Чувство справедливости: наша маленькая ложь самим себе

Философские аспекты понятия

Справедливость
является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального,
правового и политического сознания. Неоднократно обращались к проблеме
справедливости и такие мыслители, как Г. Спенсер, Дж. Локк. В философии
Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний
принцип существования природы, как физический, космический порядок,
отразившейся в социальном порядке.

Начиная от
Аристотеля принято выделять справедливость уравнивающую и распределительную.

Первый вид
справедливости — уравнивающая — относится к отношениям равноправных людей по
поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к
людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты,
ценности вещи и его цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной
справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.

Второй вид
справедливости — распределительная — требует пропорциональности в отношении к
людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным»,
«каждому свое»). Отношения распределительной справедливости требуют
участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения
одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей,
распределяющий, является «начальником».

Уравнивающая
справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как
распределительная — принципом публичного права, являющегося совокупностью
правил государства как организации.

Требования
уравнивающей и распределительной справедливости являются формальными, не
определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то,
какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные
концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости
содержательными требованиями и ценностями.

Джон Роулс в
своей работе «Теория справедливости» формулирует два принципа
понимания справедливости:

1) каждый
человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных
основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других.

2) социальные
и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: (а) от них можно
было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям (positions)
и должностям был бы открыт всем». (Дж. Роулс «Теория справедливости»
(стр.66)).

Всеобщее «добро»

Самый коварный самообман, который чувство «справедливости» прикрывает, – тот самый трюк ума, где личные, порой далекие от реалий притязания убежденно навязываются под видом всеобщего объективного добра. Такая слепая убежденность побуждает с пеной у рта доказывать окружающим, какой должна быть жизнь.

С таким настроем жестокое самоуправство вдруг становится «освободительным» крестовым походом против «неверных». И в награду «крестоносцы» получают прощение всех грехов. Исторический факт. Так личные неврозы и принимаются за сверкающе чистую монету.

Все было бы куда проще, если бы действительно существовала единая и понятная для всех справедливость – спорить было бы не о чем. Но в ранг такой большой всеобщей правды мы воздвигаем множество маленьких личных полуправд.

Искреннюю убежденность в своей правоте может иметь каждая из конфликтующих сторон. Вроде как все «правы» и «справедливы», а договориться не могут, принимают друг друга за агрессивных противников истины и справедливости – осуждают и наказывают за разницу в самообмане.

Вариант второй: отдаем апельсин тем, кто заслужил

Поделить апельсин справедливо можно, подсчитав усилия тех, кто работал, чтобы его вырастить. Больше долек — тому, кто поливал его каждый день, меньше — тому, кто ухаживал за деревом всего пару раз в неделю.

Такая справедливость руководствуется принципом заслуг (desert-based principle) приложивший больше усилий должен получать больше тех, кто ничего не делал. Например, зарплаты зависят от этого принципа: тот, кто имеет бóльший опыт работы и занимается более сложным трудом, получает больше денег, чем те, кто выполняет неквалифицированную работу. Это кажется нам вполне справедливым.

Что не так?

Проблемы этого типа справедливости начинаются, когда он сталкивается с реальным миром, где уже существует неравенство: мне может не повезти, и я могу родиться в холодном климате, где попросту не растут апельсиновые деревья, или мои родители не смогли обеспечить мне достойное образование по апельсинологии, а потому я не получила хорошую работу. А еще я могу быть ужасным садоводом, но отличной писательницей, вот только в этом воображаемом апельсиновом обществе мои таланты никому не нужны, а значит, и апельсинов мне не достанется.

К тому же философы, которые поддерживают справедливость, основанную на заслугах, спорят между собой, как эти самые заслуги измерять:

  • британский философ Дэвид Миллер предлагает распределять блага по вкладу, который работники внесли в общий продукт. Апельсин следует отдать непосредственно тому садовнику, кто занимался тем самым деревом, с которого этот апельсин сорвали.
  • с ним не соглашается современный польский философ Войцех Садурски, который, наоборот, считает, что усилия важнее результата. А потому нам не нужно знать, кто вырастил конкретно это дерево, важнее понять, кто больше всех работал в апельсиновом саду — ему-то и достанется большая часть апельсинового урожая.
  • современный австралийский философ Джулиан Ламонт спорит с обеими позициями и предлагает давать больше апельсинов тому, кто больше всех потратился на апельсиновый сад — необязательно в денежном эквиваленте. Можно измерить, например, кто потратил больше времени или даже здоровья, и наградить его соответственно.

Вариации справедливости, основанной на заслугах, кажутся справедливыми в экономической системе, но в современном демократическом обществе мы вряд ли захотим, чтобы нас допускали к выборам на основе достижений (хотя раньше это считалось вполне нормальным, и во многих культурах только богатые и образованные мужчины могли голосовать).

Переживания: основные группы

Вся жизнедеятельность человека сопровождается проявлением чувств и эмоций. Их великое множество. Но наиболее распространены такие пары эмоциональных переживаний:

  • Удовольствие и недовольство. Эти эмоции связаны со степенью удовлетворения потребностей человека.
  • Напряжение и облегчение. Первая эмоция связана с появлением чего-то незнакомого или переломом привычного жизненного уклада. Когда этот процесс заканчивается, наступает облегчение.
  • Возбуждение и успокоение. Когда в кору головного мозга поступает импульс, активизируются мозговые центры. Когда кора начинает тормозить импульсы, наступает успокоение.

Концепции справедливости в эпоху Средневековья.

Стоическая философия справедливости как правления разума была тем не менее превращена в орудие завоевания власти, как это часто случается с рационалистическими системами мышления. Ради исторической точности следует заметить, что это рационалистическое и гуманистическое учение, оказавшее столь сильное влияние на римское право, не имело, как иногда полагают, отношения к христианству. Влияние христианства относится к более позднему периоду, и хотя христианская церковь использовала идеи стоицизма, стоявшая за ней философия была совершенно другой. Ее задачей было узаконить тем или иным способом церковь и ее представителей, а также помочь в проведении политики церкви. Наиболее влиятельным защитником теологического понимания справедливости следует считать Фому Аквинского, который развил учение Августина о Граде Божием как вместилище справедливости. С точки зрения Аквината, справедливость может быть реализована только в христианском государстве. Применив самые искусные диалектические приемы, он усложнил проблему определения справедливости, предложив тонкие дистинкции между lex aeterna, lex humana, lex divina и lex naturalis. Согласно его философии, естественный закон тождествен божественному закону, и толкование закона должно быть вынесено за сферу обычного человеческого разумения и сделано предметом особой теологической дисциплины. В течение долгого времени это понимание справедливости, основанное на непреложных принципах христианского учения, оставалось без изменений. Аквинат, находившийся под влиянием Аристотеля, занимал весьма умеренные позиции по вопросу о светской и церковной власти. Он не видел между ними противоречия и полагал, что понимание справедливости в христианском государстве будет находиться в гармонии с законом, диктуемым разумом. Позднее, благодаря радикальным папистам, такая позиция стала пользоваться дурной славой.

Современная теория

Джон Ролз

Основная статья: Джон Ролз

Политический философ Джон Ролз основывался на утилитаризме Иеремии Бентама и Джона Милля, идеях общественного договора Джона Локка, и категорическом императиве Иммануила Канта.

Для проверки насколько хорошо взаимодействуют общественные институты, Ролз использовал теорию общественного договора. Ролз считал, что для определения является ли та или иная система коллективно соблюдаемых общественных договоренностей легитимной, надо скорее выяснять степень согласия участвующих в ней людей, чем объективное соответствие системы идеологически обоснованной справедливости.

Согласно Ролзу базовые свободы, которые каждое хорошее общество должно гарантировать это:

  • Свобода совести;
  • Политические свободы (то есть представительная демократия, свобода слова и печати, and свобода собраний);
  • Свободы необходимые для личности (свобода от рабства, свобода передвижения и разумная свобода выбора занятий);
  • Другие права и свободы, определённые законом.

ООН

Организация Объединённых Наций называет социальную справедливость «основополагающим принципом мирного и процветающего сосуществования внутри стран и между ними.

Доклад ООН 2006 года ‘Социальная справедливость в Открытом мире: Роль ООН, утверждает что „Социальная справедливость может пониматься как распределение плодов экономического роста на основе принципов справедливости и состардания …“

Термин „социальная справедливость“ рассматривался ООН как синоним понятия „защита прав человека“ и впервые появился в текстах ООН во второй половине 1960-х годов. По инициативе Советского Союза и при поддержке развивающихся стран этот термин использовался в Декларации о социальном прогрессе и развитии, принятой в 1969 году.»

В том же документе сообщается: «С учётом глобальной перспективы, определяемой Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека, пренебрежение стремлением к социальной справедливости во всех её аспектах означает фактическое принятие будущего, омраченного насилием, репрессиями и хаосом.»

Социальная справедливость

Социальная справедливость — один из распространённых общественных идеалов. Некоторые источники относят социальную справедливость к общечеловеческим идеалам. Её конкретное содержание, а также название менялось на протяжении истории. Согласно некоторым современным представлениям, реализация принципа на практике включает:

  • равенство всех граждан перед законом;
  • обеспечение гарантий жизнедеятельности человека[прояснить ];
  • высокий уровень социальной защищённости[прояснить ].

В частности, осуществление принципа социальной справедливости должно включать в себя:

  • обеспечение работой каждого трудоспособного;
  • достойную зарплату[прояснить ];
  • социальное обеспечение инвалидов и детей-сирот;
  • свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре и спорту[прояснить ].

Критика

По мнению нобелевского лауреата по экономике (1974) Фридриха Хайека:

Выражение «социальный» Хайек считает противоречивым:

Хайек считает невозможным субъективное распределение результатов труда на основе затраченных работником усилий:

Полемизируя с Роулзом, Хайек обосновывает несовместимость прогресса и справедливости. По мнению Хайека «эволюция не может быть справедливой» . Поскольку любые изменения приводят к выигрышу одних и проигрышу других, требованиесправедливости равнозначно прекращению развития.

Нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман (1976) критикует понятие социальной справедливости, считая, что подоходный налог, как основное средство перераспределения доходов, во-первых, носит не добровольный, а принудительный характер, а, во-вторых, снижает стимулы к труду, что, в свою очередь, снижает общее благосостояние общества.

Защита

Оппонент новых правых и представитель классической правой либеральной экономической мысли Нобелевский лауреат по экономике Морис Алле (1988) ставит задачу стремления к социальной справедливости и полагает, что для достижения социальной справедливости государство должно регулировать все правила поведения на рынке, а не только денежную массу, как предлагал Фридман. «Я старался переосмыслить роль экономической свободы и рыночной экономики с точки зрения поиска эффективности и достижения этических целей », — писал Алле.

Джон Ролз.

В современной мысли наиболее серьезные возражения против утилитаризма были высказаны Джоном Ролзом. В своей книге Теория справедливости (A Theory of Justice, 1971) он воскрешает кантовское понятие общественного договора, согласно которому справедливость является априорным правом каждого индивидуума независимо от того, каковы его желания и интересы. Согласно утилитаризму, последние всегда должны играть решающую роль (при условии определенной математической выверенности). Согласно Ролзу, они должны быть выверены по абстрактному идеалу справедливости. Любое желание или любой интерес, которые ему противоречат, должны получить оценку не с точки зрения выгод или невыгод, получаемых сторонами, а с той рациональной точки зрения, согласно которой, например, рабство ввиду его несправедливости не может оцениваться по степени пользы, которую оно приносит рабовладельцу. Суждения о справедливом и несправедливом, основанные на сформулированных Ролзом принципах, остаются в значительной степени интуитивными, поэтому предполагается, что их будут делать люди разумные, образованные и беспристрастные. Предпосылкой формирования чувства справедливости и соответствующих индивидов является здоровое, разумно устроенное общество.

Справедливость выгодна

www.deviantart.net

Сара Броснан и Франс де Вааль предполагают, что стремление к справедливости даже в ущерб себе можно объяснить попытками предотвратить недовольство других членов социальной группы и тем самым избежать возможных негативных последствий, главные из которых — конфликты и прекращение сотрудничества. Потеря репутации честного и справедливого члена общества уменьшает шансы на будущие взаимовыгодные партнёрские отношения, так что по мнению Сары и Франса, когда человек придерживается пресловутой «fair play» (англ. «честная игра»), он делает это не ради справедливости, как таковой, а для получения потенциальной выгоды.

Так как негативная реакция на выгодную несправедливость встречается только у Homo sapiens и их ближайших генетических родственников Pan troglodytes (шимпанзе обыкновенный), Сара Броснан и Франс де Вааль выдвинули гипотезу, что эта особенность стала одной из важнейших вех эволюции чувства справедливости у приматов и в конечном итоге она привела к появлению обострённого восприятия справедливости у людей.

Каждый день люди совершают героические и самоотверженные поступки — спасают незнакомцев от смертельных опасностей, жертвуют огромные суммы денег на благотворительность, или например, становятся донорами, вдохновляя и восхищая других членов общества. Возможно, это прозвучит кощунственно, но вполне вероятно, что герои действуют, исходя из собственных интересов, даже если они этого не осознают — таким образом улучшается их репутация и повышаются шансы на сотрудничество с другими людьми — феномен, известный как косвенная взаимность. Примеры просоциального поведения благотворно влияют на общество, подталкивая людей к совершению бескорыстных действий.

Список всех эмоций (самые частые)

Среди всех известных эмоций человека, самыми сильными являются эмоции из списка ниже:

  1. Гнев. Кто-нибудь когда-нибудь говорил вам не делать то, что вы хотите? Как вы себя чувствуете? Ваша кровь начинает кипеть, ваша температура поднимается? Обычно так описывают гнев. Ваше тело реагирует на то, что происходит не по-вашему, и это попытка исправить данную ситуацию;
  2. Грусть. Если вы пропустите крайний срок, получите плохую оценку или не выполните работу, вы, вероятно, расстроитесь. Грусть случается, когда мы недовольны собой, нашими достижениями или поведением кого-то еще вокруг нас. Грусть может быть полезна для переживания, поскольку указывает на то, что мы увлечены чем-то. Она может быть отличным катализатором для достижения изменений;
  3. Радость — чувство восторга, счастья и, возможно, даже эйфории, часто воспринимаемое как внезапный всплеск из-за чего-то хорошего;
  4. Надежда — это чувство оптимизма и предвкушение позитивного будущего;
  5. Гордость — чувство одобрения себя и удовольствия в достижении, навыке.

Чтобы ваше эмоциональное состояние не навредило вам и вашему окружению, нужно научиться контролировать свои чувства и эмоции. Несмотря на то, что эмоции возникают сами по себе их вполне реально обуздать. В любой сложившейся ситуации, нужно трезво смотреть на обстоятельства, чтобы не допустить плохих последствий.

Список эмоций и чувств человека, поможет разобраться в своем внутреннем состоянии. При помощи этой таблицы можно разделить наши эмоции на определенные группы, чтобы понимать глубже свой внутренний мир и вовремя остановиться если ситуация выходит из-под контроля

Справедливость и социальная справедливость

Для
справедливого распределения ценностей (в том числе и освобождения от тяжелых
обязанностей) не обязательно условие наличия трех лиц (не менее двух делящих
ценности сторон и третейский судья), достаточно и одного оценивающего ситуацию
субъекта. Им может быть одна из сторон или мыслительная машина. Все они
руководствуются или незакрепленным постановлениями государства набором правил
оценки поступков — моралью или закрепленными — законами. Справедливость всегда
осуществляется между заинтересованными в ней субъектами, поэтому она появляется
одновременно с первыми истоками социальных отношений. Она всегда социальна.

Тем не менее
в практике выделилось понятие «социальной справедливости», предполагающей
относительно равномерное распределение всех или некоторых благ в обществе. В
отличие от понятия «справедливость» понятие «социальная
справедливость» используется для оценки положения дел в обществе, а не
конкретных поступков. По этой причине понятие «социальная справедливость»
не тождественно «распределительной справедливости» Аристотеля,
которая относилась к действиям конкретного человека или государства по
распределению благ. В СССР этот утопический термин носил и практический
характер: многие популистские решения оформлялись как проявление «социальной
справедливости».

Абстрактная
«справедливость» предполагает абстрагирование от конкретных ситуаций
и индивидов и наделение фактически отличающихся людей равными правами, что
приводит к неравенству результатов использования этих прав или невозможности
обеспечить заранее запланированный результат. Наоборот, «социальная
справедливость» предполагает контроль за распределением результатов
деятельности граждан, что требует наделения граждан неравными правами. В этом
смысле «справедливость» и «социальная справедливость» в
качестве практических принципов противоречат друг другу.

Буржуазные
революции отменили особые льготы сословий, социалистические революции отменили
преимущества, получаемые частью населения от владения крупной собственностью. И
выявилось, что уравнивание граждан, установление «справедливости», равного
распределения благ идет в разрез с основным законом развития, прогресса — более
сильное, умное, деятельное должно получать больше, чем остальные части общества.
Социальная справедливость имеет свои рамки.

В так
называемом «Золотом веке» Исламского Халифата, на его территории была
достигнута социальная справедливость к которой призывает Коран. По Исламу
богатые должны отчислять ежегодный налог в размере 2,5% от своего имущества в
пользу бедных. В «Золотом веке» богатые не находили бедных, что бы
уплатить закят (налог богатых в пользу бедных).

Кант.

Итоги философского развития идеи справедливости в 16, 17 и 18 столетиях были подведены в трудах И.Канта. Кант впервые различил моральную и правовую справедливость. Зрелые взгляды Канта на этот счет выражены в трактате Религия в пределах только разума (1793). Отдавая должное Юму и влиянию его идей, он не в меньшей степени, чем шотландский философ, был озабочен претензией теологии и метафизики на знание смысла справедливости, якобы извлекаемого ими из Божьего разумения. Кант утверждал, что человеческий разум автономен и не является неким вторичным источником для постижения законов природы или божественного разума. Что разум говорит человеку, то должно становиться для него законом; универсальность императивов разума не означает существования некоего сверхъестественного их источника, ибо для Канта любой такого рода «источник» непознаваем. Окончательная и универсальная природа законодательства разума обосновывается тем, что отрицать предписания человеческого разума – значит отрицать само существование и моральную природу человека. Таким образом, для Канта справедливость реализуется в таком общественном строе, где господствует признание следующего императива разума: последним критерием поступка является приемлемость стоящего за ним принципа в качестве универсального принципа, подходящего для всего человечества; ничто иное не может быть оправдано с точки зрения разума. Несмотря на все свое благочестие, Кант вполне реально смотрел на перспективу выполнения людьми этой заповеди. По его мнению, правовая справедливость должна насаждаться в обществе принудительным образом; только в этом случае можно рассчитывать на осуществление моральной справедливости.

По вопросу о первенстве правовой справедливости перед моральной справедливостью Кант высказывается вполне определенно и дает наиболее ясную формулировку различий и связи двух типов справедливости. Кантовский взгляд, таким образом, прямо противоположен любому учению о естественном праве, утверждающему, что правовая справедливость должна основываться на принципах божественной или моральной справедливости. Кант даже говорит, что когда «политико-гражданский закон… противоречит тому, что полагается за божественный статутарный закон, появляются основания считать последний фальшивым». Он заключает: «Объединение людей под водительством законов добродетели… может существовать в среде политической общности… Если бы политическая общность не лежала в основе этической, люди не смогли бы осуществить эту последнюю». Конечная цель юридической справедливости – сделать возможным осуществление моральной справедливости, однако юридическая справедливость не может принудить к моральной справедливости. «Но горе законодателю, который установления, направленные на этические цели, захочет осуществить путем принуждения! Таким путем он не только создал бы нечто прямо противоположное этическому, но подорвал бы и сделал неустойчивыми даже политические основы». В условиях юридической справедливости человек свободен осуществить моральную справедливость, а достижение свободы быть моральным есть осуществление юридической и политической справедливости.

Применение шкалы Абрахама Хикса для оценки состояния

Чтобы составить точную психологическую характеристику эмоциональных состояний человека, выявить нарушения эмоциональной сферы, можно воспользоваться шкалой Абрахама Хикса. С ее помощью можно описать обширный диапазон чувств — от негативных до положительных. Чувства в шкале разделяются по цветам.

Важно запомнить особенность шкалы. Невозможно передвигаться по шкале с одной стороны к другой, минуя промежуточные этапы. Например, невозможно перейти от страдания сразу к радости

Цвета идут от красного до фиолетового. Нейтральная зона, которая расположена по центру обозначается зеленым цветом

Например, невозможно перейти от страдания сразу к радости. Цвета идут от красного до фиолетового. Нейтральная зона, которая расположена по центру обозначается зеленым цветом.

Красная зона

Проявления:

  • безнадежность;
  • бессилие;
  • депрессия;
  • отчаяние;
  • неуверенность;
  • горечь;
  • зависть;
  • несчастье;
  • унижение;
  • страх;
  • стыд;
  • заброшенность.

Чтобы продвигаться по негативной зоне, нужно испытать негатив, стараться выражать его, чтобы двигаться к положительным эмоциям.

Оранжевая

Оранжевая зона менее негативная, но ощущения остаются плохими:

  • испуг;
  • отстраненность;
  • возмущенность;
  • недооцененность;
  • злость;
  • жажда мести;
  • вина;
  • недоверие;
  • обида;
  • ненависть;
  • обескураженность.

Важно быть терпеливым при преодолении различных зон шкалы. Чтобы избавиться от негативных чувств, можно пользоваться естественными механизмами психологической защиты, например, перекладыванием вины на других. Это помогает освободиться от негатива.

Это помогает освободиться от негатива.

Желтая

Это зона разочарования. Чувства:

  • беспокойство;
  • грусть;
  • разочарование;
  • раздражение;
  • сомнение;
  • жалость к себе;
  • одиночество;
  • подавленность;
  • тревога;
  • сожаление.

При прохождении этой и следующе зоны психологи рекомендуют перенастраиваться на положительные мысли.

Зеленая

Нейтральная зона. Главное проявление — скука. Чувства становятся смешанными, поскольку происходит переход между положительными и отрицательными эмоциями. Субъект не может точно охарактеризовать свое состояние. Ему не хорошо, но и не плохо. Ему:

  • скучно;
  • пусто;
  • нормально;
  • безразлично.

На этом этапе важно расслабиться, попытаться отречься от любых чувств. Временно появится ощущение усталости. Человек не знает, что ему делать дальше

Главное не поддаваться негативу. Нужно попробовать отдохнуть

Человек не знает, что ему делать дальше. Главное не поддаваться негативу. Нужно попробовать отдохнуть.

Голубая

На этом этапе у субъекта появляется надежда. Характеризуется:

  • доверием;
  • ценностью;
  • благородностью;
  • весельем;
  • принятием;
  • заинтересованностью.

Синяя

С каждым этапом чувства будут становиться лучше. На этом этапе появляется вера в себя. Ее цель — продвинуться от надежды к вере

Важно правильно настроиться, чтобы происходили только хорошие вещи. Синяя зона характеризуется:

  • уверенностью;
  • одобрением;
  • уважением;
  • предвкушением интересных событий.

На этом уровне человек чувствует безопасность, удовлетворение. У него появляется энтузиазм, силы к достижению поставленных целей.

Фиолетовая

Последняя зона — фиолетовая. Для этого этапа характерно чувство непобедимости. Чтобы почувствовать глобальные позитивные изменения, нужно оставаться в этой зоне не менее трех дней подряд. Если подобное состояние будет сохраняться на протяжении месяца и больше, поменяется жизненная позиция, ход мыслей. Скорее всего произойдут материальные изменения — смена работы, переезд на новое место жительства, продвижение по карьерной лестнице.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: