Отношение Есенина к революции и социальным идеям большевиков
Жизнь и творчество Есенина совпали с эпохой, когда в России происходили крутые повороты. Среди них стоит упомянуть прежде всего революционные события, которые тут же нашли отражение в стихотворениях и поэмах писателя. Как раз, изучая творчество Есенина, мы сможем проследить отношение писателя к революции.
Как отразилась революция в творчестве Есенина
Изначально, как и для многих людей, в том числе и писателей, революция виделась Есенину новой вехой в истории страны, где все старое должно было разрушиться и вместо этого родиться новое. Есенин воспринимает революционные события радостно, ведь, как и другие, по своей наивности он действительно верил в лучшие перемены. Вот только смотрел Есенин на происходящее со стороны крестьянства и именно этот взгляд проявится чуть позже. А пока писатель видит новое время, где будет счастье для мужика и его жизнь будет сытой и вольной. Он верит в изменения, а свои послереволюционные стихотворения относит к блоку Преображение. Это название было символично, ведь писатель верил в лучшее преображение страны. Так в своей Инонии поэт называет себя большевиком, а в Небесном барабанщике приветствовал революцию словами: Да здравствует революция.
Однако уже в 1920 году мнение о революции писатель кардинально меняет. Восторженность сменяется разочарованием, которое стало отображаться и в творчестве. Социализм не оправдывает надежды Есенина. Теперь поэт критикует революцию и раскаивается за свою наивность и веру в правильность их идей. Писатель увидел разруху, что несла в себе революция, а установленные порядки были для Есенина чужды. Появляются такие работы, как Возвращение на Родину, где лирический герой увидел чужой край, с чужими людьми, хоть и вернулся на Родину.
Есенин: последний поэт деревни
Такой ожидаемый мужицкий рай становится далеким, ведь социализм нес совершенно иные цели. В итоге, страна погрязла в гражданской войне, а вокруг царила разруха и нищета. Сельской жизни приходит конец, окна выбиты, а на смену живой лошади пришла стальная конница. Село столкнулось в схватке с городом, где первое обречено. В отчаянии поэт в своих произведениях шлет проклятия железному коню, и после революционных событий называет себя последним поэтом деревни. Он видит, если и будет подниматься тема деревни в литературе, то сам деревенский уклад погибнет.
Изучая произведения писателя, мы увидели, что Есенин не отвергал новую власть, просто он не мог понять и принять новый уклад, и оказался лишним среди происходящего. Такого отношения к себе социалистическая власть не могла простить, поэтому о писателе забывают, а после смерти запрещаются и его произведения. Однако вклад Есенина в развитие литературы огромен, да и несмотря на все происходящее, не разлюбил свою родину поэт, пытаясь принять новый мир, пусть и без восторга. А значит, не могли его полностью стереть со страниц истории, поэтому о нем вспомнили и сегодня многие восхищаются его работами и творчеством.
LiveInternetLiveInternet
Верьте, победа за нами! Новый берег недалек. Волны белыми когтями Золотой скребут песок. Скоро, скоро вал последний Миллионом брызнет лун. Сердце — свечка за обедней Пасхе массы и коммун. Ратью смуглой, ратью дружной Мы идем сплотить весь мир. Мы идем, и пылью вьюжной Тает облако горилл… Для Есенина не стоял вопрос — принимать или не принимать революцию. Октябрьскую социалистическую революцию Есенин принял, по его собственному признанию, с «крестьянским уклоном». В дни революции — Есенин на улицах Петрограда. Поэт Петр Орешин, вспоминая о встречах с Есениным в годы революции, о Все больше Есенина захватывает «вихревое» начало, вселенский, космический размах событий. В своем «Небесном барабанщике» Есенин восторженно провозглашает: Да здравствует революция На земле и на небесах! Есенин чувствовал: о России, преображенной Октябрем, нельзя петь по-старому. «Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь с ее несуществующим Китежем… Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества», — писал Есенин поэту Александру Ширяевцу. Среволюционным обновлением России связывал Есенин свою дальнейшую поэтическую судьбу. Однако в отношении революции в скором времени пришло разочарование. Есенин стал смотреть не в будущее, а в настоящее. Революция не оправдала чаяния поэта на недалекий «мужицкий рай», но в ней Есенин неожиданно разглядел иные стороны, которые не мог воспринимать положительно. Интервенция, контрреволюция, блокада, террор,голод, холод обрушились на плечи народа. Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли. «Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал… Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, … ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Рухнули утопические мечты поэта о социализме как «мужицком рае» на земле, еще недавно столь вдохновенно воспетые им в «Инонии». «Был в деревне. Все рушится… Надо самому быть оттуда, чтобы понять… Конец всему» — таковы были впечатления Есенина тех лет. Это свое мироощущение с особой лирической взволнованностью и драматизмом Есенин выразил в поэме «Сорокоуст». Видели ли вы Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд? А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок? Все чаще у поэта появляются теперь строки, полные душевного смятения, тревоги и грусти.Наступление города на деревню стало восприниматься как гибель всего настоящего, живого. Поэту казалось, что жизнь, при которой родные поля оглашаются механическим ревом «железного коня», противоречит законам природы, нарушают гармонию. Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час! По-иному взглянуть на мир и события в стране Есенину помогла его поездка в Европу и Америку. «Только за границей, — говорил Есенин,— я понял все значение русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства». Есенин радуется добрым переменам, которые происходили в жизни русского крестьянства. «Знаешь,— рассказывал он одному из друзей,— я сейчас из деревни… А все Ленин! Знал, какое слово надо сказать деревне, чтобы она сдвинулась. Что за сила в нем.» Объективно С.А. Есенин Октябрьскую революцию – принял. Принял такой, как она есть,со всеми ее плюсами и минусами, ломкой старых ценностных устоев, и выстраиванию модели новой – советской системы ценностных воззрений на очень длительные десятилетия. Но поэт так и не нашел душевного спокойствия, не смог до конца осмыслить социальные процессы, затронувшие Россию. Лишь одно чувство никогда не покидало его творчество — чувство искренней любви к Родине. Именно этому учит его поэзия. Как заклинание, как молитва звучит в наших сердцах есенинский призыв: «О Русь, взмахни крылами!»С днем Великой…Тема : ПраздникиАвтор плэйкаста : severyanochkaСоздан : 7 ноября 2013 2:17
Настроения сборника «Преображение»
Первый поэтический сборник Есенина, который был выпущен после революции, называется «Преображение». Название отображает настроение поэта в то время: изменяется и сам поэт, и окружающий его мир. В первом произведении под названием «Инония» пишется о радости пришествия Спаса. Скоро грядут новые времена в судьбах народов. Есенин смотрит на себя как на пророка, его дерзкие слова адресованы библейскому пророку Иеремии. Лирический герой вступает в полемику с канонами христианской морали.
Новая религия должна прийти в народ без мучений и «креста». Теперь все должно быть иначе. Поэтому и называется страна будущего «Инонией». Рай, о котором мечтает поэт, – это рай совершенно сельский, деревенский. В нем есть место нивам и полям, глубоким рекам и золоту созревающей пшеницы. Другие произведения данного сборника также были наполнены этим ожиданием.
Деревенская разруха и душевная драма поэта
Отношение Есенина к революции наполняется критикой, неприятием. Сам поэт искренне раскаивается, что придерживался мнения о правильности ее идей.
Драмы поэта в завершающие годы его жизни связаны с наступившими политическими переменами. И если ранняя поэзия Есенина наполнена принятием новых порядков и в ней поддерживается лозунг «Земля – крестьянам!», то поздний Есенин видит всю разруху. Поэт начинает отвергать новые порядки всеми силами. Отношение Есенина к революции выражается в таких произведениях, как «Возвращение на Родину», «Письмо матери» и других.
Например, в произведении «Возвращение на Родину» можно наблюдать, какое влияние оказала революция на жизнь сельских жителей. Лирический герой, вернувшись в родной край, не может узнать родных людей, собственного дома. Он с грустью понимает, что его родной край теперь стал для него чужим. Поэтический мир сталкивается с удушающей действительностью:
Это и является причиной душевной драмы. Такой же разлад можно наблюдать и в произведении «Неуютная жидкая лунность», в строках которого поэт выражает полное равнодушие к окружающему миру. Это равнодушие ужасает лирического героя:
Но поэт не ставит крест на России окончательно. Ему больно наблюдать, что его страна терпит нищету, унижение. Он призывает ее:
Образ революционной эпохи в произведениях С. Есенина
Начало двадцатого века — один из переломных моментов в истории не только России, но и всего человечества. Революция стала для всех сильнейшим потрясением, положившим конец старому миру и заявившим о создании мира нового. Но этот новый, светлый мир был так призрачен и далек, а реальность так неоднозначна, сложна и сурова!
Сергею Есенину довелось жить и творить в это сложное, бурное время. И его восприятие происходящих событий запечатлено в поэтическом творчестве.
«Поэт деревни», Есенин ожидал от революции, в первую очередь, блага русскому селу, и поначалу положительно к ней отнесся. Однако как неприродно, не по-есенински, неискренне звучат похожие на агитационные стишки слова:
Небо — как колокол,
Месяц — язык,
Мать моя — родина,
Я — большевик.
(«Иорданская голубица»)
Похоже, что автор скорее убеждает себя в этом, изо всех сил поэтизируя революционные события.
Но очень скоро революционный запал Есенина погас: он увидел, что обещанный новый, счастливый мир совсем не тот, что ему грезился. Жуткое разочарование отравило жизнелюбивого и светлого поэта. Возвратившись на Родину после долгой разлуки, он говорит о революции совсем не радостными словами: «Тот ураган прошел. Нас мало уцелело» («Русь советская»). В смятении поэт осознает: «Язык сограждан стал мне как чужой,//В своей стране я словно иностранец». Режет ухо поэта грубая речь революционеров:
«Уж мы его — и этак и раз-этак, —
Буржуя энтого… которого… в Крыму…»
И клены морщатся ушами длинных веток,
И бабы охают в немую полутьму.
Вместо искренних народных песен, добрых дворовых частушек, лирических романсов люди «поют агитки Бед ного Демьяна». Оглушенный, ошарашенный Есенин не верит, что это — его Россия, его любимая, Русь!
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?» —
восклицает поэт в смятеньи и ярости. Ведь это не тот народ, который он знал! Все не то!
Неприязненно, если не с ужасом, глядит Есенин на то, как надвигается грохочущий, железный, смрадный город на его прекрасную, живописную, чистую природу, подминая под себя зелень и цветы, разрушая всю гармонию Божьего мира: «Идет, идет он, страшный вестника Пятой громоздкой чащи ломит», «Вот он, вот он с железным брюхом, Тянет к глоткам равнин пятерню» («Сорокоуст»). И страшно поэту, и больно, и душит его бессильная ярость: «Черт бы взял тебя, скверный гость!»
Но, как искренне любящий простит любимому какой угодно грех, примет его таким, каков он есть, так и Есенин не отрекается от своей любимой Родины, согласен следовать с ней по избранному ею пути:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
В последней строке этой строфы — вся искренность Есенина: не сможет он от всего сердца, честно славить революцию! Никогда в ее адрес не прольются из его уст такие сладкие слова, которые он приберег для той, другой Руси!
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. —
грустно заключает Есенин. Но зато она ему нужна — родная, ненаглядная Родина, и он вовеки останется ей верен — той самой «шестой части земли с названьем кратким «Русь»».
Миф восьмой: жертва заговора
Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх на похоронах Есенина Heritage Images / Hulton Archive / Fotobank Убийство Есенина — самый популярный миф о поэте. Чекисты, евреи, литературные завистники — кого только не обвиняют в совершении этой продуманной и жестокой расправы. Наиболее фантастической является версия о том, что поэта убили выстрелом из пистолета, завернули в ковер и хотели вынести из номера гостиницы через окно, но тело не прошло в оконный проем, после чего было решено инсценировать самоубийство путем повешения. Не менее оригинальная идея: Есенина убили где-то в другом месте, а уже мертвого принесли в «Англетер». Или, на крайний случай, сначала избили, а затем истекающего кровью подвесили к трубе. Однако ни одна из этих теорий не выдерживает проверки фактами. А они заключаются в следующем: в конце 1925 года психологическое состояние Есенина было крайне тяжелым, около месяца он находился в московской психиатрической клинике, откуда и сбежал в Ленинград. Перед отъездом он навестил всех своих родственников и попрощался с ними.
Поэзия Есенина не менее красноречиво свидетельствует о его стремлении к смерти: за последние два года в его стихотворениях встречается несколько сотен упоминаний о смерти, причем в большей части речь идет о самоубийстве.
Странничество и отчужденность
Поэт пишет о совершенной отчужденности от общества. В его произведениях больше нет никаких притязаний на социалистические настроения. И в конце концов Есенин сам отвечает на любые вопросы о своем творчестве:
На первом месте для Есенина всегда была любовь к природе, ко всему живому. Природа у поэта наделена душой, она ощущает себя по-человечески. Все в мире наполнено живым духом.
И сам Есенин признает собственную несостоятельность в новом советском строе. Он оказывается отвергнутым:
Поэт осознает, что тот мир, который был бесконечно дорог его сердцу, безвозвратно теперь утерян. И в его творчестве возникают мотивы странничества:
Все происходящее начинает вызывать в нем глубокий протест и чувство отвращения. Есенин пытается отыскать укрепления в светлых воспоминаниях детства, родном доме и той Руси, которую он потерял. Но и здесь тревога не дает поэту покоя. Есенин приходит к выводу, что причина тех изменений, которые оказались для него неприемлемыми, находится в революции.
Образ революционной эпохи в произведениях С. А. Есенина
Время творчества Есенина — эпоха крутых поворотов в истории России. Одной из важных для любого писателя вех, отразившихся на творчестве, стала революция, перевернувшая весь уклад жизни. Есенин писал в автобиографии: «Революцию я принял, но с крестьянским уклоном». Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости — все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. На революцию Есенин откликнулся поэмами «Маленькие послереволюционные поэмы», в числе которых можно назвать следующие произведения: «Товарищ» (1917 г.), «Иорданская голубизна» (1919 г.). При помощи аллегорических образов Есенин пытается осмыслить революционные события, понять, к чему приведет революция. В поэмах высока доля условного, что позволяет Есенину передать общую атмосферу первых революционных лет. Поэма «Товарищ» воссоздает силу революционного взрыва. Последнее поэтическое произведение Есенина — трагедийная поэма «Черный человек». Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным периодом в его жизни: он не писал стихов, ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Именно там возник замысел трагедийной поэмы «Черный человек». Только за границей Есенин понял, какие грандиозные перемены происходят на Родине. Он отмечает в дневнике, что, возможно, русская революция спасет мир от безнадежного мещанства. После возвращения из-за границы Есенин посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ не помнит о нем, что в деревне произошли огромные перемены, но в какую сторону, он определить не мог. Поэт пишет: Вот так страна! Какого ж я рожна Орал, что я с народом дружен. Моя поэзия здесь больше не нужна, И сам я здесь ни капельки не нужен. С горы идет крестьянский комсомол, Наяривая под гармошку рьяно, Поют агитки Бедного Демьяна, Веселым криком оглашая дол. В этих строках звучит мотив ненужности «певца деревни» в послереволюционные годы. Словно поэт ощутил свою будущую невостребованность. Ведь в годы, последовавшие за его гибелью, в школьные учебники не включали лирику Есенина, ложно обвиняя его в безыдейности. Лучших поэтов вычеркивали из литературы. Еще раньше в стихотворении «Устал я жить в родном краю» он предрекает свое будущее: Устал я жить в родном краю В тоске по гречневым просторам, Покину хижину мою, Уйду бродягою и вором… А месяц будет, плыть и плыть, Роняя весла по озерам, И Русь все так же будет жить, Плясать и плакать у забора. В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растра-ченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В «Черном человеке» он пишет трагические строки: Друг мой, я очень и очень болен, Сам не знаю, откуда взялась эта боль, Толи ветер шумит в чистом поле, То ль, как рощу в сентябрь, сжигает мозги алкоголь. Итак, в постреволюционном творчестве Есенина раскрывается тема Родины и судьбы художника. В поэзии Есенина изначально любовь к Родине была любовью-болью оттого, что разрушаются вековые традиции, которые составляли корень России. Стремление поэта принять новую действительность, постреволюционную Россию, отразилось в стихотворении 1925 года «Неуютная жидкая лунность…». В этом произведении поэт пишет о своем новом настроении. С одной стороны, он восхищен новой, каменной и стальной, мощной страной: Мне теперь по душе иное… И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны. Но при этом в стихотворении возникает образ бедной и нищей Руси, на которую поэт не может смотреть спокойно: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям. Есенин — поэт, не разлюбивший свою страну, не отказавшийся от нее. Он по-старался принять новый мир, хотя и не испытывал такого восторга перед револю-ционными переменами, как, скажем, Маяковский. Но Есенину это не удалось. Слишком уж близка ему была патриархальная Россия.