Описание свойств воображения в психологии

Путь формирования

Есть несколько этапов развития воображения:

  1. Возраст – от 0 до 3-х лет. Ребенок учится узнавать изображение на картинке. При этом ребенок не привносит ничего нового, только воспроизводит старое, поэтому воображение существует внутри других психических процессов. Полноценное развитие воображения происходит тогда, когда ребенок начинает действовать в вымышленной ситуации.
  2. Возраст – от 3 до 4 лет. Воображение приобретает словесные формы. Также ребенок подражает действиям взрослого и на их основании выстраивает самостоятельное поведение. В играх он придумывает различные сюжеты, ситуации, новых героев.
  3. Возраст – от 4 до 5 лет. Появляются ситуативные мечты и мысли о будущем, но пока они неустойчивы. Обычно они обуславливаются событиями, которые вызвали эмоциональный отклик. Например, ребенок познакомился с другом отца, который работает врачом. Этот друг ему понравился, поэтому ребенок подумал, что тоже станет врачом, когда врастет.
  4. Возраст – 6 до 7 лет. У ребенка появляются замыслы, он ищет способы их реализации. Воображение работает изнутри, то есть, ребенку не так важна наглядность. Появляется творческий элемент.
  5. Возраст – от 7 до 11 лет. Расширению воображения способствует образование. У ребенка в воображении все еще много фантастических образов, но он постепенно отходит от них. Начинают использовать воображение для собственной выгоды, например, случаи детской лжи.
  6. Возраст от 12 до 17 лет. Воображение развивается в процессе учебы и творчества. Подросток посещает факультативы, кружки дополнительного образования, занимается с репетиторами. Это тоже развивает психические процессы. Поддержка и добрые слова от взрослых лишь улучшают развитие воображения.

Правда ли, что у детей воображение лучше? У детей воображение более активное, они его чаще и глубже применяют (например, во время многочисленных игр). У взрослого человека может быть не менее богатое воображение, но не столько много сфер для применения, сколько есть у ребенка.

Как понять, что у человека нет воображения? Есть такое заболевание – синдром дефицита воображения. Человек не может составить правильную комбинацию из действий, которые ему нужно совершить, не может представить мысленные или наглядные образы. Это чаще всего характерно для слабоумия. У здоровых людей не может не быть воображения, ведь все люди планируют, ставят цели, размышляют, как сделать дело лучше.

Виды

Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.

  • Активное воссоздающее строит образ по описанию.
  • Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало.

Вся культура создана творческим воображением.

Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне.

  • Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии.
  • Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.

Функции воображения

Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в «спящем» состоянии.

  • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
  • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
  • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
  • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
  • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
  • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

Примеры из жизни и искусства

Примеры воображения из областей жизни и искусства, интересные факты:

  1. Н. В. Гоголь при помощи силы собственного воображения сознал произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки». Реальные люди в произведении сталкиваются с мистическими существами и событиями, что делает атмосферу произведения притягательной. Образы воображения и яркость таланта писателя поражают не одно поколение читателей.
  2. В фильме «Ла-ла-лэнд» 2016 г зритель может наблюдать непростой путь к мечте, который проделали главные герои. А помогло им воображение и развитая фантазия.
  3. Фильм «Основатель» 2016 г рассказывает о человеке с очень развитым и чувствительным воображением. Он мог замечать изменения и интересные идеи там, где этого не было видно другим. Он доказал, что человек может достичь успеха, даже если от него все отвернулись.
  4. Френсис Скотт, автор романа «Великий Гэтсби» сам был отчаянным мечтателем. Он воспитывался в бедной и неблагополучной семье, у будущего писателя не было шансов окунуться в жизнь светского общества. Но его целеустремленность и желание завоевать девушку помогли добиться желаемого и навсегда войти в историю литературы.
  5. А вот Обломова из одноименного романа Гончарова воображение подвело. Обломов – это яркий пример того, что только мечтать недостаточно, нужно еще и действовать.

«Великий Гэтсби»«Вечера на хуторе близ Диканьки»«Ла-ла-лэнд»«Обломов»«Основатель»

Примеры из жизни.

Люди часто воображают. Проснувшись рано утром, человек мысленно выбирает одежду, комбинируя свои вещи в голове.

После выхода из дома мы продумываем кратчайший путь до работы или школы, учитывая погодные изменения или прочие условия.

После трудового дня мы придумываем, что приготовить из имеющихся продуктов.

Но не только в повседневной жизни мы задействуем воображение. К примеру, во время ремонта мы мысленно расставляем мебель по комнате и прикидываем, как будет выглядеть помещение после ремонта.


Когда человек находится наедине со своими мыслями, включается большое воображение. Пребывая в одиночестве можно проникнуть на глубокий уровень воображения и найти ответы на все интересующие вас ответы

Агглютинация как механизм воображения

Агглютинация — это процесс создания нового образа из частей других обозов. Этот процесс дает много информации о личности человека. Человеческая личность — это достаточно сложный механизм. Человек обладает интеллектуальными способностями, в сознании всегда идет мыслительный процесс. Все что существует в мире или создано природой, или создано благодаря человеку. Человек обладает удивительной способностью: он может создать нечто совершенно новое и уникальное.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Много примеров агглютинации есть среди сказочных существ: кентавр — соединение верней части тела человека и нижней коня, русалка – верхняя часть принадлежи женщине, а снизу — хвост, избушка на курьих ножках и так далее.

Агглютинация представляет то, что происходит в ходе мыслительной деятельности каждого человека. Процесс агглютинации есть практически у всех людей, как у здоровых, так и у не здоровых. В особо сильной степени она присуща людям страдающим шизофренией.

Агглютинация считается автоматическим действием, мы можем только увидеть результат агглютинации, но не можем узреть сам процесс, так как он находится внутри сознания человека. Для того что процесс агглютинации состоялся, человеку необходим запас опыта. Но тем не менее агглютинация не является процессом произвольным, то есть человек не специально обращается к своему опыту, а бессознательно и спонтанно.

Как нам известно воображение человека обогащается за счет человеческого опыта, чем больше человек в своей жизни узнал, увидел тем более широка развита его фантазия, тем больше новых образов он сможет спродуцировать.

Агглютинация по своему происхождению не случайна, ее образы получается из того, что заложено глубоко у человека в подсознании. Сам процесс делится на две части:

  • элементы не критикуются и не анализируются.
  • компоненты должны влиять на мыслительное обобщение, чтобы построить целый образ.

Функции воображения

Иногда воображение выполняет защитную функцию

Мозг человека не может долго оставаться в бездействии, потому люди предаются мечтам.

Для работы воображения необязательно наличие новой информации или решение каких-либо задач.

Известно, что человеку очень сложно остановить воображение и прекратить мыслить по своей воле.

В течение жизни человеческое воображение исполняет множество функций, основные из которых:

  • регуляционная – планирование будущего, представление путей достижения целей, регуляция и программирование деятельности и ее результата;
  • познавательная – знакомство с окружающим миром через концентрацию внимания, памяти и мышления, активизируемые воображением;
  • приспособительная – представление сложных явлений и образов через более простые;
  • психотерапевтическая – создание психологической защиты;
  • аффективная – изменение эмоционального состояния, снятие напряжения.

Используя свое воображение, человек контролирует процессы, происходящие в организме, а также подстраивается под различные ситуации. Известно, что благодаря воображению можно изменять частоту сердцебиения, показатели давления и температуры тела.

Силу воображения можно развить специально с помощью различных упражнений и психологических приемов. Занятия творческими видами деятельности тренируют воображение человека самопроизвольно.

Выполняя специальные упражнения, можно достичь полного расслабления тела или избавиться от болезненных ощущений.

Роль в деятельности

Воссоздающее воображение играет огромную роль в тех видах деятельности человека, которые не предполагают возможности использования практического опыта.

Так, историки описывают события, эпохи и людей из прошлого, опираясь на возникающие у них в сознании впечатления.

Эти впечатления формируются на основании полученных сведений.

Психологи, социологи, политологи, философы, географы, зоологи и многие другие специалисты часто не имеют возможности напрямую потрогать, услышать, изучить те объекты, которые они изучают.

Без воссоздающего воображения подобные виды деятельности сводились бы к механическому заучиванию известных фактов, а все остальное оставалось бы за пределами познания.

Следует учитывать, что само по себе воссоздающее воображение не позволяет эффективно осуществлять деятельность, если оно не будет опираться на реальную информацию.

То есть воссоздаваемые идеи должны соответствовать действительности, быть правильными.

Чем более обширно, точно и верно развито у индивида умение строить грамотные домыслы, тем более достоверные убеждения будут в итоге формироваться.

Роль воображения в жизни человека

Хорошее воображение — необходимое качество для успеха

В отличие от животных человек со своей способностью к воображению действует на перспективу, планируя будущее.

Воображение стимулирует человека к действию, заставляет проходить сложный, многоступенчатый путь, побуждает верить в результат своего труда.

Но, с другой точки зрения, человек-мечтатель удовлетворяет свои потребности мысленно, отказываясь от реальных усилий.

Такой негативный фактор снижает активность человека, оборачивая воображение против действительности.

Фантазия играет большую роль в производстве новых изобретений. Любой современный, привычный предмет являлся плодом фантазии человека сотни лет назад.

Благодаря воображению и упорному труду новые достижения постоянно внедряются в жизнь людей. Развитое воображение – это неотъемлемая способность успешного человека.

Что такое воображение в психологии? Активное и пассивное воображение

Список образов, которыми оперирует человек в течение своей жизни, включает в себя не только предметы или явления, существующие в объективной действительности. Это может быть и то, что ранее не воспринималось непосредственно индивидом: далекое прошлое или будущее, места, где он никогда не бывает и не побывает, не существующие во Вселенной живые существа. Отвечая на вопрос, что такое воображение, основной характеристикой которого являются удивительные для повседневной жизни образы, можно сказать, что это выход за пределы реального мира как во времени, так и в пространстве.

Однако житейское и научное определения человеческих фантазий очень сильно разнятся. В первом случае это лишь все нереальное, не соответствующее окружающей нас действительности, а следовательно, не наделенное никаким практическим значением. Ученые же не совсем разделяют мнение простых обывателей о том, что такое воображение. Определение его с научной точки зрения охватывает все стороны культурной жизни индивида и дает стимул для развития художественного, научного и технического творчества.

Человек – единственное живое существо на нашей планете, которому свойственно фантазировать, то есть отражать будущее и действовать в соответствии с ожидаемой (воображаемой) ситуацией, используя свои ощущения, восприятие и мышление.

Говоря о том, что такое воображение в биологии, можно сказать, что это познавательные процессы представления каких-либо будущих событий, в основе которых лежит создание новых образов, переработанных в результате восприятия, мышления и знаний о мире конкретного индивида, которые были получены в предыдущих жизненных ситуациях. Сущность любой фантазии – преобразование объективной реальности, в которой существуют предметы и явления, не имеющие никаких точек соприкосновения с действительностью. Именно этот феномен является важнейшим в процессе становления человека как действующего субъекта.

Советский психолог Лев Семенович Выготский называл два этих процесса близкими и по структуре, и по функциям. Им они характеризуются как чрезвычайно родственные, со схожими происхождением и строением. Говоря о том, что такое воображение в психологии, ученый считал его необходимым, неотъемлемым моментом мышления, особенно творческого, объясняя это тем, что процесс мышления включает в себя как прогнозирование, так и предвосхищение событий.

Различные проблемные ситуации заставляют человека думать, фантазировать, формировать в сознании представление о том, что можно сделать, укрепляющее мотивации поиска решения и определяющее его направление

Степень неопределенности спорных моментов жизни определяет важность роли воображения, осуществляющего свои функции даже при неполноте исходной ситуации, дополняя ее продуктами своей деятельности

Индивидуальные особенности развития воображения

У каждого человека разная степень развитости воображения, что отражается на его деятельности и отношениях в социуме. Индивидуальность людей в том, что они отличаются своим собственным видением мира.

Человеку со слабым воображением трудно решать задачи, связанные с мысленным проектированием и представлением конкретных объектов. Недостаточно развитое воображение делает жизнь менее яркой и эмоциональной.

Люди существенно отличаются по доминирующим типам воображения: зрительный, слуховой, кинестетический. Но бывает, что у человека сильно развиты все типы, что отражается в его характере и поведении.

В этом видео вы узнаете о психологии воображения:

Развитие


Творчество лучше всего способствует развитию воображения

Если Вы намереваетесь развивать свое воображение, то можно прибегнуть к следующим советам.

  1. Занимайтесь интеллектуальной деятельностью. Человек должен развиваться творчески и заниматься научной деятельностью.
  2. Учитесь мыслить креативно.
  3. Станьте более эмоциональным, развивайте в себе эмпатию.
  4. Обогащайте свой опыт восприятия.
  5. Продумывайте свои действия, рассматривайте возможные результаты.
  6. Старайтесь почаще фантазировать, представляйте какой бы была Ваша жизнь, если б в ее определенный момент произошли весомые изменения.
  7. Если у Вас есть детки, сочиняйте им сказки.
  8. Занимайтесь спонтанным творчеством, учитесь творить, используя различные материалы.

Теперь Вы знаете, что собой представляет развитие воображения. Человек должен понимать, что данная способность помогает лучше ориентироваться в мире, быть креативным, иметь нестандартный взгляд на привычные вещи. Нужно развивать воображение у детей и у себя, научиться планировать свои шаги, представляя возможные результаты.

Что такое воображение

Замечание 1 Под «воображением» в психологии понимают процесс, благодаря которому человек способен создавать образы и идеи в своем сознании.

Воображение имеет большое значение для человеческой психики, так как играет важную роль в таких процессах как:

  • моделирование
  • планирование
  • творческая деятельность
  • память

Процесс воображения можно дифференцировать по результату, оно может быть: репродуктивным и продуктивным. Под репродуктивным понимают воображение, в процессе которого воссоздаются образы, которые уже есть в реальности. Под продуктивным воображением понимают процесс, в результате которого появляется нечто новое.

По степени целенаправленности процесс воображения может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воображение состоит из воссоздающего и творческого воображения, в то время как непроизвольное воображение является не преднамеренным и непредсказуемым.

Помощь со студенческой работой на тему Механизмы воображения

Курсовая работа 460 ₽ Реферат 220 ₽ Контрольная работа 240 ₽

Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Образы в свою очередь могут быть конкретными и абстрактными, так и воображение может быть конкретным и абстрактным.

Воображение выполняет ряд важнейших функций. Оно дает возможность человеку представлять окружающий мир в образах, дает возможность используя их решать задачи.

Воображение помогает регулировать эмоции, познавательные процессы и состояния человека. Воображение предоставляет возможность обдумывать, представлять в образах некий план действий. Оно также позволяет человеку выполнять планирование, программирование и оценивание деятельности.

Выделяют следующие механизмы воображения:

  • агглютинация
  • гиперболизация
  • схематизация
  • акцентирование
  • типизация

Свойства и характеристики

Исследованием свойств и характеристик воображения активно занимались В. Штерн и Д. Дьюи. Они рассматривали его как изначально присущую человеку, «заданную» способность.

Своеобразие воображения понималось ими в присущем ему свойствах:

  • это мысленный выход личности за пределы непосредственно ею воспринятого и пережитого;
  • это образ желаемого будущего либо «зримый» результат определенной деятельности;
  • это возможность «оживить» и «переиграть» произошедшее.

По мнению тех же исследователей, воображение обладает следующими характеристиками:

  • Яркость и отчетливость. Они принимали за аксиому то, что у детей оно более яркое и оригинальное чем у взрослых, ведь у последних полет воображения сильно ограничивается критичностью мышления.
  • Реалистичность. Степень совпадения воображаемых образов и представлений с реальной действительностью.
  • Контролируемость. Возможность сознания влиять на течение процесса воображения и управлять им, изменяя определенные параметры или общую направленность по усмотрению человека.
  • Уровень активности образов. Общепринятая точка зрения – чем эмоционально насыщеннее создаваемые образы, тем они активнее. Например, страх невротика может полностью «заменить» реально произошедшее воображаемым развитием событий. Степень активности – возможность образов быть мотивами деятельности и поведения, их регуляторами. Максимальная побудительная сила присуща идеалам и фобиям, минимальная – грезам, фантазиям.

Воображение в психологии, виды которого не обладают устойчивыми характеристиками (даже индивидуальными) – это объективная данность. Они сильно варьируются в зависимости от того, насколько создаваемый образ значим для конкретного человека.

Предназначение

Иногда люди считают, что фантазии только вредят. На самом деле это важная часть психики, которая выполняет ряд функции. Основная – заключается в том, что с помощью воображения человек может представить результат своей деятельности.

Важно! Именно фантазии являются лучшим способом формирования мотивации. Когда индивид точно знает, что он получит в результате своей деятельности, то он добросовестнее трудится. В психологических исследованиях удалось выявить еще одну функцию воображения – это способность найти вариант действий в проблемной ситуации

В критической обстановке человек может воссоздать план поступков и найти выход

В психологических исследованиях удалось выявить еще одну функцию воображения – это способность найти вариант действий в проблемной ситуации. В критической обстановке человек может воссоздать план поступков и найти выход

Когда индивид точно знает, что он получит в результате своей деятельности, то он добросовестнее трудится. В психологических исследованиях удалось выявить еще одну функцию воображения – это способность найти вариант действий в проблемной ситуации. В критической обстановке человек может воссоздать план поступков и найти выход.

С помощью грез личность удовлетворяет свои потребности и восстанавливает эмоциональный фон. При плохом настроении это позволяет отвлечься и расслабиться.

Еще одна основная функция – это улучшение познания. Большинство изобретений рождается в момент, когда человек хочет что-то улучшить или придумать с нуля. Моделирование построено на развитии фантазии. Именно благодаря представлениям была создана вся техника.

Психология воображения и ее возможности

У каждого из нас немало скрытых способностей. Они подавляются множеством ограничений. Справиться с ними – преодолеть время и пространство, лень и апатию, инерцию и предубеждения – позволяет сила воображения. Без нее многое в нашей жизни осуществить было бы невозможно, в том числе:

• познавать себя и окружающий мир с помощью ярких образов и различных манипуляций ими;

• достигать эмоциональной разрядки, в том числе при медитативных тренингах, например, при выполнении практики набора энергии;

• регулировать отношения с людьми: убеждать их, влиять на их решения, устранять конфликты;

• добиваться улучшения здоровья в ходе релаксационной терапии;

• наслаждаться творчеством великих художников, композиторов, литераторов.

Сила воображения способна преобразовывать реальность до неузнаваемости. Конечно, многое зависит от направленности этой силы. Не будем забывать о вреде бесплодных иллюзий и больных фантазий, навязчивых идей и бредовых мыслей.

Но будем помнить, что воображение – это великий дар, сделавший прямоходящего примата венцом природы

По словам Анатоля Франса, оно способно превратить чувствительного человека – в художника, а отважного – в героя. А по мнению Дени Дидро, без воображения вообще не может быть ни мыслителя, ни поэта, ни просто человека

Особенности воображения младших школьников.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки результатов восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение — способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта.

Психологические механизмы или приемы создания образов воображения

Выделяют несколько психологических механизмов или приемов создания образов воображения.

Комбинирование— сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях.

Частный случай комбинирования — агглютинация. Это прием соединения каких-то частей от двух или нескольких предметов в целое.

Агглютинация широко распространена в сказочных сюжетах (например, кентавр, дракон, сфинкс, русалка, ковер-самолет)

Акцентирование — заострение, подчеркивание каких-либо признаков.

Этим приемом часто пользуются при рисовании карикатур и дружеских шаржей, преувеличивая, заостряя отдельные черты персонажей.

Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

а) утрирование

— намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека, качеств предмета;

б) гиперболизация

— преувеличение или миниатюризация — преуменьшение (мальчик с пальчик, великан, Дюймовочка, семиглавый Змей Горыныч).

Аналогия – прием построения образа по принципу подобия, например, по принципу подобия органа ориентации летучей мыши создан локатор.

Типизация— выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Обобщение и эмоциональное насыщение образа.

Этот механизм часто используется при создании литературных образов — на первый план выходят такие черты персонажа, которые характеризуют многих людей (например, Отелло – обобщенный образ ревнивца).

Знание этих приемов дало возможность управлять созданием образов. Оно позволило научить людей тренировать свое творческое воображение, придумывать новое.

Виды воображения

1. Произвольное (активное, преднамеренное) воображение

создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно представленной задачей в том или другом виде деятельности. Именно этот вид воображения необходимо специально развивать.

2. Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение

это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей.

Непроизвольное воображение действует тогда, когда человек фантазирует или мечтает без определенной цели, спит или дремлет. Образы пассивного воображения

возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продукты непроизвольного воображения — это сновидения, свободные фантазии, грезы, страхи, галлюцинации.

3. Воссоздающее (репродуктивное) воображение

это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался (например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких образах).

4. Творческое (продуктивное) воображение

это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.).

Особое место среди образов творческого воображения занимает мечта.

Мечта — это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто на будущее, а на желаемое будущее.

От мечты следует отличать беспочвенные мечтания, грезы.

Грезы — это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.

Элементы воображения в пассивной, непроизвольной форме возникают в сновидениях. Характерными для сновидений являются:

· их чувственная достоверность — когда человек видит сон, он часто ни на минуту не сомневается, что все это происходит с ним наяву.

· невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

· очевидная связь с потребностями человека.

Воображение. Его виды и механизмы

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым мало что соответствует в действительности (или ничего), то оно носит название фантазии

. Если воображение обращено в будущее, его именуютмечтой .

Виды воображения:

– Активное воображение. Пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

– Пассивное воображение. Его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

– Продуктивное воображение. В нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

– Репродуктивное воображение. Ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

1. Образное представление действительности.

2. Регулирование эмоциональных состояний.

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

– Агглютинация –

создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

– Акцентирование – выделение какой‑либо части, детали целого.

– Типизация

наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Речь, ее функции и виды.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт – как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.

Выделяют следующие основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно‑исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Речь имеет три функции: обозначения, обобщения и коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Функция обозначения (ее еще называют сигнификативной) отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Мотивация деятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: