Как мы учимся считать: что такое дискалькулия

«Невидимая инвалидность»: что такое дискалькулия?

О такой проблеме, как дислексия (избирательное нарушение способности читать и писать) слышали многие. А вот об ее «близкой родственнице», дискалькулии, которая характеризуется неспособностью к изучению арифметики, очень часто забывают.

Ирландские ученые в ходе одного из своих исследований проанализировали способности к математике у 2,4 тысяч учеников начальных классов. За детьми пристально наблюдали в течение нескольких лет, оценивая прогресс в обучении.

Диагноз дислексия был поставлен 108 ребятам, в то время как дискалькулия официально была диагностирована только у одного ребенка. Удивительно, но при проведении специфических тестов ученые обнаружили, что еще 112 школьников из исследуемой группы также страдают от дискалькулии.

Более века назад было доказано, что при повреждении теменной доли головного мозга у человека могут пропадать математические навыки. С помощью МРТ ученые выяснили, что за способность к вычислениям отвечает внутритеменная борозда. У пациентов с дискалькулией она гораздо короче среднего, а объем серого вещества в ней меньше.

Дискалькулия также часто связана с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Около 60% юных пациентов с СДВГ имеют проблемы с математикой.

Разновидности и формы

Существует несколько различных классификаций нарушения. В зависимости от концептуального подхода выделяют врожденную и приобретенную, первичную и вторичную дискалькулию.

Широкое распространение в психологии и педагогике получила классификация, в которой выделяют 7 видов дискалькулии:

  • графическая – невозможность правильно записать услышанное число, определить математический термин, изобразить геометрическую фигуру;
  • вербальная – невозможность правильно назвать число, символ, обозначить количество предметов;
  • лексическая – отсутствие понимания математических операций, неспособность выполнять задачи по причине непонимания сути операций, нарушение в пространственно-визуальных процессах;
  • операциональная – неспособность к выполнению математических действий;
  • практогностическая – отсутствие способности к абстрактному счету предметов, распределению предметов в зависимости от таких характеристик как количество, форма и т.д;
  • арифмерия – неспособность к обучению вычислению;
  • псевдодискалькулия – сниженные математические способности вследствие нежелания учиться, отставания по учебной программе, неграмотно построенного процесса обучения.

Акалькулия

Акалькулию делят на первичную и вторичную. При первичной поражается теменно-затылочная доля мозга ответственная за пространственно-временное ориентирование. При этом распадается само понятие о числе как о самостоятельной абстрактной структуре. Главное отличие первичной акалькулии в том, что другие участки головного мозга не повреждены. При вторичной акалькулии участок ответственный за счетные способности функционирует нормально, но счет невозможен или затруднен из-за нарушений в других участках головного мозга. В таких ситуациях выделяют оптическую и лобную вторичную акалькулию. При оптической нарушается «узнавание» числа, пациент не может опознать число по его изображению или названию. При лобной человек не может выполнять счетные операции из-за нарушения таких функций мозга, как избирательность и целенаправленность. Автоматизированный счет при этом сохраняется, но удержать более длинные последовательности действий для решения сложных задач человек не в состоянии.

Лечение и коррекция

Коррекция дискалькулии проводится специалистами логопедами, неврологами, дефектологами и психологами в поликлиниках, специализированных заведениях или в кабинете школьного логопеда. Лечение предполагает проведение учебных и логопедических занятий.

Вначале проводятся индивидуальные занятия, затем ребенок присоединяется к группе детей со сходными проблемами. Терапия проводится при помощи разработанных комплексов занятий, способствующих формированию математических навыков, общих понятий («больше», «меньше»), навыка устного счета.

Обучение и терапия проводятся в игровой форме. Детей обучают сравнению предметов, и их сортировке по различным признакам. При достижении успеха в этих операциях, переходят к обучению математическим действиям

Важно чтобы у ребенка появилось понимание логики операций

Коррекция дискалькулии должна сочетаться с развитием грамотной речи у ребенка. Должно происходить расширение запаса слов, в том числе терминами математики. Ребенка следует обучить правильному названию цифр, действий, геометрических фигур, характеристик, а также корректному использованию этих названий.

Важным аспектом коррекции также является обучение письменной грамотности, способности записывать цифры и математические операции.

Терапия также должна быть направлена на развитие у детей когнитивных способностей, абстрактного, логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве.

Пациентам может быть рекомендована вспомогательная медикаментозная терапия для нормализации мозгового кровообращения и активизации нервной деятельности. Больным с дискалькулией рекомендован прием витаминов группы В, Когитум, Глицин, Кортексин.

Симптомы

Часто наблюдаются признаки неустойчивого поведения при педагогической запущенности и социальном неблагополучии. В большинстве случаев наряду с дискалькулией отмечают дисграфию (проблема правописания и плохого почерка). А вот писать и читать ребенок может довольно хорошо.

Укажем некоторые трудности, являющиеся признаками специфической дискалькулии:

  • Непонимание, что значит число, каково его разрядное строение.
  • Непонимание, как связаны числа, и какое их внутреннее строение.
  • Непониманияе, что значит ноль, левый и правый компонент числа.
  • Неумение выстраивать автоматизированные цифровые и порядковые ряды.
  • Неспособность складывать числа с переходом через десяток, вычитать, делить и умножать.
  • Неумение распознавать числовые знаки.
  • Неспособность соотнести числа при выполнении действий арифметики.
  • Сложно выучить таблицу умножения.
  • Неумение решать задачи, которые предполагают осознание смысла и проведение двух и более логических операций и необходимость держать в памяти некоторые действия.
  • Непонимание математического содержания схем и картинок, которые способствуют правильному решению.
  • Невозможность выполнения логико-абстрактных действий из области алгебры, геометрии, тригонометрии, физики.

Иначе говоря, ребенок без труда считает в рамках десяти, но не оперирует более крупными числами. Он не способен уразуметь структуру чисел, соотнести число и его написание с помощью цифр. Поэтому ребенок зачастую с трудом учится определять время, практически не запоминает даты, номера телефонов, формулы, в школе не может успевать на черчении, физике, химии. Если проявились указанные симптомы, не стоит откладывать решение проблемы.

Без умений и навыков, которые дает математика, трудно выполнять многие элементарные ежедневные функции. Кроме того, математика – один из главных предметов многих высших и средних профессиональных учебных заведений, поступить в которые ребенку с дискалькулией будет практически невозможно. Много проблем может создать ученику и постепенно развивающаяся боязнь математики, порождаемая регулярными неудачами на уроках.

Отличие от акалькулии

Дискалькулия и акалькулия сходные расстройства, при которых нарушается способность к математическим действиям и восприятию чисел у детей. Во многих источниках данные термины используются, как взаимозаменяемые синонимы, однако между ними существует отличие.

Акалькулия является приобретенным синдромом. Она возникает в детском и взрослом возрасте вследствие различных воздействий на кору головного мозга, либо на фоне психологических и неврологических заболеваний.

Дискалькулия – врожденное, либо приобретенное в раннем детском возрасте патологическое состояние. Акалькулия выступает в качестве симптома существующей болезни, дискалькулия – самостоятельное заболевание.

Как диагностировать симптомы дискалькулии?

Каждое отклонение имеет свои признаки. Если вы заметили у ребенка один из вышеописанных признаков, попробуйте обратиться к логопеду или психологу. Только специалист может увидеть признаки дискалькулии, провести необходимые тесты и установить верный диагноз. Постановка диагноза занимает некоторое время. Помимо сбора анамнеза, специалист обязательно проведет несколько тестов на восприятие и применение на практике абстрактных чисел, изучит неврологические функции человека, проведет оценку способностей к математике. Иногда к постановке диагноза подключают специальную технику: человеку с подозрением на дискалькулию могут провести электроэнцефалографию или МРТ.

А нужна ли операция

В большинстве случаев
дивертикулит лечится амбулаторно.
Назначаются
специальная диета, нормализующая
стул, а также
спазмолитики (дюспаталин),
пищевые волокна
(мукофальк или фитомуцил),
пробиотики – препараты,
сочетающие в себе
разные виды полезных
бактерий (бифидумбактерин,
бифиформ, линекс).
Иногда назначаются
антибактериальные
препараты.

Но если состояние пациента
тяжелое – поднимается
температура,
имеется большой дивертикулярный
инфильтрат
(уплотнение) или есть
подозрение на разрыв
дивертикула, пациента
госпитализируют и проводят
лечение в клинике
под контролем врача.
Начинают лечение с
внутривенного введения
антибактериальных и противовоспалительных
препаратов.
Если воспаление
не утихает или возникают
осложнения, то прибегают
к хирургическому лечению
– удалению больной
части толстой кишки. Эти
операции могут быть выполнены
открытым способом,
то есть через большой
разрез живота, или
лапароскопически – через
маленькие проколы с помощью
длинных инструментов
под контролем видеокамеры.

Если дивертикулит имеет
запущенную форму
– образовался большой
инфильтрат или гнойник в
брюшной полости, может
потребоваться экстренная
операция для спасения
жизни человека. Нередко
в ходе таких операций после
удаления части кишки
ее концы не сшивают, так
как велика вероятность
того, что в этих швах из-за
воспаления образуются
отверстия и кишечное содержимое
опять попадет
в брюшную полость. Тогда
конец кишки выводят в
левой половине брюшной
стенки в виде колостомы
– отверстия для вывода
каловых масс. При этом
кал собирается в специальный
мешочек, который
приклеивается в месте
вывода кишки. При благоприятном
течении послеоперационного периода
через несколько месяцев
можно выполнить вторую
операцию для того, чтобы
сшить толстую кишку, восстановив
нормальный ход
кишечника и опорожнение
через анальный канал.

Некоторым людям, у
которых имеются дивертикулы
без воспаления,
хирург-колопроктолог
может предложить профилактическую
операцию.
Если человек перенес
несколько приступов
дивертикулита, но на
фоне консервативного
лечения они прошли, то,
чтобы не дожидаться развития
более серьезных
осложнений, можно удалить
больную часть кишки
в профилактическом
порядке. Такие операции
намного легче переносятся,
чем те, которые выполняются
по срочным
показаниям в условиях серьезного воспаления.
Кроме того, что убирается
часть кишки с имеющимися
дивертикулами, во
время профилактических
операций хирург-колопроктолог
убирает и самую
узкую часть кишки,
таким образом предотвращая
повышение давления
внутри кишки в
будущем. Это является
дополнительной мерой
профилактики развития
дивертикулов. Конечно,
любая операция сама по
себе несет определенные
риски, но для некоторых
пациентов может стать
хорошей альтернативой
возможным серьезным
осложнениям.

Что вызывает дискалькулию?

Некоторые исследователи считают, что дискалькулия является результатом отсутствия раннего обучения математике.

Ребенка, которого никогда не учили считать с помощью счётов, или у которого никогда не было умножения с использованием предметов, которые увеличивались в материальных количествах, с большей вероятностью может развиться дискалькулия.

Дети и взрослые могут с большей вероятностью получить диагноз дискалькулия, если они имеют:

  • дислексия;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • депрессия;
  • тревожность.

Дискалькулия также может иметь наследственный компонент. Например, если вы выросли с матерью, которая регулярно говорила, что она просто «бесполезна» в математике и в результате не могла помочь вам в изучении математики, есть вероятность, что вы тоже будете с трудом понимать математику.

Как вовремя заподозрить проблему?

У детей с таким диагнозом нарушается процесс счета. Они долгое время не могут научиться считать на пальцах, так как теряется сам смысл чисел. Мозг не понимает существования связи между числом и количеством.

Ребенок испытывает сложности с запоминанием номеров телефонов, не может правильно определять время на часах, плохо разбирается в графических схемах и диаграммах. Также ему трудно выполнять простейшие арифметические действия, определять, какую часть пространства (большую или меньшую) занимает предмет в коробке, считать деньги.

Для диагностики нарушения математических способностей необходимо обратиться к детскому психологу. Проводится специальное тестирование, которое позволяет определить вычислительные навыки, математическую беглость, количественное мышление и способность решать простейшие задачки в уме.

По результатам обследования будет поставлен диагноз, а также разработана программа для коррекции дискалькулии.

Также в разделе

Типы психических заболеваний Существует много различных состояний, которые определяются как психические заболевания. Наиболее частые их типы включают в себя следующее:

Расстройства…

Расстройство нарушения телесной формы Расстройство нарушения телесной формы (BDD) – это тип соматоформного расстройства — психического заболевания, при котором человек имеет симптомы терапевтической…
Диссоциативная амнезия Диссоциативная амнезия , ранее называемая психогенной амнезией, — это одна из групп состояний, которые называются диссоциативными расстройствами….
Вспышки гнева Вспышки гнева — выражение негативной эмоции (гнева), которое спровоцировано внешним фактором и внутренними мотивами. Спровоцировать приступ гнева может как…
Когнитивно-поведенческая терапия для пищевых нарушений Когнитивно-поведенческая терапия является активным типом консультирования. Сеансы обычно проводятся раз в неделю настолько долго, насколько вам нужно для того,…
Глубокая стимуляция головного мозга Глубокая стимуляция мозга – это эволюция двух хирургических процедур, которые зарекомендовали себя в помощи контроля симптомов определенных расстройств,…
Ангедония Из-за того, что в данное время активно изучаются центры удовольствия и стресса, все чаще используется такой термин как «ангедония». По определению…
Дисморфофобия Дисморфофобия — расстройство, при котором у человека появляются навязчивые идеи касательно того, как он будет выглядеть в старости. Человек считает, что…
Расстройство стереотипных движений Расстройство стереотипных движений – это состояние, при котором человек делает повторяющиеся, часто ритмические, но бесцельные движения. В некоторых случаях…
Страх и тревога Страх и тревога — это ощущения, которые могут возникать как единоразово кратковременно, так и периодически, довольно часто. Они могут говорить просто о…

Борьба с дискалькулией: как тренировать мозг?

Многие родители реагируют на очередную двойку по математике крайне негативно, ограничивая ребенка в прогулках и развлечениях, отбирая у него гаджеты и заставляя все свободное время сидеть над ненавистными учебниками. К чему же приведет такая стратегия поведения? Чадо отдалится от мамы и папы, а проблема никуда не исчезнет.

Что же делать в таком случае? Прежде всего, стоит показать ребенку, что родители находятся на его стороне и будут оказывать максимальную поддержку. Отношения налажены, взаимопонимание достигнуто — можно двигаться дальше.

Вторым этапом служит коррекция программ обучения. Так как в большинстве случаев школа не может подстроиться под индивидуальные потребности каждого ученика, об этом придется позаботиться родителям.

Можно ли «накачать» мозг подобно тому, как качают мышцы в спортивном зале? Ученые говорят, что это вполне реально. Следует начать с малого: развивать способность зрительно оценивать количество предметов.

Для этого лучше использовать одинаковые объекты (шарики, мелкие игрушки, горошины или пуговицы). Их нужно раскладывать по двум или более емкостям и учить ребенка определять, где больше предметов.

Программисты разработали для детей с дискалькулией специальные компьютерные игры. The Number Bonds и Graphogame-Math показывают высокую эффективность и помогают многим школьникам в освоении арифметики.

Лечение

Дискалькулия может управляться с помощью стратегий лечения. Если не лечить, дискалькулия у взрослых может привести к трудностям на работе и проблемы с финансами. К счастью, есть стратегии для детей и взрослых.

Для детей

Специалист может предложить варианты лечения для вашего ребенка в школе и дома. Они могут включать в себя:

  • повторная практика основных математических понятий, таких как подсчет и сложение;
  • сегментирование материала темы на более мелкие единицы, чтобы облегчить переваривание информации;
  • использование небольших групп других детей для обучения математике;
  • повторный обзор основных математических понятий в практических, ощутимых демонстрациях.

Для взрослых

Лечение дискалькулии у взрослых может быть более сложным, если вы не находитесь в обучающей среде с доступными специальными образовательными ресурсами.

Упражнения и учебные материалы, помогут вам укрепить нейронные пути, используемые в математике. Обучение или частные уроки могут помочь в лечении дискалькуляции у взрослых, а также дислексии у взрослых.

Что нужно знать про рак?

В клинической онкологии под термином рак (карцинома) скрываются только злокачественные опухоли эпителиальной ткани. Процесс поражает кожу и слизистые оболочки внутренних органов – желудок, кишечник, почки, легкие и др. Другие новообразования называются иначе. Опухоль из мышечной или костной ткани зовется саркомой, из лимфы – лимфомой и т. д.

Все злокачественные новообразования имеют общие черты:

  • Раковые опухоли способны бесконтрольно делиться. Структура ткани нарушена, и при гистологическом исследовании не видно признаков нормального эпителия. Такое явление называется атипия.
  • Злокачественная опухоль прорастает в окружающие здоровые ткани, разрушая их.
  • Рак метастазирует с кровью и лимфой, что приводит к появлению новых очагов по всему организму.

Прогноз при раке определяет пятилетняя выживаемость – процент людей, проживших 5 лет после проведенного лечения. Если больной перешагнул этот рубеж, в дальнейшем продолжительность его жизни может не отличается от таковой среди сверстников.

Почему у ребенка дискалькулия?

Главной причиной возникновения дискалькуляции является нарушенное функционирование коры головного мозга, что может быть следствием умственной отсталости, ЗПР, генетического нарушения. Другой причиной может являться затрудненная аналитико-синтетическая деятельность. Также дискалькулия может возникнуть у ребенка, имевшего ранее негативный опыт обучения счету, сопровождавшегося принуждением, наказанием за плохие результаты и отсутствием должного подхода. Все это способствует развитию неуверенности в себе, замкнутости, страху, и как следствие — нарушению счета.

Родители могут сами заподозрить наличие у ребенка подобного расстройства, после чего обратиться за квалифицированной помощью. Диагностическое обследование проводится в ходе личной беседы с ребенком. Обычно при этом требуется посчитать, к примеру, до 15, выбрать большего или меньшего значения числа, выполнять простые арифметические операции, размещать числа в порядке возрастания или убывания, называть различные геометрические фигуры, группировать их по цвету. Далее по результатам проведенного обследования выносится заключение о характере выявленного нарушения (виде дискалькулии) и способах его коррекции. Примечательно, что дискалькулия у ребенка может проявляться как самостоятельно, так и в комплексе с дислексией (расстройство навыков чтения) и дисграфией (расстройство навыков письма).

Как часто встречается дискалькулия?

По разным данными приблизительно 5-6 процентов учащихся младших классов испытывают сложности с счетными операциями. Данная статистика не может претендовать на полную объективность, поскольку диагностика дискалькулии производится лишь в некоторых случаях. В большинстве ситуаций тот факт, что ребенок плохо считает, родители не склонны связывать с каким-либо отклонением. Как правило, такого ребенка определяют как “гуманитария” и концентрируются на его способностях к другим наукам.

На первые признаки дискалькулии психологи советуют обращать внимание в 5-6 лет ребенка. Именно в этот возрастной период ребенок начинает активно учиться и знакомиться с числовыми символами и действиями, производимыми с ними

Народные средства

Народных методов лечения дискалькулии не существует. Возможна самостоятельная домашняя работа с детьми младшего возраста, помогающая предотвратить развитие легких форм или смягчить течение более выраженных нарушений. Для профилактики различных видов дискалькулии используют следующие методы:

  • Практогностическая. Решение простых задач с проговариванием арифметических действий и одновременным применением наглядных пособий: палочек, карандашей, пальцев.
  • Графическая. Тренировка мелкой моторики.
  • Вербальная. Запоминание названий чисел и арифметических действий, повторение материала в процессе разговора.
  • Дислексическая. Изучение размеров и форм, игры по узнаванию цифр и математических знаков.
  • Операциональная. Запоминание и воспроизведение счета, использование математических терминов во время беседы.

Информация носит справочный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания .

Возможные последствия

При дискалькулии человек не может корректно определять время, запоминать даты, номера телефонов. Данные факторы ведут к снижению социализации индивида в обществе.

Неспособность ребенка запоминать числа, формулы, производить математические действия ведет к снижению успеваемости в школе, и к невозможности получения высшего образования во многих учебных заведениях, и как следствие невозможности приобрести достойную профессию.

Отсутствие специально разработанных методов обучения детей с дискалькулией ведет к получению многократного негативного опыта в школе. У ребенка развивается низкая самооценка, депрессия. Возможно развитие асоциального поведения.

Грыжевые мешочки

Попробуем представить
толстую кишку. Она похожа
на трубку, точнее, на
шланг для полива – длинная,
гибкая и имеет достаточно
толстую стенку,
состоящую из нескольких
слоев. Внутренний слой
– слизистая и подслизистая
оболочки; средний и
самый крепкий слой – мышечная
оболочка; наружный
– серозная оболочка.
Это похоже на слоистую
структуру футбольного
мяча – снаружи крепкая и
твердая кожа, а внутри –
мягкая, но эластичная резиновая
камера.

А теперь представьте,
что во внешней твердой
оболочке этого мяча образуется
отверстие, дырочка.
Что же тогда случится?
Высокое давление
внутри мяча вытолкнет
часть мягкой и эластичной
внутренней резиновой камеры
наружу: образуется
торчащий наружу кармашек.
Это можно сравнить с
грыжей на животе – через
дефект в мышцах наружу
выпирает содержимое.
Примерно то же самое
происходит и с толстой
кишкой при дивертикулезе.
Если давление внутри
просвета кишки большое,
а в мышечном слое имеются
прорехи, то внутренняя
выстилка кишки стремится
наружу через эти
отверстия, образуя выпячивания
в виде мешочков.
Они называются дивертикулы.
А состояние, когда
дивертикулов в толстой
кишке много, называют
дивертикулез. Если же дивертикулы
начинают воспаляться
или появляются
другие осложнения, то
дивертикулез переходит
в более серьезную форму
заболевания – дивертикулит.

Зачастую дивертикулез
обнаруживается случайно.
Например, когда
человек делает диагностическую колоноскопию,
рентгенограмму с контрастированием
кишки или
компьютерную томографию
живота по какому-то
другому поводу.

Какие основные типы дискалькулии встречаются?

  • Графическая дискалькулия. Человек испытывает сложности в написании чисел и других символов. В этом же случае наблюдаются сложности в восприятии геометрических фигур.
  • Практогностическая. Абстрактные математические понятия не могут быть переведены в реальные примеры. В результате ухудшается восприятия арифметических вычислений и человек испытывает сложности в их применении на практике.
  • Лексическая. Ребенок может воспринимать информацию о правилах и числах от учителей или родителей, но не может заниматься самостоятельно, поскольку не может воспринимать математические знаки с помощью чтения.
  • Вербальная. Числа и математические понятия не воспринимаются или недостаточно хорошо воспринимаются на слух. При этом сохраняется способность выполнять письменные задания.

Отдельные типы дискалькулии могут сочетаться друг с другом, затрудняя диагностику и последующее лечение.

Причины дискалькулии

Слабая обработка оптической информации, как полагают специалисты, – наиболее распространенная причина возникающих трудностей при изучении и понимании математики. Без умения зрительно представить число и конкретную математическую задачу нельзя хорошо знать и понимать предмет. Наличие у ребенка проблем при обработке зрительной информации носит название «невербальные учебные трудности». А если они являются основой неуспевания школьника по математике, то нередки и трудности с грамотностью и выработкой хорошего почерка. Но такие особенности психики не всегда приводят к проблемам с чтением и письмом.

Проблема установления последовательности. Ученики с этой проблемой нередко испытывают серьезные трудности, когда нужно запоминать факты, учить формулы, без которых нельзя произвести математические вычисления. У таких детей к проблемам с математикой добавляются трудности с получением знаний и формированием навыков в разных сферах знания: чтение, выработка грамотности – предметы, требующие запоминания фактов и деталей. Трудно устанавливать последовательности людям, у которых выявлены дислексия или дисграфия.

Математическая фобия – паническая боязнь математики и как школьного предмета, и как науки, связанная с неоднократным отрицательным опытом, полученным в прошлом. В некоторых случаях она доставляет большое количество неприятностей и дает много негативных эмоций, что пагубно для психики ребенка.

Профилактика

Профилактика дискалькулии актуальна только в том случае, когда речь идет о приобретенном расстройстве. Занятия по укреплению счетных навыков можно проводить как в различных учреждениях, направленных на развитие ребенка, так и дома.

Существует масса различных методик и материалов для изучения математического представления и общеинтеллектуального развития ребенка. Исследования показывают, что при правильно подобранной программе ребенок достаточно легко осваивает принцип решения математических задач, а значит, дискалькулия ему не грозит.

В случае врожденной дискалькулии необходима коррекция и занятия со специалистом, который сможет построить новые нейропсихические связи в мозгу ребенка.

5 стадий развития рака

Излечимость рака напрямую зависит от того, на какой стадии развития он находится. В практической онкологии при определении тяжести процесса принято ориентироваться на международную классификацию TNM. Расшифровка аббревиатуры простая:

  • T – это характеристика первичной опухоли. В зависимости от ее размера определяется стадия T1-T4.
  • N – это метастазы в региональных лимфатических узлах. По степени вовлеченности лимфоузлов выделяют стадии N1-N3.
  • M – это отдаленные метастазы – проникновение клеток опухоли в другие органы. M0 ставится, если метастазов нет, M1 – при их наличии вне зависимости от количества и локализации.

В зависимости от параметров T,N и M определяется стадия развития болезни. Рассмотрим подробнее, как лечится рак на различных этапах и какова вероятность благополучного исхода.

0 стадия

Стадия 0 – это рак in situ, или рак на месте. Опухоль располагается в пределах эпителиальной ткани (слизистой оболочки) и не переходит в более глубокие слои. В этой стадии клетки новообразования растут с той же скоростью, что и гибнут. Не прорастают сосуды в злокачественные ткани, не отсеиваются раковые клетки в лимфатические узлы. Симптомов заболевания нет. До начала активного роста проходит несколько лет или даже десятилетий. Выявить рак in situ можно только при обследовании (например, при прохождении планового медицинского осмотра).

Рак 0 стадии полностью излечим – достаточно избавиться от очага измененных тканей. Операция малоинвазивная, с минимальным повреждением органа. Прогноз благоприятный – после хирургического вмешательства рак не рецидивирует. По статистике, чаще всего такие формы опухолей выявляются на шейке матки, кожных покровах – там, где они доступны для визуального осмотра и/или скринингового исследования.

I стадия

В стадии I выявляется небольшая первичная опухоль. У каждой формы патологии определяются свои допустимые размеры. Например, для молочной железы это образование до 2 см, а для меланомы (опухоли кожи) – всего 2 мм. Регионарные лимфоузлы не поражены.

I стадия – это самая благоприятная  стадия рака. Нужно только полностью убрать первичный очаг – удалить подозрительное образование на коже, сегмент молочной железы и т. п. Пятилетняя выживаемость доходит до 100%. Практически все пациенты, прошедшие лечение вовремя, полностью выздоравливают. Но если болезнь не лечить, она будет прогрессировать. Рак перейдет во вторую стадию с дальнейшим поражением тканей и лимфатических узлов.

II стадия

Во II стадии первичная опухоль растет. Например, образование молочной железы достигает величины 5 см, кожи – до 4 мм. В некоторых регионарных лимфатических узлах выявляются раковые клетки. Процесс выходит за пределы первичного очага.

Пятилетняя выживаемость на этой стадии развития рака составляет 50-80%. Рак можно излечить только в том случае, если полностью избавиться от первичного очага и убрать пораженные лимфатические узлы. Для закрепления результата нередко проводится химиотерапия, лучевое облучение.

III стадия

В стадии III опухоль достигает больших размеров. В регионарных лимфоузлах определяются раковые клетки. Обычно на этой стадии поражается несколько лимфатических узлов. Отдаленных метастазов еще нет, соседние органы не изменены.

Рак III степени возможно вылечить, если помощь будет оказана вовремя. Требуется комплексный подход – нужно не только убрать первичный очаг и измененные лимфатические узлы, но и предупредить распространение атипичных клеток по организму. Для этого ткани облучают, вводят цитостатические препараты, способные уничтожить раковую опухоль. Пятилетняя выживаемость на этой стадии составляет 30-50%.

IV стадия

Стадия IV – самый тяжелый вид раковой опухоли. Здесь появляются метастазы, и атипичные клетки распространяются в другие органы. Например, при раке молочной железы новые очаги обнаруживаются в костях, легких, головном мозге и печени. Размер первичной опухоли не имеет значения. Распространение метастазов возможно даже при маленьких образованиях.

Пятилетняя выживаемость в последней стадии рака невысока и составляет не более 10%. Рак с метастазами практически не излечим. Для удаления опухоли требуются обширные травматичные операции, курсы химиотерапии и лучевого облучения. Не всякий организм выдерживает подобную нагрузку.

Важно! Чем быстрее будет обнаружена злокачественная опухоль, тем выше шансы на выздоровление. Рак на ранних стадиях практически всегда излечим

Своевременная диагностика и грамотное лечение позволяют полностью избавиться от опасной болезни и избежать развития осложнений.

Классификация

По образованию дискалькулия бывает двух типов: врожденная и приобретенная.

Системные нарушения в процессе развития ребенка могут отрицательно сказываться в изучении математических наук. Психологическая травма также может послужить развитию дискалькулии, если в раннем возрасте ребенок получил негативный опыт обучения счету.

Формы дискалькулии:

  • Практогностическая или пространственная — проявляется в затруднении абстрактно считать или делить предметы.
  • Графическая — проявляется в нарушении «кодировки», то есть ребенок не воспринимает на слух цифры, не способен записать называемое число.
  • Вербальная — сложность состоит в словесном обозначении математических действий, ребенку трудно назвать цифру, символ, формулу.
  • Операциональная — затруднения при выполнении арифметических действий, нарушения зрительно мышления.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: