Ларина-старшая и привычка
Фраза о «данной свыше» привычке, ставшая крылатой, пришла из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Полностью эта мысль звучит так: «Привычка свыше нам дана, Замена счастию она».
Такими словами поэт подводит итог описанию судьбы матери Татьяны и Ольги Лариных. Примечательно, что эта героиня – в отличие от отца девушек – даже не названа по имени. Имя могло быть любым – настолько типичной представлялась такая судьба для молодых дворянок той эпохи.
В юности мать Татьяны предстает одной из тех, кого литературный критик В. Белинский презрительно именовал «идеальными девами». Круг ее чтения составляют французские и английские романы, в которые она не вникает глубоко, что не мешает внешнему подражанию. Как «полагается» романтической героине, она обручена с одним, но любит другого. Впрочем, возлюбленный весьма далек от романтического идеала – обычный франт и игрок.
Желание окружить себя романтическими образами доходит до того, что юная дворянка дает французские имена своим крепостным («звала Полиною Прасковью»). Но время идет, девушка выходит замуж, окунуться в обыденную жизнь, взяться за управление хозяйством в усадьбе. Постепенно такой жизненный уклад становится привычным, и вот уже героиня вполне довольна своей жизнью. Может быть, ее и нельзя назвать безумно счастливой – но стабильность привычной жизни ее вполне устраивает.
Мы все глядим в Наполеоны
Мы все глядим в Наполеоны Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831) А. С. Пушкина (1799-1837), гл. 2, строфа 14: Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. Шутливо-иронически: об амбициозном, тщеславном, заносчивом человеке. А также самоиронично: о своих далеко идущих планах, замыслах и т. д.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое «Мы все глядим в Наполеоны» в других словарях:
наполеон — I. НАПОЛЕОН а, м. Napoléon. О императоре Наполеоне Бонапарте. простореч. Они <девки> пели: Всем начальникам Москва честь хвала, Да разоренная Москва до конца, Разорил Москву франец Палиен, Да Палиенщик парень молодой. Эртель Две пары. // РМ … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РАСКОЛЬНИКОВ — герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1865 1866). Образ Р. в общекультурном сознании выступает как сугубо идеологический, нарицательный и эмблематичный, оказываясь в ряду так называемых мировых художественных образов, таких,… … Литературные герои
Стилистические ресурсы лексики, или лексическая стилистика — – 1) раздел лингвистической стилистики, ориентированный на описание стилистических ресурсов совр. рус. лит. языка на лексическом уровне языковой структуры (см. работы Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, А.Н. Гвоздева, А.М. Ефимова, Д.И. Розенталя, Д.Н.… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Синекдоха — (греч.) вид тропа, употребление слова в переносном значении, а именно замена слова, обозначающего известный предмет или группу предметов, словом, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет; отсюда и латинское наименование этого… … Литературная энциклопедия
Иоанн (Крестьянкин) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоанн. Архимандрит Иоанн … Википедия
Иоанн Крестьянкин — Архимандрит Иоанн Имя при рождении: Иван Михайлович Крестьянкин Род деятельности: священнослужитель РПЦ, архимандрит … Википедия
Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. В этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется … Википедия
Наполеон I — Смотри также (1769 1821). Взгляд юноши Пушкина на Н. был тождествен со взглядом большинства русского общества [Каково было отношение к Н. дает понятия следующая выписка из сочинения Муравьева Некоторые из забав отдохновения . Н., говорит автор,… … Словарь литературных типов
СЕМАНТИКА — (франц. sémantique, от греч. sēmantikós обозначающий, sema знак), раздел семиотики и языкознания, исследующий значения знаков: слов и словосочетаний естественного языка (лингвистическая С.), поэтической речи (С. как часть поэтики),… … Литературный энциклопедический словарь
Двуногих тварей миллионы / Для нас орудие одно. — Двуногих тварей миллионы / Для нас орудие одно. Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823 1831) А. С. Пушкина (1799 1837) (гл. 2, строфа 14): Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами себя. Мы… … Словарь крылатых слов и выражений
Источник
Подводя итог «биографии» Лариной-старшей, А. Пушкин цитирует в вольном переводе изречение французского писателя Ф. Шатобриана: «Если бы я имел безрассудство еще верить в счастье, я бы искал его в привычке». Сохранились черновики, которые свидетельствуют о том, что первоначально эту фразу предполагалось вложить в уста Онегина – герой должен был сказать это Татьяне, объясняясь после получения письма. Вероятно, автор отказался от этого замысла потому, что могло возникнуть некоторое противоречие, ведь Онегин как раз представляет привычку врагом счастья («Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас»).
Впрочем, в образ Онегина эти слова вписались бы вполне органично. Объяснение Евгения с Татьяной – это не просто столкновение фантазий юной девушки с суровой реальностью, это столкновение романтизма и реализма, которое имело место в творчестве А. Пушкина в определенный период.
В «Евгении Онегине» этот мотив занимает значительное место. Ленский – романтически настроенный юноша – погибает, не выдержав столкновения с жестокой реальностью. Впрочем, автор не щадит ни его стихов, ни самого юного поэта: по мнению автора, Ленскому суждено было забыть и поэзию, и романтические устремления к юности, погрузиться в быт и стать заурядным обывателем. Иными словами, с Ленским должно было произойти то же самое, что произошло с матерью Татьяны: замена счастья привычкой. Это противопоставление выносит беспощадный приговор романтизму, с которым не так давно расстался сам А. Пушкин.
Пример 2
У каждой эпохи свои герои. Весь XIX век можно смело объявлять веком наполеонизма. Правда, в первой половине столетия Наполеон становится культовой личностью, а во второй — идеи наполеонизма начинают переосмысливать, это отражается и в литературном творчестве.
Наполеон Бонапарт — сержант, ставший императором — взбудоражил умы всех молодых людей Европы, проник в души и русского человека. Знала ли история еще примеры такого безудержного стремления к верховенству, такой головокружительной карьеры? В XIX веке — нет. Чем можно поступиться, чтобы завоевать мир, чтобы стать его властителем? Всем! И каждый неопытный молодой человек захотел повторить судьбу Бонапарта. Главное, твердо решить, захотеть, пойти и добиться, захватить свой Тулон. Какими идеалами придется пренебречь? О каких ценностях забыть? Стоит ли задумываться о средствах, когда впереди великая цель? На эти вопросы стали искать ответы гораздо позже Пушкин, Толстой, Достоевский.
Родион Раскольников — один из литературных героев, кому суждено вдохновиться наполеонизмом и, как следствие, поплатиться за это. Раскольников опьянен идеей, что все человечество делится на два типа людей: слабые, ведомые, пассивные «твари дрожащие» и те, кто «право имеют», им разрешено даже убить во имя благого дела. Именно так Раскольников и поступает, убивает старуху-процентщицу, которая наживается на несчастье бедняков. Однако, бывший студент не скрывает, что не только стремление к справедливости его ведет к убийству. Есть что-то большее. Он хочет проверить себя: сможет ли переступить черту, чтобы возвыситься над всей этой серой толпой? Вот она, созревшая идея наполеонизма.
«Преступление и наказание» Достоевский пишет, когда ему уже за 40. Он уже не увлекающийся юноша, а думающий мужчина, пришедший к Богу. Образ Наполеона уже не может вскружить ему голову, как Раскольникову. Он осознал, что жизнь — величайший дар, что счастливое общество невозможно построить на крови, что изменить мир к лучшему можно только дорогой добра. Именно поэтому Раскольникову придется пройти долгий и мучительный путь раскаяния, услышать свою совесть, признаться в антигуманности своих идей, чтобы вернуться к себе настоящему, любящему и доброму.
Да, мне близка трактовка Достоевского о бесчеловечности идеи наполеонизма. Позже, уже в XX веке, мир узнает о другом тиране, поднявшимся из низов, ослепленного схожей идеей сверхнации, которая должна править миром. Имя ему Гитлер, но это уже другая история.
Оцените, на сколько материал был вам полезен [Всего: 1 Средний: 5/5]
Совесть
Школьные сочинения
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Сочинения ЕГЭ
- Свободная тема
- Сочинения по картине
Литературные произведения
- Бородино
- Васюткино озеро
- Война и мир
- Гроза
- Дубровский
- Евгений Онегин
- Кавказский пленник
- Капитанская дочка
- Конь с розовой гривой
- Левша
- Мастер и Маргарита
- Муму
- Обломов
- Отцы и дети
- Теплый хлеб
- Шинель
Все произведения
Писатели и поэты
- Астафьев
- Булгаков
- Гоголь
- Гончаров
- Горький
- Грибоедов
- Достоевский
- Короленко
- Лермонтов
- Лесков
- Некрасов
- Островский
- Паустовский
- Платонов
- Пришвин
- Пушкин
- Распутин
- Толстой
- Тургенев
- Чехов
- Шолохов
Все авторы
Проблемы и темы
Милосердие Нравственность Патриотизм Природа Совесть вера верность война выбор героизм детство добро и зло доброта долг любовь мужество невежество сила характера сострадание ценности
Все проблемы
-
всего комплекса материалов
-
необходимых знаний
-
к ЕГЭ по русскому языку
-
доступ ко всей информации
Образцы сочинений по русскому языку и литературе: итоговые сочинения рассуждения для ЕГЭ, ОГЭ, примеры школьных сочинений на любую тему
Сочинения на любую тему
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Сочинения по произведениям
- Русские писатели и поэты
- Сочинения по картине
- Сочинения на свободную тему
- Сочинения ОГЭ
- Сочинения ЕГЭ
- Аргументы
- Речевые клише
- Проблемы в сочинении ЕГЭ
Раскольников и Наполеон
(0)
Образ главного героя произведения Федора Достоевского вызывает так много разных мыслей и переживаний у всех читателей, что разобраться с ними порой бывает очень непросто. Некоторые люди доходят даже до того, что могут попытаться сравнить Родиона Раскольникова с Наполеоном. Однако, если задуматься о содержании такого сравнения, то можно прийти к выводу, что оно имеет под собой определенные основания. Вот только даже если он и был Наполеоном, то, в отличие от настоящего Наполеона, он был неудачником, ведь его теория не оправдалась и не сработала. Достаточно распространенное мнение, что Родион Раскольников был страдальцем за все человечество. Так кем же он был на самом деле?
Есть несколько аргументов в пользу того, что он был Наполеоном-неудачником.
Во-первых, у него была достаточно сильная теория.
Конечно, в итоге мы видим, что она не сработала. Проявилось это в том, что Раскольников совершил преступление, но так и не смог стать счастливым человеком — он стал еще более несчастными, его постоянно одолевали упреки совести. Впрочем, он никак не отвернулся от теории, продолжал считать, что она правильная, просто он недостаточно хорош, чтобы соответствовать ей.
Во-вторых, мы можем сказать, что Родион был достаточно талантливым человеком.
Это можно увидеть хотя бы по тому, как он совершил свое преступление, не оставив при этом никаких доказательств против себя. Становилось понятно, что разоблачить его могут не следователи, а только он сам, если его собственная совесть выдаст его. Как мне кажется, это во многом говорит о том, что Родион — это Наполеон-неудачник.
Впрочем, есть некоторые аргументы в пользу того, что главный герой все же есть страдалец за все человечество. И лично мне эти аргументы почему-то значительно ближе, чем доводы в пользу того, что он был Наполеоном-неудачником. Я считаю, что можно с полной уверенностью сказать, что он пошел на преступление во многом потому, что общество, в котором он жил, было отнюдь не справедливым. К примеру, многие люди жили очень плохо и бедно, именно этим и было обусловлено возникновение теории Родиона, ведь он хотел отобрать деньги у тех, кому они не были нужны и отдать их тем, кто действительно в них нуждается. Впрочем, все равно это не позволяет человеку убивать.
Каким бы харизматическим ни был образ Раскольникова, я лично далек от мысли, что этот человек был Наполеоном-неудачником. Аргументы в пользу этого можно привести, но по-моему их будет недостаточно. Как мне кажется, более вероятно, что Родион страдалец за человечество, ведь то, к чему он пришел, стало следствием того ужасного состояния, в котором находилось тогдашнее общество.
0 / 5. 0