Сообразительность животных заслуживающая у нас уважение

Советы психологов

Родителям, которые ставят перед собой цель помочь своим детям развить логическое мышление, необходимо более подробно изучить различные методики обучения на эту тему. Затем подобрать соответственно возрасту своего ребенка различные упражнения, игры и задачи, которые на ваш взгляд обеспечат комфортный и приятный процесс занятий.

Педагоги и психологи не рекомендуют проводить подобные тренировки разума детей в принудительной и навязчивой форме. Надо плавно и постепенно увлечь ребенка, постараться сделать так, чтобы ему было интересно осваивать предлагаемую информацию.

В заключение хочется добавить, что нет ничего невозможного, все можно развить и натренировать, в том числе и логическое мышление. Главное, чтобы было желание.

Что думали раньше?

С давних времен люди задумывались о том, как и какими категориями мыслят представители животного мира. Довольно любопытные выкладки, посвященные этому, можно найти в арабских книгах. В те времена считалось, что интеллект и язык животных и человека хоть и отличаются, но при этом присущий первым достаточен, чтобы понять превосходство второго. Некоторые представители арабских племен всерьез считали, что львы, глядя на представителей человечества, видят не просто иное живое существо, но божественный образ, из-за которого животное наполняется покорностью. Некоторые считали, что при виде человека лев начинает раздумывать о возможных методах действия, понимает, что для него непредсказуемы способы защиты, поэтому следует удалиться из зоны видимости, дабы не пострадать. В те времена арабы считали, будто бы львы думают точно так же, как человек, способны анализировать наличие опасных изделий, оружия у встретившегося человека, а также оценивать риски, взвешивая факты.

Впоследствии такие идеи не были забыты. Например, психологи, занимавшиеся исследованием и сравнением интеллекта животных и человека, еще в прошлом столетии создавали приблизительно такие же опусы, в которых детально объясняли линию размышлений представителя животного мира. Стоит отметить, что подобные работы пользовались популярностью и ценились аудиторией. В прежние времена обычно исследование психики нечеловека сводилось к гаданиям и суждениям о том, какими мыслями думают животные. Люди даже не задумывались, присущи ли братьям нашим меньшим мысли как категория. Ранее практически не находили различий между животным и человеком.

Структура логического мышления

Многие думают, что логическое мышление – это умение блестяще разгадывать головоломки и заковыристые задачки. Однако это не совсем так. Структура логического мышления включает в себя множество мыслительных навыков, таких как умение делать правильные умозаключения, емко аргументировать свою точку зрения во время полемики, конкретизировать, обобщать, анализировать и систематизировать приобретенные знания.

Логическое мышление человека делиться на три пункта: образное, словесное (вербальное) и абстрактное.

  1. Образно-логическое мышление. В основе данного вида мышления лежит визуализация задач и наглядный поиск решения. Проще говоря, образный вид по-другому можно назвать свойством воображения.
  2. Абстрактно-логическое мышление. Логические конструкции содержат абстрактные модели, то есть несуществующие в природе, нереальные предметы. Чтобы досконально овладеть данным видом мышления, индивиду необходимо уметь абстрагироваться от материального.
  3. Словесно-логическое мышление. Проявляется с помощью использования речевых конструкций. Для успешного вербального мышления необходимо не только построение строгих логических цепочек, но и грамотная связная речь.

Книги и учебники по логике

На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:

  • «Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода;
  • «Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов;
  • «Логика: конспект лекций». Дмитрий Шадрин;
  • «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс). Дмитрий Алексеевич Гусев;
  • «Логика для юристов» (сборник задач). А.Д. Гетманова;
  • «Логика. Учебник для юридических вузов». В.И. Кириллов, А.А.Старченко
  • «Логика. Учебник для средней школы». Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.
  • «Логика. Учебник для гуманитарных факультетов». А.А.Ивин
  • «Логика». Иванов Е.А.
  • И другие.

Резюме

Возможно, вас удивит, что ребёнок легко справляется с логическими задачами, которые казались вам трудными, и предлагает решения, о которых вы не подозревали. Дело в том, что детское мышление ещё не подвержено шаблонам и стереотипам

Важно помочь ребёнку сохранить эту пластичность ума. Чем раньше он начнёт развивать логику, тем легче ему будет учиться в дальнейшем. 

В начальной школе «Фоксфорда» мы уделяем внимание логике с первого класса. Программа 1-4 классов включает курс алгоритмики, на котором дети учатся решать логические задачи, ребусы и головоломки, а в более старшем возрасте осваивают азы информатики и программирования

Такие занятия отлично развивают логическое мышление и позволяют овладеть навыками одной из самых востребованных профессий. 

Пара советов напоследок:

  1. Не ограничивайтесь только точными науками. Играйте с ребёнком в творческие игры: предложите нарисовать предмет по описанию его свойств, или составить рассказ, используя заданные словосочетания. Такие занятия не только тренируют логическое мышление, но и развивают фантазию и помогают ребёнку раскрыть творческий потенциал.
  2. Не стоит заниматься развитием логики ребёнка слишком серьёзно. Лучше превратите занятия в игру. В будущем вашему сыну или дочери придётся решить немало по-настоящему серьёзных задач и находить выходы из непростых ситуаций. А пока пусть учится справляться с трудностями в игре.

Иллюстрация: Marina Vishtak / Dribbble

Обезьяний Маугли

Рик Джаффа, сценарист фильмов «Восстание планеты обезьян» и «Планета обезьян: Революция», рассказывал, что на создание образа главного героя, шимпанзе Цезаря, его вдохновила статья про детёныша обезьяны, выращенного людьми. По сюжету Цезарь, стремительно поумневший под действием экспериментального препарата, живёт с людьми и осваивает язык жестов. До поры он даже считает себя человеком. Когда Цезаря отлучают от семьи и отправляют в звериный приют, он переживает страшный удар, который в итоге толкает его устроить революцию против людей.

Цезарь из «Восстания планеты обезьян»

Скорее всего, Джаффа прочитал о шимпанзе по кличке Ним Шимпски, судьба которого удивительно похожа на судьбу Цезаря. В 1970-х эта обезьяна стала участником амбициозного эксперимента по воспитанию примата в человеческой семье. К несчастью, несмотря на успехи, эксперимент был свёрнут, а самого Нима отвезли в питомник. «Возвращение к корням» стало для бедняги настоящим шоком: полуторагодовалый шимпанзе, с младенчества росший среди людей, невероятно по ним тосковал. В отличие от Цезаря, Ним не сумел найти общий язык с другими обезьянами. Этому случаю посвящён документальный фильм «Проект «Ним»», снятый в 2011 году.

…и Ним, его прототип

В книге Ариадны Громовой «Мы одной крови — ты и я!» (1967) перед людьми, научившимися понимать животных, встают серьёзные моральные и этические проблемы, связанные с взаимоотношением двух миров. Этими же вопросами задаётся Кир Булычёв в своём рассказе «Юбилей-200» (1985). Не аморально ли проводить эксперименты над живым существом? А над разумным? Когда «меньший брат» становится равным?

Некоторые авторы пробовали создать ситуацию, когда несколько высокоразвитых рас стараются мирно сосуществовать. Такое необычное общество показано в романе Клиффорда Саймака «Город» (1952).

Однако чем дальше, тем чаще фантасты не ждут от «братьев по разуму» ничего хорошего: если умный, значит, злой и непременно жертва ужасных генетических экспериментов. Хотя были и исключения.

В романе Дина Кунца «Ангелы-хранители» (1987) лабрадор Эйнштейн, получивший свои невероятные способности как раз в результате генетических экспериментов, — невероятно обаятельный персонаж. По-настоящему трогательной выглядит и история говорящих дельфинов из романа «Разумное животное» (1967) Робера Мерля, где они оказываются единственными выжившими свидетелями военных преступлений, совершённых людьми.

Если говорить не о научной фантастике, а о фэнтези, то там разумные животные часты и привычны. Их настолько много, что такой вид литературы можно вывести в рамки отдельного поджанра: тут вам и коты-воины, и разумные грызуны, и даже героические летучие мыши. Правда, обычно авторы не задумываются о разработке принципиально иной, «звериной» психологии. В итоге мы получаем животных, которые думают как люди и ведут себя как люди.

Акулы — это и так страшно, а уж разумные акулы…

В кино разумные животные весьма широко представлены, как ни странно, в фильмах ужасов. Как правило, хищника прокачанные мозги делают ещё опаснее, а сравнительно безобидное существо превращают в свирепого убийцу. Но если от поумневших акул из фильма 1999 года «Глубокое синее море» ничего хорошего не ждёшь по умолчанию, то хладнокровие и жестокость, с которыми мутировавшие «друзья человека» из «Своры» (2006) расправляются с людьми, весьма пугают.

На этом фоне выгодно выделяются немногие истории, где люди и животные не стремятся друг друга уничтожить. К примеру, комедия «Квартирка Джо» (1996), герои которой — тараканы, причём не просто говорящие, но и наделённые изрядным музыкальным талантом.

Наблюдательная и подражательная способность медведей

Надо признать, что бурые медведи гораздо предприимчивее всех остальных животных. Ни тигр, ни лев, и ни леопард никогда не догадаются выйти на волю самостоятельно через подъемную дверцу клетки, хотя поднять ее очень просто. Но стоит только наблюдательному медведю увидеть, как поднимается дверца, тут же, он сделает тоже самое.

Впрочем, и у мохнатого жителя леса хватает сообразительности на то, чтобы подставить свою спину другому своему сородичу и тем самым помочь ему выбраться изо рва на волю.

Неуклюжий медведь может виртуозно вылезти из, казалось бы, безвыходной ситуации. Чтобы вылезти из глубокого рва, он способен стаскивать снежные комья и уминать рыхлый снег могучими лапами, тем самым пытаясь соорудить небольшую снежную горку, чтобы впоследствии вылезти наверх.

Эти достоверные факты указывают на большую подражательную, изобретательную и наблюдательную способность медведей, а не их условный рефлекс. Вот откуда у нас и появилось, казалось бы, такое общепризнанное понятие как сообразительность животных.

А в конце я хочу привести вам небольшой список самых умных и сообразительных животных и птиц, живущих рядом с нами.

Упражнения по развитию логики

Например, можно попробовать писать и чистить зубы левой рукой, что задействует другое полушарие мозга. В течение дня стоит менять вид деятельности: такой подход ускорит адаптационные способности.

Ещё следует анализировать свои мысли и поступки, задавать вопросы и отвечать на них самостоятельно, а также чаще бывать на свежем воздухе, что полезно не только для мышления, но и для здоровья вообще.

Развивать мышление у ребенка поможет видео:

Когда начинать тренироваться?

Бытует мнение, что развитие логики важно только для школьника и студента, раньше оно ни к чему. Логика нужна в любом возрасте

По сути, её тренировки начинаются ещё с младенчества. Например, малыш трясёт погремушку и устанавливает причинно-следственную цепочку между своим действием и звуком, издаваемым игрушкой. Ребёнок постарше бросает пустышку и следит за её падением. И вновь здесь работает логическое мышление: соска упадёт вниз, если уронить её.

Любое занятие должно быть сообразно возрасту. Сортер (коробочка с прорезями в виде разных геометрических фигур и фигуры, которые нужно правильно вкладывать в эти прорези)и пирамидка, которые любят давать малышам мамы, в среднем осваиваются детьми в возрасте около года. Раньше требовать от малютки выполнения условий игры бесполезно, даже вредно.

Внимание! Родителям важно осознавать, что всё хорошо в своё время, и не перегружать ребёнка сложными для его возраста задачами. Можно обратить внимание и на то, что после долгого перерыва возобновить тренинги никогда не поздно. В жизни взрослого человека много будничных забот, и упражнения были бы и полезны для его мозга и восстановления школьных и студенческих знаний, и позволяли бы отдохнуть от повседневной рутины, поднимая настроение и себе, и ближним

В жизни взрослого человека много будничных забот, и упражнения были бы и полезны для его мозга и восстановления школьных и студенческих знаний, и позволяли бы отдохнуть от повседневной рутины, поднимая настроение и себе, и ближним

Можно обратить внимание и на то, что после долгого перерыва возобновить тренинги никогда не поздно. В жизни взрослого человека много будничных забот, и упражнения были бы и полезны для его мозга и восстановления школьных и студенческих знаний, и позволяли бы отдохнуть от повседневной рутины, поднимая настроение и себе, и ближним

Не говоря уже и о пожилых людях: в монотонной жизни пенсионера логические игры не только могут добавит свежих и ярких впечатлений, но и предотвратить развитие склероза и прочих свойственных этому возрасту заболеваний.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Логические задания для разных возрастов

Даже самые маленькие способны решать простейшие логические задачки. Ребенок в возрасте полутора — трех лет уже способен находить определенный предмет среди других объектов, а также различать цвета и выбирать заданный. Для детей в подобных заданий можно использовать цветные кубики, различные фигуры, а также любимые игрушки.

Детям постарше задания можно усложнять. Например, предлагать найти среди предметов одной категории объект, к ней не относящийся. Четырехлетний ребенок вполне способен отыскать яблоко среди овощей или определить, что салфетка, находящаяся рядом с ложкой, чашкой и тарелкой, не является посудой.

Задачи для дошкольников уже могут базироваться на основах математики. Также дети в возрасте пяти — шести лет знакомятся с понятием больше-меньше и успешно справляются с заданиями, где наглядно требуется определить неравенство.

Отличия: есть ли?

Проводя сравнение интеллекта животных и человека, установили, что психика представителей нашего вида обусловлена особенностями формирования, принципиально отличными от всех остальных. Для человека базой стал труд, а также общественные практики. У животных такие явления отсутствуют в принципе. При этом психика человека и сознание представителей вида зародились в древние времена, еще до появления человечества – у наших предков. Чтобы сориентироваться в этом вопросе, ученые проводили сравнительные исследования.

Во многом успехи в изучении присущего представителям животного мира интеллекта обусловлены работами советского ученого Северцова. Изучение интеллекта особей, принадлежащих к разным эволюционным ступеням, необходимо, дабы сориентироваться в закономерностях эволюции. Северцов доказал, что психика – это один из ключевых аспектов животной эволюции.

Когда закладывается логическое мышление

Что такое логическое мышление? Как сказано выше, это умение анализировать информацию, делать выводы. Оно не является врожденным. Способность логически мыслить развивается по мере взросления человека.

Первые задатки логики появляются примерно в полтора года. Это, можно сказать, базовый уровень. Чуть позже, после того, как ребенок идет в школу, у него появляется абстрактная форма логического мышления. И так дальше.

Развитие такого типа мышления нужно начинать с детства. Если с ребенком-дошкольником решать задачи и головоломки, ему будет легче во взрослой жизни сопоставлять факты и принимать решения. Понимая это, специалисты включают такие занятия в программу детского сада и школы.

Как этому научиться?

Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.

Теоретическая логика, которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.

Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.

Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.

По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса – научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.

Курсы, книги для развития и тренировки мышления

Звучит неожиданно, но одним из учебников по развитию логического мышления является «Шерлок Холмс» Артура Конан Дойля. В этой книге рассказано о том, как пользоваться логикой в жизни. Из других полезных трудов выделяются:

  • «Прикладная логика» Н. Непейвода;
  • «Учебник логики» Г. Челпанов;
  • «Логика» А. Ивин;
  • «Основы логической риторики» А. Матвеева, А. Сарапульцева;
  • «Логика в вопросах и ответах» В. Вечканов, Н. Лучков.

Чтение подобной литературы — это возможность не только развить логическое мышление, но и улучшить дедукцию, научиться пользоваться аргументами в споре, принимать правильные решения.

Книги и учебники по логике

На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:

  • «Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода;
  • «Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов;
  • «Логика: конспект лекций». Дмитрий Шадрин;
  • «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс). Дмитрий Алексеевич Гусев;
  • «Логика для юристов» (сборник задач). А.Д. Гетманова;
  • «Логика. Учебник для юридических вузов». В.И. Кириллов, А.А.Старченко
  • «Логика. Учебник для средней школы». Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.
  • «Логика. Учебник для гуманитарных факультетов». А.А.Ивин
  • «Логика». Иванов Е.А.
  • И другие.

Умный Ганс

Живший в Германии начала XX века орловский рысак по кличке Умный Ганс прославился тем, что мог складывать, вычитать, умножать и делить, производить вычисления с дробями, указывать точное время, конкретные даты в календаре и даже читать. Только говорить не мог — на вопросы Ганс отвечал, ударяя копытом по земле. Довольно долго феноменальные способности коня считались практически чудом, пока однажды не выяснилось, что единственная заслуга Ганса — в его фантастической натренированности. Лошадь улавливала малейшую реакцию того, кто задавал ей очередной каверзный вопрос, и таким образом «вычисляла» правильный ответ. Осознав, как сильно зритель удивлён тем, что животное правильно сложило 12 и 12, Ганс понимал, что дальше стучать не нужно. Хотя это тоже надо уметь!

В честь рысака получил своё название психологический феномен «эффект Умного Ганса», связанный с невольным влиянием хозяина на поведение животного.

Начиная с 1960-х годов специалисты сосредоточили своё внимание на изучении коммуникации у животных и социальной структуры популяций, а также влияния социальных аспектов на развитие интеллекта. Здесь тоже не обошлось без разногласий и ожесточённых диспутов

Одни учёные заявляли, что социологические термины неприменимы по отношению к животным, поскольку социальность — явление, свойственное только человеческому сообществу

Их оппоненты, напротив, видели в зачатках звериной социальности предпосылки социальных процессов у человека, причём некоторые до того увлеклись этой идеей, что вновь неосторожно ступили на тропу антропоморфизма

Современные исследования подтвердили связь между социальными условиями и интеллектом. Наиболее развитыми, как правило, оказываются те животные, которые склонны к существованию в сообществах, и чем более сложна и активна их социальная жизнь, тем более мощным интеллектуальным потенциалом они обладают.

К тому же, как оказалось, животным можно привить некоторые сугубо человеческие социальные навыки. Интересный эксперимент недавно провели учёные из Йельского университета. Они решили научить обезьян пользоваться деньгами, причём в качестве объектов для опыта выбрали не прогрессивных шимпанзе, а более примитивных капуцинов, потребности которых ограничиваются едой, сном и размножением.

У капуцинов настоящий мужчина — тот, у кого много бананов

Сперва учёные заставили обезьянок усердно трудиться, давая им в качестве вознаграждения лакомство, а затем, когда капуцины усвоили связь, заменили еду на разноцветные пластмассовые жетоны с определённым «номиналом». И вскоре с удивлением наблюдали образовавшуюся в вольере миниатюрную модель человеческого общества со всеми её недостатками и пороками, трудоголиками, лодырями, теми, кто предпочитал копить жетоны, и теми, кому проще было отнять. Обезьянки перестали друг другу доверять, стали подозрительными и агрессивными. Кроме того, они довольно быстро усвоили понятия «дорогой» и «дешёвый», предприняли попытку ограбить импровизированный «банк» и даже не чурались «любви за деньги».

В принципе, вполне объяснимая картина, только вот теперь встаёт большой вопрос: считать ли разумными тех людей, которые ведут подобный образ жизни? Кто знает, не станут ли наши потомки домашними питомцами или подопытными образцами для кого-то, кто выучится на наших ошибках? Несколько десятилетий назад человечество с воодушевлением представляло себе, как оно вступит в контакт с меньшими братьями по разуму, научится у них чему-то новому и правильному и будет бок о бок с ними покорять просторы Вселенной.

Разумные существа из народных сказок

Во все времена наши предки считали животных и птиц разумными существами, которых ценили и уважали наравне с человеком, видимо поэтому сочиняли народные сказки, где удивительно добрые и умные создания природы были главными героями.

Все мы помним из нашего детства сказочные похождения серого волка, хитрющей лисички-сестрички и косолапого увальня-медведя.

Под влиянием этих детских сказок многие из нас нередко убеждались в необычайной доброте и способности живых существ помогать в трудной жизненной ситуации разумному человеку, поэтому приписывали им такие человеческие качества, как:

  • ум и сообразительность,
  • доброта и верность,
  • догадливость и смекалка,
  • жизнерадостность и заботливость,
  • смышленость и находчивость,
  • преданность и смелость,
  • храбрость и решительность,
  • наблюдательность и общительность,
  • предприимчивость и настойчивость.

Часто в таких ситуациях мы задаемся вопросом, а есть ли ум у животных, видимо у некоторых он все таки есть.

Из школьного курса зоологии мы знаем, что их поведенческие действия вызваны условными рефлексами и природными инстинктами, которые выработались в сложных условиях их существования в дикой природе, в процессе приспособления к этим условиям.

Области и сферы использования логики

Не существует такой отрасли жизни человека, где бы ни требовалось использование навыков мыслить, используя логику. В том числе и гуманитарные науки, которые не является исключением, в их изучении тоже применяются логические конструкции.

Зачастую логическое мышление человека проявляется на интуитивном уровне, независимо от прилагаемых усилий. Использование логики дает возможность ускорить процесс мышления, сделать его более качественным, правильнее излагать свои мысли, а также делать истинные выводы, избегая ложных суждений.

Для чего нужно развивать умение логически мыслить:

  • Четко, в доступной форме излагать все свои мысли и доводы;
  • Быстро находить правильное решение проблем, даже находясь в критической ситуации;
  • Исправлять свои ошибки, избегать совершения новых промахов;
  • Развитие навыков построения объективных связей помогает добиться успехов в карьере или учебе;
  • Творческий подход в решении задач порой бывает более продуктивным, чем общепринятые стандарты.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: