Волнуемый мечтами по нивам. николай некрасов

Краткий анализ стиха «Элегия»

Вариант 1

Талантливый поэт Николай Некрасов в своих произведениях описывал тяжелую судьбу простого народа, за что не раз получал неодобрительные отзывы литературных критиков.

Не исключением стало произведение “Элегия”, написанное в 1874 г., которое было своего рода протестом поэта против постоянной и несправедливой критики в свою сторону. Стихотворение написано шестистопным ямбом с парной рифмой.

В своем произведении Некрасов описывает жизнь и страдания народа, который продолжает бедствовать даже после получения свободы, в связи с проведенными реформами и отменой крепостного права.

В начале стихотворения Некрасов обращается к неизвестному оппоненту, убеждая его в том, что реформа практически не улучшила жизнь бедных людей. Во фразу “народ освобожден, но счастлив ли народ?” писатель вкладывает горечь, которая гложет его.

Напущенное благополучие, убеждение, что человек сам себе хозяин, что он может вольно работать на поле – все это не вводят в заблуждение поэта. Ведь он видит, что большинство людей обречено прожить всю жизнь, зарабатывая гроши тяжкой работой. Лишь единицы могут получить образование и подняться к лучшей жизни.

Поэт считает, что его долг и предназначение – это привлечь внимание “сильных мира сего” на ничтожную жизнь бедных людей, на их убогое прозябание и безысходность в жизни. В конце произведения автор отмечает, что не уверен и точно не знает, как живется его народу

Ведь это спорный вопрос: с одной стороны, раскрыла объятия долгожданная свобода, а с другой стороны их поджидает прежняя нищета. Простой народ стоит на распутье. Многие не знают, как можно вольно жить, они растеряны и часто дают возможность воспользоваться своей слабостью

В конце произведения автор отмечает, что не уверен и точно не знает, как живется его народу. Ведь это спорный вопрос: с одной стороны, раскрыла объятия долгожданная свобода, а с другой стороны их поджидает прежняя нищета. Простой народ стоит на распутье. Многие не знают, как можно вольно жить, они растеряны и часто дают возможность воспользоваться своей слабостью.

Вариант 2

Своеобразное признание в любви к народу, которому автор посвятил свое творчество.

Тема народных страданий в “Элегии” – не дань моде, ее нельзя забыть, пока в стране царит угнетение, и бесправные подданные влачат жалкое существование. Призвание поэта в союзе с Музой – напоминать праздной толпе о существовании иного мира до тех пор, пока народ не почувствует себя счастливым.

Все творчество направлено служению народу, который вероятно даже не догадывается об этом. Поэт исполняет свой долг по велению сердца, потому спокоен. Исход битвы решит судьба. Одно сражение выиграно: крепостные освобождены от рабства. Казалось, можно ликовать, но Муза шепчет о бесправии и несчастии простых людей.

Поэт задумывается, пытается найти ответы, наблюдая за жницами в поле, стариком с сохой, за бегущим по ниве ребенком. Он прислушивается к горестным напевам крестьянок. Мысли бродящего меж стогов поэта складываются в песню.

Он призывает благословение труженикам, сулит проклятия – врагам, могущество – друзьям обездоленных. Песне мечтателя вторит богатая разнообразием природа, безмолвствует лишь усталый народ.

Очень краткий анализ для 10 класса

Большинство произведений Николая Некрасова, посвященных народу, стали одновременно его отрадой и проклятьем. Упорно не желая мириться с положением вещей на тот момент, автор пишет о тяжелой крестьянской жизни, не в угоду богатой разбалованной публике. Необремененные заботами о хлебе насущном, богачи не хотят слушать о проблемах кормящего их народа. Все это побуждает автора к написанию «Элегии». Многообещающее восторженное название не скрывает за собой тяжелых раздумий лирического героя о судьбе бедняков. Опьянение от отмены крепостного права и ощущения свободы, быстро сменилось разочарованием. Никто не объяснил бывшим крепостным, как распоряжаться своей свободой на пользу себе и своей семье. Помещики по-прежнему как наживались на необразованных людях, так и продолжают это делать, пользуясь неграмотностью простого человека.

Не оставаясь равнодушным, поэт призывает молодое поколение стать ответственнее перед людьми, не закрывать глаза на их проблемы и считает своим святым долгом сделать все возможное для облегчения судьбы бывших крепостных. Некрасов считает, что только так он выполнит свое предназначение на этой земле, только так его совесть может быть спокойна.

Анализ стиха Элегия Некрасова

Один из самых выдающихся русских поэтов 19 века – Николай Алексеевич Некрасов. Большинство его произведений были посвящены жизни народа. Поэт ярко описывал и чувствовал переживания и тяготы простых людей. Многие поэты и писатели того времени очень уважали Некрасова и ценили его творчество. К примеру, известный всем Достоевский, который называл Некрасова печальником народного горя. Федор Михайлович говорил, что он болел страданиями к крестьянам всей своей душой и верил в хорошее будущее русских людей.

Николай Алексеевич вместе с народом смог постичь что такое радость, горе, а главное – что такое жизнь. Красота его поэзии заключается в чуткости и понимании крестьян, в вечной правде христианских истин. Именно благодаря своей чуткости и отзывчивости он смог изобразить всю глубину и многогранность народного характера, показать его силу.

Однако случалась и критика по отношению к Некрасову, особенно она обострилась после отмены крепостного права. Многие литературные критики, другие писатели относились с непониманием и порой даже с негодованием к поэту. И все потому что он по – прежнему посвящал свои произведения низшим слоям общества. В качестве ответа на «нападения» со стороны оппонентов автор написал стихотворение «Элегия» в 1874 году. Некрасов в данном произведении пытается показать, что тема страданий народа, простых людей актуальна и сейчас, так как отмена крепостного права совсем не улучшила ситуацию.

В стихотворении «Элегия» автор показывает настоящую жизнь простых русских людей. Крестьяне находятся в бедственном положении, они обречены на нескончаемый труд, сложную работу. А также подчеркивает бесполезность реформы, которая не дала людям желаемой свободы. Некрасов пишет, что народ признали свободным. Но стали ли люди счастливыми? Изменилась ли их жизнь к лучшему? К сожалению, ответ печальный. Так как реформа об отмене крепостного права – всего лишь маска, а за ней скрываются страдания многих людей. Внешнее благополучие – это только обман, так как ничего не изменилось, жизнь крестьян не улучшилась, а возможно, только ухудшилась.

Некрасов своими произведениями хотел обратить внимание на острые проблемы в обществе, которые необходимо было решать

Элегия Пушкина (краткий анализ)

Продолжателем романтических традиций и реформатором нового искусства явился А.С.Пушкин.

Пушкинские элегии отличает идейно-тематическое богатство, реалистичность сюжета, доверительность интонации, соединение иронии (что это такое?) и лирики (что это за жанр?).

В стихотворении «Безумных лет угасшее веселье», написанном болдинской осенью 1830 года, Пушкин, как и Жуковский, обращается к романтической метафоре моря. Оно олицетворяет человеческую жизнь и непредсказуемость судьбы.

Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино — печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть — на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной.

«Грядущего волнуемое море» сулит поэту «труд и горе», все лучшие мгновения остались для него в прошлом. Вместе с тем лирический герой понимает, что сам виноват во многих заблуждениях юности.

Борясь с валами накатывающих воспоминаний, наполненных печалью, поэт совершает отчаянный рывок навстречу свободе.

«Но не хочу, о други, умирать. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!..» — признаётся он.

Антитеза (что это значит?) смирения и борьбы, жизни и смерти задаёт основной сюжет элегии: конфликт личной творческой воли человека (что это?) с высшей заданностью, не обусловленной законами нашего понимания.

Написанная мерным ямбом, словно раскачивающим утлую лодку на морских волнах, пушкинская элегия озаряется искрой надежды, робкой мечтой о «прощальной улыбке» любви.

Жанр, направление, размер

Сам поэт назвал свое стихотворение элегией. Это высокий поэтический жанр, предполагающий грустные размышления о сокровенных переживаниях лирического героя. Н. А. Некрасов обращается к этому жанру, чтобы показать, что его искренне волнует непростая судьба народа. Он использует свойственные элегии торжественную лексику и риторические вопросы, которые побуждают читателя к дальнейшим размышлениям, но при этом придает своему тексту острое социальное звучание.

«Элегия» Н. А. Некрасова относится к гражданской лирике, основными чертами которой является актуальность выбранной темы, обнажение общественных проблем и призыв к их искоренению.

Стихотворение «Элегия» написано классическим и торжественным шестистопным ямбом с использованием парной рифмовки.

№3 вариант

История создания. 1861 год «Великая реформа» императора Александра II, провозглашена Манифестом об отмене крепостного права. Русский народ получил право на долгожданную свободу, но это не принесло ожидаемого счастья. На деле рабство сменилось на финансовую зависимость. От страха остаться без жилья и еды, крестьяне продолжали работать на помещиков, терпя тяжелые условия и голод. В 1874 году, несмотря на критику и душившую цензуру, Некрасов посвящает стих «Элегия» нелегкой работе, якобы освобожденного народа.

Тема и основная мысль. Главная мысль стихотворения это отношение общества к формальному освобождению крестьян. С первых строк поэт пишет, как бы не менялись: время, законы, власти… тема о страдании народа не устаревает. Автор призывает Музу, которая оплакивает не легкую судьбу народа. И муза является, тем громким и неумолкаемым голосом, который взывает к «сильным мира сего»

Лирический герой желает обратить внимание крестьян на их ужасающее положение, пытаясь распалить в них огонь к борьбе. Некрасов акцентирует в поэзии проблемы нищего общества, и указывает на них, тем, кто имеет власть это изменить

Композиция.  Произведение позволяет, проследить за мыслью поэта, и делит его на четыре части. В каждой, из которой автор пытается найти ответ на бездействие крестьян, слепоту общества.

В первой части Некрасов подчеркивает значимость темы о тягостях трудящегося народа. Утверждая, что разговор о страданиях, переносимых крестьянами, подлинно смелое и достойное деяние в поэзии.

Во второй части автор через Музу взывает к толпе, воспевая их нелегкий Рок.  Посвящает свою лиру крестьянскому народу. Писатель служит всем сердцем, во имя достойной жизни каждого русского человека.

В третий части все празднуют великий красный день, « … в России нет раба!». Не замечая, что выданный закон о свободе все лишь формальность. Жизнь не изменилась, дети не стали счастливей и труд не стал легче, бесправие никуда ни делось.

В четвертой части лирическому герою не дают покоя вопросы, на которые он не может найти ответы. Поэт пытается увидеть изменения в лучшую сторону, после отмены крепостного права. Он ратует за друга и «На сельские труды зову благословенье». Но его зов не слышит толпа. Увы!

Жанр стихотворения указывает сам автор. Элегия, это лирический жанр, включающий в стихотворной форме волнующийся результат философского звучания.

Образы и символы. Некрасов, в данном стихе, сопоставляет себя с лирическим героем. Этот персонаж, очень, образованный и наблюдательный. Также в поэзии оживает Муза, которая указывает герою истинное положение вещей в жизни крестьян

Внимание автора полностью поглощено проблемами народа. Он проводить параллель между народом и тощим стадом, который живет на скошенных полях

 Итог

Некрасов, желал этим стихом, открыть глаза народу на его истинное положение.

Элегия
Сейчас читают:

  • Любовь Обломова и Ольги в романе Обломов сочинение

    Невероятная история любви главного героя Обломова и Ольги зародилась весной, как весна приходит после долгой и протяжной зимы, так и отношения зародились в весенний период, а именно в период цветения сирени, в то время когда её аромат окружает

  • Сочинение на тему Родительский дом начало начал

    Какие светлые слова – род, родина, родители. Не зря именно они есть в каждом букваре, с них начинается русского языка. Так первоклассники вместе с буквами запоминают и основные моральные ценности нашей страны, её святыни.

  • Сочинение по картине Летний день. Цветет сирень Копытцева 8 класс

    Майя Кузьминична Копытцева – популярная художница 20 века. Она пейзажист, живописец, портретист и также писала натюрморты. Майя Кузьминична очень любила природу, и она смогла в своих картинах передать зрителям всю реалистичность и великолепие

  • Женские образы Тихого Дона сочинение

    Женские персонажи романа основываются на основе эпического повествования. Шолохов обогащает наше понимание мира, уникальными характерами Аксиньи, Ильиничны, Натальи и Дуняши. Женщины романа, погружены в яростно кипящую жизнь своего

  • Сочинение Новогодние чудеса (2, 3, 5, 6 класс)

    Праздник Нового года обладает магической атмосферой, способной воодушевить даже отъявленных скептиков. Волшебная природа, окутанная снегом, и рождественские песни, льющиеся отовсюду

  • Сочинение Жилин и Дина в рассказе Толстого Кавказский пленник 5 класс

    Жизнь автора складывалась интересно. Он в возрасте 2 лет потерял маму. В семье было 4 детей, он младший. Говорили, что черты лица и характер унаследовал Лев. Когда Толстому исполнилось 13 лет,

Анализ стихотворения Элегия Некрасова

Элегия (1874)

Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракову. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе сти­хи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

Поводом же к написанию этого произведения стало выступление историка литературы О. Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться и что «непосредственное описание страданий народи Некрасовым исчерпано».

Жанр произведения указан в его названии — эле­гия. В переводе с древнегреческого языка элегия — жалоба; она передаёт грустные переживания, как правило, любовные. К этому жанру обращались многие поэты-романтики: Баратынский, Жуковский, Батюшков. Некрасов изменил традицию — написал грустные размышления о судьбе русского народа после реформы 1861 года, отменившей крепостное право. Композиционно стихотворение делится на три части. Первая часть — зачин, в котором поэт обращается к юношеству и определяет тему своего произведения. Вторая часть — развитие темы; ав­тор формулирует своё представление о назначении поэта. Третья часть — концовка; поэт размышляет о судьбе русского народа. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом — автор го­ворит о народных страданиях, а значит, композицию стихотворения можно назвать кольцевой.

Лирический герой стихотворения считает, что для поэта нет предмета достойнее и значительнее, чем «Толпе напоминать, что бедствует народ / В то время, как она ликует и поёт, / К народу возбуж­дать вниманье сильных мира…». Эти строки звучат взволнованно и даже торжественно.

Поэт определяет тему своего творчества в целом и этого произведения в частности — «страдания на­рода». Есть в «Элегии» строки, которые явно пере­кликаются со стихотворением Пушкина «Деревня».

Некрасов:

…Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Пушкин:

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам…

Этой реминисценцией Некрасов хочет обратить внимание читателя на то, что со времён Пушкина в жизни народа ничего не изменилось, хотя уже 13 лет прошло после отмены крепостного права. Как и полагается в элегии, в «Элегии» Некрасова тоже есть описательная часть

Поэт рисует картину жизни послереформенной русской деревни. Он вос­хищается и природой, и трудом крестьян. Но закан­чивается строфа риторическими вопросами:

Как и полагается в элегии, в «Элегии» Некрасова тоже есть описательная часть. Поэт рисует картину жизни послереформенной русской деревни. Он вос­хищается и природой, и трудом крестьян. Но закан­чивается строфа риторическими вопросами:

Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев…

Но размышления эти слышит лишь окружающий его пейзаж: «И песнь моя громка!.. / Ей вторят долы, нивы, / И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы, / И лес откликнулся… Природа внемлет мне…». А как же народ, о чьей судьбе так беспокоится поэт? «Увы! не внемлет он — и не даёт ответа…».

Автор использует умолчание не только после ри­торических вопросов и восклицаний, но и в конце стихотворения. Народ не слышит его вопросов. Поэта поражает долготерпение крестьян. Они так привык­ли быть зависимыми, что продолжают по привычке нести трудовую повинность. Освобождение от кре­постного права не принесло ожидаемых перемен в судьбе русского народа. В этом и заключается идея «Элегии» Некрасова.

Оглядывая свой жизненный путь, лирический герой восклицает: «Я лиру посвятил народу свое­му…» — эта строчка стала лейтмотивом, девизом, сущностью всего творчества Некрасова.

Поэт использует самые разнообразные средства художественной выразительности. В стихотворении много ярких эпитетов (сладкие слёзы; красный день; золотая жатва; довольное дитя, тайные вопросы), использовано олицетворение (и лес откликнулся), метафора (служить им будет Муза), сравнение (как тощие стада по скошенным лугам), анафора (И эхо дальних гор… И лес откликнулся).

Поэт включает в произведение высокую лексику {лира, внемлет, внимаю, влачатся, рок, девы). Он ис­пользует восклицательные предложения (Но каждый в бой иди!), риторические вопросы (Чему достойнее служить могла бы лира?), фразеологические обороты (iсильные мира) и умолчания — это приближает стиль произведения к публицистическому.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с пропусками ударений (традиционной для элегий строкой), рифмовка — перекрёстная.

Николай Некрасов, «Элегия». Анализ жанровой формы

Жанр элегии возник в античные времена, слово переводится на русский язык, как «жалобный мотив флейты». Это грустная, задумчивая и даже унылая лирика, цель которой описать и создать у слушателя печальные раздумья о быстротечности времени, о разлуке с милыми людьми и местами, о превратностях любви. Почему же для своего социального по содержанию стихотворения Некрасов выбрал именно этот жанр? Любовь к народу носила у него не риторический характер, она была остра, трагична и неизбывна. Элегический жанр, приготовленный для выражения очень личных чувств, подчеркивает, насколько бережно, интимно и болезненно отношение поэта к народной доле. Одновременно, Некрасов как бы перечеркивает традицию посвящать лирические творения индивидуальным переживаниям и полемически провозглашает другую «моду» — лира должна отражать общественные интересы, как сугубо личные.

«Элегия». Анализ содержания стихотворения

В первой части автор ссылается на модные тенденции, в которых нет места социальным настроениям, и сокрушается о том, что времена, когда поэзия сможет воспевать красоту, еще не наступили. Муза должна звучно взывать к совести «сильных мира», пока «народы влачатся в нищете» и покорно сносят свое физическое и моральное рабство. Дальше поэт утверждает, что сам он «посвятил лиру» народу и высказывает свое кредо: пусть не сразу виден результат, и кажутся безнадежными усилия, тем не менее «каждый в бой иди!» Во второй части стихотворения идиллические картины крестьянской жизни представляет читателю Некрасов. «Элегия» (анализ произведения мы позже дополним исследованием поэтических приемов, используемых автором) очень нежно и одновременно возвышенно передает любовь и уважение поэта к народу-труженику. В третьей части Некрасов апеллирует к природе, олицетворяющей вселенную, и противопоставляет ее живой и страстный отклик безучастному безмолвию народа, которому посвящены страстные призывы поэта.

Любовь погасла

«Любовь погасла» ещё одна из элегий Александра Сергеевича. Здесь любовь называет он злой страстью, грустным пленом, обманчивой мечтой, отравой и неволею. Пушкин надеется, что она в его сердце навеки погасла. Он гонит от себя крылатого Амура, требует вернуть свой покой… Теперь поэт предпочитая надёжность дружбы. А сам (без влюбленности), оказывается, не может играть на поэтической лире. Без любви человек не чувствует себя молодым, в нём нет вдохновения. Вывод парадоксален: в любви тяжело, но без неё хуже. Лучше мечтать в её оковах о свободе, чем быть свободным без любви.

Грусть, которая выражена в этих разнообразных элегиях Пушкина, очень светлое чувство, вдохновляющее. Не нужно стремиться к постоянной радости, ведь грусть возвышает, позволяет осмыслить… и оттеняет счастье.

10 класс

Анализ стихотворения Элегия по плану

Реализм сменяет романтизм

Прежде главным направлением в литературе являлся романтизм, но в связи с острыми социальными изменениями глобальным переменам должна была подвергнуться и литература, в результате чего родился реализм. Это весьма широкое понятие: оно может применяться как к прикладному искусству, так и к литературной деятельности.

Реализм в литературе появился в качестве реакции на явление романтизма, на его острую популярность. Идеи романтизма постепенно теряли прежнюю востребованность, а новый вид межличностных отношений и жизненные ценности выходили на первый план. Читателю не была интересна сентиментальная лирика, присущая романтизму, он требовал детальный анализ. Реалистическое искусство теперь в большей мере отвечало идеям и потребностям времени, его приемы рассматривались с искренним и глубоким доверием.

Следовательно, реализм — это направление в искусстве и литературе, цель которого заключается в том, чтобы полно, емко, достоверно и всесторонне изображать картину мира, делая акценты на классических чертах, а главное — не идеализировать своих героев и окружение. Теперь стало необходимо глубоко раскрывать внутренний мир персонажей, сопоставлять их поступки и переживания с реалиями современного мира. Это означало полный пересмотр прежних подходов к художественному созданию героев и к написанию произведений.

Герои новых реалистичных произведений стали более глубокими и разумными, они мотивированы и стремятся к развитию. Персонажи стали личностями, поступки которых обусловлены внешними историческими и общественными обстоятельствами, объясняются уникальными чертами их характеров.

Герои погружены в социальную среду и живут в зависимости от общественных обстоятельств, которые напрямую влияют на их личность. Писатели-реалисты не боятся показать действительность такой, какая она есть, и наделяют своих героев способностями противостоять жизненным трудностям, находить собственные решения проблем и выходы из тяжелых ситуаций.

Тематика и проблематика текста

При проведении анализа поэтического фрагмента следует обязательно работать по заранее составленному плану, это поможет не нарушить логику изложения материала и не упустить значимые моменты. Кратко описав историю создания, следует переходить к анализу темы и идеи произведения.

«Элегия» представляет собой ответ, полный иронии, адресованный Некрасовым редакционным деятелям, которые обвиняли его в том, что поэт предал гордое звание «творца» и сделал свою музу служительницей «простого мужика», темного и неинтересного крестьянина, погрязшего в пьянство и лишенного собственных мыслей. Некрасов же несогласен с таковым описанием основной части населения его родины, он видит в крестьянской жизни особую прелесть, романтику, гордится этими простыми людьми, необразованными, но изобретательными, находчивыми, ни в коем случае не жалкими и не темными.

Трудности жизни, необходимость работы на барина, конечно, сказались на их быту, но сильную русскую душу эти страдания и переживания уничтожить не смогли. Даже самый бедный русский крестьянин, как полагает поэт, гораздо богаче в духовном отношении, нежели историки вроде Миллера, которые предпочитают не замечать очевидных проблем и наслаждаться своей спелостью.

Специфика композиции

Рассматривая, каково настроение стихотворение «Элегия», следует внимательно перечитать текст и выделить структурно-композиционные элементы, которые помогают разобраться в главной мысли автора. Начинается произведение с риторического обращения к «изменчивой моде» и своему оппоненту — Миллеру, в котором звучат ироничные нотки. Увы, поэт слишком хорошо понимает то, что тематика народных страданий не утрачивает своей актуальности.

Также в композиции текста можно выделить следующие составные части:

  1. Краткое описание народных горестей: нищеты, покорности, голода, при этом Некрасов использует четкие и образные метафоры, которые помогают понять — ему небезразлична судьба простых людей. Пускай крепостное право и осталось в прошлом, но всех проблем простого мужика «Манифест об отмене» решить не смог. Не зря поэт сравнивает крестьян с «тощими стадами» — при своем богатом потенциале они не могут наладить собственную жизнь и вынуждены влачить жалкое существование.
  2. Рассуждения и размышления поэта и его собственной роли в становлении «народного счастья». Он «лиру посвятил» своему народу, служил ему и сердцем, и творчеством, не ждал ничего взамен, мечтая о том дне, когда крестьянство обретет долгожданную свободу. Но, дождавшись, разочаровался: рабство оказалось отменено лишь формально, крестьяне по-прежнему остались зависимыми от своих бывших помещиков.
  3. Горестные размышления поэта о том, а возможна ли в целом свобода народа, смогут ли простые люди обрести подлинное счастье. В этой части можно найти все признаки трагического жанра.
  4. Описание единства лирического героя с природой, которая, как и он сам, надеется на наступление благодатных времен и народное счастье.

Жанровое своеобразие

Жанр стихотворения — элегия, грустный поэтический жанр, который часто использовали романтики для выражения своих сокровенных мыслей. Для элегии характерны песенные напевы, не зря из большого количества подобных произведений были созданы печальные песни, по звучанию приближенные к народным. Некрасов использует этот жанр для того, чтобы передать — ему небезразлична судьба крестьянства. Не зря в тексте упоминаются «песни жниц над жатвой золотой», горестные напевы сельских дев.

Поэт отошел от традиционного понимания элегии, внес в жанр свое понимание, передал собственное отношение к происходящему — несмотря на обретенную «свободу», народ счастья обрести пока не смог.

Вместе с тем, автор не утрачивает надежды на то, что рано или поздно справедливость восторжествует и все неравнодушные к судьбе родины смогут увидеть то, как крестьянин поднимается с колен и получает возможность честно трудиться на своей земле. Не ради обогащения помещиков, а ради собственной семьи.

В контексте эпохи

Николай Алексеевич Некрасов был одним из первых русских поэтов, центральной темой творчества которых стала жизнь простого народа. А жизнь крепостного крестьянства была наполнена лишениями и страданиями. Многие просвещённые люди своего времени не могли пройти мимо этого молча. Тема стихотворения «Элегия» Некрасова — служение общественным идеалам. Фактически поэт Некрасов был основоположником большого направления в русской литературе, впоследствии получившего определение «некрасовская школа». Но довольно значительной частью образованного общества, чаще всего дворянами-аристократами, подобная «литературная мода» отрицалась. Гражданскую тему в поэзии подобные эстеты считали признаком второсортности. Они признавали только «искусство ради самого искусства». Но именно этот антагонизм двух противоположных эстетических концепций и продвигал вперёд развитие русской литературы на протяжении всей второй половины девятнадцатого века. Без понимания сути этого противоборства невозможен даже простой анализ стихотворения «Элегия». Некрасов постоянно находился в самом центре столкновения общественных мнений. Такова была его судьба в литературе и в жизни.

«Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

Это один из главных вопросов, которые задаёт «Элегия» Некрасова. Стих не даёт на него прямого ответа. Многим казалось, что такое грандиозное событие, как отмена многовекового крепостного рабства, должно было быстро и до неузнаваемости изменить существование бывших крепостных крестьян, ставших свободными людьми. Однако в реальности всё обстояло гораздо сложнее. Крепостное рабство осталось в прошлом, но никуда не ушли из жизни крестьян беспросветная нищета и обездоленность. Постреформенные русские деревни средней полосы поражали своим убожеством многих современников поэта. Размышлениям на эту тему посвящена вся вторая часть стихотворения. Поэт остаётся верен своим идеалам и принципам, но выхода из создавшегося положения не находит. На этом можно было бы завершить анализ стихотворения «Элегия». Некрасов понимает, что ему не суждено будет дождаться ответа на поставленные вопросы. И финал оставляет открытым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: