Даже рядовая рецензия должна быть в десятки раз глубже, чем традиционный рассказ о релизе
Проблема
Простые обзоры альбомов, интервью о планах на будущее и сухие профайлы «родился — женился — умер» давно изжили себя. Читателю нужно более глубокое осмысление. Рассказать, как звучит альбом и о чем поет артист, может каждый даже без помощи музыкального эксперта. Время жанровых статей ушло, сейчас актуальны мнения, аналитика и экспертиза. Тем не менее большинство по-прежнему пишет про звучание, спрашивает о творчестве и предлагает угадать рэперов.
Решение
Если вы пишете обзор конкретного альбома, он не должен исчерпываться исключительно разбором звучания и биографии музыканта — этот текст должен сообщать читателю нечто большее: анализ индустрии, взгляд на мир, прогнозы бытия и прочие измышления. Релиз чего-либо — это маркер времени, а не самоценное событие, его нужно использовать как повод поговорить о чем-то большем.
Если вы берете интервью, никому по большому счету не интересно знать, в каком классе артистка взяла в руки гитару, — лучше спросите про ее отношение к смерти, обсудите насущные проблемы взросления и так далее. Чтобы это было интересно читать даже тем, кто не интересуется конкретным музыкантом или музыкой в целом.
Хороший музыкальный критик — это философ, умеющий связывать между собой абсолютно неожиданные вещи и достающий на свет экзистенциальные вопросы, которых в простой рецензии быть, казалось бы, не должно.
Иллюстрация: Элла Довнар
Lollapalooza, Чикаго, США
- Когда: 30 июля — 2 августа 2020 года.
- Line-up: лайн-ап-2020 пока не анонсировали, но на официальном сайте можно подписаться на электронную рассылку и узнать имена музыкантов раньше остальных.
- Стоимость билетов: билет на 30 июля стоит 334 $ (≈ 20 750 руб.), на 1 или 2 августа — 365 $ (≈ 22 650 руб.).
Lollapalooza — альтернативный музыкальный фестиваль, который проходит в Чикаго с 1991 года. Он был задуман американским певцом и фронтменом группы Jane’s Addiction Перри Фарреллом как прощальный тур. Но в итоге превратился в ежегодное событие, в котором принимают участие хеви-метал-, хип-хоп- и панк-рок-группы.
Фестиваль организуют в Грант-Парке в Чикаго. Это самый большой парк в городе, включающий многокилометровые пляжи озера Мичиган, аквариум, планетарий, институт искусств, музей науки и промышленности и другие достопримечательности.
Путешествующий фестиваль
В 1990-х годах «Лоллапалуза» перемещалась по американским городам, а потом и вовсе оказалась за пределами США. В наши дни этот фестиваль проходит в разных странах. На территории Европы посетить «Лоллапалузу» можно в Берлине. В разное время хедлайнерами берлинского фестиваля были Radiohead, New Order, The Libertines, Major Lazer. В 2020 году двухдневные билеты стоят 145 € (≈ 10 150 руб.), но лайн-ап пока доступен только по подписке. Берлинская «Лоллапалуза» пройдёт 5— 6 сентября.
Как добраться: из международного аэропорта О’Хара можно доехать до Грант-Парка на метро и автобусе, проездной на один день стоит 10 $ (≈ 620 руб.).
Европа неслучайно считается «королевой» музыкальных фестивалей. Практически каждые летние выходные в европейских странах проходят мероприятия, собирающие толпы меломанов. Если ты из их числа, то уже сейчас стоит забронировать билет, купить палатку и найти единомышленников, с которыми можно разделить удовольствие от фестивального вояжа.
От цены к смыслу
В середине 1980-х рекламный мир столкнулся с понятием brand blindness: большинство людей уже не смотрели на торговую марку — они смотрели на ценник. И пока многие бренды в рекламе продолжали делать ставку на престиж и шик, бэби-бумеров выбирало товары в обычном супермаркете.
День 2 апреля 1993 года запомнился как «Пятница Marlboro». Philip Morris, бренд с мировым именем и миллионными оборотами, объявил, что снижает цену на сигареты Marlboro на 20%, чтобы конкурировать с более дешевыми предложениями других марок. Когда всеми любимый ковбой пошел на уступки, стало ясно: мир брендов ждут перемены.
На время ценообразование стало основным двигателем рынка. Пока не появилось новое поколение компаний, которые заявили: сила не в цене, а в бренде. Среди них были Nike и Microsoft, которым удалось наладить мэтч потребностей и желаний аудитории.
Рекламная кампания Nike стала сама по себе новым манифестом. Бренд не предлагал купить кроссовки и отправиться на пробежку. Он рассказывал истории людей, которые хотят заниматься спортом. И так собирал комьюнити.
Музыка
Первоначально группа работала в стилистике инди-панка с интонациями эмо-рока, опираясь на наследие групп «Пасош» и «Буерак». После EP «Весенняя пора» в марте, 4 октября 2017 года вышел дебютный альбом «Может, правда все закончится вот так». 10 ноября группа дала первый сольный концерт в клубе «Диссидент». В феврале 2018-го появился сингл «Когда?», а в марте коллектив отправился в «ЭМО тур», побывав в 10 городах России.
Внимание публики коллектив привлек с выходом 15 октября 2018 года второй пластинки «Так я в детстве все и представлял», которая балансирует между жанрами эмо и поп-панка, но, в отличие от первого альбома, с более депрессивным характером. В качестве гостя при записи альбома поучаствовал Петар Мартич, вокалист группы «Пасош»
Работу предваряли сингл и видеоклип «Ответ», снятый осенью в Ясеневе, где родился и жил лидер проекта Андрей Тарасов. Композиция рассказывает о часто возникающем ощущении пустоты и бессмысленности. Главный герой видео — клоун, снаружи выглядящий ярким и праздничным, но уже давно не радующийся жизни. Под конец клипа клоун разбивает выдуманного друга-манекена, переосмысляя существование.
Другие композиции альбома также рассказывают о душевных переживаниях и поиске себя. Музыка стала сложнее, гитары — активнее и динамичнее. Надежда на благоприятный исход появляется в «Пять», в «Доме» идет поиск будущего пути, а во «Все равно» герой окончательно оправляется от потерь и идет дальше.
В 2018–2019 годах группа выступила на главной сцене фестивалей «Боль», Faces & Laces, «Гарнир», «Форма», Mutant Indie Fest, в конце 2018-го прошел «Форева тур» по 16 городам России. В новый 2019 год вышла совместная песня «Источника» и «Увулы» «Новый твой». В марте в репертуаре появился новый трек «Пу!», после которого коллектив отправился в мини «Путши-тур», охвативший Нижний Новгород, Тулу, Минск, Москву и Петербург.
В начале 2020 года дискографию пополнил сингл «Капли крови», записанный вместе с группой «Тима ищет свет». В середине 2020 года музыканты выпустили капсульную DIY коллекцию мерча, состоящую из 7 вещей в единственном экземпляре, найденных в разных местах планеты.
Лидер группы Андрей Тарасов рассказывал в интервью, что ему не нравится выходить в люди, потому карантинный период самоизоляции для группы прошел продуктивно. Правда, один музыкант пробыл лишь неделю, потом отправившись к Антону Бурунову, куда стал приезжать и Лёка Иорданян. Вместе репетировали, записывали песни с помощью компьютерной программы. Андрей также стал больше времени проводить с родителями, а вот Школу Нового кино, где Тарасов учился на актера, забросил, считая, что учеба снижает производительность. Леонид не разделяет мнение коллеги, планируя закончить Гнесинку и обучать детей.
В вышедшем 9 октября 2020 года третьем альбоме Pop Trip «Источник» неожиданно отказался от прошлой стилистики, обратившись к шестидесятым годам — времени хиппи, поиска умиротворения в мире и внутри себя. По мере продвижения альбома музыка проходит через фанк и синти-поп, под конец выливаясь в джаз в духе британца King Krule. В альбоме появляются приглашенные вокалисты (Тимофей Якимов из «Тима Ищет Свет», Антон Брунов из Verbludes, Соня Шахова (SANEKA), актриса Милена Аджиба) и новые инструменты.
Рассказывая историю создания альбома, смену стиля участники коллектива объяснили тем, что появилась потребность в новом звучании. Тогда музыканты поставили творчество на паузу и прослушали много новой музыки — рэп, джаз, r’n’b, фанк, испробовали современные буддийские техники, что помогло создать нечто свежее. В качестве источников влияния артисты называли Blood Orange, Кали Учис, Михея, Green Grey.
Основной темой пластинки стало отсутствие свободы и веры в себя. Песни повествуют об опасении совершить ошибку, о внутренней тревоге, загоняющей вглубь в самого себя. Пусть герой и успевает отмечать окружающее, видит свой талант, он не решается прикоснуться к прекрасному и из-за этого терпит неудачи.
Критическое мышление, нонконформизм и подозрительность должны стать основой для любого материала
Проблема
Большинство журналистов пишут о крупных музыкантах с точки зрения их репутации и уровня популярности. Если это Монеточка, которую любят все ваши друзья в фейсбуке, то мысль о критике ее музыки даже не приходит им в голову. Если у Shortparis вышел яркий и красивый клип, то он априори классный, независимо от того, что в нем нет никакого смысла. Поэтому все тексты о новых релизах Лизы и Николая превращаются либо в констатацию фактов, либо в SMM-восторги: «Наконец-то вышел новый альбом или клип, которого мы все ждали! Звучит он так-то, происходит в нем то-то».
То есть образ музыканта, однажды заявившего о себе интересным материалом, становится неким гарантом определенного уровня качества, и чем успешнее был релиз, принесший ему успех, тем более непоколебимой станет его репутация. Это можно сравнить с образом любимого человека, который иногда сильно отличается от того, кто он есть на самом деле. Чтобы образ развенчался, должно либо пройти время, либо произойти что-то серьезное.
Часто устоявшееся общественное мнение или простая невнимательность мешают журналистам рассмотреть подвох там, где уже давно расцвела кремлевская пропаганда или прогнил талант великого рэпера. Просто человек — слишком веселый, современный и популярный. В итоге журналист расслабляется: он начинает работать с архетипами и анализирует события по инерции, в то время как каждую тему следует разрезать острым скальпелем критического анализа!
Решение
Читателям и музыкантам нужна критика и нигилизм: первые без них глупеют, а вторые расслабляются и теряют хватку. Любые музыкальные релизы, равно как и вообще все в нашей жизни, нужно рассматривать через призму критики, с легким недоверием. Например, вышел новый альбом Оксимирона. Да, мы все этого ждали. Да, это большое событие. Да, он важный артист. Да, его хвалят все ваши друзья. Но найдите в себе силы оценить именно альбом, посмотреть на артиста с обеих сторон, чтобы понять, действительно ли он так хорош или это просто вещь, переоцененная благоговеющим большинством.
Даже если альбом на первый взгляд идеален, в нем всегда найдется какой-то изъян — укажите на него, чтобы придать тексту рельефа и жизнеподобия. В мире нет ничего однозначного: люди — и плохие, и хорошие, а их продукты — и качественные, и некачественные одновременно. Именно эту правду жизни и должен показывать хороший журналист. Именно критический подход и выделяет хороший текст из бесконечного количества блеклой ерунды.
Гибкость мышления и неконформность по отношению к мнению большинства — одни из мощнейших орудий музыкального критика.
Последний вышедший клип Shortparis на песню «КоКоКо»
История создания и состав коллектива «Источник»
У истоков формирования коллектива стоит талантливый гитарист Андрей Тарасов и бас-гитарист Леонид Иорданян. Дуэт основал команду в 2017 году. Ребята сразу заявили, что «Источник» — мультивокальный и мультиинструментальный проект. Музыканты постоянно экспериментируют с жанрами и звучанием, поэтому им удаётся создавать действительно трендовые композиции.
Перед выпуском второй по счёту пластинки коллектив расширился до трио. В состав влился музыкант Иван Маяцкий. Приняв участие в записи сборника, и отыграв несколько туров – Иван покинул проект. Он принял взвешенное решение. Как оказалось внутри команды начались творческие разногласия, которые привели его к решению покинуть проект. Место Маяцкого недолго пустовало. Вскоре в группу влился новый участник. Речь идёт об Антоне Евсееве. Он откатал с командой всего один мини-тур.
На данный период времени дуэту помогает музыкант Влад Чернин, Антон Брунов, Митя Емельянов, а также вокалисты Нино Папава и Полина Сазонова.
Тексты песен чаще всего пишет Андрей. В одном из интервью музыканты рассказали, что каждый из участников группы принимает активное участие на этапе написания музыкальных произведений.
Hailey Tuck — Coquette
В этом году ни один другой альбом не зацепил меня так, как это сделал Coquette певицы Хейли Тук (или, может быть, Так). Под ее нежный голос я пил по утрам кофе, работал, лежал в ванной, рисовал каляки, пил пивас и вообще, чего только не делал — и каждый раз пластинка звучала как-то по-особенному.
Coquette — одновременно очень добрый, но меланхоличный альбом. В меру романтический, при этом не сентиментальный и не приторно сладенький. Он как дождливое утро, когда ты завтракаешь в кафе после веселой ночной гулянки, попиваешь пивко и вспоминаешь вчерашнее — романтические улыбки, мимолетные поцелуи и прочие забавности. И на душе тепло, но немного тоскливо от того, что за окном дождь и веселье закончилось. Но ведь обязательно будет другое, и вот ты уже улыбаешься, делаешь глоток ледяного и начинаешь похлопывать себя по ноге в такт музыке.
Эта музыка идеально в любом настроении — и в плохом, и в хорошем. Рекомендую, действительно стоящая штука.
Презентация пластинки Pop Trip
На этом музыканты не остановились. В 2020 году состоялась презентация третьего студийного альбома группы. Пластинка получила название Pop Trip. Лонгплей был записан в стилистике хиппи. Таких добрых и умиротворённых треков от музыкантов, поклонники коллектива точно не ожидали. Над альбомом поработало много приглашённых артистов.
У ребят появилась потребность в новом звучании. Они неожиданно осознали, что хотят сотворить нечто такое, что запомниться поклонникам. Перед тем как приступить к созданию третьего студйника участники «Источника» заслушивались композициями в жанре рэп, джаз, r’n’b, фанк.
Отсутствие свободы и веры в себя – основная тема, которую попытались раскрыть музыканты в третьем лонгплее. Композиции рассказывают о тревожности, мнительности и опасениях, которые любого человека загоняют вглубь себя.
Музыкальная журналистика — такое же искусство, как и сама музыка
Проблема
Журналистика часто воспринимается как приложение к чужому творчеству. «Вот артисты творят и создают настоящее искусство, а вы просто паразитируете на этом». Я регулярно слышу от окружающих, что журналист не создает ничего ценного, и видел немало коллег, разочаровавшихся в своей профессии и жаждавших заниматься «настоящим» искусством. «Вот музыкальный альбом — это продукт творчества, а рецензия лишь объясняет его».
Из-за ошибочного представления о современной журналистике авторы — в общественном сознании — предстают обслугой инфоповодов, да и из-за некомпетентных писак создается впечатление, что журналист не может создать ничего значительного, что имело бы ценность в отрыве от субъекта его материала. Но это далеко не так. Все зависит исключительно от подхода и мироощущения того или иного журналиста.
Решение
Журналистика тоже может быть искусством, в зависимости от того, какие тексты вы пишете. Если вы лишь обозреваете альбомы, рассказывая об их звучании, то вы — простой музыкальный критик. Но если вы вкладываете в свои тексты более широкий смысл и используете заданную тему в качестве отправной точки, то вы автоматически превращаетесь в то, что раньше называлось гордым словом «публицист», или как минимум в Льва Рубинштейна (поэт, концептуалист, журналист. — Прим. «ИМИ.Журнала»).
Иными словами, сборник ваших рецензий посмертно издадут, только если вы писали действительно прорывные тексты на ощупь и, может быть, имели честь при жизни свести знакомство с Любовью Аркус (кинокритик, сооснователь журнала «Сеанс». — Прим. «ИМИ.Журнала»). Но если в своих текстах вы затрагиваете более всеобъемлющие темы, каким-то образом двигаете вперед саму профессию журналиста и открываете читателю новые истины, это будет иметь ценность даже в отрыве от субъектов вашей критики.
Поэтому я призываю всех журналистов мыслить глубже и провозглашаю журналистику еще одним видом искусства, который абсолютно точно имеет ценность в отрыве от предметов своей деятельности!
Как стать популярным музыкантом?
Результаты проведенной научной работы были опубликованы в научном журнале City Library. Сразу же стоит сказать, что в рамках исследования авторы изучали не истории рок-групп, а творческий путь исполнителей электронной музыки их Берлина. В целом они проанализировали более 7 000 записей, среди которых нашли общие черты, которые привели музыкантов к коммерческому успеху и популярности во всем мире. В результате они выяснили, что существует как минимум две рабочие стратегии, которые могут обеспечить исполнителям мировой успех.
Ученые нашли две стратегии, которые могут привести к успеху в музыке
Первая предназначена для консервативных исполнителей, а вторая больше подходит для любителей экспериментировать с музыкой. Оба варианта по-своему хороши, потому что одна позволяет достичь максимальной известности, а другая дает шанс прослыть музыкальным гением и войти в историю музыки.
Само собой разумеется, для достижения успеха также нужен талант
Первая стратегия заключается в том, чтобы неуклонно следовать изначально выбранному стилю исполнения музыки. Если всегда оправдывать ожидания публики, можно стать популярность за счет узнаваемого звучания. Если говорить чуть более по-умному, слушатели будут заранее знать, чего ждать от исполнителя. После удачного предсказания будет срабатывать механизм вознаграждения, что для людей является одним из источников удовольствия. Именно поэтому за творчеством исполнителя может начать следить большое количество людей.
Возможно, «Ливерпульская четверка» стала известна благодаря эффективности первой стратегии
Вторая стратегия заключается в записи большого количества экспериментальных треков. Главное правило — выпускать их регулярно, с большой частотой
По мнению исследователей, эксперименты часто привлекают к себе внимание. В перспективе музыкант, который не боится вносить в культуру что-то новое, может войти в историю как гений своего жанра
Но важно понимать, что на начальном этапе смешение стилей и прочие необычные решения могут отпугнуть слушателей. Но даже странная музыка может стать необычайно популярной
Вангелис — один из самых успешных композиторов современности, который обрел популярность как раз благодаря своим экспериментам с музыкой
Билли Айдол
Билли Айдол все еще в отличной форме: в 2020 году он выступил на альбоме Майли Сайрус Plastic Hearts, приняв участие в песне Night Crawling. Сайрус явно закрывает детские гештальты: она эпизодически пела с Айдолом на концертах, а теперь затащила его на альбом. Дедушку отрадно слушать: его голос все такой же бархатный, как и тридцать лет назад, его «yeah yeah» все так же на максимальном стиле. Все музыканты стареют по-своему: кто-то до последнего не может остановиться и из последних сил ползет к закату карьеры, кому-то седины идут на пользу, а Айдол — как константа поп-музыки, он просто есть, как земная ось. И на нем все еще рано ставить крест. Здоровья и долгих лет!
Отныне СМИ не должны иметь монополию главных площадок на распространение текстов музыкальных журналистов
Проблема
В медиатусовке, среди музыкантов и начинающих журналистов СМИ все еще имеют статус важных платформ, которые могут с шиком продвинуть ваш продукт, принести вам много денег и одарить сладкой жизнью Марчелло Рубини (герой фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь». — Прим. «ИМИ.Журнала»). Но это уже давно не так. Медиа — это «потемкинские деревни» шоу-бизнеса, за которыми скрываются переработки, редакционные интриги, газлайтинг начальства, съемные комнаты на 85% зарплаты и кофе в «Доме культур» на последнюю тысячу перед получкой.
В медиа низкие зарплаты и гонорары, запредельный уровень идиотии и бюрократии. На одного профессионального журналиста, за смешные деньги нащупывающего цайтгайст в прорывном фичере, в издательских домах приходится еще пятьдесят человек в пиджаках или джемперах, заправленных в джинсы, которые понятия не имеют, как устроена журналистика. Они только мешают работать своими эффективными бизнес-решениями.
О трафике и эффективности СМИ вы и сами все знаете, они мало отличаются от показателей независимых телеграм-каналов: интервью с группой «Пасош» на условной «Кольте» прочитает гораздо меньше людей, чем в телеграм-канале «Психо Daily», а «Тихое Место» напишет о новом твите Хаски гораздо быстрее, чем The Flow. Превосходство профессиональных медиа давно утеряно — эту вполне очевидную мысль осталось лишь окончательно легитимизировать.
Решение
Чтобы гегемония СМИ окончательно развеялась и на смену им пришли профессиональные тексты, допустим, в телеграме, их там нужно писать. Телеграм-канал может быть личным блогом с сиюминутными заметками, а может стать и платформой для серьезных материалов, написанных по всем канонам профессиональной журналистики (или хотя бы с соблюдением элементарных правил русского языка).
Журналистам надо делать больше эксклюзивных коллабораций на неофициальных площадках, писать там больше серьезных текстов и запускать больше интересных проектов. Если вы независимый автор, не нужно слепо стремиться написать материал в условный Vogue — делайте это преимущественно на своих или на независимых платформах, а в медиа идите, только если в этом есть серьезная необходимость.
Иными словами, СМИ в сознании журналистов и читателей должны стать одной из множества площадок, где они могут прочитать качественно написанные материалы. Крупные медиа должны лишиться своей элитарной привлекательности в глазах авторов.
Журналистика, обслуживающая инфоповоды и звезд ради трафика и упрощения работы, должна исчезнуть
Проблема
Если вы просмотрите музыкальные медиа, то заметите одну общую черту: в основном они отталкиваются от новых релизов и других очевидных инфоповодов. По большей части музыкальная журналистика сегодня констатирует факты, лежащие на поверхности, и обслуживает звонкие события.
Продукт труда журналистов перестал быть творческой единицей — это всего лишь приложение к чужому творчеству, не значащее ровным счетом ничего без очередного высказывания Моргенштерна. Уберите из большинства текстов наших журналистов предмет описания (новый альбом или клип), и он потеряет смысл. Почему так происходит? Из-за трафика и лени: руководство требует цифры, а самим авторам куда проще настрочить заметку о бифе Крида с Тимати.
Решение
Все это не значит, что нужно срочно перестать писать о Моргенштерне, — надо просто научиться грамотно слагать о нем содержательные тексты… И не только о нем. Трафик не должен руководить нашими действиями.
Новейшая журналистика должна вырваться из-под гнета трендовых инфоповодов и звонких имен. Разумеется, нам не нужно низвергать их с корабля журналистики. Но нам надо научиться создавать тексты, не зависящие от инфоповодов. Читатель должен получать от музыкального журналиста не только сухую информацию о релизах, но и набор мыслей, располагающий к дальнейшему размышлению. Наши тексты должны стать самоценными.
Чем больше личных мыслей и индивидуальности автора будет выражено в тексте, тем выше станет его культурная себестоимость. Журналист ценен не навыком пересказывания фактов, а экспертизой и умением доставать из воздуха неожиданные умозаключения.
Не надо бояться, что это не принесет трафика, потому что:
— даже самые вирусные темы можно раскрыть так, что там найдется место и Марии Каллас, и релятивизму, и вашей личной теории чего-либо;
— место для хорошего материала и сотрудника найдется всегда — может быть, не в этом издании, так в другом.
Roskilde Festival, Роскилле, Дания
- Когда: 27 июня — 4 июля 2020 года.
- Line-up: среди заявленных музыкантов Тейлор Свифт, Tyler, The Creator, Том Йорк, Алекс Кэмерон, Cage The Elephant, Deftones, Mura Masa и другие.
- Стоимость билета: полный билет на восемь дней, включая кемпинг, стоит 2250 датских крон (≈ 20 900 руб.) плюс налог.
Каждое лето в датском городе Роскилле собирается больше ста тысяч любителей музыки, чтобы на восемь дней разбить палатки и погрузиться в мир музыки. Самый известный северноевропейский фестиваль Roskilde Festival предоставляет слушателям выбор одной из восьми сцен (главная сцена, оранжевая — для хедлайнеров, остальные — для менее известных исполнителей).
За всё время существования (начиная с 1971 года) на фестивале успели выступить такие знаменитые музыканты и группы, как Боб Марли, U2, Metallica, Nirvana, Radiohead и другие.
Вырученные от продажи билетов средства идут на благотворительность в поддержку всех видов искусства и общественных организаций (например, WWF или «Врачи без границ»).
С 1999 года организаторы фестиваля в первый же день устраивают голый забег (да-да, это именно то, что ты подумал): нужно прибежать к финишу первым — получишь не только заряд бодипозитива, но и бесплатный билет на следующий год. Победителей всегда двое — мужчина и женщина.
Как добраться: от железнодорожного вокзала Копенгагена (остановка København H,) за 26 минут и 71 крону (≈ 750 руб.) до остановки Roskilde St, откуда ещё 18 минут пешком.
Aesop Rock — Spirit World Field Guide
Большинству Aesop Rock известен как тот странный чувак, лидер рейтинга рэпперов по количеству используемых слов. По этому параметру Aes действительно непревзойденен — в любом своему треке он просто расстреливает слушателя незнакомыми сложными словами, при этом его тексты — далеко не бессмыслица. Я слежу за творчеством Aesop Rock (которого на самом деле зовут Иэн Бэвиц) с 2010 года, и за все это время на него так и не снизошла всемирная слава, хотя его флоу и продакшн все улучшаются и улучшаются, доказательством чему — альбом Spirit World Field Guide.
Концептуально альбом — это путеводитель по параллельному (духовному) миру, населенному потусторонними существами и идеями. Разбираться в текстах — развлечение для любителей, но альбом замечателен своей прежде музыкальной энергией — и даже мощью. Пока многие исполнители на пятом десятке (Бэвицу 44) унывают или ударяются в эксперименты, Иэн прокачивал свой лирический арсенал, улучшал подачу и трудился над битами — в плане звука последний альбом от None Shall Pass (2007) отличается разительно. В общем, если вам нужен бескомпромиссный жесткий интеллектуальный хип-хоп из Портленда, Орегон, чтобы мотивировать себя добить уже 2020й год — вот он.
Sven Wunder
Судя по единственной фотографии, Свен Вундер уже не мальчик, но музыкальную карьеру начал только в этом году — и сразу с двумя альбомами. Первый — Eastern Flowers, представляет собой психоделический джаз-рок, вдохновленный анатолийским роком. Второй, Wabi Sabi, выполнен в схожем стиле, но уже с японским звучанием. Вокал — только по праздникам: лишь в одном треке — с также «японской» EP Tōryanse — Вундер использует детский хор, в остальном же на первое место ставит музыку. О Вундере (кстати, это псевдоним) мало что известно, кроме того, что раньше он работал над саундтреками к кино. Музыка в самом деле очень кинематографичная.
Резюмируем
Саунд-продюсер помогает создать и упаковать музыкальный материал:
работает с артистом, помогает ему поймать настроение песни, заряжает группу на работу, убирает ненужное, находит подходящие звуки, экспериментирует с вокалом и музыкальными инструментами, подбирает сессионных музыкантов.
Хороший саунд-продюсер не угождает инвестору или музыканту. Его задача – сделать песню или альбом хитовым, потому что в шоу-бизнесе музыка – это актив, который должен приносить деньги всем участникам проекта.
Именно поэтому важно найти своего саунд-продюсера, наладить с ним контакт, и если уже приглашать его в проект с конкретной целью – сделать коммерчески успешный альбом / песню – следует довериться ему на 100%, и не мешать работать (читай: не сбивать его вдохновение своими комментариями и видением). Есть такая легенда: в середине 90-х годов Стинг отдал свой альбом на сведение и мастеринг команде звукорежиссёров
Есть такая легенда: в середине 90-х годов Стинг отдал свой альбом на сведение и мастеринг команде звукорежиссёров.
Когда пост-обработка была закончена, Стингу решительно не понравился результат.
Хотя саунд-продюсер настаивал на том, что ничего менять не нужно, потому что всё звучит отлично, Стинг был непреклонным. Тогда саунд-продюсер вместе со звукорежиссёром сохранили свои настройки, и пересвели так, как хотел Стинг.
Как только артист утвердил “Стинговоское сведение”, материал отправили на мастеринг (финальная стадия пост-обработки песни).
Только звукорежиссёр в итоге отправил свою первоначальную версию, в которой был уверен он и саунд-продюсер.
Как результат: альбом занял первые места в хит-парадах, получил Грэмми, в том числе за лучшую звукорежиссуру и саунд-продюсирование года.
Такие дела.
Необходимо безостановочно экспериментировать с текстом и подачей — журналисты должны придумывать новые определения, форматы и приемы
Проблема
При чтении большинства СМИ вроде «Медузы» создается ощущение, что их тексты написаны роботом Борисом. Они состоят из сухих фактов, однотипных канцелярских формулировок и защитных оговорок. Это следствие утилитарности современных медиа и законодательной базы, вынуждающей журналистов едва ли не в каждом предложении делать уточнения, защищающие их от обвинений в распространении ложной информации.
Это оправданно, когда речь идет о политических новостях, но даже в культурных медиа язык сейчас чрезмерно выхолощен, и найти разницу нельзя не то что между разными изданиями, она не наблюдается даже при сравнении большинства авторов. Читать все это скучно и даже опасно для вкуса.
Решение
Авторам надо экспериментировать с подачей, содержанием и формой. Журналистика — это не неизменная данность. Если ваш текст грамотно доносит информацию (а это главная его функция), вы можете крутить и вертеть им как угодно. Используйте непривычные обороты, бейте все на причудливые абзацы, добавляйте иронии и абсурда — что угодно, лишь бы ваши тексты не воспринимались как тоскливые памфлеты, высеченные в граните.
Важный навык любого журналиста — умение уловить дух времени и поймать новые тренды, охарактеризовав их несуществующими словами. Если вы за свою карьеру придумаете хотя бы одно определение, которое войдет в употребление, это уже можно считать большим успехом. Поэтому придумывайте слова, генерируйте вокруг себя максимум визионерских штуковин. Если ваши приемы не приживутся, они точно повлияют на ваших коллег или заинтересуют читателей.
Иллюстрация: Элла Довнар
The Dead South
Чтобы справиться с пандемийной тоской, обязательно нужно что-нибудь бодрое, ненапряжное и хулиганистое. Последние месяцы года я провел под аккомпанемент The Dead South – квартета канадцев, которые звучат так, будто попали современный Онтарио из какого-нибудь маленького городка в штате Кентукки, неподалеку от Аппалачей. Этот квартет в меру брутальных мужиков играет в стиле блюграсс: хриплый вокал, мандолина, гитара, банджо и виолончель. Треки звучат грязновато и непретенциозно, но именно это делает их очень искренними. Получается трушное американское кантри, а не современная поделка под времена, когда любой спор решался перестрелкой .
Легко представить, как под The Dead South беззаботно проводят пятничный вечер ковбои из глухомани, где редко останавливаются на ночлег даже заблудившиеся туристы: они пляшут до боли в ногах, бухают как черти, крошат стулья об головы, а на следующий день встают как ни в чем не бывало и начинают заново. Набор тем соответствующий – убийства из-за ревности, дружеские попойки, бандитские разборки, перестрелки и даже подкат к кузине (все мы знаем, как обрезать настоящего реднека). В общем, парни хорошо проводят время, не морализаторствуют, не пытаются чему-то научить и внушить важный социальный месседж — редкое достоинство для нашего смутного времени