Корни лож-лаг

Правило -лаг-, -лож-

В корне -лаг- в безударном положении буква «а» употребляется перед буквой «г» в корне. А буква «о»- перед «ж» в основе -лож-.

  • По лаг ать — по лож ить;
  • При лаг ательное — при лож ение;
  • Из лаг ать — из лож ение;
  • С лаг ать — с лож ение;
  • Воз лаг ать — воз лож ить;
  • Распо лаг ать — распо лож ить;
  • Пред лаг ать — пред лож ить .

Внимание! Основа -лаг и -лож- не употребляется без приставки:

  • Нельзя: ложи. Нужно: клади;
  • Слова — исключения: полог и подлог.

Правописание некоторых чередующихся гласных

  • В корне -гар- ,-гор- под ударением следует писать «а»,без ударения -«о»: за гар , за гор елый.
  • В главной части слова — кос (н)- пишется «о», если после них пишется буква «н», в случаях с -кас — «а»: кас аться, кос нуться.
  • Основа -мак- употребляется в глаголах, имеющих в контексте словосочетаний значение «погружать в жидкость»: мак ать блин в сгущёнку.
  • А -мок- — в глаголах со значением «просеивать жидкость»:про мок нуть под ливнем.
  • В морфемах -бер- и -бир-, -дер- и -дир-, -мер- и -мир-, -блест- и -блист-, -стел- и -стил-, и подобных пишется буква « и» , если после них следует суффикс -а-, в противном случае пишется « е» .

Что еще почитать и посмотреть

Начните прямо сейчас заниматься на полностью бесплатных тренажерах от Викиума. Там есть разные тренажеры – на тренировку орфографической зоркости, на работу с правилами пунктуации, на восприятие текста и пр. Отберите для себя те, которые больше всего нравятся (см. раздел «Способность к работе с текстом»), и прокачивайте на них русский в свободное время. Например, в маршрутках.

Когда разберетесь с тренажерами, обязательно прочитайте вот эти мои статьи:

  1. Как научиться писать грамотно. Я постарался в этой статье дать не просто голословные рекомендации, а собрать указания к конкретным действиям, которые помогут вам быстро повысить уровень грамотности.
  2. Что такое орфограмма – очень маленькая статья, в которой я объясняю правила работы с орфограммами на уроке русского. И рассказываю о том, как я получил в пятом классе свою первую двойку по русскому. Как сейчас помню.
  3. Что такое орфография. В этой статье кроме определения орфографии я даю советы по ее быстрому усвоению, рекомендую полезные учебники и справочники.
  4. Курсы русского языка.
  5. Курсы русского языка для подготовки к ЕГЭ. В этих двух подборках я описал лучшие курсы русского, которые на данный момент существуют в интернете. Они почти все платные, но многие очень дешевые.

Напишите на этой странице электронный адрес, я на него отправлю вам четыре очень хороших электронных книги по русскому. В них простыми словами объясняются сложные правила, даются таблицы и схемы для быстрого запоминания. Для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ, эти книги будут бесценны.

Если вы ходите на репетиторство, то я вам рекомендую 1-2 занятия пропустить, подкопить деньги и купить за 890 рублей курс «Идеальный русский» от Викиума. Он продается с бессрочным доступом, там есть и теория, и практика в виде программ-тренажеров. Я думаю, хорошая вещь. Тем более, стоит дешево.

Вот, пожалуй, и все.

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 110,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 131,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 171,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 186,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 254,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 17,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 36,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 55,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 105,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 15,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 42,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 251,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 447,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 456,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 545,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 584,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 642,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 659,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 719,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 300,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 309,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 347,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Практикум стр. 66,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 175,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 215,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 217,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 227,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Практикум стр. 116,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Практикум стр. 8,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 31,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 37,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 172,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 188,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 190,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 248,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 281,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 391,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 516,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 419,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 36,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 165,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 237,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 254,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 329,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 345,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 362,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 169,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 200,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 261,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 12,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 23,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 117,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 144,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 174,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 175,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 192,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 229,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 363,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 424,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Чередующиеся

В таких корнях выбор букв зависит от разных критериев, поэтому морфемы сгруппированы по признаку, определяющему правописание.

Смотрим на суффикс

Суффикс а определяет, какую гласную писать в следующих корнях:

Этот же суффикс влияет на чередование О//А в группе корней:

  • -кос — кас- : коснуться — касание
  • -а(я) — ин- : поднять — поднимать
  • -а(я) — им-

Сюда же относятся лож//лаг(а): сложить//слагаемое.

Ищем ударение

От ударения зависит правописание таких корней с чередованием:

гор — гар

загар — загораю. Исключение: выгарки.

зор — зар

зори — заря. Исключение: зоревать.

твор — твар

тварить — творчество — творить.Исключение: утварь.

клон — клан

поклон — кланяться — склонить.

плов — плав — плыв

плавучесть. Запомнить: пловец, пловчиха, плывун.

Разбираемся со значением корня

Не сразу бросается в глаза разница в значении родственных слов вымокнуть и обмакнуть – в обоих словах речь о том, что сухое стало мокрым. Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым. Важнее, каким образом это произошло:

  1. Вымокнуть – пропитаться влагой. 
  2. Обмакнуть (блин в масло) – опустить в жидкость. 

Анализируем согласные в корне

Группа корней, где выбор гласной зависит от согласных:

-лаг- полагать, прилагательное
-лож- положить, предложить, изложить
-раст- возраст, растить
-ращ- выращивать, приращение
-рос- заросли, вырос
-скак- выскакивать, скакать
-скоч- выскочить, перскочить

Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс. Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет

Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог.

В каждой группе корней есть исключения. Эти слова запоминают, так как они не подчиняются правилам чередующихся корней.

Разновидности

Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:

  • непроверяемые,
  • проверяемые,
  • чередующиеся,
  • выбираемые.

От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму: обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.

Непроверяемые

Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:

  1. безударные гласные;
  2. согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.

Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.

Проверяемые

Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или согласный звук ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:

Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под ударением, или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:

гора́ – го́рка, в го́ры.

Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:

  • дуб – дубок, дубы;
  • честный – честь, честен.
  • весна – весенний, вёсен.

В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.

Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном русском языке сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других — соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:

Древнерусский вариант Церковнославянский вариант Примеры
-оро- -ра- город — ограда
-оло- -ла- полотно — платок
-оло- -ле- молоко — млечный
-ере- -ре- берег — прибрежный

Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова младший, молодой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.

«О—Ё после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е. Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё, если нет – тогда О (шёпот – шептать, шорох – родственных с Е нет).

Виды орфограмм в корне

Как не допускать ошибок

Многие спрашивают о том, как правильно говорить. Ответ достаточно прост: необходимо читать как можно больше книг. Зрительная память человека устроена таким образом, что схватывает незнакомые вещи и «сохраняет» их сначала в оперативной, а затем и в долговременной памяти. Иными словами, после прочтения книги с некоторым количеством новых слов они будут постепенно «оседать» в памяти. Закрепление будет происходить автоматически, так как психология человека построена в большинстве своем на подражании. Подсознательно мозг будет «вклинивать» новые слова в вашу речь, благодаря чему слова будут постепенно входить в лексикон и останутся там навсегда. Когда дело коснется написания, сработает зрительный механизм запоминания – слово напишется само собой. В устной речи, дабы не допускать подобных ляпов, которые были описаны выше, совет аналогичный. Еще одним, хотя и спорным, советом будет исправление окружающих. Наверняка вокруг вас есть такие люди, которые употребляют те или иные слова неправильно. Исправляя их, вы будете не только напоминать себе о правильном произношении, но и помогать другим.

Корни лаг-лож правило

касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается). клан — клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением — о и а : ср.

покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап — кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а — в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние .

Под ударением — только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг — лог — лож .

Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Посмотреть

Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.Корни с безударными проверяемыми гласными
Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки

Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

Корни с безударными непроверяемыми гласными
В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.Корни с чередованием1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем -е-.

Исключения: сочетать, сочетание2. Корни с чередующимися о//аПравописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.

-Гор-, -клон-, -твор-, -плав-, -зар- — так пишутся эти корни без ударения.

и перед суффиксом -а- е в остальных случаях
-бир(а)- собирать -бер- соберет
-дир(а)- обдирать -дер- обдерет
-мир(а)- замирать -мер- замереть
-тир(а)- обтирать -тер- обтереть
-пир(а)- запирать -пер- запереть
-жиг(а)- выжигать -жег- выжег
-стил(а)- расстилать -стел- расстелить
-блист(а)- блистать -блест- блестеть-чит(а)-
-чит(а)- вычитать -чет- вычет

Исключения: выгарки, пловец, пловчихаПравописание корней -мок- //-моч-//-мак-, -равн-//-ровн- зависит от значения.

Без ударения Под ударением
-гар-//-гор- загорел, горелый загар
-зар-//-зор- заря, озарение зорька
-клан-//-клон- наклонять, склонение кланяться
-твар-//-твор- творить,творение тварь

Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсьПравописание корней -кос-//-кас- завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

-мок-(-моч-) в значении «пропускать жидкость» непромокаемый 
вымокнуть
-мак- в значении «погружать в жидкость» макать
-равн- в значении «равный, наравне, одинаковый» приравнять, уравнение
-ровн- в значении «прямой, гладкий, ровный» выровнять
-кас- касаться, прикасаться
-кос- прикоснуться, прикосновение

Правописание корней -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- зависит от последующей согласной корня.

-лаг- полагать, прилагательное
-лож- положить, предложить, изложить
-раст- возраст, растить
-ращ- выращивать, приращение
-рос- заросли, вырос
-скак- выскакивать, скакать
-скоч- выскочить, перескочить

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав, полог, скачок.

Область применения правила

Корень – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения звуков и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.

Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.

Правописание корней кас-, кос-, лаг-, лож-

Отдельным правилом пользуются при написании безударных гласных в чередующихся корнях слов.В языке есть слова, в разных формах которых одна гласная заменяется на другую: «е» на «и», «а» на «о».Сегодня мы изучим 4 пары таких корней с чередованием букв а/о.

Прочитайте предложения и обратите внимание на написание выделенных слов

  1. Пуля не задела Ивана, прошла по касательной.
  2. Ветер слегка коснулся веток берёзы.
  3. Прикосновение к плечу было неприятным.
  4. Дело касается моей семьи.

Слова несут схожее значение (прикосновение чего-либо или к чему-либо), их можно было бы назвать однокоренными, если бы не гласные в корне. Эти безударные гласные нельзя проверить предыдущими двумя способами, и они не относятся к непроверяемым гласным. Гласные чередуются и разграничиваются на письме, хотя во всех случаях произносится и слышится звук «а».

Рассмотрим другую пару корней:

1.  Я предлагаю отличную идею.

  1. Полагаться на случай не придётся.

  2. Возложение венков к памятникам состоится завтра.

4.  Положить книгу на место.

Схожая ситуация, но в корнях чередуются не только гласные а/о, но и согласные г/ж.

Чередование пришло к нам из старославянского языка, когда действовали другие правила лингвистики. В современном языке это явление трудно объяснить, оно сохраняется по традиции.

Но чередование всё-таки подчиняется определённым закономерностям. Ещё раз взгляните на примеры. Какие особенности вы заметили? Какая гласная следует за корнями кас-, лаг-? Можете сделать выводы самостоятельно?

Итак, в корнях кас-/кос-, лаг-/лож- пишется буква «а», если после корня стоит суффикс «а», во всех остальных случаях пишется буква «о»:

  • соприкоснуться, касательно, коснитесь, неприкосновенность, касание, прикасаюсь;
  • изложение, предлагаю, расположение, располагаться, сложились, слагаемые.

Правописание корней лаг-/лож-можно запомнить и по другой закономерности: в безударных корнях перед согласной «г» всегда пишется «а», перед согласной «ж» – буква «о».

Имеется слово-исключение из правила: существительное полог (устаревшее слово, означает занавеску, которая закрывает кровать от чужих взоров от пола до потолка).

Дополнительная подсказка имеется для корней кас-/кос-. В словах с этими корнями перед сочетанием букв -сн- всегда пишется «о»: соприкосновение, прикоснуться, коснулись.

Перед выполнением домашней письменной работы, выполняйте задание устно, чтобы не допустить ошибок в тетради. Используйте порядок рассуждений:

  1. Находим корень слова.
  2. Если это чередование -кас-/- кос-, смотрим, следует ли за корнем суффикс «а».
  3. Если это чередование -лаг-/-лож-, ищем суффикс «а» и выделяем согласную г/ж в корне.
  4. Сверяем, не является ли слово исключением.
  5. Далее применяем изученные правила.

Как надо оформлять орфограмму лож-лаг

Вот смотрите, делаете вы дома упражнение по русскому языку. И вам там встретилось слово «перел…жить». Что сделает слабый ученик? Он просто вставит букву «о» и пойдет переписывать упражнение дальше. Что сделает слабый учитель? Ничего. Оставит как есть.

А сильный учитель поступит иначе. Он напишет на полях или под домашней работой «Где объяснение?» и поставит двойку.

Если вам встретилось слово с пропущенной буквой – надо его отработать. То есть объяснить эту пропущенную букву.

В корнях лож-лаг объяснять надо так. Вы подчеркиваете одной черточкой букву «а» или «о», которую вставили в слово. Затем выделяете корень «лож» или «лаг». Если после корня есть суффикс «а», то вы его выделяете как суффикс и подчеркиваете двумя чертами. А если его нет – пишете рядом в скобочках «(нет а)».

Другой вариант объяснения – подчеркнуть двумя чертами «г» или «ж».

Общие сведения о безударных гласных

Проверяемыми безударными гласными называются такие гласные в корне, на которые не падает ударение, и они нечётко слышатся, но их можно проверить, подобрав однокоренное слово или его другую грамматическую форму.

Столкнувшись с ними, пишущий человек сомневается, что написать на месте гласного в слабой редуцированной позиции.

  • Есть гласные – И, Ы, У, которые без ударения просто произносятся с меньшим напряжением воздуха. И орфография тут не страдает, мы всё равно пишем И, Ы, У.
  • Труднее дело обстоит с гласными О, А, Э и их мягкими аналогами. Без ударения эти звуки переходят в иные, например, О в А, Э в И. Происходит качественная редукция, следовательно, требуется проверка ударением.

Проще всего подобрать родственную форму, чтобы проблемное место стало отчётливо слышно. При верном подборе спорный звук становится под ударение, однозначно давая понимание верного написания слова, и по аналогии станет понятно, как написать исходное: .

Непроверяемые ударением гласные следует запоминать, а при необходимости обращаться к орфографическому словарю: .

Чередующиеся гласные — наиболее проблемный участок в орфографии, поскольку однокоренные слова с орфограммой есть, но они не являются проверочными, а еще больше запутывают. Ударением слабую позицию не проверишь. Группы с чередованиями регулируются специальными правилами и рядом исключений.

Особенности

Работая с изучаемой орфограммой в корне, школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки. Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах приставки, суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь.

Важно! Прежде, чем начинать проверку, надо установить, в какой морфеме (части слова) находится проверяемая буква. Распространенная ошибка – применение к одной морфеме правила для другой или попытка проверить, например, гласную в суффиксе с помощью гласной в окончании родственного слова.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Буквы О – А в корне –ЛАГ- — — ЛОЖ-

Слайд 2

Текст слайда:

Повторим.

Какой раздел науки о языке мы изучаем? ПродолжитеМорфема – это …Корень слова – это …Орфограмма – это …

Слайд 3

Текст слайда:

Для чего мы должны изучать орфограммы?Какие вы знаете орфограммы в корне слова?

Слайд 4

Текст слайда:

Безударные гласные в корнепроверяемые чередующиеся непроверяемые

Слайд 5

Текст слайда:

Разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы.

Л…сник, осм…треть, уд..рать, соч..тание, н…бесный, г…мнаст, прил…жить, изл…гать, расст..лить, м…ршрут, м…рковь.

Слайд 6

Текст слайда:

Проверим

лесник удирать гимнастосмотреть сочетание маршрутнебесный расстелить морковь приложить излагать

Слайд 7

Текст слайда:

Какова же наша учебная задача? Какую цель мы преследуем на уроке?

Слайд 8

Текст слайда:

Как мы можем
узнать правило
написания корня
с чередованием
-ЛАГ- — -ЛОЖ-? 

Открытие нового знания

Слайд 9

Текст слайда:

Самостоятельно выявите определённые закономерности

* Запишите словосочетания в 2 столбика, * выделите корень, * сравните слова и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Слайд 10

Текст слайда:

Напишешь изложение, предлагаем маршрут, разбор прилагательного, приложить усилия, сложить части, возлагать надежды.

Слайд 11

Текст слайда:

От чего же зависит правописание букв О-А в корнях –ЛАГ- — -ЛОЖ-? Сформулируйте правило написания чередующихся гласных.

Слайд 12

Текст слайда:

Закрепление

Составим алгоритм выделить корень;   подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» — «О»; можно выделить суффикс: если за корнем есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А».

Слайд 13

Текст слайда:

Работа с учебником

Страница 100. Прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом.

Слайд 14

Текст слайда:

Работа по алгоритму

Пол..жить в портфель Предл..гают путёвкуВозл..жить венокПол..гаюсь на друга Составьте предложения с этими словосочетаниями.

Слайд 15

Текст слайда:

Самостоятельная работа

Сложное предл..жение,   предл..гать командиру,  сл..жить парашют,  прол..жить дорожку, распол..жить по алфавиту,сл..гаемые успеха,сл..жение и вычитание

Слайд 16

Текст слайда:

Проверим

Сложное предложение,   предлагать командиру,  сложить парашют,  проложить дорожку, расположить по алфавиту,слагаемые успеха,сложение и вычитание

Слайд 17

Текст слайда:

Работа с учебником

Составьте словосочетания. Упр. 223.

Слайд 18

Текст слайда:

Запомните!

Корень -лаг—лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.д. Исключение составляет слово ложиться

Слайд 19

Текст слайда:

Неправильно говорить: «Ложу книгу на стол»  Правильно говорить:  «Кладу книгу на стол» «Положу книгу на стол»

Слайд 20

Текст слайда:

Раскройте смысл данных пословицОбъясните орфограммы

Не сиди сл..жа руки – так не будет скуки.

Отработав ,что пол..гается, съешь, что причитается.

Слайд 21

Текст слайда:

«Я свинья из басни Крылова.Не знаю, как пишется слово.Не могу я никак разобраться в корнях с чередованиями»

Слайд 22

Текст слайда:

Распределите слова по орфограммамв два столбика

Слайд 23

Текст слайда:

Игра «Четвертое лишнее»

Слайд 24

Текст слайда:

Составь слово

Слайд 25

Текст слайда:

Вставьте нужную букву в таблицу

разл..житьпредл..гатьотл..житьраспол..житьпол..жениеотл..гатьзал..житьбезл..гательныйизл..жениесл..гатьул..жить

Слайд 26

Текст слайда:

Подготовка к ЕГЭ

В каком ряду во всех словах пропущена  безударная гласная корня, проверяемая ударением?  1. Ж..натый, сл..жить, св..бодный 2. Сл..гаемое, м..лчаливый, ч..совой 3. Гл..внейший, нак..рмить, в..сёлый 4. Изл..жение, пол..жение, зв..зда

Слайд 27

Текст слайда:

Объясните орфограммы.
Начертите схемы предложений

Мы верно предпол…гали, что в поход пойдут все ребята. В рюкзаки сл…жили продукты, мячи, бутылки с водой. На поляне Дима предл…жил организовать футбольный матч. Когда победный гол завершил игру, девчонки разл…жили на скатерти съестное и пригласили всех на обед.

Слайд 28

Текст слайда:

Проверим

,(что … =…- ).. . (Когда — =),.

=

=

Слайд 29

Текст слайда:

Домашнее задание

§ 29, стр.100. Выучить правило. Упр. 225, 226 илисоставить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях)

Слайд 30

Текст слайда:

Подведём итог урока

Оцените свою деятельность и деятельность одноклассников, используя слова с корнями –ЛАГ- — -ЛОЖ ( излагали, предполагали, выложились, проложили и т.д.).

Слайд 31

Текст слайда:

Спасибо за работу!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: