«князь серебряный»

Содержание

Предисловие Глава 1. Опричники Глава 2. Новые товарищи Глава 3. Колдовство Глава 4. Дружина Андреевич и его жена Глава 5. Встреча Глава 6. Приём Глава 7. Александрова слобода Глава 8. Пир Глава 9. Суд Глава 10. Отец и сын Глава 11. Ночное шествие Глава 12. Клевета Глава 13. Ванюха Перстень и его товарищи Глава 14. Оплеуха Глава 15. Поцелуйный обряд Глава 16. Похищение Глава 17. Заговор на кровь Глава 18. Старый знакомый Глава 19. Русский человек добро помнит Глава 20. Весёлые люди Глава 21. Сказка Глава 22. Монастырь Глава 23. Дорога Глава 24. Бунт станичников Глава 25. Приготовление к битве Глава 26. Побратимство Глава 27. Басманов Глава 28. Расставание Глава 29. Очная ставка Глава 30. Заговор на железо Глава 31. Божий суд Глава 32. Ладанка Вяземского Глава 33. Ладанка Басманова Глава 34. Шутовской кафтан Глава 35. Казнь Глава 36. Возвращение в слободу Глава 37. Прощение Глава 38. Выезд из слободы Глава 39. Последнее свидание Глава 40. Посольство Ермака

At nunc patientia servilis tantumque sanguinis domi perditum fatigant animum et moestitia restringunt, neque aliam defensionem ab iis, quibus ista noscentur, exegerium, quam ne oderim tam segniter pereuntes.

Tacitus. Annales. Liber XVI

Глава 23. «Дорога»

Побыв немного в том монастыре, Максим отправляется дальше. Он хочет ехать в Рязань, чтобы защищать русские земли от набегов татар.

По дороге он встретил царского слугу Трифона. Он потерял кречета царя и уже попрощался с жизнью, как вдруг нашел его в лесу. Теперь он хочет построить часовню на том самом месте. Максим жертвует на часовню все свои деньги. За это Трифон обещает успокоить мать Максима и наведываться к ней. Но немного денег Трифон все же вернул.

В дороге Максим услышал песню, в которой проклинали его отца. Он отдал крестьянке, которая ее пела, все оставшиеся деньги.

Путь Максима проходит через лес, где на него нападают разбойники. Увидев наряд опричника, они решили вдоволь потешаться над ним и не убивать сразу.

Алексей Константинович Толстой «Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного»

Этот роман Алексея Константиновича напоминает палехскую миниатюру: четкие контуры и яркие краски. Затейливая стилизация под былинный язык украшена характерными эпическими преувеличениями.

»- Стой, Малюта! — повторил Серебряный и, нагнав Скуратова, ударил его в щеку рукою могучею.

Силен был удар Никиты Романовича. Раздалася пощечина, словно выстрел пищальный; загудел сыр-бор, посыпались листья; бросились звери со всех ног в чащу; вылетели из дупел пучеглазые совы; а мужики, далеко оттоле дравшие лыки, посмотрели друг на друга и сказали, дивясь:

— Слышь, как треснуло! Уж не старый ли дуб надломился над Поганою Лужей?»

Перед нами предстает боярская Русь, какой она сама хотела себя видеть: неколебимая верность царю, незапятнанная честь. Парадокс русского придворного обихода: боярин вроде старого Дружины Андреевича может сколько угодно называть себя «государевым холопом» и падать ниц, но ни за что не позволит царю посадить его за столом на недостаточно почетное место.

Князь Серебряный и Елена — воплощение того самого идеала, который то ли вычитывает в русской истории, то ли создает в собственных мечтах граф Толстой. Князь, хоть и в горлатной шапке, — вылитый европейский рыцарь, вздыхающий о прекрасной даме и готовый на смерть во имя чести и государя, а слово свое держит не хуже какого-нибудь Атилия Регула. Боярыня под стать возлюбленному — милая и несколько бесцветная фигурка, произносящая положенные прекрасной даме слова, желанный приз в столкновениях героя и антигероя. В роли последнего — боярин-опричник Афанасий Вяземский, необузданный и, как водится, более яркий, нежели положительные персонажи. Недурно вышел холодный макиавеллист Годунов, не вполне однозначен страшный Малюта, у которого палаческое рвение сочетается с нежной любовью к сыну. Но самый выразительный герой здесь — конечно же, сам грозный царь, со всеми противоречиями своей сильной, сложной натуры.

Несмотря на этнографически точное описание русского быта XVI века, роман Толстого уходит корнями столько же в западную, сколько и в русскую традицию. Если русская литература вышла из гоголевской «Шинели», то русская историческая проза — определенно из «Айвенго». Вот и здесь, не в укор Алексею Константиновичу, расстановка персонажей сильно отдает Вальтером Скоттом. Дружина Андреевич выступает в роли Седрика Сакса, Афанасий Вяземский — Буагильбера, опричники — норманнских баронов-разбойников. И даже флегматичный увалень Митька как-то напоминает Черного Лентяя на турнире. В переплавку в творческой лаборатории графа Толстого пошли многие сюжетные ситуации «Айвенго»: аристократ, предводительствующий разбойниками (король Ричард / князь Серебряный); разбойники штурмуют горящую крепость (замок Фрон-де-Бефа / Александрову слободу); перед штурмом в крепость приходят переодетыми положительные персонажи (шут Вамба в одежде священника / разбойники Перстень и Коршун в одежде слепых сказителей); судебный поединок, на который боец является в последний момент, и т.д. К чести русского автора, эпизоды не повторяются механически, они стали неотъемлемой частью совершенно нового сюжета. Да и пишут два писателя о разном: шотландец о национальном угнетении, русский о кошмаре деспотической власти.

Еще один источник своего вдохновения А.К. Толстой раскрывает в эпиграфе — это Тацит, в своих Анналах создавший архетипичный текст о тирании. Вот, например, Иван Грозный отравляет опального боярина прямо на пиру и при этом уверяет гостей, что бедняга просто перепил, — явная отсылка к убийству Британника Нероном.

Итог получается необычным — историю Ивана Грозного прочитали через западную историческую традицию, а потом изложили языком русских летописей и былин. Конструкция выходит причудливая, но красивая.

Пересказ для читательского дневника

Исторический роман повествует о судьбе благородного человека Никиты Серебряного в годы тягот и испытаний. В 1565 году он возвращается из Литвы, где провел 5 лет, тщетно пытаясь заключить мир между Российским и Литовским государствами. Путь князя лежит через деревню Медведевка, и он невольно стал свидетелем разграбления местечка разбойниками.

Дружина князя связала лиходеев, однако выяснилось, что это царские опричники. Князь не верит этому и отправляет нарушителей спокойствия к губернскому старосте. Продолжив путь в Москву, он останавливается на постой у знахаря. Он узнает, что его возлюбленная осиротела и вышла замуж, чтобы избежать домогательств Афанасия Вяземского.

Пят лет назад, перед разлукой, влюбленные объяснились, и Елена Дмитриевна дала князю слово ждать его. Однако Никита задержался надолго, а Елену некому было защитить от Вяземского. Спасением от настойчивого ухажера для нее стал брак с боярином Морозовым. Однако это обернулось опалой для ее мужа, поскольку Вяземский пользовался расположением Ивана Грозного.

Приехав в Москву, Никита навещает Морозова, от которого узнает, что Иван Грозный переехал в Александровскую слободу. В городе творят произвол царские опричники. Боярин не советует Серебряному ехать к царю. Однако князь не желает прятаться от правительства и после объяснения с Еленой Дмитриевной направляется в Александровскую слободу.

Параллельно в княжеских палатах плетутся интриги. Вяземскому удается добиться разрешения царя заполучить Елену. Однако молодая женщина презирает опричника. Она до сих пор влюблена в Никиту, но верна мужу. Царь узнает, как поступил с его опричниками Серебряный в Медведевке. Он взбешен, велит звать и хочет казнить князя. Однако вмешивается Малюта Скуратов, который просит милости за его проступки.

Вяземскому удается похитить Елену. Расстроенный супруг просит правителя (не надеясь, впрочем, на его благоразумие) вернуть жену. Царь не слушает доводов, приказывает казнить Морозова и Вяземского. Серебряный в это время оказывается в плену у опричников, однако Перстню и Коршуну удается вызволить князя из темницы. Они собирают поход на татар, а после их разгрома устраивают пир.

Параллельно в Москве проходят страшные казни. Серебряный тоже отдает себя на милость царю. Он рассказывает о победе над татарами и просит милости для разбойников. Царь предлагает Никите стать опричником, а после отказа назначает его главой сторожевого полка, куда определены все его разбойники. Никита предвкушает счастливую жизнь с Еленой, но его возлюбленная винит себя в смерти супруга и принимает постриг. Князь прощается с Еленой, утешая себя тем, что исполнил свой жизненный долг и не совершил ни одной подлости.

Прошло 17 лет, Иван Грозный по-прежнему казнит лучших и именитых граждан. Его власть постепенно ослабевает, границы нуждаются в усиленной защите. Лишь на восточной стороне все спокойно благодаря усилиям бывшего разбойника по прозвищу Перстень. Сила Годунова при дворе растет. В это время правитель узнает, то князь Серебряный полег с дружиной в Сибири во время исполнения долга перед отечеством.

Примечания

Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — С. 444.
А. К. Толстой. Князь Серебряный. Вступление Г. Богуславского. М.: Художественная литература, 1976. С. 12.
А. К. Толстой. Князь Серебряный: повесть времен Иоанна Грозного. М.: Детская литература, 1981. С. 6.

Карамзин Н. История государства Российского. В 9-ти томах // Новый мир. — 1989. — № 4. — С. 125.

Карамзин Н. История государства Российского. В 9-ти томах // Новый мир. — 1989. — № 4. — С. 138.

Шмидт С. О. Памятники письменности в культуре познания истории России. Т. 2: От Карамзина до «арбатства» Окуджавы. Кн. 1. — М.: Языки славянских культур, 2009. — С. 372. — 576 с. — ISBN 978-5-9551-0174-3.

Терещенко, Александр Васильевич. Быт русского народа: Ч.1—7 / Соч. А. Терещенко. — СПб., 1848.

Костомаров Николай Иванович. Очерк домашней жизни и нравов Великорусского народа в XVI и XVII столетиях. — СПб.: Тип. Карла Вульфа, 1860. — 218 с.

Вересаев В. В. Гоголь в жизни. В 2 ч. Часть 2. — (Серия: Антология мысли). — М.: Юрайт, 2021. — С. 184. — 311 с. — ISBN 978-5-534-06135-2.

А. К. Толстой. Собр. соч. в 4-х томах. — М.: Художественная литература, 1964. — Т. 4. — С. 93—94.
Первым в русской литературе сделал царя отрицательным персонажем Пушкин (в трагедии «Борис Годунов»), однако Толстой пошёл дальше и без обиняков приравнивал русского самодержца к древнеримским тиранам — Нерону и Калигуле. С этим связан и выбор эпиграфа к роману — из «Анналов» Тацита.
Князь серебряный // Литературные герои. — Академик (рус.). — 2009.
Lib.ru/Классика: Толстой Алексей Константинович. А. К. Толстой: краткая летопись жизни и творчества
Д. А. Жуков. Алексей Константинович Толстой. М.: Молодая гвардия, 1982. С. 287.
Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 декабря 2021. Архивировано 16 мая 2021 года.
Силуэты: очерки, статьи, эссе о русских и советских писателях. М.: Правда, 1986. С. 354.
↑ 12Немзер А. Вальтер-Скоттовский историзм, его русские изводы и «Князь Серебряный». // The Real Life of Pierre Delalande. Studies in Russian and Comparative Literature to Honor Alexander Dolinin (= Stanford Slavic Studies. V. 33). Stanford, 2007.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Князь Серебряный (неопр.) .Литература и жизнь .
Так, Д. Мирский пишет, что этот «оперный роман… по уровню гораздо ниже его поэтических и даже драматических сочинений».
А. К. Князь Серебряный: повесть времен Иоанна Грозного / Алексей Константинович Толстой; сопроводит. статья Андрея Немзера. — М. : Время, 2021. — (Сквозь время). ISBN 978-5-00112-001-8.
s:Змей Тугарин (А. К. Толстой)
А. К. Толстой. О литературе и искусстве. М.: Современник, 1986. С. 154.
↑ 12 Lib.ru/Классика: Толстой Алексей Константинович. Проект постановки на сцену трагедии ‘Смерть Иоанна Грозного’
А. Немзер. Дневник читателя: русская литература в 2007 году. М.: Время, 2007. С. 363.
См., напр.: Т. В. Иванова. Творчество А. К. Толстого и современность. // Материалы Международного конгресса «Русская словесность в мировом культурном контексте». М., 2004.
По замечанию Б. А. Успенского, опричники сознательно стремились к тому, чтобы их ассоциировали с бесами

В романе Толстой всячески подчёркивает эту ассоциативную связь.
На эту параллель прямо обращает внимание Н. Хрущёв: «Люди, вроде меня близкие к Сталину, читая „Князя Серебряного“ Алексея Константиновича Толстого, подтвердят, что все эти проделки Иоанна Грозного — буквально копия того, что делал Сталин»

См.: Н. С. Хрущёв. Время, люди, власть. Том 4. М.: Московские новости, 1999. С. 241.
А. М. Дубровский. Историк и власть: историческая наука в СССР. Изд-во Брянского гос. ун-та, 2005. С. 410.
Г. Марьямов. Кремлевский цензор: Сталин смотрит кино. Киноцентр, 1992. С. 69, 94.
Дмитрий Быков — Один — Эхо Москвы, 02.06.2017
Дмитрий Быков — Один — Эхо Москвы, 07.07.2017
Дмитрий Быков — Один — Эхо Москвы, 24.02.2017
Дмитрий Быков — Один — Эхо Москвы, 11.08.2016
Князь Серебряный | zakharov.ru

Глава 37. «Прощение»

Представ перед Иваном, Никита Романович рассказывает ему о том, что уведён он из темницы силою, о победе над татарами и просит милости для разбойников, которые раскаялись и желают служить своему царю. Чтобы удержать царя от нового насилия, на площадь явилась и его мать. Она сама защитила Никиту Романовича, напомнив царю о его победе над татарами.

Тогда Иван предлагает Серебряному и разбойникам служить в рядах опричников, но князь отказывается. Он по-прежнему прямо говорит о том, что опричники из рук вон плохи. Царь озадачен. Вдруг в разговор вмешивается стремянной Михеич и говорит царю всю правду об опричниках, его поддерживает мать царя. Иван забавляется, слыша его наивные речи. В итоге он простил и слугу, и князя. После отказа Серебряного от опричной службы царь делает его воеводой сторожевого полка, куда приказывает определить и всех его разбойников.

А.К. Толстой: Князь Серебряный, Глава 8 План

В произведении Князь Серебряный одним из центральных образов романа является образ царя Ивана. Давайте рассмотрим краткий пересказ главы 8 Князя Серебряного, где описывается пир царского двора, и составим план нашего будущего сочинения. После этого вы без проблем сможете рассказать о царском окружении и самом царе Иоанне 4, которого Толстой изображает грозным, мстительным и подозрительным.

Князь Серебряный 8 глава кратко

Глава 8 начинается описанием расстановки столов, расположенных в огромной палате. Три ряда столов для царя, его сына и приближенных молчаливо ожидали будущих участников пира. И вот все стали собираться. Сначала пришли царедворцы, опричники, которые не начинали пиршества, дожидаясь царских особ. После пришли стольники, после которых затрубили трубы, извещая приближение Грозного.

Серебряный оказался за столом бояр, что не входили в состав опричнины, но были приглашены на пир. Он располагался недалеко от царского стола и смог подробно рассмотреть окружение царя. Среди них был Иоанн Иоаннович — царевич, который по своему коварству даже батюшку превосходил. Борис Годунов — человек, который находится рядом с царем, но при этом не является царским соучастником. Здесь мы знакомимся с царским палачом Малютой, Федором Басмановым, его отцом Алексеем, церковным угодником архимандритом Левкием.

Миниатюра месть Иоанна

Дальше Серебряный заинтересовался высоким человеком, который осушал уже четвертый бокал подряд. Сосед рассказал, что он из бывших дворян и подался в опричники сильно изменившись характером. Был это князь Вяземский, которому Грозный все прощал и которому все сходило с рук. Серебряный еще хотел что-то спросить, но тут ему слуга принес блюдо с царского стола. Князь поблагодарил правителя поклоном. А дальше можно написать миниатюру под названием месть царя. Мстительность и жестокость Ивана Грозного можно было увидеть даже на пиру.

Так, напротив Никиты сидел один из дворян, который разгневал царя и вот к нему подошел Федор Басманов с чашей вина от государя. Тот принял чашу, поклонился, выпил и тут же пал мертвым. Его вынесли со словами, что тот напился и уснул. Никита Серебряный до этого не верил в жестокость царя, а после этого случая убедился в правоте данного утверждения. Серебряный подумал, что и его ожидает такая же участь, но пир продолжался, как ни в чем не бывало. Принесли и князю кубок от царя. Вино князь выпил, но ничего не произошло. Серебряный сделал вывод о том, что государь либо еще не знает об обиде опричнины или же простил его великодушно.

Царское окружение

Четыре часа продолжался пир, а все новые блюда вносили и вносили. Сам царь ел мало. Он шутил, поддерживал разговор. Царевич много пил, ел мало и часто подшучивал над Малютой. Тот же все терпел, но эти неприязненные отношения были заметны и царю. Автор тут же дает подробное описание Малюты, чья жестокость не имела границ, когда дело доходило до казни.

Царевич обзывает Вяземского красной девицей, что влюблен в чужую жену, тот же ответил, что вызвал бы его на площадь сразиться, если бы тот не был царским сыном. За такую дерзость царь не наказал Вяземского, но рассказал сказку о Поповиче, о княгине и Тугарине Змиевиче. Запала сказка в душу князя, загорелись глаза страстью. А тут еще царь предложил ехать Вяземскому к Морозову. Серебряный этого разговора не слышал, а только видел радостное лицо Вяземского.

Вот и пир пришел к концу. Все стали подходить к царю прощаться, как опричник, что не был на пиру, что-то рассказал Малюте. Как оказалось, готовится бунт. Люди, что были призваны проконтролировать выполнение царского указа, были убиты или изувечены московскими людьми. Об этом доложил стременной Хомяк, которого и позвали в зал. На этом и завершается глава 8 Князя Серебряного в сокращении.

1. Описание зала. На пир собираются опричники. 2. Грозный на пиру. Его описание. 3. Из разговора Серебряного и соседа по столу узнаем о приближенных царя. Их описание. 4. Царь жалует блюдо Серебряному. 5. Грозный прислал своему подданному вино с ядом. 6. Вино для Серебряного. 7. Пир продолжается. 8. Царевич подшучивает над Малютой и Вяземским. 9. Сказка, рассказанная царем 10. Известие о бунте.

Суть: о чём роман?

Повествование в романе «Князь Серебряный» начинается с того, как царский воевода князь Никита Романович Серебряный возвращается на родину с войны в Ливонии. Вокруг себя он видит тотальный упадок, жестокость и несправедливость, причиной которых является бесчинствующее в стране опричное войско царя Ивана Грозного.

Князь со своими людьми видит, как опричники грабят деревню, даёт им бой и пленяет нескольких из них, чтобы отвезти их на суд к царю. В то, что опричники действуют с позволения самого Грозного, князь верить отказывается.

Параллельно с этим мы узнаем о судьбе возлюбленной Никиты Романовича – Елены. Серебряный хотел жениться на ней, но война спутала все планы. Пока князь воевал, на Елену стал заявлять права царский опричник Афанасий Иванович Вяземский, чтобы избежать этой судьбы девушка вышла замуж за боярина Дружину Андреевича Морозова. Однако Вяземского это ничуть не волнует, и он выискивает любую возможность взять Елену, обращаясь за помощью даже к мельнику-колдуну.

В этот момент в дом Морозова и заезжает князь Серебряный, повергая Елену в шок. Морозов говорит князю не ехать к царю, однако тот остаётся непреклонным.

Прибыв в Александровскую Слободу, Никита Романович предстаёт перед Иваном Грозным, который намеревается казнить воеводу, однако за того заступается сын главного опричника Малюты Скуратова – Максим. Царь приходит в благодушное расположение духа и милует князя. Однако при дворе разгорается новый конфликт: Малюта Скуратов решает убить насмехающегося над его незнатным происхождением царевича Иоанна. Опричники похищают наследника престола, но на их пути становится Серебряный и спасает Иоанна.

Завоевав уважение царя и его сына, Никита Романович снова отправляется в гости к Морозову, где встречается с опричником Вяземским. Ночью Афанасий со своими людьми врывается в покои Дружины Андреевича, похищает Елену и устраивает пожар. Князь пытается помешать им, тяжело ранит Вяземского, но сам попадает в плен.

Вяземский скачет с Еленой в свою рязанскую вотчину, но по дороге теряет сознание от ран и падает с лошади. Девушка сбегает и волей случая оказывается на мельнице, где живёт тот самый колдун, к которому Вяземский недавно обращался за помощью. Старик, однако, решает не выдавать Елену, а прячет её. Исцелив раны Вяземского, он направляет его по ложному следу. Вскоре появляется слуга князя, испрашивающий у колдуна совета, как ему спасти Серебряного, мельник направляет того в разбойничье логово.

Слуга Серебряного находит банду разбойников, в которую вошли люди, пострадавшие от опричников. Среди бандитов оказываются люди, который Никита Романович спас от опричной расправы в самом начале романа, поэтому разбойники соглашаются спасти князя. Проникнув в Александровскую слободу под видом сказочников, они вызволяют Серебряного из темницы.

Разбойники хотят напасть на Александровскую слободу, но князь Никита Романович пробуждает в них остатки порядочности и отправляется с ними на отражение татарского набега, одерживая победу. После этого Серебряный решает вернуться к царю и снова отдать себя на его милость.

Сам Грозный тем временем разбирается с делом Вяземского и Морозова, в итоге царь решает устроить суд поединком. Однако в судьбоносный день Вяземский не может драться из-за незатянувшихся ран, и на бой выходят опричник Матвей Хомяк и паренёк Митька, чью жену Хомяк когда-то похитил. Митька берёт в бой деревянную оглоблю и убивает опричника. Суд решается в пользу Морозова, а Вяземский отправляется в тюрьму.

Однако на последовавшем за судом пиру гордый Морозов отказывается сесть ниже Годунова, чем вызывает гнев царя, который приказывает нарядить боярина в шутовской наряд. Дружина, однако, не успокаивается и публично обвиняет Грозного в зверствах и преступлениях против веры. Государь приказывает бросить в тюрьму и Морозова.

Через несколько дней центре Москвы царь подвергает мучительной казни и Вяземского, и Морозова, и старого мельника, а также разбойника Коршуна и своего бывшего приближённого Басманова.

Когда перед взором Грозного снова предстаёт Серебряный, он, находясь в хорошем настроении, снова милует воеводу и прибывших с ним разбойников и отправляет их защищать границы страны от степняков. Перед тем, как уехать на границу, Никита Романович в последний раз видится с Еленой, которая, пережив шок от последних событий, ушла в монастырь.

Спустя много лет, царь узнаёт, что князь Серебряный вместе со всеми своими людьми погиб в битве с татарами.

Проблемы

Проблематика произведения «Князь Серебряный» не менее интересна. Если Вы считаете, что чего-то не хватает, напишите об этом Многомудрому Литрекону.

  1. Социальное неравенство – Толстой показывает то, как страдает простой народ, погрязший в бедности, в то время как царь со своими приближёнными проводит время в пирах и увеселениях, даже не задумываясь над несправедливостью такой ситуации. Однако писатель показывает, что, несмотря на материальное неравенство, общество ещё не разделилось на две враждебные части, поэтому боярин Морозов и воевода Серебряный, отстаивая справедливость и думая о благе страны, находят общий язык с простыми людьми, которые стремятся к тому же.
  2. Опричнина – опричники в романе представлены исключительно в отрицательном свете. Грубые, жадные и невежественные мерзавцы, которые думают исключительно о собственном благополучии, и ради своих корыстных интересов не гнушаются никакими средствами. Опричники, по мнению писателя, олицетворяют собой деспотизм, в который вырождается царская власть.
  3. Абсолютная монархия – Толстой, никак не высказываясь прямо против монархии, тем не менее, показывает нам на примере Грозного, что бывает, когда государь начинает руководствоваться не мыслями о всеобщем благе и законами, а собственной прихотью. По мнению писателя, закон и справедливость должны стоять у добросовестного правителя превыше всего.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: