ГШ
Московская группа, образованная в 2012 году под именем Glintshake, начала как альт-рок коллектив с песнями на английском языке. Их материалу, возможно, и удавалось зацепить слушателя, но для прорыва не хватало здоровой творческой наглости. Спустя четыре года Glintshake, став русскоязычной ГШ, врываются в музыку с обновленной формой и содержанием. Эту веху для артистов открывает альбом «ОЭЩ МАГЗИУ», одно название которого ассоциативно вынуждает говорить об авангарде.
Однако сами участники ГШ выступают против подобного определения жанра – они относят себя к поп-музыке, доступной широкой публике. Авангард, по мнению группы, остался в 20 веке с его революционным взрывом и принципиально новым искусством. Несмотря на это, ГШ использует опыт прошлого столетия, вдохновляется им и ведет творческий диалог – музыканты интересуются как академической музыкой, так и эстрадой.
В 2018 году ГШ выпустила третий альбом, который продолжает тенденции, заложенные в «ОЭЩ МАГЗИУ».
Chickenfoot
Вот прекрасный пример абсолютно коммерческого расчета под лозунгом “не стареют душой ветераны”, который превратился в замечательный коллектив! Вокалист Сэмми Хагар (Van Halen, Montrose), басист Майкл Энтони (Van Halen), супервиртуоз гитары Джо Сатриани и барабанщик Чед Смит (Red Hot Chili Peppers) являют собой невероятно гармоничное сочетание драйва, яркого мелодического начала, технической виртуозности и абсолютной доступности для самых широких слоев населения. Никаких звездных амбиций, фантастическая слаженность и гармония — вот за что стоит любить эту группу. Увы, несмотря на то, что официально о распаде Chickenfoot объявлено не было, в прошлогоднем интервью Чед Смит сообщил, что все участники, даром что находятся в прекрасных отношениях, дико заняты своими собственными делами, так что в ближайшее время ни концертов, ни записей не предвидится.
поделиться
Them Crooked Vultures
Группа возникла, когда барабанщик Nirvana и фронтмен Foo Fighters Дэйв Грол решил записать что-нибудь с лидером альтернатив-роковых Queens of the Stone Age Джошем Хомме. Вишенкой на торте должен был стать бывший басист Led Zeppelin Джон Пол Джонс, явно отстававший от экс-коллег по части творческой активности. Грол свел всех троих на своем сороковом дне рождения в начале 2009 года и договорился о записи, название же было выбрано всеми троими как не имеющее особого смысла. Вышедший по итогам альбом напоминал творчество всех названных коллективов сразу и был назван одним из самых интересных релизов года, а сингл «New Fang» даже выиграл «Грэмми» как лучший хард-роковый сингл. Увы, несмотря на ряд выступлений и разговоры о записи нового, более мощного альбома, этот многообещающий проект продолжения пока что не имел.
Cream
Послужной список музыкантов, составивших первое всемирно известное пауэр-трио, был весьма значителен: Эрик Клэптон проходил стажировку в Yardbirds и у маэстро белого блюза Джона Мейолла, басист Джек Брюс играл в известной в ту пору группе Graham Bond Organization, а неистовый ударник Джинджер Бейкер – в группе еще одного блюзового адепта Алексиса Корнера, «пригревшего» в свое время участников The Rolling Stones. Атмосфера в команде была весьма нервной, в том числе из-за постоянных стычек между Брюсом и неуживчивым Бейкером, но четыре записанных ими альбома стали классикой рока, а хит «Sunshine Of Your Love» – обязательным номером в каждой уважающей себя блюзовой кавер-группе. В новом же веке Cream умудрились стать единственной командой, сыгравшей концерт в классическом составе спустя почти полвека после распада.
Black Country Communion
Мода на суперсоставы затронула и любителя поработать на стороне бас-гитариста и певца Гленна Хьюза, в разное время певшего в Deep Purple и Black Sabbath, но так и не удосужившегося попробовать себя на ниве блюз-рока. Случай исправить положение подвернулся, когда Хьюз познакомился со звездой современного блюз-рока Джо Бонамассой и подбил его на совместный проект, стартовавший в 2009 году. А с Бонамассой в проект пришел барабанщик Джейсон Бонэм – не только сын легендарного ударника Led Zeppelin, но и приглашенный участник таких групп, как UFO и Foreigner. Дополнив состав клавишником из прогрессив-группы Dream Theater Дереком Шериняном, новоиспеченный состав выпустил четыре полноценных альбома – кое-кто скажет, что слышал все это раньше, но что еще нужно упертым поклонникам классического хард-рока и/или всех четверых участников?
Зарождение и развитие рок-музыки
История рок-музыки началась в Америке, когда расовая вражда достигла пика. Чернокожее население США не имело право ездить в автобусах на первых четырех рядах, предназначенных для “белых”. Афроамериканцы обязаны были уступить место. Дети учились в школах, разделенные по цвету кожи. Даже общественные места, такие как пляж, подвергались сегрегации. Rock-n-Roll помог примирить враждующих людей, ведь он произошел сразу из трех видов музыки: ритма, кантри и блюза, которые стали истоками рока. Афроамериканские исполнители играли для белой публики. Белые музыканты выступали перед чернокожими. Так музыка помогла сблизить враждующие расы. С новомодным направлением первыми познакомились жители штата Огайо, где диджей Алан Фрид включал записи необычного стиля.
Интересный факт!
Название Rock-n-Roll до популяризации использовалось в текстах этнических афроамериканских песен.
Хотя история рока началось в конце 40-х, официальным годом зарождения нового направления считается 1951-й. Именно в этом году вышла первая студийная запись новомодного звучания под названием “Rocket ‘88” в исполнении дуэта Айка Тернера и Джеки Бренстон. После недолгого затишья на сцене появился знаменитый Элвис Пресли. Молодой певец быстро покорил слушателей своей харизмой и приятным тембром. Каждая пластинка, записанная музыкантом, становилась популярной и закрепляла любовь общества к рок-н-роллу. Пресли стал родоначальником первого ответвления необычного течения, позже названного “рокабилли”.
50-е года принесли любителям тяжелой музыки множество композиций, которые популярны по сей день. Вот лишь короткий список классики рок-н-ролла, появившейся в послевоенные годы:
- “Rock Around The Clock” — Bill Hayley, 1954;
- “Hound Dog” — Elvis Presley, 1956;
- “Blue Suede Shoes” — Carl Perkins, 1956;
- “Tutti Frutti” — Little Richard, 1955;
- “Johnny B. Good” — Chuck Berry, 1958;
- “Great Balls of Fire” — Jerry Lee Lewis, 1957.
Asia
Поводом к появлению в начале 80-х группы Asia стал распад классических составов сразу двух знаменитых команд арт-рока – Yes и King Crimson. Из первой в группу пришли гитарист Стив Хоу и клавишник Джефф Даунс, участником второй был бас-гитарист и певец Джон Уэттон, а за барабаны сел все тот же Карл Палмер, которому наскучила музыка его предыдущей группы. За репетициями последовала запись первого альбома, немудряще названного «Asia»: критики и поклонники классического арт-рока разнесли пластинку в пух и прах, но продавалась она очень даже прилично, разойдясь четырехмиллионным тиражом только в США. Засим последовали обычные в таких случаях нелады и многочисленные смены состава, но без песни «Heat Of The Moment» с тех пор не обходились ни концерты Джона Уэттона (ныне, увы, покойного), ни сборники лучших песен рока 80-х.
Самые популярные певцы в России 2021
Подробно разберемся с российскими исполнителями.
Рейтинг аудиосервиса СберЗвук
Под какую музыку россияне провели минувший год выяснил стриминговый аудиосервис СберЗвук (входит в экосистему Сбербанка).
1На первое место по количеству прослушиваний в России, по данным СберЗвук, вышла поп-группа Artik & Asti, основанная в 2010 году продюсером и исполнителем Артемом Умрихиным.
2Второй по популярности стала российская певица Zivert.
3Третью строчку рейтинга занимает Morgenshtern.
На четвертом месте оказался российский рэп-дуэт HammAli & Navai, состоящий из певцов азербайджанского происхождения Александра Алиева и Наваи Бакирова.
На пятом — российский певец JONY (Джахид Гусейнли).
Самым прослушиваемым дуэтом, по версии СберЗвука, в 2021 году стал BESTSELLER от MAX BARSKIH и Zivet. Также среди дуэтов популярны HammAli & Navai, Artik & Asti, GAYAZOV$ BROTHER$ и MiyaGi & Andy Panda.
Что касается групп, то в фаворитах у россиян в 2021 году оказался итальянский коллектив Maneskin. На втором месте расположились «Руки Вверх», на третьем — британская группа Coldplay. Замыкают топ-5 южнокорейский бой-бенд BTS и питерский рок-бэнд «Лениград».
Топ-5 самых популярных песен в СберЗвуке
• «Птичка» — HammAli & Navai;• «Я в моменте» — Эльдар Джарахов и Markul;• «Истеричка» — Artik & Asti;• «Amore Море, Goodbye» — «Мумий Тролль» и Filatov & Karas ;• «На часах ноль-ноль» — Dabro.
Рейтинг аудиосервиса Apple Music
Согласно рейтингу Apple Music, самым популярным альбомом в России в 2021 году оказался YAMAKASI, который записал хип-хоп дуэт из Владикавказа Miyagi & Andy Panda.
Второе место по популярности в России занял альбом «Свистки и бумажки» от Скриптонита. Кстати, в топ-10 на Apple Music в 2021 году вошли еще две работы этого казахстанского исполнителя и музыкального продюсера — альбом «2004», занявший пятое место, и «Праздник на улице 36», оказавшийся на седьмой строчке рейтинга.
На третьем месте расположился российский музыкальный продюсер, автор песен и видеоблогер Slava Marlow с альбомом «АРТЁМ», на четвертом — рэпер Егор Крид с его «Pussy Boy».
Топ-5 треков Apple Music в России
• «Птичка» — HammAli & Navai;• «Снова я напиваюсь» — Slava Marlow;• «Венера-Юпитер» — Ваня Дмитриенко;• «Сияй» — Ramil’;• «Astronaut In The Ocean» — Masked Wolf.
Рейтинг аудиосервиса Spotify
Музыкальный стриминговый сервис Spotify назвал имена исполнителей и группы, которых чаще всего слушали в этом году в разных странах мира. При этом были выявлены и самые прослушиваемые в России артисты.
В Top-5 среди самых популярных в России исполнителей вошли: Morgenshtern, Скриптонит, российско-испанский рэпер Kizaru (Олег Нечипоренко), хип-хоп-дуэт из Владикавказа Miyagi & Andy Panda, а также рэпер Big Baby Tape (Егор Ракитин).
Топ-5 самых популярных треков 2021 в Spotify в России
• «Cristal & МОЁТ» — Morgenshtern;• «Дежавю» — kizaru;• «Патрон» — Miyagi & Andy Panda;• «Нету интереса» — 10AGE;• «Astronaut In The Ocean» — Masked Wolf.
Рейтинг сервиса «Яндекс.Музыка»
✓ Самой прослушиваемой русскоязычной группой, по версии сервиса, стал поп-дуэт Artik & Asti.
✓ Среди исполнителей-мужчин на русском языке первое место занял рэпер Моргенштерн.
✓ Среди российских исполнительниц слушатели отдали предпочтение певице Мари Краймбрери.
✓ Самыми популярными среди иностранных исполнителей стали итальянская рок-группа Måneskin и румынская певица Minelli.
Топ 5 самых популярных треков 2021 года в «Яндекс.Музыке»
• «Птичка» — HammAli & Navai;• «Венера-Юпитер» — Ваня Дмитриенко;• «Rampampam» — Minelli;• «Федерико Феллини» — Galibri & Mavik;• «Горький вкус» — Султан Лагучев.
Рейтинг российских исполнителей 2021 года по версии ВЦИОМ
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в партнерстве с премией «Марка №1 в России» опросил россиян, чтобы определить лучших исполнителей 2021 года.
В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Их просили выбрать из предложенного списка лучших певцов и исполнительниц.
✓ Лучшим певцом российской эстрады 2021 года оказались Олег Газманов (19%), Баста (10%), Григорий Лепс и Сергей Лазарев (по 9%), за ними следуют Леонид Агутин и Валерий Меладзе (по 8%).
✓ Лучшими исполнительницами 2021 года, согласно опросам ВЦИОМ, стали Полина Гагарина (17%) и Пелагея (13%). Третье место с 7% голосов разделили Елена Ваенга, Зиверт, София Ротару и Валерия.
The Traveling Wilburys
История группы началась с песни, которую Джордж Харрисон планировал записать для второй стороны сингла в домашней студии давнего приятеля Боба Дилана. Помочь другу пришли лидер Electric Light Orchestra Джефф Линн, наследник The Byrds на ниве рутс-рока Том Петти, а также заглянувший на огонек легендарный Рой Орбисон. Название песни «Handle With Care» взяли с коробки в гараже Дилана, превратив надпись в символ нелегкого жизненного пути – и результат, записанный лихо и весело, оказался настолько хорош, что звукозаписывающая компания решила не запрятывать явный шлягер на вторую сторону. Засим последовал первый альбом, записанный за какие-то десять дней – и в 1989 году пластинка попала в список 100 лучших альбомов 1980-х годов по версии журнала «Rolling Stone» и была номинирована на премию «Грэмми» в категории «Альбом года». Увы, второй по счету альбом был не столь триумфален, хотя и неплох, и супергруппа тихо разошлась по другим проектам. А ту самую песню, записанную первой, до сих пор можно услышать на многих концертах, где играются песни Джорджа.
The Dead Weather
Элисон Моссхарт (The Kills, Discount), Джек Уайт (The White Stripes, The Raconteurs), Дин Фертита (Queens Of The Stone Age) и Джек Лоуренс (The Raconteurs, The Greenhornes) поначалу не собирались выступать под этим названием — просто Джек Уайт, временно лишившийся голоса, пригласил Элисон Моссхарт занять место вокалиста в другой его супергруппе, The Raconteurs, но что-то пошло не так. В результате мы имеем отличное название и одну из самых мощных новых хард-рок-групп с максимально грязным звуком с ощутимым влиянием авангардного рока конца 1960-х (и Элисон, и Джек, к примеру, очень любят творчество Капитана Бычье Сердце (для пуристов привожу традиционно принятое русское написание его имени: Кэптен Бифхарт). Записано три альбома (последний из них, Dodge and Burn, вышел осенью 2015 года).
Shortparis
Shortparis преодолели ухабистый путь: от глухой Сибири и питерских стрип-клубов до крупных площадок и европейских фестивалей. Уже на старте они не вписывались в жанры и получали довольно нелепые ярлыки, которые не могли в полной мере охватить творчество группы. Однако как тогда, так и сейчас Shortparis настаивают на своей оппозиции по отношению к любой музыкальной сцене. Определяют же себя они лаконично: post-pop.
Продолжая тезис Медузы о «самой дикой группе страны», можно сказать, что Shortparis еще и самая парадоксальная группа в России. Они слишком размашисты для андеграунда, слишком экспериментальны и непонятны для массовой публики, слишком насмешливы для того, чтобы стать рок-звездами, и слишком искренние для выхода в тираж. Во времена повального юродства и иронии Shortparis слишком серьезны. Но за их серьезностью, театральностью и претенциозностью на деле стоит тонкая интеллектуальная игра – игра постмодернистов в музыку.
И в этой игре органично переплетаются символы далеких друг от друга культур: французского шансона и русской поп-музыки 90-х, христианства и подчеркнутого гомоэротизма, глэма и народного творчества. Shortparis ведут диалог – или монолог – не с аудиторией, а с пространством культуры. Само слово у них подвержено инфляции и обесцениванию – логические связи в куплетах и строках разорваны.
Под занавес 2018 года Shortparis выпустили крайне смелую видеоработу – клип на сингл «Страшно». Коллектив пошел нетипичным для себя путем, ударив по триггерам и не отрефлексированным травмам российского общества. Удар такой силы окончательно разрушил информационный вакуум вокруг творчества группы, и их популярность теперь растет с каждым месяцем.
Emerson, Lake and Palmer
https://youtube.com/watch?v=ZTU1eYjxNSg
Клавишник The Nice Кит Эмерсон и бас-гитарист и певец King Crimson Грег Лейк познакомились за кулисами одного из совместных выступлений обеих групп в знаменитом зале Fillmore West: оба они были недовольны своим положением в группах и давно искали случая уйти. «На саундчеке Грег начал играть басовую линию, а я сел за клавиши, стал подыгрывать и – бац! – все сложилось», — вспоминал Эмерсон. Отыграв все намеченные концерты с теперь уже бывшими проектами, Лейк и Эмерсон засели в студии и начали искать ударника, которым в итоге стал Карл Палмер из Atomic Rooster и The Crazy World Of Arthur Brown. Записав единым и неделимым составом восемь альбомов, самым известным из которых стала рок-трактовка «Картинок с выставки» Мусоргского, команда распалась, но в 90-е собралась вновь и время от времени гастролировала с классическим репертуаром – до тех пор, пока пришедший последним ударник не остался и последним живым участником легендарной команды.
Black Country Communion
Тем, кто скажет мне, что выросший из блюз-вундеркинда в самого занудного гитариста современности Джо Бонамасса абсолютно невыносим, я всегда готов выразить свою горячую поддержку, но группа Black Country Communion — единственный коллектив, в составе которого я готов смириться с ним. Наверное, благодарить за это стоит хард-рок-ветерана Гленна Хьюза, харизма и невероятная витальность которого заставляют пафос и занудство Бонамассы уйти со сцены практически без возврата. Картину дополняют клавишник Дерек Шериньян (Dream Theatre, Planet X) и Джейсон Бонэм, барабанщик и сын барабанщика, прославившийся своим участием в записи стольких прекрасных альбомов, что и не сосчитаешь. Первый альбом, вышедший в 2009-м, казался глотком свежего воздуха, не уступал ему и второй, и только на третьем парни то ли устали друг от друга, то ли Бонамасса просто задолбал всех прочих, после чего группа, похоже, распалась. Однако в этом году компания снова собралась (думаю, что виной тому снова душка Хьюз); альбом BCC IV выходит в сентябре.
«План Ломоносова»
План Ломоносова
«План Ломоносова» — относительно молодая московская панк-группа, состоящая из очень известных российских музыкантов и даже актёров! Фронтмен группы Александр Ильин – снимался в «Интернах», там он исполнил роль Лобанова. Остальные музыканты – Андрей Шморгун и Денис Хромых играли в другой панк-группе «Тараканы!». К сожалению, «Тараканы!» распались, зато «План Ломоносова» играют с 2010 года до сих пор.
Сами музыканты говорят о себе так: «В нас есть то, чего не хватает профессионалам. Наши души ещё не заскучали». И это действительно так. Музыкантам свойственен молодой панковский пыл! И это очень выделяет их на фоне более опытных панк-ветеранов. В общем – группа просто отличная.
История русской рок-музыки
Западная мода дошла и до Советского Союза. Новое направление было принято не сразу. Первые концерты в стиле рок-н-ролл проходили в небольших помещениях, а выступали в основном любители. Коллектив «Поющие Гитары» стал первым официальным проектом тяжелой музыки в СССР. Группа была основана в 1957 году и сразу начала активно выступать на мероприятиях, знакомя русскую публику с роком. Однако стиль все еще не признавался советскими слушателями. Качественные записи и сложные композиции требовали дорогих инструментов. Отсутствие топового оборудования стало серьезной преградой для развития рока в русской культуре.
Расцветом рок-н-ролла в Советском Союзе считается период с 80-х по 90-е. В 1981 открылось первое заведение, посвященное новому направлению. В Ленинградском рок-клубе начали записываться группы “Машина времени”, “Автограф и Магнетик Бэнд”. Эти коллективы уже были известны публике своим выступлением на фестивале тяжелой музыки «Тбилиси-80», проведенном годом ранее. Музыканты с необычным стилем исполнения стали попадать на радиостанции и сниматься в программе “Музыкальный ринг”. Именно в этот период появились “Круиз”, “Земляне” и “ДДТ”.
Очередной удар по рок-культуре пришелся на середину 80-х, когда правительство запретило любительским группам выступать на концертах. Нарушение правил считалось попыткой получить нелегальную прибыль и грозило тюремным заключением. Выступления “Воскресенья” и “Браво” не раз были закрыты милицией. Доходило даже до арестов, например, во время одного несанкционированного концерта была арестована Жанна Агузарова, исполнительница группы “Браво”.
Интересный факт!
Большинство композиций записывалось в гаражах и квартирах. Культовая песня «Наутилуса Помпилиуса» “Я хочу быть с тобой” была записана на квартире у одного из основателей — Дмитрия Умецкого.
Попытки государства избавиться от западных течений не увенчались успехом. Рок-музыка превратилась в пропаганду свободы. Люди начали слушать композиции и записывать активнее, борясь за право наслаждаться любимым направлением. Не помогли и массовые расформирования зарегистрированных коллективов, которые добавляли в свои записи рок-н-рольный стиль. В 1985 году правительством было принято решение о создании “Московской рок-лаборатории” в качестве компромисса. Так музыканты получали возможность выступать на концертах, зарегистрировавшись в учреждении. Группы стали легальными, а государство могло контролировать их деятельность. Вместе с нововведением в стране появился новый стиль — нью-вейв. Его исполнители, например, “Кино” и “Алиса”, быстро нашли отклик у публики. Вместе с ними популярность пришла к “Наутилусу Помпилиусу”, “Бригаде С” и “Зоопарку”.
Сегодня самыми популярными исполнителями рока в России считаются:
- “Кино”.
- “ДДТ”.
- “Наутилус Помпилиус”.
- “Алиса”.
- “Машина Времени”.
- “Агата Кристи”.
- “Аквариум”.
- “Чайф”.
- “Ария”.
- Земфира.
The Power Station
История The Power Station началась с того, что участники группы Duran Duran Энди и Джон Тейлоры решили поиграть что-то отличное от нововолновой стилистики, а фотомодель, знатная тусовщица и мама актрисы Лив Тайлер по имени Биби Бьюэлл предложила им записать кавер-версию песни группы T.Rex «Get It On». Идея пришлась Тейлорам по вкусу: на место Бьюэлл пришел ветеран «голубоглазого соула» Роберт Палмер, которого очень любили Duran Duran, а за барабаны сел ударник еще одной знаменитой группы Chic Тони Томпсон. Результатом стал единственный альбом и несколько синглов: песня «Get It On», с которой все и началось, попала в десятку хитов в Америке, а еще один сингл «Some Like It Hot» – еще и в британские чарты. Увы, Палмер, решив воспользоваться внезапным успехом, ушел из группы, и его место занял другой питомец лейбла Led Zeppelin Майкл Де Барр. В этом составе группа выступила даже на знаменитом концерте «Live Aid», записала песню для фильма «Коммандос» (того самого, со Шварценеггером), но вскоре распалась и воссоединилась в оригинальном составе лишь спустя десять лет. Увы, второй записанный ею альбом прошел незамеченным, как и турне: время и супергруппы, и ее музыки ушло навсегда.
ИльяМазо
Илья Мазо – это человек-проект, который сделал из своего творчества мультиформатную площадку для самовыражения. Из-под пера Илья вышли: спектакль, книга, короткометражка, синглы и альбом – и в скором времени появится игра. Но в первую очередь москвич видит себя как поэта и музыканта.
Недавно, в январе 2019 года, Илья релизнул полноформатник. Неожиданная и напряженная работа за счет удачных экспериментов уводит слушателя в сторону от раннего творчества музыканта. Три-четыре года назад Илья прощупывал почву инструментальными аранжировками и яркими текстами. Сегодня же он предстает бо́льшим формалистом, чем прежде: Илья делает акцент на игре именно с формой произведения, его фактурой и внешним лоском.
Но альбом проработан и содержательно. Стихи Ильи – выпуклые в образности – написаны под ощутимым влиянием народной песни. Вокал же, впитавший традиции русского романса, наслаивается на резкую, прерывистую музыку. Эти зарисовки по воспоминаниям и бытовые этюды тенденциозно лишены сторителлинга и скорее выстраивают гамму ощущений мелкими штрихами.