Найден самый древний наскальный рисунок с изображением охоты

Изображение древней охоты

В 2017 году австралийским археологам удалось найти самый загадочный наскальный рисунок. В одной из пещер Сулавеси они увидели картину, на которой изображена охота на двух карликовых быков аноа. Их окружают охотники с копьями и веревками в руках. Так как возраст рисунка был оценен в 43 тысячи лет, он считался самым древним изображением с сюжетом. Теперь же этот статус принадлежит описанной выше картине с четырьмя свиньями. Но этот рисунок все равно считается самым древним из тех, на которых изображена охота на животных.

Изображение охоты на животных

Но больше всего в этой картине удивляет то, что охотники были изображены с хвостами и свиными рылами. Об этой особенности древней картины я уже писал в этом материале. Можно было бы предположить, что неизвестный художник нарисовал охотников, которые надели на лица маски для устрашения зверей. Но у них также есть хвосты, а сами животные изображены очень крупными. Какой именно сюжет рассказывает картина, до сих пор неизвестно. Но ученые склонны предполагать, что они имеют дело с первой фантастической картиной в мире.

Помимо наскальных рисунков, на острове Сулавеси обнаруживаются и другие древние объекты. В 2009 году на территории местной деревни Талепу были найдены каменные орудия первобытных людей. Их возраст оценивается примерно в 194 тысячи лет — возможно, они принадлежали первым жителям острова.

Эль-Кастильо

ИспанияОдни из старейших известных наскальных картин в мире, на которых изображены лошади, бизоны и воины, находятся в пещере Эль-Кастильо, в Кантабрии на севере Испании. Внутрь пещеры ведет отверстие, настолько узкое, что через него нужно передвигаться ползком. В самой же пещере можно найти множество рисунков, которым исполнилось, по крайней мере, 40 800 лет.

Они были сделаны вскоре после того, как люди начали мигрировать из Африки в Европу, где встретились с неандертальцами. На самом деле, возраст наскальных картин предполагает возможность того, что они были сделаны неандертальцами, которые на то время жили в данном регионе, хотя доказательства этого вовсе не убедительны.

ИндонезияВ течение длительного времени считалось, что в пещере Эль-Кастильо находятся самые старые известные наскальные рисунки. Но в 2014 году археологи сделали ошеломляющее открытие. В семи пещерах на индонезийском острове Сулавеси на стенах нашли отпечатки рук и примитивные рисунки местных свиней.

Эти изображения уже были известны местным жителям, но никто даже не догадывался, сколько им лет. Ученые оценили возраст наскальных рисунков в 40 000 лет. Подобное открытие поставило под сомнение давнее убеждение, что человеческое искусство впервые появилось в Европе.

Древнейшее наскальное искусство в Европе

Ещё не так давно считалось, что способность неандертальцев к созданию произведений искусства стремилась к нулю. Но в 2012 году в пещере Нехра в Испании обнаружили рисунки, которые старше представителей наскальной живописи первобытных людей из пещеры Шове. Обнаруженный рядом с рисунками в Нехре древесный уголь позволил учёным при помощи радиоуглеродного анализа установить примерный возраст рисунков. Оказалось, что им примерно 42 300–43 500 лет. Так что же изобразили на этих рисунках наши древние предки?

На наскальных рисунках в пещере Нехра неандертальцы нарисовали тюленей. В те далёкие времена они составляли основной рацион питания людей, живших в этих местах. Кроме того, руководитель исследования Хосе Луис Санчидриан заметил, что у данной наскальной живописи отсутствуют какие бы то ни было параллели с другим рисунками эпохи палеолита.

Древнейшее доисторическое произведение искусства

Сегодня примером самого древнего искусства можно считать купулы — небольшие углубления на стенах пещер в виде чашек. Купулы располагались не хаотично, а колонками, а иногда и рядами на скалах. Исследователи находят такие чаши по всему миру, а относятся купулы к разным временным периодам. Даже сегодня у некоторых племён Австралии существует традиция вырезать чаши на стенах пещер.

Самое древнее произведение искусства такого рода было найдено в пещерах Бхимбетка в самом сердце Индии. Здесь купулы остались в целости и сохранности из-за идеальных условий, царящих в пещерах. По крайней мере две из обнаруженных в пещере Бхимбетка купул археологи отнесли к раннему палеолиту. Другие обнаруженные здесь произведения искусства древнего человека не были исследованы столь тщательно, но, вероятнее всего, они принадлежат к тому же периоду. Радиоуглеродные исследования ещё только предстоит провести, но учёные уже считают, что эти пиктограммы можно отнести к ашельской культуре. Примерный возраст этих древних произведений искусства — около 290 000 лет.

В той же части Индии в одной из пещер Дараки-Чатан были найдены 500 пиктограмм-купул, а вместе с ними — и целый клад древних каменных орудий. Считается, что в Дарак-Чатан находится самый большой сборник доисторического искусства такого рода. Однако не все учёные согласны с тем, что купулы являются произведениями искусства.

Вероятно, люди использовали купулы как ступки или в них наливали воду для проведения некоторых ритуалов. По крайней мере, современные представители некоторых народностей используют купулы именно так. Но с большой долей вероятности эти пиктограммы всё-таки являются образцами древнего наскального искусства. К тому же иногда купулы расположены в таких местах, что их рациональное использование было бы затруднительно.

настенные рисунки

Описание

Ширина панели составляет примерно 4,5 метра. Картина монохромная , с использованием темно-красного пигмента.

Шесть млекопитающих — две дикие свиньи, которых зовут Бабирусса из Целебес , и четыре карликовых буйвола или Аноас из равнин  — движутся слева от панели, преследуемые группой из восьми охотников, вооруженных копьями и веревками. «Охотники» на самом деле являются гибридными существами с атрибутами животных (головы птиц или рептилий, хвосты) и человеческими телами. Такие фигуры, сочетающие в себе животные и человеческие черты, называются териантропами . Эти «люди» или антропоморфные фигуры очень малы по сравнению с охотящимися животными; пропорции не соблюдаются.

Сингулярность

Картина Леанга Булу Сипонга 4 является исключительной, в частности, потому, что она представляет собой взаимодействие между несколькими людьми или животными, тогда как в палеолитическом наскальном искусстве персонажи чаще всего изолированы.

Еще одним уникальным аспектом этой картины является ее повествовательный характер: «произведения» палеолита обычно не рассказывают историю и не представляют повседневную жизнь группы.

Самым старым териантропом была скульптура человека-льва , датируемая 40 000 г. н.э. в Германии. Что касается самого старого нарисованного териантропа, то он датируется 17000 лет нашей эры: это был человек с птичьей головой, преследующий бизона в пещере Ласко во Франции. Териантропы, представленные Леанг Булу Сипонг 4, являются старейшими из известных в 2020 году.

Контекст

Самый старый рисунок в истории человечества, датированный 73000 годами нашей эры, обнаруженный в 2015 году в Южной Африке , представляет собой абстрактный рисунок, состоящий из нескольких линий или штрихов, обнаруженный в пещере Бломбос . Изображение Леанг Булу Сипонга 4 представляет собой старейшее образное изображение, в данном случае животное. До его свидания этот рекорд был зафиксирован резьбой по слоновой кости человека со львиной головой, найденной в Германии ( человек-лев из Hohlenstein-Stadel ).

До недавнего времени самым древним изображением животного был носорог из пещеры Шове во Франции, датируемый 35 300–38 800 годами нашей эры. В 2018 году исследование , опубликованное в журнале Nature было уже объявлено животное живопись старше , чем Шове пещеру, датированную 40,000 лет нашей эры, что из неустановленного коровьих в Индонезии , в Lubang Jeriji  пещере. Салех (в) , на остров Борнео , и представил его как «старейшее известное фигуративное произведение».

Самая древняя картина маслом

В 2008 году в афганских пещерах Бамиана обнаружили буддийскую фреску и несколько других картин. Казалось бы, ничего странного. Но проведя анализ краски и химические тесты, учёные выяснили, что она была на масляной основе. Это сделало находку самой старой картиной, написанной маслом, ведь её датировали VII веком. Раньше считалось, что картины маслом начали писать лишь в VIII веке.

Кроме того, следы масляной краски были обнаружены и на останках двух статуй Будды в пещерах Бамиана, а также на других фресках в этих пещерах. Учёные полагают, что их изучение даст ценную информацию о том, как благодаря Великому Шёлковому пути проходил культурный обмен между населением Западной и Восточной Азии.

Самая старая деревянная статуя

Древние фигурки из кости сохранились до наших дней потому, что их материал меньше подвержен влиянию времени и погодных условий. А вот древние фигуры из дерева можно пересчитать по пальцам. Так, идолы славянских богов, выточенные из дерева, практически не дошли до современности. За исключением одного — Шигирского идола.

Шигирского идола обнаружили на Среднем Урале, неподалёку от Екатеринбурга. Скульптура из лиственницы долгое время пролежала в торфянике на глубине четырёх метров, что позволило ей прекрасно сохраниться. Проведя анализы древесины, учёные выяснили, что его создали в эпоху мезолита, то есть примерно 8000–9500 лет назад. Также на месте обнаружения этого деревянного идола нашли множество костей и различные предметы из глины.

Первоначально Шигирский идол, по предположениям современных учёных, был около пяти метров в высоту. Но в торфянике обнаружили несколько фрагментов, которые долго никак не могли связать друг с другом. Собрав идола в случайном порядке вскоре после его обнаружения в 1890 году, учёные получили фигуру высотой в 2,8 метра. Лишь в 1914 году была проведена реконструкция с использованием всех найденных фрагментов, и вот тогда-то всё стало на свои места. Шигирский идол возвысился над полом на 5,3 метра. Но в суматохе революции некоторые его части были утрачены, и теперь его рост составляет 3,4 метра. Шигирский идол, вероятно, является самым древним произведением древнего искусства резьбы по дереву в мире.

Перевод статьи Listverse специально для Фактрума

  • Откуда появилось выражение «дети лейтенанта Шмидта»?
  • Поляницы: русские амазонки, сражавшиеся наравне с богатырями
  • Правда ли, что парижские катакомбы сделаны из костей?
  • 6 верных признаков коренного москвича
  • Какие танцы в СССР были под запретом

Плато Арнем-Ленд

АвстралияПоследние исследования показали, что некоторые места в Австралии вполне могут посоперничать по возрасту с самым древним в мире искусством. В каменном убежище Наварла Габарнманг на севере страны нашли наскальную живопись возрастом в 28 000 лет. Однако, ученые считают, что некоторые рисунки могут быть гораздо старше, поскольку на одном из них изображена гигантская птица, которая вымерла около 40 000 лет назад.

Поэтому или наскальное искусство старше, чем предполагалось, или же птица жила дольше, чем предполагает современная наука. В Наварла Габарнманг также можно найти рисунки рыб, крокодилов, кенгуру-валлаби, ящериц, черепах и других животных, сделанные десятки тысяч лет назад.

Самая древняя христианская иллюминированная рукопись

В Средние века книги считались невероятно ценными. Их было немного, а стоили они невероятно дорого. Обложки христианских писаний украшали камнями, а на страницах использовали замысловатую каллиграфию и краски ярких оттенков для создания иллюминированных рукописей. Даже средневековых рукописей и книг до наших дней дошло очень мало, что уж говорить о более ранних изданиях. Но не так давно археологи обнаружили очень и очень древнюю рукопись.

В 2010 году в одном закрытом монастыре в Эфиопии учёные нашли два свитка — Евангелия Гаримы. Стоит сказать, что в самом начале они посчитали, что свитки были написаны примерно в XI веке. Но более тщательный радиоуглеродный анализ выявил, что книга намного древнее. Выяснилось, что написали её приблизительно в 330–650 годах.

Вокруг Евангелия Гаримы ходит немало легенд. Например, считается, что её автором является Исаак Гарима — основатель монастыря. По легенде он написал два Евангелия за два дня. А чтобы святой смог это сделать, Бог сделал так, что Солнце не двигалось по небу.

Самое древнее изображение на скорлупе яиц

Представители многих древних культур выполняли резьбу или рисунки на скорлупе яиц страуса. Можно сказать, что это было одним из самых первых способов самовыражения наших древних предков. В 2010 году археологи нашли вероятно одно из самых древних произведений искусства такого рода.

В 2010 году в ходе раскопок в южно-африканской пещере Дипклоф был обнаружен настоящий клад. Он состоял из 270 осколков скорлупы страусиных яиц, на которых сохранились рисунки. Большинство из них сделаны на тему вылупления птенца из яйца, а наносили их на скорлупу гравировкой или с помощью различных пигментов. Мотивы других узоров состояли из сходящихся или параллельных линий, нанесённых рядом с заштрихованными полосами. Эта находка позволила учёным установить существование традиционных узоров у представителей человечества, живших в каменном веке.

Раскопки в пещере Дипклоф

Кроме того, в найденных в Дипклофе осколках яичной скорлупы обнаружились вырезанные человеком круглые отверстия. Благодаря этому учёные пришли к выводу, что пустые яйца страусов использовали в качестве обычных сосудов для воды или другой жидкости.

Самая старая скульптура из камня

Самой древней скульптурой, чья подлинность и датировка не поддаётся сомнениям, считается Швабская Венера, или Венера из Холе-Фельса. Её возраст составляет около 40 000 лет. Однако не так давно археологи обнаружили более древнюю скульптуру.

Скульптуру, вероятно сделанную до появления неандертальцев, обнаружили в Израиле и окрестили Венерой из Берехат-Рама. Нашли её между слоем земли и слоем вулканического камня, чьи возрасты колеблются в промежутке от 230 тысяч до 800 тысяч лет до н. э. Сначала Венеру из Берехат-Рама приняли просто за камень, который лишь походил на фигуру человека. Однако когда исследователь Александр Маршак провёл более тщательный анализ, то он обнаружил на камне явные признаки того, что его обрабатывал человек. Кроме того, основание скульптуры абсолютно плоское, а значит, её могли использовать в ритуальных целях.

Похожие произведения искусства древнего человека нашлись и в Марокко. Например, возраст статуэтки Венеры из Тан-Тана, очень похожей на скульптуру Венеры из Берехат-Рама, учёные оценили в 300–500 тысяч лет. На ней сохранились следы коричневато-жёлтой краски, что свидетельствует о том, что эту статуэтку использовали в церемониальных целях.

Знакомства

Возраст «картины» можно было определить благодаря методу уран-ториевого датирования , примененному к минеральным конкрециям, которые естественным образом скопились на картине (пузыри, в просторечии называемые «попкорном»).

Возникает вопрос, подкрашивалась или дорабатывалась картина со временем. Действительно, некоторые районы не могли быть датированы, потому что они не были покрыты кальцитом , особенно те, где встречаются гибридные фигуры. Следовательно, теоретически возможно, что полуживотные-получеловеческие существа более поздние, чем животные, однако подобный стиль изображения всех нарисованных фигур предполагает, что они были составлены в одно и то же время.

Древнейшая керамическая скульптура

Вестоницкая Венера имеет сходство со многими статуэтками Венеры, найденными по всей Земле. Это небольшая (всего 11,3 см) фигурка с огромной грудью и большими ягодицами, а на её лице есть две прорези, символично изображающие глаза. Нашли её в Южной Моравии в июле 1925 года. Вестоницкая Венера стала первой керамической скульптурой, полностью сделанной из глины, обожженной при низких температурах.

Возраст Вестоницкой Венеры составляет около 27 тысяч лет, что означает, что она появилась на свет задолго до того, как, по мнению учёных, люди освоили изготовление керамики. Исследования показали, что фигурку Вестоницкой Венеры обжигали при 700 градусах Цельсия. Отнесли её к граветской культуре, существовавшей 22–28 тысяч лет назад. Её представители были знакомы с обжигом глины, но, вероятно, впоследствии их знания были утрачены. Учёные не обнаружили подобных керамических фигурок более позднего периода в том регионе Чехословакии. Зато в 2002 на Вестоницкой Венере нашли кое-что интересное.

Помимо того, что на керамической скульптуре нашли четыре небольших отверстия на голове, в которые ставили цветы или благовония, на ней обнаружили отпечаток пальца. И принадлежал он явно ребёнку 7–15 лет. Точно не известно, создал ли Вестоницкую Венеру ребёнок, но даже если не создал, то он явно помогал творцу. Это означает, что в граветской культуре старшие передавали свои знания младшим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: