Беной (тейп)

Белгатой, Белтой (Билтой) и Чермой

Довольно большой и известный по всей Чечне тейп Белгатой когда-то сам существовал как часть тейпа Белтой. Легенда о происхождении очень красива. Когда-то давно случилось так, что эпидемия выкосила почти весь Белгатой, но считаные единицы выживших снова размножились и сделали свой род ещё более успешным, чем он был ранее. Это подтверждает и само название: бел — «умереть», гатто — «воскреснуть». Среди чеченцев белгатоевцы считаются весьма энергичными и работоспособными людьми.

Белтой (или Билтой) тоже многочисленный и известный клан. Отсюда произошёл политик Бейбулат Таймиев, современник Пушкина, о котором поэт писал в ходе своего путешествия в Арзрум. Народ Белтой расселяется повсюду, а в старые времена проживал в Ножайюртовском районе, на востоке Чечни. Известный род, который знает вся Тейпы ее населяют разнообразные, но вот виднейший политический деятель и нефтепромышленник Тапа Чермоев вышел именно отсюда. Расселялись в основном в Мехкетах и у родовой горы Чермой-лам, а в древности, как гласят предания, все чермойцы жили глубоко в горах.

История

Согласно советским данным конца 1980-х годов, тайп Беной и Гендергеной являлись крупнейшими в Чечне, численность которых оценивалось по 100 тысяч человек. Уже в начале 1990-х историк Далхан Хожаев, который сам был из тайпа Беной, утверждал, что Беной является самым крупным по численности в чеченском этносе. Данную версию Хожаева подтверждают и некоторые современные историки Чечни. Представители тайпа долгое время играли одну из ведущих ролей в общественной жизни региона. Беной широко расселились почти во всех населённых пунктах на равниной части Чечни. Больше всего представителей этого тайпа проживают в городе Урус-Мартан.

Кавказская война

Беноевцы всегда отличались закоренелой к царской России неприязнью и покорились позже всех других, когда весь Восточный Кавказ был уже покорен. Для спокойствия в крае было решено переселить родовое село тайпа Беной на новое месте и поэтому жители его были расселены по разным аулам Чечни.

Как отмечают известные чеченские ученые Ш.А. Гапуров и Х.С. Умхаев, беноевские переселенцы на новых местах оказались без земельных угодий и с наступлением весенне-полевых работ, во избежание голодной смерти, беноевцы решили вернуться в родные места. В ночь с 7 на 8 мая 50 семейств, переселенных в аул Даттых и поселенных у нефтяных колодцев, внезапно вернулись снова в родовое село Беной.

Имперские власти потребовали от беноевцев немедленно вернуться на прежние места выселения. Однако беноевцы отказались выполнить этот приказ и пытались решить проблему путем мирных переговоров с русскими. Но российские власти отказали: для них поведение беноевцев было формой протеста, которую надо было подавить любым путем, дабы другим переселенцам «неповадно было».

Возвратившись на свои земли беноевцы через посредников просили царские власти не переселять их, хотя они и знали о жестокостях и ненависти генерала Н.И. Евдокимова к горцам. Байсунгур Беноевский знал и видел тяжелое и унизительное положение своих односельчан, доведенных войной до нищенского состояния, почти до голодной смерти. Ранее беноевцы были одними из самых обеспеченных и состоятельных среди всех чеченских обществ, благодаря своей прекрасной земле и трудолюбию.

На все требования и просьбы беноевцев оставить их жить на родных землях царские власти отвечали категорическим отказом, не шли с беноевцами ни на какие компромиссы. Власти целенаправленно провоцировали беноевцев на неповиновение, вели дело к вооруженным столкновениям.

В то же время власти стали готовиться к вооруженному подавлению народных выступлений. С целью предупредить народные волнения и подготовиться к столкновению местное руководство временно остановило инженерные и дорожные работы и под видом учебных лагерей собрало два отряда в Среднем военном отделе. В этих условиях беноевцы во главе с наибом Байсунгуром начали готовиться к защите своего аула и хуторов.

Полковник Головачев который на тот момент являлся начальником Ичкеринского округа, в 5 июня 1860 года докладывал начальнику Терской области Н.И. Евдокимову о том что имеет сведения, что соседние ауховцы доставляют им хлеб, закупая в аулах Андреевой (ныне Эндирей) и Ташкичу (ныне Аксай). Ауховцы так сочувствуют делу беноевцев, что они, вот-вот, если не все, то часть их последуют примеру беноевцев.

Знатный чеченский тейп

Ялхой, а вернее, Ялхорой, весьма знаменитый тейп. Именно из него произошла фамилия Дудаева, а также это один из немногих тейпов, в котором существовали пришлые наёмные работники, а по другим сведениям — рабский труд. Происхождение связано с кастовой профессиональной организацией, воины Ялхороя даже зарабатывали, охраняя рубежи других тейпов.

Жили в одноимённом селении, а также по всей Чечне и в Ингушетии, где основали село. Ялхоройцы были наиболее верными сторонниками Джохара Дудаева. До сих пор в этом клане существует культ воинственности и многие другие чисто горские ценности: гостеприимство, почитание женщин. Они имеют нрав решительный и в предках относят себя к людям княжеского достоинства.

Достаточно хорошо изучены лишь некоторые чеченские тейпы. Их происхождение устанавливается и подтверждается многочисленными исследованиями учёных. Об остальных известно гораздо меньше, и сведения разнятся в виду того, что собраны чаще всего из устных легенд и преданий.

Чеченский тейп Аллерой (Алерой)

Имя этого тейпа хранилось на легендарном котле из бронзы, принесённом предками в Нахша. Именно здесь, в расселённом по всей территории страны, но корнями опирающийся на Чечню Восточную, именно в этом клане родился экс-президент, подавшийся в бандиты. Этот тейп чистый, наряду с другими написанными на бронзовом котле входит в нахчмахкахой. Расселяется в Ножай-Юртовском и Шалинском районах.

История об аллеройцах существует примерно с пятнадцатого века, после нашествия хана Тимура, который перебил множество местных жителей и оставил в Чечне своих наместников из кабардинских князей, такровских, ногайских, джайских мурз и ханов. Чеченцы быстро размножились и стали совершать дерзкие нападения на тимуровых вассалов, пытаясь совершить реконкисту — отвоевать свои земли. Первый алл основал аул аллероев, объединил оставшихся после нашествия татаро-монголов соотечественников, чтобы защищать свои земли. Аллерой делится внутри ещё на пять тейпов, поскольку род стал многочисленным, причём считается всё ещё чистым.

Один из лидеров по численности

Беной — один из самых многочисленных тейпов Чечни. Представители этого рода утверждают, что из миллиона чеченцев треть принадлежит к их тейпу. Расселены они по всей республике и подразделяются на девять родов: Жоби-некъе, Асти-некъе, Уонжби-некъе, Ати-некъе, Очи-некъе, Чупал-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой.

Крупные общины осели в Беное, Шелковском, Гудермесском районах, селениях Новые Атаги, Урус-Мартан, Гойты, Алхан-Юрт, Шали и других. Больше всего беноевцев — в городе Урус-Мартан. Выходцы тейпа живут в Чеченской Республике, Республике Дагестан, других регионах РФ, Республике Кыргызстан, Республике Казахстан, Турции, Иордании, Саудовской Аравии. Большое количество беноевцев проживает в диаспорах Передней Азии.

Чеченский тейп Чертой (Чартой)

Это чрезвычайно интересный клан, более всего примечателен тем, что чартоевцы практически никогда не воевали, но напротив — были миротворцами и часто выступали в роли посредников в любых внутричеченских делах. Состоял либо сам со себе, либо в тукхуме Нохчмахкахой — сведения разнятся.

Имели родовое село в Чечне — Чартой-юрт, но также проживали ещё в десятке местечек Чечни и в Грузии. Из известных представителей был наиб Имама Шамиля и полковник в охране Александра Первого. Как считают чеченские тейпы — еврейского происхождения только тейп Чартой, это объясняет многие отличия этого клана от других.

Ратные подвиги

Представители тейпа известны своей воинственностью. В многочисленных боях беноевцы прославились как отважные солдаты. Горцы внесли большую лепту в русско-чеченском конфликте XVIII – середины XIX столетий. Только узнав о том, что выходцы из тейпа будут драться на их стороне, имамы и военачальники приступали к военным кампаниям.

Беноевцы продемонстрировали чудеса отваги в Кавказской войне, в Ичкерийской и Даргинской победах над российскими войсками в 1842 г. и 1845 г., в грузинской кампании 1854 г.

13.05.1939 г. Ичкерию захватили, а лидеры аулов Чечни признали власть России. Но Беной продолжал сопротивляться. Отважные и изобретательные люди скрывались в лесных чащах, создавали новые коммуны и боролись с царской армией до конца.

Тревоги тейповой системы

Большинство исследователей говорит, что сегодня тейповая система Чечни вызывает тревогу. Некоторые крупнейшие тейпы, такие как Беной и Центарой, настолько увеличились, что забыли о своем первоначальном кровном родстве, отчего сегодня не является чем-то экстраординарным браки между центороевцами и беноевцами.

Это связано с тем, что по мере своего увеличения тейп постепенно расчленяется на несколько родов, а тары прежнего рода становятся при таком развитии самостоятельными родами, а первоначальный род существует уже в качестве тукхума.

Чеченцы помнят ещё те времена, когда каждый представитель тейпа знал не меньше 20 своих прямых предков. Сегодняшние опросы среди чеченской молодежи показывают, что только половина может ответить на вопрос о принадлежности к тейпу и о том, знает ли человек своих прямых предков.

Эта тенденция не может не вызывать тревог, поскольку для чеченского общества родство имеет очень важную роль. Когда чеченец хочет подчеркнуть отсутствие родства у другого человека, то говорит: «Цу стеган тайпа а, тукхум а дац», что на русский язык переводится как «У этого человека нет ни рода, ни племени».

интересноисторияособенноститейпычеченцыЧечня

Легенда

Легенды гласят, что предки чеченцев имели котёл из бронзы с выкованными на нём названиями первых двадцати тейпов, но не вошедшие в этот список котёл расплавили. Тем не менее названия изначальной двадцатки сохранились: Сесанхой Ильеси-некъе, Беной, Млли-некъе, Юбак-некъе, Центорой и остальные пятнадцать.

Чеченские тейпы объединялись и между собой. Эти крупные образования назывались тукхумы. Девять тукхумов уже в середине девятнадцатого века объединяли чеченские тейпы, коих насчитывалось сто тридцать пять. Сегодня их больше, и подразделяются они на горные, которых более ста, и равнинные, которых около семидесяти. Каждый тейп внутри делится на ветви и фамилии (гары и некъи). Главой является совет старейшин тейпа, где вершат закон самые опытные и уважаемые представители, кроме того, обязательна должность бячча — военачальника.

Военная слава

Беноевцы всегда принимали самое активное участие в войнах. В сражениях они снискали себе неувядающую славу. Особенно значимую роль они сыграли в русско-чеченской войне XVIII — середины XIX веков.

Известно, что, лишь заручившись поддержкой беноевцев, начинали свои движения в Ичкерии и во всей Чечне имамы и полководцы. Когда на чеченцев наседали враги, в народе родилась поговорка «Ва Везан Дела, бенойн орца лолахь!» (О, Великий Боже, дай в помощь беноевское войско).

Представители тейпа проявили свой героизм в Кавказской войне, в Ичкерийском (1842) и Даргинском (1845) разгроме царских армий, в походе на Грузию (1854) и других.

13 мая 1859 года вся Чечня была завоевана, а старшины всех чеченских селений изъявили царскому военному командованию свою покорность. Не покорились только беноевские аулы. Храбрые, смекалистые люди сбегали в леса, образовывали новые общины и вновь противостояли врагам, призывая всех до последнего вдоха защищать родину.

Как появились тейпы

Как гласит легенда, у предков чеченцев был бронзовый котел, на котором были выгравированы названия изначальных 20 тейпов (Беной, Сесанхой Ильеси-некъе, Юбак-Некъе, Млли-некъе, Центорой и другие), те же, кто не входил в эти тейпы, расплавили этот котел.

Практически все чеченские тейпы объединены в более крупные образования — тукхумы. В середине XIX века 135 чеченских тейпов были уже объединены в девять тукхумов.

Сегодня тейпов больше, они делятся на горные (около 100) и равнинные (около 70). Внутри себя тейпы также делятся на «гары» (ветви) и «некъи» — фамилии.

Во главе каждого тейпа стоит совет старейшин, который формируется из наиболее уважаемых и опытных чеченцев-представителей тейпа. Также у каждого тейпа есть свой военачальник, называемый бячча.

Кровная месть

Третье начало, которое исповедуют чеченские тейпы и тукхумы, требует более широкого раскрытия. Итак, чир — за любого человека из представителей данного рода. Это обычай с необычайно глубокими корнями. Даже в недалёком прошлом в случае убийства целая фамилия, а иногда и тейп, был вынужден бежать в чужие земли. Ци — кровь — переходило многими десятилетиями из рода в род, пока последний представитель данной фамилии, ветви или тейпа не будет умерщвлён.

В позднейшее время кровь переходит только на одно семейство, но ранее границы чира определял совет старейшин нейтральных тейпов.

Непосредственно после убийства собирались советы старейшин и в том тейпе, где случилось несчастье, и в том, по вине которого оно произошло. В первом — принимали решение об отмщении, а во втором искали возможности к примирению. Далее шли переговоры. Если тейп убитого не был согласен на примирение, то подключались нейтральные советы старейшин. Если же и они не снискали мира, то начинали вырабатывать условия мести: как широко распространится месть, каким оружием. Убить кровника ни при каких обстоятельствах нельзя в спину и без предупреждения, в священный месяц Рамазан, а также и в другие праздники, нельзя убивать в людном месте и — тем более — в гостях.

Начала тейпов

Тейп — это родовой союз, и именно здесь происходит формирование личности. Нравственные постулаты тейпов также называются началами. Всего их 23.

Мы назовем только первые 10.

Первое начало — это единство и незыблемость тейповых обычаев для каждого из членов тейпа, а также его родственников.

Второе начало предполагает право на общинное землевладение.

Третье начало — кровная месть за убийство представителя своего тейпа.

Четвертое начало — это запрет брака между членами одного тейпа.

Пятое начало подразумевает любую помощь представителю своего тейпа в случае необходимости.

Шестое начало: в случаем смерти одного из членов тейпа объявляется траур, в течение определенного периода запрещено участие в праздниках и увеселительныз мероприятиях.

Седьмое начало: решающую роль в управлении тейпом играет совет старейшин.

Восьмое начало: выбор руководителя тейпа, или военачальника производится не по наследственному признаку.

Девятое правило: представительский орган лейпа — совет старейшин (тейпанан кхел).

Десятое начало подразумевает то, что совет старейшин формируется из самых мудрых и уважаемых людей пожилого возраста без возрастного ценза. Формально должность члена совета старейшин была пожизненной, но бывали и случаи смещения представителя со своей должности. Кровная месть

Как мы уже сказали, третьим началом тейповой системы Чечни является кровная месть (по-чеченски «чир») за любого представителя своего рода. Этот обычай в вайнахском обществе имеет глубокие корни. Историк У. Лаудаев писал: «В случае убиения целая фамилия или тейпа бежала на иное местожительство. Кровь (ци) переходила из рода в род. Первоначально кровь распространялась на всю фамилию; с умножением фамильных членов кровь переходила на «гар», а в позднейшее время – на одно семейство».

После убийства представителя тейпа собирался совет старейшин. На нем принималось решение об отмщении. Тейп убийцы также собирал свой совет, который искал способы примирения с тейпом погибшего. Если тейпы не приходили к согласованному решению вопроса, то тогда собирался совет из представителей нейтральных тейпов, на котором вырабатывались условия перемирия. Если пострадавшая сторона отказывалась от перемирия, то на её совете решалось, на кого именно будет распространяться кровная месть.

Убийство кровника должно осуществляться холодным или огнестрельным оружием, при этом строго запрещается совершать его со спины, без предупреждения. Также запрещается убивать кровника в месяц Рамазан и в дни праздников, в людном месте или у кого-то в гостях.

Расселение

Чеченский исследователь-краевед, педагог и народный поэт А. С. Сулейманов, зафиксировал представителей тайпа в следующих населённых пунктах: Белгатой, Бено-Юрт, Бердакел, Балансу, Бачи-Юрт, Гелдаган, Гребенская, Гудермес, Гойты, Старые Атаги, Джугурты, Иласхан-Юрт, Нойбера, Ойсхара, Гой-Чу, Старая Сунжа, Старогладовская, Танги-Чу, Аргун, Центарой, Урус-Мартан, Цоци-Юрт, Шали, Алхан-Кала, Алхан-Юрт.

Собственно беноевские населенные пункты: Беной-Ведено, Булгат-Ирзу, Гуржи-Мохк, Денги-Юрт, Корен-Беной (левый берег реки Гумс), Лем-Корц, Оьла махка (О-махка), Оси-Юрт, Пачу, Стерч-Керч, Чилла кӀажа, Ожи-Юрт.

  • Гуржи-Мохк

  • Мечеть в Беное

  • Беной-Ведана

Харачой и Дешни

Этот тейп знаменит своими представителями — и жившими в разные века, но снискавшими примерно равную славу. Сведения об этом клане попали в письменные русские документы очень рано, а чеченцы говорят, что именно харачоевцы стали первыми жениться на русских, что не помешало Зелимхану стать выдающимся борцом с царской властью, когда был покорён Кавказ. Чечня этот тейп очень уважает, считает наиболее умным.

Дешни — клан горный, юго-востока страны, относится к чистым тейпам. Здесь сохранились до сих пор княжеские фамилии. Один из носящих такую много лет назад смог жениться на грузинской княжне, выдав гору Дешни-лам, принадлежащую всему тейпу, за свою собственную. Теперь Дешни живут повсеместно, даже в Ингушетии.

Беной

Должно быть, это самый многочисленный из тейпов Чечни, как минимум — на втором месте по численности. Беноевец-миллиардер Малик Сайдуллаев утверждает, что из миллиона оставшихся чеченцев триста шестьдесят тысяч принадлежат тейпу Беной. Расселены они по всей республике, подразделяются на девять родов. Во всех войнах принимали активнейшее участие, где снискали себе неувядающую славу. Например, Байсангур Беноевский не покинул Шамиля до самого конца, несмотря на отвернувшуюся от героя военную удачу.

Огромное количество беноевцев проживает в диаспорах Передней Азии, откуда расползается по миру терроризм. А в Чечне, напротив, беноевцы считаются неуклюжими и по-деревенски хитроватыми. Однако и здесь — бесстрашны, верны слову и долгу. Из них много столетий назад составился костяк крестьянских слоёв народа, которые сбросили власть дагестанских и кабардинских правителей. Это отцы демократии гор, которая стала фундаментом этнического менталитета. Среди родов тейпа Беной есть и русская, и грузинская кровь.

Убеждения и ценности

Представители тейпа Беной считаются истинными чеченцами. Они горды своей принадлежностью к этой нации. Национальное имя «нохчий» произносят с достоинством в отличие от некоторых чеченцев, которые неохотно называют себя «нохчий», стараются вывести из употребления это название и заменить на «вайнах».

Люди этого тейпа считают друг друга братьями и сестрами. Помощь близкому — первое правило рода. Независимо от того, сколько километров их разделяют, узнав, что они одного тейпа, беноевцы стремятся всеми силами помочь друг другу в случае опасности или нужды. Защита своей чести, чести брата или всего тейпа — первостепенная задача, ради которой они готовы рисковать своей жизнью.

Главное для тейпа — начала

Поскольку это родовой союз, здесь формируется личность каждого чеченца и ему прививаются все моральные и нравственные нормы. Постулаты эти чеченцы называют началами. Всего начал двадцать три. Некоторые здесь будут перечислены. Незыблемость и единство обычаев для всех членов тейпа без исключения — это первое начало. Второе даёт право на землевладение по общинному принципу. Третье начало вряд ли будет соответствовать представлениям остального цивилизованного мира — оно предписывает кровную месть за убийство родственника по тейпу, и это не зависит даже от близости родства. Чистые чеченские тейпы по сей день ревностно относятся к положенным началам.

Четвёртое начало запрещает инцест, то есть брак между членами тейпа невозможен. Пятое — за взаимовыручку в случае необходимости своему представителю весь тейп обязан оказывать помощь. Шестым началом чеченцы призывают почитать умерших: если умирает член тейпа, траур носят все какой-то период времени, запрещены праздники и увеселения. Седьмое начало о совете старейшин, восьмое — о выборе руководителя и военачальника, ни одна должность не передаётся по наследству. Девятое начало о представительстве, которое решает тоже совет старейшин, а десятое — о том, что должности в совете старейшин пожизненные, однако история чеченских тейпов рассказывает и о случаях смещения представителя.

Кровная месть

Как мы уже сказали, третьим началом тейповой системы Чечни является кровная месть (по-чеченски «чир») за любого представителя своего рода. Этот обычай в вайнахском обществе имеет глубокие корни. Историк У. Лаудаев писал: «В случае убиения целая фамилия или тейпа бежала на иное местожительство. Кровь (ци) переходила из рода в род. Первоначально кровь распространялась на всю фамилию; с умножением фамильных членов кровь переходила на «гар», а в позднейшее время – на одно семейство».

После убийства представителя тейпа собирался совет старейшин. На нем принималось решение об отмщении. Тейп убийцы также собирал свой совет, который искал способы примирения с тейпом погибшего. Если тейпы не приходили к согласованному решению вопроса, то тогда собирался совет из представителей нейтральных тейпов, на котором вырабатывались условия перемирия. Если пострадавшая сторона отказывалась от перемирия, то на её совете решалось, на кого именно будет распространяться кровная месть.

Убийство кровника должно осуществляться холодным или огнестрельным оружием, при этом строго запрещается совершать его со спины, без предупреждения. Также запрещается убивать кровника в месяц Рамазан и в дни праздников, в людном месте или у кого-то в гостях.

Чистые и смешанные

Назывались чеченские тейпы, список которых будет представлен по возможности полно, соответственно местности, где род проживал, или того дела, которым род занимался. Например, тейп Харачой (в переводе на русский — «пещера») или тейп Шарой (перевод — «ледник») явно по первому типу названы, а вот тейп Пешхой — это тейп печников, тейп Хой — стражников, тейп Дешни — ювелиры по золоту.

Есть тейпы чистые и смешанные. Нохчмакхой — так называют любой чистый тейп — сформированный сугубо из чеченцев, к остальным примешивалась и другая кровь. Гуной, к примеру, породнён с терскими казаками, Харачой — в большой мере с черкесской кровью, Дзумсой — с грузинской, а Арсалой — с русской. Таким образом, отличают смешанные чеченские тейпы. Список их более обширен, чем нохчмакхой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: