Николай сысоев

5 шагов по составлению списка корпоративных ценностей с помощью сотрудников

Не всегда внедрение ценностей происходит легко. Новые требования могут сложно восприниматься сотрудниками, поэтому в небольшой компании к формированию корпоративной культуры нужно привлекать весь персонал, а в крупной, с численностью работников не менее 50, – по несколько человек с каждого уровня.

Если сотрудники будут участвовать в принятии общего списка ценностей, это будет лучше, чем действия по приказу. Работники охотнее соблюдают те правила, к созданию которых причастны. Если люди ценности компании не просто разделяют, но имели отношение к их появлению, им будет проще следовать требованиям в своей работе.

Порядок внедрения корпоративных ценностей следующий:

Шаг 1. Необходимо создать рабочую группу в каждом подразделении компании. Если отдел небольшой, можно привлечь всех сотрудников.

Шаг 2. Каждый сотрудник составляет список из 10 пунктов, представив принципы взаимодействия с коллегами, клиентами, партнерами и пр. Рекомендуется использовать существительные и формулировать кратко: «Клиентоориентированность», «Командная работа» и пр.

Шаг 3. Все списки объединяем в один и убираем те принципы, которые повторяются. Для этого удобно использовать флипчарт, благодаря ему все участники увидят свой личный вклад в общее дело. Расчертите лист бумаги на несколько колонок и поместите каждый принцип в ту, которая больше подходит по смыслу. Те, которые проявляются в момент распределения, также записываются. Желательно, чтобы автор принципа пояснял его смысл – как он его понимает. Например, ценность «Глобальность» можно определить как «Стереть границы», «Разрушить стереотипы», «Охватить разные группы людей».

Шаг 4. Когда список готов, пригласите сотрудников, чтобы обсудить его. Достаточно 20 – 25 человек в небольшой компании или 1 — 2 из каждого подразделения в крупной.

Шаг 5. К этому моменту формируется окончательный список, он передается на рассмотрение руководству компании. Если его утверждают, перечень должен быть зафиксирован в нормативных документах фирмы. Обычно этот шаг последний в большинстве компаний. После него руководители выкладывают фиксирующие документы в Интернет, но этого недостаточно – подобная пассивность нередко приводит к неэффективности корпоративных ценностей. Руководство должно первым начинать их использовать и на личном примере демонстрировать их соблюдение.

Внедрению способствуют систематические семинары, привлечение внимания к важности корпоративных ценностей. Руководителям нужно чаще неформально общаться с подчиненными

Есть несколько советов, которые помогают вовлечь в корпоративную культуру сотрудников:

  • вся история предприятия должна быть доведена до сведения сотрудников;
  • нелишними будет создание собственного внутреннего языка, жаргона, который отражает общие ценности компании;
  • неплохо действует система поощрения работников, которые максимально их соблюдают.

Можно организовать, например, конкурс, пусть весь персонал открыто выберет победителя, который получит приз. При внедрении корпоративных ценностей мотивация играет ключевую роль.

Роль жизненных ценностей

Каждому человеку следует четко разбираться в своей внутренней системе координат. Это понимание поможет при решении непростых вопросов, в момент, когда необходимо сделать выбор. Осознание того, что для вас на самом деле первично в данный момент времени, позволит избежать глобальных ошибок и сожалений.

Иерархия значимых установок индивидуальна. Опираясь на нее, индивид выстраивает свою жизнь. Очень часто приходится выбирать между двумя важными вещами, остановить внутренние терзания и сомнения как раз и помогает анализ собственных ориентиров и приоритетов. В вопросе о том, какими должны быть основные базовые ценности для человека, нет однозначного, правильного или неправильного ответа. Все зависит от мироощущения конкретного индивида.

Составляющие личности

Формирование ценностных установок – обязательная часть процесса социализации и личностного становления. В идеальных условиях они должны быть упорядочены, структурированы в сознании, а их владельцу следует четко представлять, что имеет для него первостепенную значимость на данном этапе жизни. Но далеко не все умеют работать со своими убеждениями и приоритезировать их.

Взаимоотношения между людьми во многом строятся на совпадении или несовпадении внутренних ориентиров, приоритетов. Совместимость и схожесть их ценностей укрепляет отношения и связи, а расхождение становится причиной конфликтных ситуаций. Новые ценностные установки формируются при условии естественного вовлечения индивида в незнакомую ему среду, где и обнаруживается его потребность в чем-либо, о чем он ранее не задумывался.

Предпосылки поведения

Приоритезация внутренних убеждений – это основной мотив, определяющие поступки людей, образ жизни и направленность деятельности

В зависимости от того, что важно индивиду, он осознанно или неосознанно будет стремиться следовать этой парадигме, выстраивать вокруг нее свои желания и планы

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Каждый поступок личности является отражением ее ценностей. Зная, на что в первую очередь опирается человек, можно предугадать его реакцию на какое-либо явление, лучше понять его мотивацию. Все мы воспринимаем мир через призму уже существующих парадигм, которые сформировались на основе прошлого опыта, поэтому так сложно бывает услышать и принять позицию другого.

Какие бывают жизненные ценности?

Базовые ценности человека закладываются ещё в детстве. Поначалу в приоритете те ориентиры, которыми руководствуется семья ребенка. В детстве родители прививают своим детям правила поведения в обществе, дома. Эти нормы, требования служат предпосылками для формирования жизненных ценностей.

Система жизненных ценностей становится более полной, насыщенной по мере взросления

Общеобразовательные учреждения уделяют внимание нравственному воспитанию детей. Кроме того, уже в подростковом возрасте и даже раньше, ребёнок сталкивается с социальными нормами

В результате формируется представление о том, как полагается вести себя в обществе, в коллективе. Взрослеющая личность устанавливает для себя запреты и разрешения. Руководствуется ими, когда делает тот или иной выбор.

Психологи говорят о том, какие могут быть ценности у человека. Виды условны. В каждую категорию может входить по несколько подвидов, каждый из которых, в свою очередь, входит в иерархию. Какие-то категории выходят на первое место, какие-то – на последнее.

Условно жизненные ценности делят на общечеловеческие (культурные) и индивидуальные. Первый вид важен для общества в целом. Общечеловеческие ценности формируются в процессе воспитания в семье, в школе, в вузе и т.д.

К общечеловеческим приоритетам относят:

  • здоровье и жизнь;
  • образование;
  • социальное положение;
  • семью и т.д.

Чаще всего эти ценности важны для большинства людей. Мало кто из нас, например, намеренно готов уничтожить себя или ещё в детстве решить никогда не обзаводиться семьёй.

К индивидуальным жизненным ценностям относят те приоритеты, которые формируются на протяжении всей жизни личности. Они последствие опыта, приобретённого с годами. Это личные установки индивида.Их также условно делят на две группы:

1. Материальные жизненные ценности. Человек определяет для себя границы финансовой комфортности. В эту категорию входит всё, что связано с материальными благами. Это и жильё, и зарплата, и многое другое. Для некоторых людей материальные ценности становятся приоритетными. В этом случае они живут ради собственной выгоды. Их называют расчётливыми людьми.

2. Духовные жизненные ценности. Сюда входит всё то, что невозможно потрогать или ощутить. Это ментальные категории. К данной группе относится отношение к семье, здоровье, любви и т.д.

Виды индивидуальных жизненных ценностей всегда тесно связаны и переплетены. Они не могут существовать отдельно друг от друга.

Так, если в приоритете находится благополучие семьи, то человек вынужден позаботиться и о её финансовой обеспеченности. Он работает, продвигается по службе, а всё для того, чтобы его дети и другие близкие ни в чём не нуждались.

Ссылки

  1. Байрон М. «Что такое материальные ценности? Это то же самое, что и материализм? » в VatechSR Ценности и личное развитие. Получено 9 марта 2019 г. с VatechSR: vatechsr.com.ve
  2. Торрес Артуро. «10 типов ценностей: принципы, которые управляют нашей жизнью» в Психологии и разуме. Получено 9 марта 2019 г. с сайта Psychology and Mind: psicologiaymente.com.
  3. Пуэнте Р. и Кавасос Дж. «Материальные ценности: исследование некоторых предшественников и последствий» в Scielo. Получено 9 марта 2019 г. из Scielo: scielo.org.
  4. Ладо, Н. и Вильянуэва, М. «Материальные ценности в поведении потребителей: предварительное исследование молодежи» в Библиотеке Университета Карлоса III в Мадриде. Получено 9 марта 2019 г. из библиотеки Мадридского университета Карлоса III: e-archivo.uc3m.es.
  5. Ратцингер, Дж. «Когда материальные ценности имеют положительный смысл» в католическом. Получено 9 марта 2019 г. с сайта Catholic: catholic.net.

Использование модели ценностей потребления

Первый вопрос, на который необходимо найти ответ при планировании кампании: имеет смысл выстраивать синтетическую кампанию, найти определенное сочетаний всех пяти типов ценностей или же сделать акцент на одной из них.

Поиск удачного сочетания всех пяти типов ценностей в одной компании может оказаться слишком сложным, потребовать больших интеллектуальных и временных затрат, поиска не ординарных решений. Необходимо ведь чтобы все пять ценностей выстраивались в единую структуру, обладали связностью и единством и не распадались на отдельные, не связанные и самостоятельные фрагменты.

Поэтому в случае, если нет возможности искать такое решение (дефицит времени, не получается найти не ординарного решения) то имеет смысл сделать акцент на одном типе ценностей.

3 метода внедрения корпоративных ценностей

Внедрение ценностей в коллектив происходит с учетом того, что слова управляют людьми. Если руководитель использует тщательно подобранные фразы, говорит правильные слова, то это и будет считаться работой с ценностями. Кристаллизуйте понятия и ведите корпоративную пропаганду, делайте систему корпоративных принципов, которую нужно донести до сотрудников, ясной и понятной.

Основное – проговаривать правильные представления.

В первую очередь помните, что вся информация, которая идет от руководства, официально считается правильной. Обращение сверху – официальная версия того, что происходит

Это особенно важно в сложный для компании период, например, во время кризиса или при необходимости взять определённую высоту – требуется формальное разъяснение действий предприятия с точки зрения философии и ценности компании.

Далее нужно использовать корпоративную сеть, которая будет самостоятельно передавать ценности. Например, руководители подразделений или отделов должны говорить правильные вещи на внутриструктурных встречах, при вводном инструктаже для новых сотрудников, транслировать их в текстах на корпоративном сайте, в интервью. Можно взять определенную тему и сделать соответствующее выступление, где передать мысли о происходящем, а также создать впечатление, что они не пришли сверху, а родились внутри коллектива.

Последнее – это идеальный вариант, когда правильные вещи идут изнутри коллектива. Т. е. рядовой сотрудник становится носителем модели корпоративной деятельности. Пример – когда в ролике о деятельности компании продавец или уборщик получает ключевую роль.

Примеры жизненных ценностей

Жизненные ценности в детстве оказывают влияние на судьбу человека. То, что привито в семье, не может исчезнуть бесследно

Поэтому так важно показывать своим детям примером, что следует ценить

Если ребёнок видит, что мать и отец заботливо ухаживают за бабушкой, бережно относятся друг к другу, то и он в будущем будет вести себя так же. Многие ценности закладываются именно в детстве, под влиянием семьи.

В подростковом возрасте ориентиры меняются, многие из них утрачиваются, заменяются новыми. У подростка в приоритете уже не родители, а друзья, компания.

Мнение сверстников становится значимым. Ребёнок может пойти на преступление, начать употреблять психотропные вещества, забыв о том, что родители всегда ценили здоровый образ жизни и сами придерживались его. Это уже подмена жизненных ценностей.

Мать и отец способны влиять на сына или дочь. Они могут помочь ему вернуть прежние ориентиры

Но тут важно и самосознание подростка, уровень его интеллекта, образованности

Приведем 10 примеров жизненных ценностей, которые оказали влияние на судьбу личности:

1. Для матери всегда были ценными её дети. Несмотря на то что отец ушёл из семьи, она не озлобилась. Продолжала упорно трудиться, чтобы обеспечить своих детей всем необходимым. Став взрослыми, дети осознали, как много сделал для них мать. Она по-прежнему проявляет заботу о взрослых сыновьях и дочерях. К ней всегда можно обратиться за советом, поддержкой. Жизненную ценность – дети – она сохранила на протяжении всей жизни. Они стали для неё смыслом жизни, ориентиром, путеводной звездой.

2. Гениальный реформатор Столыпин считал главной ценностью Россию. Он посвятил свою жизнь реформам, преобразованию законов. Многие политики говорят о том, что он своими действиями предотвратил развал Империи, продлил её жизненный срок.

3. Декабристки были верны своим мужьям. Они отправились вслед за ними на каторгу, разделили все тяготы и лишения с теми, с кем были обвенчаны. Для них высшие ценности – любовь, верность, преданность.

4. Для женщины, основавший приют для бездомных животных, высшей ценностью является любовь к братьям нашим меньшим. Она не жалеет сил, времени и денег, чтобы помочь собакам и кошкам, брошенным на произвол судьбы, выжить, обзавестись семьями.

5. Волонтёры, беззаветно помогающие старикам, показывают, что для них значимы такие ценности, как поддержка пожилых, заботы о престарелых. Они чтят старость, мудрость и опыт.

6. Люди, которые не жалеют денег для благотворительных сборов в пользу того или иного мероприятия, показывают то, что значимо для них. Часто дорогостоящие операции проводятся благодаря пожертвованиям неравнодушных людей, для которых высшими ценностями стали жизнь и здоровье.

7. Врачи, которые в разгар пандемии, под страхом заражения коронавирусом сутками работают в больницах, подтверждают свой профессионализм, готовность посвятить себя медицине. Они верны выбранным ориентирам.

8. Жизнь Феодосия Печорского доказывает, что для него главным стала вера. Он преодолел множество трудностей, терпел лишения, но не отказался от Господа. Он основатель Киево-Печерской лавры. О его деяниях и заслугах знают православные. Для многих он является примером для подражания.

9. Мужчина, который с юношеских лет, мечтал о карьере, не жалел времени для саморазвития и образования. Он много и упорно трудился, но воплотил в жизнь свою мечту. Для него высшей ценностью является карьера.

10. Патриотизм стал высшей ценностью для солдат, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Своими подвигами они доказали преданность Родине, Отчизне.

Наверняка каждый из вас может привести примеры из жизни, которые подтверждают, что жизненные ценности есть у каждого человека. Они определяют его судьбу, ведут по жизни. Они его цель.

Заключение

Какими должны быть жизненные ценности, должен определить каждый человек самостоятельно. От этого зависит его судьба, выбор, образ жизни.

  • Психологи говорят о том, что нужно уметь определять жизненные ценности. Они советуют людям написать список того, что главное для них.
  • Подумайте, от чего вы сможете отказаться в пользу другого? Так, вы сможете выстроить собственную систему жизненных ценностей. Они и станут вашим внутренним компасом, целью и путеводной звездой.
  • Человек без жизненных ценностей не интересен. Его жизнь пуста, она лишена смысла. Он просто прозябает, не приносит пользу обществу.

При выборе жизненных ценностей нельзя забывать и о других людях. Их интересы должны учитываться. Если вы чувствуете, что ваша жизнь далека от совершенства, стоит пересмотреть список жизненных ценностей. Сделайте правильный выбор, и вы достигните гармонии с самим собой.

Второй тип ценностей: социальные

Продукт оценивается с той стороны, насколько он позволяет ассоциировать его потребителя с той или иной социальной группой. Вариант покупки обладает ценностью постольку, поскольку позволяет соотнести с теми или иными шаблонами восприятия: демографическими, социальными, экономическими, культурными, этническими и т. п.

Социальный образ, который касается всех первичных и вторичных рефернетных групп, так же стимулирует потребление того или иного продукта. При выборе автомобилей, одежды, наручных часов потребитель нередко ориентируется на собственные представления о том, какой образ имеет марка в его окружении.

Понятие материальный ценностей: позиция различных авторов

Понятия «товарно–материальные ценности» и «материально – производственные запасы» в большинстве случаев используются как синонимы. Однако, на протяжении долгого времени, вне зависимости от того, что на законодательном уровне закреплено понятие товарно–материальных ценностей (далее – ТМЦ), в учебной и научной литературе не выработано единого мнения по их составу и классификации. В зависимости от сферы деятельности и отраслевой принадлежности предприятия, на нем могут формироваться и учитываться:

– запасы для
производства продукции;

– сырье и материалы;

– готовая продукция в
виде товаров;

– запасные части;

– тара;

– топливо и ГСМ;

– готовая продукция и
товары;

– прочие запасы и др.

По сути, из определения понятия  «товарно – материальные ценности», получается, что в их состав входят товары и материалы, однако, в п. 3.15 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, указано, что в ТМЦ входят производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы.

В целях определения
более точного понятия и характеристик исследуемых категорий, рассмотрим мнения
различных авторов, относительно понятий «материально – производственные запасы»
и «товарно – материальные ценности».

По мнению Аслановой Е.М

«товарно–материальные ценности представляют собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности, они занимают важное место в составе имущества предприятия по объему участия в производственном процессе, а также в учете по используемым формам оценки»

Согласно мнению Л.К. Никандровой и М.Д. Акатьевой «материально–производственных запасы это активы, которые используются в качестве сырья, материалов и т. д. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг), либо приобретаемые непосредственно для перепродаж, а также используемые для управленческих нужд организации».

Османова Л.С. утверждает, что «материально–производственные запасы это часть имущества: используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи; предназначенная для продажи; используемая для управленческих нужд организации».

Как отмечает Е.И. Конева «товарно – материальные ценности это различные товарно–материальные ценности, используемые предприятием в процессе хозяйственной деятельности. Движение таких объектов включает в себя поступление и выбытие (списание)».

В.П. Астахов считает, что «материально–производственные запасы – в широком понимании это предметы труда, которые вещественно составляют основу изготовляемого продукта и включаются в себестоимость продукции, работ и услуг полностью после предварительной обработки в одном производственном цикле».

Ошибочного, мнения относительно определения понятия товарно – материальных ценностей, придерживается С.А. Шамакина, она отмечает, что к товарно–материальным ценностям относятся все активы предприятия или организации, которые включают в себя используемое сырье, материалы, всю технику или оборудование, которое применяется для создания товара или оказания услуг. Автор фактически относит к ТМЦ технику и оборудование, которые являются основными средствами и входят в состав внеоборотных активов, что является грубой ошибкой.

Исследование анализируемых категорий, показало, что в состав товарно – материальных ценностей входят материально – производственные запасы, однако, на наш взгляд, все же на нормативном уровне следует закрепить состав товарно материальных ценностей для предприятий различных сфер деятельности. При этом, понятие «товарно – материальные ценности» уместнее применять к торговым предприятиям, а понятие «материально – производственные запасы» – к предприятиям производственной сферы и сферы услуг.

Почему важна система ценностей?

Система ценностей формируется под воздействием воспитания родителей, влиянием школы, окружающего быта и культуры. Шкала ценностных установок обычно приобретает определенные очертания к 12 годам. Если человек прожил долгую и непростую жизнь, а потом лишь задумался, что она оказалась неинтересной, вносить коррективы будет поздно. Развитая личность живет, руководствуясь своими ценностями, и получает моральное удовлетворение от жизнедеятельности. Человек чувствует себя счастливым, а свою жизнь видит наполненной смыслом.

В системе ценностей расстановка приоритетов у всех людей сильно отличается. Эти различия определяют поступки и влияют на поведение. Например, для одного человека важен материальный достаток. Он будет осознанно заводить полезные знакомства с обеспеченными людьми, продвигаться по карьерной лестнице, окружать себя предметами роскоши. А в приоритете другого человека – создание семьи. Тогда он будет стремиться к серьезным отношениям и прочному союзу с избранником.

Люди с кардинально противоположными системами ценностей соприкоснутся тогда, когда их приоритеты изменятся и станут более схожими. Внутренние ориентиры со временем корректируются, несмотря на то, что в юности люди пылко защищают свою систему ценностей.

Изменения в иерархии приоритетов могут происходить в результате переосмысления жизненной позиции или под влиянием разных обстоятельств:

  1. Бережное отношение к здоровью «просыпается» после травмы или серьезного заболевания.
  2. Любовь и отношения с людьми «выходят» на первое место после потери близкого человека.
  3. Стремление к материальному достатку может возникнуть в результате встречи с состоятельным одноклассником или однокурсником или же бедного периода жизни.

Не всегда совпадают ценности мужчин и женщин. Есть различия в системе приоритетов в зависимости от национальной принадлежности. Большое значение на формирование системы ориентиров оказывает окружение. Если человек рос в крепкой семье, его брак в будущем с высокой вероятностью будет прочным.

Как развить харизму мужчине

А когда ребенок провел детство в негативной атмосфере (обижали, наказывали, деморализовали), во взрослой жизни он может пойти двумя дорогами. Первый путь – выучиться, например, на психолога и помогать людям. Второй путь – поступать так же, как с ним обращались в детстве. И для человека этот вариант будет рассматриваться как жизненный приоритет. Поэтому огромное значение имеет не только формирование ценностей, но и построение системы правильных ориентиров.

Ценность
Антиценность
Свобода (дает возможности)
Зависимость (ограничивает действия)
Любовь
Ненависть
Карьера
Работа как необходимость
Счастье (радость)
Горе (страдание)
Порядочность (правда)
Безнравственность (ложь)
Внимание, забота
Безразличие

Сообразно своей системе ценностей, человек выбирает друзей. Иногда пути расходятся, поскольку меняются жизненные приоритеты. В супружестве, чтобы создать крепкий союз, позиции и взгляды должны совпадать, иначе брак не продержится долго.

Общечеловеческие понятия для всех людей имеют индивидуальный смысл. Руководство в жизнедеятельности жизненными ценностями помогает понять, на что тратить личное время, энергию и ресурсы.

Почему ценности не существуют вне человека

Ценности формируются личностями, то есть — людьми. Личность не может ориентироваться на  какую-либо  из ценностей, если эта ценность будет оторвана от действительности. Ценность отражает реальность. Исходя из этого, повторяющиеся оценки порождают нормы и принципы социокультурных групп, а затем — общества.  Эти оценки обычно являются устойчивыми для большинства людей. Они обладают значительным  личностный смыслом. На примере это можно пояснить так: большая часть общества понимает и признает, что человеческая жизнь является ценностью. Значит, её нужно беречь, в том числе — на законодательном уровне.

Это же понимание закладывается в сознание человека в процессе воспитания и развития личности: нельзя причинять вред, и, тем более, лишать жизни другого. Выступая свойством предмета либо явления, ценностная ориентация появляется не сама по себе. Её формируют  определенных отношения, которые возникают в обществе и жизни людей.  Так как каждая личность — уникальна, ценности, которыми наделяются предмет или явление, разнообразны.

То есть, один и тот же объект может отличаться оценкой каждого из тех, кто его характеризовал. Один человек может считать природу наибольшей ценностью, а другой — только источником ресурсов для существования.  Объект — общий, оценка — разная.

Делая вывод к сжатой  характеристике ценностей, оценке их значения личности, можно сказать, что ценности представляют собой значимый элемент внутренней структуры личности, который  формируется жизненным опытом,переживаниями, принципами человека.

Единство существующих ценностей  обеспечивает психологическую  устойчивость личности

Человек выбирает  определенный  тип поведения  или деятельности, исходя из того, что ему важно интересно и нужно. Ценности личности  являются тем фактором, который определяет активное побуждение к действию человека: мотивацию, и управляет ею

Виды ценностей

Существует два вида ценностей: материальные и духовные. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Материальные ценности

Это физические блага, играющие важную роль в жизни человека: движимое и недвижимое имущество, предметы, деньги и т.д. Примером материальных ценностей могут быть средства передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта), драгоценности (золото, драгоценные камни и изделия из них), дорогие вещи и техника.

Кто-то придает им более важное значение в жизни, кто-то менее, однако отрицать нужность материальных благ бессмысленно. Просто разные люди относятся к ним по-разному

Для кого-то иметь дорогую машину – это необходимость, а кто-то всю жизнь на работу ездит на троллейбусе и при этом абсолютно счастлив.

Духовные ценности

Это внутренние убеждения человека о таких вечных понятиях, как добро и зло, милосердие, сострадание и т.п., сформировавшиеся под воздействием общества, в котором он живет. Духовным ценностям свойственны некоторые деформации, связанные в первую очередь с быстро меняющимся миром. Хотя некоторые подвергают это утверждение сомнениям.

Для доказательства возьмем следующую ситуацию

Вспомните, что было важно людям в эпоху крестьянства. И сопоставьте их с теми духовными ценностями, которые распространены среди людей в настоящее время

Разница будет огромна. Меняется эпоха, нравственные и моральные убеждения так или иначе тоже подвергаются переосмыслению.

Существуют три вида духовых ценностей:

Общечеловеческие

Названы так, поскольку важность этого вида очевидна для всех. К ним относятся здоровье, семья, уважение к старшим, честность и т.д.

Моральные

Ответственность за свои мысли и действия.

Эстетические. Имеют прямое отношение к искусству.

Духовные ценности способствуют поддержанию мира и благополучия в обществе, позволяют нам существовать в гармонии и полноценно общаться друг с другом. Благодаря ценностям мы имеем такие понятия, как дружба, любовь, творчество, религия, вера и убеждения. Они неотделимы от нас и помогают быть такими, какие мы есть.

Функции ценностей

Ценности в нашей жизни значат очень многое. Они формируют своего рода скелет личности, на котором держатся все жизненные цели, определяют наши принципы, приоритеты, модели поведения.

Давайте рассмотрим основные функции подробно.

Регулятивная

Ценности позволяют личности регулировать свое поведение. Для того чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен вписывать свои действия в рамки общепринятых человеческих норм. Если поведение соответствует нормам культуры и морали, человек чувствует себя полноправной и полноценной единицей социума.

Если же действия индивида выбиваются из социально приемлемых моделей, он испытывает тревогу и дискомфорт, которые впоследствии могут перерасти в психические расстройства. Бесполезно отрицать общечеловеческие ценности, ведь они прочно закреплены на уровне коллективного бессознательного.

Прогностическая

На основе ценностей индивид выстраивает жизненную программу, расставляет приоритеты, планирует свою деятельность. Другими словами, он прогнозирует свое будущее. Силы и ресурсы на осуществление этой жизненной программы человек также получает через них.

Оценочная

Система ценностей – универсальный инструмент для оценки объектов и явлений. Она помогает ориентироваться в сложном и противоречивом мире и выбирать наиболее эффективные стратегии поведения. Через призму собственных приоритетов мы оцениваем все подряд, зачастую даже не замечая этого.

Например, ваш знакомый сообщает, что отправил свою пожилую мать в дом престарелых вопреки ее желанию. В вашей системе приоритетов семья стоит на первом месте, поэтому его поступок кажется вам аморальным и беспринципным. Вы принимаете решение не общаться с этим человеком, потому как он больше не вызывает у вас доверия.

Защитная

Ценности являются своеобразным фильтром, защищающим психику от ненужной информации, способной серьезно пошатнуть картину мира человека.

Как известно, мозг воспринимает информацию избирательно. Он просто неспособен переварить все, что попадает в поле нашего зрения. Специальные инструменты помогают ему упростить восприятие.

Например, мы можем просто не замечать чего-то, пропускать мимо ушей, сознательно или бессознательно игнорировать. Особенно это касается той информации, которая противоречит нашим принципам и мировоззрению.

Адаптивная

Ценности помогают индивиду удовлетворять свои потребности социально приемлемым способом. Они играют существенную роль в процессе социализации. Сначала человек приобщается к общечеловеческим ценностям, а затем уже на основе них формирует свои.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Мотивационная

Ценности являются мощным источником мотивации. Делая что-то во имя своих приоритетов, мы получаем мощный заряд побудительной энергии. В процессе достижения жизненных целей она помогает уверенно двигаться вперед и не сходить с дистанции раньше времени.

Эта функция заложена в некоторых техниках тайм-менеджмента.

Самый яркий пример – пирамида Франклина. Ценности являются основанием пирамиды, а над ними располагается все остальное: глобальные цели, долгосрочные планы, краткосрочные планы, планы на каждый день. В идеале каждое свое действие человек должен соотносить со своими жизненными приоритетами. Тогда у него всегда будет высокий уровень мотивации.

Первый тип ценностей: функциональные

В данной модели поведения потребителей среди различных альтернатив покупки предпочтение отдается той, которая предлагает большую функциональную, утилитарную или физическую полезность. Функциональная ценность имеет много общего с экономической теорией предельной полезности, описывающей поведение «рационального экономического человека».

Функциональная ценность покупки может быть выведена из его характеристик или атрибутов, таких как надежность, долговечность и цена. Например, решение о покупке автомобиля может быть основана на экономии топлива или с учетом стоимости технического обслуживания.

Задача маркетологов выявить, какое из качеств продукта предоставляют наибольшие выгоды и преимущества потребителю. И уже эти качества особо подчеркивать при продвижении продукта на рынок.

Дальнейшее развитие эта модель потребительского поведения получила в работах Каца. Он выделяет четыре позиции функциональных ценностей:

  1. Утилитарная. Под этим исследователь подразумевает функции продукта, связанные с основными принципами вознаграждения и наказания. Автор подчеркивает, что в этом случае наше отношение к продукции формируется исходя из того, получаем мы удовольствие от использования продукта или его использование причиняет нам боль.
  2. Способствующая самовыражению. В данном случае отношение к продукции формируется в зависимости от того, насколько продукт способен сформировать потребителю самооценку или способствовать самовыражению. Потребитель выбирает данный продукт не потому что он приносит какие-то выгоды потребителю, а потому что говорит окружающим о личности потребителя.
  3. Защита эго потребителя. Отношение к продукту формируется в зависимости от того, насколько продукт способен защитить потребителя от внешних угроз и внутренних переживаний, способных уязвить эго. К примеру, дезодорант мы используем для того, чтобы нас не застали с ужасным запахом из подмышек.
  4. Познание. Отношение к продукту может формироваться в зависимости от того, насколько продукт способствует упорядочиванию, структурированию знаний о продукте, пониманию его. Потребность в структурировании и упорядочивании представлений возникает когда потребитель находится в двусмысленной ситуации или сталкивается с новым продуктом.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: