Личная жизнь
В старшей школе Виктор Цой не пользовался популярностью у одноклассниц, всему виной была его национальность, но уже к 20 годам личная жизнь артиста изменилась. Девушки толпами дежурили у подъезда любимого музыканта. А вскоре молодой человек встретил вторую половинку. Знакомство произошло на одной из вечеринок, где присутствовал артист. Марианна была на 3 года старше Виктора. Первые полгода влюбленные ходили на свидания в парк, после чего решили жить вместе.
Музыкант женился на Марьяне (Марианне) Цой, которая родила ему сына Сашу. В будущем Александр Цой также стал рок-музыкантом. Александр оказался единственным ребенком Виктора, больше у певца детей не было. Жена музыканта взяла на себя всю хозяйственную деятельность группы, помогала с концертными костюмами и организационными вопросами.
Виктор Цой и Марьяна Цой /
В 1987 году во время работы над съемками фильма «Асса» Виктор познакомился с Наталией Разлоговой, работавшей ассистентом режиссера. Между ними вспыхнул роман, и новые отношения в итоге привели к разрушению семьи. Как потом вспоминала Марианна в интервью, они с Наталией оказались разными по характеру женщинами. Супруга воплощала собой «вулкан страстей», а последняя любовь оставалась «неприступной скалой».
Официально пара не разводилась, и после смерти музыканта Марианна взяла на себя организацию выпуска последних его записей, а также неизданных материалов. Вдова Виктора Цоя в 1999 году получила высшее образование в Санкт-Петербургском университете, где изучала японский язык. Женщина увлеклась переводами.
История любви кумира 80-х Виктора Цоя и его жены Марьяны
Накануне нового столетия у нее обнаружился рак. После удаления опухоли в груди врачи обнаружили онкологическое образование и в головном мозге. Поняв, что ничего уже сделать нельзя, Марианна Цой уехала домой умирать. Последние 3 месяца за ней ухаживали мать и супруг Александр Аксенов, более известный под сценическим псевдонимом Рикошет.
Наталия вышла замуж за журналиста Евгения Додолева, с которым эмигрировала в США. Она стала матерью двоих детей. Вернувшись в Россию, устроилась работать на Первый канал.
Если бы был жив?
Интересный вопрос, верно? За тридцать минувших лет случилось многое. Кто-то из кумиров, как Виктор, ушёл безвозвратно, кто-то покинул нас только в философском плане, а кто-то стал совершенно другим.
Стихи Ильи Кормильцева, такие значимые в Перестройку, в девяностых утратили былую актуальность. Лучшей песней первой половины того десятилетия у Бутусова окажется «На берегу этой странной реки», а «Дыхание», в 1995-1996 году игравшая из каждой колонки, будет уже хорошо звучащей конъюнктурой, полной высокодуховной игры слов и почти метафизического наполнения смысла песни.
В смутные времена 1991 русские рокеры поддержат Ельцина, радостно встречая наконец-то пришедшие перемены и надеясь на «плюшки» от власти. Главной возможностью для них станет дозволенность петь без привязки к цензуре. Опираясь на память восьмидесятых, с их жаждой рока во всех проявлениях, мэтры станут надеяться на новые заполненные стадионы. А получат лишь дворцы спорта, ДК и редеющие ряды поклонников, где неофиты набирались уже по инерции.
Макаревич, любящий «Битлз» и готовку, станет бессменным ведущим «Смака». Юрий Юлианович Шевчук, записав «Чёрный пёс Петербург» и откатав концерты, неожиданно снова уйдёт в протест и перестанет петь старую-добрую лирику. Бутусов, совсем разойдясь с Кормильцевым, продержится до «Яблокитая» и уже в нулевом запоёт «Желтоликие монголы пьют карбидовые смолы и поскачут по гробам прямо в город Амстердам», отойдя в сторону от рвущего души «Взгляда с экрана».
Борис Гребенщиков воспарит в сансару, а в его главном хите важнейшей деталью окажется «вол, исполненный очей». В далёкой Сибири Егор Летов больше не напишет песни, сумевшей побороть его же «Всё идёт по плану», но продолжит творить, не дожив до эпохи тотального интернета.
Русский рок, распавшись на разные составляющие, протянет до «Нашего радио» и сможет даже воспрянуть, беря курс на всегда позитивных Шахрина с «Чайфом», умниц, понимающих самое важное: в тяжёлой музыке превыше всего не протестовать и носить косуху, а задавать настроение слушателей. И оно легко может стать даже оранжевым, как троллейбус, и голодным после «бутылки кефира с половиной батона», главное его задать, и тогда вся страна будет радостно орать вслед тебе:. «Аргентина – Ямайка… пять – ноль…»
«Аргентина – Ямайка… пять – ноль…»
И почему-то кажется, что Виктору Цою, с одной стороны, было бы очень здорово в условиях современной сцены. Музыка «Кино» не копировала западные группы, легонько переделывая их песни, нет. «Кино» на самом деле являлись творцами, и их песни были оригинальными. Новая Россия дала музыкантам много шансов и многие ими воспользовались. От простейшей покупки гитары Fender, Gibson, Ibanez и до концертов с симфоническими оркестрами.
Но с другой стороны… Сам Цой критически относился к коммерческому аспекту западной музыки. Он не имел чего-то против заработков на популярности, но считал, что петь нужно по желанию, а не только за деньги. Артемий Троицкий, на вопрос о популярности Цоя, однажды сказал:
— Цой был честным.
И это действительно так. Виктор Цой был предельно честным с собой и слушателями. Таким же, как основатель, басист и вокалист «Чёрного Обелиска» Анатолий Крупнов. Первый погиб в аварии в 1990 году. Крупнов, полностью изменив свой взгляд на «свободу» демократии уже к 1994-му, трагически ушёл тремя годами после.
Подводя итог, неизвестно как сложилось бы у «Кино» в целом и у Виктора Цоя в частности, если, например, его «Москвич» просто не завёлся в тот роковой день. История не предполагает сослагательного наклонения, но кое-что мы точно знаем: пусть, как и весь русский рок метафизически, но Виктор Цой на самом деле жив, пока живы его песни и наша память.
«Малыш»
До сих пор неясно, кому же тогда посвятил данную песню Цой. Многие предполагают, что она посвящена бывшей жене, из-за тягости разлуки он написал ее, чтобы выразить те чувства, которые не мог сказать в живую. Многие предполагают, что песня написана в честь девушки, о которой часто говорят, когда рассказывают о личной жизни Виктора Цоя. Некоторые считают, что песня посвящена его последней любви — Наталье Разлоговой. Но сам музыкант никогда не объяснял смысл своих песен, и тем более адресатов, так как считал, что объяснять песню — все равно, что объяснять смысл анекдота — несмешно и глупо.
Расцвет музыкальной карьеры
Летом 1984 года группа «Кино» начала запись альбома «Начальник Камчатки» в студии «Антроп» Андрея Тропилло, и вновь на помощь пришел Борис Гребенщиков, к которому присоединился Сергей Курехин. Вскоре был сформирован окончательный, «золотой» состав группы: Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и новый участник – бас-гитарист Игорь Тихомиров.
Обложка пластинки «Начальник Камчатки»
В 1985 году в той же студии «Антроп» группа стала работать над альбомом «Ночь», но дело продвигалось медленно: музыканты хотели найти новое звучание и приемы игры. Оставив на время работу над этим альбомом, Виктор Цой перешел в студию Алексея Вишни и быстро, за неделю с небольшим, записал альбом «Это не любовь». «Ночь» вышла чуть позже, в январе 1986 года, и в нее вошли знаменитые песни «Видели ночь» и «Мама Анархия». С подачи Андрея Тропилло поклонники любя называли этот альбом «музыкой подворотен» – музыкой, «которую играет шпана». Жизнь как кино. Документальный фильм о Викторе Цое В том же 1986 году началась работа над альбомом «Группа крови». Американская подруга музыкантов, известная рок-энтузиастка Джоанна Стингрей привезла в Ленинград домашнюю четырехканальную портативную студию «Yamaha МТ 44», и музыканты прочно обосновались у Густава дома. Здесь вся группа, по словам Артемия Троицкого, «тусовалась, репетировала, рисовала картины и – время от времени – слушала и записывала новые песни».
Виктор Цой и Майк Науменко (1985 год)
В 1987 году альбом «Группа крови» вышел в свет, и на группу обрушилось широкое признание и настоящая слава. На волне популярности, отыграв знаменитый совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, музыканты «Кино» отправились в триумфальные гастроли по городам России, Белоруссии и Украины. В конце 1988 года был записан альбом «Звезда по имени Солнце», а в 1989 году группа приобрела нового продюсера – Юрия Айзеншписа.
В столярных мастерских
В конце 80-х СССР охватила «киномания»
Альбом «Последний герой» был записан в 1989 году уже во Франции. 24 июня 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и группы Кино – на стадионе «Лужники» в Москве, где в честь этого события впервые после Олимпиады-80 был зажжен олимпийский огонь. После этого Цой и Каспарян закрылись от всех на даче под Юрмалой и стали работать над новым, последним альбомом. Он вышел уже после смерти Виктора Цоя и получил неофициальное название «Черный альбом».
Образование группы «Кино»
Как и полагается, весной Виктор Цой во время выпуска альбома, знакомится со своей будущей супругой Марианной. Девушка восхищалась работами своего друга и даже бросила хорошую должность директора цирка, чтобы помогать Цою в творчестве.
В этом же 1982-году и проходит в рок-клубе города на Ниве первый концерт группы «Кино» совместно с командой из «Аквариума». Развитие группы происходит при помощи знаменитого в то время Бориса Гребенщикова, который посодействовал в записи первого альбома. На рок-фестивалях «Кино» завоевывает все новые звания, которые приносят большую популярность группе и Виктору Цою.
На пике популярности Цой был после выхода фильма «Игла», где он сыграл главную роль и альбома «Группа крови» с одноименной песней и строками, которые помнят абсолютно все:
Эта песня стала гимном для многих молодых парней и девушек того времени. Далее, выпускается альбом «Звезда по имени Солнце» и группа начала гастролировать далеко за границей.
Несколько интересных фактов
Виктор Цой поступил в Серовское художественное училище легко и непринуждённо. Его талант ярко проявлялся в резьбе по дереву, а картины даже без классического образования поражали оригинальностью и авторским стилем. Вылетел, к слову, не меньшей лёгкостью. Эвтерпа, муза-покровительница музыки и лирики, оказалась куда привлекательнее.
Виктор Цой никогда не считал себя борцом с режимом. Будучи музыкантом, со всем, творившимся в позднем СССР, предпочитал не конфликтовать в открытую. Цой был честен и открыто рассказывал о том, как «косил» от армии в «дурке» или работал кочегаром в той самой «Камчатке», чтобы не попасть под статью о тунеядстве. Кстати, да: «алюминиевые огурцы на брезентовом поле» вовсе не гимн антимилитаризму времён Холодной войны. Скорее взгляд совершенно уставшего юноши, принудительно отправленного на колхозные нужды. Несомненно, его нежелание бороться «с системой» легко перечёркивает конспирологическую теорию о преднамеренном убийстве с помощью аварии.
Он был по-настоящему почитаем ещё одним всенародно любимым героем – Сергеем Бодровым-младшим. Возможно, музыку «Кино» не менее обожал и уважал Алексей Балабанов, но Данила Багров слушает в первом «Брате» песни «Наутилуса», а во втором совершает «крестовый поход» практически под «Наше радио». А вот в режиссёрском дебюте Бодрова-младшего, фильме «Сестры», голос Цоя звучит наравне с голосом совсем юной Оксаны Акиншиной, сыгравшей свою первую большую роль.
Виктор Цой мог десятилетиями являться главным рок-н-рольщиком постсоветской России. Популярность, бывшая повсеместной до съёмок «Ассы», после «Иглы» и сотрудничества с Айзеншписом стала всенародной. Музыкант, после концертов порой лежавший пластом, всю свою энергию отправлял в зал, на стадион или прямиком в камеру. Он стал настоящим «последним героем» СССР, взмыв на гребне потрясений, перемен и ожиданий Перестройки.
Игорь Мухин. Виктор Цой. Москва. 1986. Источник
«Когда твоя девушка больна»
Гитарист уже сформировавшейся к тому времени группы начал встречаться со Мариной Смирновой. Она часто болела, как вспоминает сама, и Юре постоянно приходилось менять посиделки с друзьями на уход за девушкой, что очень расстраивало друзей. Тогда Цой написал песню, посвященную Марине. Не обошлось в ней и без иронии, даже небольшой насмешки и издевки, но Марина лишь смеется над этим. Могло показаться, что они враждовали из-за этого, но на самом деле были достаточно близки. При съемке очередного фильма с участием Цоя ему предложили самому выбрать девушку для главной роли, и он без сомнения ответил: «Конечно же, Марина!».
Смерть Виктора Цоя
Виктор Цой погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут. Это произошло на трассе «Слока – Талси» близ поселка Кестерциемс в Латвии, недалеко от той дачи, где они с Каспаряном работали над альбомом. По официальной версии Виктор заснул за рулем, и его темно-синий «Москвич» вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом марки «Икарус».
Машина Виктора Цоя
Похороны состоялись 19 августа в Ленинграде, среди многотысячной толпы поклонников. Смерть Виктора Цоя вызвала настоящий шок и волну самоубийств среди фанатов «Кино».
Могила Виктора Цоя на Богословском кладбище
Песни его остаются популярны и востребованы по сей день, и он навсегда останется одним из «столпов» русского рока. После смерти музыканта было выпущено около десятка кинофильмов с использованием ранее снятых материалов о Викторе Цое и группе «Кино», самыми известными из которых стали «Последний герой» Алексея Учителя (1992) и «Цой – „Кино“» Натальи Разлоговой и Евгения Лисовского (2012). В июне 2020 года также состоялась премьера художественного фильма Кирилла Серебренникова «Лето» о молодости Цоя (при этом в августе 2020 года съемки были заморожены из-за дела о хищении Серебренниковым бюджетных средств).
Именно таким Виктора Цоя запомнили миллионы
Виктору Цою установлено несколько памятников: на шоссе «Слока – Талси» на месте его гибели, у железнодорожного вокзала в городе Окуловка Новгородской области (ранее этот памятник стоял на Невском проспекте во дворе у кинотеатра «Аврора», а затем внутри самого кинотеатра), памятник-барельеф у котельной «Камчатка» и памятник в Барнауле. В 2020 году был установлен новый памятник в Караганде.
Стена Виктора Цоя на Арбате
Ожидают установки памятники в Вильнюсе, Санкт-Петербурге и Москве – впрочем, в столице в Кривоарбатском переулке существует «стихийная» памятная стена с фотографиями Цоя, многочисленными надписями «Цой жив» и цитатами из его песен. Аналогичные стены существуют и в городе Днепр (ранее — Днепропетровск) в Днепропетровской области, а также в Минске и Могилеве.
В честь Виктора Цоя названы улицы в четырех населенных пунктах России, а также два сквера – в Санкт-Петербурге и Красноярске. Кроме того, его именем назван астероид № 2740.
Цой был стильным, но не всегда
Группа, в которой первоначально выступал Цой, называлась «Гарин и гиперболоиды». Название было сложным для восприятия, поэтому участники подумывали о замене. Сначала было решено назвать группу «Космонавтами», но случайно взгляд упал на вывеску «Кино» и кто-то решил, что это было бы неплохим названием. Виктор первое время считал такое название скучным, но через пару часов изменил своё мнение и согласился на уговоры товарищей.
В это же время, Виктор понимает, ему пора менять свой образ. Неприятный случай произошёл в Ленинграде, когда певца не впустили на его же собственный концерт. Служебный вход в концертный зал был закрыт, певцу пришлось пробираться на сцену через толпу желающих послушать рок. Именно тогда его и не впустил строгий билетёр, ведь у парня не было билета. Виктор дал себе слово, что теперь он не будет выглядеть как все.
Цой делает стрижку маллет, которую носили многие певцы на Западе. Он выбирает только чёрные вещи, произведённые в США. Благо у него была возможность заказывать одежду из-за рубежа с помощью своих коллег по группе. Дополнительно музыкант и певец дополняет свой образ длинными плащами, амулетами и различными аксессуарами, которые выглядели массивно и выделяли в толпе. Цой старался подражать походке и движениям Брюса Ли, что также делало его уникальным.
Начало творческой деятельности
Впервые Виктор начал играть в группе еще 13-летним школьником – это был коллектив «Палата № 6» во главе с его товарищем по «художке» Максимом Пашковым. По воспоминаниям Пашкова, Виктор очень любил музыку, но играть на гитаре поначалу совершенно не умел. Скинувшись втроем, ребята купили ему в комиссионном магазине бас-гитару: они подумали, что на ней научиться играть проще, потому что там «всего четыре струны». Третий участник группы стучал в пионерский барабан, и вместе они исполняли хард-рок в стиле Оззи Осборна и «Black Sabbath». Ребята взрослели и очень быстро прогрессировали в игре.
На фото: Виктор Цой и Алексей Рыбин
В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе «Пилигримы». Они стали много общаться и начали играть вместе с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым, известным по прозвищу Свин. На рубеже 1970-х и 1980-х Свин считался «главным панком Ленинграда», и у него в квартире стала репетировать новая панк-группа «Автоматические удовлетворители», в которую вошли Виктор Цой и Алексей Рыбин. Благодаря многочисленным квартирникам группа обрела известность и за пределами Ленинграда и стала регулярно ездить в Москву на квартирники Артемия Троицкого.
Виктор Цой в компании друзей Свина
Добираться до Москвы иногда приходилось на «собаках» – нескольких электричках с пересадками, и во время одной из таких поездок поющего в вагоне Цоя заметил Борис Гребенщиков, лидер рок-движения того времени. Позже он написал об этой встрече: «Когда слышишь правильную и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или амфору Бог знает какого века – вот у меня тогда было то же самое». Гребенщиков пообещал молодому музыканту свою поддержку, а позже познакомил с Андреем Тропилло, Сергеем Курехиным и другими известными людьми.
На фото: Гребенщиков, Курехин, Цой, Фанштейн и Науменко
Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский организовали новую группу под названием «Гарин и гиперболоиды», и уже осенью эта группа стала членом ленинградского рок-клуба. Но вскоре один из основателей, Олег Валинский, ушел служить в армию, а группа сменила свое название на лаконичное «Кино». «Гарин и Гиперболоиды» – Мое настроение
Национальность
Родители певца познакомились в 1961 году на встрече Нового года в кругу общих друзей. Роберт Цой – кореец из Казахстана с очень древней историей фамилии, являющейся одной из самых известных в Корее. Прадедушка Виктора, Цой Ён Нам, родившийся в 1893 году, жил в корейском городке Сонджине, сейчас это территория Северной Кореи.
В поисках лучшей жизни он перебрался во Владивосток и связал судьбу с Анной Васильевной Югай. В 1937 году в результате сталинской депортации семейство Цой поселилось в Кызыл-Орде (Казахстан), где спустя поколения появился на свет и отец будущей легенды рока. Роберт Максимович получил инженерное образование в Ленинградском механическом институте.
Мама музыканта, Валентина Васильевна Гусева (в девичестве), – коренная ленинградка, ее предки – потомственные крестьяне Городокского уезда (Витебская губерния).
Роберт и Валентина поженились в феврале 1961 года, а через полтора года у пары родился сын Витя.
Смерть Виктора Цоя
Виктор Цой погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут. Это произошло на трассе «Слока – Талси» близ поселка Кестерциемс в Латвии, недалеко от той дачи, где они с Каспаряном работали над альбомом. По официальной версии Виктор заснул за рулем, и его темно-синий «Москвич» вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом марки «Икарус».
Машина Виктора Цоя
Похороны состоялись 19 августа в Ленинграде, среди многотысячной толпы поклонников. Смерть Виктора Цоя вызвала настоящий шок и волну самоубийств среди фанатов «Кино».
Могила Виктора Цоя на Богословском кладбище
Песни его остаются популярны и востребованы по сей день, и он навсегда останется одним из «столпов» русского рока. После смерти музыканта было выпущено около десятка кинофильмов с использованием ранее снятых материалов о Викторе Цое и группе «Кино», самыми известными из которых стали «Последний герой» Алексея Учителя (1992) и «Цой – „Кино“» Натальи Разлоговой и Евгения Лисовского (2012). В июне 2020 года также состоялась премьера художественного фильма Кирилла Серебренникова «Лето» о молодости Цоя (при этом в августе 2020 года съемки были заморожены из-за дела о хищении Серебренниковым бюджетных средств).
Именно таким Виктора Цоя запомнили миллионы
Виктору Цою установлено несколько памятников: на шоссе «Слока – Талси» на месте его гибели, у железнодорожного вокзала в городе Окуловка Новгородской области (ранее этот памятник стоял на Невском проспекте во дворе у кинотеатра «Аврора», а затем внутри самого кинотеатра), памятник-барельеф у котельной «Камчатка» и памятник в Барнауле. В 2020 году был установлен новый памятник в Караганде.
Стена Виктора Цоя на Арбате
Ожидают установки памятники в Вильнюсе, Санкт-Петербурге и Москве – впрочем, в столице в Кривоарбатском переулке существует «стихийная» памятная стена с фотографиями Цоя, многочисленными надписями «Цой жив» и цитатами из его песен. Аналогичные стены существуют и в городе Днепр (ранее — Днепропетровск) в Днепропетровской области, а также в Минске и Могилеве.
В честь Виктора Цоя названы улицы в четырех населенных пунктах России, а также два сквера – в Санкт-Петербурге и Красноярске. Кроме того, его именем назван астероид № 2740.
Смерть Виктора Цоя
Виктор Цой погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут. Это произошло на трассе «Слока – Талси» близ поселка Кестерциемс в Латвии, недалеко от той дачи, где они с Каспаряном работали над альбомом. По официальной версии Виктор заснул за рулем, и его темно-синий «Москвич» вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом марки «Икарус».
Машина Виктора Цоя
Похороны состоялись 19 августа в Ленинграде, среди многотысячной толпы поклонников. Смерть Виктора Цоя вызвала настоящий шок и волну самоубийств среди фанатов «Кино».
Могила Виктора Цоя на Богословском кладбище
Песни его остаются популярны и востребованы по сей день, и он навсегда останется одним из «столпов» русского рока. После смерти музыканта было выпущено около десятка кинофильмов с использованием ранее снятых материалов о Викторе Цое и группе «Кино», самыми известными из которых стали «Последний герой» Алексея Учителя (1992) и «Цой – „Кино“» Натальи Разлоговой и Евгения Лисовского (2012). В июне 2021 года также состоялась премьера художественного фильма Кирилла Серебренникова «Лето» о молодости Цоя (при этом в августе 2021 года съемки были заморожены из-за дела о хищении Серебренниковым бюджетных средств).
Именно таким Виктора Цоя запомнили миллионы
Виктору Цою установлено несколько памятников: на шоссе «Слока – Талси» на месте его гибели, у железнодорожного вокзала в городе Окуловка Новгородской области (ранее этот памятник стоял на Невском проспекте во дворе у кинотеатра «Аврора», а затем внутри самого кинотеатра), памятник-барельеф у котельной «Камчатка» и памятник в Барнауле. В 2021 году был установлен новый памятник в Караганде.
Стена Виктора Цоя на Арбате
Ожидают установки памятники в Вильнюсе, Санкт-Петербурге и Москве – впрочем, в столице в Кривоарбатском переулке существует «стихийная» памятная стена с фотографиями Цоя, многочисленными надписями «Цой жив» и цитатами из его песен. Аналогичные стены существуют и в городе Днепр (ранее — Днепропетровск) в Днепропетровской области, а также в Минске и Могилеве.
В честь Виктора Цоя названы улицы в четырех населенных пунктах России, а также два сквера – в Санкт-Петербурге и Красноярске. Кроме того, его именем назван астероид № 2740.