Диагностика и лечение
Для того, чтобы определить нарушение слуха и его причину, специалист проводит различные диагностические тесты, в основе которых лежит оценка реакции на звуковой сигнал. В зависимости от возраста ребенка врач может провести следующие обследования:
- аудиометрия с визуальным эффектом (от 6 мес-2,5 лет);
- игровая аудиометрия с использованием наушников (1,5 г -5 лет);
- тональная пороговая аудиометрия (с 4 лет);
- тимпанометрия позволяет оценить анатомические структуры уха (с рождения);
- исследование костной проводимости, которое позволит проверить звукопроведение.
На основе полученных результатов отоларинголог порекомендует соответствующее лечение. Напомним, обратимые аномалии слухового аппарата успешно лечатся:
- медикаментозно;
- хирургически;
Необратимые нарушения слуха корректируется при помощи слуховых аппаратов или кохлеарных имплантатов.
Резюмируя вышесказанное, мы призываем калининградцев быть бдительными и при первых подозрениях на снижение слуха у ребенка обращаться в нашу клинику для проведения специализированного медицинского обследования.
Контакты со специалистами
Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.
Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.
Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.
Какая реакция ребенка говорит о том, что слух — в пределах физиологической нормы?
Ребенок от 0 до 6 месяцев — должен реагировать на звук манки и игрушки-пищалки.
Малыш старше 6 месяцев — должен реагировать на все предложенные звуковые стимулы.
Если ребенок не отреагировал на звучание манки и пищащей игрушки, попробуйте повторить процедуру обследования через некоторое время. Реакция ребенка на звук может иметь скрытый «задержанный» период (особенно если ваш ребенок — недоношенный, или соматически ослаблен). Снижение слуха можно заподозрить при повторном отрицательном результате. В этом случае, незамедлительно обратитесь в детскую поликлинику или специализированный центр к врачу — сурдологу (специалист по нарушениям слуха).
Внимательно прочитайте эту таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.
Как проверить, слышит ли малыш?
Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.
В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:
- низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук , .
- среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки , .
- высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — , , .
При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.
Для проведения обследования необходимо приготовить:
1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.
2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:
- манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
- гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
- горох — приблизительно 70 — 80 Дб.
Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?
Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы
Для него очень важно читать по губам
Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса
Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.
Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.
Почему ребенок слышит, но не понимает речь?
У малышей до года сначала развивается способность воспринимать звуки, издаваемые предметами и животными, они называются неречевыми. Дети различают их громкость, ритм, тональность, мелодику, а также определяют их источник. За это отвечают височная кора правого полушария головного мозга. Так закладывается своеобразный фундамент для понимания речевых звуков, которые имеют конкретный смысл, не зависящий от интонации и источника
Поэтому очень важно, чтобы груднички слышали вокруг себя как можно больше разнообразных звуков. В результате у малыша появляются звукоподражания, предвестники речи
В 12-14 месяцев, когда начинают функционировать вторичные поля височной коры левого полушария, ребенок учится из общего шумового потока выделять речевые звуки. Он начинает подражать уже голосам, которые слышит от взрослых: это гласные, междометия, простые слова, имеющие конкретный предметный смысл: «мама», «баба», «папа». Этот этап называется созреванием речевого слухового гнозиса.
Далее, когда созревают третичные поля височной коры, то ребенок начинает различать оттенки значения слова, активно пополняет свой словарь, где слова уже связываются в ассоциативные ряды и не привязаны жестко к одному конкретному предмету, появляется многозначность. Таким образом, ребенок овладевает родным языком. Третичные поля височной коры есть только у человека.
Как видно, каждый этап формирования речевого слухового восприятия является основой для последующего, и если на одном из них произошел серьезный сбой, то нарушается весь механизм.
Диагностика показывает, что у таких детей слуховой сигнал просто не доходит до нужного отдела головного мозга. Иными словами, у них выявляется слабая нейросенсорная тугоухость, которую просто не выявили сразу.
О природе звука
Звук — это волна, которая распространяется в среде и создает механические колебания. Собственно эти колебания мы и воспринимаем органом слуха. Как любая волна, звук характеризуется частотой и амплитудой. Амплитуда — это громкость звука, которая определяется в децибелах (Дб). Частота определяется как количество колебаний в секунду и выражается в герцах (Гц). Чем больше частота, тем выше звук, и наоборот
Человек способен слышать звук в широком частотном диапазоне, но важное для жизни значения имеют только звуки от 125 до 8000 Гц. Например, звуковые волны в диапазоне 500-4000 Гц соответствуют человеческому голосу
Звучание флейты пикколо, детского голоса, пение птиц, шепот — относятся к высоким частотам, звук контрабаса, рычание зверей, раскаты грома — к низким.
Уменьшение диапазона слышимых частот может меняться под действием разных причин, это связано с изменениями во внутреннем ухе (улитке) и называется тугоухостью.
Одна мама говорила, что живет как будто среди глухих
– Какие проблемы со слухом могут возникать у детей?
– Буквально со слухом проблемы часто не связаны. Но у 5-7% детей школьного возраста отмечаются нарушения обработки слуховой информации. Они не могут обрабатывать информацию так, как это делают обычные дети – выглядит это так, как будто они нас не слышат или слышат через шумовую толщу, прислушиваются или игнорируют. Иногда ребенку нужно видеть нас, чтобы расшифровать нашу речь.
– А из-за чего так происходит?
– Пока ученому сообществу неизвестно, что именно влияет на мозг человека, лишая его возможности различать информацию с помощью органов слуха. Хотя иногда врачи относят проблемы обработки слуховой информации к синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Я не сторонник таких обобщений, но тем не менее стоит говорить и о детях с СДВГ, так как именно у них часто отмечается высокая костная проводимость.
– Как это может мешать ребенку в жизни?
– Любой шум может нарушить привычный ход жизни, событий. Ребенок, сидя в классе, слышит, что происходит в конце длинного коридора, или треск экрана компьютера в соседней комнате. В классе, где учатся тридцать человек, шумят все и всё. Шумят падающие линейки, карандаши, шуршат листы.
Все эти звуки не просто мешают ребенку, а забирают всё его внимание, не дают возможности сосредоточиться. При этом, например, я целый день нахожусь в кабинете, где работает компрессор в аквариуме, который выдувает воздух, – для меня такой шум не является проблемой
Также ребенок с нарушением обработки слуховой информации без визуального подкрепления может не начать работу в классе. Некоторым детям нужно видеть лицо, губы взрослого, тогда только он начнет говорить. Таким детям нужно многократное повторение инструкции, важных моментов урока, при переходе к новому заданию, виду деятельности нужно сделать дополнительный акцент и получить обратную связь, чтобы ребенок услышал вас и понял.
Одна мама мне говорила, что живет как будто среди глухих. У нее два сына и муж. Ей приходится их звать по нескольку раз, повторять просьбы. «Я понимаю, что ребенок слышит меня, если я поймала его взгляд или он повернулся ко мне, когда я его зову», – говорила она мне.
Дети с нарушениями обработки слуховой информации чаще других делают пометки на полях, визуализируют то, что говорит учитель.
Таким детям трудно с учителями, которые как говорящие головы, потому что они редко используют визуальные подсказки, схемы, рисунки, а этим детям они необходимы как воздух. В школах как раз таких учителей, которые любят больше говорить, чем опираться на визуализацию, большинство. Среди учителей больше женщин, которые чаще мало пишут, дают мало схем, мало визуальных подсказок, да еще и говорят высокими тонкими голосами.
– Куда обращаться, если у ребенка подобные проблемы?
– Обозначить эти проблемы может грамотный невролог, который подскажет, какое именно обследование нужно сделать ребенку, к какому специалисту обратиться дальше.
Он может направить к специалисту по сенсорной интеграции, логопеду, психологу или нейропсихологу. Возможно, ребенку понадобится отоларинголог или отоларинголог-сурдолог.
Ольга Азова. Фото: Анна Данилова
С чем связана негативная реакция на предложение носить аппарат?
Многие, услышав о слухопротезировании после обследования, негативно воспринимают эту новость. Что связано с недостаточной осведомленностью и рядом предубеждений. И зря, ведь обычно потерянный слух нельзя вернуть без слухового аппарата. Ведь люди с плохим зрением обычно без колебаний надевают очки или контактные линзы, а вот пациенты с нарушением слухового восприятия, «боятся» носить СА и оттягивают момент слухопротезирования, не понимая последствий этого.
Не улучшает ситуацию и недобросовестная реклама, которая предлагает недорогой, миниатюрный и качественный СА без предварительного обследования, с доставкой на дом. Такие приборы могут работать некорректно и только ухудшать самочувствие пациента, в том числе психологическое.
Симптомы при 1 степени тугоухости.
Нейросенсорная тугоухость 1-й степени — это легкая степень порог слышимости 26- 40 дБ. Разговорная речь воспринимается до 6 метров, шепотная речь от 1-3 метра.
Симптомы тугоухости — часто бывают шум и звон в ушах, головные боли, головокружение. Трудно разговаривать с людьми, не дослышат, часто переспрашивают, раздражаются, нервничают. Создаются трудности на работе и дома. Трудно работать в профессии. У многих при 1 степени снижения слуха есть шум и звон в ушах, что усиливает напряжении при разговоре. Люди в растерянности, выпадают из мира общения, тревога, беспокойство, страх за будущее. А после первого посещения лор центра врачи говорят, что это не излечимо и скажите спасибо, что слышишь так, а не хуже и надо сберечь то, что осталось. Нужно поддерживать то, что осталось, а для этого необходимо лечение в лор стационаре. И начинаются бесконечные лечения в лор стационаре (люди, которые занимались в группах).
Человек живет в состоянии стресса, а это спазм сосудов головного мозга, сосудов органов слуха и слух становится еще хуже. Люди начинают искать выход — консультации в лор центрах и за границей. Итог один — слух не лечится, результата нет. Затрудняется общение с людьми, приходится часто переспрашивать, страх общения с людьми: страх не услышать, страх переспросить.
В наших группах тугоухость 1 степени восстанавливается за время курса. Наша методика – это комплекс тренировочных упражнений, которые позволяют ВОССТАНОВИТЬ слух. Это начальные симптомы тугоухости, а дальше очень часто 1 степень переходит во вторую.
Вторая степень снижения слуха тоже в медицине считается легкой. Порог слышимости 41-55 дБ. После многочисленного лечение в лор центрах и отсутствия результатов состояние слуха и эмоциональное состояние ухудшается. Самое страшное, что во всех лор центрах говорят — слух не лечится. Все, выхода нет. Тупик, даже нет ни одного шанса. И человек добивает сам себя — все не лечится, стресс за стрессом и человек загоняет себя в депрессию. И почему трудно работать с такими людьми, пройдя лечение во всех лор центрах, они уже ни во что не верят. Вам же сказали, что слух не лечится. И понеслось — была 1 степень, а теперь уже вторая и никто не гарантирует, что проводимое многочисленное лечение восстановит слух. Сохраняйте то, что есть.
Внимание к ребенку
Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту. И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина
И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.
Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.
Зарождение такой важной способности, как слух, происходит еще в утробе матери. Малыш может ответить толчком на звучание маминого голоса или громкий шум. Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования
Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования.
Окружающий мир наполнен большим разнообразием звуков и при рождении у ребенка идет активация его слухового аппарата. От правильного функционирования органа слуха зависит развитие мозга и способность ребенка к развитию речи. Если же кора головного мозга не будет получать нужную информацию, то в дальнейшем это может стать причиной не способности ребенком понимать звуки.
В роддоме
Слух новорожденных проверяют при плановом осмотре в первые дни, а также по желанию родителей, когда они жалуются на отсутствие внимания малыша на голоса и другие звуки. Некоторые дети в обязательном порядке проходят проверку слуха, так как они относятся к группе риска:
- генетическая предрасположенность;
- наличие у матери во время беременности инфекционных заболеваний, а также употребление ею алкоголя и никотина;
- недостаточный вес при рождении;
- преждевременные роды;
- травматизм ребенка в процессе родоразрешения;
- у новорожденного малыша диагностируется инфекционная патология, влияющая на слуховой орган.
В педиатрии существует 2 методики проверки слуха в роддоме:
- Отоакустическая эмиссия. При ее проведении ребенок должен спать или спокойно лежать, тогда процедура занимает не более 10 мин. Если же малыша не удается успокоить, то она продлится около 2 ч. Она безопасна и не вызывает никаких болевых ощущений. В ухо вводится зонд, на котором прикреплен микрофон с динамиком, и через него подают звуковой сигнал. На дисплее компьютера отображаются показатели, необходимые для оценки слуха. ОАЭ позволяет фиксировать реакцию внутреннего уха.
- Исследование реакции ствола спинного мозга. На уши младенца надевают наушники, через которые происходит передача различных звуковых сигналов, а к голове крепят электроды (4-5 штук). На специальном аппарате показывается активность нервных волокон в этот момент. Такая процедура длится в течение 5-15 мин.
Если ребенок не прошел данные тесты, то назначают повторное их проведение через 1 неделю.
В домашних условиях
После выписки из роддома родителям необходимо выяснить у врача как проверить слух ребенку в домашних условиях. Для этой цели можно выбрать один из следующих способов:
- Рефлекс Моро. Малыша освобождают от пеленки и укладывают на ровную поверхность. Затем мама или папа отходят на расстояние 25-30 см от уха ребенка и выполняют громкий хлопок, такую же манипуляцию проводят и со стороны второго уха. Если со слухом нет проблем, то младенец испугается и начнет активно двигать конечностями. В том случае, когда реакция у него отсутствует, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
- Метод Калмыковой. Для проведения данной процедуры потребуются оба родителя, один из которых будет отвлекать ребенка яркой игрушкой, а другой начнет трясти поочередно пластиковыми банками, заполненными манкой, гречкой и горохом. Между сменами емкостей делают минутный перерыв. Банки держат над ухом на высоте 10-15 см. У ребенка как минимум должна появиться реакция на звук трясущихся гречки и гороха.
Когда нарушен не слух, а смыслоразличение
– Есть разница между нарушением фонематического слуха и нарушением обработки слуховой информации?
– Конечно! Общее только то, что и там, и там присутствует слово «слух». На самом деле у детей с нарушением фонематического слуха речь идет совсем не о нем.
Сначала расскажу про само нарушение «фонематического слуха». Вот мы взяли его в кавычки, потому что в буквальном смысле слух не нарушается, а нарушается смыслоразличение. Фонему буквально ведь мы не можем слышать. Это лингвистическая единица, от нее зависит значение слова в квазиомонимах (это похожие по звучанию слова или в этих словах разный лишь один звук, например, «бочка» – «почка»).
Есть четыре этапа развития: физический слух (наиболее элементарный уровень слуховой функции), неречевой, включая музыкальный (височная кора правого полушария), он дает возможность различать звуки природы и шумы, далее речевой слух – это уровень фонетики (височные поля левого полушария), при его нарушении можно иметь абсолютный слух, но плохо понимать речь (это касается детей с аутизмом и нарушением обработки сенсорной информации), и, наконец, фонематический слух – предназначен для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных. Например, это слова, которые различаются по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, различаются также по признаку «шипящий-свистящий» и дифференциации сонорных (, , ).
Если совсем коротко, то сначала ребенок как бы разворачивает свою физиологию – младенец спит, все разговаривают, а он нас «не слышит», потом, наоборот, появляется на двери записка «Не звонить, спит маленький ребенок», еще позже ребенок начинает различать голоса – вот папа, а это мамочка, потом появляется слух «на речь», то есть это речь – а это не речь, и только когда кора станет еще более зрелой, то начинают формироваться фонематические дифференцировки, вот это и есть сформированный фонематический слух.
– Логопед сможет определить нарушение фонематического слуха у маленьких детей?
– А у маленьких детей нет нарушения фонематического слуха. Он начинает формироваться, когда ребенок, а вернее, его мозг, начинает готовиться к обучению грамоте – после четырех лет. Давайте этот вопрос перенесем в раздел мифов и реальности.
– Расскажите о повышенной чувствительности к звукам при аутизме.
– Несколько ученых пришли к выводу, что у детей с аутизмом мышцы уха имеют более высокую чувствительность к звукам, чем у нейротипичных детей. Некоторые из них даже говорят о том, что оценка порога чувствительности мышц среднего уха к звукам – это биомаркер аутизма.
В среднем ухе находятся две мышцы, которые должны рефлекторно сокращаться в ответ на громкий звук. У детей этот порог повышен и отмечаются трудности с чувствительностью к звукам или проблемы внимания.
Проводилось уже много исследований с использованием наушников, «звуковых вызванных потенциалов» – ЭЭГ и другие, в которых были получены данные о повышенной слуховой чувствительности у некоторых детей с аутизмом.
Исследований достаточно много, многие спорные, для некоторых есть возражение по малой выборке участников эксперимента, но в любом случае уже много информации к размышлению.
Как практик, я могу сказать, что эмпирическим путем можно установить, что многие дети с аутизмом испытывают повышенную чувствительность к звукам, у многих детей отмечается желание закрыть уши, а дети, которые уже умеют говорить, могут рассказывать, что в классе за партой ощущения – как на оживленном перекрестке.
Фото: uholor.ru
О природе звука
Звук — это волна, которая распространяется в среде и создает механические колебания. Собственно эти колебания мы и воспринимаем органом слуха. Как любая волна, звук характеризуется частотой и амплитудой. Амплитуда — это громкость звука, которая определяется в децибелах (Дб). Частота определяется как количество колебаний в секунду и выражается в герцах (Гц). Чем больше частота, тем выше звук, и наоборот
Человек способен слышать звук в широком частотном диапазоне, но важное для жизни значения имеют только звуки от 125 до 8000 Гц. Например, звуковые волны в диапазоне 500-4000 Гц соответствуют человеческому голосу
Звучание флейты пикколо, детского голоса, пение птиц, шепот — относятся к высоким частотам, звук контрабаса, рычание зверей, раскаты грома — к низким.
Уменьшение диапазона слышимых частот может меняться под действием разных причин, это связано с изменениями во внутреннем ухе (улитке) и называется тугоухостью.
Насколько физиологично ощущение шума в ушах
Причины постоянного или периодического звона в ушах могут быть, как патологическими. Так и физиологическими. Нередко люди разных возрастов ощущают некоторый звон в ушах при полной тишине, такой звон является нормальным и возникает в результате особенностей функционирования нейросенсорной системы внутреннего уха и кохлеарного органа. Физиологический шум возникает более чем у 90% людей не зависимо от пола и возраста. Сложности в оценке интенсивности физиологического шума заключаются в субъективности оценки каждым отдельно взятым человеком
Обычно к такому шуму человек адаптируется и вовсе не обращает на него внимание, однако при развитии какого-либо патологического состояния со стороны нейросенсорной части слухового аппарата или же любой другой, а также при некоторых сосудистых заболеваниях, интенсивность звона в ушах может значительно возрастать, что приводит к формированию симптома тиннитуса
Речевой центр Брока и зона Вернике
В речевой функции участвуют несколько областей левого полушария. Это центр Вернике и центр (зона) Брока.
В нижней лобной доле головного мозга находится участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей — зона Брока, являющийся зоной речедвигательных органов, т.е. моторики речи.
Центр речи Вернике, отвечающий за понимание речи, слуховой центр речи (вторичное слуховое поле). Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Он занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки.
Основная его функция — преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия. Именно в поле Вернике сигналы, вызванные речью, направляются из первичной слуховой коры. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи, как лингвистически значимые.
Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Повреждение центра Вернике вызывает сенсорную афазию, когда больной с трудом воспринимает услышанную речь или написанный текст, но способен говорить.
Если вы хотите научиться использовать принципы нейропедагогики, использовать приемы нейрокоррекции в совместной работе нейропсихолога и логопеда, а также понимать речевые расстройства и их мозговые механизмы, то предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по нейропсихологии «Применение нейропсихологического подхода в работе коррекционного педагога».
Вы научитесь использовать нейропсихологические подходы для коррекции дисграфии, проводить экспресс-нейродиагностику, а также выстраивать структуру нейрокоррекционного занятия с дошкольником. Подробнее.
Зона Брока — это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов — моторики речи, ответственной за воспроизведение речи. Этот участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры.
Центр Брока включает помимо заднего отдела нижней лобной извилины и прилежащую часть префронтальной области. Основная его функция — преобразование нейронных кодов слов в последовательность артикуляций. Моторный центр речи обеспечивает также правильный порядок слов и их допустимые сочетания — то есть синтаксис (или грамматику) высказываний.
В верхнезаднем участке височной доли находится зона Вернике, отвечающая за понимание речи.
Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Поле Брока занимает центральное место в формировании сложной мышечной активности, требующейся для артикуляции слов. Оно располагается, непосредственно по соседству с областью первичной моторной коры, в которой картирована мускулатура лица и гортани. Эта схема представляет собой по необходимости упрощение всей нейроанатомии, касающейся рассматриваемого процесса. Она, тем не менее, дает основу для понимания многих нарушений речи (афазий), поскольку позволяет проследить нарушения в различных элементах системы.
При поражении центра Брока наблюдается моторная (двигательная) афазия. Больные не могут читать и писать , но понимают речь.
Хотите освоить современные нейропедагогические методы диагностики и коррекции?
- Получите детальное представление об узкоспециализированных направлениях;
- Подтвердите профессиональное развитие документально;
- Приведете знания и навыки в соответствие с ФГОС и мировыми тенденциями.
А, если вы хотите изучить методы нейрофизиологической диагностики в практике, научиться использовать нейропсихологический подход при подготовке к школе (возраст детей 5-7 лет), изучить нейропедагогические подходы, оптимизирующие коррекционную работу логопеда, то предлагаем ознакомиться с нашим курсом повышения квалификации на 72 ак. часа «Нейропедагогические методы диагностики и коррекции в соответствии с требованиями ФГОС».
Вы изучите приемы нейропсихологической диагностики младших школьников и дошкольников при подготовке к школе, нейродиагностику и нейростимуляцию сенсомоторного и интеллектуального базиса речи, и многое другое. Подробнее.
Степени звона
Несмотря на сложность оценки интенсивности звона в ушах, данный симптом поддаётся определению степени интенсивности шума. В отечественной оториноларингологии разработана собственная классификация интенсивности шумов, благодаря академику РАН И.Б. Солдатову. Данная классификация включает 4 степени интенсивности звона в ушах и отражает практическую значимость данного симптома.
- Степень. При данной степени больной легко переносит шум, он не отражается на общем состоянии и самочувствии больного и отмечается только в максимально тихих условиях.
- Степень. У пациента возникают частые отвлечения на шум в тишине или в ночное время. В некоторых случаях отмечается затруднение отхода ко сну.
- Звон в ушах беспокоит больного постоянно, в результате чего нарушается поведение больного. Он становится раздражительным, эмоциональный фон постоянно напряжён.
- Больной испытывает невыносимый шум, который практически полностью лишает его сна и затрудняет повседневную деятельность. Значительно снижается трудоспособность больного.
Данная классификация, несмотря на всю субъективность, позволяет максимально эффективно оценить выраженность и степень звона в ушах, что оказывается весьма ценным в рациональном планировании лечебных мероприятий и ликвидации данного симптома.
Слуховой галлюциноз
Слуховые галлюцинации при шизофрении являются самым частым продуктивным симптомом заболевания. Они возникают в разных вариациях.
В начале процесса они, в основном, единичные и продуцируются в виде голосов. Голос тихо, даже шепотом комментирует поступки и мысли человека, зовет его, окликает по имени. Он приобретает интонацию знакомых, близких людей либо совершенно посторонних, говорит коротко, редко используя длинные фразы.
Нередко голос агрессивен, ругает или приказывает сделать что-либо. Галлюцинации приказного тона носят название императивных. Такой их тон опасен как для больного, так и для окружающих, поскольку они заставляют человека наносить увечья себе или другим людям. Голос делает разного рода замечания, оскорбляет и высмеивает больного, говорит ему неприятные и нецензурные вещи.
Прогрессируя, болезнь провоцирует возникновение нескольких голосов. Они не только обсуждают его с двойной силой, но и переговариваются между собой, ругаются или спорят.
Как правило, голосовые галлюцинозы имеют негативную окраску.
Девушка 30 лет описывает начало болезни у нее с голоса, который звал ее по имени. Он принадлежал ее родственнику. Затем голоса стали оскорблять ее. Они присутствовали постоянно, и порой сложно было отличить, где он реальный, а где нереальный. Ей казалось, что это говорит радио, комментируя интимные отношения между мужчиной и женщиной. Казалось, что ею руководит сверхсила.
После появился голос знакомого с предложениями интимного плана. В случае отказа говорил, что убьет ее. Затем к нему присоединились его сын и лечащий врач. Голоса усиливались, ситуация приобретала более масштабное значение. Они угрожали убить девушку, если она не будет любовницей одного чиновника. Они звучали все чаще и громче, сводя девушку с ума.
Но порой пациент свыкается с их наличием. Начинает разговаривать с ними. Спрашивает совета, прислушивается к ним. То есть, если раньше голоса вызывали ужас и панику, то теперь они стали друзьями.
Существует понятие функциональных галлюцинаций, когда, к примеру, в гуле мотора или в шуме потока воды человек слышит слова.
Такое явление, как двойное мышление подразумевает, что когда больной подумает о чем-либо, что-то представит или прочтет, то голос в его голове это повторяет или комментирует вслух. Из-за этого возникает ощущения, что мысли человека слышны всем.
Слуховые галлюцинозы возникают не только в виде голосов, но и в качестве шума, свиста, воя, шагов, стука, грома и т.д.
Сложно представить себе шизофрению без слуховых галлюцинаций. Имея специфический характер, они выступают одним из характерных симптомов болезни.
Виды слуховых аппаратов
Слухопротезирование проводят с учетом возрастной категории.
Внутриушные слуховые аппараты (In-The-Ear или ITE) — приборы ручной работы, так как их изготавливают индивидуально, в соответствии со строением уха пациента.
Такие модели используют при протезировании всех возрастных категорий. Но, все же, это очень миниатюрное устройство. Поэтому людям старшего поколения с плохим зрением или моторикой может быть не совсем удобно использовать такой СА.
Если речь идет о ребенке, нужно помнить, что по мере роста меняется размер ушного канала, СА начинает менее плотно прилегать к стенкам ушного канала, что вызывает обратную связь — свист СА (то же касается индивидуальных ушных вкладышей для заушных аппаратов).
Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что раз в 1-2 года нужно будет обращаться к специалистам, чтобы заменить корпус внутриканального / внутриушного устройства или его уплотнить.
Признаки нарушения слуха
Главный признак снижения слуха у ребенка раннего возраста – это отсутствие реакции на громкие звуки. В норме реакция в виде вздрагивания или плача должна присутствовать уже после двух недель жизни. Кроме того, родителям стоит насторожиться, если малыш:
- не откликается на свое имя (в возрасте от 1,5 лет и старше);
- не понимает простые просьбы или выполняет их неправильно;
- лучше понимает родителя, если тот сопровождает свою речь жестами;
- отстает в речевом развитии: первые слова появились после 1,5 лет, а первые предложения – после 2-х лет;
- не произносит высокочастотные звуки , , , , пропускает предлоги и слоги в словах;
- не может произнести несколько слов подряд, речь неразборчива (к 3 годам).
По мере взросления о проблемах со слухом могут свидетельствовать ситуации, когда ребенок:
- не отвечает на вопрос или просьбу, часто переспрашивает собеседника;
- плохо понимает родителя, если находится в магазине или на улице;
- внимательно смотрит на лицо и мимику взрослого при общении;
- просит увеличить громкость телевизора, когда уровень звука достаточен;
- плохо учится в школе, особенно сложно ему даются диктанты;
- плохо усваивает информацию в аудиоформате;
- в процессе разговора по телефону часто меняет ухо;
- начинает громко произносить слова и часто отвечает невпопад.
При наличии нескольких из вышеперечисленных признаков родителям следует немедленно обратиться к отоларингологу.