Эстетическое отношение

Средства и способы эстетического развития

В основе познавательной мотивации ребенка, его этических установок, отношения к окружающим и Родине лежит его активная практика. Продуктивность эстетического воспитания зависит от степени связи с ним предметной деятельности. Развитие личности происходит тем успешнее, чем раньше она будет включена в творчество.

Игра – наиболее продуктивный способ развития творческого потенциала. Посредством игровой деятельности ребенок включается в общение, овладевает элементами культуры, накапливает эстетические впечатления. В процессе игры происходит подготовка к тому, чтобы войти в мир искусства, превратить его в средство познания всего, что окружает.

Занятия по развитию речи формируют представления о многообразии языков и культур родной страны, пробуждают любовь к чтению, дают навыки культуры общения. Особое место занимают походы в театр, кружки выразительного чтения.

На занятиях по окружающему миру воспитывают любовь к природе, патриотизм. Особая роль отводится школьному музею, внимания требует формирование традиций учебного заведения.

Внеурочная деятельность по изучению культуры народов России, проведение совместно с родителями мероприятий, праздников, участие в народных играх и театрализованных представлениях, обрядах дает возможность комплексного решения задачи эстетического развития детей и одновременно их духовно-нравственного воспитания.

Планирование уроков по искусству приобретает особенно важную роль. Они органично продолжаются во время внеклассной деятельности. Приобретенные на уроках по искусству знания ребята с успехом применяют в реальной творческой практике на занятиях в драматических кружках, группах изобразительного искусства.

С этой воспитательной областью тесно связаны походы в театры и кино, экскурсионные поездки, общение с деятелями культуры, искусства.

Обратите внимание
Жизненный опыт детей на каждой стадии развития достаточно мал. Они нескоро смогут выделять эстетические явления из общей массы

Приобщение к творчеству воспитывает у ребенка эстетические потребности, умение наслаждаться искусством, пробуждает интерес к нему, развивает эстетический вкус.

Значение эстетического воспитания

Его актуальность человечество начало понимать еще со времен древности. Многие мыслители и поэты утверждали, что с его помощью можно установить общество гармонии и справедливости что «красота спасет мир».

Воспитательная сила искусства заключена в том, что с его помощью человек способен переживать такие насыщенные чувства как радость и грусть, любовь и ненависть, восхищение и разочарование. Испытанные однажды по прочтении сказки или театральной постановки, они переносятся ребенком на реальные жизненные явления.

Культура, литература играют в духовной жизни общества роль не меньшую, чем наука. С их помощью молодежь тоже познает мир, развивает свое сознание, укрепляется во взглядах и убеждениях.


Потенциал природных эстетических возможностей не всегда реализуется, если чувства не «очеловечиваются» воспитанием. Имея безукоризненный слух, можно не понимать красоты музыкального произведения, обладая замечательным зрением, не быть способным оценить шедевр изобразительного искусства или великолепие природы.

Задачей воспитателей является формирование у обучающихся способности воспринять и оценить прекрасное в окружающей природе, труде и даже быту.

Место эстетической культуры воспитания в социуме

Эстетическая культура – один из элементов общественной культуры, одна из самых старых ее форм, которая возникла еще в эпоху первобытного человека. Лишь со временем она приобрела несколько самостоятельное значение, но и сейчас выступает в форме некоей философии, отражающей богатое отношение человека к миру, его стремление к совершенству, идеалу.

Издавна представление о красоте трактовалось довольно широко: красивым признавалось здоровье, богатство, все то, что было полезно. Красоту рассматривали не только с точки зрения эстетики, но и этики, экономики, признавали красивым совершенный предмет или состояние.

В нашем обществе хорошо заметен разрыв между социальной значимостью эстетической культуры и реальным ее состоянием. Традиционные культурные и нравственные ценности подменяются рационально-логическими, что приводит к дефициту эмоциональности в отношениях, грубости и цинизму, примитивизации жизненных ориентиров.


В зависимости от конкретной жизненной эпохи, представления о прекрасном могут меняться. Понятие красоты присуще, скорее, внешней форме. Прекрасное же не зависит от времени и несет в себе гармонию, совершенство, гуманистические духовные составляющие.

Современный занятой перенаселенный мир в воспитательном плане несостоятелен. Он производит только образованных потребителей, а принцип эстетического воспитания предполагает создание условий для развития, творческое раскрытие каждой индивидуальности.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Задачи эстетического воспитания

Способность замечать то, что людей окружает, будь то веточка, жучок, шум водопада или пение птички, – это основа воспитания эстетических чувств, что не ограничивается искусством. Если ребенок любит природу, гармония которой несравнима с созданным человеком, он сможет получить удовольствие от произведения музыки или живописи.

Эстетическое воспитание проявляется и в быту. На личность ребенка оказывает впечатление дом, в котором он живет, то, как едят, одеваются, общаются его родители. Грамотная речь, красиво сервированный стол, аккуратно одетые и причесанные родители – все это составляющие воспитания, которое не является простой суммой знаний

Умение рисовать, играть на скрипке тоже важно, но главное – видеть гармонию вокруг, участвовать в ее созидании

Цель развития культуры личности – взрастить в ней:

  • восприятие, способность находить прекрасное в явлениях природы, искусстве, отношениях;
  • чувства, дающие эмоциональную оценку всего, что окружает;
  • потребности, необходимость эстетических переживаний, созерцания и анализа прекрасного, участие в его создании;
  • вкусы, умение анализировать все, что окружает на предмет соответствия эстетическим эталонам;
  • идеалы, представления о красоте природы, прекрасного в человеке, искусстве.

Методы приобщения к прекрасному

Самым действенным приемом эстетического воспитания признается личный пример. Воспитатели, родители закладывают основу, передают воспитанникам самые важные критерии художественного сознания. Наряду с личным примером, который включает в себя стиль поведения, манеру общаться, набор моральных качеств, внешний облик, к методам относятся:

  • беседы;
  • уроки и дополнительные занятия в кружках, студиях;
  • участие в экскурсиях;
  • походы в театры, музеи, на выставки, работа на фестивалях и конкурсах, утренниках, вечерах;
  • творческие домашние задания.

Почему эстетика важна в нашей жизни

Изучая эстетику, все её аспекты в подробностях, невольно на ум приходит вывод о том, что сама эстетика, её деятельность выходят далеко за границы исключительно художественного искусства. Можно выделить несколько сфер, где она имеет значение для общества.

Экологическая эстетика. Изучает действия общества по отношению природы, окружающего его мира. Всем известно, что посредственное отношение к животному, растительному миру может привести к экологической катастрофе, а окружающая среда — одно из самых прекрасных творений нашего мира. Эстетика воспитывает в человеке правильные ценности, учит его отношению к природе, доказывая её ценность, ведь живые деревья — это естественная красота, свалки, обрубки – безобразие.

Трудовая эстетика. Эстетика изучает красоту даже производственной деятельности, это проектирование объектов, пошив одежды, любое другое творческое производство потребительских товаров. Она имеет значение, так как людей невольно привлекает то, что выглядит прекрасно.

Эстетик искусства. Самая непростая и разносторонняя группа, это музыка, художественные картины, поэзия. Отношение каждого к искусству индивидуально, одно произведение не может понравиться всем сразу, гибель персонажа способна растрогать не каждого, это определяет общество к определённым эстетическим категориям.

Эстетический порядок присутствует в каждой сфере жизни общества, даже если люди могут не замечать его.

Кто ввёл термин эстетика?

В научный оборот термин эстетика впервые ввёл в 1735 году немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен. Как и многие другие термины, слово «эстетика» заимствовали с древнегреческого языка, в котором оно звучит как «αἰσθητικός» (эстезис) и означает чувство, или чувственность.

В своей диссертации А. Баумгартен выделил эстетику в отдельную, самостоятельную дисциплину, которая имеет огромное влияние на духовный мир человека.

И. Кант отрицал эстетику как науку о чувственности в силу того, что эстетические суждения – это всего лишь критика вкуса. Если один человек заявит, что это вино божественно, то другой вправе с этим не согласиться и заявить, что оно довольно посредственное.

А. Лосев расширил изучение эстетики, которая прежде изучала лишь «изящное искусство», гармонию и те возвышенные чувства, которые они порождают. По его мнению, эстетика – это наука о любых чувствах вообще. Безобразное, трагическое, комическое, отвратительное, всё это может вызывать сильные эмоции, а значит, должно изучаться в рамках эстетики.

Современное изучение философии вышло далеко за рамки триады, которая заключалась в познании истины, красоты и добра, как единственные основополагающие признаки эстетики.

Эстетическое воспитание в семье

Задача родителей – научить ребенка видеть, слышать и понимать все то, что его окружает. Развивать художественный вкус, научиться определять красоту вокруг необходимо с раннего детства. Нужно постараться заинтересовать ребенка лепкой и рисованием, попробовать свои силы в пении или музыке.

Способность к восприятию красоты, наслаждению произведениями искусства, а позднее к самостоятельному творчеству рождается постепенно. Одни дети обнаруживают тягу к рисованию, другие – к музыке, таланты проявляются по мере того, как ребята становятся способны воспринять и понять прекрасное.

В условиях семьи важно продуманно организовать эстетическое воспитание. Художественным способностям ребенка может навредить чрезмерное тщеславие родителей, которые на все лады расхваливают свое чадо

Раздутое самомнение становится препятствием для учебы, заглушает талант. Результатом становится то, что более скромные, но настойчивые ровесники со временем достигают больших творческих успехов.


Родителям необходимо вдумчиво выбирать материал для осмысления. Часами работающее радио, телевизор дают поверхностные впечатления, не заставляют размышлять. Художественная литература предоставляет яркие образы, демонстрирует логику сюжета. Дошкольники жадно слушают сказки и мировую классику, умению выразительно читать учатся на примерах художественного чтения известных артистов.

Даже самые выдающиеся произведения могут оставить равнодушными, если не прозвучат в должном исполнении. То же относится и к живописи, скульптуре, музыке.

Методы и способы эстетического воспитания школьников

Сегодня используются различные методы эстетического воспитания. Выбор того или иного метода зависит от нескольких условий:

  • Степень и качество художественной информации;
  • Формы и способы организации детских мероприятий;
  • Возраст детей.

Наиболее эффективными признаны следующие методы воспитательной работы:

  • Метод привыкания и практики в практических действиях. Этот метод направлен на изменение окружения ребенка и развитие поведенческих навыков в обществе.
  • Метод убеждения. Она направлена на развитие эстетического восприятия детей, оценки красоты, эстетического вкуса.
  • Метод для проблемных ситуаций. Целью является развитие творческих способностей и навыков детей по созданию красоты в различных видах искусства (музыка, рисование, коллаж и т.д.).
  • Метод продвижения эмпатии. Основной целью этого метода является формирование реакции ребенка на красивое и негативное отношение к уродливому.

Средства эстетического воспитания:

Темы природно-математического цикла

Во время любого вида обучения учитель должен уметь подчеркнуть и показать детям красивое, обратить внимание на эстетику оформления тетради, порядок на столе, поведение в классе и т.д.
Гуманитарные предметы. Наиболее эффективное влияние на эстетическое воспитание оказывает преподавание литературы, в которой дети знакомятся со словом искусства.
Искусство и ремесла

Этот инструмент является одним из наиболее эффективных и незаменимых средств в процессе эстетического воспитания. Во время занятий по декоративно-прикладному искусству царит особая атмосфера, наполненная красотой. Это художественное слово, музыка, визуальные образы, благодаря использованию иллюстраций и картинок, разнообразные игровые ситуации.

Таким образом, эстетическое воспитание играет важную роль в формировании личности каждого ребенка. На этой основе постоянно ведутся исследования методов, средств, способов и других аспектов эстетического образования для оптимизации образовательного процесса и достижения наилучших результатов.

Эстетика Возрождения

– эстетика индивидуалистическая. Специфика ее состоит в стихийном самоутверждении человека, мыслящего и действующего артистически, понимающего окружающую его природу и историческую среду как объект наслаждения и подражания. Эстетическая доктрина Возрождения проникнута жизнеутверждающими мотивами и героическим пафосом. В ней преобладает антропоцентрическая тенденция. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимание прекрасного, возвышенного, героического. Образцом красоты становится человек, его тело. В человеке видят проявление титанического, божественного. Он обладает безграничными возможностями познания и занимает исключительное положение в мире. Программным сочинением, оказавшим большое влияние на художественную мысль эпохи, явился трактат (1487). Автор формулирует совершенно новую концепцию человеческой личности. Он говорит о том, что человек сам является творцом, мастером своего собственного образа. Этим обосновывается новое отношение к художнику. Это уже не средневековый ремесленник, а всесторонне образованная личность, конкретное выражение идеала универсального человека.

В эпоху Возрождения утверждается взгляд на искусство как на творчество. Античная и средневековая эстетика рассматривали искусство как приложение к материи уже готовой формы, заранее имеющейся в душе художника. В эстетике Ренессанса зарождается идея, что художник сам творит, заново создает саму эту форму. Одним из первых эту мысль сформулировал Николай Кузанский (1401–1464) в трактате Об уме. Он писал, что искусство не только подражает природе, но носит творческий характер, создавая формы всех вещей, дополняя и исправляя природу.

Богатая художественная практика Ренессанса породила многочисленные трактаты об искусстве. Таковы сочинения О живописи, 1435; О ваянии, 1464; Об архитектуре,1452 Леона-Баттисты Альберти; О божественной пропорции Луки Пачоли (1445–1514); Книга о живописи Леонардо да Винчи. В них искусство признавалось выражением разума поэта и художника

Важной чертой этих трактатов является разработка теории искусства, проблем линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, композиции. Все это помогало сделать зрение художника стереоскопичным, а предметы, им изображаемые, рельефными и осязаемыми

Интенсивная разработка теории искусства стимулировалась идеей создания в произведении искусства иллюзии реальной жизни.

Понятие эстетического воспитания

Развивается эстетический вкус не вдруг, а на протяжении многих лет. Он возникает в процессе работы над эстетическим ростом личности ребенка, когда родители и педагоги стараются развить в нем творческие способности.

Эта сфера воспитания имеет комплексное воздействие на личность, пронизывает все области деятельности, влияет на глубину мышления и чувств, жизненные установки, избирательность. Она тесно взаимосвязана со всеми сферами воспитания, особенно нравственной, поскольку имеет эмоциональное воздействие, заставляет испытывать гамму сложных чувств, выступает организатором духовного роста, регулятором поведения.

О развитости эстетической культуры личности говорит отсутствие в поведении пошлости, способность оценить поэзию высоких чувств, отношений, творческого труда.

Детям не только необходимо иметь потребность в эстетической деятельности, но и активно применять усвоенную систему знаний и навыков в повседневной жизни. Детское творчество тренирует память, формирует мыслительные реакции, учит планированию. Самые первые уроки эстетики на примерах явлений природы и родного края зарождают основы патриотизма, любви к близким, Родине.

Что изучает эстетика

Зачастую науки существуют отдельно друг от друга, в качестве примера можно привести точные науки, медицину, ботанику. Каждая из них имеет свои тонкости, специфику, правила, но кое-что их объединяет и это эстетика. Её присутствие в каждом научном направлении делает это понятие неотделимым от всего, что окружает. Такое ощущение способствует тому, чтобы каждая наука была по-своему привлекательна.

Эстетика как раздел изучает культуру поведения современных людей, которая формировалась столетиями, менялась со временем. Она основана на работах художников, скульпторов, философов, поэтов, других выдающихся творческих личностей, которые не боялись думать, воплощать, развивая не только себя. Они заложили основы формирования чувства прекрасного, правильного, гармоничного. Отсюда можно сделать простой вывод, где своей главной целью здесь стоит изучение эстетических взглядов, потребностей, она формирует, оказывает воздействие на эстетический вкус, составляет личный идеал каждого.

Например, германский психолог Густав Фехнер при разработке нового подхода в освоении человеческой природы дал ему название «экспериментальная эстетика». Этому названию он дал своё логическое объяснение, оно закрепилось в психологической науке как понимание человеческой психики с помощью реакции самого человека на предметы, имеющие разные черты, характеристики.

Такая эстетика называется эмпирической, в свою очередь она исследует возможные реакции на уровне глубже, чем эмоции, затрагивая его нервную систему. Именно этот факт привлекает учёных из других научных сфер. Биение сердца, перехват дыхания, содрогание и другие физические реакции выражают подлинную реакцию на тот или иной объект.

Эстетическая наука, являясь частью других областей, достаточно плотно изучается будущими специалистами разных профессий, включая даже юридические. Как пример можно привести такую дисциплину как «юридическая этика», а она, как уже говорилось, является неотъемлемой частью эстетического понятия.

Как воспитать в себе эстетику

Эстетическое воспитание может быть сформировано ещё с малых лет, как любой другой вид обучения эстетическое воспитание ставит перед собой особенные цели, задачи, структуру, где главным направлением выступает воспитание в человеке эстетической культуры.

Состоит эстетическое воспитание из нескольких простых компонентов:

  • Восприятие. Это умение находить привлекательное, прекрасное во всех проявлениях повседневной жизни: отношения с другими людьми, наблюдение за природой, искусство, литература, многие другие вещи.
  • Чувства. Это навык оценки событий с позиции нравственности.
  • Потребности. Это постепенное формирование необходимости взаимодействовать с прекрасным.
  • Вкусы. Это умение анализировать, создавать другие решения для сохранения эстетического порядка.
  • Идеал. Это индивидуальные представления о высшей степени эстетики.

Все перечисленные компоненты должны в обязательном порядке присутствовать при процессе эстетического воспитания – развитие эстетических чувств, формирование знаний, умений, использование приобретённых знаний в реальной жизни, умение определять свои вкусы, идеалы.

Эстетическим воспитанием можно заниматься в любом возрасте с помощью природы, литературы, театра, кинематографа, музыки, других творений человечества, способных привить вкус к прекрасному.

Эстетика воспитание для взрослых

Эстетическим воспитанием принято заниматься с ранних лет, так как эстетическое восприятие способствует быстрому формированию индивидуальных особенностей, вкусовых предпочтений. К осознанному возрасту у общества так или иначе складываются свои образы, идеалы, за которыми оно готово следовать. Поддержать своё эстетическое воспитание взрослый может всеми доступными способами, ему необязательно быть только зрителем, он может самостоятельно принимать участие через творческие процессы: быть участником культурных мероприятиях, развивать творческий потенциал, читать книги, а также делать упражнения на развитие эстетических способностей, видеть, замечать новое.

Самое главное для уже сформированной личности на пути достижения совершенства– осознанность, заинтересованность, без стремления к обучению результаты будут не так хороши, как ожидалось. Если личность никаким образом не вовлечена, то познание станет для неё недоступным.

Эстетическое сознание

Эстетическое сознание является неточным, достаточно сложным для понимания термином, но определяют его как форму социального и ценностного сознания, которое отражает предметы мира вокруг с точки зрения его чувственных представлений и вкусовой оценки.

Эстетическое сознание существует всего на двух уровнях: на индивидуальном, общественном, эти уровни тесно связаны друг с другом, так как индивид не может существовать без общества, а общество состоит из индивидов. За эстетическим восприятием, которое стоит за сознанием, выступают чувственные переживания каждого индивида, его оценочные суждения о мире, творчестве, это то, в чём личность испытывает потребность и то, что может доставить ей удовольствие. Эти вещи называются прекрасным, под понятие подходит даже феномен «розовые очки», когда кто-то влюбляется, идеализирует свой объект любви во всех планах, включая эстетический.

Эстетическое сознание состоит из нескольких форм, к которым относятся:

  • Чувства;
  • Оценка;
  • Вкусы;
  • Идеалы, сформированные с годами.

Здоровье общества и эстетическое воспитание

Нынешняя образовательная система несостоятельна. В интересах государства заменить ее на такую, которая позволит максимально раскрыться каждой индивидуальности, поможет детям определить свои пристрастия в искусстве, науке, выбрать любимое ремесло.

Кружки и группы развития должны включать не более 5-7 человек, начиная лет с 5. Находясь вдали от тусовок, подрастающее поколение будет развиваться в культурной среде, учиться чувствовать и думать.

Мышление, речь многих современных детей неразвиты, они не способны выразить свои чувства, переживания. Самым маленьким необходимо начать с музыки и танцев, освоить чтение стихов. Детям постарше нужны занятия в балетных, театральных, художественных студиях, знакомство с риторикой, шахматами, астрономией, изучение биологии, археологии, антропологии.

Откуда возникает творческое общество, грамотные наставники, способные воспитать нравственную личность, имеющую широкий гуманитарный кругозор? Нужны энтузиасты, вооруженные не только теорией, с разработанными программами, имеющие четкие представления о целях эстетического воспитания. Процесс длительный, но неизбежный, иначе обществу грозит вырождение.

Как нельзя заставить любить, так понимать красоту тоже невозможно принудительно. Эрмитаж с Русским музеем, книги по искусству не должны быть в планах каждого воскресенья. Детей можно «наполнить» знаниями. Но целью эстетического воспитания не может быть набор знаний. Это понятие предполагает, прежде всего, способность видеть, создавать вокруг себя красоту.

Искусство как эстетический феномен

Современная наука относит происхождение искусства как специфической человеческой деятельности ко временам формирования человека как homo sapiens, а некоторые ученые даже и саму причину появления и развития этого вида человека усматривают именно в искусстве. Значительно позже, в древнем мире (древних Китае, Индии, Египте, Греции) предпринимаются попытки и теоретического осмысления этого феномена, его значения в жизни людей. Здесь мы ограничиваемся только европейским ареалом, хотя много типологических параллелей можно усмотреть и в древневосточных концепциях искусств, их классификации, понимании их функций и т.п.

Итак, в процессе исторического развития искусства в европейско-средиземноморском ареале на протяжении последних нескольких тысячелетий, а также на путях философско-эстетической рефлексии по его поводу сложилось достаточно определенное представление о феномене искусства. Под ним классическая эстетика понимает уникальную самобытную форму конкретно-чувственного выражения невербализуемого эстетического опыта с помощью системы особых художественных принципов. Главная цель искусства – активизация эстетического сознания субъекта восприятия вплоть до достижения им катарсиса – эстетического наслаждения, свидетельствующего о выведении духа реципиента путем восприятия произведения искусства в миры неутилитарного духовного бытия, на иные уровни реальности (или сознания), отличные от уровня обыденного бывания, на уровни эстетического (всеобъемлющего) контакта с Универсумом. Наряду с этой основной и сущностной функцией искусства, без которой оно не существует как таковое, в различные исторические эпохи, в разных культурах, социальных средах и культурных институциях, в которые были включены и художники – мастера искусства, произведения искусства выполняли и другие, внеэстетические, но иногда очень значимые социально-утилитарные функции – политические, идеологические, сакрально-культовые, конфессиональные, нравственно-этические, развлекательные и т.п., которые на определенных исторических этапах и в определенных социальных ситуациях воспринимались, как более значимые, чем собственно эстетические, а иногда и как единственные функции искусства.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

Фундаментальной категорией эстетики является категория «эстетическое». Эстетическое выступает как всеобъемлющее родовое универсальное понятие для эстетической науки, как «метакатегория» по отношению ко всем остальным ее категориям.

Ближе всех к категории «эстетическое» находится категория «прекрасное». Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное – то, что эту меру превышает. Трагическое – то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы – безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.

Эстетика: где встречается кроме искусства и философии

Вместе с искусством и философией эстетика может встретиться в природе, еде и даже в повседневности. Она бывает:

  1. Эстетика природы занимается изучением красоты окружающего живого мира. Кроме того, она придаёт значение тому, какой опыт получает человек от обращения к природе в поиске прекрасного.
  2. Эстетика еды сейчас стала настоящей наукой. Она занимается изучением внешнего облика еды, сервировки стола и выбора окружающей обстановки. Это необходимо для выяснения взаимосвязи между красотой индустрии питания и получением удовольствия от приёма пищи.
  3. Эстетика повседневности занимается поиском художественной ценности в обыденных вещах. К примеру, поп-арт создаёт картины и инсталляции на основе афиш, реклам и вообще любых предметов, которые окружают человека.

Трагическое

Одной из традиционно (во всяком случае в XIX-ХХ вв.) относимых к эстетике категорий является трагическое. Однако сразу необходимо отметить, что в отношении этой категории существует принципиальная путаница. Достаточно часто, рассуждая об этой категории, говорят в одной плоскости о трагическом в искусстве и в жизни. Между тем к эстетике имеет отношение только и исключительно трагическое в искусстве, с наибольшей полнотой реализованное в конкретном жанре драматического искусства – трагедии. Трагическое как эстетическая категория относится только к искусству, в отличие от других эстетических категорий – прекрасного, возвышенного, комического, имеющих свой предмет и в искусстве, и в жизни.

Трагическое в жизни не имеет никакого отношения к эстетике, ибо при его созерцании и тем более при участии в трагической коллизии у нормальных людей не возникает эстетического события, никто не получает эстетического наслаждения, не происходит эстетического катарсиса. Трагедии Хиросимы и Нагасаки или Чернобыля никак не коррелируют со сферой эстетического, хотя соответствующим образом изображенные в искусстве эти трагические события могут привести к эстетическому опыту, который наиболее точно будет определен категорией трагического. В частности, трагедия жителей варварски уничтоженной Герники не имеет отношения к эстетике, а картина Пикассо «Герника» несет мощный заряд трагического в сфере эстетического восприятия. Многие писатели, начиная с Достоевского, но особенно писатели и философы экзистенциалисты усматривали трагический разлад, конфликт в сознании личности. Сам этот реально существующий конфликт не имеет отношения к эстетическому сознанию, ибо доставляет своему субъекту не эстетическое удовольствие, а реальные мучительные страдания. Изображенный же в искусстве, в прозе, например, Камю, Сартра или Кафки, он приобретает характер трагического эстетического.

8 стр., 3817 слов

Планы семинарских занятий семинар 1 Эстетика как наука. Эстетическое …

… искусстве. Соотношение возвышенного и прекрасного. Категория трагического. Изменение природы трагического в разные периоды общественного развития. Категория комического. Многообразие форм выражения комического в искусстве (юмор, ирония, сатира, сарказм). Соотношение комического и трагического. Комическое, трагическое и эстетический …

Трагедия в жизни и сознании – это экзистенциальный, а не эстетический опыт, поэтому трагическое в реальной действительности, которое чаще обозначается термином «трагизм», относится к объектам изучения философии, социологии, истории, но не эстетики. Сущность этого трагизма русский философ Н. Бердяев усматривал «в глубоком несоответствии между духовной природой человека и эмпирической действительностью», в «эмпирической безысходности», и он в чистом виде, не пропущенный сквозь призму искусства, не имеет отношения к предмету эстетики.

Интересующий нас здесь эстетический опыт, получивший в Новейшее время именование «трагического», в наиболее полном и концентрированном виде был реализован в древнегреческой трагедии – одной из высших форм искусства вообще, и тогда же были предприняты первые попытки его осмысления и теоретического закрепления. В долгой истории эстетики речь, как правило, шла о трагедии как жанре драматического искусства, и в этом поле собственно и сформировалась концепция трагического в его эстетическом смысле.

Сущность феномена трагического эстетического заключается в изображении неожиданно возникших страданий и гибели героя, свершившихся не по причине несчастного случая, но как неизбежное следствие его (как правило, вначале неосознаваемых) проступков или вины, обычно предопределенных судьбой, роком, « безысходной эмпирией» (у экзистенциалистов) – некой независимой от человека внешней могучей силой. Герой трагедии, как правило, предпринимает попытки борьбы с роковой неизбежностью, восстает против Судьбы и погибает или терпит муки и страдания, демонстрируя этим акт или состояние своей внутренней свободы по отношению к внешне превышающей его силы и возможности стихии. Зрители (читатели) трагедии, активно сопереживая герою, к концу трагического действа испытывают эстетический катарсис, чистое эстетическое наслаждение. Собственно, как мы помним, речь о катарсисе в эстетическом смысле у Аристотеля возникла именно в связи с античной трагедией в трактате » О поэтическом искусстве «, большая часть которого была посвящена трагедии как высшему, в понимании Аристотеля, жанру поэтического искусства, т.е. искусства (в новоевропейском уже смысле) вообще.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: