Слуховая кора избирательно слышит то, к чему мы прислушиваемся

Диагностика и лечение

Для того, чтобы определить нарушение слуха и его причину, специалист проводит различные диагностические тесты, в основе которых лежит оценка реакции на звуковой сигнал. В зависимости от возраста ребенка врач может провести следующие обследования:

  • аудиометрия с визуальным эффектом (от 6 мес-2,5 лет);
  • игровая аудиометрия с использованием наушников (1,5 г -5 лет);
  • тональная пороговая аудиометрия (с 4 лет);
  • тимпанометрия позволяет оценить анатомические структуры уха (с рождения);
  • исследование костной проводимости, которое позволит проверить звукопроведение.

На основе полученных результатов отоларинголог порекомендует соответствующее лечение. Напомним, обратимые аномалии слухового аппарата успешно лечатся:

  • медикаментозно;
  • хирургически;

Необратимые нарушения слуха корректируется при помощи слуховых аппаратов или кохлеарных имплантатов.

Резюмируя вышесказанное, мы призываем калининградцев быть бдительными и при первых подозрениях на снижение слуха у ребенка обращаться в нашу клинику для проведения специализированного медицинского обследования.

Контакты со специалистами

Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.

Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.

Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.

Какая реакция ребенка говорит о том, что слух — в пределах физиологической нормы?

Ребенок от 0 до 6 месяцев — должен реагировать на звук манки и игрушки-пищалки.

Малыш старше 6 месяцев — должен реагировать на все предложенные звуковые стимулы.

Если ребенок не отреагировал на звучание манки и пищащей игрушки, попробуйте повторить процедуру обследования через некоторое время. Реакция ребенка на звук может иметь скрытый «задержанный» период (особенно если ваш ребенок — недоношенный, или соматически ослаблен). Снижение слуха можно заподозрить при повторном отрицательном результате. В этом случае, незамедлительно обратитесь в детскую поликлинику или специализированный центр к врачу — сурдологу (специалист по нарушениям слуха).

Внимательно прочитайте эту таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.

Как проверить, слышит ли малыш?

Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.

В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:

  • низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук , .
  • среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки , .
  • высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — , , .

При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.

Для проведения обследования необходимо приготовить:

1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.

2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:

  • манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
  • гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
  • горох — приблизительно 70 — 80 Дб.

Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?

Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы

Для него очень важно читать по губам

Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса

Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.

Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

Почему ребенок слышит, но не понимает речь?

У малышей до года сначала развивается способность воспринимать звуки, издаваемые предметами и животными, они называются неречевыми. Дети различают их громкость, ритм, тональность, мелодику, а также определяют их источник. За это отвечают височная кора правого полушария головного мозга. Так закладывается своеобразный фундамент для понимания речевых звуков, которые имеют конкретный смысл, не зависящий от интонации и источника

Поэтому очень важно, чтобы груднички слышали вокруг себя как можно больше разнообразных звуков. В результате у малыша появляются звукоподражания, предвестники речи

В 12-14 месяцев, когда начинают функционировать вторичные поля височной коры левого полушария, ребенок учится из общего шумового потока выделять речевые звуки. Он начинает подражать уже голосам, которые слышит от взрослых: это гласные, междометия, простые слова, имеющие конкретный предметный смысл: «мама», «баба», «папа». Этот этап называется созреванием речевого слухового гнозиса.

Далее, когда созревают третичные поля височной коры, то ребенок начинает различать оттенки значения слова, активно пополняет свой словарь, где слова уже связываются в ассоциативные ряды и не привязаны жестко к одному конкретному предмету, появляется многозначность. Таким образом, ребенок овладевает родным языком. Третичные поля височной коры есть только у человека.
Как видно, каждый этап формирования речевого слухового восприятия является основой для последующего, и если на одном из них произошел серьезный сбой, то нарушается весь механизм.

Диагностика показывает, что у таких детей слуховой сигнал просто не доходит до нужного отдела головного мозга. Иными словами, у них выявляется слабая нейросенсорная тугоухость, которую просто не выявили сразу.

О природе звука

Звук — это волна, которая распространяется в среде и создает механические колебания. Собственно эти колебания мы и воспринимаем органом слуха. Как любая волна, звук характеризуется частотой и амплитудой. Амплитуда — это громкость звука, которая определяется в децибелах (Дб). Частота определяется как количество колебаний в секунду и выражается в герцах (Гц). Чем больше частота, тем выше звук, и наоборот

Человек способен слышать звук в широком частотном диапазоне, но важное для жизни значения имеют только звуки от 125 до 8000 Гц. Например, звуковые волны в диапазоне 500-4000 Гц соответствуют человеческому голосу

Звучание флейты пикколо, детского голоса, пение птиц, шепот — относятся к высоким частотам, звук контрабаса, рычание зверей, раскаты грома — к низким.

Уменьшение диапазона слышимых частот может меняться под действием разных причин, это связано с изменениями во внутреннем ухе (улитке) и называется тугоухостью.

Одна мама говорила, что живет как будто среди глухих

– Какие проблемы со слухом могут возникать у детей?

– Буквально со слухом проблемы часто не связаны. Но у 5-7% детей школьного возраста отмечаются нарушения обработки слуховой информации. Они не могут обрабатывать информацию так, как это делают обычные дети – выглядит это так, как будто они нас не слышат или слышат через шумовую толщу, прислушиваются или игнорируют. Иногда ребенку нужно видеть нас, чтобы расшифровать нашу речь.

– А из-за чего так происходит?

Пока ученому сообществу неизвестно, что именно влияет на мозг человека, лишая его возможности различать информацию с помощью органов слуха. Хотя иногда врачи относят проблемы обработки слуховой информации к синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Я не сторонник таких обобщений, но тем не менее стоит говорить и о детях с СДВГ, так как именно у них часто отмечается высокая костная проводимость.

– Как это может мешать ребенку в жизни?

– Любой шум может нарушить привычный ход жизни, событий. Ребенок, сидя в классе, слышит, что происходит в конце длинного коридора, или треск экрана компьютера в соседней комнате. В классе, где учатся тридцать человек, шумят все и всё. Шумят падающие линейки, карандаши, шуршат листы.

Все эти звуки не просто мешают ребенку, а забирают всё его внимание, не дают возможности сосредоточиться. При этом, например, я целый день нахожусь в кабинете, где работает компрессор в аквариуме, который выдувает воздух, – для меня такой шум не является проблемой

Также ребенок с нарушением обработки слуховой информации без визуального подкрепления может не начать работу в классе. Некоторым детям нужно видеть лицо, губы взрослого, тогда только он начнет говорить. Таким детям нужно многократное повторение инструкции, важных моментов урока, при переходе к новому заданию, виду деятельности нужно сделать дополнительный акцент и получить обратную связь, чтобы ребенок услышал вас и понял.

Одна мама мне говорила, что живет как будто среди глухих. У нее два сына и муж. Ей приходится их звать по нескольку раз, повторять просьбы. «Я понимаю, что ребенок слышит меня, если я поймала его взгляд или он повернулся ко мне, когда я его зову», – говорила она мне.

Дети с нарушениями обработки слуховой информации чаще других делают пометки на полях, визуализируют то, что говорит учитель.

Таким детям трудно с учителями, которые как говорящие головы, потому что они редко используют визуальные подсказки, схемы, рисунки, а этим детям они необходимы как воздух. В школах как раз таких учителей, которые любят больше говорить, чем опираться на визуализацию, большинство. Среди учителей больше женщин, которые чаще мало пишут, дают мало схем, мало визуальных подсказок, да еще и говорят высокими тонкими голосами.

– Куда обращаться, если у ребенка подобные проблемы?

Обозначить эти проблемы может грамотный невролог, который подскажет, какое именно обследование нужно сделать ребенку, к какому специалисту обратиться дальше.

Он может направить к специалисту по сенсорной интеграции, логопеду, психологу или нейропсихологу. Возможно, ребенку понадобится отоларинголог или отоларинголог-сурдолог.

Ольга Азова. Фото: Анна Данилова

С чем связана негативная реакция на предложение носить аппарат?

Многие, услышав о слухопротезировании после обследования, негативно воспринимают эту новость. Что связано с недостаточной осведомленностью и рядом предубеждений. И зря, ведь обычно потерянный слух нельзя вернуть без слухового аппарата. Ведь люди с плохим зрением обычно без колебаний надевают очки или контактные линзы, а вот пациенты с нарушением слухового восприятия, «боятся» носить СА и оттягивают момент слухопротезирования, не понимая последствий этого.

Не улучшает ситуацию и недобросовестная реклама, которая предлагает недорогой, миниатюрный и качественный СА без предварительного обследования, с доставкой на дом. Такие приборы могут работать некорректно и только ухудшать самочувствие пациента, в том числе психологическое.

Симптомы при 1 степени тугоухости.

Нейросенсорная тугоухость 1-й степени — это легкая степень порог слышимости 26- 40 дБ. Разговорная речь воспринимается до 6 метров, шепотная речь от 1-3 метра.

Симптомы тугоухости — часто бывают шум и звон в ушах, головные боли, головокружение. Трудно разговаривать с людьми, не дослышат, часто переспрашивают, раздражаются, нервничают. Создаются трудности на работе и дома. Трудно работать в профессии. У многих при 1 степени снижения слуха есть шум и звон в ушах, что усиливает напряжении при разговоре. Люди в растерянности, выпадают из мира общения, тревога, беспокойство, страх за будущее. А после первого посещения лор центра врачи говорят, что это не излечимо и скажите спасибо, что слышишь так, а не хуже и надо сберечь то, что осталось. Нужно поддерживать то, что осталось, а для этого необходимо лечение в лор стационаре. И начинаются бесконечные лечения в лор стационаре (люди, которые занимались в группах).

Человек живет в состоянии стресса, а это спазм сосудов головного мозга, сосудов органов слуха и слух становится еще хуже. Люди начинают искать выход — консультации в лор центрах и за границей. Итог один — слух не лечится, результата нет. Затрудняется общение с людьми, приходится часто переспрашивать, страх общения с людьми: страх не услышать, страх переспросить.

В наших группах тугоухость 1 степени восстанавливается за время курса. Наша методика – это комплекс тренировочных упражнений, которые позволяют ВОССТАНОВИТЬ слух. Это начальные симптомы тугоухости, а дальше очень часто 1 степень переходит во вторую.

Вторая степень снижения слуха тоже в медицине считается легкой. Порог слышимости 41-55 дБ. После многочисленного лечение в лор центрах и отсутствия результатов состояние слуха и эмоциональное состояние ухудшается. Самое страшное, что во всех лор центрах говорят — слух не лечится. Все, выхода нет. Тупик, даже нет ни одного шанса. И человек добивает сам себя — все не лечится, стресс за стрессом и человек загоняет себя в депрессию. И почему трудно работать с такими людьми, пройдя лечение во всех лор центрах, они уже ни во что не верят. Вам же сказали, что слух не лечится. И понеслось — была 1 степень, а теперь уже вторая и никто не гарантирует, что проводимое многочисленное лечение восстановит слух. Сохраняйте то, что есть.

Внимание к ребенку

Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту. И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина

И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.

Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.

Зарождение такой важной способности, как слух, происходит еще в утробе матери. Малыш может ответить толчком на звучание маминого голоса или громкий шум. Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования

Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования.

Окружающий мир наполнен большим разнообразием звуков и при рождении у ребенка идет активация его слухового аппарата. От правильного функционирования органа слуха зависит развитие мозга и способность ребенка к развитию речи. Если же кора головного мозга не будет получать нужную информацию, то в дальнейшем это может стать причиной не способности ребенком понимать звуки.

В роддоме

Слух новорожденных проверяют при плановом осмотре в первые дни, а также по желанию родителей, когда они жалуются на отсутствие внимания малыша на голоса и другие звуки. Некоторые дети в обязательном порядке проходят проверку слуха, так как они относятся к группе риска:

  • генетическая предрасположенность;
  • наличие у матери во время беременности инфекционных заболеваний, а также употребление ею алкоголя и никотина;
  • недостаточный вес при рождении;
  • преждевременные роды;
  • травматизм ребенка в процессе родоразрешения;
  • у новорожденного малыша диагностируется инфекционная патология, влияющая на слуховой орган.

В педиатрии существует 2 методики проверки слуха в роддоме:

  1. Отоакустическая эмиссия. При ее проведении ребенок должен спать или спокойно лежать, тогда процедура занимает не более 10 мин. Если же малыша не удается успокоить, то она продлится около 2 ч. Она безопасна и не вызывает никаких болевых ощущений. В ухо вводится зонд, на котором прикреплен микрофон с динамиком, и через него подают звуковой сигнал. На дисплее компьютера отображаются показатели, необходимые для оценки слуха. ОАЭ позволяет фиксировать реакцию внутреннего уха.
  2. Исследование реакции ствола спинного мозга. На уши младенца надевают наушники, через которые происходит передача различных звуковых сигналов, а к голове крепят электроды (4-5 штук). На специальном аппарате показывается активность нервных волокон в этот момент. Такая процедура длится в течение 5-15 мин.

Если ребенок не прошел данные тесты, то назначают повторное их проведение через 1 неделю.

В домашних условиях

После выписки из роддома родителям необходимо выяснить у врача как проверить слух ребенку в домашних условиях. Для этой цели можно выбрать один из следующих способов:

  1. Рефлекс Моро. Малыша освобождают от пеленки и укладывают на ровную поверхность. Затем мама или папа отходят на расстояние 25-30 см от уха ребенка и выполняют громкий хлопок, такую же манипуляцию проводят и со стороны второго уха. Если со слухом нет проблем, то младенец испугается и начнет активно двигать конечностями. В том случае, когда реакция у него отсутствует, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
  2. Метод Калмыковой. Для проведения данной процедуры потребуются оба родителя, один из которых будет отвлекать ребенка яркой игрушкой, а другой начнет трясти поочередно пластиковыми банками, заполненными манкой, гречкой и горохом. Между сменами емкостей делают минутный перерыв. Банки держат над ухом на высоте 10-15 см. У ребенка как минимум должна появиться реакция на звук трясущихся гречки и гороха.

Когда нарушен не слух, а смыслоразличение

– Есть разница между нарушением фонематического слуха и нарушением обработки слуховой информации?

Конечно! Общее только то, что и там, и там присутствует слово «слух». На самом деле у детей с нарушением фонематического слуха речь идет совсем не о нем.

Сначала расскажу про само нарушение «фонематического слуха». Вот мы взяли его в кавычки, потому что в буквальном смысле слух не нарушается, а нарушается смыслоразличение. Фонему буквально ведь мы не можем слышать. Это лингвистическая единица, от нее зависит значение слова в квазиомонимах (это похожие по звучанию слова или в этих словах разный лишь один звук, например, «бочка» – «почка»).

Есть четыре этапа развития: физический слух (наиболее элементарный уровень слуховой функции), неречевой, включая музыкальный (височная кора правого полушария), он дает возможность различать звуки природы и шумы, далее речевой слух – это уровень фонетики (височные поля левого полушария), при его нарушении можно иметь абсолютный слух, но плохо понимать речь (это касается детей с аутизмом и нарушением обработки сенсорной информации), и, наконец, фонематический слух – предназначен для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных. Например, это слова, которые различаются по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, различаются также по признаку «шипящий-свистящий» и дифференциации сонорных (, , ).

Если совсем коротко, то сначала ребенок как бы разворачивает свою физиологию – младенец спит, все разговаривают, а он нас «не слышит», потом, наоборот, появляется на двери записка «Не звонить, спит маленький ребенок», еще позже ребенок начинает различать голоса – вот папа, а это мамочка, потом появляется слух «на речь», то есть это речь – а это не речь, и только когда кора станет еще более зрелой, то начинают формироваться фонематические дифференцировки, вот это и есть сформированный фонематический слух.

– Логопед сможет определить нарушение фонематического слуха у маленьких детей?

– А у маленьких детей нет нарушения фонематического слуха. Он начинает формироваться, когда ребенок, а вернее, его мозг, начинает готовиться к обучению грамоте – после четырех лет. Давайте этот вопрос перенесем в раздел мифов и реальности.

– Расскажите о повышенной чувствительности к звукам при аутизме.

– Несколько ученых пришли к выводу, что у детей с аутизмом мышцы уха имеют более высокую чувствительность к звукам, чем у нейротипичных детей. Некоторые из них даже говорят о том, что оценка порога чувствительности мышц среднего уха к звукам – это биомаркер аутизма.

В среднем ухе находятся две мышцы, которые должны рефлекторно сокращаться в ответ на громкий звук. У детей этот порог повышен и отмечаются трудности с чувствительностью к звукам или проблемы внимания.

Проводилось уже много исследований с использованием наушников, «звуковых вызванных потенциалов» – ЭЭГ и другие, в которых были получены данные о повышенной слуховой чувствительности у некоторых детей с аутизмом.

Исследований достаточно много, многие спорные, для некоторых есть возражение по малой выборке участников эксперимента, но в любом случае уже много информации к размышлению.

Как практик, я могу сказать, что эмпирическим путем можно установить, что многие дети с аутизмом испытывают повышенную чувствительность к звукам, у многих детей отмечается желание закрыть уши, а дети, которые уже умеют говорить, могут рассказывать, что в классе за партой ощущения – как на оживленном перекрестке.

Фото: uholor.ru

О природе звука

Звук — это волна, которая распространяется в среде и создает механические колебания. Собственно эти колебания мы и воспринимаем органом слуха. Как любая волна, звук характеризуется частотой и амплитудой. Амплитуда — это громкость звука, которая определяется в децибелах (Дб). Частота определяется как количество колебаний в секунду и выражается в герцах (Гц). Чем больше частота, тем выше звук, и наоборот

Человек способен слышать звук в широком частотном диапазоне, но важное для жизни значения имеют только звуки от 125 до 8000 Гц. Например, звуковые волны в диапазоне 500-4000 Гц соответствуют человеческому голосу

Звучание флейты пикколо, детского голоса, пение птиц, шепот — относятся к высоким частотам, звук контрабаса, рычание зверей, раскаты грома — к низким.

Уменьшение диапазона слышимых частот может меняться под действием разных причин, это связано с изменениями во внутреннем ухе (улитке) и называется тугоухостью.

Насколько физиологично ощущение шума в ушах

Причины постоянного или периодического звона в ушах могут быть, как патологическими. Так и физиологическими. Нередко люди разных возрастов ощущают некоторый звон в ушах при полной тишине, такой звон является нормальным и возникает в результате особенностей функционирования нейросенсорной системы внутреннего уха и кохлеарного органа. Физиологический шум возникает более чем у 90% людей не зависимо от пола и возраста. Сложности в оценке интенсивности физиологического шума заключаются в субъективности оценки каждым отдельно взятым человеком

Обычно к такому шуму человек адаптируется и вовсе не обращает на него внимание, однако при развитии какого-либо патологического состояния со стороны нейросенсорной части слухового аппарата или же любой другой, а также при некоторых сосудистых заболеваниях, интенсивность звона в ушах может значительно возрастать, что приводит к формированию симптома тиннитуса

Речевой центр Брока и зона Вернике

В речевой функции участвуют несколько областей левого полушария. Это центр Вернике и центр (зона) Брока.

В нижней лобной доле головного мозга находится участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей — зона Брока, являющийся зоной речедвигательных органов, т.е. моторики речи.

Центр речи Вернике, отвечающий за понимание речи, слуховой центр речи (вторичное слуховое поле). Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Он занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки.

Основная его функция — преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия. Именно в поле Вернике сигналы, вызванные речью, направляются из первичной слуховой коры. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи, как лингвистически значимые.

Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Повреждение центра Вернике вызывает сенсорную афазию, когда больной с трудом воспринимает услышанную речь или написанный текст, но способен говорить.

Если вы хотите научиться использовать принципы нейропедагогики, использовать приемы нейрокоррекции в совместной работе нейропсихолога и логопеда, а также понимать речевые расстройства и их мозговые механизмы, то предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по нейропсихологии «Применение нейропсихологического подхода в работе коррекционного педагога».

Вы научитесь использовать нейропсихологические подходы для коррекции дисграфии, проводить экспресс-нейродиагностику, а также выстраивать структуру нейрокоррекционного занятия с дошкольником. Подробнее.

Зона Брока — это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов — моторики речи, ответственной за воспроизведение речи. Этот участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры.

Центр Брока включает помимо заднего отдела нижней лобной извилины и прилежащую часть префронтальной области. Основная его функция — преобразование нейронных кодов слов в последовательность артикуляций. Моторный центр речи обеспечивает также правильный порядок слов и их допустимые сочетания — то есть синтаксис (или грамматику) высказываний.

В верхнезаднем участке височной доли находится зона Вернике, отвечающая за понимание речи.

Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Поле Брока занимает центральное место в формировании сложной мышечной активности, требующейся для артикуляции слов. Оно располагается, непосредственно по соседству с областью первичной моторной коры, в которой картирована мускулатура лица и гортани. Эта схема представляет собой по необходимости упрощение всей нейроанатомии, касающейся рассматриваемого процесса. Она, тем не менее, дает основу для понимания многих нарушений речи (афазий), поскольку позволяет проследить нарушения в различных элементах системы.

При поражении центра Брока наблюдается моторная (двигательная) афазия. Больные не могут читать и писать , но понимают речь.

Хотите освоить современные нейропедагогические методы диагностики и коррекции?

  1. Получите детальное представление об узкоспециализированных направлениях;
  2. Подтвердите профессиональное развитие документально;
  3. Приведете знания и навыки в соответствие с ФГОС и мировыми тенденциями.

А, если вы хотите изучить методы нейрофизиологической диагностики в практике, научиться использовать нейропсихологический подход при подготовке к школе (возраст детей 5-7 лет), изучить нейропедагогические подходы, оптимизирующие коррекционную работу логопеда, то предлагаем ознакомиться с нашим курсом повышения квалификации на 72 ак. часа «Нейропедагогические методы диагностики и коррекции в соответствии с требованиями ФГОС».

Вы изучите приемы нейропсихологической диагностики младших школьников и дошкольников при подготовке к школе, нейродиагностику и нейростимуляцию сенсомоторного и интеллектуального базиса речи, и многое другое. Подробнее.

Степени звона

Несмотря на сложность оценки интенсивности звона в ушах, данный симптом поддаётся определению степени интенсивности шума. В отечественной оториноларингологии разработана собственная классификация интенсивности шумов, благодаря академику РАН И.Б. Солдатову. Данная классификация включает 4 степени интенсивности звона в ушах и отражает практическую значимость данного симптома.

  1. Степень. При данной степени больной легко переносит шум, он не отражается на общем состоянии и самочувствии больного и отмечается только в максимально тихих условиях.
  2. Степень. У пациента возникают частые отвлечения на шум в тишине или в ночное время. В некоторых случаях отмечается затруднение отхода ко сну.
  3. Звон в ушах беспокоит больного постоянно, в результате чего нарушается поведение больного. Он становится раздражительным, эмоциональный фон постоянно напряжён.
  4. Больной испытывает невыносимый шум, который практически полностью лишает его сна и затрудняет повседневную деятельность. Значительно снижается трудоспособность больного.

Данная классификация, несмотря на всю субъективность, позволяет максимально эффективно оценить выраженность и степень звона в ушах, что оказывается весьма ценным в рациональном планировании лечебных мероприятий и ликвидации данного симптома.

Слуховой галлюциноз

Слуховые галлюцинации при шизофрении являются самым частым продуктивным симптомом заболевания. Они возникают в разных вариациях.

В начале процесса они, в основном, единичные и продуцируются в виде голосов. Голос тихо, даже шепотом комментирует поступки и мысли человека, зовет его, окликает по имени. Он приобретает интонацию знакомых, близких людей либо совершенно посторонних, говорит коротко, редко используя длинные фразы.

Нередко голос агрессивен, ругает или приказывает сделать что-либо. Галлюцинации приказного тона носят название императивных. Такой их тон опасен как для больного, так и для окружающих, поскольку они заставляют человека наносить увечья себе или другим людям. Голос делает разного рода замечания, оскорбляет и высмеивает больного, говорит ему неприятные и нецензурные вещи.

Прогрессируя, болезнь провоцирует возникновение нескольких голосов. Они не только обсуждают его с двойной силой, но и переговариваются между собой, ругаются или спорят.

Как правило, голосовые галлюцинозы имеют негативную окраску.

Девушка 30 лет описывает начало болезни у нее с голоса, который звал ее по имени. Он принадлежал ее родственнику. Затем голоса стали оскорблять ее. Они присутствовали постоянно, и порой сложно было отличить, где он реальный, а где нереальный. Ей казалось, что это говорит радио, комментируя интимные отношения между мужчиной и женщиной. Казалось, что ею руководит сверхсила.

После появился голос знакомого с предложениями интимного плана. В случае отказа говорил, что убьет ее. Затем к нему присоединились его сын и лечащий врач. Голоса усиливались, ситуация приобретала более масштабное значение. Они угрожали убить девушку, если она не будет любовницей одного чиновника. Они звучали все чаще и громче, сводя девушку с ума.

Но порой пациент свыкается с их наличием. Начинает разговаривать с ними. Спрашивает совета, прислушивается к ним. То есть, если раньше голоса вызывали ужас и панику, то теперь они стали друзьями.

Существует понятие функциональных галлюцинаций, когда, к примеру, в гуле мотора или в шуме потока воды человек слышит слова.

Такое явление, как двойное мышление подразумевает, что когда больной подумает о чем-либо, что-то представит или прочтет, то голос в его голове это повторяет или комментирует вслух. Из-за этого возникает ощущения, что мысли человека слышны всем.

Слуховые галлюцинозы возникают не только в виде голосов, но и в качестве шума, свиста, воя, шагов, стука, грома и т.д.

Сложно представить себе шизофрению без слуховых галлюцинаций. Имея специфический характер, они выступают одним из характерных симптомов болезни.

Виды слуховых аппаратов

Слухопротезирование проводят с учетом возрастной категории.

Внутриушные слуховые аппараты (In-The-Ear или ITE) — приборы ручной работы, так как их изготавливают индивидуально, в соответствии со строением уха пациента.

Такие модели используют при протезировании всех возрастных категорий. Но, все же, это очень миниатюрное устройство. Поэтому людям старшего поколения с плохим зрением или моторикой может быть не совсем удобно использовать такой СА.

Если речь идет о ребенке, нужно помнить, что по мере роста меняется размер ушного канала, СА начинает менее плотно прилегать к стенкам ушного канала, что вызывает обратную связь — свист СА (то же касается индивидуальных ушных вкладышей для заушных аппаратов).

Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что раз в 1-2 года нужно будет обращаться к специалистам, чтобы заменить корпус внутриканального / внутриушного устройства или его уплотнить.

Признаки нарушения слуха

Главный признак снижения слуха у ребенка раннего возраста – это отсутствие реакции на громкие звуки. В норме реакция в виде вздрагивания или плача должна присутствовать уже после двух недель жизни. Кроме того, родителям стоит насторожиться, если малыш:

  • не откликается на свое имя (в возрасте от 1,5 лет и старше);
  • не понимает простые просьбы или выполняет их неправильно;
  • лучше понимает родителя, если тот сопровождает свою речь жестами;
  • отстает в речевом развитии: первые слова появились после 1,5 лет, а первые предложения – после 2-х лет;
  • не произносит высокочастотные звуки , , , , пропускает предлоги и слоги в словах;
  • не может произнести несколько слов подряд, речь неразборчива (к 3 годам).

По мере взросления о проблемах со слухом могут свидетельствовать ситуации, когда ребенок:

  • не отвечает на вопрос или просьбу, часто переспрашивает собеседника;
  • плохо понимает родителя, если находится в магазине или на улице;
  • внимательно смотрит на лицо и мимику взрослого при общении;
  • просит увеличить громкость телевизора, когда уровень звука достаточен;
  • плохо учится в школе, особенно сложно ему даются диктанты;
  • плохо усваивает информацию в аудиоформате;
  • в процессе разговора по телефону часто меняет ухо;
  • начинает громко произносить слова и часто отвечает невпопад.

При наличии нескольких из вышеперечисленных признаков родителям следует немедленно обратиться к отоларингологу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: