Монолог
Нужно сказать, что концерты Олега Каравайчука ежемесячно проходят в Музее-квартире художника Бродского на площади Искусств. Очередной намечен на 11 июня. Это не концерт в обычном понимании: программы нет, Олег импровизирует, перемежая куски собственных сочинений с отрывками из произведений классиков, которые не сразу и узнаешь, потому что они даются в его собственной интерпретации. Для Каравайчука важны такие нюансы звука, о которых не то что обычный человек — не каждый музыкант задумывается.
При этом он рассуждает вслух. Такое ощущение, что мы слышим отрывки из бесконечного внутреннего монолога об искусстве. Например: «Изящество — это когда пропорции неравны. Массовое искусство ужасно тем, что оно равномерно: если в фильме бьют в морду, то еще и ударяют тебя каким-то музыкально-компьютерным нокаутом».
Эпатаж
Выступая на разных сценах Санкт-Петербурга, он становился все более узнаваемым. Но что послужило этому причиной? На помощь Олегу Николаевичу пришел его фирменный образ: то выступление в наволочке перед зрителями, то игра на рояле лежа, на коленях и в других позах. Вот этим он цеплял публику, которая была пресыщена обыденностью и скукой. Сам же он комментировал это с совершенно иной точки зрения. Он утверждал, что дело вовсе не в пиаре, а в том, что он пытается сконцентрироваться на выступлении, почувствовать свое единство с музыкой. Что ж, возможно, это действительно так, ведь душа творческого человека – темный лес.
Чаще всего он работал в своем любимом жанре – импровизационном сочинении. Это приносило ему огромное удовольствие. Как же это происходило на практике? А вот как: Олег Николаевич просто садился за рояль и начинал сочинять, в то время как его руки сами исполняли музыку
Важно отметить, что два самых известных и крупных театра Санкт-Петербурга (МДТ и «Александринский») используют его музыку для спектаклей «Изотов» и «Бесы»
В наволочке и лежа
Уже давно Каравайчук по-особенному выглядит и на концертах — он играет, обмотав голову наволочкой, чтобы никого и ничего не видеть: «Играть людям очень трудно, они вызывают чувство величайшей усталости, уже когда приходят. Они на меня влияют, на мне играют, я их ритм беру». — «А почему вы играете еще и лежа?» — «Мне так удобнее. Я бы в Филармонии весь оркестр положил, может, они тогда лучше бы играли». — «Во время концерта вы комментируете свою игру: «Я играл как победитель» или «У меня рука гениальна, как у зверя», или «Ничего не получается». От чего это зависит?» — «Даже от того, кого по дороге на концерт встретишь, какую публику. Сегодня такую жуткую, такую жалкоподобную, для меня все это так тяжело».
Еще человекоподобнее
— Вы такой незащищенный, неужели годы работы в кино ничему не научили?
— Если бы научился, я бы так не играл. А кроме того человек сейчас очень изменился.
— По сравнению с советским?
— Советский человек тоже был жалкоподобен, но по-другому. Он в себе что-то таил.
— Так человек стал еще хуже?
— Еще человекоподобнее, а значит — хуже. Есть вещи, которые я пророчески точно могу сказать, потому что музыка позволяет макетировать будущее. В этом, кстати, ее высшее предназначение — опережать время. Так вот, человек все больше становится придатком машины, у него это на лице, особенно женском. Я узнаю всех, кто сидит у компьютера. Человек-придаток — для чего он? Обезьяна и муравей больше имеют смысла.
Первые серьезные шаги
Олег Каравайчук, биография которого во взрослом возрасте напоминает жизнеописание голливудских звезд, в молодости был более спокоен и серьезен, упорно шел к своей цели. Первая его работа называлась «Алёша Птицын вырабатывает характер». Это был кинофильм, к которому Каравайчуку надо было написать музыку. Стоит отметить, что первый серьезный заказ у него появился достаточно быстро: уже через год после окончания консерватории. Но все же необходимо сказать о том, что на работу он был приглашен при содействии Агнии Барто (автор сценария к фильму). Она крайне положительно относилась к юному музыканту и хотела помочь ему отыскать свой путь. Однако все прекрасно понимали, что доверить такую объёмную и сложную работу молодому и неопытному Каравайчуку – это большой риск. Именно поэтому его наставником стал Моисей Вайнберг.
При этом все люди, которые работали с Олегом Николаевичем, отмечали, что, помимо таланта в музыке, он еще обладает артистическим даром. Благодаря этому он часто играл небольшие роли в кино. Также он был дирижером собственных произведений. Олег Каравайчук, музыка которого цепляла с первых секунд, имел свой «метод». Сам он признавался, что выработал его в то время, когда работал с Виктором Некрасовым над кинолентой «Солдаты» (В. Некрасов был сценаристом). Однако сам метод Олег Николаевич так и не раскрыл. Олег Каравайчук, «Вальс Княжон» которого стал маленьким событием, не считал, что он обладает каким-то особенным талантом. Он знал лишь то, что чувствует по-другому, и поэтому должен этим поделиться.
Вундеркинд
О Каравайчуке ходит столько легенд и слухов, что трудно отделить правду от вымысла, тем более что сам он меньше всего на эту тему переживает. Если вы помните фильм «Волга-Волга» и одну из заключительных сцен, когда бойкий пионер садится за рояль и мастерски играет «Много песен над Волгой звенело», то это и есть первое явление юного гения народу. Его игрой восхищался другой гений фортепиано — Генрих Нейгауз, вундеркинда милостиво гладил по головке сам Сталин.
Музыку Каравайчук пишет по ночам, когда все спят, причем предпочитает не нотную бумагу, а рулоны обоев, и не традиционные знаки, а древнерусские крюки. Живет Каравайчук в Комарово, потому что в городе для него — суетно и шумно.
Образ
В то время, когда мужчина переживал такие трудные времена, как раз и сформировался его уникальный и обаятельный образ. Стоит отметить, что жил он вместе со своей матерью на Васильевском острове, неподалеку от сквера Веры Слуцкой. Его образ был собирательным, он сформировался не только из того, что видели его знакомые и друзья, но также из воспоминаний обычных людей, с которыми он общался каждый день. Его описывали местные жители, с которыми он здоровался, продавщицы в магазинах, где он что-то покупал, и другие люди. В первую очередь он удивлял своей манерой держаться в обществе, разговаривать. Вроде бы ничего сверхъестественного в этом не было, но чувствовался какой-то вызов. Также многих удивляли и умиляли такие мелочи, как черные очки, странный беретик, длинный волосы, перчатки с резинками. Именно живя в этом месте, он получил свое знаменитое прозвище (Сумасшедший композитор), с которым он, по большому счету, соглашался.
Молодость
Мать мальчика понимала, как важно дать ему хорошее образование. Ее слабые попытки изменить выбранное Олегом направление ни к чему не привели, и в итоге она согласилась на учебу в Ленинградской консерватории
Наконец-то Олег получил возможность учиться у хороших преподавателей, которые сразу заметили активного и оригинального парня. Его приглашали для участия в разных конкурсах. Наиболее известный из них был посвящен 80-летию консерватории. Он проводился в Ташкенте в 1943 году. В 1945 году Олег заканчивает консерватории по классу фортепиано. Следующие шесть лет жизни парень также решает посвятить обучению, ведь он вовсе не собирался останавливаться на достигнутом: музыка была главной целью его жизни! Он быстро сдает вступительные экзамены и поступает в Ленинградскую государственную консерваторию, где занимается вместе с Самарием Савшинским по классу фортепиано.
Первый скандал
С возрастом Олег Николаевич Каравайчук становился все боле загадочной личностью. Вскоре после того, как он начал самостоятельно зарабатывать на жизнь и чувствовать признание и уважение коллег, в нем «включилась» та самая незаурядная личность, которая и прославила его. В начале 1960 годов Олег Николаевич готовился к своему первому публичному выступлению, которое должно было пройти на сцене Ленинградского концертного зала. Выступление чуть не окончилось скандалом, и Олег Николаевич получил возможность выйти на сцену только через 20 лет. Это случилось в апреле 1984 года, когда музыкант выступал перед артистами из разных театров Ленинграда. Выступление проходило в Доме актера им. Станиславского, где Каравайчук исполнил творения Бетховена и Мусоргского.
Работает
Музыка из фильмов (подборка)
- : Два капитана из Владимира Venguerov
- : Солдаты ( Солдаты ) Александра Иванова (ru)
- : Jamais (ru) ( Никогда ) Петра Тодоровского
- : Короткие встречи ( Короткие встречи ) с Кирой Муратова
- : Хронометр (ru) ( Секундомер ) Резо Эсадзе
- : Долгие проводы ( Долгие проводы ) Киры Моуратовой
- : Монолог ( Монолог ) Ильи Авербаха (ru)
- : Ксения, жена Теодора ( Ксения, любимая жена Фёдора ) Виталия Мельникова
-
: La Jambe ( Нога ) Никиты Тьягунова (ru)
- : Год собаки ( Год собаки ) Семена Арановича
- : Тёмная ночь ( Тёмная ночь ) Олега Ковалова (ru)
Всего более 150 документальных и художественных фильмов.
«Шпион»
Если вы когда-нибудь видели Каравайчука — уже не забудете. В любое время года он неизменно в берете, из-под которого выбиваются длинные волосы, в темных очках, странноватом пальтеце или растянутом свитере. При этом Каравайчук так стремителен, что не сразу и поймешь, существо какого пола промчалось мимо.
Он сам любит рассказывать, что из-за странного вида и темных очков в советское время его неоднократно забирали в милицию как «шпиона», бомжа или наркомана. «Раз на вокзале в Москве Шукшин из-за меня дал по морде какому-то менту, который ко мне на перроне приклеился, будто я шпион. Мент Шукшина узнал и молча ушел».
Режиссер как помеха
— Как складывались ваши отношения с кинорежиссерами?
— Мне важно, чтобы при записи музыки в зале никого не было, чтобы режиссер ушел. Например, Кулиша вынужден был выгонять, хотя он изумительный человек
Лучшего в восприятии музыки никого не было. Мне было так его жалко, а что делать: он был тяжел, толст, от режиссера всегда исходит какая-то волна, которая мешает». (Между прочим, самого Каравайчука, его взаимоотношения с режиссером и киногруппой изобразил Авербах в картине «Голос». Композитора играл Сергей Бехтерев. — Е. П.).
— Но были же у вас друзья среди киношников?
— Параджанов, Муратова, Шукшин и особенно Окуджава. Когда я писал музыку к картине Петра Тодоровского «Верность», а сценарий принадлежал Окуджаве, все мы жили в Одессе, в гостинице. Как-то Булат меня позвал, чтобы я послушал его песни. Он проиграл весь репертуар, часа три я слушал. До сих пор забыть не могу. Когда я играю, иногда приближаюсь в лучших своих состояниях к тому, чт
о делал Окуджава. Он называл это иронией по отношению к себе, я — иначе. Он был настоящий аристократ. Искусство — это и есть аристократизм.
— Признайтесь, гением себя чувствуете?
— У меня совершенно другое понимание о гении, чем то, которое выросло в литературе. У меня обратное. Поэтому, если я даже чувствую себя гением, то это не та гениальность. Я гений тогда, когда я еще меньше муравья. Если вы хотите понять, что такое абсолютная ложь о гении, идите в филармонию и слушайте симфонический оркестр. Там смотрят на дирижера, играют пафосно, я играю абсолютно прозаично. Великие композиторы слышат в себе абсолютный оркестр, который ничего общего с реальным не имеет.
P. S. Дисков с музыкой Каравайчука нет. Один из его друзей записывает все выступления маэстро, но для выпуска альбома нужны деньги. Может, найдется добрый человек, который поможет композитору оставить музыку на память благодарным потомкам?
биография
Его отца-скрипача арестовали, когда Олегу было два года. Он писал музыку с детства, его карьера пианиста тоже началась очень рано: в семь лет он играл на концерте Сталина .
В 1945 году окончил Школу фортепианной музыки при Ленинградской консерватории , представив на экзамен собственные импровизации на тему Баха .
В Март 1943 г.Он участвовал в концерте юных музыкантов, посвященном 80 — летию Ташкентской консерватории .
С 1945 по 1951 год учился в Ленинградской консерватории по классу фортепиано Самария Савчинского (ru) .
В 1953 году он получил свой первый заказ на киномузыку, начало долгой карьеры, когда он сотрудничал с Сергеем Параджановым , Василием Шукшиным , Ильей Авербахом (ru) или даже Кирой Моуратовой ( Короткие встречи , долгие прощания ). Его сочинения будут отмечены несколькими призами.
Но с конца 1950-х он выделялся своей внешностью, своим поведением, все более эксцентричным образом жизни (длинные волосы, андрогинный голос, его походка, речь, а также его поэтические и полемические замечания …), иногда заходя так далеко. как вызвать скандал. Затем его часто называют сумасшедшим композитором . В начале 1960-х он мог только отойти от официальной музыкальной сцены.
Он вернулся к этому лишь два десятилетия спустя, в Апрель 1984 г., во время концерта, где публика открывает для себя пианиста-виртуоза в его интерпретациях Мусоргского и Бетховена . Успех, который станет международным после поездки в Соединенное Королевство , где во время посещения Би-би-си английская публика открыла для себя гениального композитора.
Обладая очень сильным стремлением к независимости и несмотря на финансовые трудности, Олег Каравайчук отказывается от всех предложений, которые он считает слишком коммерческими, и участвует только в проектах, которые он считает художественными и творческими. Таким образом, Олег Каравайчук участвовал во многих авангардных проектах, в частности с Сергеем Куреохиным . Он также спонсировал композитора Мариану Цой (ru) до ее смерти в 2005 году.
В последние годы Олег Каравайчук дал множество концертов, иногда близких к исполнительскому , щедро смешивая музыку, танцы (классические или современные), поэзию и видео. Мы видим, как он дает концерт с наволочкой на голове или играет на пианино на коленях. Иногда перестает играть, писать тексты, письма. Сам композитор объясняет, что все эти сценарии мотивированы необходимостью сосредоточиться и побыть наедине со своей музыкой.
В 2009 году он участвовал в спектакле « Дневник сумасшедшего», подаренном Санкт-Петербургу в честь 200 — летия со дня рождения Николая Гоголя .
Олег Каравайчук долгие годы жил с мамой на Васильевском острове , последние годы он жил в Комарово .
Санкт-Петербург
Олег Каравайчук, фото которого мы видим в статье, таки успел немного почувствовать себя артистом. В 2009 году его пригласили выступить в спектакле «Записки сумасшедшего», который был поставлен к 200-летию Н. Гоголя. Здесь он познакомился и работал с Р. Литвиновой и А. Башировым.
Последние годы жизни он провел именно в Питере. Ему поступало множество предложений, но он был избирателен. Коммерческие сделки мало его интересовали, он приходил только туда, где мог по-настоящему творить. Почти каждый год он участвовал в перфомансах, которые синтезировали поэзию, балет и его музыку. Здесь он иногда был «гвоздем программы», а иногда просто «винтиком». Несмотря на все это, он чувствовал, что находится в своей тарелке, поэтому ему было уютно. После таких творческих вечеров он всегда находился в приподнятом настроении, что очень радовало его близких друзей.
Сложный жизненный период
Композитор Олег Каравайчук не сразу обрел популярность, о которой мечтал. Если анализировать его творчество, можно понять, что до 1990 годов он было мало известен. Его уважали, ценили и желали слушать, но… только в очень узких профессиональных кругах. Эти люди понимали талант Олега и могли его оценить с высоты своего знания. Вся же его деятельность, которая была направлена на то, чтобы познакомиться с публикой, жестко пресекалась властями: по множеству разных причин его концерты запрещались. Более того, Олег Каравайчук, личная жизнь которого покрыта мраком, даже преследовался некоторое время, и под подозрения попадала даже его семья.
Такое тотальное неприятие привело к тому, что он закрылся в себе. Если ему не давали общаться со зрителем вживую, то он хотел бы наладить деятельность хотя бы письменно, но и тут его ждало жгучее разочарование, ведь все сочинения быстро изымались. А некоторые из них остаются в архиве до сих пор. Все эти события отразились на Олеге Николаевиче, он стал более замкнутым и холодным, перестал общаться со многими людьми и явно переживал личностный кризис. Трудно понять обычному человеку, каково ему тогда пришлось. Творческие люди – это особые натуры, которые переполняет некая сила. Ею надо делиться, выпускать её из себя, иначе она начнет уничтожать человека изнутри. Вот такому «проклятию» подвержены все творцы и гении!