10 самых ярких саундтреков 2000-х, известных не меньше, чем их фильмы

«Слава» (1980)

«Fame»

Фильм Алана Паркера «Слава» относится к тому добротному голливудскому кинчу, который оставляет в душе глубокий след, и который хочется пересматривать снова! Главные герои – одарённые нью-йоркские подростки из небогатых семей, которые приходят учиться в школу исполнительского искусства. День за днём мы наблюдаем за их успехами и неудачами на пути к славе.

Коко (её играет Айрин Кара) великолепно поёт и мечтает о карьере певицы, Бруно (Ли Каррери) – типичный представитель зарождающегося в начале 80-х течения мульти-инструменталистов: он презирает классический оркестр, считая, что все необходимые звуки можно извлечь из синтезатора.

Чернокожий танцор Лерой (Джин Энтони Рэй) попадает в школу случайно – придя поддержать свою подругу, он получает приглашение вместо неё. Пуэрториканец Ральф Гарси (Берри Миллер, до этого исполнявший роль придурковатого Бобби Си в «Лихорадке субботнего вечера») всем врёт, что его отец работает на правительство. Он пришёл в школу только потому, что здесь учится его друг Фредди.

Фильм разбит на пять частей (Собеседование, Первый курс, На втором курсе, Подготовительный курс, Выпускной класс), каждая из которых соответствует очередному этапу обучения героев, давая нам возможность наблюдать, как практически из ничего их профессиональный уровень достигает больших высот…

http://vk.com/video_ext.php

— Где пот, Лиза?
— Я работаю над этим.

Этот фильм нельзя назвать диско-мюзиклом в полной мере – он был снят на рубеже двух эпох, и диско в его саундтреке занимает лишь часть. Но ради великолепной песни «Fame» в исполнении Айрин Кары, его стоит к таковым отнести! Продюсером фильма стал известный диско-лейбл RSO, который и выпустил его саундтрек.

Композитор Майкл Гоур получил премию Оскар за лучшую музыку к фильму. Отдельной премии Оскар (а также Золотого глобуса) была удостоена песня «Fame». В августе 1980-го она заняла 4-ю строчку в чарте Billboard Hot 100 и на одну неделю возглавила танцевальный чарт. В 1982-м году она возглавляла британский чарт синглов целых 3 недели!

Прото-диско: начало восхождения танцевальной музыки

Прото-диско появилось в Филадельфии благодаря музыкантам R&B сцены и воздействия субкультуры хиппи. Громкие фестивали, появление танцевальных ритмов и артистов в ярких костюмах. Позитивные и заводные мелодии обретали популярность, а альбом MFSB Love Is the Message оказался эталоном. Со временем стилистика перерождалась, появлялось смешение жанров и эксперименты. Музыка переходила в клубы и звучала на танцевальных вечеринках. Заведения предлагали узкоспециализированные выступления, что относило артистов к андеграунду.

Первая статья о дискотеке и музыкальном направлении появилась в 1973 году в журнале Rolling Stone. Среди популярных композиций в переходной стилистике прото-диско выделяются You Keep Me Hangin On от Supremes, Soul Makossa от Ману Дибанго (Manu Dibango), Superstition от Стиви Уандера (Stevie Wonder), Keep on Truckin и Эдди Кендрикса (Eddie Kendricks). На раннем этапе становления disco доминировали лейблы Salsoul Records, West End Records. Важную роль в танцевальной музыке отдают диджеям.

500 дней лета (500 Days Of Summer) 2009

Режиссер: Марк Уэбб

О чем фильм: Молодой человек, работающий в компании выпускающей открытки, по уши влюбляется в свою новую коллегу. Фильм рассказывает об истории любви полного цикла, которая длится 500 дней, начиная с 8 января.

Почему стоит послушать: Первая встреча главных героев происходит в лифте, где выясняется, что обоим нравится группа The Smits. Обнадеживающее начало не подвело — местами затянутый сюжет разбавляют очень летние композиции (The Temper Trap «Sweet Disposition»), создавая определенное настроение для «странных отношений» главных героев. Также интересен факт, что в саундтрек включена композиция Зои Дешанель (Zooey Deschanel «Sugar Town»), которая исполняет главную роль в фильме. И уже получается кино для любителей Годара и британского рока.

Утопии и антиутопии

14 место у романа в жанре утопии/антиутопии Б. Элтона «Светская дурь». Со свойственным автору юмором и философской изворотливостью, прикрытой долей сатиры, он не дает точного понимания: утопия или антиутопия описываемый им мир. А мир тот «не прост, совсем не прост» — там легализованы все наркотики, «секс, наркотики, рок-н-ролл» — личное дело каждого. Б. Элтон так захватывающе описывает, куда катится этот мир с забористой дурью, что слушатели не случайно разместили произведение в списке самых лучших аудиокниг.

Скромное 16 место у сильного и провокационного произведения Е. Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери: 2048 год»

После того, как сам собор пострадал от пожара, вызванного, по одной из версий, неосторожностью мигрантов, которые проводили ремонтные работы в Нотр-Дам, интерес читателей к антиутопии всколыхнулся с новой силой. Всем толерантным и нетолерантным оказалось полезно узнать проекцию возможного будущего с победой воинствующего ислама

Семейка Тененбаум (The Royal Tenenbaums) 2001

Режиссер: Уэс Андерсон

О чем фильм: О странном семействе Тененбаумов, где каждый обладает каким-то уникальным даром. Например, Чес уже в десять лет добился больших успехов в финансовой сфере, Ричи — одаренный теннисист, Марго в десятилетнем возрасте стала известным писателем-драматургом. Дети выросли и разъехались, но внезапно выясняется, что отец семейства Роял Тененбаум страдает неизлечимой болезнью и жить ему осталось чуть больше полугода. Роял испытывает чувство вины: всю жизнь он не уделял должного внимания детям и за отведенный ему теперь короткий срок постарается наверстать упущенное.

Почему стоит послушать: Уэс Андерсон недаром удостоился репутации одного из самых стильных режиссеров современности. Саундтрек фильма представляет собой микс из лучших композиций последних четырех десятилетий. История семейства рассказываются под сопровождение таких именитых музыкантов, как Нико, Боб Дилан, The Clash, The Ramones и The Velvet Underground.

«Аэроплан!» (1980)

«Airplane!»

Эта эксцентричная чёрная комедия безусловно хорошо знакома российскому зрителю – она была крайне популярна в пунктах видеопроката начала 90-х, а позднее неоднократно демонстрировалась на ТВ. В общих чертах «Аэроплан!» повторяет сюжет драматичного фильма-катастрофы «Взлётно-посадочная полоса ноль-восемь» («Zero Hour!») 1957-го года, но при этом полон отсылок к другим фильмам (типовым голливудским детективам, комедиям и военным драмам), киноштампы из которых он постоянно высмеивает («Джим никогда не пьёт две чашки кофе дома…»).

Бывший пилот Тед Страйкер (Роберт Хейс), страдающий «вьетнамским синдромом», никак не может адаптироваться к мирной жизни. Его преследуют кошмары войны, на которой по его вине погибла эскадрилья. Устав от неопределённости, его девушка Илэйн (Джули Хэгерти, известная нам также по фильму «А как же Боб?») от него уходит. Стремясь вернуть её любой ценой, Тед садится на тот же рейс, где Илэйн работает стюардессой…

— Нервничаете?
— Да.
— Это у вас в первый раз?
— Нет, я и раньше нервничал.

Но что-то пошло не так, и половина пассажиров, а заодно весь экипаж отравились рыбой, в результате самолёт фактически остаётся без управления. Сумев включить автопилот (весёлый надувной пилот, в титрах представвленный как Отто), Илэйн понимает – это лишь отсрочка скорого конца. Среди пассажиров случайно оказывается врач (Лесли Нильсен), который начинает помогать Илэйн.

— Передайте капитану, мы должны немедленно приземлиться. Это очень тяжёлый случай

Этой женщине срочно нужно в больницу.
— В больницу? Что же это такое?!
— Это большое здание с пациентами, но сейчас это не важно.

Из оставшихся в сознании пассажиров только Тед (он ел мясо, а не рыбу и потому не пострадал) имеет представление об управлении самолётом, но он уже 6 лет не сидел за штурвалом и никогда не управлял таким большим лайнером. А после той неудачи на войне и вовсе боится летать. Но выхода нет…

— Я управлял самолётом с одним двигателем, а здесь их четыре. Это совсем другая авиация!
— Это совсем другая авиация…

Самая известная цитата из фильма, ставшая мемом в англоязычных странах: «Don’t call me Shirley», из-за сложности перевода осталась неведомой для русского зрителя. В сюжете, где дотор Рамек спрашивает Теда, сможет ли он посадить самолёт, тот отвечает: «Вы конечно шутите» («Surely you can’t be serious»), на что тот отвечает: «I am serious… and don’t call me Shirley» («Я серьёзно…И не называйте меня Ширли»).

В сюжете есть сразу несколько отсылок к диско. Так, например, в воспоминаниях Теда мы переносимся в клуб, где он познакомился с Илэйн. Под мундиром у него оказывается чёрная рубашка с белой жилеткой – совсем как у Тони Манеро в «Лихорадке субботнего вечера». В комичной манере он пародирует танцевальный стиль Джона Траволты под песню Bee Gees – «Stayin’ Alive».

http://vk.com/video_ext.php

В заключении фильма, когда самолёт Теда пролетает над Чикаго, из одной высотки звучит голос ди-джея: «Это радио WZAZ из Чикаго, где диско живёт вечно», но самолёт сбивает антенну, музыка смолкает и надпись «WZAZ» гаснет. Что ж, в 1980-м диско не пинал только ленивый.

— Mayday! Mayday!
— Что, чёрт возьми, это значит?
— О, это русский Новый год, когда все солдаты устраивают парад и маршируют.

«Аэроплан!» окупил свой 3,5 миллионный бюджет всего лишь за один уик-энд! В общей же сложности он заработал 83 миллиона долларов, заняв 4-е место по кассовым сборам 1980-го года!

Предпосылки и тексты песен

«Дискотека 2000» рассказывает историю рассказчика, который влюбился в друга детства по имени Дебора, который более популярен, чем он, и задается вопросом, каково было бы снова встретиться, когда они станут старше. Фронтмен Pulp Джарвис Кокер основал тексты на девочке, которую знал в детстве, и вспомнил: «Единственное, что не соответствует действительности, — это обои из древесной щепы ». Он уточнил:

Дебора была основана на реальной подруге детства Кокера, Деборе Боун , которая переехала из Шеффилда в Летчворт, когда ей было 10 лет. Как следует из лирики, она вышла замуж и родила детей. Позже Боун размышлял: «Я рос и сплю с Джарвисом Кокером, претендуя на славу, ну, кто-то должен был это сделать, и все это было совершенно невинно! «Дискотека 2000», но нам так и не удалось встретиться у фонтана на дороге ».

Фонтан, названный местом встречи, был Фонтаном Гудвина, ранее находившимся на Фаргейте в центре Шеффилда.

Мир накануне диско

Нет единого мнения о том, с какого трека начинать отсчет эпохи диско. Никто специально не изобретал этот стиль: он спонтанно зародился в Нью-Йорке конца 1960-х в клубах, где собирались афроамериканцы, выходцы из Латинской Америки, Испании и Италии и представители ЛГБТ+. И только в 1974 году слово «диско» вошло в широкий оборот благодаря журналу The New York Magazine, который обозначил так музыкальный жанр. До этого диско называли «дискотечным роком».

Нью-Йорк конца 1960-х был настоящей дырой: серые улицы, кучи мусора и проплешины руин между жилыми зданиями — эти времена хорошо описаны в книге Патти Смит «Просто дети». США увязли во вьетнамской войне, и экономика страны страдала. Наряду с антивоенными протестами усилились движения за гражданские права афроамериканцев, женщин и геев. Многие молодые американцы и американки были недовольны ситуацией, им хотелось отвлечься от этого хаоса, забыться и просто хорошо провести время, почувствовать свободу.

Для этого языческие племена входили в транс под ритмичные барабаны, а эллины воздавали хвалу богу виноделия Дионису оргиями с вином и экстатическими плясками. Но с приходом христианства такие танцы ушли в прошлое, став сдержанными и потеряв тактильность. Спустя столетия диско в полной мере воплотило в себе древние принципы, вернув моду на радикальное выражение своих эмоций и сексуальности.

Луна 2112 (Moon) 2009

Режиссер: Дункан Джонс

О чем фильм: Астронавт Сэм три года провел полном одиночестве на Луне, где следил за работой автоматизированной станции по добыче редкого газа. Когда его контракт фактически подходит к концу, и остается всего две недели до возвращения на Землю, Сэм встречает своего сменщика…

Почему стоит послушать: Фильм снял Дункан Джонс — сын великого музыканта и актера Дэвида Боуи. В этом случае отличное чувство вкуса явно передалось по наследству: в качестве композитора для своей ленты Джонс пригласил британского музыканта Клинта Мэнселла. Впрочем, Мэнселл до своего признания в «Черном лебеде» Даррена Аронофски создал для «Луны 2112» весьма атмосферный эмбиент-треклист с потрескиваниями и пространственными шумами — все как и полагается для добротной космической драмы.

«Роллер-буги» (1979)

«Roller Boogie»

Повальное увлечение роликами и диско нашли отражение в доброй и наивной молодёжной комедии «Roller Boogie». В солнечном калифорнийском городке на роликах гоняет вся молодёжь! Главная героиня – Терри Баркли (Линда Блэр из «Изгоняющего дьявола») – дочь богатых родителей, но вместо скучных балов и игры на флейте она мечтает о залитом солнцем променаде, где тусуется местная молодёжь и все гоняют на разноцветных роликовых коньках…

— Папа, можешь выполнить мою просьбу?
— Ну, если только это не связано с роликами или диско-музыкой.

Главный герой — Бобби (профессиональный роллер Джим Брэй) – великолепный танцор, да и на катке ему нет равных! Он заражает Терри своей страстью к катанию («ты сумасшедшая или как? Сначала ты не хочешь кататься, теперь ты хочешь кататься!») и предлагает вместе участвовать в танцевальном конкурсе. Но её мама приходит в ужас от этой идеи и делает всё, чтобы, удержать дочь подальше от этого порочного места…

В фильме звучит много (очень много) диско, в том числе песня «Boogie Wonderland» группы Earth Wind & Fire, перекликающаяся с названием фильма и отлично подходящая для роликовой дискотеки, которую можно назвать «Roller Wonderland». Саундтрек был выпущен на студии (конечно же!) Casablanca Records. Практически все песни были написаны специально для фильма творческим дуэтом Боба Эсти и Мишеля Аллера.

В прокате фильм появился с опозданием — в самом конце 1979-го года, когда мода на диско уже умерла (да и на ролики тоже), в результате съёмки запланированного на 1980-й год сиквела «Acapulco Roller Boogie» были отменены.

Музыкальное видео

Музыкальное видео для «Disco 2000», снятое режиссером Педро Ромханьи, адаптировало историю, изображенную на обложке сингла, разработанной Дональдом Милном. В видео показаны мальчик и девочка, которых играют модели Патрик Скинни и Джо Скинни, соответственно, которые встречаются на субботней вечерней дискотеке и после этого встречаются. Видео, которое представляет собой 7-дюймовый микс песни, показывает участников Pulp, представленных на картонных вырезках и по телевизору (по этой причине барабанщик Ник Бэнкс назвал песню «самым простым видео, которое когда-либо делали»). Ромханьи объясняет:

«Ноктюрна» (1979)

«Nocturna: Granddaughter of Dracula»

И снова Трансильвания! Настали тяжёлые времена – не в силах справиться с налогами, престарелый граф Дракула (Джон Кэррадайн) перестраивает мрачноватый фамильный замок в гостиницу «Hotel Transylvania» — кстати, тоже мрачноватую. Очаровательная внучка графа — вампиресса Ноктюрна (певица и актриса с вьетнамскими корнями – Наи Боне) работает в ней менеджером. Чтобы развлечь скучающую публику, Ноктюрна приглашает в Трансильванию американскую фанк-группу Moment Of Truth, в солиста которой по имени Джимми (австралийский актёр Энтони Гамильтон) она без памяти влюбляется.

— Ноктюрна? Что это за имя?
— Ну, это старинное трансильванское имя. Оно означает…эммм… ночная.

Любовь творит с ней чудеса, и девушка, которая, как все вампиры, давно умерла, снова начинает видеть в зеркале своё отражение. Вместе с любимым она бежит в Нью-Йорк, где останавливается у бывшей возлюбленной своего деда – Джугулии Вейн (игра слов: «Jugulia Vein» означает «яремная вена» — излюбленное место укуса вампиров), которая живёт в подземелье под Бруклинским мостом. В Нью-Йорке Ноктюрна с головой окунается в мир диско и клубной жизни…

http://vk.com/video_ext.php

— Когда я слышу музыку, я словно перерождаюсь, мне становится так весело! В такие минуты моё отражение даже появляется в зеркале!

…но недовольный её связью со смертным, дед отправляется по следам Ноктюрны, чтобы вернуть непокорную внучку домой…

В фильме можно увидеть малоизвестную группу Moment Of Truth, комика Бразера Теодора (он сыграл слугу Дракулы – тоже Теодора) и услышать великолепные песни Глории Гейнор «Love Is Just A Heartbeat Away» и Вики Сью Робинсон «Nighttime Fantasy».

Диско как социокультурная революция

В 1960-е в США диско стало музыкой освобождения маргинальных групп и символом сексуальной революции. Исследовательница Элис Эколс, написавшая книгу о диско «Hot Stuff: Диско и революция в американской культуре», настаивает, что диско такая же музыка протеста, как рок-н-ролл или панк. Непосредственные участники тех событий не видели ничего революционного в том, что делали. Но Эколс доказывает, что именно диско вывело сообщество ЛГБТ+ из андеграунда в мейнстрим, дало женщинам возможность говорить о своем удовольствии в сексе и разрушало стереотипный образ мужественности того времени.

Возвышение диско во многом случилось благодаря единственному настоящему акту протеста, который можно связать с этим культурным феноменом.

Полицейские регулярно устраивали рейды в нью-йоркском районе Гринвич-Виллидж, где было много гей-баров — тех самых, что стали колыбелью диско. Даже самый огромный (на 1000 человек) нью-йоркский круглосуточный гей-клуб «Континентальные бани» должен был отслеживать патрули, чтобы избежать проблем.

Аудиторией этих заведений часто были бездомные или просто очень бедные люди: кого-то выгнали из дома из-за сексуальных предпочтений, кто-то не мог реализоваться в работе из-за расы или ориентации. Кроме того, в гей-клубы любили ходить лесбиянки и гетеросексуальные женщины, чтобы танцевать, не рискуя стать жертвой домогательств.

Обычно посетители клубов не сопротивлялись полицейским и были покладистыми даже при арестах. Но в ночь на 28 июня 1969 года толпа у гей-бара «Стоунволл-инн» в Гринвич-Виллидже неожиданно дала отпор полиции, и  растянулись на неделю. Останавливать протесты отправили то же подразделение полиции, которое отвечало за разгон демонстраций против войны во Вьетнаме, но бунтующие не сдавались и атаковали полицейских в ответ — в ход шли коктейли Молотова и камни.

Стоунволлские бунты называют первым в истории открытым протестом геев против ущемления их прав и свобод. События тех дней стали поворотным моментом для движения за права ЛГБТ+: они способствовали объединению угнетаемых и показали силу их гнева. Благодаря этому гей-культура смогла постепенно выйти из андеграунда, из которого не могла вырваться раньше.

Короткометражный документальный фильм журнала i-D о стоунволлских бунтах

После стоунволлских бунтов всем стало можно танцевать с кем угодно. Многие столетия до диско даже парные танцы предполагали дистанцию между партнерами и минимум контакта. А танцы эпохи диско — это постоянные прикосновения, сексуальные движения и необходимость вести коммуникацию. Главной музыкой до диско был рок-н-ролл — музыка с теми же афроамериканскими корнями, но преимущественно с белыми исполнителями и зашкаливающим тестостероном.

Диско-культура била одновременно и по расовой дискриминации, и по токсичной маскулинности. Она прославила многих чернокожих исполнителей и исполнительниц, для которых шоу-бизнес был самой короткой и практически единственной возможностью пробиться через расистские ограничения социальных лифтов.

Музыкальные журналисты и свидетели эпохи называют лучшей песней об этом знаменитый 17-минутный трек 1975 года певицы Донны Саммер Love To Love You Baby. Он был написан под влиянием французской софт-порн-поп-песни Je T’aime… Moi Non Plus Джейн Биркин и Сержа Гинзбурга, в финале которой Биркин стонет, как при оргазме.

В Love To Love You Baby Донна Саммер тоже изображает сексуальный экстаз: несколько минут вместили в себя 22 оргазма. Элис Эколс называет эту песню критикой слишком короткого, поспешного трехминутного секса, в котором не остается места для женского удовольствия.

Еще одна победа диско состояла в том, что оно развеяло стереотип о гомосексуальных мужчинах как о женственных и даже жеманных. Яркий пример — созданная в 1977 году откровенно гомосексуальная группа Village People, прославившаяся хитами Y.M.C.A., Go West и In the Navy. Каждый ее участник выглядел брутальным мачо и воплощал какой-то образ, плотно ассоциирующийся с США: типичный полицейский, индеец, ковбой и так далее.

Благодаря этому жанру многие гетеросексуалы перестали считать, что ухаживают за собой только женщины и геи. Яркий пример — фильм того же 1977 года «Лихорадка субботнего вечера»: главный герой Тони Манеро (Джон Траволта) днем работает в небольшом магазине, а вечером в субботу тщательно наводит красоту, чтобы пойти в клуб и поразить местных девушек умением двигать бедрами.

«Подростковая лихорадка» (1979)

«Disco Fieber»

А тем временем в Европе…

Успех фильмов «Лихорадка субботнего вечера» и «Слава Богу, сегодня пятница!» вдохновил немецкого продюсера Ханса Яниша на создание аналогичного мюзикла с европейскими диско-звёздами вроде: Boney M, Gilla и La Bionda и др.

В картине снялись малоизвестные немецкие артисты: Ханна Себек (Ева), Тони Шнайдер (Томас) и Изабель Дюма (Брит). Из-за нескольких эротических сцен (вполне типичных для европейских комедий того времени, но недопустимых на советском экране) немецкая «Лихорадка» не шла в СССР и потому осталась в нашей стране неизвестной. Вспомнили о ней лишь спустя много лет, когда популярность ретро-музыки переживала второе рождение, и самоотверженные фанаты Boney M. выкапывали на свалках истории всё, что хоть минимально связано с творчеством любимой группы.

Чтобы не возникло путаницы с предыдущей работой, в англоязычных странах фильм демонстрировался под названием «Teenage Fever» («Подростковая лихорадка»).

Мария Антуанетта (Marie Antoinette) 2006

Режиссер: София Коппола

О чем фильм: Картина повествует о яркой и трагической судьбе самой знаменитой французской королевы Марии-Антуанетты. Беззаботная молодость среди роскоши, брак в 15 лет и вступление на трон в 19 и, наконец, смерть на гильотине. Сделав королеву ключевым персонажем байопика, показав ее страстную натуру и слабости, Коппола предлагает посмотреть на ненавистную простым народом правительницу совершенно под другим углом.

Почему стоит послушать: Саундтрек представляет собой атмосферную эклектику, основанную преимущественно на британском гитарном роке и электронике (что само по себе очень необычно для фильма, события которого происходят в 18 веке), и создает любопытный диссонанс с картинкой. Относительно саундтреков у Копполы сформировался свой собственный стиль еще со времен «Трудностей перевода» и «Девственниц-самоубийц». Как и прежде, Коппола и музыкальный супервайзер Брайан Рейтзел не стали изменять себе, наполнив треклист исполнителями пост-панка и представителями новой волны 80-х: The Cure, New Order, Aphex Twin, The Stokes, The Radio Dept, Siouxsie and the Banshees и других. Помимо современных исполнителей есть несколько классических композиций под барочные интерьеры, представленных Antonio Vivaldi, Jean-Philippe Rameau и Domenico Scarlatti.

Известные диско-исполнители

Пик популярности музыкального стиля disco приходится на 70-80-е, а известными исполнителями считаются: Вики Сью Робинсон (Vicki Sue Robinson), Грейс Джонс (Grace Jones), Тельма Хьюстон (Thelma Houston), Диана Росс (Dianna Ross), Шер (Sher), Донна Саммер (Donna Summer). Достойны упоминания и творчество групп ABBA, Boney M, культовой персоны Madonna.

Чтобы проследить историю развития стиля, узреть людей за кулисами музыкального процесса, рекомендуем посмотреть киноленту «Слава Богу, это пятница» 1978 года и «Субботняя ночь навсегда» 1977. Видео оказало влияние на становление и рост популярности танцевальной музыки.

Историческая литература

В. Пикуль «Нечистая сила» часть 1 занимает 2 место в ТОП-20 лучших аудиокниг. Чуть-чуть не добралась до звания лучшей аудиокниги. Успех очевиден: Пикуль это талантливейший писатель, мастер своего дела. Его умение погрузить читателя в историческую эпоху просто не знает аналогов. Сочный язык, художественное описание точных исторических фактов, вызывающее реальные, чуть ли не осязаемые образы той жизни, тех героев — все это делает произведения Пикуля настоящей машиной времени. Вот и аудиокнига «Нечистая сила» погружает слушателей в бурлящий предреволюционный XX век, где мы встречаем загадочную, но вместе с тем реальную фигуру Григория Распутина. Кто он: царское проклятие, святой или колдун? Читает текст актер Сергей Чонишвили — филигранно дергающий за струны души рассказчик.

7 место читатели отдали части многотомной попытки Б. Акунина осмыслить нашу историю в его произведении «История Российского государства». Том 3. Наиболее спорный, подвергаемый немыслимым пересмотрам период с освобождения от власти Золотой Орды до Смуты.

Диско как революция музыкальной индустрии

Музыкально диско наследует соулу и фанку, но главное — в основе диско лежит прямая бочка, известная как бит four-to-the-floor. Большой барабан («бочка») звучит на каждую долю. Все, кто когда-либо занимались танцами или музыкой, сталкивались со счетом раз-два-три-четыре

Часто этот счет нужно держать, даже если ритм-секция не играет, и тут важно чувство ритма конкретного танцора или музыканта. Four-to-the-floor облегчает задачу для нетренированных участников, помогая не терять ритм, поэтому она так хороша для массовой танцевальной музыки и до сих пор является ее неотъемлемой частью

Конечно, прямая бочка существовала задолго до диско, еще в 1930-е и 1940-е, но именно этот стиль сделал ее популярной.

Диско также превратило диджеев в важную единицу музыкального бизнеса. До того в клубах играли только живьем. В 1960-е нью-йоркский Le Club стал первым американским клубом, где поставили вертушки и диджеи заменили живую музыку.

Диджеи и диско сломали привычную в те времена схему распространения хитов. До эпохи диско песня могла стать успешной и продаваемой, только если радиостанции выбирали ее и ставили в сетку вещания. Но они долго игнорировали диско, отдавая предпочтение рок-музыке, даже когда диско-клубы уже были на волне популярности. Однако посетители клубов, влюбившись в какой-то трек, выясняли его название и шли за пластинкой в магазин, минуя этап прослушивания по радио. Это отразилось на чартах журнала Billboard 1970-х, куда впервые начали попадать синглы, никогда не звучавшие в эфире, но отлично продававшиеся.

В эпоху диско изменился и подход к написанию и записи музыки. По-настоящему революционной пластинкой стал дебютный альбом Глории Гейнор Never Can Say Goodbye (1974) — первая диско-запись, прозвучавшая по радио. Впервые в истории песни на альбоме не были разделены паузами и плавно перетекали одна в другую, так что он звучала как идеальный диджей-сет. Never Can Say Goodbye попал на 25-ю строчку американского чарта Billboard в категории «поп-музыка» и стал популярным в Великобритании и Франции.

Следующая диско-революция в звукозаписи случилась в 1975 году в уже упомянутой песне Love To Love You Baby Донны Саммер, растянувшей изначальную трехминутную версию до почти 17 минут. С популярностью ночных клубов росла и потребность в длинных композициях, которые не обрывались бы ровно в тот момент, когда танцующие только вошли в раж и приблизились к трансу. К тому же диджеям было трудно сводить слишком короткие треки.

Угасание популярности диско

К концу 70-х популярность пошла на спад. Танцевальная музыка преображалась, появлялись новые инструменты и стилистика. Рок-артисты, включая Дэвида Боуи (David Bowie) и Род Стюарта (Rod Stuart), часто отзывались плохо о disco и делали все для снижения популярности. В Штатах и Великобритании появляется панк-культура, на которую переключается молодёжное движение.

В телевизионных шоу главной темой музыкального мира связывается с противоборством между диско и рок-музыкой. Враждебные отношения проявляются в ряде кинофильмов. Танцевальные композиции реже попадали в чарты, а после 1980 вовсе перестали радовать слушателей. В 2000-х меломаны вновь начали присматриваться к музыкальному стилю, назвав его Nu-Disco.

От мейнстрима до анафемы

В 1974 году, после упоминания слова «диско» в журнале The New York Magazine, его стали писать на обложках всех пластинок с танцевальной музыкой, и этот прием действительно помогал продавать. Успешные продажи диско-альбомов мотивировали продюсеров эксплуатировать жанр еще больше. И «Лихорадка субботнего вечера» с Джоном Траволтой, вышедшая в 1977 году, если и стала памятником эпохе, то скорее ее надгробием. Тем более что фильм рисует юных поклонников диско и ночных клубов мрачными красками, хотя сам факт появления диско-клуба на большом экране был историческим событием.

В 1976 году диско было мейнстримом: многомиллионные продажи пластинок, мировые туры диско-групп, появление в телепередачах и рекламе, популярность даже у консервативной части населения США. Стиль начали копировать успешные рок-группы — теперь у всех должен был быть хотя бы один диско-хит на счету.

Heart of Glass — диско-песня группы Blondie 1978 года. Вокалистка Дебби Харри вспоминала, что многие коллеги по рок-сцене с презрением отнеслись к этому треку

Продолжали выходить по-настоящему новаторские и интересные песни, но всё же мир уже был перенасыщен диско. В том же 1976 году появились и первые песни-пародии вроде Disco Boy Фрэнка Заппы и Disco Duck группы Rick Dees and His Cast of Idiots. Жадность продюсеров и охота брендов за хайпом привела к появлению искусственных, беспомощных, нелепых песен и групп-однодневок, пытавшихся заскочить в и так переполненный вагон.

Пародия Disco Duck группы Rick Dees and His Cast of Idiots

В декабре 1978 года закончилась история самого знаменитого и роскошного диско-клуба Studio 54, открывшегося в апреле 1977-го. Клуб прославился звездными гостями от Мика Джаггера и Михаила Барышникова до Энди Уорхола и Сильвестра Сталлоне, секс-оргиями на втором этаже и кокаином, который посетители употребляли в огромных количествах (тогда никто еще не знал, что кокаин вызывает зависимость). Полиция закрыла клуб и арестовала его основателей за уклонение от налогов.

Угасанию эпохи диско способствовало и то, что ее звезды старели и сходили со сцены, а в это же время начали набирать популярность другие жанры — панк-рок и рэп.

В 1979 году ярким (в буквальном смысле) финальным аккордом стала акция чикагского радиодиджея Стива Даля, который потерял работу рок-обозревателя из-за популярности диско.

«Слава Богу, сегодня пятница!» (1978)

«Thank God It’s Friday»

Эта комедия запомнилась зрителям по двум причинам: во-первых, одну из ролей в ней исполнила сама Донна Саммер, во-вторых, его саундтрек был настолько популярен, что продавался даже в СССР. Тройной(!) диск, в красивом чёрном конверте, оформленный в эстетике диско, был превосходным подарком!

Как такового сюжета в фильме нет – всё действие происходит вокруг вымышленного лос-анджелесского клуба «Zoo», в котором намечается грандиозный танцевальный конкурс под живое выступление группы The Commodores. Каждый герой фильма связывает с этой ночью какие-то свои надежды: школьницы Фрэнни и Джинни мечтают выиграть в конкурсе, чтобы заработать на концерт группы KISS. Кен и его очкастый товарищ Карл ищут девушек. Начинающая певичка Николь Симс (её-то и играет Донна Саммер) всеми правдами и неправдами стремится пробраться в рубку диск-жокея, чтобы тот разрешил ей выступить на сцене. Сью затаскивает в клуб своего мужа Дэйва — зануду и жадину, чтобы немножко его растормошить. Респектабельный хозяин дискотеки Тони Ди Марко (Джефф Голдблюм) пытается её соблазнить…

«Танцуем! Всё остальное – чушь!»

http://vk.com/video_ext.php

Продюсерами фильма выступили киностудии сразу двух крупнейших лейблов: Motown Productions и Casablanca Filmworks — желание девушек попасть на концерт именно KISS вовсе не случайно! Также в одном эпизоде в рубке ди-джея можно увидеть пластинку «Music Inspired By Star Wars And Other Galactic Funk», издававшуюся на лейбле Casablanca. В свою очередь, The Commodores была группой лейбла Motown.

Саундтрек «Пятницы» с ходу возглавил танцевальный чарт Hot Dance Club Play, также заняв 6-ю строчку в альбомном чарте R&B и 10-ю в хит-параде Billboard Hot 200. Его успех в немалой степени способствовал получению Донной Саммер премий Грэмми и Золотой Глобус за песню «Last Dance».

В фильме показаны такие характерные приметы диско-эпохи, как танцевальные конкурсы в клубах, прямое вещание радиостанций с дискотек, популярнейший танец хастл, модные туфли-платформы (в которых Фэнни постоянно спотыкается) и многое, многое другое!
Быть может, как комедия, «Пятница» уже давно морально устарела, но, как никакой другой фильм, она помогает прочувствовать атмосферу эпохи диско!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: