Когда возникло сельское хозяйство

Языки

С лингвистической точки зрения Плодородный Полумесяц был регионом большого разнообразия. Исторически сложилось так, что семитские языки в целом преобладали в современных регионах Ирака , Сирии , Иордании , Ливана , Израиля , Палестины , Синая и окраин юго-восточной Турции и северо-западного Ирана , а также шумерский ( языковой изолятор ) в Ираке, в то время как в в горных районах к востоку и северу был обнаружен ряд вообще не связанных между собой языковых изолятов , в том числе; Эламские , ГУТЬЯНЫ и касситы в Иране , и Hattic , Kaskian и Hurro-урартский в Турции. Их точная принадлежность и дата прибытия остаются предметом научных дискуссий. Однако, учитывая отсутствие текстовых свидетельств самой ранней доисторической эпохи, этот спор вряд ли разрешится в ближайшем будущем.

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что к третьему тысячелетию до нашей эры и во втором тысячелетии в регионе уже существовало несколько языковых групп. К ним относятся:

  • Протоевфратский язык : несемитский язык, который ранее считался основным языком людей, которые принесли земледелие в Южный Ирак в ранний убайдский период . (5300–4700 гг. До н. Э.) Сегодня лингвистический консенсус состоит в том, что множество неизвестных субстратов способствовали формированию артефактов в шумерских именах, которые послужили мотивом для гипотезы протоевфратского субстрата, включая окаменелые архаические элементы с более ранних этапов самого шумерского языка. Другая теория предполагает, что субстратом до написания был ранний индоевропейский язык, предварительно названный евфратическим.
  • Шумерский : изолят несемитского языка, который демонстрирует отношения типа Шпрахбунда с соседним семитским аккадским.
  • Семитские языки : аккадский (он же ассирийский и вавилонский ), эблаитский , аморейский , арамейский , угаритский , ханаанский языки (включая иврит , моавитский , эдомитский , финикийский / карфагенский )
  • Хаттик : языковой обособленный язык , первоначально на котором говорят в центральной Анатолии.
  • Индоевропейские языки : обычно считаются более поздними навязчивыми языками, появившимися после 2000 г. до н.э., такими как хеттский , лувийский и индоарийский материал, засвидетельствованный в цивилизации Митанни.
  • Египетский : отдельная ветвь афроазиатских языков, ограниченная Египтом.
  • Хурро-урартские языки , небольшая семья. Язык касситов говорят в северной части региона , возможно, принадлежал к этой семье.

Связи между хурро-урартским и хаттским языками и языками коренных народов Кавказа высказывались часто, но не получили всеобщего признания.

История


Площадь плодородного полумесяца, около 7500 г. до н.э., с основными памятниками докерамического неолита . Территория собственно Месопотамии еще не была заселена людьми. Включает Гебекли Тепе , место на территории современной Турции , датируемое примерно 9000 годом до нашей эры.

А также обладание множеством мест со скелетами и культурными останками как досовременных, так и ранних современных людей (например, в пещерах Табун и Эс-Схул в Израиле), более поздних плейстоценовых охотников-собирателей и эпипалеолитических полуоседлых охотников-собирателей ( Натуфийцы ); Плодородный полумесяц наиболее известен своими памятниками, связанными с истоками земледелия . В западной зоне вокруг рек Иордан и верховья Евфрата возникли первые известные неолитические сельскохозяйственные поселения (называемые докерамического неолита A (PPNA)), которые датируются примерно 9000 годом до нашей эры и включают очень древние места, такие как Гёбекли Тепе , Чога. Голаны и Иерихон (Телль-эс-Султан) .

В этом регионе, рядом с Месопотамией (по-гречески «между реками», между реками Тигр и Евфрат , лежит к востоку от Плодородного полумесяца), в последующий бронзовый век также возникли первые сложные общества . Есть также ранние свидетельства письменности и формирования иерархических обществ государственного уровня из этого региона . Это принесло региону прозвище « Колыбель цивилизации

Именно в этом регионе около 4500 лет назад появились первые библиотеки . Самые старые из известных библиотек находятся в (в Шумере) и Эбле (в Сирии), начиная с ок. 2500 г. до н.э.

И Тигр, и Евфрат берут свое начало в Таврских горах на территории современной Турции . Фермерам в южной Месопотамии приходилось каждый год защищать свои поля от наводнений. В Северной Месопотамии было достаточно дождей, чтобы было возможно заниматься сельским хозяйством. Для защиты от наводнения сделали дамбы.

Начиная с бронзового века , естественное плодородие региона было значительно увеличено за счет ирригационных работ, от которых по-прежнему зависит большая часть его сельскохозяйственного производства. Последние два тысячелетия были свидетелями повторяющихся циклов упадка и восстановления, поскольку прошлые работы пришли в упадок из-за смены государств, которые должны были быть заменены их преемниками. Другой постоянной проблемой является засоление — постепенное концентрирование соли и других минералов в почвах с долгой историей орошения.

Ранние одомашнивания

Доисторический инжир без косточек был обнаружен в Галгале I в долине реки Иордан , что позволяет предположить, что фиговые деревья были посажены около 11400 лет назад. Зерновые выращивали в Сирии уже 9000 лет назад. Маленькие кошки ( Felis silvestris ) также были одомашнены в этом регионе. Кроме того, в этом регионе выращивали бобовые, в том числе горох , чечевицу и нут .

Домашние животные включают крупный рогатый скот , овец , коз , домашних свиней , кошек и домашних гусей .

§ 2-1. Неолитическая революция

2. Основные центры ранних земледельческих культур Азии и Африки

Самым известным регионом культивирования сельскохозяйственных растений и одомашнивания животных является «плодородный полумесяц» на Ближнем Востоке. Первоначально эти процессы происходили в районах предгорий современных Турции, Израиля, Ирака и Ирана, где существовали благоприятные условия для развития земледелия. Несколько позже земледелие было освоено в Древнем Египте, Месопотамии, на территории современного Туркменистана, на Кавказе; постепенно оно распространилось в Европе — сначала на Балканском полуострове, а затем практически по всей территории.

Однако «плодородный полумесяц» был не единственным регионом, где происходило окультуривание растений. Выдающийся русский ученый Н. И. Вавилов создал учение о центрах происхождения культурных растений. Независимо друг от друга в разных регионах мира произошло освоение сельскохозяйственных культур. При этом везде одомашнивались животные, а также культивировались местные виды растений. Это были разные растения или одно растение, но разных сортов, как, например, пшеница.

Для получения наиболее урожайных сортов люди начали использовать селекцию — отбирали и выращивали самые плодоносящие и стойкие растения.

Другими центрами окультуривания были Индийский, Среднеазиатский, Китайский регионы и регион Юго-Восточной Азии. Средиземноморский центр хоть и испытал первоначальное влияние Ближнего Востока и его «плодородного полумесяца», но впоследствии здесь было освоено очень много растений.

Важнейшим и единственным центром происхождения культурных растений в Африке стал Эфиопский. Зато в Америке возникло несколько значительных центров, прежде всего Центральноамериканский и Южноамериканский (Андийский). Современные исследователи выделяют и Североамериканский центр на юго-востоке современных США.

Все центры развивались самостоятельно. Люди окультуривали растения в разное время, иногда на протяжении длительного периода. Именно в таких регионах впоследствии сформировалось земледельческое общество. На основе развития земледелия в этих центрах начали складываться и государственные образования. Дикая природа стала отступать в регионах проживания сообществ земледельцев. Ландшафты, не приспособленные для жизни человека, в ходе хозяйственной деятельности преобразовывалисть в удобные для проживания и постоянно обрабатываемые территории.

Последствия неолитической революции

Неолитическая революция имела для человечества глобальные последствия, в итоге приведшие к образованию первых цивилизаций. Занятие земледелием вынудило людей отказаться от постоянных кочёвок в поисках пропитания.

Осёдлость проживания стало главным фактором образования первых племенных союзов и государств. Племена, вынужденные охранять свои земледельческие угодья и домашний скот от агрессивных соседей консолидировались с другими племенами в более крупные группы.

У больших племенных союзов было больше шансов отстоять свои земли и имущество, а также при случае захватить чужое. Появляются особые классы воинов, военных вождей, а позднее – и царей.

Излишки производства обменивались у других племён на те предметы, которые были в дефиците. Таким образом, зарождалась торговля – двигатель любой современной экономики.

Библиография

  • Джаред Даймонд , Оружие, микробы и сталь: Краткая история всех за последние 13000 лет , 1997.
  • Андерсон, Клиффорд Норман. Плодородный полумесяц: путешествие по следам древней науки . 2-е изд., Перераб. Форт-Лодердейл: Sylvester Press, 1972.
  • Декерс, Катлин. Пейзажи голоцена сквозь время в плодородном полумесяце . Турнхаут: Brepols, 2011.
  • Эфаль, Израиль. Древние арабы: кочевники на границах плодородного полумесяца, IX – V вв. До н.э. Иерусалим: Magnes Press, 1982.
  • Кайзер, Малгожата, Лукаш Мишк и Мацей Вацлавик. Земля плодородия I: Юго-Восточное Средиземноморье от бронзового века до мусульманского завоевания . Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания: Cambridge Scholars Publishing, 2016.
  • Козловский, Стефан Кароль. Восточное крыло плодородного полумесяца: поздняя предыстория каменных индустрий Большой Месопотамии . Оксфорд: Археопресс, 1999.
  • Томас, Александр Р. Эволюция древнего города: городская теория и археология плодородного полумесяца . Лэнхэм: Lexington Books / Rowman & Littlefield Publishers, 2010.

Возникновение религии

   Религия — это инструмент социализации или форма социализации индивидуумов посредством установленных норм поведения, обрядов, культовых действий и системы взглядов, в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, находящиеся над миром физическим и действующих вне законов природы. Так как религия представляет собой систему взглядов, то ее можно интерпретировать и как мировоззрение, т.е. система представлений об окружающем мире, в котором человек занимает определенное место. Такая система включает в себя определенные принципы человеческого существования и ценностные ориентиры для всех членов общества, что и объединяет их в единый социум, который обладает надиндивидуальным статусом. Можно сказать, что религия представляет собой совокупность коллективных представлений об окружающем мире, т.е. как начальная стадия общественного сознания или мироосознания, отражающая общественную действительность человеческого бытия. Это определенная точка зрения на окружающие людей объекты и предметы, только не конкретного человека, а общества в целом, которая включает в себя совокупность взглядов, убеждений, ценностей, подкрепленных культовыми действиями и сведенных в единую систему. Таких точек зрения или систем может быть несколько, и даже множество. По этой причине и религий существует большое множество (более 5000).
   
Истоки зарождения религиозных направлений берут свое начало в период первобытнообщинного общества, когда человек не был способен объяснить природные явления вследствие отсутствия достаточных знаний о природе и развитого интеллектуального мышления. По этой причине первичной формой религии были символические действия, совершаемые для достижения определенной цели с привлечением сверхъестественных сил, т.е. магия. Спустя некоторое время эти действия трансформировались в веру в существование души, духов и в одушевленность всей природы в целом, т.е. анимизм. Далее в тотемизм, фетишизм, политеизм и, в конечном итоге, монотеизм. Нужно добавить, что мифология также стала исходной формой познавательной деятельности человеческого мышления, как предшественница более развитых форм: религиозной, философской и научной. Например, французский этнолог К. Леви-Стросс показал, что мышление древних людей обладало теми же свойствами гомологии, сравнения и анализа, как и научное мышление современного человека. Однако разница заключается в том, что умозаключения древних людей опирались на непосредственные ощущения чувственных органов, выступающих в качестве посредников между ощущениями и возникающими образами. В конечном итоге стремление к пониманию и осмыслению мира природы, себя самого и общества позволило сформировать окончательное строение окружающего мира.

Как появилось земледелие

Первые попытки выращивать злаки, фрукты и овощи целенаправленно, а не случайно, относятся к 11-10 тыс. лет до н.э. Место: Плодородный полумесяц – так территорию в виде полумесяца на Ближнем Востоке, включающую Месопотамию и Левант назвал археолог из Чикагского университета Джеймс Генри Брестид. С Юга регион ограничен Сирийской пустыней, с севера — Анатолийским плато. Его также называют «Колыбелью цивилизации», именно здесь было изобретено колесо, появилась письменность.

Но вернемся к земледелию. Историки считают, что процесс начался в разных уголках Плодородного полумесяца независимо друг от друга. Его запустили охотники-собиратели: в тучных землях с частыми осадками отлично вызревали дикорастущие предки пшеницы, ячменя, гороха, чечевицы, поэтому люди стали рассыпать по земле остатки запасов зерна, чтобы получить больше еды.

Первые культуры и сроки их появления в мире

  • 9000 г. до н.э. — пшеница и ячмень, Плодородный полумесяц;
  • 8000 г. до н.э. — картофель, Южная Америка;
  • 7000 г. до н.э. — рожь, Европа;
  • 3000 г. до н.э. — хлопок, Южная Америка;
  • 2700 г. до н.э. — кукуруза, Северная Америка.

Как земледелие изменило образ жизни?

До появления земледелия люди жили охотой на диких животных и сбором диких растений. Когда запасы заканчивались, охотники-собиратели снимались со стоянки и двигались дальше. Земледелие позволило сменить кочевой образ жизни на оседлый. Больше не нужно было путешествовать, люди стали строить более крепкие дома и окружать поселения стенами для защиты.

Болотное земледелие

Но для своего развития земледелию требуются соответствующие земельные участки. В первобытную пору не было готового поля. Кроме сухих неплодородных пустынь, вся почва или покрыта была лесом, кустарником или степными зарослями, либо существовали затопляемые низины болотистого типа. Сильно заросшая земля нуждалась в очистке и подготовке, что вынуждало применение большого труда на фоне недостатка необходимых орудий. В то время, как болотистые участки покрытые илом являли собой вполне пригодные плодородные участки для засева. Вполне вероятно поэтому, что в некоторых местностях земледелие стало развиваться именно на таких болотистых местах. Недаром болото или ил фигурирует в фольклоре различных народов в качестве символа плодородия. Возможно, что именно с таким «болотным» или «мокрым» земледелием были иногда связаны неолитические свайные поселки.

Подсечно-огневая система

Гораздо более сложным и тяжелым путем развивалось земледелие на сухих, покрытых растительностью местах. Но, преодолев все трудности, это «сухое» земледелие оказалось гораздо более прогрессивным, чем «мокрое», дав, в конечном счете, основной источник пищи большинству человечества.

А трудности были очень велики. Открытые места непригодны для земледелия: посев здесь подвергался выветриванию. Необходимо было выбирать места, естественно защищенные от ветра. Но для этого надо было освободить нужный участок от растительности. Лучше всего было подготовить такой участок в лесу, где он оставался бы естественно защищенным деревьями. Опыт поджигания сухой травы и леса, знакомый собирателям и охотникам, дал мысль поджигать лес и сеять на выжженных местах. Так, вероятно, и делалось первоначально. Но, с одной стороны, поджечь растущий лес не всегда легко, с другой стороны, огонь — опасная стихия, которая, разбушевавшись, уж не знает предела и становится угрозой для самого человека. Возникала задача выжечь в лесу такой участок, какой именно требовался, и там, где это было наиболее удобно. Эту задачу решило развитие техники. Своего рода революцию произвел здесь скромный топор. Каменный топор, в его хотя бы самом примитивном виде, дал возможность вырубить лес и кустарник, чтобы затем, когда срубленное высохнет, все это сжечь. При этом в какой-то момент было сделано еще одно важнейшее открытие: оставшаяся от пожога зола является удобрением!

Так возникает подсечно-огневая система, ставшая ведущей формой возделывания земли в первобытных обществах, имеющая распространение и посейчас у некоторых народностей и племен.

Существует наивное мнение, будто подсечно-огневое земледелие — легкое дело. В действительности оно требует ряда последовательных, хорошо согласованных, сложных операций. Прежде всего, вырубка леса каменным топором, хотя в этом, как показывали наблюдения над отсталыми земледельцами, и достигается замечательная сноровка, дается все-таки далеко не легко.

Поэтому нередко вырубается только мелкий лес, а большие деревья остаются стоять, пока, после пожара, не высохнут и не упадут сами. Когда весь срубленный лес высохнет, он сжигается. Затем участок расчищается от недогоревших частей дерева и разравнивается, причем равномерно разбрасывается зола. Существенную операцию составляет, далее, разрыхление почвы. Затем следует сев, приуроченный как раз к наступлению дождливого времени. Засеянный участок требует ухода. В частности, его необходимо огородить, чтобы охранить от вытаптывания дикими зверями. Отчаянными врагами посевов являются в особенности крупные стадные животные. Стадо слонов или кабанов в несколько минут, как ураган, уничтожает засеянный участок. Необходимо и дальнейшее наблюдение за полем, в частности полка. Когда посеянное созревает, усиливается необходимость охраны участка от зверей, появляющихся теперь, чтобы пожирать молодые ростки. Давними врагами засеянного поля являются и птицы. Охрану посевов от мелких зверей и птиц обычно несут дети, криком и шумом отгоняющие непрошенных гостей. Но весьма древним изобретением является и наше огородное чучело. По крайней мере, оно широко распространено в полевом хозяйстве современных отсталых земледельцев. Наконец, наступает сбор урожая. Ряд видов культивируемых растений даст возможность собирать урожай не сразу, а в течение известного времени, по мере надобности. Для других видов создаются разные способы хранения урожая.

Как было сказано, подсечно-огневая система неизбежно сопряжена с истощением почвы и необходимостью смены обрабатываемых участков. Но с размножением человечества свободной земли становится меньше. С другой стороны, эта система ведет постепенно к гибели лесов. Все это в особенности сказывается в малолесистых районах. При таких условиях приходится все чаще возвращаться к одному и тому же участку, дающему, однако, все меньший урожай. Некоторым выходом из этого положения является так называемая плодопеременная система, или севооборот, т. е. засевание одного участка последовательно разными культурами. Трудно сказать, была ли изобретена эта система уже в первобытную эпоху, но она существует у ряда весьма отсталых племен. Так, туземцы Меланезии сеют последовательно ямс, таро и сахарный тростник, а затем на некоторое время оставляют участок под паром.

Используемые инструменты

Каменная промышленность, которая использовала камень в качестве основного сырья, достигла своего пика в эпоху неолита. После этого периода начался медный век, и металлы начали заменять камень для изготовления инструментов.

В неолите, как указывает его название (новый камень), стал применяться новый метод обработки камня. До этого использовалась перкуссия, которую заменили полировкой. Благодаря этому края оружия были более острыми, а посуда более прочной.

Еще одно изменение в изготовлении инструментов заключалось в том, что кремень, наиболее используемый до того времени тип камня, постепенно был заменен другими, более твердыми породами.

В конце концов, люди научились делать посуду меньшего размера, что упростило ее использование. Вдобавок они начали производить стандартизированным способом, чтобы иметь возможность создавать большее количество инструментов.

Предпосылки для неолитической революции

Сам термин «неолитическая революция» был введён австралийским археологом Чайлдом, после изучения и систематизации археологических данных из разных концов Земли. Среди современных историков и археологов нет единого мнения относительно причин, вызвавших это хозяйственно-экономическую революцию.

Имеется несколько теорий, каждая из которых имеет право на существования, а во многом эти научные гипотезы дополняют друг друга, давая более полное представление о произошедших изменениях в укладе жизни древнего человека.

К версиям, имеющих наибольшее число сторонников в среде учёных, относятся следующие теории.

Оазисная. Данную гипотезу выдвинул собственно археолог Чайлд, открыватель неолитической революции.

Согласно его теории, осушение климата с завершением ледникового периода привело к опустыниванию значительных территорий. И люди, и животные были вынуждены переселяться на относительно небольшие участки суши в оазисах и долинах рек.

«Холмистые склоны». Сторонники этой теории утверждают, что благоприятные условия для одомашнивания зверей сложились в прохладных высокогорных районах, куда перекочёвывали животные и люди, спасаясь от засушливой жары.

Демография. Эту гипотезу научному миру предложил американский географ Зауэр. Он считает, что резкий рост популяции человека, произошедший в конце ледникового периода был вовсе не следствием неолитической революции, а её непосредственной причиной.

«Целенаправленная эволюция». Данная теория предполагает предопределённый эволюцией симбиоз (взаимовыгодное сожительство) людей, животных и растений. Таким образом, адепты данной гипотезы рассматривают неолитическую революцию как часть общего эволюционного процесса.

Климатический. Учёные, выдвигающие данную теорию, опираются на геологические данные, утверждающие, что далеко не во всех регионах неолитической революции имелся жаркий засушливый климат.

В некоторых регионах, где возникли очаги неолитической революции, длительное время стоял благоприятный, умерено влажный климат. Поэтому сторонники климатической теории считают, что именно благоприятный климат сыграл основную роль в переходе к земледелию.

Это интересно: 562,ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ РЕЛИГИИ

Земледелие

Еще в эпоху мезолита у некоторых групп людей появляются новые занятия: земледелие и скотоводство. Земледелие возникло из собирательства. Особенно важным оказался сбор злаков, изобиловавших в послеледниковый период в некоторых районах Азии и Африки. Сначала их просто обрывали, причём еще зелёными, потому что зрелые зерна диких злаков осыпаются даже от легкого прикосновения. Зерна хорошо хранились и надолго давали чувство сытости. Чтобы облегчить и увеличить сбор урожая, стали использовать специальные орудия труда – кремневые серпы с вкладными лезвиями из микролитов. С таким серпом один взрослый человек мог всего за две недели работы обеспечить себя и ещё четверых человек едой на целый год.

Жатва серпом со вставными кремневыми пластинами. Роспись в гробнице Сеннеджена. Древний Египет

Почему при таком изобилии пищи и свободного времени, обеспечиваемого собирательством, люди перешли к земледелию, до сих пор не совсем понятно. Прежде всего, люди смогли установить взаимосвязь между зерном, упавшим осенью в землю, и колосом, проросшим и зреющим на этом месте следующей весной. Возможно, в этом помогли жертвоприношения зерном духам плодородия. Люди заметили, что вокруг жертвенников злаки колосятся особенно пышно.

Климат послеледниковой эпохи был неустойчив, после урожайных лет наступали засухи и холода, когда люди страдали от голода. Очевидно, именно стремление обеспечить надежный источник пищи превратило собирателей в земледельцев. Люди стали расчищать и рыхлить землю, для посева отбирали самые крупные зерна. Так появились земледельческие орудия труда, приёмы обработки земли и культурные растения. Выведенные человеком растения давали крупные колосья с большим, чем у диких, количеством зёрен. Зёрна, прочно крепившиеся к колосу, не осыпались во время сбора урожая. Однако создание таких улучшенных сортов потребовало усилий многих поколений людей.

На Земле было несколько не зависимых друг от друга центров, в которых начало развиваться земледелие. В каждом из них люди использовали те растения своей местности, которые давали наилучшие урожаи. Это были не только злаки, но и бобовые, овощи и фруктовые деревья. Древнейшим центром считается Плодородный полумесяц – обширная территория Ближнего Востока и части Передней Азии. Здесь, на территории современного Израиля, уже 13 тысяч лет назад люди (учёные называют их натуфийцами) растили пшеницу, горох, ячмень, чечевицу и инжир. Севернее Плодородного полумесяца, в Закавказье, освоили возделывание винограда. 8500 лет назад в Китае растили рис, просо, сою. Одним из важнейших центров земледелия стала Центральная Америка, где люди начали культивировать кукурузу, картофель, батат, фасоль, перец, томаты и многие другие растения, без которых немыслим стол современного человека. В разных частях света научились возделывать более 400 видов культурных растений. Самой бедной на культурные растения оказалась Европа, растительный мир которой в послеледниковый период не отличался богатством и разнообразием питания.

Труд первых земледельцев был тяжёл, их рацион был беднее, чем у собирателей и охотников, но со временем урожаи культурных растений выросли и позволили обеспечивать жизнь растущих коллективов людей.

Проблемы земледелия в XXI веке

Сельское хозяйство — основной вид использования земли. Половина пригодных для жизни земель в мире используется для сельского хозяйства. Расширение земледелия меняет среду обитания и представляет собой один из самых серьезных факторов, влияющих на биоразнообразие.

Еще одна проблема — климат. Земледелие зависит от погодных условий: солнечные дни, средняя температура, уровень осадков. Нестабильный климат России может уничтожить цветки и всходы сильными весенними заморозками, привести к гибели культур из-за летних засух, сильных ветров или затоплений из-за дождей.

В последние годы наблюдается снижение устойчивости с/х культур к сорнякам, болезням и вредителям. Активное использование химических средств для борьбы с ними привело к появлению новых видов, более жизнеспособных, не чувствительных к обработке.

У современных землевладельцев, несмотря на мощную технику, удобрения и другие. возможности, сохранились те же проблемы, что и у далеких предков. Одна из главных — прокормить растущее население. Фермеры постоянно ведут борьбу с повышением урожайности одного и того же участка земли. Для этого они совершенствуют уход, выводят новые, более урожайные и устойчивые к изменениям климата сорта, уменьшают количество отходов во время сбора урожая и доставки продукции потребителю. И это уже работает: по данным исследовательской организации Our World in Data, в глобальном масштабе сегодня, чтобы получить такой же урожай, как в 1961 году, нам достаточно только 30 % земли.

Предыдущая статья
Особенности выращивания пивоваренного ячменя и хмеля в России
11 ноября 2021

Следущая статья
Производство дрожжей для пивоварения
11 ноября 2021

Очаги неолитической революции

Причём происходила революция в разное время, с разной скоростью, и охватывала различные по площади районы расселения человека. К очагам неолитической революции традиционно относят:

  • Месопотамия, Финикия, Египет – это так называемый «плодородный полумесяц», где более 11 тыс. лет назад человек впервые перешёл от охоты к скотоводству, а от собирательства к растениеводству. Благодаря этому переходу, в долинах Нила, Тигра и Евфрата сложились древнейшие государства мира – Шумер и Древний Египет.    
  • Восточно-китайская равнина. В долинах рек Хуанхэ и Янцзы человек перешёл к сельскому хозяйству 9 тыс. лет назад. Здесь позднее образовались древнекитайские царства.
  • Новая Гвинея. Этот тихоокеанский остров также 6-8 тыс. лет назад стал одним из центров неолитической революции. Сегодня, глядя на отсталый остров с полудиким населением, в это трудно поверить. Однако данные археологических исследований утверждают, что задолго до зарождения Европейской цивилизации, древние папуасы уже были знакомы с земледелием.
  • Центрально-мексиканское нагорье. Здесь, в будущей колыбели империи Ацтеков, 5-4 тыс. лет назад древние индейцы уже занимались земледелием, выращивая маис и другие растения.
  • Побережье Гвинейского залива. Предки экваториальных западноафриканских народов научились выращивать домашние растения около 4 тыс. лет назад.
  • Самым последним очагом неолитической революции стала Южная часть долины реки Миссисипи, на территории современных Соединённых Штатов (около 3 тыс. л.н.).

В остальные уголки планеты земледелие и скотоводство распространилось имен из вышеперечисленных очагов неолитической революции. К слову, ещё в ХХ веке существовали народы и племена, которых неолитическая революция так и не коснулась.

Биоразнообразие и климат

Какими бы важными ни были реки и болота для подъема цивилизации Плодородного Полумесяца, они были не единственным фактором. Этот район имеет географическое значение как «мост» между Северной Африкой и Евразией , что позволило ему сохранить большее количество биоразнообразия, чем в Европе или Северной Африке , где изменения климата во время ледникового периода привели к повторяющимся событиям вымирания, когда экосистемы оказались сжатыми. против вод Средиземного моря . Теория насоса Сахары утверждает, что этот ближневосточный сухопутный мост был чрезвычайно важен для современного распространения флоры и фауны Старого Света , включая распространение человечества .

Этот район принял на себя основную тяжесть тектонического расхождения между африканской и арабской плитами и сходящимися арабскими и евразийскими плитами, что сделало регион очень разнообразной зоной высоких заснеженных гор.

У Плодородного полумесяца было много разнообразных климатических условий , и значительные климатические изменения способствовали развитию многих однолетних растений типа «r» , которые производят больше съедобных семян, чем многолетние растения типа «K» . Резкое разнообразие возвышенностей региона привело к появлению многих видов съедобных растений для первых экспериментов по выращиванию

Что наиболее важно, Плодородный полумесяц был домом для восьми культур-основателей эпохи неолита, важных для раннего земледелия (т. Е

Диких предшественников пшеницы , эйнкорна , ячменя , льна , нута , гороха , чечевицы , горькой вики ) и четырех из пяти наиболее значимых. важные виды домашних животных — коровы , козы , овцы и свиньи ; пятый вид, лошади , обитал поблизости. Флора Плодородного полумесяца включает высокий процент растений, которые могут самоопыляться , но также могут подвергаться перекрестному опылению . Эти растения, называемые « селферами », были одним из географических преимуществ этого района, потому что они не зависели от других растений в своем воспроизводстве.

Инструменты для обработки почвы

В раннем неолите люди продолжали использовать кремень для изготовления наконечников стрел, скребков или ножей. Когда сельское хозяйство начало преобладать, люди неолита должны были изобрести новые, более прочные инструменты.

Для этого они вставляли кремневые зубы в куски дерева или в рога животных. Очень важным примером были первые серпы и мотыги для земледелия, которые состояли из топоров, прикрепленных к стойким палкам.

Использование рогов и костей позволило изготавливать азагайи для охоты или гарпуны для рыбной ловли — занятия, которые продолжали практиковаться. Кроме того, они также изготавливали такие инструменты, как лопаты для копания, иглы для шитья или пробойники для прокалывания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак,  неолитическая революция– произошедший в позднепервобытном обществе революционный переворот в производстве, связанный с переходом от присваивающего к производящему хозяйству и создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества.

Те изменения, которые произошли, были просто поразительны и кардинальны, они повлияли на дальнейший ход истории. В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присваивающих форм хозяйствования к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда. Переход к производящей экономике привёл к разделению общественного труда: отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли. Наступил черёд специализации, повышения производительности труда. Это содействовало появлению экономической возможности для товарообмена и возникновению частной собственности.

Этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию и является очень важным в истории человечества.

Достижения «неолитической революции» приводит первобытное общество к социальному расслоению общества, появлению классов, вплотную подводит человечество к возникновению цивилизации, и становится логической предпосылкой возникновения государства. Таким образом, государства, как новая форма организации жизни общества, возникают объективно в силу определенных факторов: материальных, организационных, идеологических.Неолитическая революция была первым звеном цепи последовательных преобразований системы общественной жизни, в результате которых, в конечном счете, возникла цивилизация, а вместе с ней и наука.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: