Царство животных. одноклеточные и многоклеточные животные. характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека

Гидростатические скелеты

Гидростатические скелеты представляют собой заполненные жидкостью полости внутри беспозвоночных, включая медуз, плоских червей, нематод и кольчатых червей, таких как дождевые черви. Их мышцы и соединительная ткань образуют прочную стенку тела вокруг полости.

У морских анемонов есть мускулы вокруг внутренней полости, которые работают вместе подобно тому, как наши мышцы управляют нашими предплечьями, чтобы животное могло двигаться и убегать от потенциальных хищников. Некоторые существа, такие как синие крабы, могут переключаться с экзоскелета на временный гидростатический скелет, после того как сбрасывают панцирь. В исследовании 2003 года ученые обнаружили, что во время линьки внутреннее давление воды у крабов сильно увеличивалось, в результате чего жидкость внутри мягких тел крабов действовала как гидростатический скелет, позволяющий животному двигаться. Примерно через три дня вновь сформированный экзоскелет становился достаточно прочным, чтобы снова выполнять функцию основы тела.

Медузы обладают гидростатическими скелетами

«Без скелета мы просто большой мешок с мышцами, которые лежат на полу и подергиваются», — говорит Стив Хаски, биолог из Университета Западного Кентукки и автор книги «Раскрытый скелет». «Мы никуда не денемся без скелета, который позволяет нам двигаться, питаться и вести тот образ жизни, который нам нравится».

Ученые утверждают, что скелеты современных животных — это невероятная работа, проделанная эволюцией. Каждый даже мельчайший его элемент имеет решающее значение для существа, его способности комфортно жить в окружающей его среде, и передвигаться в ней. Напоследок отмечу, что эволюция продолжается, в том числе продолжают эволюционировать и люди. Спустя какое-то время изменятся даже наши лица.

Одноклеточные организмы

Клетки, способные вести самостоятельный образ жизни, характеризуются следующими чертами:

  • способностью к передвижению за счет ресничек, жгутиков, ложноножек (существуют неподвижные простейшие);
  • разнообразной формой тела, которая у некоторых способна меняться (инфузории);
  • размерами от 2-4 мкм до 5-6 см (фораминиферы);
  • делением пополам (большинство);
  • гетеротрофным питанием (большинство);
  • дыханием через поры наружной мембраны клеток;
  • линейной ДНК, размещенной в ядре.

Это характерные особенности, присущие большинству одноклеточных. Но, как в любом правиле, есть свои исключения. В экосистемах простейшие играют роль паразитов, сапрофитов и хищников. Рассмотрим признаки типичных представителей простейших:

Клетка простейших построена по общему принципу, но ее особенность – способность жить и функционировать обособленно. Внутреннее содержимое – полувязкая цитоплазма, в которой «плавают» органоиды, характерные для большинства клеток. Нет пластид, которые нужны для фотосинтеза. Клетка снабжена одним или несколькими ядрами, которые делятся путем митоза пополам, отдавая по ½ наследственного материала в дочерние клетки.

Рис. 1. Строение животной клетки

Схема «Особенности животной клетки»

Простейшие живут, питаются и размножаются в благоприятной для существования среде. При ее изменении, когда условия меняются и становятся «жесткими», клетки переживают их в форме цист, покрываясь толстой оболочкой и сводя к минимуму процессы метаболизма.

Основные этапы

Эволюцию животных разделяют на этапы согласно геохронологической истории. Ее подробности можно найти в специальных таблицах, из которых видно, что путь, совершившийся от появления первых одноклеточных до млекопитающих, длился миллионы лет. Развитие многоклеточных организмов, не имеющих скелетных образований, началось еще в поздний период протерозойской эры. В дальнейшем какие-то виды навсегда вымирали, как тупиковые ветви, а какие-то заняли самые широкие ареалы обитания, как млекопитающие. Порядок эволюционирования:

  • Простейшие — бактерии и вирусы.
  • Кишечнополостные — коралловые полипы, губки. Малоподвижные морские существа, пищеварительная полость которых имеет вид мешка. Проводят жизнь в основном на одном месте, охотясь на проплывающую мимо добычу. Но их внутренние и наружные клетки уже имеют разную специализацию.
  • Иглокожие — морская звезда, морские ежи. У них начали появляться зачатки пищеварительного тракта.
  • Черви — дождевой червь, пиявка. Сначала появились плоские ресничные черви, ставшие прародителями кольчатых червей. Более развитый пищевой тракт и ярко выраженное размещение ротового отверстия в одном конце были следующей стадией эволюции в переходе к подвижному образу жизни.
  • Мягкотелые — моллюски, устрицы, улитки. Вероятно, были другой ветвью развития ресничных червей, заменивших подвижность на внешнюю защиту. Хорошо выраженное ротовое отверстие способствовало появлению зачатков нервной системы.
  • Членистоногие — насекомые, раки, скорпионы. Обзавелись наружным скелетом, в отличие от первых хордовых и челюстных рыб, имеющих зачатки внутреннего скелета. Имеют выраженные органы чувств.
  • Позвоночные. Полагается, что произошли от лучеперых и кистеперых рыб, плавники которых были зачатками конечностей.

Важную роль в эволюции животных имеет ароморфоз. Эта способность позволяет живым организмам адаптироваться к новым условиям окружающей среды, при этом повышается общий уровень организации, приобретаются новые полезные умения и способности. Основой ароморфоза являются наследственность и естественный отбор. Примеры важнейших ароморфозов в эволюции животных:

  • появление костного скелета и круга кровообращения у рыб;
  • половое деление клеток;
  • внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся;
  • развитие легких у земноводных, что позволило им осваивать жизнь на суше;
  • формирование перьевого покрова и крыльев у птиц.

Внешний вид

Любой ребенок может не задумываясь сказать, что главное отличие человека от животного во внешнем виде. Однако у всех млекопитающих есть сходные черты строения, которые говорят об имеющемся родстве. Все организмы состоят из клеток и тканей, имеют сходства в структуре скелета и во внутриутробном развитии.

Человека от животного отличает способность передвигаться вертикально на двух ногах и отсутствие шерстяного покрова.

Интересно! Несмотря на то, что по сравнению с многими млекопитающими, люди выглядят голыми, они обладают огромным количеством волосяных луковиц. Волос у них столько же, сколько и у приматов, просто они тоньше, короче и светлее.

Человек в отличие от животных обладает ловкостью и цепкой хваткой: он может соединять большой палец с любым другим. Это помогает умело держать инструменты и выполнять различную физическую работу. Homo Sapiens уникален тем, что носит одежду и может краснеть при определенных эмоциях.

Отличительным признаком также является различие в движении челюстями. Оно зависит от вида питания млекопитающего. У травоядных челюсть двигается горизонтально, у хищников – по вертикали, а Homo Sapiens имеет обе эти способности.

Человеческие дети дольше находятся под родительской опекой, чем детеныши четвероногих. Все дело в отличии необходимого времени для обучения, роста и развития. Млекопитающие звериного царства размножаются в течение всей жизни, а мужчины и женщины продолжают существовать после прекращения воспроизведения потомства.

Разделение на животных и растения

Первые эукариоты содержали и хлоропласты, и митохондрии. Под влиянием внешних условий появляются древние жгутиковые — приспособленные к активному передвижению формы. Считается, что жгутики произошли от каких-то прокариот, как митохондрии и хлоропласты, и сочетали в себе свойства как животных, так и растений.

Постепенно они попадали в разную среду, вследствие чего были вынуждены приспосабливаться к ней. Если органических веществ вокруг оказывалось достаточно, то жгутиковые утрачивали хлоропласты и превращались в простейших одноклеточных животных, а сохранившие хлоропласты стали прародителями одноклеточных растений. Они в процессе развития утратили способность к передвижению и обзавелись разнообразными механизмами, улучшающими процесс фотосинтеза. Растительный мир эволюционировал от водорослей до покрытосеменных растений и стал похож на современный к концу мелового периода.

В окаменелостях вендского периода были найдены абсолютно симметричные организмы, переходная форма между животными и растениями, что также говорит об их общих предках. Переходной формой от одноклеточных к многоклеточным считаются колониальные формы. Они состоят из одноклеточных особей, связанных между собой определенным образом и имеющих зачатки едино действующего организма.

Характеристика основных классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.

Тип Членистоногих самый многочисленный на Земле. Его видовое разнообразие составляет 2/3 живых организмов. Они занимают все известные экологические ниши и входят в состав большинства биоценозов. Отличительные черты:

  • наружный скелет из хитина;
  • тело, разделенное на сегменты;
  • членистые парные конечности.

Это развитая группа организмов, которая обладает:

  1. Скачкообразным ростом, что проявляется в период линьки.
  2. Многоклеточным, трехслойным телом (характерна двухсторонняя симметрия) и конечностями, разделенными на членики.
  3. Наружной плотной кутикулой, состоящей из хитина.
  4. Незамкнутым кровотоком с сердцем на спинной стороне.
  5. Сформированной пищеварительной системой, которая делится на глотку, пищевод, желудок, кишечник.
  6. Нервной системой, разделенной на головной мозг, нервную цепочку, проходящую вдоль брюшка, нервные волокна в теле. Развиты органы чувств.
  7. Органами дыхания в виде жабр у водных форм и легкими или трахеями у наземных.
  8. Половым размножением с внутренним оплодотворением. Особи раздельнополые, гермафродитизм встречается редко.
  9. Развитием с полным или неполным превращением, которое состоит из нескольких стадий.

Экзоскелет — внешняя броня

Внешние скелеты, или экзоскелеты, представляют собой твердые оболочки, которые защищают членистоногих, таких как насекомые, ракообразные и пауки. Эта их естественная броня, которая обеспечивает защиту от хищников, многие из которых не могут прокусить экзоскелет.

У жуков-геркулесов из Латинской Америки и Карибского бассейна экзоскелет особенно прочный. Самцы этих насекомых имеют два длинных рога, которые они используют для борьбы за доступ к самкам. Два жука атакуют друг друга, словно участники спортивного соревнования. Побеждает тот, кто берет другого за рога, приподнимает и бьет об землю. Самки также предпочитают самцов с более длинными рогами, так как они являются признаком крепкого здоровья.

Морские ракушки — самые красивые обладатели экзоскелета

Среди самых красивых экзоскелетов — безусловно морские ракушки, которые защищают мягкотелых моллюсков, таких как раковины, гребешки и конические улитки. Один недостаток экзоскелета — он слишком жесткий, чтобы животное могло расти. Панцирь омара, например, может обеспечивает надежную защиту от хищников, но по мере того, как омар становится больше, он должен периодически сбрасывать панцирь, чтобы уступить место новому. Для полного затвердевания нового панциря может потребоваться несколько недель, в течение которых омар остается беззащитным.

Многоклеточные организмы

Состоят из дифференцированных клеток, способных выполнять конкретные функции. Такие клетки объединены в ткани. Они одинаково построены и выполняют одинаковую роль. Из тканей формируются органы, системы органов и возникает сложно организованный животный организм.

Выделяют 4 основные группы тканей:

  • нервную;
  • соединительную;
  • эпителиальную;
  • мышечную.

Животные делятся на  2 группы по наличию или отсутствию скелета:

  1. хордовые
  2. беспозвоночные

Уровень организации у многоклеточных гораздо выше по сравнению с их одноклеточными «собратьями». Организм функционирует как единое целое и состоит из систем органов.

Системы органов животных:

  • Опорно-двигательная;
  • Дыхательная;
  • Пищеварительная;
  • Нервная;
  • Кровеносная;
  • Эндокринная;
  • Выделительная;
  • Половая.

Благодаря межклеточному взаимодействию происходит обмен веществ. В процессе питания и дыхания клетки насыщаются необходимыми для жизни веществами, которые окисляются благодаря кислороду. Так происходит построение внутриклеточных соединений и структур.

Из-за размеров многоклеточных организмов обменные процессы и процессы превращение энергии протекают по конкретному «расписанию». Многоклеточные сложно организованы и реагируют на внешние изменения благодаря нервной системе. Осязание, обоняние, природные инстинкты дают им преимущества в борьбе за выживание.

Для ряда многоклеточных характерно симметричное тело. Различают:

  1. Радиальную или лучевую, когда тело делится на несколько плоскостей. Считается примитивной и характерна для губок и кишечнополостных.
  2. Билатеральную или двустороннюю, когда тело делится на две плоскости. Наблюдается у большинства Хордовых.

К сведению: Благодаря развитому уровню организации многоклеточному животному проще выжить в окружающей среде, увеличивается их продолжительность жизни. Это новый этап, который возник в ходе эволюционного процесса животного мира.

Вариант 2

А1. Как протекает процесс брожения в клетках некоторых живых организмов?

1) с участием ферментов и кислорода
2) с участием кислорода, но при отсутствии ферментов
3) с участием ферментов, но при отсутствии кислорода
4) с участием кислорода и углекислого газа

А2. В какую эру на Земле возникли и вымерли первые леса из гигантских папоротников, хвощей и плаунов?

1) в протерозойскую
2) в палеозойскую
3) в мезозойскую
4) в архейскую

А3. Как Ч. Дарвин назвал целенаправленное выведение человеком новых пород и сортов?

1) дивергенцией
2) селекцией
3) биологическим прогрессом
4) искусственным отбором

А4. Какую функцию выполняет элементарный фактор эволюции — популяционные волны?

1) влияют на интенсивность борьбы за существование и создают массовость элементарного эволюционного материала
2) обеспечивают заграждения, которые исключают свободное скрещивание организмов
3) устраняют из популяции особей с неудачными комбинациями генов
4) поддерживают генетическую неоднородность природных популяций

А5. Что собой представляет вид человека Homo habilis?

1) современный человек
2) Человек прямоходящий
3) Человек разумный
4) Человек умелый

А6. В какой среде обитания низкое содержание кислорода?

1) в организменной среде
2) в почвенной среде
3) в водной среде
4) в наземно-воздушной среде

В1. Каким органическим соединениям А. И. Опарин отводил главную роль в появлении живых организмов?

В2. Что используют для характеристики вида?

В3. Как называются ранние неоантропы?

В4. Какие экологические факторы представляют собой воздействия живых организмов на окружающую среду и друг на друга?

С1. Чем обусловливается целостность надвидовых групп?

С2. Почему численность популяции не растет до полного исчерпания ресурсов среды?

Ответы на итоговый тест по биологии за II полугодие для 9 классаВариант 1
А1-4
А2-3
А3-2
А4-1
А5-3
А6-2
В1. Коацерваты
В2. Географический
В3. Двуногость
В4. Абиотические факторыВариант 2
А1-3
А2-2
А3-4
А4-1
А5-4
А6-3
В1. Белкам
В2. Критерии вида
В3. Кроманьонцы
В4. Биотические факторы

2 вариант

1. Начальные этапы развития искусства обнаружены в антропогенезе:

1) у синантропов;
2) у кроманьонцев;
3) у австралопитеков;
4) у питекантропов.

2. Наличие у человека выроста слепой кишки — аппендикса — одно из доказательств:

1) усложнения строения человека по сравнению с животными;
2) его участия в углеводном обмене;
3) его участия в обмене белков;
4) родства человека и млекопитающих животных.

3. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:

1) наличием только одной подвижной кости — нижней челюсти;
2) наличием швов между костями мозгового черепа;
3) преобладающим развитием мозгового черепа над лицевым;
4) строением костной ткани.

4. О родстве человека и человекообразных обезьян свидетельствует:

1) способность к прямохождению;
2) сходство заболеваний;
3) наличие у них S-образного позвоночника;
4) способность к абстрактному мышлению.

5. У человека в связи с прямохождением:

1) сформировался свод стопы;
2) когти превратились в ногти;
3) срослись фаланги пальцев;
4) большой палец противопоставлен остальным.

6. Все расы человека объединены в один вид, что свидетельствует:

1) о едином уровне физического развития;
2) о генетическом единстве;
3) о едином социальном уровне;
4) о способности к наземному образу жизни.

7. Какой из перечисленных признаков проявляется у человека как атавизм?

1) удлиненный хвостовой отдел;
2) расчлененность тела на отделы;
3) дифференциация зубной системы;
4) пятипалый тип конечности.

8. Человека относят к классу млекопитающих, так как у него:

1) внутреннее оплодотворение;
2) легочное дыхание;
3) четырехкамерное сердце;
4) есть диафрагма, потовые и млечные железы.

9. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует:

1) о возникших мутациях;
2) о проявлении атавизма;
3) о нарушении развития плода в организме;
4) о происхождении человека от животных.

10. Прямохождение у предков человека способствовало:

1) освобождению руки;
2) появлению речи;
3) развитию многокамерного сердца;
4) усилению обмена веществ.

11. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления:

1) к использованию различной пищи;
2) к наземному образу жизни;
3) к жизни в различных природных условиях;
4) к невосприимчивости к различным заболеваниям.

12. Все виды деятельности человека относят к факторам:

1) абиотическим;
2) биотическим;
3) антропогенным;
4) периодическим.

13. Прямохождение с опорой на руки было характерно:

1) для австралопитека;
2) для питекантропа;
3) для синантропа;
4) для неандертальца.

14. К виду Homo sapiens относят:

1) австралопитеков;
2) питекантропов;
3) синантропов;
4) никого из перечисленных групп.

15. Установите последовательность стадий эволюции человека:

А) австралопитек;
Б) древнейшие люди;
В) дриопитек;
Г) новые люди;
Д) древние люди;
Е) человек умелый.

Ответы на тест по биологии Происхождение человека1 вариант
1-4, 2-1, 3-4, 4-1, 5-3, 6-3, 7-3, 8-3, 9-3, 10-3, 11-1, 12-1, 13-2, 14-4, 15-БАДГЕВ2 вариант
1-2, 2-4, 3-3, 4-2, 5-1, 6-2, 7-1, 8-4, 9-4, 10-1, 11-3, 12-3, 13-1, 14-4, 15-ВАБДГЕ

Возникновение органики

Сейчас считается, что жизнь возникла и начала эволюционировать с того момента, как органические молекулы стали организовываться в самовоспроизводящиеся структуры.

На начальных этапах развития жизни на Земле химические вещества и металлы океанской воды взаимодействовали друг с другом посредством самых разнообразных химических реакций, соединяясь во все новые и новые молекулы. Маленькие молекулы соединялись в большие и удерживались электростатическими силами, образовывая коацервантные капли — скопления липидных молекул, вокруг которых появилась водоотталкивающая оболочка. Органические вещества в коацервате собирались не случайным образом, они дополняли и «понимали» друг друга.

Коацерватные капли привели к возникновению первых «просто клеток» — протобионтов. Их еще нельзя было считать полноценными клетками, но были неким органическим прототипом. Появление протобионтов стало возможным благодаря выполнению двух условий:

  • Упорядоченное скапливание молекул.
  • Развитие воспроизводства себе подобных (репликации).

Так как полагается, что изначально кислорода в земной атмосфере не было, то прокариоты были анаэробными и гетеротрофными микроорганизмами. Бактерии-анаэробы и сейчас довольно многочисленны. Некоторые живут в кислородной среде, но не используют ее для дыхания — это молочно-кислые бактерии. Возбудители газовой гангрены, столбняка, ботулизма могут развиваться только без доступа кислорода, иначе погибают.

Особенности мышления

Основные отличия человека от животного заключаются в умении мыслить и предвидеть. Известно, что у нас не самый большой размер мозга среди млекопитающих, но он дает необыкновенные возможности: творить, исследовать, учиться, рассуждать и т.д.

Человеку свойственно решать мыслительные задачи, такие как:

  1. Систематизация. В процессе этой деятельности происходит распределение объектов по группам в зависимости от их сходства и различия.
  2. Обобщение. Эта операция объединяет предметы и явления по общим признакам.
  3. Конкретизация. Представляет собой выделение у объекта индивидуальных особенностей, не связанных с теми, что присущи общему классу предметов.
  4. Сравнение. Эта операция устанавливает сходство и различие между предметами познания.
  5. Абстрагирование. В момент этой мыслительной деятельности происходит выделение одной стороны объекта или явления, которая не существует отдельно.
  6. Анализ. Представляет собой разделение целого по частям, в зависимости от свойств и признаков.
  7. Классификация. Это есть результат сравнения.

Человек действует, исходя из этих операций мышления, и ежедневно практикует их на работе, дома и на улице. Учеными было установлено, что человекообразные обезьяны имеют предрасположенность к синтезу и анализу.

На вопрос: «Чем человек отличается от животного?», наука философия находит ответ в умении мыслить и желании жить среди себе подобных.

Действительно, индивидуум может подстраивать свое поведение под определенные условия, играть любые социальные роли. Он в состоянии заранее осознать последствия своих поступков и действий, выражать ценностное отношение к реальности. В отличие от животных, любой человек действует сознательно.

Звери подчиняются своему инстинкту и не отделяют себя от естественной среды обитания. Их действия запрограммированы самой природой. Животные приноравливаются к окружающей обстановке, определяющей их образ жизни. Они не могут изменять условия своего обитания. Это выступает существенным фактором, отличающим человека от объектов изучения зоологии.

1 вариант

1. Способность к изготовлению орудий труда проявилась впервые в антропогенезе:

1) у дриопитеков;
2) у австралопитеков;
3) у гиббонов;
4) у питекантропов.

2. Сходство человека и млекопитающих свидетельствует:

1) об их родстве и общем плане строения;
2) об одинаковом количестве хромосом;
3) об одинаковых условиях существования;
4) об их происхождении от разных предков.

3. У двухмесячного плода человека и детенышей высших приматов несколько пар сосков, а у взрослого человека только одна пара, что свидетельствует о родстве человека:

1) с рыбами;
2) с земноводными;
3) с пресмыкающимися;
4) с млекопитающими.

4. Увеличение размеров мозгового отдела черепа человека по сравнению с лицевым отделом способствовало:

1) развитию мышления;
2) развитию наземного образа жизни;
3) редукции волосяного покрова;
4) использованию животной пищи.

5. Человек и человекообразные обезьяны:

1) имеют абстрактное мышление;
2) способны к трудовой деятельности;
3) имеют сходные группы крови;
4) ведут общественный образ жизни.

6. Расовые различия у людей сформировались под влиянием факторов:

1) социальных;
2) антропогенных;
3) географических;
4) ограничивающих.

7. Какое значение имело приобретение людьми негроидной расы темного цвета кожи?

1) усиление обмена веществ;
2) приспособление к жизни в морском климате;
3) предохранение от воздействия ультрафиолетовых лучей;
4) улучшение дыхательной функции кожи.

8. Развитие на теле отдельных людей большого числа сосков в молочных железах — пример

1) ароморфоза;
2) регенерации;
3) атавизма;
4) идиоадаптации.

9. Человек в системе органического мира

1) представляет собой особый отряд класса млекопитающих;
2) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа;
3) представляет особый вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных;
4) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира.

10. Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в процессе его эволюции?

1) плечо;
2) предплечье;
3) кисть;
4) лопатка.

11. Человек, как и человекообразные обезьяны, имеет:

1) 4 группы крови;
2) сводчатую стопу;
3) объем головного мозга 1200-1450 см3;
4) S-образный позвоночник.

12. В головном мозге человека, в отличие от других млекопитающих, в процессе эволюции появляются центры:

1) речевые;
2) обоняния и вкуса;
3) слуха и зрения;
4) координации движения.

13. О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует:

1) их приспособленность к жизни в разных климатических условиях;
2) одинаковый набор хромосом, сходство их строения;
3) их расселение по всему земному шару;
4) их способность преобразовывать окружающую среду.

14. Человек умелый относится к:

1) древнейшим людям;
2) древним людям;
3) обезьянолюдям;
4) новым людям.

15. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Homo sapiens:

А) класс млекопитающие;
Б) тип хордовые;
В) вид Homo sapiens;
Г) отряд приматы;
Д) подкласс плацентарные;
Е) семейство гоминид.

Вариант 2

1. Какую функцию у зеленой эвглены выполняют органоиды, содержащие хлорофилл?

1) образуют органические вещества из неорганических на свету
2) накапливают запас питательных веществ
3) переваривают захваченные частицы пищи
4) удаляют избыток воды и растворенных в ней ненужных веществ

2. Заражение человека бычьим цепнем может произойти при употреблении

1) немытых овощей
2) воды из стоячего водоема
3) плохо прожаренной говядины
4) консервированных продуктов

3. У насекомых, в отличие от других беспозвоночных

1) на головогруди четыре пары ног, брюшко нечленистое
2) конечности прикрепляются к головогруди и брюшку
3) на голове две пары ветвистых усиков
4) тело состоит из трех отделов, на груди крылья и три пары ног

4. В какой класс объединяют животных, имеющих жабры с жаберными крышками?

1) костных рыб
2) земноводных
3) хрящевых рыб
4) ланцетников

5. Пресмыкающихся называют настоящими наземными животными, так как они

1) дышат атмосферным кислородом
2) размножаются на суше
3) откладывают яйца
4) имеют легкие

6. Признак приспособленности птиц к полету

1) появление четырехкамерного сердца
2) роговые щитки на ногах
3) наличие полых костей
4) наличие копчиковой железы

7. Позвоночные с трехкамерным сердцем, легочным и кожным дыханием

1) Земноводные
2) Хрящевые рыбы
3) Млекопитающие
4) Пресмыкающиеся

8. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве

1) хрящевых и костных рыб
2) ланцетника и рыб
3) земноводных и рыб
4) пресмыкающихся и рыб

9. Выберите три правильных ответа из шести

Какие признаки характерны для животных?

1) синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза
2) питаются готовыми органическими веществами
3) активно передвигаются
4) растут в течение всей жизни
5) способны к вегетативному размножению
6) дышат кислородом воздуха

10. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

Признак

А. Оплодотворение внутреннее
Б. Оплодотворение у большинства видов наружное
В. Непрямое развитие (с превращением)
Г. Размножение и развитие происходит на суше
Д. Тонкая кожа, покрытая слизью
Е. Яйца с большим запасом питательных веществ

Класс

1. Земноводные
2. Пресмыкающиеся

11. Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п. Установите последовательность появления групп животных в процессе эволюции.

А) Плоские черви
Б) Круглые черви
В) Простейшие
Г) Кишечнополостные
Д) Кольчатые черви

12. Назовите не менее трех признаков отличающих строение Рыб и Земноводных.

Ответы на промежуточную аттестацию по биологии 7 классВариант 1
1-4
2-3
3-1
4-1
5-3
6-1
7-3
8-1
9. 245
10. А2 Б1 В1 Г3 Д3 Е3
11. ДВБГА
12.
1) Кожа млекопитающих трехслойная, имеет железы, шерстный покров, кожа пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и бляшками, железы отсутствуют.
2) Млекопитающие — теплокровные, пресмыкающиеся — хладнокровные.
3) Млекопитающие имеют 4-х камерное сердце, пресмыкающиеся — 3-х камерное с неполной перегородкой.
4) Развитие детенышей у млекопитающих внутри специализированного органа — матки, у пресмыкающихся — в яйце.
5) Млекопитающие вскармливают детенышей молоком.Вариант 2
1-1
2-3
3-4
4-1
5-4
6-3
7-1
8-3
9. 236
10. А2 Б1 В1 Г2 Д1 Е2
11. ВГАБД
12.
1) Среда обитания рыб — водная, земноводных — наземная.
2) Дыхание рыб — жаберное, земноводных — легочное и кожное.
3) Кожа рыб покрыта чешуей, у земноводных — голая со множеством желез.
4) Сердце рыб — двухкамерное, один круг кровообращения, сердце земноводных — 3-х камерное, два круга кровообращения.
5) Земноводные имеют подвижные передние и задние конечности, способствующие передвижению по суше.

Появление эукариотов

Основные этапы формирования многоклеточных организмов начались гораздо позже — около 1,5 млрд лет назад. Предпосылками для этого стало появление одноклеточных, способных на фотосинтез и симбиогенез.

Бурная вулканическая деятельность и высокая температура на древней Земле позволяли синтезировать органические вещества в больших количествах. Но со временем земля остывала, количество синтезированных веществ падало, а с появлением бактерий-анаэробов, питающихся ими, могло бы полностью истощиться. В результате могло произойти окончание истории развития жизни, если бы в результате конкуренции за получение органических веществ не появились фотосинтезирующие бактерии.

Они выработали способность самим производить для себя пищу, т. е. синтезировать органику из неорганики за счет энергии солнечного света. У самых первых таких бактерий фотосинтез проходил без выделения кислорода (аноксигенный тип), а водород они брали из сероводорода. При дальнейшем эволюционировании появились цианобактерии (сине-зеленые водоросли), использующие водород из воды и выделяющие кислород.

Распространение цианобактерий позволило сформироваться озоновому слою, защищающему планету от губительных ультрафиолетовых лучей и стало предпосылкой перемещения жизни из воды на сушу. Дальнейшее эволюционное развитие привело к появлению первых бактерий-аэробов, использующих кислород для дыхания. Для жизни им требовалось гораздо меньше органических веществ, что повышало конкурентноспособность таких организмов в борьбе за выживание.

Бактериям-анаэробам пришлось приспосабливаться к новым условиям, так они не умели ни фотосинтезировать, ни дышать кислородом. В результате появились хищные амебы, захватывающие своими ложноножками другие бактерии. Не все захваченные организмы погибали, некоторые продолжали жить в цитоплазме амебы-захватчицы. Этот процесс получил отображение в симбиогенезе.

Многоклеточные организмы обязаны своим появлением именно этой стадии эволюционирования. Если кратко, симбиогенез или эндосимбиоз происходит по схеме: одна клетка проникает за мембрану другой, но ее поглощения не происходит. Она приживается внутри другой клетки и продолжает функционировать. Последовательность может повторяться — получившееся образование захватывает новые организмы, причем как одиночные, так и со своим симбионтом. Исследования И. И. Мечникова подтверждают эту гипотезу. В 1880 году, изучая пищеварение иглокожих и кишечнополостных, он пришел к выводу, что внутриклеточное пищеварение является более древним.

Возникшее в результате симбиогенеза сообщество организмов обладало всеми свойствами его составляющих:

  • Способность к фотосинтезу.
  • Экономное и эффективное использование органических веществ благодаря кислородному виду дыхания.
  • Способность к быстрому перемещению и захвату других бактерий.

Со временем фотосинтезирующие симбионты превратились в хлоропласты, аэробные бактерии — в митохондрии. Связи между ними и главной клеткой укрепились и стали устойчивыми. Для управления таким сложным образованием и сохранения генетической системы клетки-носителя возникло ядро — новая клеточная органелла со специальными функциями. Организмы, клетки которых не имеют ядра называются прокариотами, а организмы, состоящие из клеток с ядром — эукариотами.

Эволюция скелетов

Каки другие части тела, скелеты эволюционировали в соответствии с образом жизни и средой обитания их владельцев. Кости птиц, например, полны воздушных карманов, которые не только облегчают их вес, но и могут удерживать в себе кислород во время полета. Панцири черепах представляют собой костные пластинки, сросшиеся с лопатками и позвоночником. Мало кто знает, что на самом деле они представляют собой ребра, которые были модифицированы в ходе эволюции. Панцирь черепахи служит броней, защищающей медленно движущееся животное от хищников. Причем эту функцию, судя по всему, он выполнял даже у гигантских черепах, живших во времена динозавров, таких как nanhsiungchelyids, яйцо которой было найдено в Китае. Кроме того, панцирь обеспечивал защиту от палящего солнца.

Панцирь черепахи — это ребра, модернизированные в ходе эволюции

У некоторых позвоночных, особенно у самцов, есть дополнительные элементы на черепе. Самцы хамелеона, к примеру, носят красочные костяные “капюшоны”, которые, вероятно, привлекают самок. Самцы семейства оленьих, такие как лоси, отращивают рога, которые представляют собой костяные продолжения черепа. Они нужны этим животным, чтобы привлечения самок, демонстрировать превосходство среди самцов, а также обороняться в случае нападения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: