Поэты Серебряного века русской поэзии
Определение
Серебряный век – это образное понятие, означающее временной промежуток в истории русской поэзии, датируемый концом XIX – началом XX веков.
Название данного периода появилось после его завершения. Термин возник среди русских эмигрантов по аналогии с «Золотым веком» – пушкинской эпохой.
Серебряный век характеризуется расцветом русской поэзии. К представителям рассматриваемого промежутка относятся не только известные поэты, но и многочисленные сочинители-любители. Все они способствовали созданию высокообразованного общества, что является характерной особенностью Серебряного века.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Творцы данного периода в своих произведениях передавали упадническое настроение личности, заставшей смену эпох. Спектр чувств и идей, возникающий у человека на рубеже веков, получил название декадентство. Это понятие в какой-то мере присуще творчеству всех поэтов Серебряного века.
Рассматриваемый период совпал с эпохой модернизма. Существовало три основных направления: символизм, акмеизм и футуризм.
Определение
Символизм – определяющее направление Серебряного века, главным признаком которого считается двойственный мир. В произведениях символистов мир делился на идеальный и материальный. Идеальный мир считался действительным. В 1910 году символизм пережил кризис, в результате которого родились новые направления: акмеизм и футуризм.
Определение
Акмеизм – течение в литературе, вступающее в полемику с символизмом. Акмеисты считали, что реальный мир так же важен, как идеальный. Объединение авторов данного направления называлось Цех поэтов, тем самым представители акмеизма утверждали, что поэт – это, в первую очередь, профессионал своего дела.
Определение
Футуризм – литературное направление, возникшее параллельно с акмеизмом. Футуристы отличались своим эпатажем, театральностью выступлений. Существовало 4 футуристических течения: эгофутуристы, кубофутуристы, «Мезонин поэзии» и «Центрифуга». Несмотря на некоторые различия, всех объединяло одинаковое отношение к культуре. Футуристы считали культурное наследие пережитком прошлого и призывали отказаться от него ради будущего – урбанизации и технократии.
Символизм
Течение стало ответом литературного общества на кризис, охвативший европейскую культуру в конце 19 века. В рамках направления было множество школ и течений, отличающихся восприятием символизма в эстетическом плане.
Дмитрий Мережковский
Русский писатель и поэт, а также муж Зинаиды Гиппиус. Он вошел в историю как основоположник русского символизма как полноценного жанра. Его идеи вызывали неоднозначные отклики, но при этом многие признавали оригинальность его мышления. Пика своего творчества он достиг уже в эмиграции, после 1919 года поэт уехал из России сначала в Польшу, а затем во Францию. Известные произведения Дмитрия Мережковского:
- «Христос и Антихрист»;
- «Царство зверя»;
- «Испанские мистики».
Автор известен не только как прозаик и поэт, но и как переводчик. Он перевел и адаптировал на русский язык такие произведения, как «Ворон» Эдгара По, «Чунг-Юнг» и «Та-Хио» (тексты конфуцианства).
Зинаида Гиппиус
Одна из самых ярких представителей поэтов и критиков серебряного века, жена Дмитрия Мережковского. Зинаида Гиппиус начала писать стихи с 7 лет, для ее первых произведений характерны мрачные настроения. Первое признание ей пришло уже в 19 лет, именно тогда она начала активную литературную деятельность, познакомилась со многими значимыми авторами Петербурга.
В 1904 году вышел сборник «Собрание стихов. 1889-1903». По мнению многих критиков, эта книга стала самым крупным событием литературы того времени. В ней словно была сконцентрирована вся история русского лирического модернизма. После Гиппиус выпустила еще несколько сборников стихотворений.
Валерий Брюсов
Русский поэт и один из основоположников русского символизма. Брюсов принадлежал к московской поэтической школе, а в литературу вошел в возрасте 13 лет. Но первый сборник стихов под названием Chefs d’oeuvre вышел только в 1895 году, уже после окончания МГУ.
Главной идеей своего творчества Брюсов считал «выразить тонкие, едва уловимые настроения». Благодаря своим неоднозначным взглядам на жизнь автор считается одним из родоначальников русского декадентства.
Константин Бальмонт
Один из самых ярких представителей позднего символизма 20 века. Он является автором 35 поэтических сборников, 20 прозаических произведений. Бальмонт занимался и переводами со многих языков:
- испанский;
- словацкий;
- грузинский;
- югославский;
- болгарский;
- литовский;
- мексиканский;
- японский.
Несмотря на огромную работоспособность, Бальмонт был нестабильным. Он не смог окончить университет из-за нервного истощения, несколько раз пытался покончить с собой. После революций поэт эмигрировал во Францию. В 1923 году Константин Бальмонт был номинирован на Нобелевскую премию в области литературы.
Александр Блок
Классик литературы 20 века, который еще при жизни стал иконой русского символизма. Александр Блок родился и вырос в дворянской семье, что отложило отпечаток на его стиль жизни и мировоззрение. Его творческим дебютом считается цикл «Стихи о Прекрасной Даме», при этом автор быстро достиг пика. Вершина творчества — поэма «Двенадцать».
Еще до революции критики и общественность отмечали одаренность Блока, музыкальность его стихов. Его «Незнакомку» знал весь Петербург того времени. Фирменный стиль Александра Блока – использование метафор в виде катахрезы (осознанная лексическая ошибка), которая переходит в символ.
III
П. Я. (М. Г. Петрова) «Он будет прав, потомства суд!..». «Дремлет мирное селенье…». «Долга, упорна ночь… Угрюмое сомненье…». Поздняя радость. «Всё выше волны…». «Нет, легче жить в тюрьме, рабом…». «В искусстве рифм уловок тьма…». |
108 |
ЛЕОНИД РАДИН (Л. К. Швецова) «Смело, товарищи, в ногу…». |
113 |
ГЛЕБ КРЖИЖАНОВСКИЙ (Л. К. Швецова) Варшавянка. |
114 |
ЕГОР НЕЧАЕВ (Л. К. Швецова) Дождь. Язычница. Мой храм. |
116 |
МАКСИМ ГОРЬКИЙ (Н. О. Осипова) «Не везет тебе, Алеша!» «Не браните вы музу мою…». Легенда о Марко. Прощай! <Монолог Василия Буслаева>. Песня о Буревестнике. <Стихи Власа из пьесы «Дачники»>. <Стихи поэта Кермани из «Сказок об Италии»>. «Уважаемые покупатели!» |
119 |
«Тихая лирика»
Противовесом «громкой» поэзии шестидесятников во второй половине 1960-х годов стала лирика, получившая определение «тихая». Поэтов этого направления объединяла общность нравственных и эстетических ценностей. Если поэзия шестидесятников ориентировалась на традиции Маяковского, то тихая лирика наследовала традиции философской и пейзажной поэзии Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина. К «тихой лирике» относится творчество поэтов Н. Рубцова, В. Соколова, С. Куняева и др. Их поэзию объединяют стремление осмыслить сложные противоречия века и поиски новой гармонии. По своему пафосу творчество «тихих лириков» близко реалистическому направлению «деревенской прозы». К «деревенской прозе» близок и Ю. Кузнецов, вошедший в литературу в 1960-е годы.
Гражданский пафос поэтов-шестидесятников и тонкий лиризм «тихих лириков» сочетался в творчестве дагестанского поэта Р. Гамзатова, на стихи которого написано множество песен. С «тихой лирикой» Гамзатова роднит вневременная, философская направленность его поэзии и обращение к национально-фольклорной образности.
Серебряный век русской литературы статья по литературе (11 класс) на тему
Серебряный век литературы
«Серебряный век» – это был подлинный расцвет мысли и талантов. В области философии – НА Бердяев, СН Булгаков. Русская живопись – ИЕ Репин, МВ Нестеров, МА Врубель. Группа «Мир искусств» — ВА Серов, АН Бенуа, НК Рерих, БМ Кустодиев. Театр – Ф Шаляпин, В. Комиссаржевская.
Поэты «Серебряного века» следовали пушкинским традициям, каждый в меру своего дара, а их новаторство выражалось в «расширении художественной впечатлительности» и в некоторых умеренных реформах стиха. Не все поэт, жившие в начале 20 века относятся к поэтам «Серебряного века». Только крупные таланты, с учетом их отношения к Пушкину и традициям 19 века.
- Поэты-символисты. Валерий Брюсов, Андрей Белый, Александр Блок, Иннокентий Анненский (близок по духу к символистам, не получивший заслуженного признания при жизни). Символизм – литературное направление конца 19 – начала 20 веков. Сложился во Франции в 70-80-е годы 19 века. Это индивидуальное представление поэта о мире, смутное и неопределенное. Красота и истина постигаются не рассудком, а интуицией. Действительность должна быть показана через намеки и полутона. Символизм распался к 1910 году, на смену ему пришли:
- Эгофутуризм (вождь Игорь Северянин) – поиск нового без отвержения старого.
- Кубофутуристы – «бросить Пушкина с парохода современности», не являются поэтами «Серебряного века». Они изобретали заумный язык, громили культуру – Велимир Хлебников, Алексей Крученых.
- Акмеисты («акме» — греч. «ясность»). Николай Гумилев, А Ахматова, Осип Мандельштам. Крестьянские поэты: Николай Клюев, С Есенин внесли свой вклад в поэзию «Серебряного века». Поэты, не примыкавшие ни к каким группам: Ив. Бунин, М. Цветаева – слышны в поэзии «Серебряного века».
- Футуризм – (от лат. будущее). Оформился как творческий союз в 1910 – е гг. Самое главное — отрицание наследия предшествующих литературных эпох. Они считали свою поэзию началом новых путей раскрепощенного слова. Стихи футуристов были подобны заклинаниям: Бобэби пелись губы. Вээоми пелись взоры. В этом не линия главное, а звук.
- Имажинизм (от франц. Образ) с 1919 года существовало несколько лет. С. Есенин, Шершневич, М. Цветаева, В. Волошин. Образ главенствует над мыслью. Может быть без содержания стихотворение, но должно быть много словесных образов:
Ягненочек – кудрявый месяц –
Пасется в голубой траве
С. Есенин
В августе 1921 года умер А. Блок, расстрелян Н. Гумилев – «Серебряный век» русской поэзии прервался. Временные рамки «Серебряного века» менее 20 лет, но созданное его поэтами во всей красоте и глубине русского слова – только в наши дни полностью становится достоянием читателей и объектом критики.
Такими были русские стихотворцы «Серебряного века»: Нобелевский лауреат И. Бунин. Нобелевский лауреат — А. Ахматова в мантии почетного доктора (увы! – не отечественного университета). Мать Мария – чье имя для французов – символ служения Добру. Анненский – знал 14 языков. М. Волошин, по беглым зарисовкам которого, геологи изучают структуру пород Крымского побережья. Люди величайшей культуры, тот светоч мысли, который так необходим нам сейчас.
IX
ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН (И. С. Багдасарян) Коктебель. Это было у моря… Весенняя яблоня. Интермеццо. Январь. Ты ко мне не вернешься… На реке форелевой. Янтарная элегия. Кензель. Клуб дам. В очарованье. Мороженое из сирени. Диссона. В блёсткой тьме. Увертюра. Классические розы. |
494 |
ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ (О. П. Смола) «Вечер. Тени…». Заклятие смехом. Кузнечик. «О, достоевскиймо бегущей тучи!..». «Бобэоби пелись губы…». «Когда умирают кони — дышат…». «Мне мало надо!». «Гонимый — кем, почем я знаю?». Перевертень. «Сегодня снова я пойду…». Зверь + число. «Годы, люди и народы…». «Усадьба ночью, чингизхань!..». «Моих друзей летели сонмы…». |
504 |
ЕЛЕНА ГУРО (О. Б. Кушлина) «Сильный, красивый, богатый…». Лунная. |
512 |
ВАСИЛИСК ГНЕДОВ (М. Л. Гаспаров) Азбука вступающим. Смерть искусству. |
514 |
ИВАН ИГНАТЬЕВ (М. Л. Гаспаров) «Почему Я не Арочный Сквозь?». «Жизнь — Ожидание. Искариота…». Opus: -45. |
516 |
776
ВАДИМ ШЕРШЕНЕВИЧ (М. Л. Гаспаров) À Claire. Спокойный. «Послушайте! Я и сам знаю, что электрическою пылью…». «Из-за глухонемоты серых портьер, це-…». «В переулках шумящих мы бредим…». «Мы пили абсент из электрической люстры…». «Я больше не могу тащить из душонки моей…». «Я не буду Вас компрометировать дешевыми объедками цветочными…». Марш. |
518 |
ЮЛИАН АНИСИМОВ (М. Л. Гаспаров) «Я люблю тебя и плачу…». Архангельский собор. Из Р.-М. Рильке. Из цикла «Ветер»: «Прикасаюсь к руке — и вижу…». |
524 |
СЕРГЕЙ БОБРОВ (М. Л. Гаспаров) Каменная баба. Конец сражения. Кисловодский курьерский. |
527 |
БОРИС ПАСТЕРНАК (Е. Б. Пастернак) «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Вокзал. Зимняя ночь. Из цикла «Осень»: <1.> «С тех дней стал над недрами парка сдвигаться…». Марбург. «Не как люди, не еженедельно…». На пароходе. Петербург. «Пушистою веткою машучи…». Не трогать. «Любимая — жуть! Когда любит поэт…». «Давай ронять слова…». |
530 |
НИКОЛАЙ АСЕЕВ (М. Л. Гаспаров) Башня королей. Объявление. Песня сотен. Пляска. «Когда земное склонит лень…». Повей вояна. Венгерская песнь. «За отряд улетевших уток…». «Ушла от меня, убежала…». Через гром. |
543 |
БОЖИДАР (М. Л. Гаспаров) Пляска воинов. Битва. |
550 |
ДАВИД БУРЛЮК (О. П. Смола) Канализация. Оп. 59: «Корпи писец хитри лабазник…». Оп. 60: Мертвое небо. Оп. 68: Копья весны. Оп. 75: «Каждый молод молод молод…». «Звуки на а широки и просторны…». В вагоне. |
552 |
НИКОЛАЙ БУРЛЮК (О. П. Смола) «С легким вздохом тихим шагом…». «Как после этого не молвить…». «Что если я, блуждая втуне…». «Пред деревом я нем…». |
556 |
АЛЕКСЕЙ КРУЧЕНЫХ (О. Б. Кушлина) 1. «Оязычи меня щедро ЛЯПАЧ…». 2. «Озазычи ляма щад». «У меня совершенно по-иному…». |
558 |
ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ (О. П. Смола) А вы могли бы? Я: 1. «По мостовой…»; 4. Несколько слов обо мне самом. Нате! Кофта фата. Послушайте! А все-таки. Скрипка и немножко нервно. Лиличка! Себе, любимому, посвящает эти строки автор. |
560 |
ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (О. П. Смола) Чурлю-журль. Сарынь на кичку! <Из поэмы «Степан Разин»>. Соловей <отрывок>. Наследство ржавое. Маяковский. Декрет о заборной литературе, о росписи улиц …. |
569 |
БЕНЕДИКТ ЛИВШИЦ (М. Л. Гаспаров) Люди в пейзаже. Тепло. Ночной вокзал. Летний сад. Дождь в Летнем саду. Казанский собор. Дворцовая площадь. Степной знак. Пророчество. |
576 |
ИВАН АКСЕНОВ (М. Л. Гаспаров) Мюнхен. |
582 |
СЕРГЕЙ ТРЕТЬЯКОВ (М. Л. Гаспаров) Ножницы. Первоснег. Восковая свеча. Ребенок. Фабрика. «Сердце изношено, как синие брюки…». «Дождь строчит по стеклу непонятные кляузы…». |
586 |
777
КОНСТАНТИН БОЛЬШАКОВ (М. Л. Гаспаров) Городская весна. Посвящение. Автопортрет. Последний гимн. |
589 |
ПАВЕЛ ФИЛОНОВ (О. Б. Кушлина) Песня о Ваньке Ключнике <отрывок>. |
592 |
ТИХОН ЧУРИЛИН (М. Л. Гаспаров) Конец клерка. Конец Кикапу. Слезная жалоба. Неторжественный гимн. Пустыня. |
594 |
РЮРИК ИВНЕВ (О. Б. Кушлина) «С каждым часом всё ниже и ниже…». «Господи! За упоминанье…». «Душу измученную и перепачканную…». «Себя ударить мне жалко…». «Я надену колпак дурацкий…». «Не думай, друг, что лучшие плоды…». |
597 |
Анна Ахматова
Анна Ахматова была представителем модернистского направления – акмеизма. С присущей этому течению яркостью образов поэтесса писала лишь в начале своего творческого пути. Более поздние стихотворения Ахматовой имели более сложный характер, но акмеистский дух оставался и в них.
Известность Ахматовой принесли ее первые сборники «Вечер» (1912) и «Чётки» (1914). Входившие в них лирические произведения отличались краткостью и остротой. Раннее творчество поэтессы было посвящено взаимоотношениям мужчины и женщины.
Стиль Ахматовой складывался из ряда особенностей:
- сочетание недосказанности и точность изображения;
- отображение внутреннего состояния лирического героя через внешний облик;
- частое использование противоположных образов;
- небольшие диалоги.
Самое большое по объему произведение Ахматовой – «Поэма без героя», написанная в 1940–1965 гг. по мотивам пушкинского «Евгения Онегина», представляет собой синтез истории, культуры и темы человеческого бессмертия.
Трагичность своей судьбы Анна Ахматова воспроизвела в поэмах цикла «Реквием» (1935–1940). Автобиографичное произведение описывает судьбу поэтессы, живущей во время сталинских репрессий.
Из-за напряженных отношений с правительством и ввиду политической ситуации в стране Анна Ахматова зачитала поэму «Реквием» публично только в 1962 году.
Владимир Маяковский
Владимир Маяковский считается крупнейшим поэтом XX века. Поэт относился к кубофутуристам. В своем творчестве он постоянно искал связь с широким читателем. Вопреки выкрикам «для кого вы пишете?» в свой адрес, Маяковский нашел свою аудиторию. Его стихи распространились по всей стране «летучим дождем брошюр».
Творчество Маяковского противоречиво и сложно. Поэт прошел творческий путь от одинокого протеста против капитализма к истинной пролетарской революционности.
В дореволюционных произведениях Маяковский воспроизводит отношение интеллигенции к идеям Октябрьской революции. Главная тема творчества Маяковского в этот период – растерянность человека перед капитализмом:
Поэма «Человек», 1916
Этим произведением Маяковский показывает, что «повелителем всего» в капиталистическом строе становится банкир. Он настолько всемогущий, что никакие силы не способны свергнуть его.
Маяковский один из немногих поэтов того времени отрицательно отнесся к империалистической войне 1914 года. Протест против войны он отразил в антивоенной поэме «Война и мир»:
После Февральской и Октябрьской революции произведения Маяковского становится проще для понимания широкой аудитории.
Наиболее яркое отношение к событиям революции отражено в «Левом марше».
В этом стихотворении духовно-нравственный конфликт сменяется политическим. Условное «мы» противопоставляется условному «они».
Энергичное «Левой! Левой! Левой!» дает команду идущим и выражает оптимизм поэта. Все это является характерной особенностью революционного романтизма.
Ч — Черви
Мы знаем два стихотворения Тинякова с названием «Весна» (а еще была книга с очень тиняковским заголовком «Весна в подполье»). Одно, про исступленных быков, написано, как водится, весной — в марте 1914 года. Зато второе почему-то в декабре, в 1908 году.
Быть может, Александр Иванович соскучился по теплым денечкам, но, что не удивительно, тоска по теплу и свету призвала на ум образы червей и падали. Не без некрофилии, но с биологической точностью Тиняков опять видит торжество жизни там, где оно действительно происходит — и где никто, кроме поэта-анатома и не подумает его искать, а уж тем более воспевать:
В увлечении червяками — желание Тинякова любой ценой проникнуть в непостижимые процессы. Точнее он формулирует это в тексте «Вера в жизнь»:
Поздний Серебряный век
После революций становится сложно разделить течения в литературе. Многие авторы становятся настолько самобытными, что не попадают ни под один из сложившихся стилей.
Марина Цветаева
Русская поэтесса, переводчица и прозаик. Марина Цветаева начала свое творчество в рядах символистов, посещая собрание кружка «Молодой Мусагет». Свой первый сборник стихов «Вечерний альбом» она выпустила осенью 1910 года, после чего последовал настоящий взлет ее карьеры. Вслед за ним вышли сборники «Волшебный фонарь» и «Из двух книг». Знаковые поэмы:
- «Крысолов»;
- «Попытка комнаты»;
- «Красный бычок»;
- «Сибирь».
Марина Цветаева очень болезненно воспринимала революцию и гражданскую войну в России. Из-за невыносимости реальности она эмигрировала в Париж, но к 1939 году вернулась обратно на родину. Не выдержав новостей о начале очередной войны, поэтесса покончила жизнь самоубийством, оставив три предсмертные записки.
Сергей Есенин
Один из самых лиричных и популяризированных поэтов 20 века. В раннем творчестве Сергей Есенин является примером классической новокрестьянской лирики, а в позднем – имажинизма. Сергей Есенин – мастер психологизированного пейзажа и тонкий лирик. В стихах он воспевает красоту России, любовь и буйство молодости. Как при жизни, так и после нее вышло немало сборников стихов и поэм автора. Самые известные из них:
- «Радуница»;
- «Преображение»;
- «Триптих. Поэмы»;
- «Исповедь хулигана»;
- «Пугачев».
Есенин известен не только своим творчеством, но и многочисленными любовными похождениями, разгульными вечеринками. Смерть поэта до сих пор воспринимается неоднозначно, многие считают, это было убийство.
Владимир Маяковский
Классик советской литературы и значимый поэт 20 века. Он вошел в историю как один из основоположников русского футуризма, драматург, сценарист и художник. Раннее творчество Маяковского экспрессивно, оно сочетает в себе митинг и камерную лирику. Под влиянием политической и общественной жизни стиль автора и подача стиха изменилась. Он начинает писать своей знаменитой «лесенкой», которая стала визитной карточкой поэта. При жизни было выпущено 200 произведений, включая следующие поэмы, ставшие классикой:
- «Облако в штанах»;
- «Флейта-позвоночник»;
- «Люблю»;
- «Хорошо!»
- «Во весь голос».
В последние годы жизни Маяковский много работал, считая себя пролетарским писателем.
Борис Пастернак
Борис Пастернак состоял в творческой группе поэтов-футуристов «Центрифуга». Авторы этого объединения испытали некоторое влияние символистов, что отразилось на их творчестве.
Пастернак считал деятельность поэта работой, которая требует большого вклада:
«Ночь», 1957.
Особенности, ставшие визитной карточкой творчества Пастернака, проявлялись уже в ранних стихотворениях поэта. Характерными чертами лирики Пастернака стали поэтизация обыденной жизни, философствование о любви, творчестве, жизни и смерти:
«Февраль», 1912.
Борис Пастернак избегал избитых фраз. В стремлении создать нечто особенное он использовал устаревшие слова, конкретные имена и топонимы. Стилистической изюминкой стихов Пастернака также стала синтаксическая игра. Поэт будто загадывает загадки:
«Поэзия», 1922.
Для творчества поэта характерна многоступенчатость ассоциативных рядов:
«Старый парк», 1941.
В этом стихотворении о войне двойная ассоциация: самолеты сравниваются с грачами и с девятками треф. Эта метафора рождена временем. В военный период самолеты летали строем по девять аппаратов.
Своеобразие лирики Бориса Пастернака также заключается в четкости выражения мыслей. Сам поэт утверждал, что в своих произведениях всегда стремился к простоте. В стремлении докопаться до истины творчество поэта претерпело эволюционные изменения. Многие стихи Пастернака рождают в читателе философские рассуждения о жизненном устройстве.
1956.
Акмеизм
Это направление является противоположным символизму. Поэзия акмеизма делает акцент на материальный мир, предметы и точность слова. Становление течения связано с основанием литературной группы «Цех поэтов».
Николай Гумилев
Известный поэт Серебряного века, основатель школы акмеизма. Гумилев известен и как первый муж Анны Ахматовой. Основными темами стихотворений поэта стали любовь, искусство и смерть. Отличительная особенность Гумилева – использование разных размеров стихов, его поэзия очень разнообразна. Известные сборники:
- «Горы и ущелья»;
- «Чужое небо»
- «Костер»;
- «Фарфоровый павильон. Китайские стихи»;
- «Огненный столп».
В отличие от многих авторов того времени, в его творчестве практически нет политических отсылок. Но, несмотря на это, летом 1921 года Николай Гумилев был расстрелян советской властью.
Осип Мандельштам
Один из крупнейших поэтов 20 века, прозаик, переводчик и литературовед. Осип Мандельштам с самого начала своей карьеры был вхож в литературное общество Петербурга. Он рано познакомился с сестрами Цветаевыми, Блоком и Ахматовой. А свои первые стихи читал в известном кабаре «Бродячая собака».
Поэтический талант Мандельштама достиг пика к 1930 году. Его имя было включено в списки видных литераторов того времени. В этот период вышло 8 книг, еще больше было написано. В 1933 году Осип Мандельштам написал роковое для себя стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны». После чего он был арестован, сослан в лагерь, где в 1938 году скончался от тифа.
Анна Ахматова
Одна из самых ярких поэтесс 20 века, Анна Ахматова, еще при жизни стала классиком. Свои первые стихотворения она опубликовала довольно поздно, в возрасте 22 лет, но при этом сразу была отмечена критиками. Творчеству Ахматовой присущи нравственность и личные переживания, тяга к классическому стилю. Пиком творчества считаются поэма «Реквием», «Четки» и «Поэма без героя». Стихи Ахматовой переведены на многие языки мира. Она дважды была номинирована на Нобелевскую премию.
Литературные направления 20 века
Главное направление литературы Серебряного века – это символизм. В диалоге и борьбе с ним возникают акмеизм и футуризм. Также в этот период отдельным направлением можно выделить имажинизм, но оно возникло уже в 1918 году. Поэтому литераторы спорят относительно того, был ли имажинизм частью Серебряного века или возник уже после того, как этот период закончился (его хронлогические рамки все же весьма условны).
Символизм
Хронологические рамки: 1890-ые гг. – 1910 г.
В конце XIX века в обществе набирали популярность прогрессивные идеи, критикующие устоявшийся уклад жизни россиян. Население все больше было недовольно действующим социальным делением и монархией в принципе, а потому в стране нарастали волнения. Творческой реакцией на это неспокойное время и моральный кризис стал символизм в литературе.
Изначально символизм возник во Франции, но русские авторы несколько его переосмыслили. Основные характеристики русского символизма:
-
размышления на тему глобальных философских вопросов;
-
материальный мир рисуется как маска, через которое прослеживается что-то потустороннее;
-
нет логического раскрытия темы, вместо него – символика чувственных форм;
-
общение к «тайным смыслам» через вещественный мир.
Среди поэтов 20 века, творивших в этом направления, выделяются «старшие» (прежде всего они обращались к эстетическому восприятию) и «младшие» (обращались к философско-религиозному восприятию) символисты. К «старшему» направлению относятся Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, к «младшему» — А. А. Блок, В. И. Иванов, А. Белый.
Футуризм
Хронологические рамки: 1909 г. – 1920-ые гг.
С 1909 г. в России начали появляться «поэты будущего». Им не нравилась предыдущая литературная эпоха. Ранее использованные художественные приемы они считали устаревшими и не подходящими для нового времени, в котором появились значимые достижения технического прогресса.
Основные характеристики литературного футуризма:
-
разрушение культурных стереотипов;
-
в нагромождении слов поэт выражает свои мимолетные и неуловимые ощущения;
-
отказ от синтаксиса и строфики;
-
появление новых слов;
-
схожесть с телеграфным текстом (ощущение, что стихотворение было надиктовано очень быстро – в этом выражалось стремление автора рассказать о своих сиюминутных и стремительно изменяющихся чувствах).
Также футуризм призывал к мировой революции. Обращения, с которым авторы высказывали свои позиции, нередко шокировали читателей.
Самые известные поэты-футуристы Серебряного века – это В. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин.
Акмеизм
Хронлогические рамки: 1910 г. – 1940 г.
Акмеизм является практически полной противоположностью символизма. Поэты, которые работали в этом направлении, предпочитали ясный взгляд на мир, а туманные образы и символы были им чужды. Тем не менее, они не отрицали, что окружающая действительность может быть грубой» и не всегда приятной, но они все равно старались найти в ней что-то прекрасное.
Основные характеристики акмеизма:
-
отказ от мистики, призыв взглянуть на реальный мир;
-
принятие окружающей действительности такой, какая она есть;
-
поэтизация мира;
изображения человека настоящими эмоциями и чувствами, которые он испытывает.
Самыми яркими представителями акмеизма являются следующие русские поэты Серебряного века: А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам. Они также называли себя «адамистами», отсылая к библейской фигуре Адама – первого человека, давшего наименование всему, из чего состоял окружающий его мир.
Имажинизм
Хронологические рамки: 1918 г. – 1924 г.
Представители этого литературного направления считали, что главное – это создать в своем творчестве определенный образ, который будет необычным для читателям, шокирует его и даст ему возможность сформировать ясное представление о тех или иных вещах.
Основные характеристики имажинизма:
-
попытка разработать уникальную классификацию образов;
-
метафора – основа творчества;
-
эпатажные и анархические мотивы;
-
скандальные выходки авторов для привлечения внимания к своему творчеству.
Известные последователи имажинизма: Н. Д. Вольпин, С. А. Есенин, Г. Л. Владычина, А. Б. Мариенгоф.
Цветаева
Марина Цветаева родилась в конце XIX века. Жизнь поэтессы была недолгой, но была насыщена самыми различными событиями, которые нашли отражение в её творчестве.
Марина Цветаева начала увлекаться литературой с самого раннего детства. Конец жизни поэтессы был осложнен неприятными жизненными обстоятельствами, её муж был расстрелян, а сама она не могла найти работу и прозябала в нищете. Решение проблем она смогла найти только в самоубийстве.
Множество стихов поэтессы стали популярными и до сих пор пользуются спросом среди читателей. Например, “После бессонной ночи слабеет тело” или “Ничего, что я любила”. Другие примеры сопровождаются разбором:
- Анне Ахматовой;
- О Москве;
- Идешь, на меня похожий…;
- Молодость;
- Кто создан…;
- Моим стихам…;
- Имя твое;
- Бабушке;
- Тоска по родине;
- Мне нравится;
- Родина.
Эгофутуризм
Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо?льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.