22 самых известных и важных биолога в истории

Лучшие учебники по биологии для 10-11 классов

Профильные учебники ориентированы на систематизацию и углубление пройденных тем, изучение строения клетки, процессов жизнедеятельности. В базовых указаны основы генетики, эволюции и экологии для повторения.

Наша команда выбрала 2 издания – базовый учебник по биологии 10-11 классов и профильное издание 11-ого.

Общая биология. 10-11 классы. Под редакцией Полянского Ю. И.

Оформлена по ГОС СССР. Лаконичность и простота дизайна раскрываются в монохроматическом оглавлении. Названия разделов выделены красным цветом, темы расписаны по номерам и страницам.

Охвачены основы эволюционного учения, цитологии, экологии, генетики. Крупные красочные иллюстрации показывают особенности природных объектов. Чёрно-белые автопортреты великих биологов, схемы и таблицы формируют способствуют развитию концентрации и логического мышления. В параграфах указано множество отсылок к рисункам. В конце тем даны 1-5 вопросов для закрепления знаний.

Достоинства:

  • Строгая подача материала;
  • Нет отвлекающих цветов;
  • Множество актуальных иллюстраций;
  • Качественная печать;
  • Таблица сведений о пользовании в конце учебника;
  • Красочные развороты с эволюционными периодами, динозаврами.

Недостатки:

  • Неактуальное издание 1992 года;
  • Нет в продаже.

Не отличается от поздних изданий ничем, кроме упоминаний СССР и расширенного ареала растений. Легендарные изображения археоптерикса в идентичной форме сохранились в учебниках Пасечника.

История

Биологи специализируются на исследовании живых организмов. История профессии напрямую связана с зарождением медицины и корнями уходит в древность. Первые труды по описанию различных видов, физиологии и анатомии как человека, так и животных появились в Древней Греции. В те времена философы размышляли об устройстве мира и организмов.

С течением времени знания в области медицины и устройства окружающего мира постепенно увеличивались и развивались. Люди узнавали о полезных свойствах тех или иных видов, учились выращивать скот более крупным и питательным, узнавали новые подробности о внутреннем устройстве тела человека.

Все приостановилось в период Средневековья. Темные времена – это страшное время для всех естествоведов. Наличие знаний о свойствах трав, устройстве организмов и человеческих болезнях приравнивалось к поклонению дьяволу. Лекари, целители, травники – все признавались слугами сатаны и подвергались очищению огнем.

Просветление наступает с эпохой Возрождения. Естественные науки начинают стремительно развиваться. Открываются музеи естествознания, появляются зверинцы и больницы. Наступает эпоха расцвета биологических наук.

Однако, сам термин «биология» возник лишь в 19 веке. Биологию выделяют в отдельную науку, которая объединяет массу ответвлений: зоологию, анатомию, физиологию и т.д. Ранее все эти отрасли знания существовали по отдельности, но именно в 19 веке ученые заметили, что у всего живого есть общие черты, что и привело к обобщению всех естественных наук под крылом биологии.

В наши дни биологи имеют колоссальные возможности в плане технологий и возможностей. Современные механизмы исследований, огромный багаж знаний прошлых лет в совокупности со сверхмощным оборудованием – все это открывает новый этап в профессии биолога и развитии науки.

Заработная плата

Уровень доходов в этой профессии также сильно зависит от того, какой более узкий профиль выбрал специалист, и от места работы. Градация заработных плат здесь очень велика: от совсем скромных доходов в слабо финансируемых лабораториях до высоких зарплат в современных генно-инженерных комплексах.

Карьерный рост

Биологи могут заниматься исследовательской, теоретической деятельностью, управлением работой соответствующих отделов организации, и даже заниматься продвижением продукции, связанной с использованием биологических ресурсов, на рынке. Соответственно, карьерные возможности таких специалистов тоже достаточно разнообразны и зависят от места работы.

Профессиональные знания

  1. Зоология.
  2. Ботаника.
  3. Анатомия и медицина.
  4. Биотехнология.
  5. Генная инженерия.
  6. Правила организации и проведения исследований в различных условиях.
  7. Математические и статистические инструменты для получения выводов от проведенных исследований.
  8. Правила оформления официальной документации.
  9. Установленные законодательным образом правила и нормы эксплуатации биоресурсов.

Известные биологи

  1. Александр Флеминг, открывший фермент лизоцим, который способен угнетать развитие некоторых бактерий без повреждения здоровых тканей.
  2. Чарльз Дарвин, создатель теории развития органического мира.
  3. Грегор Мендель, основатель науки о наследственности, положивший начало развитию генетики в современном ее понимании.

Особенности профессии

Ключевая особенность профессии биолога заключается именно в том, что она включает в себя большое число специализаций. И для успешной работы понадобится сделать свой выбор. Впрочем, начать обучение можно по общему профилю, а на старших курсах понять, что по-настоящему ближе. Хороша эта профессия и тем, что со временем, при желании, можно достаточно быстро переквалифицироваться в близкое направление. В общем случае основные рабочие обязанности биологов сводятся к следующим:

  • Подготовка к ЕГЭ 2023: видеокурсы без воды
    В 15 раз дешевле репетитора

  • Подготовься к ЕГЭ, ОГЭ с нуля на максимум за 8,5 месяцев!
    Команда Умскул сделает всё, чтобы вы успешно сдали экзамены и достигли своих целей. Успейте записаться до конца лета с 10% скидкой!

  • Организация и проведение лабораторных, полевых биологических исследований, экспедиций.
  • Проведение оценок, экспертиз, биомониторинга в отношении каких-либо биоресурсов в соответствии с профилем (обычно это объекты живого или растительного мира).
  • Контроль и управление процессами биологического производства (в зависимости от профиля это могут быть продукты растениеводства, биологическая продукция медицинского назначения, животные биоресурсы и многое другое).
  • Организация и проведение мероприятий, направленных на охрану природы, рациональное расходование биоресурсов, возобновление охраняемых и редких видов биологических объектов.
  • Проведение исследований, связанных с биоресурсами и направленных на решение каких-либо задач промышленных, лесных, сельскохозяйственных предприятий.
  • Контроль за соблюдением всех правил и норм, связанных с охраной природы.
  • Создание и реализация проектов озеленения, ландшафтного дизайна, заповедников, заказников и других объектов.
  • Проведение экскурсий в природных и национальных парках и других охраняемых территориях.
  • Ведение педагогической деятельности по профилю «биология».

Ряду биологов, так или иначе, приходится иметь дело с юридической стороной вопроса: нормами и правилами, установленными нашим законодательством, которые касаются охраны природы, пользования природными ресурсами и т.п.

Другие имена

Стоит отметить, что русские ученые-биологи и их открытия не всегда оценивались по достоинству. Есть много исследователей, о которых знают лишь те, кто тоже связал свою жизнь с этой наукой. Например, стоит упоминать имя Николая Кольцова — русского биолога, который считается основоположником экспериментальной биологии. Он первым создал гипотезу о молекулярном строении хромосом и их матричной репродукции. Открытие было сделано в 1928 году. Таким образом, этот выдающийся ученый предвосхитил все базовые положения современной биологии и генетики.

Нельзя не отметить русского естествоиспытателя Климента Тимирязева. Родился он в 1843 году. Является открывателем закономерностей фотосинтеза. Открыл и обосновал процесс влияния света на образование органических веществ в слоях растения.

Четвериков Сергей является талантливым советским генетиком, которого по праву считают одним из основоположников популяционной и эволюционной генетики. Это один из первых исследователей, который нашёл взаимосвязь между закономерностями отбора особей в популяции и скоростью динамики в эволюционных процессах.

Александр Тихомиров является русским ученым, который открыл искусственный партеногенез. А ведь это явление считается важнейшим разделом учения об индивидуальном развитии живого существа. Внес большой вклад в развитие шелководства в нашей стране.

Вот мы и рассмотрели информацию кратко о русских ученых-биологах и их открытиях. Однако хотелось бы ещё упомянуть несколько имён, о которых знают очень мало людей.

Стоит упомянуть Ивана Гмелина — участника Великой Северной экспедиции и натуралиста. Ученый является академическим исследователем Сибири, этнографом и ботаником. Описал более 500 видов растений Сибири. Там же прошел более 34 000 км. Написал объемный труд о флоре края.

Николай Турчанинов — первый ученый, который описал фауну Забайкалья и Прибайкалья. Собрал огромный частный гербарий. Описал всего более 2000 видов растений со всего мира. Является наиболее значимым исследователем азиатской флоры.

Также стоит упомянуть имя Андрея Фаминцына, который является открывателем семиотической природы лишайников. Также открыл симбиоз водорослей и радиолярий. Глобально исследовал искусственное освещение для растений.

На этом и завершим рассмотрение биографий русских ученых-биологов и их открытий (кратко). Мы упомянули все самые значимые имена, без которых представить русскую биологию просто невозможно. Однако, несмотря на это, есть еще множество ученых, вклад в развитие этой науки которых просто неоценим. Русские ученые-биологи достойны внимания, ведь они буквально создали базовые принципы современной науки и фактически заложили первые основы.

Знать эти имена должен каждый человек хотя бы потому, что биология — это наука о самой жизни. Подводя итоги статьи, хочется еще раз выразить уважение русским ученым-биологам, благодаря которым мы имеем возможность изучать целостную комплексную науку. Помните, что этими именами можно и нужно гордиться. Конечно, важен вклад ученых со всего мира, но мы должны знать и уважать своих собственных героев.

Лучшие учебники по биологии для подготовки к ЕГЭ

Выбирайте учебники по ФГОС. Они должны соответствовать кодификатору. Мы проанализировали отзывы экспертов и выбрали 3 пособия для повторения материала.

Захаров, Мамонтов, Сонин: Биология. Общая биология. 10 класс. Углубленный уровень

Переиздан в 2020 году. В подробном предисловии авторы мотивируют к изучению материала, дают инструкцию по использованию параграфов.

Структурированная по главам, информация лаконично вписана в содержание вплоть до подпунктов с указанием страниц. Графические вставки и обрамления иллюстраций выполнены в сдержанном зелёном цвете. Параграфы рассортированы по подпунктам с выделенными названиями. В конце параграфов даны опорные точки, вопросы для повторения.

Рубрика “Вопросы и задания для обсуждения” основана на самостоятельном поиске, анализе, обсуждении информации; формирует творческое, исследовательское мышление.

В конце каждой главы обозначены “Проблемные области” и “Прикладные аспекты”, связанные с другими предметами. Рубрика “Ваша будущая профессия” соотносит понравившиеся предметы с востребованностью на различных специальностях. Задания для самостоятельной работы подводят итоги глав.

Достоинства:

  • Исчерпывающая информация для ЕГЭ;
  • Красочный дизайн;
  • Рекомендован преподавателями;
  • Соответствует ФГОС;
  • Астрономические темы.

Недостатки:

  • Сухое изложение материала;
  • Нет классификаций живых существ.

Дмитрий Соловков. «ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка»

В справочнике представлены 4 раздела биологии, итоговые тесты с высоким уровнем сложности.

Информация структурирована в таблицах, оснащена списком иллюстраций, приложением по анатомии, генетике, эволюции. В начале предоставлено подробное оглавление. Ответы к заданиям предназначены для самоконтроля.

Текст сопровождён чёрно-белыми иллюстрациями, сходными с типовыми в ЕГЭ. Объекты по одному признаку объединены в списки под квадратами-обозначениями. Названия тем указаны большим жирным шрифтом.

Достоинства:

  • Качественные страницы, твёрдый переплёт;
  • Тесты для закрепления материала;
  • Крупные, понятные иллюстрации;
  • Расширенная информация;
  • Предметный указатель в конце;
  • Обобщающие таблицы, списки.

Недостатки:

  • Несортированные темы;
  • Неактуальная форма заданий.

Ученики отмечают, что пособие устраняет пробелы в знаниях.

«Биология для поступающих в вузы» в двух томах. Билич, Крыжановский

Демонстрирует проблемы общей биологии, рассматривает анатомию человека, зоологические и ботанические аспекты; строение, функции, развитие организмов.

В конце есть исчерпывающее содержание с разделами, подразделами, параграфами в соответствии с кодификатором. Редакция рекомендует учебники по физиологии в конце учебника.

Достоинства:

  • Полная информация для экзамена;
  • Множество иллюстраций, прикладной информации;
  • Рекомендации к письменной части;
  • Классические монохромные рисунки;
  • Удобные иллюстрированные задания;
  • Год издания –

Недостатки:

  • Тяжеловесность;
  • Тонкая бумага.

Есть информация, необходимая для Всероссийской олимпиады.

Основоположники науки биологии

Биологическая наука, как и практически любая естественнонаучная дисциплина, зародилась в Древней Греции. Основоположниками учения о жизни являются следующие мыслители:

  • Аристотель;

  • Гиппократ;

  • Гален.

Гиппократ внес большой вклад в учении о типах темперамента и разработал принцип антисептической обработки раны при помощи алкоголя. Аристотель считается одним из первых основателей биологии как науки, он впервые ввел систематику животных, а также описал несколько тысяч видов растений. Гален способствовал развитию анатомической науки, впервые описав ход крови по венам и артериям.

Список биологов

Биология — древняя наука, имеющая несколько отраслей. В разные периоды ее изучением и развитием занималось множество изобретателей. Краткий список знаменитых исследователей биологии — в таблице .

Гиппократ 470-360 до н. э.
Клавдий Гален 130-200 н. э.
Авиценна 980-1048 г.
Леонардо да Винчи 1452-1519 г.
Андреас Везалий 1514-1564 г.
Уильям Гарвей 1578-1657 г.
Карл Линней 1707-1778 г.
Чарльз Дарвин 1809-1882 г.
Герхард Мендель 1822-1884 г.
Роберт Кох 1843-1910 г.
Дмитрий Ивановский 1864-1920 г.
Илья Мечников 1845-1916 г.
Луи Пастер 1822-1895 г.
Иван Сеченов 1829-1905 г.
Гуго де Фриз 1848–1935 г.
Томас Морган 1866-1943 г.
Владимир Вернадский 1863-1945 г.
Иван Шмальгаузен 1884-1963 г.

Хронология открытий

Многие ученые, находясь и работая в разных уголках мира, помогали своим коллегам, трудящимся на том же поприще.

Множество открытий было совершено на базе знаний, сформированной годами и даже веками ранее:

В 1831-м году Роберт Броун при изучении под микроскопом клеток растений, добытых им в Австралии, обратил внимание, что каждая из них имеет круглый непрозрачный элемент. Ученый назвал его ядром клетки

Немецкий естествоиспытатель Теодор Шванн, узнав об открытии своего коллеги, стал искать нечто подобное и в клетках животных: изучению подверглись клетки головастиков. Гипотеза Шванна подтвердилась, ядро было найдено и в клетках животных. На тот период времени это открытие было революционным: оно доказывало связь всего живого на планете. Спустя почти век после обнаружения ядра клетки немецкий ученый Карл Везе совершил следующее потрясшее научный мир открытие. До того момента считалось, что мир животных состоит из двух больших классов: бактерии (простейшие) и эукариоты (все остальные). Отличались они только расположением ДНК — у простейших она располагалась у стенок клетки, у эукариотов — в ядре. Карл Везе, изучая бактерии, выделяющие метан, обнаружил неизвестную на тот момент их особенность: стена клетки была уникальной и выделяла необычные энзимы. Ученый обнаружил, что данная форма жизни отличается от уже известных. Представители данного вида способны выжить даже в самой агрессивной среде, на дне океана или на нескольких километрах в глубине земли. Этот тип был назван археями. Еще примерно 30 лет спустя немецкий зоолог Уолтер Флемминг опубликовал труд, в котором он описывает процесс деления клетки, и хотя ученым было известно и ранее об этом факте относительно живой клетки, первооткрывателем в этом вопросе считается именно Флемминг. В процессе работ над этим вопросом ученый использовал мощнейший микроскоп, с помощью которого ему удалось обнаружить определенные структуры, которые он назвал хромосомами. Картинка деления клетки стала ясна для ученого, и он смог подробно описать деление клетки, назвав данный процесс митозом. Цепочку открытий в области размножения и деления клеток продолжил немецкий биолог Август Вейсман. Биологу принадлежит идея о том, что в определенный момент развивающийся организм дает сигнал клеткам, ответственным за размножение, разделить хромосомы пополам. Данный процесс получил название мейоза.

Тест

По материалам представленной статьи предлагается пройти тест, целью которого является выявление степени усвоения информации.

Условия тестирования: необходимо выбрать правильный ответ из предложенных. Правильный ответ может быть только один.

1. Автором труда Естественная история является:

а. Плиний Старший.

б. Аристотель.

в. Авиценна.

2. Впервые обнаружил ядро клеток:

а. Сеченов.

б. Шванн.

в. Броун.

3. Автором знаменитой теории условных рефлексов является:

а. Павлов.

б. Вернадский.

в. Мечников.

4. Единственным ученым в мире, получившим две Нобелевские премии по химии, является:

а. Сэнгер.

б. Шмальгаузен.

в. Флемминг.

5. Впервые ввел понятие рефлекса:

а. Гиппократ.

б. Декарт.

в. Авиценна.

6. Впервые описал типы человеческого темперамента:

а. Авиценна.

б. Гален.

в. Аристотель.

7. Понятие гомеостаз впервые ввел:

а. Бернар.

б. Ламарк.

в. Пастер.

8. Автором первого в истории подробного описания анатомии человека является:

а. Декарт.

б. Гален.

в. Авиценна.

9. Впервые описал этапы химических реакций превращения энергии в живых клетках:

а. Кребс.

б. Дарвин.

в. Мендель.

10. Новый тип живых организмов обнаружил:

а. Везе.

б. Мечников.

в. Сеченов.

Правильные ответы:

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Правильный ответ а в а а б а а б а а

Обучение и достижения

Николай Вавилов учился в коммерческом училище, позже поступил в Московский сельскохозяйственный институт, который окончил в 1911 году. После этого начал работу на кафедре частного земледелия. С 1917 года читал лекции в Саратовском университете, через 4 года уже работал в Петрограде. Благодаря своим исследованиям описал практически все растения Заволжья и Поволжья.

Ученый более 20 лет посвятил экспедиции, которую он проводил в Средиземноморье и Средней Азии. Надолго запомнил свое путешествие в Афганистан в 1924 году. Все собранные материалы помогли Вавилову определить не только происхождение, но также и распространение растений. Его вклад просто неоценим, ведь он сильно упростил дальнейшую работу селекционеров и ботаников. Кажется невероятным, но Николаю удалось собрать более 300 тысяч различных образцов.

В 1926 году получил премию за свою деятельность, посвящённую исследованию иммунитета, происхождению растений, открытию закона гомологических рядов. Николай Вавилов является обладателем огромного ряда наград и нескольких медалей.

Однако есть и темное пятно в его биографии. Против ученого было настроено очень много партийных идеологов из-за научной деятельности его ученика Т. Лысенко. Оппозиционная кампания была направлена против исследований ученого в сфере генетики. В 1940 году Вавилову пришлось закончить всю научную работу. Более того, он был обвинён во вредительстве, и его даже арестовали. Нелегкая судьба постигла этого великого ученого в его последние годы. Он умер в тюрьме от голода в чужом городе Саратове в 1943 году.

Первооткрыватели

Первооткрывателями биологической науки являются выдающие ученые люди, каждый из которых своим открытием совершал революционный скачок в развитии данной научной дисциплины.

Чарльз Дарвин

Чарльз Дарвин является авторов эволюционной теории, которая легла в основу современной синтетической эволюционной теории. Дарвин был первым ученым, который считал, что человек произошел не от божественного создания, а от обезьяны. В основе учения Дарвина лежит положение о естественном отборе как о движущем факторе эволюции, также данный ученый выделил половой отбор как отдельное проявление естественного в своей работе «Человек и половой отбор».

Антони ван Левенгук

Антони ван Левенгук одним из первых рассмотрел в микроскопе некоторые виды бактерий, эритроциты и сперматозоиды человека, а также сделал их подробные зарисовки. Антони ван Левенгука по праву считают одним из основоположников микробиологии.

Роберт Броун

Роберт Броун является первооткрывателем броуновского движения, также он первым обнаружил ядро в растительную клетку. Броун был выдающимся ботаников и систематиков, он описал более четырех тысяч видов растений. Работы Роберта Броуна легли в основу создания клеточной теории, Броун считал, что ядро является обязательным, незаменимым компонентом любой живой клетки, что подтвердили в дальнейшем Шванн и Шлейден.

Ян Ингенхауз

Ян Ингенхауз – знаменитый английский физиолог, прославился открытием фотосинтеза у растений, также он обнаружил наличие клеточного дыхания у живых организмов. Ингенхауз также занимался медицинской деятельностью, в 70-ых года восемнадцатого века он участвовал в прививании английский крестьян от вируса оспы.

Уильям Бейлис и Эрнест Старлинг

Уильям Бейлис и Эрнест Старлинг являются одними из основоположников эндокринологии как науки. Они описали и открыли более пятидесяти видов различных гормонов. Первым веществом, которое они обнаружили, стал секретин – это гормоноподобный субстрат, который участвует в регуляции пищеварительных процессов в человеческом организм. Стоит отдельно отметить, что в кардиологии существует закон Старлинга, который объясняет принцип формирования силы сердечных сокращений в ответ на давление крови на стенку сердечной полости (полость желудочка или предсердия).

Ханс Кребс

Ханс Кребс внес большой вклад в развитие биологической химии, его именем назван цикл трикарбоновых кислот, который является основным источником высокоэргических субстратов для дыхательной цепи в митохондриях (основной способ синтеза АТФ животными и растениями в аэробных условиях).

Карл Везе

Карл Везе совершил великое открытие: он изучал нуклеотидное строение рРНК различных микроорганизмов, после длительного изучения он пришел к выводу о наличии трехдоменного древа жизни: эукариоты, археи, бактерии. Открытие архейского домена принадлежит именно Карлу Везе.

Органическая химия (Травень В.Ф.)

Первое издание учебника «Органическая химия», изданного в 2004 году, получило заслуженное признание среди студентов и преподавателей. Вместе с тем переход на двухуровневую систему высшего образования предъявляет новые требования к содержанию учебников, что явилось причиной существенной переработки книги. 

  • В Лабиринте
  • И в Майшоп

В настоящем переработанном издании учебный материал систематизирован с учетом степени глубины изучения предмета: для начального освоения дисциплины в основных разделах излагаются фундаментальные сведения, а специализирующимся в области органической химии и продолжающим обучение после получения степени бакалавра адресованы разделы «Для углубленного изучения». 

Издание учебника подготовлено в комплекте с задачником (В.Ф. Травень, А.Ю. Сухоруков, Н.А. Пожарская «Задачи по органической химии») и практикумом (В.Ф. Травень, А.Е. Щекотихин «Практикум по органической химии»). 

Данный набор учебных изданий обеспечивает двухуровневое изложение учебного материала и не имеет аналогов.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Работа биолога в основном заключается в постоянном проведении исследовательской деятельности. Спектр ежедневных обязанностей включает:

  • Сбор информации, который входит в планирование исследования.
  • Подготовка материалов к исследованию. Биолог постоянно изучает информацию. Это необходимо для того, чтобы подобрать методы для эффективного проведения исследования.
  • Подбор и разработка необходимого оборудования.
  • Непосредственное проведение исследований. Для этого пригодится не только знание биологии, но и отличные навыки в химии.
  • Фиксация результатов исследования. Биолог постоянно фиксирует показатели приборов и записывает все виды реакций и процессов.
  • Обобщение результатов. В данный этап входит их повторное изучение и обработка.
  • Составление выводов. Это уже аналитический вид работ. На основе результатов исследований появляются выводы и рекомендации.
  • Путешествия. Это один из излюбленных видов работ. Биологи занимаются изучением видов в естественной среде обитания, фиксируют результаты и описывают их.
  • Открытие и описание новых видов. Многие растения и животные все еще не обнаружены человеком.
  • Преподавательская деятельность. Обучение студентов и школьников тонкостям биологии и более узких ее отраслей.

Профессия биолога – это интересная и динамично развивающаяся деятельность, дело, которое приносит максимум пользы человеку и природе.

Коллоидная химия

Е.Д. Щукин, А.В. Перцов, Е.А. Амелина — Коллоидная химия.

В учебнике изложены основные разделы современной коллоидной химии: учение о поверхностных явлениях, свойствах адсорбционных слоев, получении и свойствах дисперсных систем, их устойчивости и стабилизации, структурообразовании в дисперсных системах, даны их теоретические и экспериментальные основы и принципы практического применения. 

Авторы стремились сочетать глубину и строгость изложения основного материала с его достаточной доступностью для студентов с различным уровнем подготовки.

А также:

Эмбриология (Гилберт)

Альгология (Белякова)

Зоология беспозвоночных (Рупперт)

Иммунология (Дженуей)

Список рекомендуемых учебников по разным областям можно также посмотреть здесь: chembaby.com/uchebnye-materialy/bio/1-kurs/ (рекомендуемое для 1 курса, биофак и химфак МГУ).

Также основные учебники здесь (можно заказать).

Русские ученые

Русские великие ученые-биологии определили свое время, тем самым, продвинув биологическую науку в России далеко вперед.

Кольцов Николай Константинович

Николай Константинович Кольцов считается одним из основателей биологической школы в СССР. Ему принадлежат значимые открытия на молекулярном уровне: он изучал строение цитоскелета, а также процессы, тесно связанные с матричные синтезом хромосом. Также Кольцову принадлежит значимая роль в открытии влияния радиационных и химических агентов на геном живого существа.

Мечников Илья Ильич

Илья Ильич Мечников является настоящим гением иммунологии: ему учение о фагоцитозе, также он разделил клетки, которые обладают способность к фагоцитозу, на две большие группы: макрофаги и микрофаги. Помимо вышеуказанного Илья Ильич Мечников является создателем такой науки как геронтологии (учение о стариках) и сравнительной патологии воспалительного процесса.

Павлов Иван Петрович

Иван Петрович Павлов является одним из немногих советских ученых, которые удостоились Нобелевской премии в первую половину двадцатого века. Павлов внес следующий вклад в развитие биологической дисциплины:

  • автор учения о высшей нервной деятельности;

  • классифицировал рефлексы на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные);

  • активно изучал психофизиологию различных типов темперамента;

  • считается основоположником развития науки о психики животных и человека в СССР (на него в своих работах ссылается абсолютно большинство авторов).

Тимирязев Климент Аркадьевич

Тимирязев занимался исследованием зависимости протекания фотосинтетических процессов в хлоропластах растений от спектра излучения. Ему удалось обнаружить, что в красных участках спектра фотосинтез протекает эффективней.

Четвериков Сергей Сергеевич

Сергей Сергеевич Четвериков – это российский генетик, изучавший наследственные факторы и их проявления. Считается одним из основоположников современной эволюционной генетики.

Как выбрать учебник по биологии

Если ботаника понятна, смело переходите к зоологии; от анатомии к генетике; от генетики к цитологии. Степень углубленности изучения зависит от цели: сдать экзамен или качественно выполнить домашнюю работу. Мы подготовили список критериев для выбора оптимальных пособий.

Соответствие кодификатору

Кодификатор – федеральный список тем по школьной образовательной программе. Соответствие информации экзаменационному уровню проверяйте по элементам содержания в кодификаторе. Углублённый уровень в старших классах включает 41 элемент к изучению.

Соответствие кодификатору выражается в последовательности элементов, структурном подходе программы, ориентированным на ФГОС. Обычно такие пособия рекомендует Минобрнауки или они включены в Федеральный перечень, что указывается на первых страницах или обложке.

Детальность и количество определений

Для экзамена нужно выучить 300 терминов. Определения должны быть интересными и подробными. Подсказки по количеству деталей и основных понятий есть в кодификаторе.

Углублённо понятия раскрываются в профильной литературе. В базовой же приведены основы биологических наук, направлений и эволюционных этапов.

Степень углубленности изучения

Степень углублённости определяется по двум критериям: актуальность материала, детальность информации.

Существует 12 форм вопросов и задач по биологии. Из них 9 встречаются на ЕГЭ. Глубина изучения зависит от того, насколько сложная подаётся теория, какие задания к ней даны: на наблюдательность, установление связей, перечисление, функции, способы решения, связи строения с образом жизни, сопоставление или глобальные связи.

Также бывают интегрированные и иные формы задач. Они предоставлены в рабочих тетрадях, практических работах.

Дополнительная информация

Пособия должны формировать научно-исследовательские умения, включать практические и лабораторные работы, объяснять сложные, обширные темы, вроде ДНК и метаболизма. Главы с историей биологии, биографиями учёных-биологов, сводки по биохимическим специальностям, экспериментальные и проектные задачи формируют заинтересованность в биологии.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Интересная общественно значимая профессия.
  2. Возможность влиять на состояние нашей планеты, делать ее лучше.
  3. Достаточная доля творческой составляющей на многих специальностях.
  4. Простота переквалификации в смежную область.
  5. Необходимость в широком кругозоре и постоянном развитии.
  6. Возможность путешествовать в рамках выполнения рабочих обязанностей.

Минусы

  1. Необходимость в получении большого количества знаний.
  2. Необходимость в жизни в «полевых» условиях при проведении соответствующих исследований.
  3. Низкий уровень доходов во многих лабораториях и природоохранных организациях.
  4. Высокий уровень ответственности (особенно у вирусологов).

Эксперименты на собаках

Иван Павлов — русский ученый-биолог, который известен тем, что проводил эксперименты на собаках. В нашей стране есть множество анекдотов и карикатур, связанных с этим. Более того, когда речь заходит об инстинктах, все сразу вспоминают собаку Павлова. Эксперименты ученый начал проводить с 1890 года. Ему удалось выработать у животных условные рефлексы. Например, он добился того, что у собак выделялся желудочный сок после того, как они слышали звук звонка, а до этого звонка всегда предшествовал приём пищи. Особенность методики этого ученого в том, что он видел взаимосвязь между психическими и физиологическими процессами. Множественные последующие исследования подтвердили её наличие.

Первый труд издал в 1923 году. В 1926 году начал исследования в области генетики. Несколько лет работал в психиатрических клиниках. Открытия Ивана Павлова помогли многое узнать о душевных заболеваниях, а также о возможных методах их лечения. Благодаря поддержке правительства СССР, Павлов имел достаточно ресурсов для того, чтобы проводить все свои эксперименты, что и позволило добиться ему других выдающихся результатов.

Нейропсихология (Лурия А.Р.)

  • Также в Лабиринте
  • И в Майшоп

Монография «Высшие корковые функции человека» — основной труд А. Р. Лурии по нейропсихологии — научной дисциплине, сложившейся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. 

В этой работе впервые в систематическом виде изложены основные положения нейропсихологии, показана историческая преемственность нейропсихологии как науки о мозговых основах психики, определены основные нейропсихологические понятия (психическая функция, синдром, симптом, фактор и др.), дано новое понимание высших психических функций как единиц нейропсихологического анализа последствий локальных поражений мозга, сформулирована теория системной динамической локализации высших психических функций и описаны нейропсихологические методы их исследования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: