География
Устье реки Свияги, озеро Сиверское.
Площадь района вытянута с севера на юг и делится на две примерно равные части водораздела между бассейнами в Северном Ледовитом океане и Каспийское море . Территория разделена между бассейнами трех крупных рек — Волги , Онеги и Северной Двины . Северо-восточная часть района включает западную половину озера Воже , которое Кирилловский район делит с Вожегодским районом. Озеро, как и реки северной части района, относится к бассейну Онеги. Крупнейшие притоки Онеги в районе — Совза и Перешна . Река Совза протекает через озеро Вещозеро , а Перешна берет свое начало в озере Перешное , которое разделено между Кирилловским и Усть-Кубинским районами. Районы центрально-восточного района находятся в бассейне реки Порозовица , которая принадлежит бассейну Кубенского озера и Северной Двины. Участок западной границы района проходит на берегу Белого озера ; однако ни одна часть озера не принадлежит району. Реки остальной части района впадают в Шексну , которая превратилась в Шекснинское водохранилище . В районе много озер; среди самых крупных (после озера Воже и Шекснинского водохранилища) — озера Иткольское , Сиверское и Зауломское .
Единственный национальный парк в Вологодской области, национальный парк «Русский Север» , расположен в Кирилловском районе.
Север района, особенно территории вокруг озера Воже, покрыты болотами, крупнейшим из которых является болото Харонда (также совместно с Усть-Кубенским и Вожегодским районами).
Леса занимают 67% территории района.
использованная литература
Источники
- Законодательная Собрание Вологодательной области. Закон №371-ОЗ от 4 июня 1999 г. «О решении административно-территориального Вологодской области», в ред. Закона №2916-ОЗ от 7 декабря 2012 г. «О внесении изменений в Закон области» О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области «». Вступил в силу со дня официального опубликования. Опубликован: «Красный Север», №124–125, 29 июля 1999 г. (Законодательное собрание Вологодской области. Закон № 371-ОЗ от 4 июня 1999 г. « О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области» с изменениями, внесенными Законом от 7 декабря 2012 г. № 2916-ОЗ « О внесении изменений в Закон области» По вопросам административно-территориального устройства Вологодской области » . Действует со дня официального опубликования.).
- Правительство Вологодской области. Постановление №178 от 1 марта 2010 г. «Об утверждении реестра административно-территориальных единиц Вологодской области», в ред. Постановления №686 от 25 июня 2012 г. «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства области». Вступил в силу 20 марта 2010 г. Опубликован: «Красный Север», №29, 20 марта 2010 г. (Правительство Вологодской области. Постановление № 178 от 1 марта 2010 г. « Об утверждении Реестра административно-территориальных единиц Вологодской области» в редакции Постановления № 686 от 25 июня 2012 г. « О внесении изменений в различные постановления Правительства области . Вступает в силу по состоянию на 20 марта 2010 г.).
- Законодательная Собрание Вологодательной области. Закон №1116-ОЗ от 6 декабря 2004 г. «Об установлении границ Кирилловского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав», в ред. Закона №2809-ОЗ от 5 июля 2012 г. «О внесении изменений в отдельные Законы области, устанавливающие границы и статус муниципальных образований». Вступил в силу через 10 дней со дня официального опубликования. Опубликован: «Красный Север», №242, 11 декабря 2004 г. (Законодательное Собрание Вологодской области. Закон от 6 декабря 2004 г. № 1116-ОЗ « Об установлении границ Кирилловского муниципального района, о границах и статусе входящих в его состав муниципальных образований» с изменениями, внесенными Законом от 5 июля № 2809-ОЗ , 2012 « О внесении изменений в различные законы области, установления границ и статуса муниципальных образований области . Вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования».
«Будут снесены ваши головы тысячами!»
Известно, что все шестеро расстрелянных накануне убийства находились в кирилловской тюрьме. Суда над ними не производилось, следственных дел в архиве ФСБ не сохранилось. Вероятно, что условным «основанием» для расстрела послужил знаменитый декрет СНК РСФСР о «красном терроре», выпущенный незадолго до этого – 5 сентября 1918 года. Также есть сведения, что арест по крайней мере некоторых из шести новомучеников был произведен большевиками в качестве мести белым за убийство в Кириллове коммуниста Андрея Костюничева.
Андрей Иудович Костюничев был председателем местного Совета бедноты, организовывал в уезде продразверстку. Поздно вечером 11 сентября 1918 года, когда он находился у себя дома в деревне Сосуново, с улицы в окно был произведен ружейный выстрел, от которого он упал замертво. Убийцы скрылись с места преступления и так и не были выявлены. Однако местные власти решили придать делу политическую окраску.
Революционный трибунал постановил: «Ответить на убийство коммуниста Андрея Костюничева красным террором». Последовали многочисленные аресты. Арестовывали как подозреваемых в убийстве односельчан Костюничева, так и совершенно непричастных к делу «антисоветских элементов», которые были захвачены в качестве заложников.
Есть версия, что убийство Костюничева само по себе было провокацией большевиков. Достоверных сведений о какой-либо активности белого движения в Кириллове нет. Советская власть в городке была установлена еще в декабре 1917-го, и для красных Кирилловский уезд считался одним из «тихих».
В отличие от других «горячих регионов», здесь не было ни казачих восстаний, ни монархических выступлений. Не исключено, что ради успешной отчетности перед начальством кирилловские коммунисты сами сфабриковали «белый заговор» во главе с Преосвященным Варсонофием.
По крайней мере, так называемый «обыск» в покоях владыки, во время которого в тайнике епископа якобы было обнаружено оружие, был произведен заочно – в его отсутствие. Череповецкая газета «Известия Череповецкого губернского и уездного Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов», сообщая о казни «белых заговорщиков», утверждала, что при обыске у епископа Варсонофия была обнаружена «снаряженная бомба французского образца».
Увы, подбрасывание самых неправдоподобных улик было обычной практикой «рыцарей революции» (таким образом, например, у настоятеля Кирилло-Новоезерскогомонастыря при обыске был «найден» револьвер «бульдог», послуживший основанием для закрытия храмов в монастыре).
15 сентября в Кириллове были организованы торжественные похороны Костюничева, тот же день большевики «ознаменовали» расстрелом шестерых заключенных кирилловской тюрьмы. Заметка в местной кирилловской газете, посвященная похоронам Костюничева, заканчивалась словами: «За каждую голову честного борца будут снесены ваши головы тысячами!»
«Вот и наша Голгофа»
Всю ночь в тюрьме владыка молился (одни говорили, что читал псалмы, другие – что служил всенощную). На расстрел мучеников повели в 5 часов утра. В сопровождении карательного отряда из 20 человек они шли пешком по старой Горицкой дороге. Игумения Серафима прихрамывала, шла с палкой. Когда арестованные прошли Обшару и дошли до верстового столба, каратели приказали остановиться и свернуть с дороги направо.
– Вот и наша Голгофа, – сказал святитель Варсонофий, приблизившись к месту казни.
Игумения Серафима покачнулась. Она думала, что конвой ведет их к Горицкой пристани, чтобы отправить в Череповец, куда накануне был отправлен арестованный священник Ферапонтова монастыря отец Иоанн Иванов. И только теперь до нее дошел смысл происходящего. Епископ Варсонофий протянул руку и поддержал матушку:
– Матушка, приободрись! Ты – лицо духовное, нам надо на смерть идти не боясь, как на брачный пир, с веселием. Наступит время, когда нам с тобой будут завидовать.
Слабость прошла, и игумения спокойно пошла к месту казни. Один из приговоренных стал резко говорить по адресу палачей, но владыка остановил его:
– По примеру Спасителя нам нужно всем все простить; в иную жизнь мы должны перейти в мире со всеми.
Известно, что расстрел происходил при многочисленных свидетелях. Многие из них были еще живы в 1980-х годах, их воспоминания были записаны. Ни один человек из числа наблюдавших «казнь» не заступился за мучеников.
Из воспоминаний Белоножковой Авдотьи Лонгиновны, видевшей расстрел (деревня Карботка Кирилловского района, запись 1985 года): «Прибежал парень, говорит, что сидите, когда на солдатском огороде расстреливают? Все и побежали. Горушка Золотуха ступенечками. Все стоят, а те бегают и говорят: «Не плакать. Плакать не велели».
Крестный ход на гору Золотуха в день памяти новомучеников Кирилловских. Фото: delorus.com
Арестованных поставили лицом к горе Золотухе, спиной к Кирилло-Белозерскому монастырю. Стрелять собирались в спину.
– Простите меня, окаянную, – сказала матушка, обернувшись. Так она говорила каждый вечер, обращаясь к сестрам в своем монастыре.
Карателям послышалось, что она их назвала окаянными. Грянул первый выстрел, матушке попали в лицо. Затем раздались еще пять выстрелов, один за другим. Упали четверо, владыка остался стоять. Он молился с воздетыми к небу руками, читал отходные молитвы. Когда закончил, сказал «аминь» и услышал окрик:
– Да опусти ты руки!
– Я кончил, кончайте и вы, – произнес святитель, повернувшись к обители лицом и благословив ее.
Выстрелом в упор епископ Варсонофий был убит. Могилу заставили копать стоявших неподалеку купцов, новых заложников. Всех убитых положили в одну могилу без гробов, без отпевания. Над телами расстрелянных надругались, положив по двое: на бедного клали богатого, а тело епископа Варсонофия положили на тело матушки Серафимы.
Экономика
сельское хозяйство
Сельское хозяйство района существенно ограничивается растениеводством и животноводством, в результате и производством мяса и молока.
Транспорт
Всесезонными дорогами Кириллов связан с Вологдой , Череповцом , Белозерском , Вытегрой . Есть и дороги местного значения.
Волго-Балтийский водный путь (ранее известной как система Мариинск канал), соединяющий Рыбинское водохранилище в бассейне реки Волги и Онежского озера в бассейне реки Невы , проходит через район, после курса Шексны.
Северная часть Кубенского озера, входящего в бассейн реки Северная Двина, соединена каналом Северная Двина с озером Сиверское, городом Кириллов и рекой Шексна, соединяя бассейны Белого моря и Волги. . В 19 веке канал был главным водным путем, соединяющим Волгу с Белым морем. Однако в 1930-х годах был построен Беломорско-Балтийский канал , и канал Северная Двина потерял свое значение. Канал все еще функционирует, обслуживая грузовые и редкие круизные суда, которые ходят из Шексны в озеро Кубенское.
«Дорогой наш товарищ, друг народа, Владимир Ильич!»
Братия Кириллова монастыря во главе с игуменом Феодоритом, узнав о расстреле владыки, обратились к властям с просьбой разрешить перезахоронение епископа на территории обители. Разрешение было выдано, монахи прибыли на Золотуху и начали вскрывать захоронение. Однако извлечь тела убитых не удалось – на место прибыли красноармейцы.
Они стали угрожать монахам, стрелять в воздух и, несмотря на предъявленное монахами письменное разрешение председателя местного исполкома Волкова, потребовали немедленно закопать могилу. Братии пришлось подчиниться. На следующий день история повторилась. Вновь могила была потревожена и вновь зарыта.
Церковные власти также добивались возможности отпевания владыки Варсонофия архиерейским чином и перезахоронения его в Кирилло-Белозерском монастыре. Епископ Тихвинский Алексий (Симанский), ввиду отсутствия в Новгороде митрополита Арсения (Стадницкого) возглавлявший епархиальное управление, с этой целью направил в Кириллов члена епархиального совета, редактора Новгородских епархиальных ведомостей В.Н. Финикова.
Владимир Николаевич прибыл в Кириллов на девятый день после расстрела.Переговоры с исполкомами Кириллова и Череповца оказались безуспешными. «Как?! Разрешить вам перенести тело в монастырь? — возмутился председатель Череповецкого исполкома Тимохин. — Никогда! Вы его еще мощами захотите сделать!»
И все же Владимиру Финикову удалось совершить важнейший труд – он опросил свидетелей последних дней жизни владыки Варсонофия – насельников Кирилло-Белозерского монастыря, сестер Горицкой обители, а также спутника владыки в его последней поездке в Горицкий женский монастырь археолога Анисимова. Впоследствии собранные Финиковым материалы легли в основу жития святителя Варсонофия.
Хлопоты о перезахоронении мучеников по православному обряду длились вплоть до 1920 года. Один из приходских священников – отец Алексей Колчакский – написал об этом прошение личноЛенину. Текст письма демонстрирует, до какой степени унижения было доведено русское духовенство уже в 1920 году:
Дорогой наш товарищ, друг народа, Владимир Ильич!
Надежда на Вашу безграничную доброту и справедливость даёт мне смелость, по заповеди Христа «просите и дастся вам», утруждать Вас всепочтительнейшею просьбою.
В 1918 г. в сентябре были преданы расстрелу в г. Кириллове Череповецкой губернии епископ Варсонофий, Ферапонтова монастыря игумения Серафима и с ними пять человек мирских лиц. Они лишены были погребения по обряду православной христианской Церкви и лежат до сих пор в общей могиле, вдали от кладбища, неотпетыми. От лица монашествующих, духовенства и граждан г. Кириллова, почитавших своего архиерея — отца Варсонофия, я осмеливаюсь Вас почтительнейше просить, хотя в виде «амнистии» дать разрешение нам останки этих жертв предать земле по православному христианскому обряду с переносом на свои кладбища. Признаюсь, местными властями было дано монахам Кирилловского монастыря 2—3 часа для перенесения тела епископа в монастырь, но последние что могли сделать в такой короткий срок?!
Будьте любезны и добры, дорогой наш правитель Владимир Ильич, разрешите отдать нам свой последний долг своему епископу и иже с ним. 1920 года 17 октября. Ваш покорный проситель и слуга Ковжской церкви Череповецкой губернии и уезда. И. д. благочинного, священник Алексей Колкачский.
Просьба священника удовлетворена не была. Вместо этого письмо было переправлено в редакцию журнала «Революция и Церковь» (крупнейшее в РСФСР того времени антирелигиозное издание) для публикации и осмеяния.
Историческая справка
I. ИСТОРИЯ ФОНДООБРАЗОВАТЕЛЯ
Духовное правление – местное коллегиальное церковное судебно-административное учреждение, созданное для контроля за деятельностью приходского духовенства и монастырей, удаленных от архиерейской кафедры. Возникать эти учреждения начали не ранее 1721 г. Первоначально они назывались синодальными духовными приказами, синодальными духовными канцеляриями, десятильничьими дворами и располагались в уездных городах или крупных селах при больших монастырях (Государственность России (конец XV в. – февраль 1917 г.): Словарь-справочник. М.: Наука, 1999. Кн. 2. С. 65).
По указу Синода «Об инстанциях Духовного суда и о делах духовного ведомства» от 4 сентября 1722 г. Духовные правления стали низшей инстанцией духовного суда (ПСЗРИ I Т. 6. № 4081. С. 764-765). Первоначально они занимались рассмотрением дел о богохульстве, раскольничестве, о законности браков, о хищениях церковного имущества, кражах, растратах, бесчестном поведении священно-церковно-служителей и др. В первой половине XVIII в. была введена должность благочинных, подчинявшихся Духовному правлению. В их компетенцию перешел надзор за приходскими церквями и монастырями (Там же. Т. 10. № 7450. С. 363). К середине XIX в. функции Духовного правления были несколько расширены, в них входило: прием документации от приходских церквей (метрических, обыскных и пр. книг, исповедных росписей и др.), сбор денег на постройку церквей, расследование преступлений, совершенных в близлежащих местностях, выдача по требованиям присутственных мест выписок из метрических книг и др.
Состояли Духовные правления из присутствия и канцелярии. Главой, как правило, был настоятель ближайшего монастыря или протоиерей ближайшего храма. Правление состояло из священников из черного и белого духовенства, назначаемых по представлению архиерея и утверждаемых духовной консисторией. Подчинялось Духовное правление епархиальному архиерею и консистории.
Кирилловское духовное правление было открыто по указу Вологодской духовной консистории от 21 сентября 1777 г. в г. Кириллове (Ф. 496. Оп. 1. Д. 3204. Л. 7). Первыми его членами стали «наместник иеромонах» Кирилло-Белозерского монастыря Дионисий, казначей Кирилло-Белозерского монастыря Гедеон и протопоп г. Кириллова Петр (Там же). В состав канцелярии вошло 9 десятоначальников и подканцелярист (Там же. Л. 14-14 об., 15 об.). В ведомство правления вошли церкви г. Кириллова, Кирилловского уезда и части Вытегорского уезда (Там же. Л. 9). На 1795 г. было приписано 98 церквей, из которых 2 находились в г. Кириллове (Ф. 1147. Оп. 2. Д. 239. Л. 3-7 об.).
Первоначально Кирилловское духовное правление подчинялось Вологодской духовной консистории, затем около 1790 г. отошло в ведомство Новгородской духовной консистории.
Во второй половине XIX в. в связи с большим количеством Духовных правлений, которые, в основном, дублировали деятельность консисторий, начался процесс их закрытия. Кирилловское Духовное правление было упразднено на основании указа Новгородской Духовной консистории от 18 августа 1867 г. № 8388 (Там же. Д. 1986. Л. 12 об., 13).
II. ИСТОРИЯ ФОНДА
Документы постоянного хранения впервые поступили на хранение в архив 12 июля 1952 г. из Череповецкого филиала Вологодского облгосархива. Следующие поступления документов были в 1953, 1954, 1965, 1998 гг.
На документы фонда было составлено 7 описей за 1781-1866 гг.
Проверки наличия и состояния дел проводились в 1970, 1986 гг.
Заседанием НМК от 9 ноября 2012 г. № 3 метрические книги (256 ед. хр.) в составе фонда отнесены к особо ценным документам.
Условия хранения и физическое состояние документов удовлетворительные.
В фонде на 25.01.2017 значится 2644 единицы хранения.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКУМЕНТОВ
В фонде имеются:
Указы Вологодской и Новгородской духовных консисторий.
Журналы заседаний Кирилловского духовного правления, ведомости о состоянии церквей и церковного имущества, о выдаче пенсий, о поступивших указах, приходо-расходные ведомости, реестры исходящих и входящих документов и др.
Рапорты десятоначальников и благочинных.
Формулярные списки священно-церковнослужителей, документы о строительстве церквей, о взыскании денежных средств, награждении, наказании священно-церковнослужителей, о разделе имущества, наделении землей и др.
Метрические книги, исповедные, клировые ведомости церквей г. Кириллова и Кирилловского уезда.
«За подстрекательство к бунту»
Игумения Серафима (Сулимова). Фото: foma.ru
Игумения Серафима (Сулимова) был настоятельницей Ферапонтова монастыря (приблизительно 20 км от Кириллова). На момент расстрела ей было 60 лет. В возрасте 17 лет она поступила в Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь, в 1901 году была пострижена в монашество. В 1905 году, когда был заново открыт Ферапонтов монастырь, она вместе с несколькими леушинскими сестрами приехала восстанавливать древнюю обитель. 2 июля 1906 года монахиня Серафима была назначена игуменией Ферапонтова.
Матушка Серафима много внимания уделяла образованию и воспитанию детей из Ферапонтовской слободы. С открытием обители начали действовать рукодельные классы для девочек, а в 1909 году была построена женская церковно-приходская школа. Монастырь на свои средства ее содержал, кормил детей, шил для них школьную форму.
Когда в 1918 году в уезде начались реквизиция церковных ценностей и повсеместное разграбление храмов, местные крестьяне не допустили комиссаров к святыням Ферапонтова. 12 мая 1918 года игумению Серафиму вызвали в Кирилловский исполком для допроса, а затем арестовали, обвинив в подстрекательстве крестьян к бунту.
Первоначально матушка содержалась под домашним арестом на монастырском подворье. Ее лишили права выезда из города до следствия. Одновременно «за погромную агитацию против Советской власти и против комиссии по учету монастырей Кирилловского уезда» заключили в тюрьму монастырского священника, отца Иоанна Иванова (в июне его перевели в Череповецкую тюрьму, откуда он уже не вернулся).
Арестованную матушку посещал епископ Кирилловский Варсонофий. Вместе с владыкой они обсуждали новости о гонениях, говорили о том, что, возможно, в скором времени их самих ожидает расстрел. «Я не боюсь насильственной смерти, но я не смею думать, чтобы Господь нашел меня достойным мученической кончины», — сказал матушке владыка Варсонофий.
В час ночи 15 сентября за матушкой Серафимой приехала подвода с охраной, и игумению доставили в кирилловскую тюрьму. На рассвете ее повели на расстрел – вместе с владыкой Варсонофием.