Эпидемия самозванчества
Прошло 7 лет, и династия действительно прервалась. Царем ожидаемо стал Борис Годунов.
Фрагмент картины Борис Годунов Ильи Глазунова Фото РИА Новости
Тем временем шли разговоры среди народа. Говорили, что Димитрия на самом деле хотели убить – и даже убили, но не его, а другого ребенка. Марии Федоровне удалось спасти сына, он скрывался в другом месте. Эти толки увеличились, когда страну в первые же годы правления нового государя, царя Бориса, постигли три подряд (!) неурожайных года, начался голод. Не за убийство ли царского сына?
Однажды «Дмитрий» «вернулся»: его имя взял самозванец Григорий Отрепьев, при помощи польского короля решивший «вернуть законный престол». То был первый «царевич Дмитрий» в череде самозванцев. После будет «воевода царя Дмитрия» Иван Болотников (так никому и не показавший того, кому якобы служил), неизвестный, оставшийся в истории как «Тушинский вор»…
Отрепьеву удалось свергнуть с престола Годунова, захватить столицу – но сам он не продержался здесь даже года, убитый заговорщиками-боярами. Следом тут же начались слухи о «чудесах» на его могиле, о том, что якобы там видели горящие свечи, чуть ли не слышали пение ангельское… И, конечно, о том, что «царевич Дмитрий» опять «чудесно спасся». Новый царь – теперь это был некогда возглавлявший следствие по его делу Василий Шуйский! – понял: нужно что-то делать с эпидемией самозванчества, охватывающей страну.
Последнее проклятие
Смута на Руси закончилась только в 1613 году – с установлением новой династии Романовых. Но иссякло ли вместе с этим проклятием Дмитрия? 300 летняя история династии говорит об обратном. Патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов), отец первого «романовского» царя Михаила Федоровича, был в самой гуще «страстей по Дмитрию». В 1605 году, его, заключенного Борисом Годуновым в монастыре, освободил как «родственника» Лжедмитрий I. После воцарения Шуйского именно Филарет привез “чудотворные мощи” царевича из Углича в Москву и насаждал культ святого Дмитрия Углицкого – для того, чтобы с подачи Шуйского убедить, что когда-то спасший его Лжедмитрий был самозванцем. А затем, встав в оппозицию царю Василию, стал “нареченным патриархом” в тушинском лагере Лжедмитрия II.
Филарета можно считать первым из династии Романовых: при царе Михаиле он носил титул «Великий государь» и был фактически главой государства. Царствие Романовых началось со Смуты и Смутой закончилось. Причем второй раз в русской истории царская династия прервалась убийством царевича. Есть легенда, что Павел I закрыл в ларец на сто лет предсказание старца Абеля, касающегося судьбы династии. Не исключено, что там фигурировало имя Дмитрия Иоанновича….
Конец династии Рюриковичей
После того, как весть о гибели царевича разошлась по Русской Земле, в народе поползли слухи о том, что руку к «несчастному случаю» приложил боярин Борис Годунов. Но находились смельчаки, которые подозревали в «заговоре», и тогдашнего царя – Федора Иоанновича, сводного старшего брата погибшего царевича. И основания для этого были.
Спустя 40 дней после смерти Ивана Грозного Федор, наследник Московского трона, стал активно готовится к своей коронации. По его приказу за неделю до венчания на царство вдова-царица Мария и ее сын Дмитрий Иоаннович были отправлены в Углич – «на княжение». То, что последняя жена царя Иоанна IV и царевич не были приглашены на коронование, являлось страшным унижением для последних. Однако на этом Федор не остановился: например, содержание двора царевича сокращалось порой по нескольку раз за год. Спустя всего несколько месяцев с начала царствования он дает распоряжение духовенству убрать традиционное упоминание имени царевича Дмитрия при богослужениях. Формальным основанием стало то, что Дмитрий Иоаннович был рожден в шестом браке и по церковным правилам считался незаконнорожденным. Однако все понимали, что это только повод. Запрет на упоминание при богослужениях царевича его двор воспринимал, как пожелание смерти. В народе ходили слухи о неудавшихся покушениях на Дмитрия. Так, британец Флетчер, будучи в Москве в 1588–1589 гг., записал, будто от яда, предназначенного для Дмитрия, умерла его кормилица.
Спустя полгода после гибели Дмитрия жена царя Федора Иоанновича, Ирина Годунова, забеременела. Все ждали наследника престола. Причем, по легендам, рождение мальчика предсказали многочисленные придворные маги, знахари и лекари. Но в мае 1592 года царица родила девочку. В народе гуляли слухи, что царевна Феодосия, так назвали дочку родители, появилась на свет аккурат через год после гибели Дмитрия – 25 мая, а царская семья почти на месяц задержала официальное объявление. Но это было еще не самое страшное знамение: девочка прожила всего несколько месяцев, и скончалась в том же году. И здесь уже стали говорить о проклятии Дмитрия. После смерти дочки царь переменился; он окончательно потерял интерес к своим царским обязанностям, и месяцами проводил в монастырях. Люди говорили, что Федор замаливает свою вину перед убиенным царевичем. Зимой 1598 года Федор Иоаннович скончался, так и не оставив наследника. С ним умерла и династия Рюриковичей.
Сын Ивана Грозного
Известно, что:
- Дмитрий родился, вероятно 29 октября 1582 г., на день памяти мученика Уара; тогда традиционно принято было давать царским детям «княжеское имя», в данном случае – Димитрий, и так называемое «прямое», святого, память которого выпадает на день рождения;
- сохранилась также «мерная» (соответственно росту новорожденного) икона его святого покровителя – вмч. Димитрия Солунского, написанная по велению отца, государя Ивана IV.
Мерные иконы сыновей Иоанна Грозного
Есть также данные, что царь сразу назначил сыну удел – Угличское княжество, однако документально они не подтверждены. Может быть, потому, что в отцовстве царя сомнений нет, а вот в статусе Дмитрия, как наследника престола – есть, и немалые.
Смерть царевича Дмитрия и начало Смутного времени на Руси
1997 год. В Угличе возрождается так называемый «Царевич день». Он отмечается ежегодно 28 мая по новому стилю, в день гибели царевича Димитрия.
Дело о гибели царевича Дмитрия стало запутываться уже спустя несколько лет. Василий Шуйский дважды опровергал результаты собственного следствия. Присягая Лжедмитрию-Отрепьеву, он говорил, что Дмитрий был спасен. Во второй раз, сам сделавшись царем, он в спешном порядке приказал привезти останки царевича в Москву и положил их в Архангельском соборе (примечательно, что документы фиксируют многие исцеления от них — и как раз вследствие этого, а вовсе не по указке царя Василия, Церковь прославила Димитрия как страстотерпца).
Более того, «ложные показания» давала и мать Дмитрия, к тому времени инокиня Марфа. Когда Москву захватил Отрепьев, она «признала» в нем своего сына, лобызала и обнимала его на глазах у всех. А когда в Москву принесли мощи убитого царевича Дмитрия, она покаялась и вернулась к своей первоначальной версии убийства.
А Лжедмитрии между тем приходили один за другим. Смутное время в России в самом разгаре. И непосредственный исток этого трагического карнавала обнаружим именно в дне 15 мая 1591 года. В обсуждении событий того дня историки до сих пор не пришли к согласию и вряд ли придут когда-нибудь. Тем более не рискнем утверждать что-нибудь наверняка и мы
Абсолютных утверждений не будет, но это и не столь важно
Важно другое. Эта история необыкновенно поучительна, только нужно пережить ее как бы в личном опыте, опыте живого участия
Как поучительна и вся тогдашняя русская смута. Ужасная, кровавая, жестокая смута, столь живописно изображенная Авраамием Палицыным в своем «Сказании». Это «Сказание» и сегодня трудно и больно читать — ушедшая эпоха кричит в нем нечеловеческим голосом. Страна все-таки опамятовалась, смогла собрать силы, стала медленно выздоравливать. Эхо всего этого внимательные люди отчетливо услышат сегодня. Но это уже другая история.
Конец народного доверия
До сих пор историки спорят, был ли «царь ненастоящим». Впрочем, наверное, мы об это никогда не узнаем. Сейчас мы можем говорить только о том, что Дмитрию так и не удалось возродить Рюриковичей. И снова роковым стал конец весны: 27 мая в бояре под руководством Василия Шуйского устроили хитроумный заговор, во время которого был убит Лжедмитрий. Народу объявили, что царь, которого они еще недавно боготворили, является самозванцем, и устроили публичное посмертное поругание. Этот абсурдный момент окончательно подорвал народное доверие к властям. Простые люди не верили боярам и горько оплакивали Дмитрия.
Вскоре после убийства самозванца, в начале лета, ударили страшные морозы, которые уничтожили все посевы. По Москве поползла молва о проклятии, которое бояре навлекли на Русскую Землю, убив законного государя. Кладбище у Серпуховских ворот столицы, на котором погребли самозванца, стало местом поломничества у многих москвичей. Появилось много свидетельств о «явлениях» воскресшего царя в разных концах Москвы, а некоторые даже утверждали, что получили от него благословение. Испугавших народных волнений и нового культа мученника, власти выкопали труп “вора”, зарядили его прах в пушку и выстрелили в сторону Польши. Жена Лжедмитрия Марина Мнишек вспоминала, когда тело ее мужа тащили через кремлёвские ворота, ветер сорвал с ворот щиты, и невредимыми, в том же порядке установил их посреди дорог.
Когда и как погиб царевич?
Уже в мае 1584 г. после смерти отца Дмитрий Иванович был сослан вместе с матерью в Углич по решению регентского Совета. Ему тогда было всего 1,5 года. Там он погиб в возрасте 8 лет при невыясненных обстоятельствах.
Вопреки давней традиции он был отправлен своим братом Фёдором на удел в Углич. Вместе с ним выслали и его родственников по матери из семьи Нагих. Причём ни Дмитрий Иванович, ни его родня не имели реальной власти на Угличе, которая сосредоточилась в руках наместников царя (сначала дьяк А. Власьев, позже – Н. Битяговский).
По свидетельствам людей из окружения царевича Димитрия Углицкого он страдал «падучею болезнью» (эпилепсией). Причём мать царевича, Мария, обвиняла дьяка Битяговская в том, что он специально держал при дворе юродивую, которая провоцировала приступы эпилепсии у Дмитрия Ивановича. Также в это время распространялись слухи о том, что среди московского дворянства существовала группа заговорщиков, которые планировали отравить царевича Дмитрия. Лидером мятежа называли будущего царя Бориса Годунова.
Вскоре после гибели царевича в Углич приехала государственная комиссия под руководством князя Василия Шуйского. Она допросила десятки свидетелей и пришла к заключению, что это был несчастный случай и царевич сам мог нанести себе рану ножницами во время приступа эпилепсии. Однако это не помешало следователям наказать виновных в смерти царевича — в частности, его мать пострижена в монахини, некоторых горожан были казнены, около 200 людей бросили в тюрьмы, а семью Нагих отправили в ссылку в Сибирь.
Это событие привело к совершенно новой ситуации в российской политике, к которой никто не был готов. Загадочная смерть Дмитрия, которая прервала преемственность династии Рюриковичей, считается одним из ключевых событий, приведшей к приходу великой смуты.
Памятник царевичу в Угличском Кремле
Отец и братья Дмитрия
Еще за десять лет до угличских событий по поводу престолонаследия, казалось, нечего было беспокоиться. У Ивана Грозного было два сына, вот-вот должен был родиться третий. Наиболее подходящим для трона, по мнению многих историков, был как раз старший — Иван. Но во время одной из ссор Грозный так избил его, что тот после этого умер (см. знаменитую картину Ильи Репина). Таким образом, в 1584 году на трон сел средний сын — Федор. В характере Федора начисто отсутствовали качества, необходимые для царского служения. С детства он был тих, богомолен и больше обращал свои очи горе, нежели на грешную землю. В исторической литературе его принято называть полуидиотом, но это, конечно, не так. Просто он родился для монастыря, а вынужден был управлять огромной и неспокойной, неустроенной державой.
Иногда, впрочем, на него находили приступы бешенства (отцовская кровь все-таки сказывалась) — говорят, бывало, он побивал палкой своего шурина Бориса Годунова, но это были редчайшие случаи. Вообще же, при Федоре именно Борис Годунов управлял страной — этот факт не вызывает сомнений. Но вот хотел ли Борис сесть после Федора на трон, — это еще вопрос.
Интриги вокруг бастарда
Еще до 1589 г. власти разослали но всем церквам приказ, воспрещавший упоминать на богослужениях имя Дмитрия па том основании, что он зачат в шестом браке, а следовательно является незаконнорожденным.
Такой приказ, утверждал английский посол, отдал священникам сам царь вследствие происков Бориса Годунова. Церковные правила строго воспрещали православным вступать в брак более трех раз. При жизни Грозного никто не смел усомниться в законности его последнего брака.
Борис Годунов. Конец XVII в.
После его кончины все изменилось. Родне Дмитрия оставалось надеяться на царское завещание. Отцовское благословение само по себе утверждало взгляд на царевича как на законного наследника престола. Уничтожение завещания лишило претензии угличского князя юридической базы.
Неизвестно, в самом ли деле Нагие устраивали заговоры с Шуйскими, как то утверждал Годунов. Во всяком случае и те и другие подверглись преследованиям почти одновременно.
Не позднее 1588 г. власти арестовали и заточили в монастырь Петра Нагого, сына любимца Грозного Афанасия Нагого. Считалось, что самого Афанасия Нагого убили сразу после смерти Ивана IV. На самом деле в «дворовом» списке царя Федора можно обнаружить сведения о том, что в 1588 г. его держали под арестом в Ярославле. Приставом у него был дворянин Жеребцов, доверенное лицо Бориса.
Царица Мария Нагая литография по эскизу В. Бабушкина, середина XIX века
Помимо этого, в Углич был послан дьяк Михаил Битяговский, которому был поручен надзор над Нагими.
Несомненно, такой контроль не мог им нравиться, что выливалось в постоянные ссоры с Битяговским. Неприязнь Нагих к московскому правительству могла объясняться и другими причинами: Мария Нагая не была удовлетворена отдалением от столицы (по сути, это была ссылка в захолустье), а её братья, как можно полагать, были недовольны тем, что, несмотря на свойство с покойным царём, не имели никакого влияния на политическую жизнь страны.
Следствием установлено…
Тщательным образом расследовали обстоятельства смертельного ранения царевича — раны на горле. Многие свидетели с небольшими разночтениями показали, что у мальчика регулярно случались приступы эпилепсии. Незадолго до трагических событий ему в очередной раз стало плохо. Как утверждала Волохова, «разболелся царевич Дмитрей в середу, нынешнего 99 году (7099 год от сотворения мира. — А. К.) майя в 12-й день, падучею болезнью, и в пятницу де ему маленько стало полегче, и царица де его, Марья, взяла с собою к обедне и, от обедни пришедши, велела ему на дворе погулять; а на завтрее, в субботу, пришотчи от обедни, царица велела царевичу на двор итить гулять». Во время игры в «тычку» начался приступ, и мальчик нанёс себе рану то ли в корчах, то ли упав на торчащую в земле свайку — большой кованый гвоздь (первый вариант совсем маловероятен, так как в самом начале припадка человек теряет сознание и непроизвольно разжимает руки).
Александр Пирогов в роли Бориса Годунова, 1954. (РИА Новости)
Картина происшествия в конечном итоге, по версии московских следователей, сложилась такая: несчастный случай, которым Нагие воспользовались для того, чтобы расквитаться с ненавистным им Битяговским, который «зажимал» выделяемые на их содержание средства, и попытаться свергнуть временщика Годунова. 2 июня в Кремле Освящённый собор — собрание высших церковных иерархов во главе с патриархом — заслушал отчёт и постановил, что «царевичю Дмитрею смерть учинилась Божьим судом», что Нагие совершили измену, а многие угличане на то повелись и что «то дело земское, градское, в том ведает Бог да государь царь и великий князь Фёдор Иванович всея Русии, всё в его царской руке и казнь, и опала, и милость, о том государю как Бог известит».
Адрес и время работы
Адрес церкви царевича Димитрия на крови: Ярославская область, г.Углич, Кремль, д.1 Работает ежедневно с 9.00-18.00 Вход по билетам
Церковь царевича Димитрия на крови – уникальный храмовый комплекс, сохранившийся с 17 века. Ее уникальными экспонатами являются:
- Настенная живопись,
- Предметы религиозного культа,
- Колокол, возвестивший о смерти царевича,
- Носилки и рака, которые использовались для перевозки мощей Царевича в Москву,
- Слюдяной светильник, который освещал дорогу процессии,
- Серебряный оклад-мощевик иконы царевича Дмитрия, в котором находятся орехи из рук погибшего мальчика.
Святой Дмитрий Угличский почитается православными как покровитель детей, которым необходима забота – сирот, инвалидов, беспризорных. Его лик размещен на гербе и флаге Углича. В городе ежегодно 28 мая отмечается день царевича Дмитрия.
Об авторе: Екатерина
На страницах моего блога вы найдете информацию о местах, где я была, секреты и лайфхаки самостоятельных путешествий.
Предоставлено SendPulse
« Предыдущая запись
Кто убил царевича Дмитрия?
Икона царевича Димитрия XVII века. Царевич был прославлен в лике страстотерпцев — то есть как тот, кто принял насильственную смерть хотя и не за веру (в отличие от мученика), но с беззлобием и не противясь врагам. В этом лике прославлены также, например, Святые князья Борис и Глеб.
Годунов в этой истории играет чуть ли не центральную роль. Стараниями многочисленных исследователей по поводу Годунова сложился определенный стереотип. Дескать, был он честолюбив и властолюбив (тут не обходится дело без лукавых упоминаний о невысоком его происхождении), вот и убил царевича Дмитрия, подослав к нему убийцу. Более того, в свое время бродили слухи о том, что и Федор умер не своей смертью, а от годуновского яда. А уж о «мальчиках кровавых в глазах», мучивших царя Бориса Годунова, знает каждый школьник.
Город Углич был отдан царевичу Димитрию в удел как младшему сыну царя. Уделы всегда были головной болью для московских государей, в них часто росла смута (в этом смысле понятны опасения государственника Бориса Годунова, приславшего наблюдать за малолетним царевичем своего единомышленника Михаила Битяговского).
Но резонов губить царевича у Годунова было не так уж много. У царя Федора в то время еще мог родиться наследник. Ведь произвела же на свет его жена Ирина (сестра Годунова) дочь!
Кажется, Борис тогда и вообще не помышлял о троне. Изнемогшая в экспериментах Ивана Грозного страна стояла на краю бунта, тут хватило бы и малой искры, — неужели бы в таком положении Годунов решился на убийство Дмитрия? Да и то сказать — в ситуации «безвластия» Годунов в ряду претендентов на престол стоял бы на последнем месте, были более подходящие по родовитости Шуйские, Романовы, Мстиславские.
Приключения опального колокола
А вот здесь вас ждёт ещё одна удивительная, но действительно имевшая место история. Дело было в том, что как подстрекателя к бунту решено было наказать и древний колокол, набат с которого созвал толпу народа к месту Угличской трагедии и таким вот образом вызвал народный бунт.
Да, да, всё так и было! В наказание его сбросили со Спасской колокольни, отрезали «язык» и отослали в Сибирь.
Уж не знаю, как воспринял колокол такое суровое наказание, а вот для людей, которые на руках несли его к месту ссылки, это точно было мучением!
«Первоссыльный неодушевлённый с Углича»- такую надпись на нём велел сделать местный воевода. Долгую жизнь и много невероятных приключений пережил ссыльный колокол.
И вот в 1892 году с высочайшего разрешения самого императора Александра-3, после почти 300-летней ссылки — колокол был амнистирован. С большим почётом вернулся он на родину.
Сейчас бывший опальный колокол, ставший одним из главных экспонатов, хранится в музее Углича, в относящейся к нему Церкви Димитрия на крови.
Смерть и беспорядки
Царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, родившийся в 1582 году от его шестой жены Марии Нагой, после смерти государя в 1584 году и восшествия на престол царя Федора Ивановича, по решению регентского совета был отправлен вместе с матерью в назначенный ему в качестве удела Углич.
Выдворение малолетнего царевича из Москвы было инициировано, в первую очередь, шурином царя Борисом Годуновым, фактически правившим страной вместо слабого и безвольного Федора. В случае смерти бездетного царя у Годунова были все шансы занять его место. Незаконнорожденный по церковным канонам, но все же сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий в будущем мог помешать ему осуществить этот план.
Восьмилетний царевич, отстоявший обедню вместе с матерью в Спасо-Преображенском соборе Угличского Кремля, вернулся во дворец. После того, как его переодели, Дмитрий пошёл играть во двор.
Царевича сопровождали мамка, кормилица и постельница. С ними были четыре мальчика, сыновья женщин. Ребята играли с царевичем «в тычку» — нужно было так бросить нож, чтобы он воткнулся в землю.
Неожиданно у Дмитрия, страдавшего эпилепсией, начался очередной приступ. Буйный припадок вызвал у всех присутствующих смятение и панику. Когда же, наконец, кормилица подняла ребенка с земли, все увидели страшную ножевую рану на его горле. Дмитрий был мертв.
Прибежавшая из дворца мать царевича стала кричать, что ее сына зарезали, начала колотить поленом нянек, громко причитавших и уверявших, что мальчик в припадке падучей болезни сам «укололся» ножом, которым играл с ребятами. Почти обезумевшая от горя, Мария приказала бить в колокол и собирать народ.
Это был сигнал к мятежу. Разъяренная толпа расправилась с главным дьяком Углича Михаилом Битяговским и его сторонниками, считая их виновниками трагедии. В общей сложности было жестоко убито около 15 человек, тела которых сбросили в ров у крепостной стены. Среди погибших был и один из мальчиков, игравших с царевичем, сын кормилицы Осип Волохов, на которого указала сама царица.
Смерть царевича и беспорядки
На картине 1909 года царевич изображён лежащим на снегу, хотя погиб он в конце мая
Дмитрий Иоаннович был найден мёртвым в Угличском кремле 15 (25) мая 1591 года: его горло было перерезано. Свидетелей не оказалось. Кормилица Арина Тучкова тоже ничего не видела. Поднялись крики, и Мария Нагая вышла во двор. Забили в набат, и среди угличан возникло смятение. Подозрение в убийстве царевича пало на Михаила Битяговского, его сына Даниила и нескольких родственников, которых тут же растерзала разъярённая толпа.
По заключению следствия, 15 (25) мая царевич Дмитрий в присутствии своей мамки (няни) Василисы Волоховой, кормилицы Арины Тучковой и постельницы Марьи Колобовой играл со сверстниками во дворе «в тычки» то ли с ножиком, то ли со сваей (заострённый четырёхгранный гвоздь). Неожиданно с царевичем случился припадок падучей болезни (эпилепсии), во время которого он провёл ножиком (гвоздём) по горлу, после чего умер на руках кормилицы. Со двора выбежала мать Мария Нагая, увидела случившееся и начала бить мамку поленом. Она объявила виновными Осипа Волохова (сын мамки), Даниила Битяговского (сына Михаила Битяговского) и Никиту Качалова. В Угличе зазвучал набатный колокол и собралась толпа. Михаил Битяговский начал успокаивать толпу, и был убит. Вскоре та же участь постигла и других обвиняемых.
Пономарь бьёт в набатный колокол. Битяговские пытаются проникнуть на колокольню, чтобы избавиться от свидетеля. Деталь житийной иконы царевича Дмитрия (конец XVIII в.).
По окончании расправы Нагие начали фабриковать улики с тем, чтобы следственная комиссия признала смерть царевича убийством. Для этого они заставили приказчика (некого Ракова) положить около тела ножи и сабли, вымазанные куриной кровью, чтобы комиссии показать причастность виновных к убийству. Если верить материалам следствия, Михаил Нагой, главный зачинщик всех этих беспорядков, был в тот день пьян.
Детство и ранние годы
После смерти отца в 1584 году и восшествия на престол Фёдора Ивановича (причём ещё до церемонии венчания на царство 24 мая) мальчик с матерью регентским советом был удалён в Углич, получив его в княжение.
Джером Горсей пишет:
В Угличе он считался правящим князем и имел свой двор (последний русский удельный князь), официально — получив его в удел, но по всей видимости, реальной причиной тому было опасение властей, что Дмитрий вольно или невольно может стать центром, вокруг которого сплотятся все недовольные правлением царя Фёдора.
Фёдор I Иоаннович
Эта версия подтверждается тем, что никаких реальных прав на «удел» кроме получения части доходов уезда ни сам царевич, ни его родня не получили. Реальная власть сосредоточивалась в руках присланных из Москвы «служилых людей».
После старшего брата — царя Фёдора Иоанновича (у которого родилась только одна дочь Феодосия Фёдоровна), Дмитрий оставался единственным мужским представителем московской линии дома Рюриковичей. Иностранец-путешественник Джильс Флетчер указывает на задатки его характера, напоминавшие покойного «грозного» царя:
Зимой мальчик лепил снежные фигуры и называл их именами ближних бояр. Окончив работу, он принимался лихо рубить им головы, приговаривая:
Это интересно: 729,История создания Троицкого собора: изучаем тщательно
Житие
Когда Дмитрию было два года, Иван Грозный умер, а престол перешел Федору Иоанновичу, третьему сыну усопшего царя. Новый государь отправил младшего брата с матерью в Углич, где тот считался правящим удельным князем. По одним предположениям, так Федор Иоаннович хотел обезопасить себя на случай, если кто-то будет недоволен его правлением и сплотится в пользу другого наследника Грозного. Согласно иному мнению, старший брат хотел предотвратить покушения на жизнь самого Дмитрия, а в отдалении от столицы было относительно безопасно.
С возрастом князь углицкий все больше становился похож на отца, прославившегося жестокостью. В отличие от других детей, мальчик не боялся наблюдать, как режут домашний скот, и не избегал вида крови. Также царевич развлекался, забивая палкой гусей и кур до смерти. По воспоминаниям современников, однажды маленький князь приказал налепить снеговиков, назвал каждого именем московского боярина и изрубил их саблей, приговаривая, что сделает то же самое с московским боярством, когда придет к власти.
Конец Шуйских
Новым царем стал Василий Шуйский – человек, который в 1598 году ввел следствие по факту гибели царевича Дмитрия в Угличе. Человек, который сделал вывод, что смерть Дмитрия Иоанновича, была несчастным случаем, покончив с Лжедмитрием и получив царскую власть, вдруг признался, что у следствия в Угличе были доказательства насильственной смерти царевича и прямой причастности к убийству Бориса Годунова.
Говоря это, Шуйский убивал двух зайцев: дискредитировал – пусть даже уже мертвого – своего личного врага Годунова, а заодно доказывал, что Лжедмитрий, которого убили во время заговора, был самозванцем. Последнее Василий Шуйский даже решил подкрепить с помощью канонизации царевича Дмитрия.
В Углич была отправлена специальная комиссия о главе с митрополитом Ростовским Филаретом, которая вскрыла могилу царевича и якобы обнаружила в гробу нетленное тело ребенка, которое источало благоухание. Мощи были торжественно привезены в Архангельский собор Кремля: по Москве распространили слух о том, что останки мальчика чудотворные, и народ пошел к святому Дмитрию за исцелением. Однако культ долго не продержался: было несколько случаев смерти от прикосновения к мощам.
По столице поползли слухи о подставных мощах и о проклятии Дмитрия. Раку с останками пришлось с глаз долой убрать в реликварий. А уже совсем скоро на Руси появилось еще несколько Дмитриев Иоанновичей, а династия Шуйских, суздальской ветви Рюриковичей, которые на протяжении двух столетий были главными соперниками ветви Даниловичей за московский престол, прервалась на первом же царе. Василий закончил свою жизнь в польском плену: в той стране, в сторону которой по его приказу когда-то выстрелили прахом Лжедмитрия I.
Первое следствие и заключение по делу
Весть о гибели Дмитрия достигла Москвы очень быстро. Боярской думой, которой фактически руководил Борис Годунов, была сформирована специальная комиссия. Ей было поручено провести расследование и выяснить причину гибели царевича.
В комиссию вошли:
- В. И. Шуйский – князь из рода суздальский Рюриковичей, боярин, глава комиссии;
- А. П. Клешнин – боярин в чине окольничьего, родственник Бориса Годунова, воспитатель Федора Ивановича;
- Е. Д. Вылузкин – дьяк, глава Поместного приказа;
- Геласий – епископ, митрополит Сарский и Подонский.
Комиссия оперативно прибыла в Углич, и уже к концу мая расследование убийства, а точнее «самозаклания» царевича, было закончено. В ходе него было опрошено почти сто пятьдесят человек. Их показания, касающиеся гибели царевича и расправы на Бятиговскими, записывались и сопоставлялись.
Наиболее важными свидетелями были
- очевидцы случившегося;
- лица из ближнего круга вдовствующей царицы;
- братья Нагие (более подробно информация о свидетелях и их показаниях предоставлена в таблице).
Свидетель | Статус (должность) | Суть показаний |
Авдотья, Маша и Дуня Бятиговские | Жена и дочери убитых Михаила и Даниила Битяговских | Дали показания против Нагих и народа, учинившего расправу |
Василиса Волохова | Мамка царевича | Дала показания против Нагих, настаивала на несчастном случае |
Марья Колобова | Постельница | Настаивала на несчастном случае |
Тучкова Арина | Кормилица Дмитрия | Настаивала на несчастном случае, хотя указывала на то, что момента падения царевича не видела |
Федор Федорович Нагой | Дед царевича | Обвинял в убийстве Бятиговских и, через них, Бориса Годунова |
Михаил Федорович Нагой | Дядя царевича | Обвинял в убийстве Бятиговских и, через них, Бориса Годунова |
Григорий Федорович Нагой | Дядя царевича | Единственный из Нагих настаивал на «самозаклании» царевича |
Андрей Федорович Нагой | Дядя царицы Марии | Говорил о том, что при смерти царевича не присутствовал |
Семен Федорович Нагой | Дядя царицы Марии | Говорил о том, что при смерти царевича не присутствовал |
Андрей Александрович Нагой | Родственник царицы | Говорил о том, что при смерти царевича не присутствовал |
После допросов комиссия пришла к следующим выводам:
- смерть царевича Дмитрия – несчастный случай (у царевича начался приступ эпилепсии, и он упал горлом на нож);
- обвинения Нагих в адрес Бориса Годунова – беспочвенны;
- доказательства «убийства» – сфабрикованы Нагими;
- расправа над Бятиговским и «жильцами» – незаконна.
Патриарх Иов (ставленник Бориса Годунова)
Материалы дела и выводы следственной комиссии были рассмотрены на Освещенном соборе во главе с патриархом Иовом (ставленник Бориса Годунова) 2 июня 1591 года. Тогда же было заслушано послание Марии Нагой, которая признавала факт самоубийства сына и самоуправства своих родственников и угличан.
Собор согласился со всеми выводами комиссии и назначил следующее:
- Марию Нагую за «недогляд» за царевичем постичь в монахини;
- отца и братьев Нагих отправить в ссылку в дальнее имение;
- бунтовщиков-угличан, причастных к смерти Бятиговских и «жильцов», сослать в Сибирь.