«мы рискнули

Жэст Records — пыльные архивы и новый андеграунд из Нальчика

Самый эклектичный лейбл списка

Новый нальчикский лейбл, издающий локальный андеграунд в диапазоне от дэт-метала до хип-хопа. Издательство было организовано Амаром Абазовым, стоматологом и барабанщиком активной в конце нулевых на юге России deathcore-группы Awake For Life. Еще раньше Амар читал рэп, вдохновленный Wu-Tang Clan, в группе The Жэст.

Название старого проекта и унаследовал новый лейбл.

Как и 9January, «Жэст» не придерживается конкретного звука или стиля. Лейбл становится, с одной стороны, прибежищем для тех, кто делает хоть что-то в условиях отсутствия индустрии и понятной системы, а с другой — служит архивариусом мозаичного прошлого андеграунда Северного Кавказа и ближайших регионов.

В архивной серии лейбла можно найти забытые жемчужины экстремальной музыки из Нальчика: «Плоды просвещения» — старорежимный хеви/треш 1980-х годов и бешеный хардкор-панк от группы «Зубы».

Есть и более поздние примеры регионального экстрим-метала, который без знания контекста можно принять за (пост)иронию. Например, католический дэт-метал из всё того же Нальчика от дуэта Megilloth или дарк-метал-группа Voroth из Невинномысска, которая звучит как группы времен расцвета журнала Dark City и лейбла CD-Maximum.

На Bandcamp и в стримингах лейбла есть еще хип-хоп, меланхоличный эмбиент, а скоро выйдут релизы с инди-фолком.

Такая эклектичность может оттолкнуть многих, так как непонятно, чего ожидать от Амара дальше. Но уже сегодня «Жэст» справляется с миссией, которую давно кому-то надо было взять на себя: систематизация стихийного андеграунда и продвижение тех, кому есть что сказать, но непонятно, как это сделать.

В обозримом будущем «Жэст» станет и букинг-агентством. Амар хочет привозить на Кавказ новую музыку и возить своих резидентов на значимые фесты. Начало уже положено: депрессив-блэк-метал-проект Skagur из Нальчика выступит на шоукейсе Рихтерфеста в рамках Moscow Music Week.

9January — лейбл региональной музыки из Удмуртии

Самый быстроразвивающийся лейбл списка

Оксана Бода, энтузиаст, промоутер и музыкальный гик из Ижевска, занималась продвижением молодых артистов в родном городе, организацией нескучных мероприятий и вечеринок. В этом году она решила объединить свой опыт и страсть под вывеской 9January — лейбла и музыкального комьюнити.

У молодого лейбла нет стилистических рамок или общего звучания, объединяющего артистов и релизы. 9January издает постпанк, условно стадионный рок и около-традиционную музыку.

Главное — сместить акценты с Москвы и Питера и подсветить региональные сцены.

Концепция и политика 9January описаны в манифесте. Там заметно, что начинающий лейбл не только про мечту, запал и добрые, но абстрактные вещи. Большой упор делается и на проблемы индустрии — получение прибыли, создание в регионах не просто музыкальной сцены, но и здоровой среды, отказ от строгой иерархичности и т. д.

Поэтому 9January и не зацикливается на конкретных жанрах и саунде. Лейбл не про что, а про как.

В качестве иллюстрации подхода 9January самый показательный артист — post-dukes. Это фолктроника, соединяющая традиционную удмуртскую музыку и неспешную электронику. Само объединение этнографии и глобальных жанров — метод не новый и справедливо критикуемый многими, но музыку post-dukes спасает одинаковое погружение и в родную культуру, и в саунд-дизайн.

Horrible Room — черный шум, злобный панк и грязь из псковских болот, московских подвалов и других злачных мест

Самый прямолинейный лейбл списка

Horrible Room издает грязную, жесткую, прямолинейную и вместе с тем неглупую музыку. Жанровый диапазон гораздо уже, чем у всех других упомянутых лейблов: блэк-метал, нойз, нойз-рок и панк-рок, в котором всего вышеперечисленного больше, чем панка.

Из интервью, которое для статьи дал основатель HR Тосол, сложно понять внутреннюю кухню лейбла. Принципы «Ужасной комнаты»: «Чем хуже, тем лучше» и «Делай что хочется, вот и закон». Не слишком информативно, но вполне соответствует общей атмосфере, которая создается как звуком, так и нарочно примитивным визуальным оформлением кассет и цифровых релизов.

Тосол отрицает связь лейбла с региональной концепцией. Он издает всё, что ему нравится.

При этом логотипом Horrible Room служит герб Москвы, а среди релизов львиную долю занимают проекты из псковского объединения Pleskau Brethren Circle: Sidekut Slave, Hexenvomit, Needle Fetish, Леший и другие.

Псковские подписанты HR, как и большинство остальных проектов с лейбла, идут не проторенным и поднадоевшим для блэка путем дьяволопоклонничества и оккультизма, а находят мрак в окружающей действительности и ужас в текстах постсоветской попсы: на альбомах не сразу читаемые кавера на Шуру («Руки скованы вечным холодом») и Наталью Ветлицкую («Дыхание ледяной луны»); а вместо демонических сущностей тут Лунтик, псковская братва и потерявшие волю к жизни солдаты вермахта.

Несмотря на то что локальность или региональность Horrible Room может показаться надуманной, лейбл с неожиданной стороны подходит и к образам российской культуры, и к жанровым клише экстремальной музыки.

Не так давно лейбл забанили на Bandcamp после выхода альбома французов Seigneur Voland — из-за возможной связи с ультраправым движением. Впрочем, какой-то конкретный посыл в переиздании на Horrible Room довольно сложно обнаружить. Но блюстители морали смогли. Теперь релизы московского лейбла можно найти только в ВК и на физических носителях.

Где проходила «Платформа»

Танцевальный зал парка культуры и отдыха, выбранный в качестве площадки для проведения фестиваля, Халилов считает настоящей находкой.

«Это место может стать культовым для региона. Танцзал находится в самом центре города, в пешеходной зоне. То есть даже те, кто не знал о фестивале, а просто проходил мимо, заходили и оставались», — отметил Булат.

Тем удивительнее, что построенный еще в советское время зал до «Летней платформы» по большому счету простаивал.

«До фестиваля там проходили максимум репетиции детских ансамблей. И это тоже прекрасно, но крупных мероприятий, которые по-настоящему раскрыли бы потенциал площадки, в танцзале не проводилось», — рассказал Халилов.

Они с Кодзоковым давно присматривались к танцзалу, но были уверены, что городские власти никогда не разрешат провести там что-то неформатное по местным меркам.

«Когда мы предложили Оксане делать фестиваль, на танцзал мы даже не надеялись. Это она сказала: „Давайте его реанимируем, это прекрасная площадка“», — рассказал Халилов.

Что нового

  • Пока в России потихоньку учатся сортировать мусор и борются с привычкой бесконечно копить целлофановые пакеты, а журнал Time называет Грету Тунберг человеком года, диджеи активно подписываются под инициативой #PlasticFreeParty, запущенной Blond:ish. Вот уже полторы тысячи музыкантов, в числе которых Бен Клок, Пит Тонг и Honey Dijon поддержали идею введения особого райдера, запрещающего использование одноразового пластика на рабочем месте, тем самым подтвердив, что в 2019-м году вопросы экологии охватывают все большие массы людей.
  • На лейбле «трип» вышел релиз «locus eroor», который оказался любопытен не столько привычными стремительными техно-треками от PTU, Antigone и самой хозяйки лейбла Нины Кравиц, сколько внезапным дуэтом Analemma, в который входят американская артистка Джулиана Хакстейбл (Juliana Huxtable) и шотландка Sophie, окончательно покорившая русских слушателей после летнего фестиваля «Боль». Результат совместного творчества оказался резким, ломаным и затягивающим. Остается надеется, что парой треков это сотрудничество не ограничится.

Antonovka Records — этнографический лейбл, не скованный географией

Самый фольклорный лейбл списка

Практически полный аналог Ored Recordings и кочевого лейбла Винсента Муна Petites Planetes.

Антон Апостол, фотограф и балалаечник, путешествует по миру — от Грузии и Казахстана до Руанды, не забывая и о российских регионах, — и пишет в полевых условиях домашние ансамбли, коллективы бабушек из районных ДК и молодых исполнителей традиционной музыки.

В целом у «Антоновки» типичная или скорее логичная панк-этнографическая оптика — поехать туда, где играют классную, но не очень известную музыку, записать и выложить ее без особых академических амбиций.

У отказа или игнорирования этнографических методов и принципов есть недостатки. Например, Антон Апостол не записывает возраст исполнительниц, потому что «мне неудобно у женщин возраст спрашивать», и с этнографической точки зрения такой субъективизм недопустим. Но лейбл на объективность и не претендует.

Главной же фишкой «Антоновки» можно назвать маневренность — с 2019 года издано 46 релизов — и фокус на гибридных, локальных и невитринных явлениях в традиции: городская музыка Армении, вайнахские наигрыши из Панкиси, балалайки Тушетии, бард-самоучка из Твери и всё то, что спрятано на самом видном месте — в повседневности разных сообществ и отдельных людей.

ГЛАВНАЯ СЦЕНА

Вход свободный. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию, пользуйтесь антисептиком для рук и оставайтесь дома при любых признаках болезни.

15:30

Ashiq Shemshir — Live (Дагестан, Россия)

Ашуг Шемшир приедет на EastEast Picnic из села Авадан в Южном Дагестане. Шемшир — представитель древней традиции ашугов, музыкантов-сказителей, которая до сих пор жива и даже популярна в некоторых странах Кавказа. Ашуг Шемшир унаследовал свою профессию от отца, ашуга Шерина, который в советское время записывался на пластинках и выезжал на зарубежные гастроли. Аккомпанируя себе на сазе, ашуг Шемшир исполняет старинные песни и предания, свадебные песни и философские баллады, услышанные от отца, а также импровизирует на традиционные мелодии.

16:30

Jrpjej — Live (Кабардино-Балкария, Россия)

Jrpjej следует произносить как «джрпджедж» и на черкесском означает «эхо». Этот ансамбль — флагманский проект лейбла Ored Recordings. Молодые музыканты во главе с сооснователем лейбла Тимуром Кодзоковым исполняют древние черкесские песни: заговоры от болезней и ран, сказания и эпосы, свадебные и шуточные, не пытаясь их осовременить сочетаниями с чужеродными музыкальными элементами, а поют их так, как им кажется правильным, под аккомпанемент апапшина (домры) и шичепшина (флейты), скрипок, гитары и аккордеона.

17:30

Mansour Jumaa Al Mohannadi & Ahmed Abdel Rahim — Live (Катар)

Мансур Аль-Муханнади — неоднократный победитель конкурсов певцов фиджри (музыки ныряльщиков за жемчугом) в Персидском Заливе, один из самых известных мастеров этого искусства в Катаре, посвятивший ему больше 30 лет. Мансур Аль-Муханнади записал несколько альбомов и регулярно выступает на мероприятиях самого высокого дипломатического уровня, в том числе неоднократно пел в присутствии эмира Катара.

Уд на Востоке носит титул «царя инструментов» — один из древнейших и важнейших арабских инструментов, распространившийся по всему Средиземноморью и дошедший до Европы: музыкальная теория Ближнего Востока издревле основывалась именно на строе уда. Виртуозно аккомпанируя себе на уде, Ахмед Абдель Рахим исполняет музыку в жанре соут (sawt) — это песни, которые звучат на ночных мужских собраниях, один из самых важных видов традиционных искусств в Катаре и других странах Персидского Залива.

18:50

Nadah El Shazly’s Ahwar — Live (Египет)

Египтянка Нада Эль-Шазли — идеолог коллектива Nadah El Shazly’s Ahwar — радикально переосмысливает популярную музыку ее родины начала XIX века и исследует новые звуковые и гармонические границы. Используя голос, полевые записи и традиционные инструменты, она создает захватывающие музыкальные произведения и песенные формы, которые изменяют восприятие времени благодаря сложным слоям и динамической структуре.

20:20

Natik Awayez’ Manbarani — Live (Ирак)

Натик Авайез родился и учился играть на уде в Южном Ираке. Эмигрировав из родной страны в 1979-м, он постранствовал по свету, продолжая играть и сочинять музыку, и сейчас живет в Каире, где сотрудничает с лучшими музыкантами региона, включая вышеупомянутых Мариам Салех и Мориса Лука. В прошлом году на лейбле Sublime Frequencies вышел полнометражный альбом его авторских песен Manbarani, спродюсированный Морисом Лукой — так звучит современная арабская фолк-музыка, которая гордится своими корнями и не стремится угодить вкусам западного слушателя. Вслед за этим Натик Авайез собрал свою группу Natik Awayez’ Manbarani, мировая премьера которой состоится на EastEast Picnic.

21:20

The Invisible Hands — Live (Египет)

Группа Алана Бишопа, этномузыколога, основателя лейбла Sublime Frequencies. Бишоп, американец ливанского происхождения, с 2011-го года живет в Каире, где он собрал группу с видными местными музыкантами и исполняет песни собственного сочинения на арабском и английском. Психоделический фолк и тягучий блюз-рок The Invisible Hands ближе к западной традиции, однако группа, в которой уд звучит на равных правах с электрогитарой и скрипкой, ассимилировала множество влияний из арабской музыки и от того ее звучание отличается особенным колоритом.

Диджеи: Artem Krapivin, Koyil (Москва, Россия)

По мотивам фестиваля Fields

Ored Recordings — этнографический проект из Кабардино-Балкарии и лейбл года по версии Jager Music Awards — выпустил релиз «Songs & speeches: live at Fields Festival». На альбоме — запись спонтанной коллаборации одного из главных резидентов Ored Заура Нагоева и группы Jrpjej (Джэрпэджэж), исполняющей черкесскую ритуальную музыку.

В описании релиза на Bandcamp сказано, что Заур планировал сольное выступление на фестивале, но услышав концерт Jrpjej, предложил группе сыграть вместе. Представители лейбла отмечают, что результат внезапного сотрудничества как нельзя лучше передал концепцию Ored Recordings и стал знаковой отметкой в истории проекта, вот уже несколько лет собирающего полевые записи с традиционной музыкой Кавказа.

«Юность Севера» — якутский панк-лейбл, промоагентство и сплоченное вокруг музыки сообщество

Якутский рок — явление сегодня не очень популярное, но в конце 1980-х и начале 1990-х местная психоделия и переложение элементов якутской традиционной музыки на почву гитарного авангарда или рок-н-ролла было на подъеме. Группы, сформировавшие локальный стиль саха-рок, организовывали крупные фестивали в республике, а их шоукейсы проходили не только в Москве или Питере, но и на Западе. Якутский рок-андеграунд звучал экзотично и, возможно, поэтому быстро завоевал популярность в сфере независимой музыки. Но якутское рок-подполье с такой же стремительностью сгорело и ушло с радаров, с какой вырвалось из родной республики. Старые группы «Хардаа», «Чолбон», «Айтал» и другие — это скорее не живые легенды, а уважаемые ветераны славного прошлого.

С таким мощным, но трагическим прошлым самым естественным и логичным выходом для молодых музыкантов было бы следование по проторенным старшими дорогам и возрождение традиций саха-рока. Но ребята из лейбла «Юность Севера» пошли другим путем и начали развивать свое звучание без прямых отсылок к эпосу «Олонхо», шаманским камланиям и импровизациям на варгане.

Резиденты и друзья «Юности Севера» играют шумный и грязный рок в широком диапазоне от лирического поп-панка и шугейза до злобного d-beat-молотилова. В целом у групп с лейбла нет какого-то национального компонента и всё звучит как молодая андеграундная музыка без привязки к местности.

Для кого-то космополитический подход якутских групп может выглядеть минусом, но смысл как раз в том, что местный панк-рок не заигрывает с внешним слушателем, не пытается никому понравиться и никак на экзотике не выезжает.

Только группа Crispy Newspaper поет принципиально на родном языке о «жизни простого жителя Якутска», как говорят сами музыканты. Но музыкально это всё тот же лоу-файный панк, иногда переходящий в нойз-рок.

Бюджет «Платформы»

Оборудование и билеты для музыкантов и спикеров составили основные статьи расходов организаторов фестиваля.

«Везти музыкантов в Нальчик дорого, и это, возможно, главная причина, почему в городе не так часто играют приезжие. Значительная часть бюджета фестиваля ушла на билеты и размещение музыкантов. Играть приглашенные группы согласились без гонорара», — рассказал Халилов.

Бюджет «Платформы» (Булат не захотел назвать точные цифры) по большей части был собран благодаря частным спонсорам, администрация покрыла всего 15% расходов.

«Для нас было важно, чтобы средства администрации — то есть деньги налогоплательщиков — не были основой бюджета», — заявил Халилов. Спонсорами фестиваля выступили IT-компания ITV Group и «Ростелеком»; кроме того, организаторов поддержали клуб «Винил» и магазин уличной одежды Showroom Queens

Спонсорами фестиваля выступили IT-компания ITV Group и «Ростелеком»; кроме того, организаторов поддержали клуб «Винил» и магазин уличной одежды Showroom Queens.

Еще один принципиальный аспект финансирования пилотного фестиваля — отказ от привлечения алкогольных спонсоров.

«Для Кавказа это спорный момент: вопросам морали, нравственности в регионе уделяют особое внимание. Это связано не с религией, а скорее с обывательским отношением к спиртному», — пояснил Халилов, добавив, что со временем безалкогольная политика «Летней платформы» может измениться

«Мы понимали, что на фестивале кому-нибудь захочется выпить пива, но на первом месте должна была быть музыка. Мы за осознанное потребление, но это следующий уровень, к нему нужно прийти», — отметил Булат.

Работа над ошибками

На следующий день после окончания фестиваля Халилов наконец смог поспать несколько часов.

Первой «Летней платформе» ощутимо не хватало рабочих рук: помимо трех организаторов, над проектом работало около десяти человек. Халилов рассчитывает, что в дальнейшем в команде появятся новые люди.

«Мы делали фестиваль, которого до этого не было ни в Нальчике, ни в соседних республиках. Теперь, когда люди узнали о „Летней платформе“, волонтеров станет больше: в последние дни перед началом фестиваля все больше людей писали нам, предлагали помощь», — рассказал один из организаторов «Платформы».

Усталость не мешает Булату честно признавать организационные ошибки.

«Были огрехи: не смогли всех довезти, не выдержали тайминг, что нас очень расстроило», — заявил Булат.

Вместе с тем Халилов уверен, что «Летняя платформа» утвердила себя как важное событие для Нальчика. «В целом то, как живьем звучали музыканты, то, как реагировали зрители, — это было очень круто, намного лучше, чем мы ожидали

Одним из приглашенных лекторов был Степан Казарьян, и он наверняка заметил множество недочетов, но сама атмосфера ему понравилась. Потом он сказал нам: „Если нужен совет, обращайтесь“. Значит, свои ошибки мы совершили не зря», — подытожил Халилов

«В целом то, как живьем звучали музыканты, то, как реагировали зрители, — это было очень круто, намного лучше, чем мы ожидали. Одним из приглашенных лекторов был Степан Казарьян, и он наверняка заметил множество недочетов, но сама атмосфера ему понравилась. Потом он сказал нам: „Если нужен совет, обращайтесь“. Значит, свои ошибки мы совершили не зря», — подытожил Халилов.

Шоукейс Ored Recordings на Moscow Music Week состоится в четверг, 5 сентября, в Культурном центре «ДОМ». Кроме того, Булат Халилов примет участие в конференции Moscow Music Week 5 и 6 сентября.


Фото: Макс Керженцев / предоставлено Булатом Халиловым

Как появилась «Платформа»

«Летнюю платформу» придумали Булат Халилов и Тимур Кодзоков, создатели этнографического лейбла Ored Recordings, который специализируется на издании традиционной музыки народов Кавказа.

Друзья обратились за поддержкой к Оксане Шухостановой из Института развития города «Арт-зал Платформа», одна из целей которого — создание открытой среды для творческой молодежи. Подведомственное учреждение при администрации Нальчика выступило посредником между мэрией и организаторами фестиваля, а заодно дало событию название.

Чтобы убедить местные власти в том, что городу нужен фестиваль, рулевые Ored Recordings провели в городе две пробные вечеринки в мае и июне.

«Это были препати, на которых мы опробовали формат: днем—лекции, вечером — концерты. Мы старались создать комфортную среду, чтобы не было такого: раз пришел на лекцию, сиди до конца», — рассказал Халилов.

Эта тактика сработала.

«Формат понравился и Оксане, и администрации. Для властей это был большой эксперимент: названия групп, которые мы везли, им ничего не говорили. Но благодаря „Платформе“ чиновники поддержали нашу инициативу», — отметил Халилов.

Итоги года и десятилетия

Критики продолжают подводить итоги не только года, но и целого десятилетия, наперебой публикуя подборки лучших альбомов, треков и сетов. При этом очевидно, что глубокий анализ музыкальной индустрии не может строиться на одной лишь совокупности релизов — стоит учитывать тренды и события, которые выход этих самых релизов сопровождают. В связи с этим у Resident Advisor дело не обошлось лишь рейтингами артистов, и свои традиционные подборки журналисты портала дополнили обстоятельной статьей о тенденциях, которые мы могли наблюдать в электронной музыке на протяжении всего уходящего года. Среди них, например, отметили новую эру квир-вечеринок в Берлине и политизацию представителей электронной сцены.

Еще одной подборкой порадовали The Quietus

Вслед за массивным материалом о лучших альбомах авторы издания решили уделить особое внимание любителям джаза, выделив релизы этого жанра в отдельную статью. В списке оказались и уже упомянутые нами в прошлых дайджестах Матана Робертс и , и переизданный Эрик Долфи (Eric Dolphy), и 35-летняя саксофонистка Анна Веббер (Anna Webber) из Нью-Йорка

Для тех, кого больше прельщают раритетные вещи, записанные за несколько десятилетий до всего, что появляется в многочисленных подборках этого декабря, сайт The Vinyl Factory собрал коллекцию всех заметных переизданий за последние 12 месяцев. На вершине списка — эфиопская вокалистка Gigi c со своим джазовым релизом 2001 года, композитор из 70-х Mort Garson и японский минимализм от Yutaka Hirose.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: