны восхищения: Как счастье медленно приходит, Как скоро прочь от нас летит! Блажен, за ним кто не бежит, Но сам в себе его находит! Лирически герой рассуждает о своей жизни, в которой он испытывал много боли и страдания. Да, конечно, он испытывал счастье, но это была «маленькая капля в море, чаще всего случалось обратное: В печальной юности моей Я был счастлив одну минуту, Зато, увы! И горесть люту, Терпел от рока и людей. Дальше Батюшков от понятия «счастье» переходит к понятию «надежды», которой дает разностороннюю и в чем-то противоречивую характеристику
Лирический герой понимает, что бывают минуты, когда человеку очень важно и нужно надеяться на лучшее. Надежда становится своеобразным спасительным жизненным маяком: Но прочь уже теперь бежит Мечта, что прежде сердцу льстила; Надежда сердцу изменила, И вздох за нею вслед летит! Лирический герой не способен обманываться надеждой, ибо судьба научила его видеть истину, реальное положение дел
Это все мешает ему погружаться в мир грез: Хочу я часто заблуждаться, Забыть неверную… не нет! Несносной правды вижу свет, И должно мне с мечтой расстаться! В последних четырех строках говорится уже о любви, которую автор также переосмысливает. Для него счастье и любовь понятия вовсе нетождественные, он воспринимает два этих состояния совсем по-разному. Обращаясь к своей прошлой жизни, лирический герой в большей степени говорит о том, что потеряно, о годах, ушедших бесследно, не оставивших в памяти хороших воспоминаний. На мой взгляд, удивительны последние строки элегии: Любовь, что счастьем мне мечталась, Любовь одна во мне осталась! Именно здесь, по моему мнению, проявляется истинная натура лирического героя, который, несмотря на все тягости и страдания, остается человеком и умеет любить. В элегии автор олицетворяет счастье, надежду, любовь, очеловечивает их, таким образом создавая картину, в которой все живо и динамично. Однако, динамичность в большей степени создается за счет глаголов, которыми изобилует текст. Для данной элегии характерен прямой порядок слов, однако прочтение этого произведения вызывает сложность, хотя в тексте даже нет трудных слов. Я считаю, что это в первую очередь связано с тем, что стихотворение трехсложное, что придает стройность, четкость и стремительность сюжета. Я думаю, что в этой элегии заключена жизненная философия Батюшкова, его отношение к действительности, окружающему миру.
Печаль и воображаемый мир
В 20-х годах Константин Николаевич уезжает в Италию на службу. Он работает в Неаполе, в русской миссии. Но неотступные мысли о любви полностью им завладевают и не дают покоя. Нежность и тоска по прелестной Анне преследуют его. В результате он заболевает. Никакое лечение не помогает — он не может вернуться назад, он потерян для нормальной жизни в обществе. Батюшков возвращается на родину, к родственникам в Вологду.
Спустя двадцать лет он умирает, так и не выйдя из мира иллюзий.
К.Н. Батюшкова можно назвать учителем А.С. Пушкина, именно он открыл многие образы и мотивы, которые позже развил и довёл до совершенства русский гений. Стихотворения К.Н. Батюшкова показали, какой мелодичной и искренней может быть поэзия. До него такой гармонии и простоты не было в русской лирике. Лучшими из всего творческого наследия этого автора считаются стихи, посвящённые возлюбленной. И произведение «Мой гений» является ярким тому подтверждением.
К.Н. Батюшкову посчастливилось испытать настоящую любовь. Он был счастлив ею, несмотря на то, что любовь эта была не взаимная. Своей возлюбленной поэт посвятил немало стихов, которые стали жемчужинами его творческого наследия. В список этих любовных произведений входит и рассматриваемое нами стихотворение «Мой гений»
Кому же поэт посвятил свои стихи? Молодой девушке — Анне Фурман. Познакомились молодые люди в Петербурге в 1813 году. К.Н. Батюшков долго ухаживал за Анной, но она не питала ответных чувств. В конечном итоге она согласилась выйти замуж за кавалера, но не по любви, а из-за его богатого состояния. Когда об этом узнал поэт, то расторг помолвку. Но светлый образ любви, который подарила ему Анна, в его сердце сохранился навсегда.
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 28.
Батюшков Константин Николаевич
(1787-1855) — поэт. В.Г. Белинский, говоря о значении Батюшкова в развитии русской лирики, указывал: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно ».
(1804-1857) — русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.
Стихотворение «Мой Гений» написано в июле — начале августа 1815 г. в Каменце-Подольском (Бессарабия); послано Е.Ф. Муравьевой при письме от 11.08.1815. Впервые опубликовано: Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах. СПб., 1816. Ч. V. С. 228; также: Вестник Европы. 1816. Ч. LXXXVIII, № 15. С. 176-177 (подпись: Б-в). Перепечатано: «Опыты». Ч. II. С. 46. Стихотворение помещено в Тетради Жуковского в составе «каменецкого цикла», где снабжено эпиграфом Spirto beato quale // Se» quando altrui fai tale? (Блаженный дух, каков // Ты есть, когда другого делаешь таким же?), взятым из канцоны Ф. Петрарки «Se «l pensier che mi strugge…» (CXXV, стихи 77-78). Элегия «Мой Гений» была переложена на музыку М.И. Глинкой.
(1902-1977) — русский советский оперный певец (лирический тенор) и оперный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1950).
Вариант №2
Данный стих «Пробуждение» был написан Батюшковым в 1815 году. Он относится к жанру элегия. Стихотворец использует известный для романтизма мотив пробуждения ото сна. В этом нет ничего удивительного, так как Батюшков по мнению специалистов в области литературы относится к романтическим поэтам. Нет ничего необычного и в распространённости данного мотива в романтизме: как мы знаем, романтическая теория характеризуется двумя мирами с едва заметной чертой между ними, а мечта и реальность – это всего лишь два мира, следовательно, стадия пробуждения ото сна – черта между этими мирами. Из этого следует, что романтическая идея дуализма показана уже в начале стихотворения.
Затем читателю рассказывается, что лирический герой недоволен своим пробуждением, возвращением в реальную жизнь, он «не к счастью пробуждён». Но причину данной реакции читатель узнаёт только в самом конце стихотворения.
После этого идёт нечто вроде пейзажной лирики: герой называет красоты природы, окружающие его. В этой части стихотворения больше всего содержится метафор и эпитетов («сладость розовых лучей», «кроткий блеск лазури неба», «скат бархатных лугов» и т.п.), которые помогают поэту отобразить прекрасный мир природы. Но этот мир под властью реальности, а не мечты, и лирический герой несчастен находиться в нём, его не может порадовать и успокоить это великолепие.
Душа героя располагается в безупречном мире мечты, она «встревожена мечтами», и потому не вожделеет принимать настоящий мир, который заставляет создавать дилемму. Как раз в последних строчках стихотворения читателю открывается первопричина терзаний героя. Это инцидент сердца и интеллекта, любви и «гордого ума». Ощущения героя к любимой оказываются посильнее голоса интеллекта, он не способен отречься от них в пользу холодной расчётливости. Как раз в этом и заключается горе героя от пробуждения, так как во сне, в безупречном мире мечты ему не надо создавать данную дилемму, приверженность считается там высочайшей и ключевой ценностью. Впрочем, настоящая вселенная устроена гораздо сложнее. Мы осознаем, собственно, что у любимых есть препятствия, мешающие им быть счастливыми. Интеллект и сердце героя не имеют шанса поладить между собой, он не способен и не вожделеет принять данный выбор в грозном мире настоящих событий.
Исходя из этого, мы удостоверились, что данное стихотворение Батюшкова «Пробуждение» являет собой настоящий пример любовной элегии.
Радость и полнота жизни
Константин Батюшков (1787 — 1855) родился в Вологде в дворянской семье, принадлежащей к старинному роду. До десяти лет он получал домашнее воспитание, позже его отдали в Петербург, в иностранные пансионы. Образование юный дворянин получил отличное и владел несколькими иностранными языками. С 17 лет он жил в доме своего родственника, где с увлечением изучал все, что написали французские просветители, а также античную литературу и произведения итальянского возрождения. Особое влияние, как потом покажет время, на него оказал Тассо.
В этот период он писал эпиграммы. В 1807 г. Батюшков вступил в и, даже будучи тяжело раненым, остался в армии и продолжил военную карьеру в 1808 г. в Швеции. Но в 1909 г. он вышел в отставку и начал заниматься только литературой. К 1910 году он уже стал зрелым поэтом, познакомился с кружком Карамзина, Жуковского, Вяземского. Вечера проходили в дружеских рассуждениях о поэзии, которые одухотворяли прекрасные женщины салонов.
Разносторонне одаренные посетители салонов, люди самых разных художественных направлений, доброжелательные и воспитанные, оказывали большое влияние на Константина Батюшкова. Много позже он встретит в салоне Оленина ту, которая станет музой на всю его дальнейшую жизнь. Ей он посвятит цикл произведений. Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений» подробно расскажет об этой юной покорительнице сердец.
Но пока он пишет свои произведения «Веселый час», «Счастливец».
Описание картины
На одном из жизненных этапов великого русского поэта, прозаика К. Н. Батюшкова не прошло бесследно знакомство и расставание с женщиной по имени Анна Фурман. Эта женщина сыграла большую роль в создании одного из стихотворений автором, о котором узнало не одно поколение.
В 1813 году К. Н. Батюшковым было издано стихотворение под названием «Мой гений», посвященное своим самым нежным и искренним чувствам любви и преданности, а также воспоминания о своей возлюбленной. В первой части произведения автор делает признание в том, что он бессилен в отношении памяти, в которой крепко поселилась любовь к этой женщине. Однако роману не суждено было закончиться счастливо, так как девушка не испытывала таких же нежных чувств как Константин Николаевич, рассчитывая лишь на положение в обществе. По этой причине последовало разочарование поэта.
Благодаря подобным чувствам несостоявшейся семейной паре, поэзия пополнилась гениальными сочинениями поэта. Автор признается, что рассудок уходит на второй план, когда в памяти всплывает образ Анны Фурман. Подобный полет мыслей, касающийся того, что разум теряется перед искренними чувствами, становится темой стиха.
Не скрывая, влюбленный мужчина с грустью вспоминает «голос милых слов». Он очарован цветом ее голубых глаз, светлыми локонами. За счет нескольких фраз перед читателем возникает образ девушки, которая свела с ума Батюшкова. Его привлекает простота внешнего вида девушки, напоминающей пастушку. Подобным сравнением он также хочет передать мысль о том, что для него не имеет значение положение девушки в обществе.
Чтобы более искренне и ярко передать свое эмоциональное состояние, поэт прибегает в стихотворении к выразительным средствам. Например, использует метафоры: «локоны златые», «очи голубые», «печальный сон», «память печальная»
Эти фразы заостряют внимание на переживаниях лирического героя, очерчивая его чувства более четко. За счет восклицаний и вопросов текст напоминает призыв к читателю не терять время даром, а наслаждаться любовью
В стихотворении смешиваются разные чувства: и любовь, и сожаление, и радость, и грусть. Но все они служат определенным средством для выражения его эмоционального настроения. Вокруг понятия «память сердца» выстраиваются основные мотивы: мотив одиночества как итог безответной любви, мотив вечности, который возник благодаря преданности лирического героя в отношении своей возлюбленной. Воспоминания героя представлены в виде печальных, но теплых фраз, которые зародились на страницах поэта благодаря давней встрече с любимой женщиной. Именно поэтому в сочинении наблюдается превосходство чувственной стороны над разумной. Автор не отрицает того, что даже в сновидениях милый образ приходит к нему в том виде, в котором они были близки друг к другу.
Таким образом, Анна, чей образ просматривается в строках стихотворения «Мой гений», стала для поэта источником вдохновения. Автор подчеркивает, что даже спустя много лет в памяти свежи воспоминания о прошедшей любви.
Вариант №2
Несмотря на то, что анализируемое нами стихотворение было написано еще два столетия назад (1815 год), оно не утратило своей актуальности и значимости даже сегодня. Это изысканное, шикарное произведение, наполненное поэтической легкостью и красотой. В нем эффективно сочетаются основные литературные приемы, и в то же время оно легко читается и воспринимается простым читателем. Глубина чувств открывается в многообразии приемов и стихотворных строк. Произведение стало классическим, так в течении нескольких столетий все также близко читателям, завораживает, касается самых тонких струн души. Оно находит отклик в сердцах не только зрелых личностей, но и весьма юных читателей. Несмотря на всю простоту и легкость, глубинный смысл произведения сохраняется.
Обратимся к названию стихотворения
Прочитав произведение, невольно возникает вопрос, почему его назвали именно так? Оказывается, что Гением автор называл свою возлюбленную, даму сердца. Она для него была в истинном смысле этого слова гением, источником постоянного вдохновения. Возлюбленная для него единственная, неповторимая, самая лучшая во всем женщина, завораживающая его красотой, силой мысли, легкостью и неповторимостью. Она всецело завладела его сердцем и мыслями. И он считает это самым большим даром, признаком одаренности, гениальности. Гений выступает для него символом нежности и верной любви, ангелом, источником вдохновения, подталкивающим на невероятные поступки, открывающим таланты. К сожалению, автору не суждено было быть с дамой своего сердца, однако она невидимым спутником всегда была рядом с ним.
Основная мысль произведения
Несомненно, в произведении раскрывается основная тема, и основная мысль – обращение к любви. Любовь как вечный спутник жизни, извечная тематика, которая во все времена была и будет актуальной. Она не обходит стороной никого. Она не подчиняется логике, неподвластна времени. В ней таится нечто красивое, невероятное, светлое, и в то же время, предельно грустное и обреченное. Произведение заставляет по-новому взглянуть на жизнь, переосмыслить ее значение. Образ любимого человека, значение любви становится более многогранным и глубоким. Любовь – покровитель всего живого на земле, наш верный спутник. Она обладает одаренностью, гениальностью, способна вдохновлять и радовать, защищать. Она всегда в сердце, даже если не рядом, питает его и поддерживает. Стихотворение заставляет нас ценить и дорожить близкими, и позволяет не опускать руки, если любимого человека нет рядом.
Характеристика ключевых образов
В произведении любовь раскрывается через множественные образы. Прежде всего, автор обращается к памяти: память сердца, память рассудка. В памяти хранятся все самые сокровенные воспоминания и образы поэта. Она с любовью вспоминает образ пастушки, столь незабвенный для поэта. Здесь тесно переплетается любовь и печаль, разлука и радость встречи. Все образы светлы и незабвенны, свято оберегаются и хранятся в памяти. Похожие образы возникают и в начале, и в конце стихотворения, что придает ему авторского своеобразия и уникальности. Здесь тесно переплетаются сладкие воспоминания, печальные моменты разлуки, сладостные мечтания и утешения.
История создания
К. Батюшков написал произведение «Мой гений» в 1813 г. На создание трогательных строк его впечатлила любовь к А. Фурман. С девушкой поэт познакомился в 1812 г., его сердце воспылало искренними нежными чувствами. Молодой человек готов был жениться на возлюбленной. Её родители тоже были не прочь такого союза, зная, что Батюшков – обеспеченный дворянин.
Вот только та, кому посвящено стихотворение, относилась к любви поэта пренебрежительно. Как-то Константин Николаевич услышал разговор А. Фурман с подругами. Девушка признавалась, что брак для неё – лишь способ избавиться от наставлений и контроля родителей. Сердце Батюшкова было разбито. Он сказал родителям Фурман, что не имеет достаточно средств для обеспечения семьи. Теперь отец возлюбленной Константина Николаевича был не очень рад такой партии.
Семью с Фурман молодой поэт не создал, но любовь к девушке сохранилась в его сердце на долгие годы. Она вдохновила К. Батюшкова на создание цикла любовной поэзии, который занял достойное место в русской литературе.
Покорившая воображение: анализ произведения
После того как с болью в сердце он принял такое решение, через несколько месяцев родилась элегия «Мой гений», написанная Благодаря этому, текст очень ясен, а композиция его стройна. В это время поэт много путешествовал, но нигде не находил себе места — рассудок и сердце его были не в ладу между собой, о чем говорит первое двустишие. И расстояние, разделившее его с любимой, — только мираж. Милый образ и в дальней стране неизменно вместе с ним. Он помнит все: и голубые глаза, и нежный голос, и золотистые вьющиеся волосы, обрамляющие прелестное лицо. Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений» говорит, что поэт по частичкам собирает портрет девушки. Даже простое, полностью скрывающее её фигурку платье и то мило поэту. Во всех странствиях Анна повсюду с ним. Он видит ее своим хранителем. Ничто плохое не сможет с ним произойти, пока они в разлуке. Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений» подтверждает старую мысль, что при расставании настоящая любовь только усиливается. Даже во сне он не забывает прекрасную Анну — она его услада в объятиях Морфея. Этот образ преследует его и днем, и ночью. Все смысловые пласты следуют один из другого (любовь — творчество — утешение). Таков анализ стихотворения К.Н. Батюшкова «Мой гений».