История создания, краткое содержание и анализ поэмы блока «12»

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Поэма начинается с резкого противопоставления: «Чёрный вечер. Белый снег». Далее все действие поэмы развёртываются на фоне разгулявшейся природной стихии: ветра, метели.

На улицах революционного города — ветер, от которого «на ногах не стоит человек».

Увидев огромный плакат «Вся власть Учредительному Собранию!», старушка горюет, что ребята разуты, раздеты, что лучше бы из такого лоскута материи наделать для них портянки.

На перекрёстке стоит буржуй, спрятавший от мороза нос в воротник.

Идёт кто-то и говорит вполголоса, что погибла Россия — это, наверно, писатель-вития.

Далее идёт сторонкой поп, он невесел, так как для него настало тяжёлое время.

«Барыня в каракуле» говорит другой: «Уж мы плакали, плакали…» — затем поскользнулась и упала.

Ветер доносит отдельные фразы прохожих о собраниях. Улица опустела, виден один ссутулившийся бродяга да слышен свист ветра.

Глава 2

Участники красногвардейского патруля разговаривают о том, что их бывший товарищ Ванька разбогател и сейчас пирует в кабаке с Катькой.

Из уст красногвардейцев слышатся революционные лозунги:

«Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!»

Глава 3

Эта глава отличается интонацией разбитной частушки. Она о том, что ребята, вступившие в Красную гвардию, хотят устроить «мировой пожар» революции «на горе всем буржуям».

Глава 4

На лихаче едут Ванька и Катька. Молодцеватый Ванька одет в солдатскую шинель. Он обнимает Катьку и развлекает её разговором.

Глава 6

Лихач снова несётся навстречу патрулю. Один из красногвардейцев командует другим, чтобы остановили сани, и стреляет в Ваньку. Но лихачу с Ванькой удалось уехать, а Катька — убита, ей пуля попала в голову. Катька остаётся лежать на снегу, а патруль идёт дальше.

Глава 8

После убийства Катьки появилась у Петрухи скука смертная, и Петруха угрожает за свою зазнобу расправиться с буржуем Ванькой.

Эта глава написана в стиле разгульной народной песни и заканчивается обращением к господу, чтобы он упокоил душу рабы его.

Глава 9

Здесь звучат интонации городского романса и показан старый мир в образе буржуя, стоящего на перекрёстке и упрятавшего в воротник нос. Рядом с ним — паршивый пёс, поджавший хвост.

Глава 10

Вьюга так разгулялась, что не видно ничего за 4 шага.

Петруха восклицает: «Ох, пурга какая, спасе!» Товарищ ему говорит, что золотой иконостас не спас его от убийства, стыдит Петруху, что он бессознательный, коли призывает бога. Товарищи напоминают Петрухе:

«— Шаг держи революцьонный!

Близок враг неугомонный!»

Заканчивается глава призывом:

«Вперёд, вперёд,

Рабочий народ!»

Глава 12

Патруль идёт вдаль державным шагом. За ним ковыляет голодный безродный пёс. Его отгоняют, он скалит зубы, но не отстаёт.

Красногвардейцы переговариваются. Им кажется, что кто-то впереди машет красным флагом и «ходит беглым шагом, хоронясь за все дома».

Красногвардейцы кричат, чтобы тот, кто прячется, выходил, предупреждая, что иначе начнут стрелять. Они стреляют, но только эхо от выстрела откликается да заливается в снегах долгим смехом вьюга.

Патруль идёт державным шагом, позади него плетётся голодный пёс. А впереди двенадцати красногвардейцев идёт невидимый за вьюгой Иисус Христос «в белом венчике из роз». Его фигура едва различима на фоне жемчужной снежной россыпи.

Произведение Блока «Двенадцать»: краткое описание, история создания

Содержание поэмы Александра Блока «Двенадцать» посвящено теме революционных событий, ее действие происходит в послереволюционном Петрограде. Поэт начал работу над ней в январе 1918 года. На создание произведения у него ушло несколько дней, но еще целый месяц он редактировал ее.

Газета «Знамя труда» была первой, кто опубликовал поэму. Случилось это 18 февраля (3 марта по новому стилю) того же года. Спустя 3 месяца автор издал ее отдельной книгой, хотя размер самого произведения невелик. 

Основной идейный смысл произведения — противопоставить зарождающийся новый мир и старый, который представляется поэту похожим на «поджавшего хвост безродного пса». Блок старался передать свои чувства, ту музыку революции, которую он слышал внутри себя, блуждая по Петрограду. Этой музыкой был шум крушения старого мира, ощущаемый им физически, который и вдохновил его на создание поэмы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Он никак не оценивал происходящие события в переломный для страны момент, а лишь полностью отдался стихии и запечатлел то, что наблюдал и чувствовал. Благодаря ему мы можем окунуться в атмосферу, которой был охвачен Петроград спустя всего пару месяцев после Октябрьской революции. Этому же служит и достоверно переданная разговорная лексика героев.

Хотя жанр этого шедевра определен самим автором как поэма, в нем ярко звучат отголоски других жанров. При внимательном чтении можно обнаружить пафос лозунгов и декламаций революционного характера, молитвенные речи, народные частушки, маршевые мотивы, песни и даже романсы.

Такая хаотичная смесь несочетаемых на первый взгляд жанров помогает Блоку реализовать авторский замысел — подчеркнуть противоречивость происходящих революционных событий, их стихийность, продемонстрировать творящийся повсюду хаос. 

Язык произведения. Значение поэмы

Ритм поэмы богат и разнообразен. Здесь и разговорный свободный стих, и фольклорный ритм частушки, и интонация мещанского романса, и революционный лозунг, и припев революционной песни, и уличный язык. В поэме много просторечных слов, а также фразеологических оборотов. Торжественная речь звучит лишь в отдельных фразах, в последних главах преобладает торжественная речь, которая полностью вытесняет шум уличных слов.

Горячие споры о поэме Блока не затихают до сих пор. Это во многом объясняется сложностью и противоречивостью произведения. Романтический пафос поэмы был созвучен настроениям народных масс, которые встали на борьбу за новую жизнь.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Образы

Важно подчеркнуть роль и образ автора в «Двенадцати». Блок осознавал, что присутствует при эпохальном событии, он интуитивно ощущал грядущие в стране перемены, потому в этом произведении «Писатель – вития», а сама поэма ассоциируется скорее с летописью

Здесь поэт выступает в роли Пимена или Нестора, цель которого – запечатлеть происходящее.
Обратимся к образу двенадцати красногвардейцев. По именам названы не все, но названные в поэме герои не случайно совпадают с апостолами. Такое упоминание позволяет закрепить за героями наибольшее число ассоциаций, вызываемых у читателя. Иван, Андрей, Петр – эти имена и сакральны, и социальны одновременно.
Например, Петруха раскаивается в убийстве из ревности, но этот герой не был бы столь значимым для поэмы, не вызывай его имя аллюзию на Петра, что отрёкся от Христа. Преступление в обоих случаях не является поводом сойти с пути, но стимулирует с ещё большим рвением двигаться дальше. И для Петра блоковского, и для евангельского не было времени сожалеть о содеянном: нужно двигаться вперед, для воплощения общей идеи.
Самым обсуждаемым образом в поэме является Христос (сочинение о его роли в произведении доступно ). Интересно проследить, как он возникает в поэме. В начале поэмы присутствует ветер, в 12-й главе у этой стихии появляется красный флаг, этот же атрибут и в руках Христа. Можно предположить, что Спаситель присутствует в поэме с первых строк, но в виде духа, дуновения, а находит своё воплощение лишь в конце произведения. Что значит этот образ для поэмы? Несправедливо считать, что это знак авторского одобрения событиям 1917 года. Блок осознавал неизбежность революции, невозможность вернуться к старому порядку. Мир стал другим, старый свет остался в прошлом, страна на пороге новой эры. Предыдущая – началась с Христа и апостолов. И они никуда не исчезли: сменились декорации, но главные герои остались.

Комментарии

Череп барана и сердце «скрепоносца»

А Сидороввалуа
12 августа в 07:53

Фрагменты реальности

Валерий Вагин
12 августа в 05:03

Авто, как символ эпохи

А Сидороввалуа
11 августа в 22:19

Опендосивание Росии продолжается

Александр собянинбуржец
8 августа в 16:42

Несостоятельность экономической науки

upiter48
2 августа в 21:26

«Смешарики»: Бочка дёгтя с ложкой мёда

Акакий
1 августа в 18:56

Матрица православного ренесанса — 3

Алексей Михайлович
31 июля в 23:48

Как правильно бояться санкций.

Mstislav
31 июля в 15:36

Вперёд, вам светит Мидлинтерн! (Ульяна Громова и Андрей Фурсов)

Александр собянинбуржец
25 июля в 22:55

Алтайский вор из ФКТ «Алтай»

Дми
25 июля в 21:45

«Матрица православного ренессанса»-3 или перечитывая заново

Емеля
24 июля в 09:46

Прости нас Государь!

Mstislav
22 июля в 13:20

Борозда на скандал и Код Мира

Александр Сибиряк
13 июля в 13:12

Геополитика, фашизм и Небополитика

Валерий Вагин
13 июля в 12:50

Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова)

Олег Алексеевич
9 июля в 02:19

Финансы войны и мира

А Сидороввалуа
8 июля в 07:48

ОТ МЮНХЕНА-4 К Нюрнбергу-2

Тимур
8 июля в 06:00

Россия, Украина, СВО. Геополитический момент

Mstislav
7 июля в 07:23

Материальная культура и «грядущий» голод

Олег Алексеевич
3 июля в 00:04

Игры в поддавки раньше и теперь

Александр Вершинин
23 июня в 05:38

Муха, Правда и всадники Апокалипсиса

А Сидороввалуа
20 июня в 08:08

Сюжет и образы поэмы

Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в 1918 году, когда Россию сотрясали революционные потрясения. На создание данного произведения поэта подвигло тяжелое переживание за судьбу страны и тревога о последствиях грядущих стихийных перемен.

Сюжет поэмы «Двенадцать» выглядит следующим образом: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.

Поэма состоит из двенадцати глав. Каждая глава по мнению ряда критиков являет собой символично: двенадцать месяцев, двенадцать апостолов. Название поэмы «Двенадцать» олицетворяет собой отряд, который осуществлял революционные судилища в переулках Петрограда. По мнению Александра Блока революция – это буря. По этой причине в поэме буря, как живая, как еще одно действующее лицо.

Образы поэмы можно разделить на образы старого мира и нового мира. Так к старому миру поэт относит старуху, попа, барышню в каракуле. Самым явным образом отмирающего старого мира является шелудивый пес, который никак не отстанет от двенадцати красноармейцев. Однако, по мнению Александра Блока, старый мир обречен на гибель, так как двенадцать красноармейцев, олицетворяющих 12 апостолов нового мира, новой веры гонят его проч. Он не только отвратителен, но и достаточно силен. Он не отстает от 12 красноармейцев, но обречен на гибель. Двенадцать – это патриотические воплощения революционной силы. Им буря не страшна. Они беззаветны и горят вековой злобой.

Александр Блок демонстрирует сложившуюся в стране ситуацию с обоих сторон: старый мир и новый мир.

Вариант 3

В 1917 году в России произошла революция  и началась гражданская война. Многие  русские поэты посвятили своё творчество этим событиям. Одним из них был талантливый поэт – символист А.А.Блок. Его стихи отличались искренностью, любовью к Родине и честной гражданской позицией. Вместе с народом он поддерживал необходимость грядущих перемен и его волновали все вопросы, поставленные революцией. Под впечатлением всего происходящего,  зимой 1918 года он пишет поэму «Двенадцать», посвящённую Октябрьской революции.

Воспринимая революционные перемены как неизбежность, он, в тоже время, задаётся вопросом — готов ли народ построить новое общество, разрушив до основания старое? Тема конфликта между старым и новым миром является главной в поэме. Вихрь революции сметает всё на своём пути. Поэт сравнивает революцию с метелью «Ветер, ветер на всём белом свете». Олицетворением старого мира в поэме являются «буржуй на перекрёстке», «товарищ поп», а главный символ прогнившего режима – это паршивый пёс «поджавший хвост».

Образы нового мира — это двенадцать красногвардейцев. Число 12 знаменательно в истории многих культур и религий, а в христианстве двенадцать апостолов – сподвижники Иисуса. В событиях, описанных Блоком, патруль красногвардейцев также состоял из двенадцати человек. Они главные герои поэмы и непримиримые борцы против буржуазного строя. Эти люди готовы на жертвы, на кровавый террор, на разрушения, их ничто не может остановить. На фоне «мирового пожара» обесценивается жизнь человека. Один из патрульных из-за ревности убивает свою подругу и сомневается в своём поступке. Но остальные убеждают его «не время расслабляться» и все потери ещё впереди. Блок даёт им меткую характеристику —  идут «все двенадцать вдаль ко всему готовых, ничего не жаль». Противоречивое отношение автора к революционному хаосу, выражено в образе старушки. Увидев огромный плакат из ткани, она плачет, ведь сейчас «всякий раздет, разут», лучше бы сделать из плаката портянки ребятам. «Ох, большевики загонят в гроб» — причитает она.

В своем произведении Блок применяет символы и принципы контраста. Чтобы усилить восприятие событий, он даёт сравнительные характеристики своим героям. Буржую, «безмолвному, как вопрос» и попу, который раньше «брюхом шёл вперёд», автор  противопоставляет двенадцать красногвардейцев, которые «держат революционный шаг» и уверенно идут к своей цели.

Блок верит в созидание, и не зря в последней главе появляется образ Христа. Этим автор подчёркивает святость и справедливость революции. Идут вперёд «державным шагом» двенадцать апостолов – красногвардейцев … « И в белом венчике из роз, впереди Исус  Христос». Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию.

Главные предзнаменования

Революционные волнения, охватившие Россию в начале XX столетия, были отражены в работах многих литераторов. В прозе и стихотворениях преподносились читателям ушедшие события 1917 года. Каждый писатель понимал их по-своему. Вдохновился этим историческим периодом и Александр Блок. Свое неоднозначное восприятие переворота автор отразил в образах и символах поэмы «12». Некоторые искусствоведы по сей день не могут понять всю значимость этого произведения из-за большого количества интерпретаций.

Анализ символики следует начинать с названия произведения. Двенадцать — число, наделенное особым значением. Оно соизмеримо с количеством красноармейцев и божественных апостолов, присутствующих на Тайной вечере. Последняя интерпретация отразилась и в именах центральных персонажей. Евангельские символы стали для автора основополагающими при написании поэмы. Предполагается, что события 1917 года напоминали писателю Страстную неделю.

Число ассоциируется с двенадцатью месяцами года, сменяющими друг друга, что говорит о начале новой жизни и окончании старой. К прочим важным символам и авторским предзнаменованиям стоит отнести:

  1. Ветер — знак восстания и революции. Его порывы усиленно взвихряют снег, чтобы унести вдаль все пережитое ранее.
  2. Перекресток, обозначающий проблематичность выбора, по какому пути пойдет страна.
  3. Метель, сметающая и ослепляющая все на своем пути. Она не выбирает предметы своего разрушения.
  4. Вьюга, символизирующая смутность времени, хаос, перемены.
  5. Ночь, таящая опасность, несущая следом за собой свет и положительные перемены.
  6. Яркие огни, символизирующие жестокую и беспощадную революцию.
  7. Мировой пожар, ассоциирующийся с катаклизмами, потрясениями, коренными переворотами.
  8. Красный флаг, символизирующий борьбу, пролитую кровь солдат.

Особенности поэмы

Поэма состоит из 12 глав, каждая из которых является звеном неразрывной цепи событий и образов. Только вместе эти звенья показывают полную картину революционной реальности России.

Поэт превращает героев в образы, обезличивает их, чтобы показать, что по отдельности человек слаб. Но вместе, в едином порыве люди – сила. Они как стихия, которую невозможно остановить.

Прежняя Россия руководилась буржуем. Сейчас, после разрушения устоев общества, отвержения Бога, морали и прав человека, он один и одинок. Поп также одинок и вынужден прятаться. Беспомощная барыня плачет о прошлом и падает.

Новая власть является в образе двенадцати. Это принцип бездумной толпы

Они стирают и меняют все, даже мораль и понятия важности человеческой жизни. Один человек, совершив убийство, еще может остановиться, но товарищи, «помогают» ему избавиться от угрызений совести и убеждают идти до конца, превратившись в бездушную машину убийств

Эти двенадцать «подначивают» друг друга, подбивают на грабежи и убийства и некому их остановить, потому что пришло их время. Им выдали оружие и наделили властью. Их поступки оправдывают высшей целью. Но эта цель туманна и маячит где-то впереди. Они сами пытаются убить того, кто видится им впереди. Но казус ситуации оказывается в том, что впереди тот, кого «двенадцать» так агрессивно отвергают – Иисус Христос.

Ни один критик не смог дать однозначного ответа, почему Блок употребил именно этот противоречивый образ как предводителя революции? Сам автор оставил этот вопрос без ответа. Сочетание народных, революционных и религиозных жанров позволяет сказать о том, что своеобразие поэмы – в применении оксюморона.

Критики

Поэма «Двенадцать» вызвала много разногласий и споров в обществе. Из-за своего произведения Блок потерял многих друзей. Ее не поняли и отвергли как интеллигенция, не принимающая новую власть, так и приверженцы нового порядка. Интеллигенты называли его лицемером и предателем Приверженцы нового порядка были убеждены, что Блок извратил истинный дух революции. Сам Блок некоторое время был захвачен и увлечен революцией.

А. Блок 1909 год

Бунин С другой стороны, оставшиеся в России его старые друзья Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье также не поддержали его. Ахматова и Сологуб отказались от участия в мероприятии, где была упомянута поэма «Двенадцать».

Но не все осуждали поэта. Андрей Белый написал строки:

Андрей Белый

5 5 ( 21 голос )

Эссе по поэме Двенадцать

Александр Блок – величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции.

Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.

Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен.

Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.

Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.

Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать — являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью.

Автор пытается это показать символически, называя старый народ “псом безродным”, который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.

Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.

Поэма “Двенадцать” показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.

В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.

Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.

Текст стихотворения

История написания поэмы

Свою неоднозначную поэму Блок написал в 1918 году. Прошел год после свержения царя. Пролетарии захватили власть в стране, наводя новые порядки. Однажды поэт ходил по Петрограду и, как он выразился, «слушал музыку революции».

Он написал поэму не как философское произведение, а только лишь общее впечатление, описание того, что видел и слышал. Именно поэтому одни считали, что его поэма – сатира и реквием по стране, которую растоптали сапоги тех самых людей с ружьями за спиной. Другие, напротив, полагали, что поэт воспевал революцию и новый порядок.

Сам поэт оставил свое отношение в тайне. Некоторые считают, что он хотел сохранить интригу вокруг поэмы, другие полагают, что тем самым поэт сохранил себе жизнь. Ведь новая власть не терпела даже тени критики в свой адрес и, как описал поэт «тра-та-та…» – ружейные выстрелы были самой частой музыкой улиц городов.

А. Блок написал поэму всего за несколько дней, а редакция заняла не больше месяца. Это был необыкновенный творческий подъем. Из-под его пера вышла неожиданная, неоднозначная талантливая поэма.

Блок свидетельствовал, что несколько месяцев после написания произведения он улавливал шум «от крушения старого мира» Потрескивание костров посреди улиц, звон разбитого стекла и короткие «щелчки» ружейных выстрелов – эта черная «музыка» потрясла автора до глубины души.

Поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда» 18 февраля 1918 года. В мае того же года она была издана книгой.

Позже Блок разочаруется в новой власти и уедет из страны.

Тема стиха

Поэт назвал свою поэму «Двенадцать» по размеру и названию отряда, который производил революционный суд и выносил постановления на месте. Сотни людей были убиты на основании решения только двенадцати, которые часто оказывались бывшими каторжниками. Их освободили, выдали свободное оружие и дали волю действовать.

В черновиках поэта есть упоминание о двенадцати разбойниках и их атамане Кудеяре. Месть разбойников тем, кто их унижал сродни тому, как поступали те отряды красноармейцев, которым новое правительство дало неограниченную власть.

Поэт описывает ветер, как образ перемен. Образ старой России он передает белым снегом, а новая власть обозначена черным цветом и красным, как кровь. Россия «умылась кровью» во время октябрьской революции.

Наряду с наведением порядка, красноармейцы легко сводят счеты с теми, кто, как им показалось, их обидел. Красноармеец Петруха видит, что его бывшая любовница проводит время с другим, пытается убить обоих, но мужчина ускользает, умирает женщина.

Товарищи ободряют его, уговаривают не грустить по этому поводу, и солдат живет дальше, идет и легче убивает, оправдываясь революцией и тем что «время такое». Человек теряет сердце, становясь холодным и безнаказанным убийцей.

Отвергая Бога и крест, люди скатываются. Женщина становится продажной, мужчины хоронят доблесть и честь. Они легко от имени власти грабят и убивают своих соотечественников.

Россию поэт называет «толстозадой» и говорит, что революционеры стреляют в нее.

Не раз автор приговаривает: «Эх, эх, без креста!» Не напрасно в древности тому, кто потерял совесть и честь, говорили: «Креста на тебе нет». Новая власть гордится тем, что на ней нет креста.

Революционеры мечтают раздуть пожар во всем мире, утопить его в крови. И все же, отвергая крест и Бога, по привычке, красноармеец, собираясь что-либо делать, приговаривает: «Господи, благослови»

Смешав все и перевернув понятия добра и зла, революция, под красным флагом сметает все на своем пути.

И непонятно почему в конце поэт ставит во главе головорезов Христа? Того, кто пострадал за людей, поэт изображает предводителем хладнокровных убийц. Этого поэт при жизни не объяснил, поэтому приходится только высказывать свои предположения.

Время создания произведения. Тема, проблема, идея поэмы

Поэма «Двенадцать» была написана А. Блоком в январе 1918 года, всего два месяца спустя после Октябрьской революции. Произведение было создано всего за несколько дней, на окончательную доработку поэмы потребовался всего месяц.

Тематика поэмы «Двенадцать» нетипична для Блока и весьма своеобразна. А. Блок был идеалистом. После событий 1917 года в творчестве поэта наступил перелом, поэт осознал, что реальность более груба и жестока, чем его идеализированные представления о ней. Из-за такого болезненного столкновения с реальной действительностью поэт стал работать совершенно по-новому, его произведения выражали надрыв в его восприимчивом сознании.

Главной темой произведения является тема революции.

Замечание 1

В понимании поэта переворот – это разрушительная стихия, о чем свидетельствуют образы вьюги и ветра.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Анализ поэмы «Двенадцать» (1918), А. Блок 480 руб.
  • Реферат Анализ поэмы «Двенадцать» (1918), А. Блок 230 руб.
  • Контрольная работа Анализ поэмы «Двенадцать» (1918), А. Блок 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Представители старого мира оказались в новом мире лишними, они мечутся и не находят покоя. «Буржуй» в поэме сравнивается с плешивым бродячим псом. Буря лишила этих людей имени, положения и крова, они разметались, словно снежные хлопья. Анархический характер идеологии двенадцати и их поступков подчеркивает неуправляемую, необузданную энергию, стихийность общественного движения революции.

Кроме темы революции Блок поднимает темы мести и невежества. Тема мести в произведении раскрыта в действиях отряда, вспоминающего старые счеты с Катькой и Ванькой. Расправа продиктована личными мотивами обиды и ревности.

Тема невежества прослеживается на уровне стилистики произведения, вобравшей в себя уличный жаргон, блатные песни и частицы фольклора.

Проблематика поэмы драматично отражает социальные катаклизмы той эпохи. В поэме рассматриваются такие проблемы, как:

  • Аморализм
  • Гибель старого мира
  • Проблема нигилизма
  • Нищета, запустение страны.

Проблема аморализма раскрывается в убийстве Катьки, в равнодушном отношении к убийству двенадцати. Герои поэмы враждебно настроены против традиционной морали и намеренно идут против нее. Убийство Катьки можно трактовать следующим образом. В первой трактовке Катька – это символ порока, который двенадцать искореняют. Во второй трактовке смерть Кати символизирует первую кровь невинной жертвы. Это мрачное пророчество грядущей кровавой войны, в которой пострадают тысячи невинных.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Символами старого мира являются буржуи, дама в каракуле, Ванька. Эти персонажи подвергаются жестокому преследованию. Бабка – это символ отжившего свое старого мира.

Поэма Блока – это глубочайшее истолкование действительности. Здесь отражены реальные события. Главная мысль поэмы состоит в том, что Блок выразил собственные взгляды на сущность культуры и цивилизации, на историю.

Заключение к краткому пересказу

  • стихия революции;
  • надежда на мистическое преобразование жизни.

Основная мысль (идея) поэмы «Двенадцать»: в начале революции могут присутствовать стихийность и жестокость, но есть надежда, что в дальнейшем она осуществит идеалы справедливости. Это символически показал Блок, поставив во главе красногвардейского патруля Христа.

Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:

«Бедная Лиза» — краткое содержание и пересказ повести Н. М. Карамзина

Образ и характеристика Гали Четвертак — героини повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

«Чистый понедельник» — краткое содержание и пересказ рассказа И. А. Бунина

Когда ставится точка с запятой

«Челкаш» — краткое содержание и пересказ по главам рассказа М. Горького

«Гранатовый браслет» — краткое содержание и пересказ по главам повести А. И. Куприна

Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Татьяны Лариной — героев романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Образ и характеристика Акакия Акакиевича Башмачкина — героя повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: